Философские системы мировоззрения
Первичные формы освоения человеком объективногомира — мироощущение и мировосприятие — связаны, прежде всего, с егоэмоционально-чувственной сферой. Мироощущение возникает в силу тех или иныхпереживаний, определенного эмоционального настроя. Они могут быть «светлыми»или «темными», «мрачными» или «радужными».
Возникающие у человека различные мироощущениястановятся основой для формирования в его сознании наглядных образов.
Мироощущение и мировосприятие играют важную рольв жизни человека. Они могут способствовать преодолению трудностей жизни, амогут, наоборот, усугубить их, превратить жизнь в кромешный ад. Но в том идругом случаях мироощущение и мировосприятие не дают возможности человекуразобраться в сути событий, понять их причины, оценить последствия своихдействий.
Такая возможность появляется на базе миропонимания,представляющего собой сплав разума и веры человека, его убеждений и ценностей,который складывается в процессе объяснения и практического освоения реальнойдействительности.
В дальнейшем миропонимание трансформируется в мировоззрение,в котором знания и убеждения образуют единое целое. Мировоззрение включает всебя как составляющие части и мироощущение, и мировосприятие, и миропонимание.В мировоззрении концентрируется весь накопленный человеком опыт общения слюдьми и природой, опыт осмысления индивидуальной жизни и жизни других людей. Внем проявляются различные чувства человека, пережитые им в разные периодыжизни, а также оценки тех или иных событий.
Мировоззрение — это совокупность взглядов и убеждений, оценок инорм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру ирегулируют его поведение в повседневной жизни.
В структуре мировоззрения обычно выделяютнесколько составляющих:
• знания;
• убеждения и верования;
• ценности и нормы;
• эмоционально-волевой компонент.
Следует отметить, что некоторые философы невключают практическую деятельность в структуру мировоззрения. Но полностьюисключать практическую деятельность из структуры мировоззрения было быневерным, поскольку она входит в эту структуру частично, своей субъективнойстороной, связанной с духовностью человека.
Итак, мировоззрение — это единство знаний иубеждений, разума и веры, эмоционального и интеллектуального, оценок и норм, мироощущения,мировосприятия и миропонимания, индивидуального и общественного. Это сложное ипротиворечивое явление социальной жизни, которое находит свое выражение как всознании отдельного человека (индивидуальное сознание), так и в сознаниибольших масс людей (общественное сознание).
По глубине знания, по степени его рациональнойобработки в мировоззрении можно выделить два уровня — жизненно-практический и теоретический.
Мировоззрение жизненно-практического уровня (егоиногда называют «жизненной философией») отличается тем, что в его основе лежитздравый смысл, проявляющийся в обыденной деятельности людей. Этот вид мировоззренияскладывается стихийно, под влиянием различных причин. На этот процесс влияютнациональные, религиозные и другие традиции, сложившийся тип культуры, уровеньобразования и многое другое. Каждый человек в том или ином обществе имеет своюсобственную «жизненную философию». В силу этого жизненно-практическоемировоззрение неоднородно и неустойчиво. Оно слабо защищено от ошибок, отвлияния деструктивных, разрушительных идей, от проникновения в него современныхмифологем и иллюзий.
В жизненно-практической, «повседневной» философиипреобладает психологический элемент; в ней нередко нарушается логика,отсутствует последовательность, доказательность, систематичность. Человеку,достигшему лишь этого уровня мировоззрения, недостает глубоких знаний,эрудиции, культуры мышления и чувств.
На теоретическом уровне мировоззрения доминируютнаука и философия. Здесь уже первостепенное значение имеют знания, полученныеэкспериментально-опытным путем.
Теоретический уровень мировоззрения отличается отжизненно-практического тем, что здесь вырабатывается свой специфический язык(категориальный аппарат), отличающийся строгостью и высоким уровнемабстрагирования. На этом уровне создаются специальные методы исследования мираи самого человека. Здесь строятся те или иные модели объективной и субъективнойреальности, формируются мировоззренческие принципы и идеалы, которые служаториентирами в жизни человека, определяющими цели, средства и характер егодеятельности.
Жизненно-практический и теоретический уровнимировоззрения неразрывно связаны между собой. Без жизненно-практического опытаневозможно было бы достичь теоретического уровня мировоззрения. В свою очередь,мировоззрение на его теоретическом уровне оказывает значительное влияние наобыденные взгляды людей, на их «житейскую философию». С каждым новым этапом вразвитии философии и науки их достижения через информационные каналы внедряютсяв общественное сознание, становятся достоянием многих людей, подтягивая темсамым жизненно-практический уровень мировоззрения до теоретического уровня.
Мировоззренческие знания на отмеченных уровняхслужат базой и для убеждений, под которыми принято понимать уверенность вистинности знаний и готовность им следовать. Убеждения образуют своего родамост между знаниями и практическими действиями. Они складываются и утверждаютсякак свойство мотива. Формирование мотива как внутреннего побуждения к действиюсвязано с интеграцией познавательных, эмоциональных и волевыхкачеств личности.
Таким образом, мировоззрение являетсяпротиворечивым духовным образованием. Оно может существовать нажитейско-практическом и теоретическом уровнях одновременно. Ибо человек не в состояниивыработать научно-теоретические представления на все случаи жизни. Многие егопредставления, умения и навыки формируются на основе здравого смысла,житейского опыта.
Социальное неравенство. Понятие социальнойстратификации, ее существенные признаки
Социальное неравенство существовало на протяжениипрактически всей разумной истории человечества. Не смотря на то что во все веканеравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критике и никогда не вызывалосимпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительнымупорством сопротивлялись созданию «совершенных» обществ, основанных насоциальном равенстве и отсутствии угнетения и принижения одних социальных группдругими. При этом члены общества постоянно создавали новые виды иерархическихсоциальных структур основанных на неравенстве.
Истоки социального неравенства многие современныеисследователи видят в природных различиях людей по физическим данным,личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивациинаправленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей.Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит кзакреплению социальных статусов. Относительно примитивная культура не создаетсоциальных норм относительно жесткого закрепления отношений неравенстваразвитие социальных отношений, появление сложных обществ и системысоциальных институтов предполагает наличие сложной сети взаимопересекающихсяобменов социальными ценностями, в ходе которых происходит постоянноеперераспределение этих ценностей. Изначальные различия людей по физическимданным и личностным качествам приводят к тому, что наиболее сильные,энергичные, целеустремленные и высокомотивированные личности получаютпреимущества в ходе обмена социальными ценностями. Эти преимущества даютвозможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В ходепостоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинаетсяформирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляетсобой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивидов всоответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательнойбазы для возвышения отдельных социальных групп в обществе.
В соответствии с теорией П. Сорокина каждыйиндивид занимает в обществе несколько статусов в различных социальныхструктурах, что позволяет нам говорить не о социальном пространстве, а о социальныхпространствах, каждое из которых структурировано. Показатели статусов каждогоиз индивидов различны. Так, богатый человек (т.е. занимающий достаточно высокийстатус в социально-экономической структуре) может иметь невысокую должность ворганизации, а следовательно, крайне низкий должностной статус.
Ранговые параметры представляют собой ни что иное, какхарактеристики социальных структур, основанных на неравенстве. Это выражается втом, что по каждому из представленных ранговых параметров можно составитьсистему статусов, каждый из которых по рангу будет выше одних статусов и нижедругих.
Любое общество дифференцировано как погоризонтали, так и по вертикали. Дифференциация по горизонтали обусловленаестественно-историческим распределением видов и сфер человеческой деятельности (земледелие,скотоводство, ремесло; работники добывающей, обрабатывающей промышленности и ихподразделений) и техническим разделением труда (исполнители разных видов трудаи трудовых функций). Дифференциация по вертикали порожденасоциально-историческими факторами (наличие или отсутствие собственности насредства производства, их размеры, образование и квалификация, доходы, уровеньжизни и т. д.).
Вопрос, почему существуют социальное неравенствои различия, занимает центральное место и в социологии.
Современное общество характеризуется наличиемгрупп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другиегруппы. Границы таких групп трудно определить. Часто сами индивиды, входящие вэти группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственногостатуса в этой сложной социальной системы. Однако без знания реальнойсоциальной структуры, характера распределения ценностей между различными группамии степени неравенства между ними невозможно понять, как функционирует иразвивается общество. Совокупность знаний, касающихся перечисленных аспектовсоциальной жизни, относится современными учеными к теории социальнойстратификации.
Большинство исследователей полагают, чтосоциальная стратификация — иерархически организованная структура социальногонеравенства, которая существует в определенном обществе, в определеннейисторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социальногонеравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на сграты(это слово происходит от латинского stratum — слой, настил). Слоистое, многоуровневоеобщество в данном случае можно сравнить с геологическими наслоениями почвы.
Все сложные общества имеют несколько системстратификации, в соответствии с которыми происходит ранжирование индивидов послоям.
Стратификация, возникалавместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме онаобнаруживается уже в первобытном обществе. С появлением раннего государства –восточной деспотии – стратификация ужесточается, а по мере развитияевропейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословныйстрой свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовыйстрой стал еще более либеральным.
В социологии известны четыреглавных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые трихарактеризуют закрытые общества, последний тир – открытые.
Открытые общества именуюттакже обществом равных возможностей, где каждый имеет шансы подняться на самыевысокие ступени социальной иерархии.
Закрытые общества характеризует жесткая социальная структура,препятствующая перемещениям людям не только вверх по социальной лестнице, но ивниз.
Разновидности избирательных систем.
В избирательном праве каждой страны закрепляетсяопределенная система представительства. Избирательная система — этосовокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощьюкоторых определяются результаты голосования и распределяются депутатскиемандаты.
В мире существует большое количествоизбирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующимтрем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
В основе мажоритарного типа избирательной системылежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorite — большинство). Избраннымсчитается кандидат, получивший установленное большинство голосовизбирателей.
Существует две разновидности мажоритарнойсистемы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случаеизбранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удаетсякому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходитсяпроводить второй тур выборов.
Как правило, выборы по мажоритарной системеабсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильныхпартийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партий. Врезультате образуется система крупных и, что весьма важно, взаимозависимыхполитических партий.
На выборах по мажоритарной системе относительногобольшинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чемкому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательныеокруга, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило,одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат.
Политическим следствием применения мажоритарнойсистемы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие встране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политический партий.
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарнойсостоит в том, что она строится не на принципе большинства, а напринципе пропорциональности между полученными голосами и завоеваннымимандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальнымикандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатовпарламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или инуюпрограмму.
Партийные списки могут быть различных видов.Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика,придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют правовыбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком.
В ряде стран применяется иной вариант — системаоткрытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить местакандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату иликандидатам.
Существует еще одна необычная форма списка,называемая панаширование (смешивание). Эта система позволяет избирателюголосовать за определенное число кандидатов принадлежащих к разным партийнымспискам. Иными словами, избиратель вправе отдать предпочтение кандидатамразличных партий — смешанное предпочтение. Тем самым создаются благоприятныевозможности для образования предвыборных партийных блоков.
Для определения результатов голосования устанавливаетсяквота, то есть минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Дляопределения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосовделится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делениемполученных ими голосов на квоту.
В ряде стран с пропорциональной системойдействует так называемый избирательный порог. Для того, чтобы бытьпредставленной в парламенте, партия должна получить не менее определенногопроцента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер.
Смешанная система представительства соединяет всебе достоинства и недостатки обеих систем — мажоритарной и пропорциональной.Степень работоспособности органа государственной власти, избранного посмешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных ипропорциональных элементов.
Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос онотдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос — запартийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, ивторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммымажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур.
Подводя итог нашей работе хотелось бы отметить,что избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того,каковы политические традиции и культура, но идеальной избирательной системыпока еще не существует.
Литература:
Введение в философию: Учебник длявузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. 367с. (21 – 29, 40 – 44).
Гаржиев К. С. Политология: Учебникдля высших учебных заведений. – М.: Логос, 2004. – 488 с. (252 – 254)
Политология: Учеб. для вузов /С. В.Решетников. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 448 с. (340 – 347)
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия:Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 384 с. (8 – 11)
Социология: Учебное пособие / Под.Ред. П. С. Емшина, Д. З. Мутаров. – Спб.: Питер, 2004. – 400 с. (124 – 127)
Социология: Учебник / Под. Ред. Ю. Г.Волокова. – М.: Гардарики, 2004. – 512 с. (233 – 235, 246 – 250)
Фролов С.С. Социология: Учебник. –М.: Гардарики, 2003. – 344 с. (218 – 227)