Реферат по предмету "Философия"


Фрейд и его понимание человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Реферат
Дисциплина: Философия
Тема: Фрейд и его понимание человека
Студентки 1 курса заочного
Мазехиной А. Г.
Бологое, 2007 г.

Содержание
1. Жизнь З.Фрейда
2. Психоанализ и новое пониманиечеловека
3. Вытесненная культура и чувствовины
Литература

Жизнь З.Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856 –1939) – австрийский психиатр, психолог, невропатолог, основоположникпсихоанализа. Родился в Чехии в семье еврея, торговца. Когда Фрейду было тригода, семья переехала в Вену, где жили они довольно бедно. В школе он отличалсяблестящими успехами. Окончил школу со знанием латинского, греческого,французского, английского, итальянского и испанского языков (не считаяеврейского и немецкого). Он пользовался всеобщим поклонением в семье (у негобыло еще 5 сестер), где делалось все, чтобы способствовать его учебным знаниям.По мнению самого Фрейда, он был «бесспорным любимцем» своей матери, которая вдальнейшей жизни называла его «мое золотце Зиги».
В 1873 г. Фрейд поступилв венский университет для изучения медицины и получил степень доктора в 1881 г.В университете он изучал физиологию под руководством Э.Брюкке, оказавшего нанего большое влияние.
После окончанияуниверситета Фрейд занялся научными исследованиями, но вследствие трудногофинансового положения ему пришлось отказаться от них, и он стал работать ввенском госпитале. Получив стипендию от университета, он провел 6 месяцев вПариже, занимаясь под руководством Шарко, известного невропатолога,практиковавшего гипноз для лечения истерии. Шарко оказал на Фрейда значительноеинтеллектуальное влияние. После долгих лет обучения Фрейд в 1886 г.сформировался как спе6циалист по нервным болезням. В этом же году он женился полюбви на марте Бернейс.
В силу того, что секс всочинениях Фрейда играет важную роль, его брак и сексуальная жизнь вызывализначительный интерес. В трехтомной биографии Э.Джонса «Зигмунд Фрейд. Жизнь итворчество.» говорится, что его жена была не только величайшей, но также иединственной любовью его жизни. Нет никаких доказательств для имевших местопредположений, что у него была любовная связь с сестрой жены Минной Бернейс,которая стала членом их семьи и никогда не выходила замуж, или с ЛуАндреас-Саломе, которая была его ученицей с 1911 по 1913 г. Однако имеютсядоказательства, что обе эти женщины понимали и ценили идеи Фрейда больше, чемего собственная жена, и что сексуальные влечения Фрейда ослабели раньше, чем убольшинства мужчин.
В 1895 г. он написалнебольшую книгу «Проект научной психологии», в которой выразил свои претензиистать своего рода Ньютоном в области духовного, полагая, что психология, чтобыбыть научной, должна следовать материалистическому пути физики и химии и«представлять психические процессы как количественно определенные состоянияспецифических материальных частиц» в виде притяжения и отталкивания. Он понималдуховное как «психическую энергию», которая, истекая из нейронов, может течьсвободно, быть блокированной или направленной в другое русло. Хотя в дальнейшемФрейд рассматривал психическую сферу как автономную, от этой механическоймодели он не отказался, пытаясь совместить ее с концепцией бессознательного.
В 1880-е большинствопациентов, обращавшихся к специалистам по нервным болезням, страдало неврозами,и все лечение, за исключением гипноза, было неэффективно, гипноз жерассматривался как шарлатанство. Фрейд стал применять гипноз для лечения с 1887г., а с 1890-х годов заменил гипноз методом «свободных ассоциаций», состоявшимв том, что пациенту предлагалось говорить все, что придет в голову, с надеждой,что такие косвенные мысли оживят подавленное травматическое событие, котороевызвало болезнь.
В работе «Толкованиесновидений» (1900) Фрейд дает свое понимание невроза как результатаобщечеловеческих конфликтов и трудностей жизни, как выражение конфликтностипсихики человека. Между бессознательным и сознанием существует конфликт,который приводит к вытеснению примитивных влечений и их символическомуудовлетворению. Там, где ослабевает контроль сознания, возникают защитныемеханизмы, выражающиеся в бессознательном. Сновидения, эти «неврозы нормальногочеловека», как раз и являются этим иррациональным выполнением вытесненныхжеланий, связующим звеном между нормой и патологией.
С прояснением проблемысоотношения сознания и бессознательного постепенно начал формироватьсяфрейдовский психоанализ как метод лечения неврозов посредством вскрытиябессознательных психических процессов личности.
Психологическая концепцияФрейда включала феномен психического сопротивления личности раскрытиювытесненных воспоминаний, а также признание существования внутрипсихическогофактора цензуры, лежавшего в основе вытеснения.
В дальнейшем Фрейд наоснове опыта лечения истерии сформулировал также понятие трансфера – переносапациентом страстного влечения на своего терапевта, и теорию детскойсексуальности для объяснения травматического опыта, обнаруживаемого прилечении.
Когда формировалисьосновные положения психоанализа (1894 – 1902), личное психическое состояниеФрейда осложнилось сердечными расстройствами. Кроме того, он был обремененсвоими собственными снами, страдал от чувства общей изоляции, оплакивал смертьсвоего отца, который умер в 1896 г., и писал свой главный труд «Толкованиесновидений». В конце этого периода он сформулировал три положения: (1) чтосновидения являются замаскированным осуществлением бессознательных и взначительной степени детских желаний, (2) что все люди обладают Эдиповымкомплексом – влечением к родителю противоположного пола и агрессивнымичувствами к родителю того же пола и (3) что дети имеют сексуальные чувства.
В период с 1900 по 1920г. Фрейд занимается распространением, развитием и пропагандированием основныхположений психоанализа. В это время он написал 90 статей и 9 книг, самымиважными из которых являются следующие: 1) «Психопатология обыденной жизни»(1904), в которой оговорки и всякие ошибочные действия рассматривались какопределяемые бессознательным; 2) «Три очерка по теории сексуальности» (1905), вкоторой он анализирует сексуальную патологию и ее проявление в неврозах,детскую сексуальность, утверждая, что дети имеют эротическое ощущение с самогоначала жизни и что их сексуальные инстинкты проходят ряд стадий развития(оральную, анальную и фаллическую) в период детства и психосексуальныепоследствия в зрелости; 3) «Тотем и табу» (1913), в которой он истолковываетуниверсальное табу на инцест как реакцию на Эдипов комплекс, а сам Эдиповкомплекс – как результат преступления: он предполагал, что первобытный человекжил в ордах, где господствовал один могущественный мужчина, который неподпускал других молодых мужчин к женщинам, и полагал, что молодые мужчины времяот времени собирались в месте, убивали отца и организовывали тотемические пиры,чтобы отметить это первобытное преступление; 4) «Лекции по введению впсихоанализ» (1915 – 1917), в которых Фрейд излагал психоаналитическую теорию вдоступной для неспециалистов форме и приводит описание сексуального символизма.
В начале 20-х годов Фрейдпредложил новые идеи, которые свидетельствовали о дальнейшем развитиипсихоаналитической теории. Так, он стал рассматривать духовное как сложныйпсихический аппарат, в котором ОНО (Id) представляет собой неорганизованные, бессознательные инстинктивныеимпульсы, Я (Ego) – «ту часть ОНО, которая быламодифицирована прямым влиянием внешнего мира» и «представляет то, что можетбыть названо разумом и здравым смыслом», и СВЕРХ-Я (Super — Ego),которое является частью Я и из которого возникают самокритика, самобичевание,ненависть к себе; в дальнейшем Я использует защитные механизмы, чтобы овладетьимпульсами, не принимаемыми СВЕРХ-Я, что приводит к тревоге как опасномусигналу всякий раз, когда возникает угроза с какой-либо стороны. Эти взглядынашли отражение в работах Фрейда «Я и ОНО» (1923), «Запреты, симптомы ибеспокойство» (1926).
Другая идея, предложеннаяФрейдом в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), состояла в том,что человеческие существа наделены влечением к смерти, саморазрушительнымжеланием умереть. Эта идея порождена смешением того факта, что мы все умрем, сутверждением, что мы желаем умереть или живем для того, чтобы умереть.Возможно, идея инстинкта смерти была связана у Фрейда с его признаниемсобственной смертности.
Он работал до самыхпоследних дней своей жизни. Его последней книгой был «Очерк психоанализа»(1938), подытоживающий достижения его творчества.
Психоанализ и новоепонимание человека
Фрейд являетсяоснователем психоанализа. По мнению многих, достижения в этой области поставилиего в один ряд с такими мыслителями, как Дарвин, Маркс и Эйнштейн. Он во многомперевернул существовавшее до него представление о человеке. Согласно Декарту,Локку и Канту, природа наделила каждого индивида свободой воли. Способностьсовершать свободный выбор составляет наиболее глубокую сущность индивида исвязана с сознательным «Я». Фрейд трактует это мнение о человеческой психикекак иллюзию. Сознательное «Я» является только вершиной могучей, бессознательнойментальной (душевной) жизни.
Итак, Фрейд совершилреволюцию в нашем представлении о субъекте. Он стремился показать, чтосознательная ментальная жизнь является только малой частью всей ментальнойжизни человека. Процессы нашего сознания строго детерминируютсябессознательными факторами. Для иллюстрации этого положения часто используютаналогию с айсбергом. Если сравнить с надводной частью айсберга все то, чтоявляется сознательным, то бессознательное будет ассоциироваться с гораздобольшей невидимой массой льда, которая находится под водой, именно этаневидимая масса определяет как центр тяжести, так и курс движения айсберга.Аналогично этому бессознательное является ядром нашей индивидуальности.
В двух важных работах,написанных в начале века, Фрейд говорил о существовании бессознательныхментальных процессов у всех индивидов и показывает, что психоанализ можетвыяснить бессознательные причины явлений повседневной жизни. Это ведет кразработке новой и всесторонней теории человеческой души (человеческого Я). ВТолковании сновидений подчеркивается, что сновидения обладают смыслом иявляется результатом неосознанных желаний, которые прорываются в сознание вискаженной и извращенной форме. Содержание бессознательного, скрытое всновидениях, можно выяснить только путем сложного процесса интерпретации. ВПсихопатологии повседневной жизни исследуется тривиальные «ошибочные действия»повседневной жизни, подобные оговоркам речи и провалам в памяти. СогласноФрейду, такие феноме6ны не случайны и не бессмысленны, а, скорее всего,выражают бессознательные мотивы и намерения. Например, мы теряем или забываемнечто, полученное от лица, которое нам уже не нравится, и т.д.
Уже здесь можно заметить,что психоанализ предлагает новое понимание человека и утверждает, что за нашимисновидениями, неадекватными реакциями, шутками и невротическими «симптомами»скрываются бессознательные (часто сексуальные) мотивы. Другими словами, еслиследовать соображениям Фрейда, то возникает подозрение, что вещи, которыеявляются осмысленными в свете сознательных намерений и мотивов субъекта, могутприобрести новый смысл с помощью психоаналитического исследованиябессознательного. «Симптомы», которые на первый взгляд кажутся непонятными ибессмысленными, приобретают смысл, когда мы рассматриваем их как выражениебессознательных мотивов и намерений. мы можем, следовательно, сказать, чтоФрейд основывает «герменевтику подозрения».
Общаясь с невротическимипациентами, Фрейд обнаружил, что он7и не осознают свое бессознательное, котороеявляется для них «внутренней заграницей». Вместе с этим только пациент можетподвести психоаналитика к пониманию бессознательных причин своих невротическихсимптомов. Иначе говоря, симптомы обладают смыслом, но ни носитель симптома, нидоктор не имеют непосредственного знания этого смысла. Становится необходимойинтерпретация.
Один из фрейдовскихпримеров может проиллюстрировать это положение. Молодая женщина страдаетсерьезным навязчивым синдромом. Несколько раз на день она прибегает из спальнив гостиную, останавливается у стола и вызывает горничную. Затем она даетслужанке незначительное поручение и возвращается назад. Пациентка не можетобъяснить, почему так поступает. Ее действия являются непонятными и кажутсябессмысленными. Спустя некоторое время удалось обнаружить причину этихнавязчивых действий. Десять лет назад пациентка вышла замуж за человека намногостарше ее, который, как выяснилось в первую брачную ночь, оказался импотентом.Несколько раз в течение этой ночи он приходил в спальню и безуспешно пыталсяовладеть женой. На следующее утро он сказал, что будет стыдно перед горничной,когда она будет убирать постель. Он взял пузырек красных чернил и пролил его напростыню, но не там, где можно было бы ожидать увидеть следы крови. Такова былаисходная подоплека странного поведения пациентки.
Оказалось, что наскатерти на столе было большое пятно и пациентка всегда стояла так, чтобыгорничная могла его видеть. Фрейд интерпретировал навязчивые действия своейпациентки как имитацию действий ее мужа в свадебную ночь. Кровать была замещенастолом, и пациентка хотела продемонстрировать служанке, что на скатерти естьпятно. Итак, ее навязчивые действия воспроизводят важное событие в ее жизни. Нос какой целью? Согласно Фрейду, навязчивые действия как бы исправляют событиясвадебной ночи. Пятно на скатерти находится в нужном месте и причем так, чтослужанка не может его не видеть. Таким образом, как бы устраняется импотенциямужа пациентки. Фрейд говорит, что эта женщина обладала неосознаннымстремлением восстановить репутацию мужа в глазах других или своих собственных.Навязчивое действие было средством реализации этого стремления. Когда Фрейдутверждает, что невротические симптомы, сновидения и ошибочные действия имеютсмысл, то это означает, что он хочет понимать их так же, как мы понимаемсознаваемые действия. Различие заключается в том, что в первом случае желания,намерения и мотивы являются бессознательными. С этой точки зрения, навязчивыедействия имеют «смысл», аналогичный сознаваемым поступкам.
Фрейд утверждает, чтосексуальные желания могут преобразовываться в другие существенно отличныеявления типа кажущихся бессмысленными симптомов и сновидений. Но почему такиежелания вытесняются в подсознание? Фрейд предполагает, что существуют механизмывытеснения эмоционально окрашенного переживания в ту область психики, котораянепосредственно недоступна памяти. Симптоматически замещаемые переживанияявляются травмой. Происхождение травмы может быть в конечном счете прослеженовплоть до раннего детства. Используя специфический метод обсуждения («свободныеассоциации»), пациент и психоаналитик выясняют корни травмы. Следовательно,терапевтическая цель психоанализа заключается в воссоздании подсознательной ивытесненной информации и превращения ее в достояние эго.
Вытесненная культура ичувство вины
 
В период между мировымивойнами Фрейд сильно интересовался критическим анализом современной емукультуры и цивилизации. И справа, и слева провозглашались упадок и конецзападной культуры. Интерес Фрейда сконцентрировался на психологических причинахэтого столь критического отношения к современной культуре. Его особенноволновали «социальные источники страдания», то есть культура как возможнаяпричина наших страданий и мучений. «Кажется несомненным, что в нашей нынешнейкультуре мы скверно себя чувствуем». Этот тезис, по-видимому, противоречитнашему обычному возвеличиванию прогресса. Ведь научные и технические достижениядали нам власть над силами природы; медицинские исследования продлевает нашужизнь и облегчают ее и т.д. Все же Фрейд подчеркивает, что такой прогресс неявляется единственным условием человеческого счастья. Цена, которую мы платимза прогресс, — это скорее всего вытеснение наших инстинктов и возрастание вкаждом индивиде чувства вины. Такова, согласно Фрейду, основа нашегонедовольства культурой.
Фрейд, конечно, понимает,что культура защищает человека от природы и регулирует отношения междусклонными к агрессии личностям. Чтобы понять этот тезис, рассмотрим, как онпредставляет себе первые шаги первобытного человека в культуру. СогласноФрейду, свобода индивида была наибольшей до возникновения цивилизации,. хотяэта «дикая свобода» в основном ничего не стоила, так как индивид не былспособен ее защитить. Первые ограничения свободы появились вместе с культурой.В результате возникло противостояние индивидуальной свободы и культуры.
Этот конфликт важен длянашего понимания изменений человеческих инстинктов. До некоторой степени всякультура должна основываться на отказе от инстинктов. Об этом свидетельствуютуже и первые табу, первый «юридический кодекс». Помимо прочего, возник запретна инцест как источник сексуального наслаждения. Этот запрет Фрейдхарактеризует как «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека».Повседневные обычаи устанавливают новые ограничения на то, что дозволено.Большинство не связанных с гениталиями форм удовлетворе5ния запрещается вкачестве извращений. Отсюда он заключает, что в результате всего этогопострадала сексуальная жизнь «культурного» человека и значительно уменьшиласьее важность как источника счастья. В то же самое время культура черпает энергиюиз подавляемой сексуальности. Сексуальные потребности становятся«десексуализированными» и удовлетворяются иными способами. Фрейд называет этотпроцесс сублимацией. Высшие достижения искусства и науки являются результатомсублимации инстинктов. В определенном смысле Эрос принесен в жертву на алтарькультуры.
Но Эрос – не единственнаясила человеческой жизни. Согласно Фрейду, человеческая агрессия занимаетцентральное место среди инстинктивных движущих сил. При устранении сдерживающихограничений человек оказывается диким животным. Чтобы противостоять этому,культура вынуждена прилагать энергичные усилия. Она должна мобилизовать всесвои ресурсы, чтобы ограничить человеческую деструктивность. Тем не менее еедостижения в этой области довольно скромны: людям, очевидно, не так-то простоограничить свою агрессивность. Цивилизация пытается направить агрессию навнешних и внутренних врагов, что приводит к ужасающим бедствиям, свойственнымсовременной культуре.
Основываясь на идеекультурных ограничений на сексуальную жизнь и агрессивность, Фрейд полагал, чтовыяснил некоторые причины для недовольства цивилизацией. Итак, суть егокритического анализа культуры состоит в следующем:
«Когда мы справедливообвиняем наше нынешнее состояние культуры в том, что оно не благоприятствуетнашим требованиям счастья, что оно приносит бесчисленные страдания, каковых,наверное, можно было бы избегнуть, когда мы с беспощадной критикой обрушиваемсяна ее несовершенства, мы имеем на то полное право и не выказываем себя врагамикультуры. Мы должны ждать таких изменений нашей культуры, которыеспособствовали бы лучшему удовлетворению наших потребностей и сделали быненужной эту критику. Однако нам следовало бы свыкнуться с мыслью, что естьтрудности, принадлежащие самой сущности культуры, недоступные каким бы то нибыло попыткам реформ».
Мы видим, что Фрейд вдополнение к Эросу обращается и к инстинкту смерти (Танатосу). Инстинкт смертиразлагает живой организм и возвращает его в исходное, неорганическое состояние.Не так-то просто понять,. как действует этот инстинкт. Фрейд считает, чточастично этот инстинкт обращается против внешнего мира и обнаруживает себя вагрессивных и разрушительных действиях. Ограничение направленной вовне агрессииувеличивает саморазрушительную деятельность, которая всегда присутствует виндивиде. Танатос может также «смешаться» с Эросом, примером чего являетсясадизм. В то же время мазохизм иллюстрирует взаимосвязь между направленнымивнутрь разрушительными инстинктами и сексуальностью.
Итак, Фрейд считал, чточеловек обладает врожденной потребностью в «зле», агрессии и жестокости.Агрессия – это прирожденный, независимый инстинкт, присущий свеем людям. Однакокультуре помогает Эрос. Его цель состоит в том, чтобы ассимилировать человека всемью, племя, нацию и, в конце концов, в самую большую общность –человечество. Согласно Фрейду, программа действий, реализуемая Эросом,конфликтует с инстинктом смерти: «Этой программе культуры противостоитприродный инстинкт агрессивности, враждебности одного ко всем и всех ккаждому».
Таким образом, развитиекультуры демонстрирует битву Эроса и Танатоса, сил жизни и инстинкта смерти.Поэтому культурное развитие можно назвать «сражением человечества за жизнь».
Возникает следующийвопрос. Какие другие методы используются культурой для укрощения агрессии? Мылучше поймем это, если обратимся к истории развития отдельного индивида. Чтопроисходит с индивидом, когда разрушен единственный инстинкт агрессии? Как ужеупоминалось, в этом случае агрессия направляется внутрь, то есть против эго, иначинает использоваться суперэго. В качестве своего рода «совести» суперэгонаправляет эту агрессию против эго, как если бы оно было другим индивидом илинезнакомцем. Напряженность между суперэго и подчиняющимся ему эго Фрейдназывает чувством вины. Оно выражает себя как потребность в наказании. Такимобразом, культура подчиняет себе индивидуальный инстинкт агрессии с помощьюконтролирующего его ментального аппарата.
В соответствии с этимФрейд отрицает существование прирожденной способности к различению добра и зла.Зло может иногда даже быть желаемым и приятным. Именно суперэго решает, чтоявляется хорошим и что плохим. Страх перед суперэго порождает чувство вины.Кроме этого, мы приходим к потребности в наказании, так как не можем скрытьнаши затаенные желания от суперэго. Попытка культуры блокировать реализациюнаших инстинктов приводит к возрастанию чувства вины, которое порождает многиетрудности индивида. Следовательно, Фрейд небезосновательно полагал, что чувствовины является наиболее важной проблемой в развитии культуры.
Этот анализ открываетвозможность нового понимания морали. Цель морали состоит в запретеинстинктивной потребности человека в агрессии. («Возлюби ближнего своего, каксамого себя»). Итак, общественная мораль может быть понята как суперэгокультуры. Фрейдовский тезис заключается в следующем: Точно так же индивид,подвергающийся психоаналитической терапии, должен часто выступать против своегосуперэго и заставлять его уменьшать требования, так и каждый должен критическиоценивать этические требования со стороны культуры. Фрейд указывает навозможность того, что многие общества под давлением культуры становятся «невротическими»и могли бы использовать некоторые методы психоаналитической терапии.
Согласно Фрейду, решающимдля судьбы человечества является вопрос о возможности и способах, которымикультура может подчинить себе человеческие агрессивные и разрушительные инстинкты.
«Ныне люди настолькодалеко зашли в своем господстве над силами природы, что с их помощью легкомогут истребить друг друга вплоть до последнего человека. Они знают это, отсюданемалая доля их теперешнего беспокойства, их несчастья, их тревоги. Остаетсянадеяться, что другая из «небесных властей» — вечный Эрос – приложит свои силы,дабы отстоять свои права в борьбе с равно бессмертным противником. Но ктознает, на чьей стороне будет победа, кому доступно предвидение исхода борьбы?».
Реконструкция Фрейдом культурнойистории человечества имеет несколько общих признаков с моделями, которые мынаходим в учениях Гоббса, Локка и Руссо. Его же негативная антропология(пессимистическое видение человека) имеет много общего с идеей Лютера и Гоббсао «войне всех против всех» и тезисом, что «человек человеку волк». В рядемоментов психоанализ по-новому освещает проблемы социологии. Его разъяснениефункции суперэго описывает неожиданным образом то, что Вебер назвал «мирскимаскетизмом», а его теория о «злой» основе человека вызывает ассоциации скальвинистским и протестантским пессимистическим взглядом на род человеческий.
Фрейд, конечно, возражалбы против характеристики его как философа. В письме к своему другу В.ФлиссуФрейд говорит, что на самом деле он не ученый и исследователь, а конкистадор. Спомощью психоанализа он и стал философским конкистадором, который хотел быть,так как завоевал страну бессознательного.
Во многом философскаяпозиция Фрейда не однозначна. Диагностируя современность, он для уменьшения невротическихстраданий рекомендовал большую степень сексуальной удовлетворенности. С другойстороны, он полагал, что вытеснение инстинктов неизбежно для цивилизованнойжизни. По-видимому, у него отсутствуют критерии обозначения границ междуинстинктами удовлетворения и инстинктами вытеснения. Их проведение становитсядостаточно трудным, потому что Фрейд делает двусмысленные утверждения по поводусчастья и удовольствия. По-видимому, он также сталкивается с трудностями приобосновании морали. Такое обоснование необходимо для разработки рациональнойконцепции культурного суперэго, то есть рациональной этики, которая можетограничить произвол и «дикую свободу». Это важно, потому что Фрейдрассматривает суперэго как иррациональный аспект ментального аппарата. Поэтомуостается неясным, какое значение имеют для него этические проблемы и аргументы.С социологической перспективы, его точка зрения на первоначальную субъективнуюсвободу может показаться иллюзией.
Вполне возможно, чтоФрейд преувеличивал репрессивный характер современной культуры. Многое из егокритики сексуальной морали современной культуры кажется совершенно устарелым.Фрейд также пренебрегает критикой культуры, которая исходила от мыслителей,подобных Дюркгейму. Последний пытался показать, что кризис современной культурыявляется следствием возрастающего разрушения стандартов морального поведения.Иначе говоря, Фрейд недооценивал внутреннюю связь аномии, то есть разрушениясоциальных норм, конфликтов совести и чувства вины.
Вопреки многимвозражениям, выдвигаемых против учения Фрейда, нельзя не признать его решающийвклад в «демистификацию человека», которая аналогична современному научному«расколдовыванию мира» (Вебер). Вот почему его теории все еще вызывают интерес.
Идеи Фрейда оказалиогромное влияние на многих мыслителей и целые направления в философии,социологии, социальной психологии, литературе и искусстве. В развитие взглядовФрейда возникло психологическое направление – фрейдизм, стремившееся применятьучение Фрейда для объяснения явлений культуры, творчества и общества. У Фрейдабыло много учеников и последователей, некоторые из них стали основателями своихсобственных школ и концепций.

Список литературы
фрейд психоанализ винапсихиатр
1. Фрейд З.Я и ОНО.М., 1989 г.
2. Спиркин А.Г. Сознание исамосознание. – М., 1992 г.
3. Философия. Учебник под редакциейВ.Н. Лавриенко. –М., 2000 г.
4. Алексеев П.В., Панич А.Ф.Философия. Учебник 2-е издание переработанное и дополненное. – М., 1999 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.