Реферат по предмету "Философия"


Философия Европейского Средневековья

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточныйгосударственный технический университет»
(ДВПИ им.В.В. Куйбышева)
РЕФЕРАТ
по курсу:ФИЛОСОФИЯ
на тему:ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Выполнил студент
группы ЗК – 6251
Кожевникова Е. А.
Владивосток
(2010 год)

Содержание
 
Введение
1. Философия европейского средневековья
1.1 Развитие средневековой философии от патристики досхоластики
1.2 Основные принципы религиозно – философского мышления имировоззрения
1.3 Номенализм и реализм: споры в средневековой схоластике
Заключение
Список литературы

Введение
 
Целью данной контрольной работыявляется изучение философии европейского средневековья. Так как средневековьезанимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения— почти целое тысячелетие, то данный период делится на Раннее средневековье,которое характеризуется становлением христианства в условиях формированияевропейских государств в результате падения Римской империи (V в.), и зрелоесредневековье (начиная с XI в.) связанное со становлением и утверждениемфеодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовалразвитое христианство.
Средневековье — этогосподство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Наиболеесильное влияние на западную философию оказала христианская религия:
как понимать Бога,Троицу, творение и пр. Философия полагалась «служанкой богословия», вчем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ееприниженный статус. Само понятие о том, что такое философия, калькировалось спонятием о ней в античности или в Новое время, и иным оно не мыслилось.Самостоятельного философствования в ту пору не существовало, оно являлоськонсервантом античных традиций при одном инструменте теоретизирования — формальнойлогике и при одном инструменте согласования всеобщего и единичного — символе.
Действительно — и в этомсостоит ее исключительность — философия этого периода была тесно сопряжена стеологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог — человек.Августин в трактате «О граде Божием» полагал философа, мудреца,богослова, пророка, учителя этики одной фигурой. Все остальные области,традиционно входившие в состав философии — онтология, гносеология, этика,эстетика — рассматривались под этим углом зрения. Как и теолог, философ строилсвои системы, обращаясь к изначально Божественному смыслу бытия, отвечая назапросы религии и вопрошая заповеди веры. Однако при этом у философии былисвои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее свойством — сомнением (в истинности вероисповедных догматов) и со свойствами разума,призванного, в конечном счете, эти сомнения побеждать и причащаться высшейистине.
Основные понятия даннойтемы:
Патристика (от лат. pater — отец) — совокупность богословских (теологических), философских иполитико-социологических доктрин христианских мыслителей II — VIII вв., которыхпринято назывть «святыми отцами (и учителями) церкви».
Схоластика (от греческого scholastikos — школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединениемтеологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом кформально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе всредние века.
Номинализм, направление средневековойсхоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицалореальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами(лат. nomen — имя, nominalis — именной, отсюда название). Т.е. номиналистысчитали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв., получилособое развитие в XIV-XV вв.
Реализм (от ср. — век. лат. realis — вещественный, действительный), в философии — направление, признающее лежащуювне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальныхобъектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализмаXX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия)существуют реально и независимо от сознания.

1. Философия европейского средневековья
 
Без философиихристианство ни при каких условиях не смогло бы сформироваться как религиявысочайшего уровня: как религия космополитическая, как религия абстрактногомонотеизма.
На формированиерелигиозного мировоззрения христианства, еще на его ранних этапах наряду сиудейской Библией (Танахом, Старым заветом) большое — можно сказать,определяющее — влияние оказала философия греко-римского мира: неоплатонизм,поздний стоицизм, эклектика, гностицизм, неопифагорейство. В меру превращения вмировую религию христианство вынуждено было более или менее четкосформулировать основные положения своего вероучения. А этого оно, как религиявысшего уровня развития, никак не могло бы осуществить без философии, безиспользования философских категорий и логики Аристотеля и стоицизма. В этойобласти особенная заслуга принадлежит тем деятелям христианской церкви, которыееще с конца 2-го столетия начали философскую обработку христианскогомировоззрения. Решающий вклад в формирования и развитие христианскогомировоззрения внесли деятели Александрийской и Антиохийской богословских школ.Первая из них опиралась на платонизм, а вторая — на аристотелизм. Средимножества Отцов и Учителей церкви того времени следует отметить и запомнитьтаких деятелей, как Климент Александрийский, Ориген, Лукиан, Арий, АфанасийАлександрийский, «Каппадокийскую троицу» (Василия Великого, ГригорияБогослова, Григория Назианзина), Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского,Августина Гиппонского и много других, которых церковь со временем провозгласиласвятыми или же, и такое было, обвинила в ересях и отлучила от церкви.
 

1.1Развитие средневековой философии от патристики до схоластики
Духовное наследие Отцов иУчителей церкви в христианских богословских кругах получило название:«Патристика». В истории европейской философской мысли деятелипатристики сыграли двойственную роль: с одной стороны они положили конецфилософии античной, а с другой — положили начало философии средневековой.
Использование Отцами иУчителями христианской церкви философии пошло на пользу христианству и в то жевремя нанесло непоправимый вред самой философии. По словами известногонемецкого философа Фридриха Ничше (1844-1900), «христианство испортилокровь философии». Церковь сначала воспользовалась философией дляформулирования догматов своего вероучения, для приведения в определеннуюсистему своего вероучения и мировоззрения. Но с другой стороны, патристикапоработила философию, превратив ее в богословие (теологию), — в учение,оправдывающее и разрабатывающее религиозное мировоззрение.
Патристы не ставили себецелью развивать философию, они только использовали философию для формированияхристианского мировоззрения. Отцы и Учителя церкви начинали свою деятельность сконца второго столетия — еще в условиях преследования христианства властьюРимской империи. После провозглашения христианства государственной религиейРимской империи деятели церкви обсуждали и утверждали положения своей веры наВселенских и поместных церковных соборах. Эти решения утверждалисьвизантийскими императорами, оглашались папами, патриархами и самими Отцамицеркви. С 4-го по 8-ое столетие в исключительно единая в рамках Римской бывшейРимской империи христианская церковь провела семь Вселенских соборов, последнийиз которых состоялся в 787 году и учредил в христианской церкви поклонениеиконам и моление умершим святым. Таким образом к концу 8-го столетиязавершилось формирование комплекса того религиозного мировоззрения, которогокатолическая и православная церкви официально придерживаются и сегодня. С точкизрения истории развития собственно философской мысли можно констатировать, чтов восьмом столетии завершается период творческого развития христианскогомировоззрения и начинается период схоластики — философского истолкованияхристианского мировоззрения.
Сами деятели патристикине были философами, — они были богословами. Содержание своей теологии/философииони вычитывали в текстах Старого и Нового заветов, брали из решения Вселенскихи поместных соборов, в текстах произведений церковных авторитетов, — у своихпредшественников, тех же Отцов и Учителей церкви. Именно таким образом вхристианстве утвердилось «аргументированное учение» о том, какимобразом Бог за шесть дней создал весь материальный и духовный мир. Это учение впоследствииполучило название: «Креационизм». Таким же образом были созданы вседругие концепции религиозного вероучения:
Иммортализм — учение обессмертии души;
Экклесиология — учение оместе церкви в деле спасения человека; Христология — учение о соотношениичеловеческой и божественной природы в лице Иисуса Христа;
Сотериология — учение офакторах и путях спасения;
Тринитология — учения оБоге, который троичен в лицах и един по существу;
Эсхатология — учение оконечных судьбах Вселенной и человечества и тому подобные трактовкихристианского религиозного мировоззрения.
На основе перечисленныхвыше богословских концепций и в их рамках началась история и развитие в Европесредневековой философской мысли. Среди деятелей патристики наибольшее влияниена начальные этапы формирования европейской философской мысли оказалотворчество Блаженного Августина и Дионисия Ареопагита (Петра Ивера).
Августин, епископгиппонский (354-430) из позиций неоплатонизму впервые изложил более или менееполную систему христианского мировоззрения. В своеобразному истолковании имхристианских верований он видел решение всех мировоззренческих проблем:происхождения мира — в библейском рассказе о шести днях творения; причинусуществования в мире зла — в грехопадении Адама и Евы, которые съелизапрещенный Богом плод из дерева добра и зла; смысл жизни человека — в ожиданииСтрашного суда и Царства божьего на земле; приобретение истинныхмировоззренческих знания — в восприятии на веру всего церковного учения и такдалее.
Хотя у Августина есть свышедесятка чисто философских произведений, свою философию он наиболее полноизложил в сугубо богословских произведениях. Самыми значительными — и посодержанию, и по объему, и по влиянию на историю философской мысли — являютсядва его большие произведения: «De civitatae Dei» (О граде божьем) и«Confession» (Исповедь). В первом из них Августин пишет о Церкви, какгороде божьем на земле (Церковь воинствующая) и город божий на небе (Церковьторжествующая); во втором — о своем переходе от язычества до христианства, ожизни грешника до христианства и жизни по божьему предназначению после принятияхристианства. Оба произведения нашли не только своих учеников, но иподражателей. По стилю произведений Августина целая плеяда видных деятелейевропейской культуры расписывали будущие проекты коммунистического общества(Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле) писали биографические исповеди (Пьер Абеляр,Жан-Жак Руссо, Л.Н. Толстой). Августин ввел в христианское мировоззрение мыслии стиль философствования Платона и его последователей, особенно неоплатоников.В так называемой христианской философии до настоящего времени существуетнаправление августинианства, есть монашеские ордена, которые следуют образужизни святого Августина (августинианцы).
Средневековая философиятак же вошла в историю мысли под именем схоластики. Главная отличительнаяособенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себякак науку, проставленную на службу теологии. Термин «схоластика»происходит от греческого слова schole — «школа»;«схоластика» — значит «школьная философия».
Эта философия развиваласьисключительно в рамках христианской церкви, в ее стенах и под ее диктат.Схоластика занималась исключительно истолкованием и теоретическим оправданиемвсех элементов церковного христианского мировоззрения. Свое учение схоластикаподтверждала ссылками на Библию («Это правда, ибо так написано вБиблии».) А поскольку сама Библия об одних и тех же вещах говоритпротиворечиво, то свое понимание библейского учения богословы (теологи)оправдывали ссылками на решения Соборов и на учение Святых Отцов. («Этопонимание Библии правильно, ибо именно так толковал Библию такой-то и такой-тосвятой отец».) Из-за всего этого схоластика была оторвана от жизни, отподлинных мировоззренческих интересов современников. Схоласты обсуждали ипроводили жаркие дискуссии по таким, например, «философским»проблемам: «Что кушает Сатана?», «Сколько ангелов можеттанцевать на острие иголки?», «Может ли Всемогущий Бог создать такойкамень, которого бы и сам не поднял?», «Если Бог все может, то можетли он сделать бывшее не бывшим? сделать распутницу девой? поместить грешника врай, а праведника отослать в ад? поступить вопреки тому, что он знаетнаперед?» Схоластика замкнулась в рамках школ и университетов и вызывалаинтерес только у тех, кто в них в них находился. Выход за границы церковногоучения строго воспрещался. Во вступлении до учебника по философии схоластКассиодор писал: «Вместо того, чтобы заносчиво искать новых знаний,следует удовлетворять жажду у источника древних».
В 8-м столетии в ЗападнойЕвропе по образцу византийских появляются свои школы. Как и школы византийские,они стали родоначальниками и рассадниками схоластики. Наиболее известными вэтом отношении были школы в Шартре, Лионе, Реймсе и Фульде. Развитию школьногообразования способствовало возникновение первого западноевропейскогоуниверситета в Болоньи, а потом — в Париже. Университеты формировались исодержались феодалами, но преподавателями в них были почти исключительно монахии священники. Кроме богословия в них обязательно преподавали и философию.Изучение философии сводилось преимущественно к толкованию библейского текста иизучению патристики.
Во всех учебниках поистории европейской философской мысли после описания патристики излагаетсяистория философии исключительно в Западной Европе, — точнее — в странах распространениякатолицизма. Объективная причина этого заключается в том, что, во-первых,только в Западной Европе прослеживается наследственность развития философии отпатристики до схоластики. Во- вторых, только в Западной Европе достигнутонаибольших значительных результатов в развитии философских знаний.
Одним из наиболеевыдающихся представителей зрелой схоластики, монах Фома Аквинский (1225/26-1274),ученик знаменитого теолога, философа и естесствоиспытателя Альберта Великого(1193-1280), как и его учитель, пытался обосновать основные принципыхристианской теологии, опираясь на учения Аристотеля. При этом последнее былопреобразовано таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творениямира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.
У Фомы высшее начало естьбытие. Под бытием Фома понимает христианского Бога, сотворившего мир, как обэтом повествуетсяв Ветхом Завете. Различая бытие и сущность, Фома не противопоставляетих, а наоборот, (вслед за Аристотелем) подчеркивает их общий корень. Сущности,или субстанции, согласно Фоме, обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций(свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюдавыводится различие субстанциональных и акцидентальных форм. Субстанциальнаяформа сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим,что нечто возникло, а при ее исчезновении – что нечто разрушилось.Акцидентальная форма – источник определенных качеств, а не бытия вещей.Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматриваетбытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столькобытия, сколько в ней актуальности. На этом основании, он выделяет четыре уровнябытийности вещей в зависимости от их степени актуальности.
1. На низшей ступенибытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causaformalis); сюда относятся неорганические — стихии и -минералы …
2. На следующей ступениформа предстает как конечная причина (causa finalis) вещи, которой поэтомуприсуща внутренняя целесообразность, названная Аристотелем «растительнойдушой», как бы формирующей тело изнутри. Таковы, по мнению Аристотеля (исоответственно Фомы), растения
3. Третий уровень — животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficient), поэтому сущееимеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трехуровнях форма по-разному преобразуется в материю, организуя и одушевляя ее.
4. На последней,четвертой, ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, асама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata).Это дух, илиум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не связанная с материей,человеческая душа не погибает со смертью тела.
Конечно, в построеннойФомой Аквинским моделью есть какая-то логика, но его взгляды ограничивалисьтеми знаниями, которыми владело человечество в XXIII веке.
2.2Основные принципы религиозно – философского мышления и мировоззрения
Мировоззрение и жизненныепринципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянииязыческому миру. Однако по мере того как христианство приобретало все болееширокое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональномобосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой целиучения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.
Таким образом,средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции:христианское откровение, с одной стороны, и античная философия — с другой.
Если античноемировоззрение было космоцентричным, то средневековое — теоцентрично.Главенствующая идея его — идея Бога. Отсюда и основной принципрелигиозно-философского теоретизирования — супранатурализм (от лат. супер — сверх и натура — природа; надприродный, сверхъестественный). Не природа икосмос определяют все сущее в мире, а сверхъестественное начало — бог. От негоцеликом зависят и природа, и человек, и общество. Бог является личностью,которая существует над этим миром.
Своеобразие философскогомышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковнаядогма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержаниефилософской мысли приобрело религиозную форму.
Представление о реальномсуществовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особымуглом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основесредневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мираБогом из ничего — креационизм).
Христианство принесло вфилософскую среду идею линейности истории. История движется вперед к СудномуДню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранеепредусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм).
Христианская философиястремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки — совесть,религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасениедуши — это новая, проповедуемая христианством ценность.
Философское мышлениесредних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Для средневековогосознания «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».
Стиль философскогомышления средневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философалюбая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально,исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживатьсяустановленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальностьмысли, а эрудиция и приверженность традициям.
Философское мышлениесредневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетныйисточник — Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своегомнения к библейскому авторитету.
Философия средневековья —комментаторская философия. В форме комментария написана значительная частьсредневековых сочинений. Комментировалось главным образом Священное Писание.Предпочтение, отдаваемое в религии авторитету, высказыванию, освященномутрадицией, перед мнением, изложенным от своего лица, побуждало к аналогичномуповедению и в сфере философского творчества. Ведущим жанром философскойлитературы в средние века был жанр комментариев.
Как особенность следуетотметить экзегетический характер средневекового философствования. Длясредневекового мыслителя исходным пунктом теоретизирования становится текстСвященного Писания. Этот текст является источником истины и конечнойобъяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критикутекста, а только его истолкование. Текст, освященный традицией, в которомнельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ейпредел и меру. Поэтому христианское философствование может быть понято какфилософская экзегеза (толкование) священного текста. Философия средних веков —это философия текста.
Стиль философскогомышления средневековья отличает стремление к безличности. Многие произведенияэтой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственногоимени, он рассуждает от имени «христианской философии».
Философскому мышлениюсредневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти всеизвестные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателямибогословских школ. Это способствовало общей установке на ценность обучения ивоспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная формафилософских трактатов — диалог авторитетного учителя и скромного,поддакивающего, алчущего знаний ученика.
Средневековая философия,в отличие от античной, выделяет:
— бытие (существование) — экзистенцию;
— сущность — эссенцию.
Экзистенция (бытие,существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или несуществует). Эссенция (сущность) характеризует вещь.
Если античные философывидели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласнохристианской философии, сущность может иметь место и без бытия (безсуществования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна бытьсотворена Богом.
Базовые положенияхристианского вероучения со временем приняли форму основных принциповрелигиозно-философского стиля мышления. Не случайно средневековое мировоззрение— теоцентрично (от греч. теос — Бог).
В целом философиясредневековья обосновывала возможность личного спасения, воскресения измертвых, конечного торжества истин христианства в космическом масштабе, была подуху оптимистична.
Считалось, что мирсотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси,воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной ичеловеческой природы.
Поскольку Слово лежало восновании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то онопредопределило рождение проблемы универсалий (от лат. universalia — всеобщее).
Проблема универсалий —это спор о соотношении отдельных вещей и общих понятий, спор о том, существуетли объективное содержание у общих понятий, или нет, и если существует, то вкакой форме. Универсалии характеризуют роды или виды («человек», «животное»,«плод»). В споре проявились две тенденции:
реализм (от лат. realis —реальный);
номинализм (от лат. nomen— имя, наименование).
Крайние реалистыпридерживались платоновского учения об идеях, суть которого в том, что общее(идеи) существуют до единичных вещей и вне их.
Крайние номиналистыутверждали, что универсалии существуют не в действительности, а только вмышлении. Действительным существованием обладают лишь единичные вещи, ауниверсалии — это имена вещей.
Согласно Платону, идея «стольности»существовала до конкретных столов и существует вне их.
Основной тезисноминализма был сформулирован еще киником Антисфеном, который, критикуяплатоновские идеи, утверждал, что они не имеют реального существования инаходятся только в уме.
Наряду с этими крайнимипозициями существовали и умеренные точки зрения. Например, Аристотель былумеренный реалистом. Аристотель утверждал, что универсалии существуют вединичных вещах и не существуют независимо от вещей. Так, универсалия «справедливость»не обладает независимым существованием, но существует только в справедливыхлюдях и справедливых обществах. Не существует общего понятия «дом»вне конкретных домов.
2.3Номинализм и реализм: споры в средневековой схоластике
 
Для средневековойфилософии очень характерны два течения: реалисты и номиналисты. В то времяслово «реализм» не имел ничего общего с современным значением этогослова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлиннойреальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичныепредметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей,представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этомучеловеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность иесть не что иное, как всеобщее понятие.
Противоположноенаправление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носилоназвание номинализма. Термин «номинализм» происходит от латинского«nomen» — «имя». Согласно номиналистам, общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием иобразуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих дляцелого ряда вещей. Например, понятие «человек» получаетсяоткидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, иконцентрации того, что является общим для всех: человек — это живое существо,наделенное разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, людитак считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека однаголова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первоеопределение уже однозначно определяет сущность человека.
Таким образом, согласноучению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия есть не более, чемзвуки человеческого голоса. К таким номиналистам принадлежал, например Росцелин(XI-XII века).
Споры и публичныедискуссии между реалистами и номиналистами сплошь и рядом выводили оппонентовза рамки теологии и выводило их на общефилософские проблемы, что вызвалонеудовольствие церковной верхушки. Особенно много доставалось одному изнаиболее одаренных представителей схоластики Пьеру Абеляру (1079-1142). Он ещеюношей вмешался в споры реалистов и номиналистов и затмил всех своими знаниями,своей логикой доказательств. Абеляр пытался стать над реализмом и номинализмом,широко использовал произведения Платона, отцов церкви. Философско-богословскийрационализм вызывал зависть и ненависть со стороны побитых им оппонентов.
Не смотря на схоластическуюпостановку и схоластическое решение проблемы универсалий, результаты дискуссийреалистов и номиналистов плодотворно использовали в своем творчестве такиекрупные философы, как Томас Гоббс и Джон Локк, Декарт и Спиноза, Беркли и Юм,Лейбниц и Вольф, Фихте и Гегель, современные феноменологи Гуссерль и Шеллер,экзистенциалисты Хейдеггер и Сартр. Следует отметить значительные философскиедостижения в деятельности отдельных философов Средневековья .
Какие бы проблемы ниобсуждались в средневековой схоластике, они так или иначе были связаны свопросом о месте и роли универсалий в структуре бытия и в процессе познания.«История средневековой философии не может быть сведена к истории спора оприроде универсалий. Однако же многое говорит в пользу такого понимания»,— отмечает выдающийся исследователь средневековой философии Э.Жильсон. Спор оприроде универсалий (общих понятий) велся на протяжении всего средневековья.Отправным пунктом для дискуссии послужили вопросы, поставленные Порфирием в его«Введении» к «Категориям» Аристотеля: (1) Существуют лироды и виды самостоятельно или же только в мышлении? (2) Если они существуютсамостоятельно, то тела ли это или бестелесные вещи? (3) Обладают ли они впоследнем случае отдельным бытием или же существуют в телесных вещах? Согласноформулировке Фомы Аквинского, универсалии могут иметь троякое существование:ante rem (до вещи, т.е. в Божественном интеллекте), in re (в вещи) и post rem(после вещи, в человеческом уме). В ходе обсуждения природы универсалийсформировались три основных подхода к решению проблемы: реализм, концептуализми номинализм. Реализм признает самостоятельное существование универсалий;концептуализм утверждает, что общие понятия имеют место в человеческом уме, ноим соответствует нечто в самих вещах; номинализм считает, что общие понятиявозникают в процессе познания и вне человеческого ума, т.е. реально несуществуют. Концепцию реализма разделяли Ансельм Кентерберийский, ГильбертПорретанский, Фома Аквинский, Бонавентура и др., точка зрения концептуализмасформулирована в трудах Абеляра и Дунса Скота; обоснование номиналистическойпозиции представлено в доктрине Оккама.
Хотя главным пунктомразногласий между реализмом, концептуализмом и номинализмом был вопрос обонтологическом статусе универсалий: обладают они реальным существованием илинет, — фактически предметом обсуждения были все основные проблемы философии.Иначе не могло и быть; ведь нельзя ответить на вопрос о статусе универсалий, неуяснив, что собой представляет реальность. И наоборот: поскольку бытие длясредневековых схоластов — это бытие, увиденное сквозь призму логическихструктур, то и взаимоотношение сущностей, соответствующих значениям единичных иобщих понятий, является центральной проблемой онтологии. Поэтому, анализируяпредставления средневековых философов об онтологической структуре вещи, об актетворения, сообщающем бытие сотворенным вещам, об отличии бесконечногобожественного бытия от конечного бытия вещей, о соотношении формы и материи,сущности и существования, единичного и всеобщего, мы одновременно знакомились сих взглядами на природу универсалий. Но преимущественное внимание до сих поруделялось онтологическому аспекту проблемы универсалий, а именно, их месту вструктуре бытия. Остановимся теперь кратко на другом, теоретико-познавательномаспекте этой проблематики.
Реализм исходит изследующей очевидной предпосылки. Всякое знание формулируется в общих терминах,относящихся ко многим вещам. Суждения типа «Сократ — человек» или«лошадь — животное», сформулированные с помощью общих понятий человеки животное, будут соответствовать реальности только в том случае, если вСократе есть свойство человечности, а в лошади — животности. Если же вреальности нет ничего кроме единичных вещей, то все суждения оказываютсяложными, вводящими в заблуждение, поскольку в них утверждается наличие в вещахобщих свойств или отношений. Поэтому необходимо предположить, что общее(универсалии) существует наряду с единичным, более того, предшествуетсуществованию единичных вещей, определяя наличие в них тождественных свойств.
Но обоснование позицииреализма требует преодоления ряда трудностей. Некоторые из них уже отмечались.Например, если универсалии постулируются в качестве исходных элементовонтологии, то почему мир состоит из единичных вещей? И каким образомуниверсалии могут быть причинами существования индивидуальных субстанций(проблема индивидуализации)? Или, как род или вид превращаются в признакиединичной вещи? Появляется и затруднение теоретико-познавательного характера.Если каждому значимому слову в суждении соответствует в реальности особаясущность, то любое сущее, в котором можно выделить характеристики, обозначаемыеразными словами, оказывается не единым, а составным. Отсутствие внутреннегоединства в материальных субстанциях констатирует уже Боэций; всякая вещь«есть вот это и то, то есть соединение своих частей», объединенныхчисто внешним образом материей. Точно так же трактовалась вещь и в последующейсхоластике: положение об отсутствии единства в телесных субстанциях разделялосьвсеми средневековыми философами.
Проблема возникла приобсуждении атрибутов бестелесных субстанций, таких, как человеческая душа.Всеми признавалось различие между двумя способностями души — интеллектом иволей. Но как понимать это различие? Реальным различием в схоластике называлосьразличие вещей в отличие от чисто мысленного различия, производимого умом.Утверждение о реальном различии интеллекта и воли означало бы признание, чтодуша не есть единая бестелесная субстанция, но состоит из двух отдельных субстанций:интеллекта и воли. Это противоречило бы одной из главных теологических посылок— положению о единстве человеческой души. Если же отрицать реальное различиеинтеллекта и воли, то за этими понятиями не будет ничего стоять в реальности:душа тогда должна рассматриваться как субстанция, в которой нельзя выделитьразличных способностей. Этот вывод противоречил бы представлению о душе,сложившемуся в философии со времен Платона и Аристотеля. Чтобы найти выход изсоздавшегося положения, необходимо было отказаться от одной из предпосылокреализма, гласящей, что каждому реально значимому понятию ума соответствуетотдельная вещь — обособленная субстанция, существующая вне ума, сохранив внеприкосновенности другую: наличие соответствия между терминами суждения иструктурой вещи.
Номинализм отвергает самтезис. Он отрицает, что мир состоит из «атомов смысла» (аналоговобщих понятий), выдвигая альтернативное утверждение: в реальности нет ничего,кроме индивидов. Многие философы, в том числе Дунс Скот, признавали, чтореально существуют только индивиды; но они признавали также, что в конкретныхвещах есть аспекты, оправдывающие применение общих понятий: то, что называетсявидом вещи, ее формой или природой, неотделимо от вещи, является предпосылкойсуществования индивидуальных вещей. Номинализм считает невозможным«построить» индивидуальную субстанцию из «смысловыхатомов».
Оккам, самый выдающийсяпредставитель номинализма XIV в., отрицает существование универсалий или природв Боге; их нет и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи,производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, посколькуиндивиды — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного,так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание обиндивидах. В итоге реальное, но чисто нумерическое единство индивидовоказывается противопоставленным миру сущностей, имеющих смысл, но не имеющихсуществования нигде, кроме человеческого разума. Начав с постулата о том, чтоистинным бытием обладают «смысловые атомы», схоластическая философияпорождает в XIV в. доктрину, центральное место в которой занимает индивид —иррациональная, ускользающая от любых определений разума единица бытия.
В номинализме Оккамаотрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение врациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия.Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу:бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловыеже определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума.Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическоеисследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становитсябеспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековойсхоластической философии.

Заключение
Проанализировав основныеположения философии средних веков, можно сказать, что средневековая философия вцелом теоцентрична: все основные понятия средневекового мышления соотнесены сБогом и определяются через него.
В этот период, благодаряфилософам, сформировалась христианская религия — её догматы, были приведены вопределенную систему вероучения и мировоззрения церкви, появились такиехристианские концепции религиозного вероучения как креационизм, иммортализм,экклесиология, христология и прочие. Так же были истолкованы и теоретическиоправданы все элементы церковного христианского мировоззрения. В периодпатристики (II-VI вв.) закладываются основы христианской философии; ведетсяполемика с языческой философией и всевозможными ересями, в период схоластики(VII-XIV вв.) церковь укрепила свои позиции и христианство занялоисключительное место в жизни феодального общества. Формирование догматов было,в основном, закончено, и усилия схоластов были направлены на прояснение исистематизацию неизменных положений веры. Развитие схоластики шло, в основном,в рамках формально-логического упорядочивания положений веры в схемах аристотелевойлогики.
Таким образом, исключаялюбое новаторство, придерживаясь традиций, полагаясь на авторитеты, философия былаобращена к прошлому, к мнению, «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее,тем истиннее», и все же, благодаря реалистам и номеналистам, из спорам, которыевыводили оппонентов за рамки теологии, обсуждались и общефилософские проблемы,что вызвало неудовольствие церковной верхушки, развивалось логическое мышлениеи, конечно-же, философия.
Списоклитературы
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.:Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003.
2. Историяфилософии в кратком изложении Пер. с чеш. И. И. Богута. — М.: Мысль, 1995.
3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-яредакция, с изм. и доп. – М.: Дашков и К, 2004.
4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие длястуд. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б.Крымского. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.- М.:Политиздат, 1981. — 445 с.
6. Курс лекций по средневековой философии. Проф. Дулуман Е.К.– доктор философских наук, кандидат богословия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Youth And Adulthood Essay Research Paper A
Реферат Математические методы исследования экономики.
Реферат Сент-Люсия
Реферат Уголовная ответственность за насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних
Реферат Анализ себестоимости и ценообразование продукции предприятия в условиях рынка на примере ОАО КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ
Реферат Оценка современного состояния и проблем развития АПК Республики Беларусь
Реферат The Simpsons Essay Research Paper The Simpsons
Реферат Земля как объект инвестиций
Реферат Мировой кредитный рынок 2
Реферат Принципи кримінально-правової кваліфікації
Реферат Проект производственно финансового плана основного локомотивного депо
Реферат Отчет о производственной практики в ИФНС
Реферат Определение клинической дисциплины ревматологии. Классификация ревматических болезней. Этиологические факторы. Основные критерии диагностики. Принципы лечения. Профилактика и прогноз
Реферат Сравнительный анализ использо-вания занимательных задач в практической деятельности древнего и c
Реферат Соотношение бронетанковой техники СССР и стран Западной Европы