Реферат по предмету "Философия"


Философия человека, общества и истории. Эллинистическая философия, ее школы и направления

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение…………………………………………………………..….2
2. Основнаячасть………………………………………………….…...3
2.1. Философиячеловека, общества и истории……………………..….3
2.2. Эллинистическаяфилософия, ее школы и направления……….....7
3. Заключение……………………………………………….………...10
4. Списокиспользованной литературы………………………..…….11

Введение
Словофилософия пришло к нам из греческого языка. В буквальном переводе оно означает«любовь к мудрости». Это слово ввел в употребление древнегреческий ученыйПифагор, но широкое применение оно получило в Υ веке до н. э. В настоящеевремя философию можно определить как поиск и нахождение человеком ответов наглавные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные,всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, вполе действия которого попадает каждый человек).
Спецификафилософии состоит в ее направленности на смыслы максимально всеохватной (общей,предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.
Предметфилософии – это все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.
Философияимеет две основные функции – мировоззренческую и методологическую. Философиясоставляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это системавзглядов человека на мир в целом, и оценка человеком смысла своей жизни идеятельности. С мировоззренческой функцией философии тесно связана и вторая еефункция – методологическая. Методология понимается как определение способовдостижения какой-либо цели.
Философия какнаука имеет большую практическую значимость. Она помогает личности ясно судитьо том, что происходит вокруг: в природе, в обществе, в сознании людей. Этизнания базируются на основаниях, пришедших из глубины веков, из них состоитфундамент современной науки. Философия показывает и сокращает путь к истине.

2.Основная часть
2.1 Философиячеловека, общества и истории
Проблемачеловека есть важная проблема философии. Еще греки поняли, что человек можетначать философствовать только с познания самого себя. Философское учение очеловеке, представленное множеством идей и концепций, называется философскойантропологией. Оно зародилось еще в древности, но в разные времена и в разных философскихтечениях занимало разное место.
Представленныев мировой философии определения природы и сущности человека можно разделить натри подхода:
1)  Субъективистский
Этот подходпредполагает, что человек – это, прежде всего, его внутренний мир. Субъективистскийподход можно считать основным из всех трех подходов. Последователи данноготечения считают, что это единственная теория, придающая человеку достоинство,не делающая из него объекта. Субъективисты хотят создать царство человека каксовокупность ценностей, отличную от материального царства. Данный подходсосредотачивает внимание на духовном мире человека – его чувствах инастроениях, эмоциях и переживаниях, на уникальности и невыразимостивнутреннего человеческого бытия.
2)  Объективистский
Этот подходпредполагает, что человек – это продукт и носитель внешних, объективных условийего существования. В объективистском понимании природы и сущности человекапоследний предстает как одно из множества материальных образований. Духовныймир человека считается совокупностью материальных процессов, которые можноописать в терминах физики.
3)  Синтезирующий
Подразумевает,что человек – это единство внутренней субъективности и внешней объективности.Согласно данному подходу, сущность человека состоит в противоречии между двумяконфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным, между душойи телом, между ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт иливозвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себечеловеческие силы, главным образом, разум.
Изучивподходы к пониманию сущности человека, можно сказать, что человек представляетсобой единство биологического, психического и социального уровней. Весьдуховный склад человека несет на себе явственную печать общественного бытия. Человекне может жить без общества, люди живут совместно, образуя общество. Обществоможно определять по-разному: и как организованную человеком форму материи, икак совместную деятельность людей в соответствии с выработанными имиценностями. Человеческая жизнь, состоящая из совокупности разнообразных видовдеятельности и представляющая собой общественное производство средств жизни иодновременно воспроизводство самого человека как материального и духовногосущества, и называется общественным бытием.
Как мы знаем,наука об обществе называется социологией ( от латинского социетас –«общество»). Но нас интересует не социология, а ее философские основания.Размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношений отдельновзятого человека и общества. В современной науке эти взаимоотношениярассматриваются так: в постоянно возобновляющемся процессе общество производитиндивидов, которые в свою очередь производят общество.
Человеческоеобщество имеет два главных отличия от природы:
1. Обществосуществует независимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей.
2. Смыслсоциальных действий людей определяется их ценностями.
Для того,чтобы лучше понять сущность общества, нужно рассмотреть различные философскиеподходы к данному вопросу. Философское понимание общества состоит винтерпретациях общества на основе философских (по возможности наилучших)воззрений.
1) Античность
Главныефилософы античности – это Платон и Аристотель. Они рассматривали общество каквоплощение идеи справедливости. Разница между мнениями этих философов состоит втом, что Платон считает справедливость космическим началом, а Аристотель –сочетанием добродетелей человека. Античная интерпретация общества на основесправедливости как ценности не только дожила до наших дней, но и остается актуальной.
Итак, вантичности в наилучших философских интерпретациях общества используют концепциюидей и концепция форм, а также представления о добродетелях человека.
2) Средниевека
В данныйпериод времени философское понимание общества основывается на философииабсолютной личности, на философии Бога. В ходе истории христианскаяинтерпретация общества становилась все более многообразной.
3) Новоевремя
В Новое времяфилософия приводит к концепциям равноправия членов общества и общественногодоговора. Договор понимается как необходимость. Общественный договор – признакгражданского общества.
В Новое времятакже существовала другая концепция, принадлежащая К. Марксу. Он полагал, чтообщество образуется благодаря общественному труду, развитие которого обеспечиваетпереход от капитализма к социализму.
Такимобразом, проанализировав все вышесказанное, можно прийти к следующему выводу:общество – это совокупность людей в рамках ими же производимо системысоциальных действий и их смыслов.
Подобнопониманию человека и общества в философии понимание истории, историческогопроцесса тоже различно в зависимости от периода времени. Рассмотрим данныепериоды и восприятие в них истории подробнее:
1)  Античность
В античностиисторию воспринимали как круговорот, все связывалось с гармонией космоса ицикличностью. Круговое движение – это образ вечности и временности. Античнаяфилософия истории – это философия вечного становления, вечного возвращения,душеперенаселения и т. д.
2) Средниевека
В Средниевека под влиянием христианства понятие круговорота в истории разрываетсягрехопадением человека. Появляется идея, что история все же имеет конечныйпункт, но он достижим лишь тогда, когда человечество станет Богочеловечеством.
3) Новоевремя
ФилософияНового времени вырабатывает рациональные объяснения хода историческихпроцессов. Источником прогресса признается разум. Ход истории считаетсялинейным процессом, движением к более совершенному. К. Маркс же утверждал, чтоданный прогресс общества обусловлен развитием производительных сил.
4)  Новейшее время
В современнойнауке большинство ученых подвергают критике и отрицают линейную модельисторического прогресса. Это обусловлено тем, что в истории имеют место какпрогресс, так и регресс, как величие, так и крах. Таким образом, появляетсямнение о том, что история носит нелинейный характер, т. е. движение происходити вперед, и назад.
Итак, можносделать вывод, что история, человек и общество рассматривались по-разному. Новсе-таки можно сказать об этих понятиях следующее:
Человек – этовенец природы, биосоциальное существо, в котором существует два начала:духовное и телесное.
Общество — это совокупность людей, их социальных действий и смыслов этих действий.
Человек иобщество в историческом процессе развиваются нелинейно, т. к. деятельностьчеловека и общества в целом носит творческий характер.
2.2 Эллинистическаяфилософия, ее школы и направления
Древние грекиназывали себя эллинами, и именно эллинская философия послужила основанием дляэллинистической философии. К странам эллинистической философии относятсястраны, завоеванные Александром Македонским. Население защищало себя, своюкультуру. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии –самодостаточности человека, апатии – безразличии и атараксии – невозмутимости.Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля перестал быть актуальным и врезультате появились следующие школы философии, обеспечивающие каждому человекудушевный покой и счастье.
1)  Школа кинизма (цинизма)
Основателькинизма – ученик Сократа Антисфен, а яркий представитель данного учения –Диоген Синопский. Киники считали своим учителем Сократа, но они не смоглипродолжить его дело. В основе данной философии лежали спокойствие,самообладание и неприхотливость Сократа. Но вследствие нехватки интеллектуализмавсе сводилось к полной апатии, к безразличию, к особо тяжким требованиямаскезы. Латиняне называли киников циниками, в наше же время цинизмом считаетсявесьма и весьма бедная, жалкая и вырожденная форма философствования.
2)  Школа эпикуризма
Основатель даннойшколы – Эпикур. По своему содержанию эпикуреизм намного богаче кинизма. В этойшколе эллинистической философии очень четко разграничивают составные частифилософии:
а) Физика
Все состоитиз атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейныхтраекторий.
б) Логика
Мир чувствпризнается главным содержанием познания. Чувства – подлинная реальность.
в) Этика
И Бог, и людисостоят из атомов. Человек признается свободным существом, которому длягармонии и счастья необходимо следующее:
— апония(отсутствие телесного страдания);
— атараксия(невозмутимость души);
— дружба какальтернатива политическим отношениям.
Считается,что Боги безразличны к людям, потому что в мире присутствует зло.
3)  Школа стоицизма
Основателемявляется Зенон Китийский.
а) Физика
Признаетсявсепроникновение и всеохватность космоса, единство Бога и природы.
б) Логика
Центрпознания находится в представлении, познание происходит с помощью чувств.
в) Этика
Смысл мирапознается в представлении, человек считается подверженным космосу. Процесспознания приводит к атараксии, к душевному спокойствию, к невозмутимости.Счастье достижимо только в случае следования космическим и божественнымзаконам.
4)  Школа скептицизма
Основателискептицизма – Пиррон Элидский и Секст Эмпирин. Термин «скептицизм» происходитот греческого слова скепсис – рассмотрение, сомнение, воздержание. Скептикисчитают своей целью опровержение всех других философских направлений.
а) Физика
Мирпризнается весьма относительным и непостоянным.
б) Логика
Непостоянностьмира приводит к отсутствию истины, к противоречию разума, к лживости чувств.Скептики утверждают, что познание носит вероятный характер.
в) Этика
Такжевследствие изменчивости мира не признается наличие ни добра, ни зла. Считается,что человек должен лишь сохранять внутренний покой, безмятежность, мудроемолчание.
5)  Неоплатонизм
В позднейэллинистической философии зародились идеи неоплатонизма. Основателем данногонаправления философии был Плотин. Он считал, что центр всего – это душа,существующая в теле. Ум воспринимается как обязательное условие длясуществования тела. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всемукосмосу. Неоплатоники утверждали и доказывали истинность суждений о переселениидуш, об их перевоплощении. Плотин создал концепцию определенной иерархии:Единое – Благо – Мировой Ум – Мировая душа – Материя. Переполняя само себя,Единое Благо постепенно проходит через все, вплоть до Материи. Если же ЕдиногоБлага нет, то, значит, нет и добра. Неоплатонизм является последним направлениемэллинистической философии.

Заключение
Кратко изучивданный период философии, можно выделить следующие основные черты античнойфилософии:
1. Эллинистическая,даже можно сказать вся античная философия в целом, отличается слитностью,нерасчлененностью проблем. Античный философ распространяет какие-либо проблемыне на какого-то конкретно взятого человека, индивида, а на все человечество вцелом.
2. Даннаяфилософия космоцентрична, т.е. она охватывает всю вселенную, весь космос, в томчисле и человека. Для современной философии эта всеохватность не свойственна
3. Вседостижения философии в этом периоде основывались на уровне понятия, познания.Законы же науки были неведомы таким философам как Аристотель и Платон.
4. Этикаданной эпохи – преимущественно этика добродетелей, а не этика долга илиценностей.
5. Античнаяфилософия весьма функциональна, она призвана помогать людям в их жизни.
6. Античнаяфилософия содержательна, важна и велика, именно поэтому она не ушла в историю,а сохраняет свое значение и свою актуальность даже в современности.

Списокиспользованной литературы:
1. СпиркинА.Г.; Философия, учебник, 2-е издание; Москва, Гардарики; 2002
2. КанкеВ.А.; Философия, издание 4-е, переработанное и дополненное; Москва,издательский дом «Логос»; 2001
3. Философия,курс лекций; под общей редакцией Калашникова В.Л.; 2-е издание; Москва,«ВЛАДОС»; 1999
4. Основыфилософии; 2-е издание, исправленное; Москва, издательский центр «Академия»;Горелов А.А.; 2004
5. КанкеВ.А.; Основы философии; Москва, «Логос»; 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений
Реферат History Of Charles W Chesnutt Essay Research
Реферат Вiдбір i пiдготовка собак до пошуку вибухових речовин та зброї в умовах Одеського Кiнологiчного центру ДМСУ
Реферат Обробка числової інформації за допомогою електронних таблиць на прикладі табличного процесора M
Реферат Развитие винного туризма в странах Европы
Реферат Зовнішня політика країн балтії в контексті розширення ЄС та НАТО
Реферат Литература - Инфекционные болезни (ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ)
Реферат Гринев и Швабрин по роману А. С. Пушкина Капитанская дочка 2 й вариант
Реферат Соціальний захист прав дітей, як складова діяльності соціального педагога
Реферат Понятие центров ответственности , их квалификация
Реферат Синтетический и аналитический учет поступления и расчетов с поставщиками
Реферат Ислам и модернизация в Турции
Реферат General George S Patton Essay Research Paper
Реферат 1. Предмет и метод статистики
Реферат Исследование качества управления предприятием ООО Связист