Реферат по предмету "Философия"


Философия и мировоззрение. Типы мировоззрений

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. ПОЛЗУНОВА»
Кафедрафилософии
ФакультетФДО, ПГС(б)
ФИЛОСОФИЯИ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
(реферат)
Выполнилстудент
2 курса, группаПГС-81(б)
Шифр 08401031
Отт Михаил
Проверилпреподаватель
Инговатова А.Г.
Барнаул2010

Введение
Философия –мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назватьфилософским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастическиепредставления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифамиДревней Греции (или с мифами других народов мира — египтян, вавилонян,ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы вособом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизниочень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением историческойпамяти, регулятивом их социальной организации[1].
Определениепонятия мировоззрения представляет значительные трудности.
Программыжизни, действия, направленность поступков имеют под собой две опоры: знания иценности. Они во многом полярны, противоположны по своей сути. Познанием движетстремление к истине объективному постижению реального мира. Ценностное сознаниеиное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему всоответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманиемсмысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (ивообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавнасвязывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты иуродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание –определение ценности происходящего.
Системаценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом,общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный иценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действиидолжны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться такженапряженное единство других полярных компонентов, аспектов, уровнеймировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения,теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видениябудущего. Их соотнесение, сочетание, синтез сложная и мучительнаядуховно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостностьчеловеческого опыта, всей системы ориентаций.
Мировоззрение– комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческогоопыта, – способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места ивремени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жилираньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловойосновы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовномумиру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-торешительно отказываясь.
Частомировоззрение определяется как составляющая человеческого сознания:совокупность знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд,которые предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самихсебя. Мировоззрение также определяют как совокупность основных убеждений относительноприроды, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют интегрирующуюроль в поведении, в совместной практической деятельности людей.
В общем видемировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений о мире ичеловеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования.Мировоззрение – это программа действий индивида, социальной группы или обществав целом (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы(почему именно эти цели наиболее важные и достойные).
Мировоззрение– не просто знание о мире и человеке, но и оценка, отношение человека к миру.Мировоззрение – совокупность наиболее общих ориентиров, которые позволяют намделать выбор в конкретной ситуации. Это как бы общая программа, позволяющаявыбирать программы частные. Она может быть продуманной и обоснованной,опираться на научные знания, иметь четко сформулированные цели и способы ихдостижения, а может быть не продуманной, не ясной, включать в себяпротиворечивые представления. Тогда выбор определяют различные внешние влияния,мимолетные чувства, настроения, эмоции. Мировоззрения конкретных индивидовмогут различаться степенью осознанности, продуманности, тем, что в нихпреобладает – интеллект или чувства, миропонимание или мироощущение.
Мировоззрениеконкретного человека обычно достаточно аморфно, не четко, противоречиво. Этосвязано с тем, что духовная культура, из которой он черпает свои представления,всегда содержит множество различных, порой противоречивых точек зрения на то,как устроен мир, какое место в нем занимает человек, в чем смысл егосуществования. Это не четкость и противоречивость – условие свободы. Но свободане может быть безграничной. Человек живет в обществе, поэтому его действиядолжны быть понятны окружающим и предсказуемы. Должны быть общие представленияо мире, об обществе, о целях существования, обеспечивающие совместнуюдеятельность. Мировоззрение конкретного человека — сплав общего и частного,опыта человечества и личного опыта. От самого человека зависит «качество» егомировоззрения: будет ли оно узким, неразвитым, эгоистичным или, наоборот,опирающимся на опыт всего человечества[2].
XX век принесновые трактовки соотношения составляющих картины мира — искусства, науки,мифологии и философии.
Отличительнойчертой этого периода оказывается сближение художественного, научного ифилософского познания мира. Философия, если взять ее в самом общем виде, кактеорию духовного освоения мира, теорию его человеческого осмысления, т.е. кактеоретическую форму самопознания человека и мира — формирует не просто знание омире, а знание человеческих смыслов, значений и ценностей. Поскольку сегодняпостклассическая философия исходит из того, что бытие не статично, нестабильно, а находится в постоянном становлении, и признает, что у мирозданиянет изначальных смыслов, то следует признать (как одно из онтологическихоснований такого мироздания), процесс смыслопорождения. В этой связи становитсяпонятна задача расширенной рациональности, осознанно включающей в себя приемы«вживания», «вчувствования» в объект.

Типымировоззрений
Мифология –мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия.«Миф», в переводе с древнегреческого, – «слово», «рассказ». Мифы – это рассказыо деятельности предков, богов, героев о происхождении мира различных природныхявлений и общественных установлений – норм, обычаев, правил поведения. С точкизрения современного человека мифы – это сказки, фантастические представления,выдумки, с помощью которых человек пытался объяснить окружающий его мир.Действительно, мифы со временем становятся сказками. Это происходит, когда вмифы перестают верить, и они больше не являются частью реальной жизни. Новначале мифы – это реальность, и события, в них описанные, воспринимаются както, что было на самом деле. Более того, события мифа – это события важнейшие вжизни мира и родового коллектива. Мифы – священная история рода. Вмифологическом прошлом были заложены основы всего, и только благодаря этому родможет существовать. Мифы для древнего человека такая же реальность как научныетеории для человека современного. С помощью того и другого человекориентируется в мире, интерпретирует происходящие в нем процессы.
Мифы невыдумки, а часть реальной жизни. Чтобы понять мифологическое сознание, надопонять реальную жизнь, способ существования в мире человека той далекой эпохи.
Мифологическоесознание – это не только древнейшее прошлое. Это глубинный пласт нашегосовременного сознания. Мифы живут. Наше массовое сознание продолжает ихтворить. Это, например, миф о всесилии науки и техники, которые способныизбавить человечество от всех бед, мифы о чудодейственных медицинскихпрепаратах, которые способны излечить от всех болезней, об инопланетянах, оснежном человеке и другое[3].
Вмифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое инеразрывное целое, связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия ивзаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии-фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений отаинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимаетклассическую форму религии. Религия с самого начала есть специфическая форма,специфический человеческий способ обживания и осознания мира, это формамировоззрения[4].
Религия (отлат. religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментомкоторого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которыеиграют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого изнас. Миф и религия взаимосвязаны[5].
Для религиимир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром,специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мировогомногообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Оннаправляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкциючеловеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет “высшую инстанцию”,источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.
ПроблемаБога, в переводе ее на язык философии, – есть проблема существования абсолюта,надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве.В религии это начало абстрактное, безличностное, а личностное, выраженное вБоге.
Религияопирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия.Верующий человек – субъект религиозного сознания. Такой человек переживает вреальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностямитого или иного религиозного направления.
Важнейшимиатрибутами религии являются вера и культ. Религия – не рефлексивный типмировоззрения.
Вера – этоспособ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозногосознания субъекта.
Религиозныхтечений много. Только в России их свыше 40. В рамках религиозных систем,религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы,идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религиии т. д.).
Религия –форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоениена земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный. При этом в отличиеот науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второймир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и ихглавенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особоесостояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется нарациональных основах. В религиозном сознании культивируются чувства любвичеловека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религияформирует духовный мир человека.
Несмотря наблизость религии и философии, они различны — идеализм философский естьтеоретическая основа религии.
Идеализм ирелигия как мировоззрения часто решают сходные задачи по объяснению мира, атакже воздействия на сознание и поведение человека. Их различие состоит в том,что философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность,закон, идея, необходимость и т. д.
Соотношениефилософии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие “мировоззрение”шире понятия “философия”. Философия – это такая форма общественного ииндивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается,обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейскомуровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ниписать, ни читать.
Вмировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека.Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящегочеловека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда нежило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляетсвою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразныхмоментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций,идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.
Философия –мировоззренческая форма сознания, однако не всякое мировоззрение можно назватьфилософским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастическиепредставления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифамиДревней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы вособом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизниочень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем историческойпамяти.
В массовомсознании философия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальнойжизни. Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философиявнеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знаниеразвивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. Приэтом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух,философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная,бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь однусторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущуюего сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический.Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то естьмировоззренческий, тип философского сознания в целом.
Достаточночасто философию определяют как систему воззрений, которая должна найти себеподтверждение в жизненном опыте и проявить себя в реальных науках. Идействительно, именно в том, что философия есть рациональное, научнообоснованное мировоззрение, усматривают её сущность многие исследователи. Ноесли суть философии в том, что она есть мировоззрение, то как следует пониматьпоследнее? Мировоззрение традиционно понимается как система взглядов на мир вцелом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, нофилософия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предметфилософии исторически подвижен, конкретен, «Человеческое» измерениемира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.
Сокровеннаяцель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшимиидеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершеннымценностям.
Органическоесоединение в философии двух начал – научно-теоретического ипрактически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формысознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальномпроцессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которыеисторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимымобразом. Все они – лишь грани, моменты единого целого.
Последовательностьфилософских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательностив логических определениях самой цели, то есть история познания соответствуетобъективной логике познаваемого предмета.
Вмировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека.Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящегочеловека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда нежило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляетсвою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразныхмоментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций,идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.
Философияявляется одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общихпонятий о мире и о месте человека в нем. Возникновение философии какмировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческогообщества в странах Древнего Востока, а классическая форма философскогомировоззрения сложилась в Древней Греции.
Философияотносится к рефлексивному типу мировоззрения. Такому, в котором содержатсяразмышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этоммире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны – одна из чертфилософского сознания.
Языкфилософии – не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия обычносводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не простоутверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной,логически упорядоченной форме.
По своейприроде философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказот веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикойверующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включаясамо существование мира, в том числе такой вопрос – как возможен мир? Философияформировалась в борьбе с религиозно- мифологическим сознанием, она рациональнообъясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всейистории.
Художественное(поэтическое) мировоззрение можно мыслить как некую парадигму, которая являетсяодной из составляющих картин мира, а подчас именно типы поэтическогомировоззрения подготавливают путь метафизике и науке, будучи посредниками междуними и обществом. Таким образом, новое знание может возникнуть вначале в руслеискусства, а затем оно, уловленное и подхваченное метафизикой, а так же другимиразнообразными формами культуры, в частности отдельными науками, будучиусвоенным и пропагандируемым ими, становится достоянием всего общества.
Наблюдаетсяэволюция методов познания, которая привела к соединению в современныхпарадигмах познания научных и вненаучных подходов. Возникла проблема созданияцелостного творческого мировоззрения, которая самым непосредственным образомоказалась связанной с изучением художественного мировоззрения, стремящегосястать его неотъемлемой частью, поскольку неполнота нашего знания о миревозможно сможет компенсироваться многообразием дополнительных языков описания,одним из которых является художественный.
Близостьхудожественного освоения мира научному более всего обнаружилась после того, какбыла признана роль антропологического фактора, который предусматривает, чтопознавательный процесс не сводится к подражательным процедурам получениячувственного образа как «слепка вещи», но предстает сегодня как процесстворчески-проективный, интерпретирующий деятельность субъекта. При этомучитывается, что эта деятельность опосредована различными по природе знаковымии предметными репрезентациями, содержащими, как и сама деятельность,квинтэссенцию социального и культурного опыта. И если влияние всех этихфакторов признавалось ранее лишь в трактовке художественного мировоззрения, тотолько в ХХ веке они получили свое расширительное толкование, и сталиучитываться в анализе любой человеческой деятельности.
Центральнойтемой всех размышлений о современном искусстве становится тема соотносимостипроизошедших в нем изменений с новыми представлениями о картине мира. Понятие«открытое произведение», введенное У. Эко в одноименной книге, стало метафоройв объяснении отношения человека не только к произведениям искусства, но и кпознанию мира. Оно вполне соотносимо с понятием «открытая система»,используемое синергетикой.
Все теоретикипостмодернизма пересматривают возможности искусства в репрезентации мира, хотякаждый делает это по-своему. Так, Лиотар пишет о нерепрезентативной эстетике,Бодрийар и Делез об искусстве, вступившем в стадию симуляции, Деридда о «новоммимесисе», Джеймисон о шизофреническом взгляде на мир. Поскольку событие неподдается однозначному схватыванию в понятиях и образах, оно тем самымускользает от репрезентации, и потому никакое изображение не изображаетсобытие, а лишь указывает на непредставимое. В этом контексте могут быть понятыидеи Лиотара, по поводу того, что современному искусству следует не поставлятьреальность», а изобретать намеки на то мыслимое, которое не может бытьпредставлено. И в этом позиции Лиотара, Эко, Деррида во многом схожи.
Взаимосвязьнаучного, художественного и философского мировидения, их зависимость друг отдруга, взаимное сближение и взаимовлияние — симптом нашего времени. В настоящийпериод ставится задача возрождения и обогащения методологии гуманитарногознания, как для дальнейшего развития философской науки, так и для расширенияметодологических приемов естественных наук, ибо проблемы постсовременного миратребуют для своего осмысления совершенно иных подходов. В постмодернистскойхудожественной практике, заявившей о себе во второй половине ХХ века, как раз исодержится та методология, применение которой оказывается продуктивной нетолько в новейшем искусстве, но и в науке[6].

Заключение
Общиепредставления о мире, обществе и человеке создаются «идеологами», «теоретиками»и закрепляются в различных формах идеологии. Наиболее общие идеологии – религияи философия. Они описывают мир как целое и человека как часть мира, формулируютнаиболее общие программы.
Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место в нем человека. Русский философ XIX в. ВладимирСоловьев в статье «Идея «сверхчеловека» определил мировоззрение как «умственноеокошко». В своей статье Соловьев сравнил три таких «окошка»: экономическийматериализм К. Маркса, «отвлеченный морализм» Льва Толстого и теорию«сверхчеловека» Ф. Ницше. Он писал: «В окошко экономического материализма мывидим один задний, или как французы говорят, нижний двор… истории исовременности; окно отвлеченного морализма выходит на чистый, но уж слишком, досовершенной пустоты чистый двор бесстрастия, опрощения, непротивления,неделания и прочих без и не; ну а из окна ницшеанского «сверхчеловека» прямооткрывается необъятный простор для всяких жизненных дорог, и если, пускаясь безоглядки в этот простор, иной попадает в яму, или завязнет в болоте, илипровалится в живописную, величавую, но безнадежную пропасть, то ведь такиенаправления ни для кого не представляют безусловной необходимости, и всякийволен выбрать вон ту верную и прекрасную горную дорожку, на конце которой ужеиздалека сияют средь тумана озаренные вечным солнцем надземные вершины»[7].
Такимобразом, «умственное окошко», или мировоззрение зависит от ориентации личности.Последняя тоже в свою очередь зависит от многих факторов: исторических условий,социальных перемен.
Мировоззрение— это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовностьк скепсису.
Сомнениенеобходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. Впротивном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное,безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежатьдогматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.
Обобщая,мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общеевидение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция,познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.
Каждыйчеловек в процессе жизни осваивает различные программы действий, общие ичастные. Программы (мировоззрения, идеологии) – это, собственно, представленияо цели деятельности и способах ее достижения. Индивидуальное мировоззрение –конкретное сочетание различных «программ» общего и частного характера, имеющихстатус ценностей. Оно или активно создается человеком, или пассивновоспринимается им. Первое характерно для философии, второе – для религии. Можносказать, что философия (как мировоззрение, «программа», жизненная стратегия)входит в человека через разум, религия – через чувство. Религия и философия –формы мировоззрения, которые различаются способом обоснования своих идей(программ, жизненных стратегий, ценностей).
«Чистые» типымировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и вреальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.
Мировоззрениеличности является интегрирующим фактором, ядром ее идейного мира и в то жевремя высшей ступенью ее духовного формирования. С мировоззрением связанорешение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути,определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, являющейсяосновой его самоопределения в мире и идейной предпосылкой значимойдеятельности.
Мировоззрениепредставляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющуюему не только ориентироваться в окружающей природе и социальнойдействительности но, и, исходя из определенного понимания этойдействительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать иконтролировать свою деятельность.
Основнымифункциями мировоззрения являются: интегративно-систематизаторская,интегративно-оценочная, интегративно-номативная, интегративно-ориентировочная иинтегративно-эвристическая.
Такимобразом, научное мировоззрение представляет собой довольно сложную систему ивместе с тем “означает” понимание природы такой, какая она есть.

Списокиспользованной литературы
1. Философский энциклопедический словарь/ Отв.ред. Л.Ф. Ильичев. – М.: Советская энциклопедия,1983.
2. Философия/ Отв. ред. В.П. Кохановский – Ростовн/Д.: Феникс,1997.
3. Введение в философию: в 2-х частях / Отв. ред.И.Т. Фролов. – М.: Политиздат, 1989.
4. Философия для технических вузов/ В.О.Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
5. В.С. Соловьев. Сочинения: в 2 т. – М.:«Мысль», 1988. – Т. 2.
6. В.М. Дианова. Художественное и научноеосвоение мира: современное состояние проблемы. Материалы научной конференции. –СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анархизм в XIX веке
Реферат Неукрощенный тональ гениальность и безумие
Реферат Основы научных исследований 2
Реферат Социально экономическая сущность совершенствования налогообложения страхования в России
Реферат Лабораторная работа №6
Реферат Экстралингвистические параметры текста и ПР-сообщение
Реферат «Формирование первоначальных знаний о правилах дорожного движения младших дошкольников»
Реферат Телевидение как инструмент управления массами
Реферат Bi Polar Disorder Psychological Disorders
Реферат Технология и организация строительства объектов природообустройства
Реферат «Роль М. В. Ломоносова в истории как выдающегося деятеля России18 века»
Реферат Финансовая деятельность коммерческих банков
Реферат Judaism Essay Research Paper JUDAISMThere are approximately
Реферат Польский Ренессанс
Реферат С чего начать внедрение системы для управления проектами в организации?