Реферат по предмету "Философия"


Философские взгляды Платона в диалоге «Федр»

Министерство образования РоссийскойФедерации
Государственная АкадемияСлавянской Культуры
Философскиевзгляды
Платона
в диалоге«Федр»
студентки Iкурса
факультетакультурологии
Шовиковой Н.С.
Москва, 2004 г.
Диалог «Федр»- один из шедевров философской и художественной прозы Платона. В «Федре»рисуется философская беседа Сократа (в его лице выступает Платон) с Федром, частымсобеседником Сократа и, по свидетельству Диогена Лаэртского, любимцем Платона.В этой беседе Сократ отвергает ложное красноречие и доказывает, что риторикадолжна быть ценной только при условии, что она опирается на истинную философию.Раскрывается значение истинной любви, изображение любви связывается срассмотрением природы души. В «Федре» запечатлены важные стороны учения Платонаоб «идеях», об их познании, о прекрасном, о постижении прекрасного, о любви кпрекрасному.
Согласноучению Платона, мир вещей, воспринимаемых по­средством чувств, не естьистинный: чувст­венные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются идвижутся, в них нет ничего прочного, совершенного и истин­ного. Но эти вещи –лишь тень, образ вещей истинных, которые Платон называет «ви­дами» или«идеями». «Идеи» —  зримые умом формывещей. Каждому предмету чувственного мира, например, любому коню, соответствуетв бестелесном мире некоторый «вид», или «идея» — «вид» коня, «идея» коня. Этот«вид» уже не может быть постигаем чувствами, как обыч­ный конь, но может бытьлишь созерцаем умом, причемумом, хорошо подготовленным к такому постижению.
В «Федре»Платон рассказывает о том месте, где пребывают идеи. «Эту область занимаетбесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримаялишь кормчему души — разуму». В речи Платона образы и метафоры раскрываютсячерез мифы, иносказания, символы. Притом, Платон не просто применяетобщеизвестные мифы, он и сам – выдающийся и вдохновенный миротворец. В «Федре»он не просто рассказывает о том, что в человеке низшее и высшее начала:разумное и аффективное (чувственное). Борьбы этих двух начал представляется емув образе колесницы, движимой парой крылатых коней и управляемой возничим.Возничий олицетворяет собой разум, добрый конь – волевой порыв, дурной конь –страсть. И хотя мы и не знаем, как выглядит душа, мы можем представить ее ввиде «слитой воедино силу упряжки крылатых коней и возничего». И «кони у него — один прекрасен, рожден от таких же коней, авторой — совсем от иных коней рожден».
Как пишетПлатон в диалоге «Федр», «отправляясь на праздничный пир, боги поднимаются квершине по краю поднебесного свода, где их колесницы, которые не теряютравновесия и легко управляются, совершают путь легко; зато колесницы остальныхдвигаются с трудом, потому что конь, причастный злу, всей тяжестью тянет кземле и обременяет своего возничего, если тот плохо его вырастил. От этого душаиспытывает муки и крайнее напряжение». Бессмертные боги, «когда достигнутвершины, выбираются наружу и останавливаются на хребте неба, и, пока они стоят,небесный свод несет их в круговом движении, они нее созерцают то, что запределами неба… Мысль бога питается разумом и чистым званием, как и мысльвсякой души, которая стремится воспринять то, что ей подобает, поэтому она,когда видит сущее хотя бы время от времени, любуется им, питается созерцаниемистины и бла­женствует… В своем круговом движении она созер­цает самоесправедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание, не то знание,которому свойственно возникновение, и не то, которое меняется в зависимости отизменений того, что мы теперь называем бытием, но то настоящее знание, чтозаключается в подлинном бытии».
Но душамнебожественным намного сложнее. Платон пишет так: «душижадно стремятся кверху, но это им не под силу, и они носятся по кругу вглубине, топчут друг друга, напирают, пы­таясь опередить одна другую. И вотвозникает смятение, борьба, от напряжения их бросает в пот. Возничим с ними несправиться, многие калечатся, у многих ломаются крылья, и, несмотря на крайниеусилия, все они остаются лишенными созерцания сущего». Душанебожественная может сорваться и упасть на землю: «когда… она [душа] будет не всилах сопут­ствовать богу и видеть сущее, но, постигнутая какой-нибудьслучайностью, исполнится забвения и зла и отяжелеет, и, отя­желев, утратиткрылья и падет на землю». Здесь в идеалистическуюоснову системы взглядов Платона вторгается дуализм, учение о противоположностидуши и тела. Тело рассматривается, в согласии с орфиками и пифагорейцами, кактемница души, а душа – как бессмертная сущность небесного происхождения, вселившаяся в телесную оболочку. В формемифа рисуется потустороннее проис­хождение души, ее «крылатая» природа, борьбаразумного начала души и чувств, вселение падших душ в телесную форму, падениеих на Землю, обреченность их на искупительные пере­воплощения.
С мифом оприроде души у Платона связано и его понима­ние знания. Даже под бременем тела на Земле, вдали от занебеснойобласти, душа хранит истинное знание. Это воспомина­ние о нечувственном бытии,которое она созерцала до вселения на Землю и до своего заключения в тело. Ичеловек может прийти к истинному знанию. Это возможное для человека возвышениедо истинно сущего опирается,  согласно   взгляду  Платона, на   природу   человеческой души — на  ее бессмертие,  на  ее причастность  к  миру идей, а также на природу самогочувственного мира. «Всякая человеческая душа, — говорит Платон устами Сократа,- по своей природе   бывала   созерцательницей   подлинно сущего». Когда-то, еще до своеговселения в земную те­лесную оболочку, душа  находилась   в   «занебесных»   местах. Там, увлекаемая круговым движениемнеба, душа   во время этого круговращения«созерцает самое справедливость, созер­цает рассудительность, созерцает знание,не то знание, кото­рому свойственно возникновение, и не то, которое меняется взависимости от изменений того, что мы теперь называем бытием, но то настоящеезнание, что заключается в подлинном бытии».
Однажды приобретенноедушой знание, по Платону, не можетпогибнуть или быть совершенно утрачено. Оно не может погиб­нутьдаже после того, как душа опускается на Землю и прини­мает здесь оболочку,«которую мы теперь называем телом и не можем сбросить, как улитки свой домик».Впечатления,  страсти,  желания чувственного мира   только  засыпают, словно песком, навсегда приобретенныедушой знания, но не могут их искоренить или уничтожить. Душа всегда обладает возможностьювосстановить знание истинно сущего. Средством этого восстановления и являетсяплатоновское «припоминание», то есть трудное и долгое воспитание души. Хотя, по Платону, все вещи чувственного мира причастны кмиру истинно сущего, но не все они причастны к нему в одинаковой степени. Из всех существующих в чувственном миревещей явный отблеск «идей» несут только прекрасныевещи. Поэтому в восхищении красотой Платон видит начало роста души.Человек, способный к восхищению прекрасным, «при виде бо­жественного лица,точного подобия той красоты, или совершен­ного тела, сперва трепещет, охваченный  страхом… затем  он смотрит на негос благоговением, как на бога». Действие красоты на душу Платон изображает ввиде мифа о крылатой природе души, и о «прора­стании» ее крыльев при созерцаниипрекрасного.
С теориейидей ясно связывается теория одержимости. Эстетическая одержимость рассмат­риваетсяздесь как путь, ведущий от несовершенств чувствен­ного мира к совершенствуистинно сущего бытия. Согласно мысли Платона, человек, восприимчивый кпрекрасному, при­надлежит к тому небольшому числу людей, которые, в отличие отбольшинства, забывшего созерцавшийся ими некогда мир истинного бытия, хранят онем воспоминание. «Федр» развивает тезис об алогической одержимости,  овдохно­венном неистовстве, даруемом свыше, как об основе творчества: «Между темвеличайшие блага дает нам исступление, правда, когда оно уделяется нам как божественныйдар Прорицательница в Дельфах и жрицы в Додоне висступлении сделали много хорошего для Эллады и отдельным людям, и целымнародам, а в здравом уме – мало или вовсе ничего» Понятие «одержимости» и«неистовства» распространяется на способности к искусству. «Третий видодержимости и исступ­ления – от Муз; оно охватывает нежную и непорочную душу, пробуждаетее, заставляет излить вакхический восторг в пес­нопениях и в иных родах поэзиии, украшая несчетное мно­жество деяний предков, воспитывает потомков Кто же безниспосланного Музами исступления подходит в порогу творчества, уверенности, чтоблагодаря одной сноровке станет изрядным поэтом, тот немощен, и все созданноечеловеком здравомыслящим затмится творениями исступленных».
Но взятое вэтом смысле понятие «вдохновения» имеет уже мало общего с алогической мистикойПлатона. Реальное понятие художественного вдохновения оставляет все права заразумом, за интеллектом, за сознанием. Оно исключает мысль сверхчувственном,  потустороннем происхождении  столь  невидимого художнику воодушевления. Оно естьто «расположение души к живейшему восприятию впечатлений» и к «соображениюпонятий», в котором Пушкин видел ясную, рациональную  и реальную суть  поэтической   вдохновенности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.