ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ
1. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ НИКОЛАЯБЕРДЯЕВА
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА( на материале анализа книги “Истоки и смысл русского коммунизма”)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Творчество Николая АлександровичаБердяева имеет огромное значение для нравственного и духовного развития России,особенно сейчас, когда становится ясно, что долгие годы Россия покланяласьложным кумирам и проповедовала ложные ценности. Где искать ответы на жизненноважные вопросы — для чего стоит жить, почему мир несправедлив и т.п.? Кто-тоидет в церковь, кто-то обращается к разного рода магам и колдунам, но, мнекажется, что каждый должен попытаться сам ответить на эти вопросы, внимательнопомыслив. Здесь ему может помочь философия, которая в буквальном переводе сгреческого означает “любовь к мудрости”, и аккумулирует смысложежизненный поисксвоей эпохи. Философия является одним из важнейших элементов духовной культурыцивилизованного общества. Как литература не может быть понята вне связи сличностями поэтов и писателей, так и философия немыслима без своих создателей.
Философия в России на рубежеXIX-XX переживала период подъема, развивалось множество разных направлений,среди которых можно выделить два господствующих — идеалистическая школа Вл.Соловьева и его последователей и марксизм, представлявший материалистическуюлинию в философии. После победы Октябрьской революции 1917 года постепенномарксизм становится официальной, господствующей философской системой, возведеннойв ранг государственной идеологии. С инакомыслием революционная Россия нецеремонится — расстрелы, ссылки, вынужденная эмиграция — вот с чем столкнуласьрусская интеллигенция. Судьба Н. А. Бердяева — ярчайший пример, подтверждающийэто. Он сумел пострадать и от царского режима за пропаганду марксистских идей,и от захвативших власть марксистов за отказ от них.
1.Творческая биография Н. А.Бердяева
Н. А. Бердяев родился в 1874 годув Киеве в аристократической семье. Его была мать из рода князей Кудашевых, аотец — потомственный военный. В возрасте 10 лет родители отдали его в кадетскийкорпус, но когда стало ясно, что военная карьера ему чужда, они не сталинастаивать на ее продолжении и Н. Бердяев поступает на естественный факультетКиевского университета Святого Владимира и одновременно посещает семинары илекции по философии. В студенческие годы он увлекся марксизмом и участвовал водном из тайных социал-демократических кружков — это закончилось месячнымтюремным заключением в 1898 и ссылкой в Вологду в 1901-02 году. Здесь онпознакомился с видными марксистами своего времени А. А. Богдановым(впоследствии исключенным В. И. Лениным из партии большевиков), А. В.Луначарским будущим министром Просвещения Ленинского правительства), Б. В.Савинковым (будущим “великим террористом” от эсеров). Уже в ссылке Н. Бердяевразочаровывается в марксизме и начинает искать способ его модернизировать, вэтом он находит союзников в лице “легальных марксистов”: П.Б. Струве, С. Н.Булгакова и др., с которыми сотрудничает с 1904 года в газете “Новый путь”.После поражения первой русской революции 1907-08 годов, Н. Бердяев едет вПариж, где происходит перелом в его взглядах и он отказывается отматериалистических взглядов и возвращается к православию, принимает участие в организациирелигиозно-философского общества им. В. Соловьева, сотрудничает скнигоиздательством “Путь”. Ярким выражением его взглядов стала книга “Философиясвободы”, вышедшая в 1911 году. В этой книге он доказывает, что вся философияпорождена религией, поэтому отказываться от веры в бога, как основания любогомировоззрения значит ограничивать свой взгляд на мир.” Отречение от разума мирасего — безумие в Боге есть высший подвиг свободы, а не рабство и мракобесие:отречением от малого разума, преодолением ограниченности логики обретаетсяразум большой...”[1]Однако он не признает за официальной православной церковью права диктовать своепонимание мира и бога кому — бы-то ни было. Понять Бога нельзя логическимирассуждениями. Бог сам выбирает того, кто может свидетельствовать о нем, и даетему великое чудо Откровения. Бог сам рассказывает о себе устами евангелистов ипророков. Действительно, если мы обратимся к Библии, то увидим, чтовсе знания, которые полученные людьми от Бога получены в акте мистическогооткровения. Например, Моисею он диктует 10 заповедей, Марии и Иосифублаговествует о рождении Иисуса, Иоанну показывает конец света и т.д. Именнотакое знание Н. А. Бердяев считает высшим по сравнению с тем, что мы называемнаукой. Но только истинной свободный человек, свободный духовно может постичьвысшую истину, поэтому Н. А. Бердяев и называет свою книгу “Философиейсвободы”.
Человек — великое чудо творения,он создан “по образу и подобию Божию”, а, следовательно, создан свободным, внем как в зеркале отражен весь мир, а точнее, он сам является целым миром,маленькой моделью всего, что создано “от века”. “Человек — микрокосм, в немдана разгадка тайны бытия — макрокосма”.[2]Поэтому тот, кто хочет понять мир должен понять человека, в этом он видит однуиз главных задач философии. Человек будучи “образом и подобием Божьим” нетолько свободен, он единственный из живых существ наделен способностью творить,т.е. создавать что-то новое, ранее не бывшее.
Об этом Бердяев рассуждает вдругой своей книге “Смысл творчества”, которая увидела свет в 1916 году.Главной идеей этой книги является идея сотворчества человека и Бога в творениимира. “ Творчество не есть только борьба со злом и грехом — оно создает иноймир, продолжает дело творения. Закон начинает борьбу со злом и грехом,искупление завершает эту борьбу, в творчестве же свободном и дерзновенномпризван человек творить мир новый и небывалый, продолжать творение Божье”.[3]Человек творит мир, сам выбирает свою судьбу и тем самым создает мир. По мнениюБердяева культ святости в христианстве должен быть дополнен культомгениальности, ибо именно гений — это тот, кто отмечен Богом, наделен высшейспособностью к творчеству, это тот, кто создает культуру. Мне показалось, чтоэта мысль Бердяева перекликается со знаменитым Пушкинским “Гений и злодейство — две вещи несовместные” (А. С. Пушкин Маленькие трагедии. “Моцарт и Сальери”).Действительно, если подумать, то подлинно великие произведения искусства,научные открытия и т.д. создавались людьми высокими, ориентированными наслужение людям и хорошо осознающими меру своей ответственности. Когда А.С.Пушкин говорит, что он “ Памятник воздвиг себе нерукотворный”, он хорошопонимает значение своего творчества. Широко известен факт, что Нильс Бор, узнавкакие последствия может иметь его открытие (создание атомной бомбы), глубокопереживал, сожалея о нем. Эти примеры можно продолжать, они все толькоподтвердят, что философия Н. А. Бердяева имеет глубокие основания в жизни икультуре и сама по себе является величайшим достижением культуры “серебряноговека” России.
Н. А. Бердяев горячо любил своюРодину, он осознавал и чувствовал себя сыном России, страдал и радовался вместес ней. Он принял и приветствовал февральскую революцию 1917 года, как шаг напути России к свободе. Однако он очень быстро понял, что революционныепреобразования губительны для России, но он оставался со своей Родиной,изыскивая любую возможность быть полезным ей. В 1918 году он создает ВольнуюАкадемию Духовной Культуры, при которой начинают работу несколько семинаров чтозаключив в 1918 год, Бердяев читает там курс лекций по философии истории. В1920 году он историко-филологический факультет Московского университетаизбирает его своим профессором. Но в 1921 году он был арестован в первый раз, в1922 году — второй и осенью 1922 года последовала высылка из страны. С 1922 по1924 годы Н. А. Бердяев живет в Берлине, а затем в Париже. В эмиграции он оченьмного работает, становится широко известен в мире как оригинальный русскийфилософ, надо сказать, что писал Н. А. Бердяев всегда на русском языке, хотямногие его произведения видели свет только за границей. В 1923 году выходиткнига “Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы”, в 1924 — “Новоесредневековье. Размышление о судьбе России” в Берлине. В Париже Н. А. Бердяевиздает журнал “Путь” и пишет такие работы как “О назначении человека” (Париж1931), “Русская идея” (Париж 1946), “Истоки и смысл русского коммунизма” идругие, в которых теоретически развивает основные положения своей философии,изложенные в “Смысле творчества”.
Н. А. Бердяев воспринимаетнападение фашисткой Германии на Россию как личное горе, как он сам говорит он”все время верил в непобедимость России” и “чувствовал себя слитым с успехамиКрасной армии”. Он искренне радовался победе Советского Союза в войне, еще разубеждая мир в мессианском назначении русского народа, его духовной избранности,его великом историческом предназначении, во что сам глубоко верил. Умер Н. А.Бердяев 23 марта 1948 году в Париже, он похоронен на знаменитом русскомкладбище Пер-ла-Шез.
Н. А. Бердяев был великимпатриотом России, прожившим большую часть жизни заграницей. Несмотря на это,его творчество принадлежит именно России, русской культуре, ибо нацелено наформирование русской духовности. Творчество Бердяева обогатило русскуюфилософскую мысль новыми, оригинальными идеями, совершенно особенным видениеммира. Его по праву можно причислить с тем “творцам”, которые по его собственноймысли завершают начатое Богом дело творения мира.
Наиболее актуальным мне кажетсясегодня знакомство всех мыслящих людей нашей страны с книгой Н.А. Бердяева“Истоки и смысл русского коммунизма”, которая аккумулируя все главныефилософские идеи Николая Бердяева дает блестящий теоретический анализконкретной исторической ситуации России после 1917 года. Это чрезвычайноактуально, т.к. знание истории и поистине гениальная оценка исторических фактов,с которой мы встречаемся у Бердяева, может предостеречь от ошибок инепонимания. Именно поэтому я подробно остановлюсь на анализе именно этойкниги, которая, с одной стороны, является выдающимся анализом истории России, ас другой – вносит существенный вклад в развитие такой отрасли философскогознания как философия истории.
Именно любовью к Россиипродиктовано стремление показать миру смысл и значение в то времягосподствовавших в России идей и выстроенной на их основе идеологии, котораябыла положена в основу политики геноцида правительства по отношению к своемусобственному народу. Глубинные корни российской псевдокоммунистическойидеологии Н.А.Бердяев вскрывает в книге “Истоки и смысл русского коммунизма”
Книга была задумана Бердяевым в1933 году и вызвана появлением в западной печати — главным образом в Америке ив Англии — статей и книг иностранных авторов, искажавших историю идейной ирелигиозной борьбы в России в революционную эпоху и даже пытающихся защититьматериалистическую идеологию коммунизма с христианской точки зрения. Этимобъясняется то, что книга эта, обращенная к западному читателю, была издана наиностранных языках, сначала на английском, в 1937 году, потом на немецком,французском, итальянском и голландском. Русский читатель имел возможностьпознакомится с ней только в 1989 году, когда она впервые была издана в России.
Книга “Истоки и смысл русскогокоммунизма” — произведение в известной мере итоговое. Она обобщиласоциально-философские поиски автора, его размышления над путями русской ивсемирной истории ХХ века и была подготовлена всей его предшествующейэволюцией.
Книга состоит из 7 глав:
Глава I. Образование русскойинтеллигенции и ее характер. Славянофильство и западничество. В этой главеавтор исследует неповторимую специфику русской интеллигенции, как социальногоявления, показывает ее идейные истоки, ее уникальность и несопоставимость синтеллигенцией запада. Главное отличие русской интеллигенции в том, что это непрофессиональное объединение людей, занимающихся интеллектуальным трудом, а идеологическое социальное образование, нацеленное не столько на осмыслениемира, сколько на его преобразование.
Глава II. Русский социализм инигилизм. В этой главе Н.Бердяев исследует идейно-нравственные истоки русскогонигилизма и находит их в неудовлетворенности интеллигенцией официальнойдоктриной православия — господствующей в России религии, духовного основанияобщества.
Глава III. Русское народничествои анархизм. В этой главе Н. Бердяев исследует природу русского народничества, связываяее также с изначальным христианским мировосприятием, отличающим русских.Народник — это “кающийся дворянин”, осознавший неоправданность своегосуществования. Истоки анархизма Бердяев тоже находит в особенностях русскогонационального характера.
Глава IV. Русская литература XIXвека и ее пророчества. В этой главе автор показывает глубокое отличие русскойлитературы от западной, отыскивая его в “религиозной социальнойвзволнованности”, предчувствии катастрофы, неверии в прочность цивилизации. Онразбирает творчество Пушкина, Достоевского, Гоголя, Толстого, доказывая, чтотолько в России могла родится такая литература, которая сродни социальнойфилософии. Второй момент — только в России литература могла иметь такоеполитическое и духовное влияние и превращаться в идеологическое основаниесоциальных действий.
Глава V. Классический марксизм имарксизм русский. В этойглава Н.А.Бердяев показывает ту идеологическую трансформацию, которую претерпелмарксизм, чисто западное явление, в России. Большевизм, как идеология, оказалсянаиболее соответствующим религиозному духу русского народа, а как политическая сила, менее утопичным, чем его либеральные оппоненты, болеесоответствующим “русским методам управления и властвования насилием”.
Глава VI. Русский коммунизм иреволюция. В этой главе Н.А.Бердяев показывает уникально русский характерреволюции 1917 года в России, несмотря на то, что она совершалась под лозунгамиинтернационалистических идей. Подробно анализирует личность В.И.Ленина, егополитический путь; дает отрицательную оценку исторической значимости русскойреволюции. Автор анализирует сходство и различие тоталитарных режимов — вРоссийской империи и коммунистической России, показывая антигуманный характеркак первого, так и, в особенности, последнего.
Глава VII. Коммунизм ихристианство. В этой главе Н.А. Бердяев анализирует идейное сходство коммунизмаи христианства, объясняя тем самым идеологическую укоренненостькоммунистических идей в русском религиозном сознании. Будучи религиозной посвоему характеру, коммунистическая идеология боролась с религией, воспитывая усвоих последователей фанатичное отношение и веру в провозглашаемые идеалы,веру, не терпящую “конкуренции “ со стороны иной веры. Иными словами, борьбакоммунистов с церковью была во многом сродни религиозным войнам мусульман иликрестоносцев.
Результатом размышленийН.А.Бердяева о судьбах России стал вывод о неслучайности русской революции иукорененности ее идей и социальной практики в русском национальном сознании итрадиционной системе управления государства Российского; ее подготовленностивсей предшествующей историей развития государственности и идеологии.
“Истоки и смысл русскогокоммунизма” — это своеобразная философия русской истории, рассматривающаяопределенное политическое явление — русскую революцию — и стремящееся косознанию ее смысла через специфику русских идейных, религиозных, политических,культурных традиций и вообще “русской души” (данное понятие у Бердяева посуществу тождественно понятию русского религиозного типа).
В этой книге использован рядположений, выдвинутых и разработанных в более ранних работах Н.Бердяева это: трактовка истории как процесса, разворачивающегосяпреимущественно в сфере духа, интерпретация марксизма как квазирелигиозногоучения, противопоставление революции и культуры. В “Истоках...” эти положения взначительной мере переосмыслены в свете нового исторического опыта — опытаэпохи победившей революции, которую когда-то он сам искренне призывал.
Постичь внутреннюю закономерностьрусской истории по Бердяеву означает понять “русскую идею”. А эта последняя — категория трансцендентная, надэмпирическая. “Русская идея”, как считал Вл.Соловьев, — это не то, что думает о ней кто-либо из людей, а то, что думает оней сам Бог, она здесь“… истинная русская идея, засвидетельствованнаярелигиозным характером народа, преобразованная и указанная важнейшими событиямии величайшими личностями нашей истории”.[4]Человеческий разум не в состоянии охватить непосредственно содержание этойидеи, он вынужден пробиваться к ней через ряд сменяющих друг друга философскихреконструкцией. Объективно именно такими реконструкциями, полагает Бердяев,были славянофильство, народничество, взгляды эсеровских теоретиков и концепциирусского марксизма. Истина не была полностью представлена ни водной из точекзрения, и история, уже, казалось бы, уложенная в доктринальные рамки, всякийраз совершала повороты, уводящие ее из сетей, сплетенных человеческим рассудком.
Согласно логике провиденциализма(божественного проведения), каждый такой поворот, заново проясняет “план”,которому он следует, и потому существенно трансформирует весь смысловойконтекст истории, меня его и точно так же как лишнее слово, добавленное кфразе, способно порой изменить весь его смысл. В соответствии с этим Бердяевинтерпретирует весь исторический путь России с точки зрения предпосылокбольшевизма в русской истории и той роли, которую он сыграл в ее судьбах. Русский коммунизм, с точки зрения Н.Бердяева, есть одновременно мировое исугубо национальное явление. Как явление национальное, он детерминирован всемходом русской истории. Как понимает Н.Бердяев эту детерминированность? “Русский коммунизм”, считает он, вызван к жизни не столько какими-токонкретными социальными факторами, сколько обусловлен, даже предопределенметафизически: он является закономерным порождением “душевной структуры”русского народа.
Идея" Русской души”.
Исходная посылка всех рассужденийБердяева — специфическая двойственность “русской души”, противоречивосочетающей в себе восточный и западный элементы, а так же православный аскетизмсо стихийно-природным началом. Из данного базисного противоречия он выводитсущностные конфликты русской истории, кажущиеся ему характерными для нееметания между крайностями. Русский народ, не раз повторяет в своих книгахБердяев, можно охарактеризовать лишь в полярных противоположностях: он содинаковым основанием может считаться и государственно-деспотическим ианархически свободолюбивым, склонным к национальному самомнению и более всехспособным в к всечеловечности, жестоким и вместе с тем способным к доходящемудо болезненности состраданию. Антиномичность русской души усугубляется тем, чтов своих устремлениях она не знает ограничений. В этом отношении “пейзаж души”русского человека напоминает пейзаж земли, на которой она формировалась: та женеобъятность, отсутствие каких-либо пределов, устремленность в бесконечное.Этот природно-языческий элемент стал отличительной чертой, особенностьюрусского человека, православному в своей основе, такие черты, какприверженность к определенной идее, готовность нести во имя нее страдание ижертвы, напряженный максимализм, тяготение к вечности, иному миру. Эти духовныекачества, утрачивая непосредственную связь, со своим религиозным источником иприобретая иное содержание, стали воплощаться в различных общественных теорияхи движениях, в том числе, и в русском коммунизме”.
Характеризуя духовный складрусского народа, Бердяев опровергает расхожие на западе легенды о еговарварстве и косности. Он напоминает западному читателю и о культуре киевскойРуси, стоявшей выше современной ей культуре западной Европы, и о замечательномрусском зодчестве, и о величии классической русской литературы, и об оригинальностирусской религиозно-философской мысли, и о коллективном гении закрепощенных,неграмотных крестьянских масс, создавших самобытную народную культуру,основанную на православии.
Вместе с тем, русская духовность,по его мнению, чужда западному просвещению. Западные и восточные элементы врусской культуре существуют как бы порознь и противостоять друг другу. Западноепросвещение, перенесенное на русскую почву петровской реформой,сконцентрировалось в узком слое дворянства и интеллигенции. Усвоив западныезнания, этот слой оторвался от народа, продолжавшего жить своими традициями,стал для него “чужой расой”. Но и само “образованное общество” воспринялоиноземные влияния поверхностно. Они не смогли совершенно преодолеть русскогочеловека, а лишь породили в его сознании и делах напряженные коллизии:созданная Петром империя разрасталась, сделалась обширнейшим государством вмире, но ее единство не носило духовного характера. Наоборот, оно порождало ивоспроизводило разрозненную духовность. Поэтому, утверждает Бердяев, при всемсвоем внешнем величии русское государство XIX века было противоречивым инездоровым. В сердцевине его был заложен конфликт между исконной русской идеейгармонично устроенного православного государства (“Святая Русь”) изаимствованной у немцев идеи империи, самым ярким воплощением которой был“прусский офицер” на троне — Николай I. Носителем противостоящих империи началстала, прежде всего, интеллигенция, оказавшаяся в хронической оппозиции квласти. Разрешением этого конфликта — разрешением болезненным, но по-своемузакономерным, и стала, по Бердяеву, русская революция.
В рассуждениях Н.Бердяева о“русской душе” проявилась наблюдательность, и понимание национальногохарактера. В них нашли свое продолжение старые споры славянофилов и западников.В этих спорах он занял достаточно оригинальную позицию. В противовесодносторонне западнической точке зрения, рассматривавшей все не похожие на“Европу” элементы русской жизни как признак ее отсталости, философ утверждаетдуховно-историческую самобытность России. Русский народ не догоняет запада, аидет своим собственным путем. Вместе с тем, Бердяев не принимает итрадиционного славянофильства, и в отличие от него считает, что в русскойистории невозможно найти гармоничного внутреннего единства. Не соглашается он исо славянофильским тезисом о «негосударственной” сущности русского народа.В соответствии со своей концепцией противоречивой природы “русской души”,Бердяев развивает иной тезис: в русском сознании уживаются и приверженностьгосударственному могуществу, и идеал свободы. Столкновение инстинктагосударственности с инстинктом вольнолюбия и правдолюбия исторически выразилосьв постоянном чередовании разрушительных бунтов вольницы с периодами усилениявласти, сдерживавшей эту вольницу железной рукой.
Замысле Бердяева, очевидно,состоял в том, чтобы снять крайности западничества и славянофильства в новомтеоретическом синтезе. В “Итогах...” прослеживается некоторая “ориентализация”в оценке русской народной жизни. В частности, “русский коммунизм”рассматривается как коммунизм восточный. В то же время, русская историярассматривается в контексте европейской истории, развернутой во временицелостности, формируемой совместным участием в ней всех населяющих континентнародов. Однако России принадлежит особая роль в общеевропейском историческомпроцессе. Следуя В.Соловьеву, Бердяев пропагандирует мессианский смысл русскойистории и божественное предназначение русского народа.
“Религиозность” большевизма.
Секрет притягательности“большевистского мифа” для масс, по его мнению, в том, что он соединилтрадиционный русский мессианизм с новым социальным мессианизмом марксистскогоучения. Произошло как бы отождествление веры в особое предназначение русскогонарода с идеейособой исторической миссии пролетариата. При этом созданное коммунистамигосударство, с самого начала оказавшееся во враждебном окружении, слилось внародном сознании с образом “царства правды”, единственного хранителя “истиннойверы”.
Эта бердяевская концепцияприобрела чрезвычайно широкую популярность на Западе, Н.Бердяев указывает насвязь между “русским коммунизмом” и учением о Москве как о Третьем Риме (“дваРима пали, третий стоит, а четвертому не бывать”). России не удалось статьТретьим Римом, зато она создала III Интернационал.
Образ В.И.Ленина.
В анализе идеологии “русскогокоммунизма” Бердяев уделяет первостепенное внимание В.И.Ленину. В создателе ивожде большевизма он видит яркое выражение того типареволюционера-максималиста, которыми была столь богата история российскогоосвободительного движения. Вместе с тем, отмечал Н.Бердяев, не было ничего отреволюционной богемы, от заоблачного романтизма. Его революционный максимализмнаходился в органическом сочетании с прагматической гибкостью в политике; чертыинтеллигента-раскольника и сектанта парадоксальным образом уживались в нем счертами князе и царей, собиравших и строивших Российское государство. Такимобразом, Ленин как бы объединил в себе две политические тенденции, находившиесяв XIX веке в непримиримой борьбе. И как это ни парадоксально, только благодаряэтому он, утверждает Бердяев, смог стать не только вождем революции, но и ссоздателем нового советского государства. Критически относясь к Ленину, называяего человеком “пониженного культурного типа”, Бердяев, вместе с тем, отмечаетего личное бескорыстие, преданность убеждениям, его огромные заслуги в делеспасения России от хаоса и анархии, грозивших ей полным распадом, неоднократносравнивает его с Петром Великим. “Ленин был революционер до мозга костей именнопотому, что всю жизнь исповедовал и защищал целостное, тоталитарноемиросозерцание, не допуская никаких нарушений этой целостности…организовать, подчинить себе рабоче-крестьянские масс нельзя одной силойоружия, чистым насилием. Нужна целостная доктрина, целостное миросозерцание,нужны скрепляющие символы… Новая вера для народных масс должны быть выраженав элементарных символах. По-русски трансформированный марксизм оказался дляэтого вполне пригодным.”[5]
Исторический смысл сталинизма.
Политическая система,существовавшая в России в 30-е годы вызывает у Бердяева негодование ивозмущение. Она скомпрометировала себя крайней степенью бесчеловечности, онався в крови и держит народ в жестких тисках. Однако высказать это философукажется недостаточным, и он стремится понять, как и почему она могла сложится? Отвечая на этот вопрос, он приходит к выводу, что она могла возникнуть толькопотому, что выразила, хотя и в крайне извращенной форме, некоторые объективныепотребности общества.
Прежде всего, это потребность в“собирании государства”, находящегося под угрозой распада. При всем своемнегативном отношении к регрессивному режиму Советской власти, Бердяев признаетее единственной реальной силой, обеспечивающей защиту России от грозящих ейвнешних опасностей. Поэтому внезапное падение этой власти было бы, с его точкизрения не меньшей трагедией, чем ее существование, чему мы стали свидетелями вконце 80-х годов. Крушение мощного тоталитарного режима повлекло за собойэкономический и политический кризис в Советском Союзе, привело к его распаду, социальной дестабилизации, приведшей к множеству кровавых конфликтов внутригосударства, для примера достаточно одной Чечни.
Другая важная задача, решаемаясталинским режимом, это необходимая для дальнейшего развития России ееускоренная индустриализация. На Западе индустриализация происходила на основечастнокапиталистической формы хозяйствования. В России же она происходит прикоммунистическом режиме, и основой для нее является не частная инициатива, а, содной стороны, энтузиазм масс, вызванный к жизни превращением этого, вобщем-то, прозаического дела в поэзию, миф, а с другой стороны — беспощадноепринуждение, сравнимое с рабовладением.
Таким образом, сталинизм уБердяева предстает не как порождение “злых духов” истории, внезапно вмешавшихсяв ее течение, а как сложный и противоречивый феномен, подлежащий объяснению напочве исторической необходимости.
Главную слабость коммунизмаБердяев видит в том, что он не в состоянии победить ненависть, а наоборот,культивирует ее путем постоянной стимуляции общественного негодования поотношению к “врагам народа”. Создание образа врага — одна из наиболее вредныхчерт коммунистической идеологии, это отталкивает человека назад. Человек,охваченный ненавистью не может быть нацелен на будущее. Спасительной для Россииидеей, по его мнению, все же остается христианство, очищенное от догматизмаофициальной православной церкви. Идея социализма сама по себе очень близка Бердяеву,она, по его мнению, вне репрессивной практики политического социализма,осуществляемого в России, абсолютно не противоречит проповеди любви, свободы исправедливости в подлинном учении Христа.
Таким образом, подлинный путьРоссии — это путь христианского подвига, сподвижничества, созидания новойвеликой нравственности. Он искренне верил, что рано или поздно Россия выйдет наэтот путь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ творчестваН.А.Бердяева и. в частности, его работы “Истоки и смысл русского коммунизма”показывает непреходящую ценность идей великого русского философа, которыеостаются актуальными и в оценке сегодняшней жизни России. Его идеи помогаютлучше понять смысл Российской истории, его нестандартная оценка историческихсобытий и исторических личностей позволяет по-новому взглянуть на событияотечественной истории, хорошо знакомые нам еще со школы.
Николая Бердяева обычно относят кэкзистенциалистам, т.к. пафос его философского творчества целиком и полностьюпроникнут знаменитым призывом Сократа – “Познай самого себя”. ФилософияБердяева в высшей степени философия человека, ищущего себя, познающего этотмир, чтобы обрести в нем свое достоинство. Бердяеву ненавистны любые видырабства, будь-то рабство политическое или религиозное. О политическом было ужедостаточно. Что касается религиозного, то будучи глубоко верующими, осознаннорелигиозным человеком, Николай Бердяев не признавал духовного диктата, которым,по его мнению, всегда “грешила” официальная православная церковь. Анализируязнаменитую Легенду о Великом инквизиторе из “Братьев Карамазовых” Достоевского,он обращает внимание на мысль Достоевского о причинах, по которым Иисус пришелв мир нищим и гонимым. И пытается ответить на вопрос, почему он не совершилчуда, коли ему все подвластно и не сошел с креста, так в него уверовали бы все.Но Христос, по мнению Бердяева не хотел поработить людей чудом. Он не требуетбезоговорочного подчинения, он хочет, чтобы люди свободно приняли его и“возлюбили друг друга”. Певец свободы — Николай Бердяев навсегда вошел висторию русской философской мысли и русской культуры, хотя многие своипроизведения он издал за границей, где провел более трети жизни.
Литература:
1. Философскийэнциклопедический словарь. М., 1983
2. Н. А.Бердяев. Философия свободы. Смысл Творчества. М., “Правда”,1989.
3. ВЕХИ.Интеллигенция в России. М., “Молодая гвардия”, 1991.
4. Хрестоматияпо истории философии. М. “Прометей”, т.1, 1994.
5. С.Соловьев.Чтения о богочеловечестве// Соч. в 2-х томах, т.2. М., 1989. В.