/>/>/>/>/>/>/>/>
Реферат по философии студента I-го курсафакультета социологии, экономики и права Виноградова Александра
Содержание.
Содержание… 2
Введение… 3
Биография Толкиена… 4
Анализ произведений… 5
Сильмариллион… 5
Властелин колец… 7
Кузнец из Большого Вуттона… 10
Лист работы Мелкина… 11
Заключение… 14
Список использованнойлитературы… 15
Введение.
Этот реферат посвящён философским воззрениям Джона Рональда РуэлаТолкиена и их отражению в произведениях писателя. Эта тема интересна понескольким причинам. Во-первых, она изучена крайне мало, несмотря на всю еёважность. При написании этой работы оказалось крайне трудно найти какую-либолитературу, касающуюся Толкиена, за исключением предисловий к изданиям его книгили отдельных статей. Тем не менее, с моей точки зрения, эта тема вполнедостойна глубокого и тщательного изучения.
Толкиен – это известный английский писатель XX века. Филолог по образованию, он писал отнюдь не простые ине детские произведения. В них заключены глубочайшие философские мысли и идеи,гуманистические и религиозные взгляды.
Однако писатель изложил их в такой форме, чтобы они были легки дляпонимания и доступны именно молодёжи. Ему удалось донести свои мысли до молодыхлюдей нескольких поколений всего мира лучше, чем любому другому писателю. И,конечно, эта тема была особенно интересна для меня, т. к. Толкиен являетсяодним из моих любимых авторов и мне кажется, что я понимаю его произведения.
В этой работе я ставил пред собой цель раскрыть основные пунктыфилософского миропонимания Толкиена, показать их значимость и глубину. Наиболееполно позволяют это сделать несколько произведений автора, которые являютсянаиболее яркими и вдумчивыми: «Властелин колец», «Сильмариллион», «Кузнец изБольшого Вуттона», «Лист работы Мелкина»[1].Также, для более полного понимания творчества писателя, необходимо рассмотретьисторический фон его жизни. Это поможет понять, какие цели преследовал Толкиенпри написании своих произведений, что он хотел сказать читателю.
Биография Толкиена.
Джон Рональд Руэл Толкиен родился в 3 января 1892 года в городеБлумфонтейне, столице южноафриканской Оранжевой Республики. Там он прожил тригода и затем, после смерти отца, переселился с матерью в Англию, вСтрэдфорд-на-Эйвоне… Об Африке у Толкиена остались крайне отрывочные иразмытые воспоминания, но до конца жизни южные страны ассоциировались у него с«безграничной вельдой, тяжким зноем и жухлой высокой травой».[2]Эти ассоциации легко можно проследить в произведениях автора. Например, длягероев «Властелина колец» в южных странах нещадно светит солнце, «туч там почтиникогда нет, а люди с чёрными лицами страшно свирепые».
Мать писателя считала, что дети должны расти у реки или озера, средидеревьев и зелени. Это одна из причин, почему природа занимает огромное место вработах Толкиена, она является для него главным жизнетворным началом. Природавсегда связана с гармонией.
Мать автора, Мейбл Толкиен, вскоре после их приезда в Англиюобратилась в католичество и воспитывала Джона и его брата в религиозном ключе.Трудно переоценить воздействие религии на творчество Толкиена. Все егопроизведения просто пронизаны христианскими идеями. После смерти Мейбл в 1904году воспитанием Джона занялся её духовник, отец Френсис Морган, который тожеоказал значительное влияние на формирование личности писателя.
Основным моментом, заставившим Толкиена начать писать, была еголюбовь к языкам. Ещё в свою бытность учеником самой престижной школыБирмингема, он с увлечением изучал готский, древнеанглийский, древнеисландский,финский языки. Через языки он изучал и мифологию скандинавских стран, Британии.И, конечно, всё это оставило заметный отпечаток на его мировоззрении.
Сначала Толкиен лишь переводил различные поэтические тексты ипредания, потом сам начал писать стихи, и, в конце концов, пришёл к тому, чтоначал создавать британский псевдоэпос. Первое произведение Толкиена (не считаястихов), написанное им во время учёбы в Оксфордском университете называлось«Книга утраченных сказаний» и представляло собой некое собрание сочинённыхавтором и стилизованных под народное творчество легенд и преданий. Позже (в20-х годах) эта книга была сокращена, отредактирована, после чего приобрелабольшую цельность и литературность, и издана, как «Сильмариллион». И всё-таки«даже беглый анализ этого текста позволяет заметить, что составляющие еголегенды написаны как бы в разном темпе, словно собраны из разных источников илирассказаны разными сказителями на разном художественном уровне.»[3]
Постепенно древнейшая псевдоистория Британии превращается в историюсовершенно отдельного мира. Однако этот мир во многом похож на наш. Он,собственно, и есть аллегорическое отражение нашего. В нём действуют те жезаконы совести, чести, добра. С течением времени мир Толкиена всё расширяется,обрастает деталями, становится всё более реальным и всё более наполняетсяфилософским содержанием.
Закончив обучение, Толкиен стал преподавателем в том же университетеи всю жизнь занимался филологией, что прежде всего повлияло на круг еголитературных пристрастий и образ мышления. Различные события в жизни писателяотображаются и в его мире. Его первая и самая главная в жизни любовьпревратилась в легенду о Берене и Лютиэнь. И отнюдь не случайно то, что последлительной паузы в работе новые главы «Властелина колец» были написаны в 1945году. Да и сам Толкиен говорил: «Мой Сэм Скромби целиком срисован с тех рядовыхвойны 14-го года, моих сотоварищей, до которых мне по человеческому счёту былокуда как далеко». Известная книга Толкиена «Хоббит» была придумана писателем,когда он рассказывал сказки своим детям. Но и она прекрасно вписалась в егомир, представляя собой лишь иной, упрощённый ракурс изображения.
Тем не менее, хотя львиная доля книг Толкиена посвящена его волшебному,виртуальному миру, есть и отдельные произведения. Несмотря на то, что ихнемного, они тоже очень интересны с философской точки зрения и помогают понятьавтора. Лучше всего рассмотреть два из них: «Кузнец из Большого Вуттона» и«Лист работы Мелкина».
Долгая жизнь автора закончилась в 1973 году. В то время он был ужеизвестен, но тем не менее эта известность была только прологом к его посмертнойславе. Всё вышеизложенное помогает проникнуть в суть философской системыТолкиена, сделать её ближе и доступнее.Анализ произведений.Сильмариллион.
Сильмариллион – одно из ранних произведений Толкиена (20-егоды). Эта книга представляет собой нечто среднее между краткой дополненной иизменённой историей мира Толкиена (если полной считать «Книгу утраченных сказаний»)и предысторией к «Властелину колец». Она охватывает значительно большийпромежуток времени, чем «Властелин колец», но, тем не менее, содержит не такмного философских идей. Сильмариллион менее удачен и в литературном плане,однако в нём отобразились важные мысли автора, без упоминания которыхневозможно вести речь об его философии.
Первые страницы Сильмариллиона – это образное осмыслениепервой главы библейской книги бытия, и «тут нет ничего удивительного, потомучто Средиземье в начальном и конечном счёте – наш мир»[4].Толкиен мыслит очень ортодоксально. Хотя он наделяет свой мир собственнымТворцом, Эру Илуватаром, за ним легко узнаётся христианский Бог. Он всеблаг,всесправедлив и всемудр. Первые творения Эру – айнуры. Они являютсячем-то вроде библейских ангелов и архангелов. Однако среди них был такой, кто,будучи «более всех Айнур одарён мудростью и силой» и владея «частицами открытогокаждого из братьев», «обрёл думы не похожие на думы собратьев». Этот айнур,Мелькор, Толкиеновсая интерпретация дьявола, был «охвачен нетерпением» и «жаждадать Бытие собственным творениям владела им»[5].Затем, когда Айнуры, сами того не зная, в процессе пения творят мир, Мелькорпытается возвеличить свою роль в творении. Эру помогает остальным Айнурампобедить его, но «Мелькор исполнился стыда, из которого произошёл скрытыйгнев».
Таким образом, Толкиен уже в начале произведения закладывает идеювсеблагости творца и бессмысленности сопротивления божественному замыслу.Мелькор силён, многих он подавляет своей силой и заставляет замолчать, анекоторые «стали вторить его музыке и изменили свои помыслы». Далее Мелькоруудаётся соблазнить всё больших. Мелодия Мелькора была «громкой, блестящей», но«пустой» и негармоничной, мелодия Эру прекрасна и полноценна, но грустна. Этагрусть исходит из того, что Творцу известна судьба мира и он сочувствует тем,кто будет жить там, однако не хочет остановить творение.Мелькор – зло, то, что противоречит Творцу. Но это не значит, чтоМелькор не часть замысла Эру. Когда происходит борьба музыки Эру и музыкиМелькора, мотив последнего «тщился заглушить другую музыку неистовством своегоголоса – но самые победные звуки его вплетались, захваченные ею в еёскорбный узор». Эру говорит: «А ты, Мелькор, увидишь, что нет темы [музыкальной], истоки коей не лежали бы во мне, равно какничто не может изменить музыки мне назло. Ибо тот, кто попытается сделать это,окажется лишь моим инструментом в создании вещей более дивных, чем он сам могбы представить себе». Толкиен утверждает, что всё начинается в Боге, а попытканайти что-то иное не только не даст результатов, но будет злом. Однако и зло,хотя и против своей воли, но служит Богу, т. к. является необходимой частьютворения. И поэтому все помыслы Мелькора «лишь часть целого и данники его славы».Мелькор создаёт жестокий, убийственный холод, но Илуватар говорит: «Взгляни жена снег и коварную работу мороза», Мелькор создаёт «зной и необоримое пламя», аЭру говорит: «Взгляни же на высоту и величие облаков и вечно меняющиеся туманы:услышь, как падает на землю дождь!»
Айнуры крайне сильны, но и им не тягаться со всемогуществом Творца.Они знают многое из того, что «было, есть и будет, и немногое сокрыто от них»,но «никому, кроме себя самого, не раскрывает Илуватар всех своих замыслов».Пути господни не исповедимы и даже для мудрейших «в каждую эпоху появляютсявещи новые и непредвиденные, т. к. они не исходят из прошлого».
К неожиданным вещам относятся и дети Илуватара – Эльфы иЛюди. Но если судьба эльфов точно известна айнурам, люди для них остаютсязагадкой. По замыслу творения, эльфы бессмертны, но «худую службу служит им ихбессмертье, невозможность оглянуться на прожитую жизнь. Их жизнь может толькооборваться. Они в плену своей судьбы…».[6]Свободны от тяжести бессмертия они только в Валиноре, аналоге землиобетованной, где нет места грусти, скуке или горю. Людям же дан особый дарсвободы и никто кроме самого Творца не может предсказывать их судьбу. Послесмерти они покидают мир, а куда они уходят неведомо даже айнурам. Другимисловами Толкиен не просто избегает размышлять о человеческом посмертии, онутверждает бесполезность такого размышления. В этом и состоит величайший дарлюдей – незнание своего будущего и следующая отсюда свобода.
Итак, Толкиен в соответствии с христианскими заповедями отрицаетвсякое противление замыслу Бога. В «Сильмариллионе» есть такой эпизод, когдаодин Айнур, Ауле, следуя самым благим намерениям, пытается создать гномов,которых не существовало по замыслу творца. Но Ауле это не удаётся – унего получаются своеобразные марионетки, которые «могут жить лишь этим [принадлежащим Ауле] бытием» и действовать лишь по приказу ихсотворившего. Эру указывает Ауле на его просчёт. И, хотя Ауле уже любит своитворения, он готов уничтожить их по слову Илуватара. Тогда Эру «увидел смирениеАуле и сжалился над ним» и даровал гномам собственную жизнь. Этот эпизодподчёркивает сразу несколько мыслей Толкиена: идея безграничной доброты Бога,идея невозможности творить что-либо вопреки замыслу Творца, идея награды заотказ от всего во имя Бога.
Главный сюжетный стержень произведения – история осоздании волшебных камней, сильмариллов. Мастер, сотворивший эти камни, вложилв них священный свет, однако создавал их не во имя Эру, а лишь для себя. Вследствии этого камни стали добычей Мелькора. Зло уже прокралось в его душу ион взваливает ответственность на Валлар (Айнур). Зло соблазняет, предлагаетвыйти за пределы своей судьбы, совершить запретное. Эльфы уходят из обетованныхземель в Средиземье и там терпят столько страданий, сколько не могли ипредставить. Этим поворотом сюжета Толкиен хочет сказать, что никогда нельзяесть запретный плод, даже если он представляется очень сладким. Единственноеблаго – благо от Бога и иного нет.
Подводя итоги, можно сказать, что «Сильмариллион» является одним изважнейших произведений Толкиена. В нём содержаться глубокие размышления о Боге,о бытии, о назначении человека, о природе добра и зла, идеи самопожертвованияи, в то же время, умеренности в стремлении достичь свою цель. Это произведение,безусловно, интересно с философской и литературной точек зрения и в нём есть«свой нравственный заряд, и самостоятельное сюжетное напряжение» (В. Муравьёв).Философские мысли, представленные в «Сильмариллионе» получают своё развитие вэпопее «Властелин колец».Властелин колец.
Эпопея «Властелин колец» писалась в 40-х годах нашего столетия. Какуже говорилось выше, на её сюжете, героях, содержании сказались первая и втораямировые войны, многие события из жизни автора. Эта книга по праву считаетсяглавным произведением Толкиена. Она явилась кульминацией его литературноготаланта и поэтому рассмотреть её необходимо. Однако, с моей точки зрения, этопроизведение ни в коем случае нельзя считать достаточным для пониманияфилософии писателя.
Одной из центральных идей эпопеи является идея всепрощения. Будучигуманистом до глубины души, Толкиен отвергает всякую мысль о мщении или даже осправедливой, но жестокой каре. «Какая жалость, что Бильбо не заколол этогомерзавца, когда был такой удобный случай!»[7] ‑ говоритодин из героев книги. Свой ответ даже на вполне оправданный гнев Толкиенвкладывает в уста Гэндальфа, своеобразного голоса автора в произведении:«Жалость говоришь? Да ведь именно жалость удержала его руку. Жалость имилосердие: без крайней нужду убивать нельзя. И за это была ему немалая награда. Недаром он не стал приспешником зла, недаромспасся; а всё потому, что начал с жалости!». «Без крайней нужды убиватьнельзя,» – говорит Толкиен, иначе в душу человеку легче будетпрорваться злу. Убивать, даже убивать ради самой благой цели – значитпоступать на руку мировому злу.
В эпопее у зла есть конкретное олицетворение – ЧёрныйВластелин Саурон. Каждый раз, идя на поводу у страха, злости, алчности, героислабеют, навлекают на себя и окружающих невиданные бедствия. Саурон же накаждом шагу искушает их предлагает лёгкий выход из ситуации. Тем, кого он неможет соблазнить полностью предаться злу, Саурон предлагает совершить мелкоезлодейство, ведущее, казалось бы, к добру. Однако для Толкиена неткомпромиссов. Совершённое зло приведёт к ещё большему. На зле нельзя построитьдобро.
Оружие искушения Саурона – могущественное КольцоВсевластья, дарующие несокрушимую силу. Однако кольцо дарит силу лишь тому, ктоспособен побороть его злую волю, кто силён духом. Тем не менее «могучим оноособенно опасно»: получивший в свои руки тёмную силу и использовавший её хотябы и во благо, неминуемо сам станет Чёрным Властелином. По Толкиену толькоотказавшись от власти можно охранить себя от скверны, т. к. «самовластие нетерпит сопротивления, достоинства и независимости, оно ненасытно оно стремитьсябыть вездесущим»[8].Положительные герои выдерживают испытание, ведь «зло непрерывно порождает зло»,а «добрый властелин не лучше» злого, «даже если рабы им довольны».
Кольцо, как и Саурон – аллегория зла. И Чёрный Властелин ионо играют почти ту же роль, что дьявол в Библии. Злые силы находят самуюкороткую дорожку к сердцу героев. Кольцо «подсказывает ложь», помогая завладетьсобой, ‑ и вот герой ввергнут в пучину страшных событий,координально меняющих его жизнь. Кольцо предлагает сделать героя невидимым,спрятать от врагов, но, послушав совет кольца, герой оказывается сразу замечени почти смертельно ранен слугами Властелина. Кольцо является сильнейшимсоблазном, сеет вокруг себя раздоры и несчастья, и единственный способ избежатьего пагубного влияния – даже не допускать мысль, о том, чтобывоспользоваться злой силой.
Как истый христианин, Толкиен отрицает всякое возмездие занеправедные дела. Стоит герою в порыве ярости погнаться за уже побеждённымпротивником, и его спутник чуть не лишается жизни. Фродо, один из главныхперсонажей книги, говорит: «…неужели вы пощадили Горлума после всех его чёрныхдел? Он заслужил смерть. Но Гэндальф (а с ними автор) отвечает: «Заслужить-то заслужил, спору нет. И он, и многие другие,имя им – легион. А посчитай-ка таких, комунадо бы жить, но они мертвы. Их ты можешь воскресить – чтобы уж всембыло по заслугам? А нет – так не торопись никого осуждать на смерть.Ибо даже мудрейшим не дано провидеть всё. Мало, очень мало надежды наисправление Горлума, но кто поручится, что её вовсе нет?» Таким образом,Толкиен утверждает, что не может простой смертный решать жить кому-то или нет.Это удел высших сил. Жизнь даётся каждому только один раз, и у каждого толькоодин шанс прожить её правильно. Никто не в праве отнимать этот шанс у человека,пусть сам он не раз лишал кого-то жизни. Сюжет «Властелина Колец» подтверждаетэту мысль Толкиена. В конце произведения именно Горлум, хотя и невольно,предрешает победу добра.
Огромную роль во «Властелине колец» играет природа. Она, не являясьприродой в пантеистическом понимании, всё же представляет собой неотъемлемоючасть мира. Для Толкиена это вечное, одухотворённое начало, недаром он вводит всвои произведения особые существа – полу люди-полудеревья, охраняющиелеса от людей. Толкиен, как человек XX-го века, неможет не осознавать, что с течением времени природа разрушается, восновном – из-за воздействия человека. Древней гармонии междучеловеком и природой не существует. Лишь остаются грустные воспоминания опрошедших временах. По ходу эпопеи древняя природа нередко сравнивается ссовременной, и оказывается, что современная потеряла своё могущество изагадочность. Нелишне заметить, что злые силы в произведении всегда в первую очередьискажают и уродуют природу. Тут видна философия человека XX века,разочаровавшегося в промышленной цивилизации. Герой, в душу которого прониклозло, превращает «долину, некогда покрытую лугами» в безобразный пейзаж:«чёрные провалы шахт, плоские крыши оружейных мастерских и бурые дымки надгорнами кузниц».
Другой важной идеей произведения является идея решающей ролиличности в истории. «Маленькие камешки вызывают большойобвал,» – говорит Толкиен устами своих персонажей. Каждое действиелюбого самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета. Иавтору не важно силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы оноставался честным и преданным и тогда ему это непременно зачтётся. Избратьтернистый путь добра – сделать правильный выбор. Награда обязательнопридёт. Это может случиться в этой жизни, как во «Властелине колец», а может ипосле смерти, как случается с героями «Сильмариллиона».
Много места Толкиен уделяет идеи линейного развития истории. Однакоразвитие это линейно только если рассматривать его в контексте всехпроизведений автора. Действительно, прекрасных перворожденных эльфов в своёвремя должны сменить люди, затем мир должен прийти к концу, когда праведныедети Творца отправятся к нему в небесные чертоги, а неправедные будутотторгнуты в вечную тьму. Но в самом «Властелине колец» чётко вырисовываетсяисторическая спираль, правда угасающая. Эльфийских героев-небожителей сменяютих ученики такие же герои люди. Времена героев уходят в прошлое, и вновьприходят эльфы, но уже не те, что были раньше. И так далее. Всё произведениепронизано грустными упоминаниями о славном прошлом, которое ушло без возврата.К концу книги мир окончательно теряет свою магию. Эльфы совсем уходят изСредиземья – главной арены действий всех книг Толкиена. Но миростаётся в надёжных руках людей. Они не так велики и не так прекрасны, но, вконечном счёте, именно они лучше всех обустроят жизнь Средиземья, ведь, какговорит Эльф, «людские свершения долговечнее наших». А объясняется это тем, чтов людях сидит вечная, непреодолимая тяга к действиям, преобразованиям. То, чтоне сделает отец, удастся сыну, и следующему поколению невдомёк разочарованиепредыдущего. Всегда человеку сопутствует разрушение построенного ранее, новсегда «вызревает нежданный посев». По Толкиену это великий человеческий дар,однако и его беда, т. к. «несбыточны людские мечтания».
Писательский дар автора помогает читателю проникнуться идеями добра,всепрощения, верности долгу. Каждый может осознать себя способным двигатьпрогресс, однако Толкиен не даёт забыть, что прогресс это не самоцель и нестоит ради него приносить жертвы. Особенно не стоит приносить в жертву природу.Цель никогда не оправдывает средства. Прочтя «Властелин колец» глубже начинаешьпонимать природу человека, его душу. Это произведение формирует некотороемировоззрение относительно добра, зла и место каждого в их вечной борьбе. Такимобразом, «Властелин колец» ‑ это глубочайшее, сложноепроизведение, интересное и с философской, и с литературной точек зрения, ипросто, как занимательная книга. Любой найдёт для себя что-нибудь на страницахэтого произведения.Кузнец из Большого Вуттона.
Это произведение является одним из немногих, написанных Толкиеномотдельно, практически вне связи с его миром. Но от этого «Кузнец из БольшогоВуттона» не становится менее интересным и достойным внимания. Произведение былонаписано в 1965 году и является продуктом более чем зрелой деятельностиписателя.
Эту сказку можно рассматривать в разных плоскостях, «и как притчу осудьбе художника и его творения. И как философскую параболу о преемственности,об истинности и фальши в искусстве. Наконец, как аллегорию о смысле и ценностибытия»[9].«Кузнец из Большого Вуттона» рассказывает о взаимоотношениях двух миров: нашегои «Волшебной Страны». Конечно, можно принять сказку буквально, а можнопопытаться осознать, кого же Толкиен подразумевает под Кузнецом из деревниБольшой Вуттон и что подразумевает под «Волшебной Страной».
В 1964 году Толкиен написал статью «О волшебных сказках». Прочтя этустатью становится понятно, что под Кузнецом, без приглашения блуждающем во«Волшебной Стране» и забирающемся всё дальше и дальше, Толкиен подразумеваетсебя: «Я был всего лишь любознательным бродягой (а то и просто нарушителемграниц) в стране, которая полна чудес, но строго хранит свои тайны».
«Волшебная Страна» – это мир литературной фантазии, мир,который если и не существует на самом деле, то становится реальным на бумаге.Толкиен не хозяин «Волшебной Страны», а лишь тот, кто сумел увидеть небольшуюеё часть. Как и Кузнеца, Толкиена уважают, его книги приобретаются и читаются,но большинство людей отказываются понять человека, побывавшего в «ВолшебнойСтране».
Путешествия в эту страну оказываются всё более и болеезахватывающими, но, с одной стороны, Толкиен боится, что «ворота туда могутзахлопнуться а ключи от них – потеряться»,[10]а, с другой стороны, путешествия рано или поздно придётся закончить. А когдапутешествия закончатся должен обязательно быть преемник, который бы продолжилрассказывать людям о «Волшебной Стране». И это должны быть не сказкипридуманные, а сказки «увиденные». Только так, по мнению Толкиена, достигаетсяистинность и, следующая отсюда, нравственная и литературная ценность.
Одной из главных философских задач произведения является поискответа на вопрос о смысле человеческой жизни. Надо ли совершить, что-то славноеи принесшее известность, чтобы считать, что прожил жизнь не зря? И надо лиоставить после себя след? На первый вопрос Толкиен отвечает отрицательно. Длянего полноценно прожить жизнь значит жить честно и не причиняя другим вреда,прожить её делая какое-то любимое дело, а не просто тратя время. И «не высшаяли мудрость в том, чтобы получив драгоценный дар и пользуясь им долгие годы,отказаться от него в старости и передать другому?» (В. Гопман).
Это, хотя и короткое, но интересное произведение Толкиена заставляетразмышлять о назначении писателя и литературы, о назначении человека вообще, опреемственности поколений, об искренности и фальши и многом другом. Онопроповедует идею справедливости, идею награды за готовность отказаться отчего-либо во имя этой справедливости. Как любое произведение настоящегописателя, его невозможно рассмотреть ни в одной работе, а можно толькопрочесть.Лист работы Мелкина.
Эта работа писателя также представляет собой размышления о смыслечеловеческой жизни и о том, что ждёт человека после, о назначении художника (неважно живописца, скульптора или художника слова) и его творчества, о добре изле, об искренности и неискренности. И хотя это произведение писалосьзначительно раньше предыдущего, в 1947 году, в нём содержатся не менее и дажеболее серьёзные размышления на указанные темы.
В произведении повествуется о жизни самого заурядного, обычногочеловека, Мелкина. Толкиен называет его «маленьким человеком», да и его имяпо-английски (Niggle) означает мелочный,разменивающийся по пустякам. Однако постепенно Толкиен индивидуализирует образМелкина, наделяет его характерными только ему чертами. Одной из главных такихчерт является любовь Мелкина к живописи. У него есть одна заветная картина,которой он уделяет всё своё время. Хотя картина получалась посредственной, онабыла необычной и интригующей (он рисовал дерево и «…дерево вышло странное.Единственное в своём роде.»). Нетрудно догадаться, что под Мелкином Толкиенподразумевает себя (хотя лирического героя никогда нельзя полностьюотождествлять с автором). Себя писатель считает простым человеком, наделённым,однако, особым видением мира. Герой, Мелкин, также видит мир особым образом, ноон ещё и почти лишён таланта.
Мелкин человек добросердечный, но относится к своей добротескептически. «Характера у меня не хватает!»[11] ‑ говоритгерой. Другими словами, Толкиен рисует Мелкина человеком воспитанным, как все,но незаурядным на чувственном уровне. Таковым, должно быть, Толкиен видит исебя самого. Люди заходящие в сарай, где работал Мелкин, не понимают еготворчества. Для них это «серые и зелёные пятна». Типичным представителем людей,ещё более обыкновенных, чем Мелкин является его сосед, Прихотт. Люди считаютглавного героя человеком бесполезным «с практической и экономической точкизрения», а живопись, по их мнению должна быть приносящей пользу, но неизображающей «органы питания и размножения у растений». Таким образом, Толкиенвыражает своё негативное отношение к людям ищущим в искусстве пользу, или, покрайней мере, прикладную пользу, и не видящим красоты.
Всю книгу над Мелкином весит необходимость неприятного, нонеизбежного путешествия. Точная его дата не известна. Упоминается только, чтоначнётся оно «скоро». Напрямую об этом не говориться, но можно понять, что подпутешествием подразумевается смерть. Мелкина мало волнуют мирские проблемы ижитейские дела, до путешествия он желает лишь закончить свою картину. Но емуэто так и не удаётся.
Путешествие Мелкина описано несколько размыто, сумбурно: Толкиен неберёт на себя ответственность конкретным образом описывать процесс умирания.После этого герой попадает в некое подобие чистилища, где его заставляют многоработать. Только потом над ним совершается суд. Мелкин не видит судей, а толькослышит их голоса. Один голос говорит в его защиту, другой – обвиняет.Первый голос утверждает, что у Мелкина «сердце было наместе. И голова работала». Но второй голос ставит ему в вину, что много«времени потерял он даром! Не подготовился к путешествию». То есть Толкиенсчитает одним из главных моментов в жизни – верное, рациональноеиспользование отпущенного человеку времени и психологическую готовность к тому,что завтра может настать пора отправляться в «путешествие». Надо жизнь житьтак, чтобы потом не стыдно было предстать пред судьями. Здесь тоже явнопрослеживаются христианские идеи. Важно отметить, что обасудьи – сторонники добра. Хотя один строг в большей, а другой вменьшей степени, оба они стараются добиться справедливости.
Доброта Мелкина безусловно положительно сказывается на решениисудей, но отрицательно сказывается то, что просьбы герой называл «помехами». И,хотя Мелкин даже не ожидая благодарности всегда помогал своему соседу Прихотту,это является лишь «незначительным» «смягчающим обстоятельством». Ведь Мелкинзачастую помогал людям из мягкосердечия, а для Толкиена самоеважное – искренность, не действие, а то, что под ним подразумевалось.
Как заслуга Мелкину зачитается и его картина, необычная, не похожаяна другие. И в особенности не сама картина, а то, что «он очень упорно работали, заметьте, не был зазнайкой. Не воображал, что искусство освобождает его отобязанностей...». Как мысли Толкиен, вся незаурядная деятельность человека,любое его стремление к творчеству будет благи делом, но, конечно, только в томслучае, если это не заставит его сойти с правильного пути в остальном.
Решение судей было в пользу Мелкина и главным образом на нёмсказалось то, что, когда Мелкину предоставили право голоса, он спросил преждевсего о своём соседе Прихотте, просил отнестись к нему мягче. Забота не о себе,но о других всегда ценится Толкиеном и, определённо, относится к положительнымчертам человека.
В качестве награды Мелкина поселяют в нарисованный им мир. Оноказывается таким «как часто представлял себе Мелкин», но «так и не сумелзапечатлеть на холсте». Для героя это высшее блаженство и он наслаждается этимдаром. Однако оказывается, что этот мир требует доработки, некоторые местанужно «не переделать, а лишь довести работу до конца». И Мелкин понимает, чтоему необходим Прихотт, ведь «ему известно многое о чём я [Мелкин]и понятия не имею». Толкиен утверждает, что образное, незаурядноемышление ‑ это многое, но отнюдь не всё. Любому человекунеобходима доля практицизма. И вот в этом волшебном мире появляется Прихотт икаждый из них – главный герой и его сосед – познают то, чтоим было неизвестно при жизни (точнее сказать при прежней жизни, т. к. дляТолкиена после смерти жизнь не обрывается, но переходит в новую свою эпостасию):«как ни странно, именно Мелкин увлёкся домом и садом, что же касается Прихотта,то он бродил, посвистывая, по окрестностям, разглядывал деревья и, особенно,главное дерево». Толкиен надеется, что после смерти человек обретёт целостностьи адекватное понимание мира.
Когда Прихотт говорит, что он в долгу перед Мелкином за то, что тотвставил за него слово, главный герой отвечает: «Нет. Ты в долгу перед ним. Мыоба перед ним в долгу». Подразумевается голос, их оправдывавший. Возможно,Толкиен подразумевает под ним голос Бога, или, точнее, кого-то, чьими устамиговорит Бог, и проповедует идею безграничной благодарности Богу, за егодоброту.
Заканчивается произведение диалогом двух голосов, судивших Мелкина.Один из них предлагает присвоить название месту, в которое попадает главныйгерой. Но другой отвечает, что народная молва уже присвоила ему название:Страна Мелкина. Второй голос спрашивает, что на это сказали «высшие инстанции»(подразумевается, конечно же, Бог). Первый голос отвечает: «Они расхохотались.Расхохотались – да так, что отозвались горы!». Очевидно, Толкиенхочет этим сказать, что эта нарисованная Мелкиным страна (как и любая,нарисованная кем-то другим) не была плодом его воображения, а была лишь увиденаим, благодаря его чувственной натуре.
Итак, это произведение представляет собой более полное, чем в«Кузнеце из Большого Вуттона», изложение идей о назначении искусства и творцов(для Толкиена это красота, что является само по себе достойной целью, но ещё ипомогает очистить человеческую душу), о смысле человеческой жизни (честность иискренность, самоотверженность и умеренность, уважительное отношение к людям,не похожим на тебя), о добре и зле (добро будет истинным добром, если оносовершено искренне), о мировой справедливости, о смерти и о многом другом.
Заключение.
Итак, я надеюсь, мне удалось достаточно полно изложить философскиевоззрения Толкиена и моё их понимание. Произведения Толкиена очень сложны иинтересны, и ни один реферат не сможет исчерпывающе изложить заявленную тему.Единственный способ максимально приблизится к пониманию книг Толкиена ‑ этопрочесть и осознать их самому. Его произведения содержат очень интересныемысли, касающиеся Бога и дьявола, добра и зла, человека, его судьбы и смыслаего жизни. Толкиен на страницах своих книг создаёт образное отображение именнонашего мира и прочтение его произведений поможет человеку ориентироватьсяименно в нашем мире. Книги Толкиена формируют верную ориентацию в жизни, задаютправильные полюса добра и зла, формируют у человека нравственность. Какую быосновную мысль ни несло в себе произведение Толкиена, всё равно на одно изпервых мест выходит проблема чести, добра, искренности и самоотверженности. И вто же время его книги учат не забывать, ради чего всё происходит и помнить, чтоцель – не единственное в жизни. Искусство для Толкиена являетсячем-то сродни откровению свыше, но ни как не продуктом одного только уматворца.
В то же время писателю удалось изложить свои мысли в такой форме,что они оказываются открыты любому желающему вчитаться в текст.Толкиен – один из интереснейших английских да и общемировых писателейXX века и его работы, как мне кажется, ещё долгое времябудут будоражить умы людей всех возрастов и, конечно, особенно молодёжи.
Список использованной литературы.
1. Дж.Р. Р. Толкиен «Властелин колец». М..: Радуга, 1988. Перевод В. Муравьёва
2. В.Муравьёв. Предыстория к «Властелину колец». Статья. М..: Радуга, 1988.
3. Дж.Р. Р. Толкиен «Сильмариллион». М.: Олимп, 1993.
4. Дж.Р. Р. Толкиен «Лист работы Мелкина». М.: Риф, 1991. Перевод С. Кошелева
5. Дж.Р. Р. Толкиен «Кузнец из Большого Вуттона». М.: Риф, 1991. Перевод Ю. Нагибинаи Е. Гиппиус.
6. Дж.Р. Р. Толкиен «О волшебных сказках». Статья. М.: Риф, 1991. Перевод С. Кошелевапод редакцией И. Тогоевой.
7. В.Гопман «Книги обязаны хорошо кончаться…». Статья. М.: Риф, 1991.
8. К.В. Асмолов «О Толкине, толкинизме и толкинутых». Статья. М.: 1997.