Реферат по предмету "Философия"


Философия Рене Декарт

В истории философии  творчество Рене Декарта(1596 — 1650) -
одна из самых большихвершин,  одно из величайших достижений.Важ-
нейший принцип методологииисследования историко-философского про-
цесса состоит,  как известно, в том, чтобы в движении философских
учений,  систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и
идеализма [2].  Борьба эта не статична и весьмапротиворечива, она
отнюдь  не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-
софских учений и систем. Такаяборьба была почти всегда неоднопла-
новой и неоднозначной. Развитиеее обнаруживало углубление челове-
ческого знания,  усложнение сознания человека в его  многообразных
аспектах,  в его отношении к природе и культуре.Особенность фило-
софского творчества Декарта втом,  что в нем были  сформулированы
новые и материалистические иидеалистические положения.  Тем самым
борьба материализма и идеализмаподнялась на  более  высокую сту-
пень. И хотя сам Декарт вконечном счете склонился в сторону идеа-
лизма, он сообщил этой борьбеновый импульс.
     Свои произведения Декарт написал в 20 — 40-х годах  ХVII  в.,
но уяснить их содержаниеневозможно без учета огромных изменений в
европейской — прежде всегозападноевропейской — истории  в  период
Возрождения, начавшегося вИталии уже в ХIV в., а к концу ХV — на-
чалу ХVI в. ставшего, можносказать, общеевропейским явлением. Это
были времена успеховраннебуржуазной культуры,  представленнойбо-
гатейшим творчествомгуманистов.  Как известно,раннебуржуазная по
своему социальному происхождениюкультура гуманизма,  концентриро-
вавшаяся в городах, рождалась иразвивалась в противостоянии куль-
туре феодального,  преимущественно сельского,застойно-иерархичес-
кого общества.  Идеологической  основой этого общества была хрис-
тианская  религия с ее многочисленными догмами,  так или иначе ос-
мысляемыми в схоластическихфилософских системах и построениях.
     Если попытаться предельно краткосформулировать суть теоцент-
рическо-схоластическогомировоззрения, трудно найти более подходя-
щее слово,  чем созерцательность, молитвенная покорностьсредневе-
кового человека,  выражавшая его преимущественноприспособительную
позицию в отношении природы исоциального мира.  Философы-гуманис-
ты,  в большинстве своем отнюдь не посягая еще насамые основы ре-
лигиозности,  вместе с тем решительно выдвигали на первыйплан че-
ловека с его многообразнымителесными и  духовными  потребностями.
Отсюда в общем активистскаяпозиция гуманистической философии, ко-
торая в противоположностьтеологии и схоластической философии, ус-
матривавшим  смысл человеческой жизни в осуществлениицарства бога
на земле,  обосновывала идеал  учреждения в  посюсторонней  жизни
царства  самого человека.  Такое обоснование было как индивидуаль-
но-этическим,  так и социальным. С течением времени, по мереуспе-
хов  производственной  деятельности и развития естественнонаучной
мысли (особенно к концу ХVI — началу ХVII в.), идеал царства чело-
века на земле приобретал инаучно-техническую конкретизацию. Весь-
ма убежденным и  красноречивым пропагандистом  действенной  науки
стал Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626), названный К. Марксом родоначаль-
ником английского материализма ивсей современной экспериментирую-
щей науки. Горячим сторонникомнаучно-технического прогресса — од-
ной из важнейших сторонрождавшейся буржуазной культуры - не  раз
объявлял себя и Декарт.
     Конечно, социальная ситуация,  сложившаяся в первой  половине
ХVII в. во Франции, отличаласьот той, которая была характерна для
Англии,  где приближалась буржуазная революция,  самая зрелая  из
тех, что в нашей литературеобычно именуются ранними. Хотя Франции
было тогда далеко до буржуазнойреволюции,  все же и  здесь в  ту
эпоху  возникли условия,  во многом определившиевызревание фило-
софской доктрины Декарта.  Среди таких условий первостепенную роль
играло  формирование сильнейшего  абсолютистского  государства во
времена Генриха IV, Ришелье,Мазарини. В борьбе против старой фео-
дальной знати, сопротивлявшейсягосударственной централизации, все
эти исторические деятелиопирались не только на среднее  и  мелкое
дворянство (в особенностислужилое, так называемое дворянство ман-
тии), но и на растущуюбуржуазию, тоже заинтересованную в укрепле-
нии национальногогосударства,  стимулировавшегопромышленно-ману-
фактурную и торговуюдеятельность, вступавшего в военное противос-
тояние с другими европейскимигосударствами,  расширявшего колони-
альную экспансию в заморскихстранах.  Производственные  успехи в
этот  ранний, мануфактурный период развития капитализма в странах
Западной Европы при всей ихскромности в сравнении с  эпохой  про-
мышленного переворота все жесодействовали развитию научных иссле-
дований и применениюестественнонаучных знаний в мореплавании, во-
енном деле,  в некоторых сферах производственнойдеятельности. Как
ни в одну из предшествующих эпохистории культуры,  наука станови-
лась производительной силой.Кружки ученых-гуманистов, возникшие в
Италии уже в ХV в.,  в последующие два столетия и там, и в особен-
ности  в Англии  и во Франции превращалисьв кружки математиков и
естествоиспытателей.  Возможность практического применения научных
открытий обращала к науке взорыправителей.  В Англии и во Франции
возникали официально признанныесообщества ученых — прообразы  ны-
нешних академий наук.
     Рене Декарт родился в Лаэ  (городок в  провинции  Турень) в
семье служилого дворянина 31марта 1596 г.  В 1606 г.  он был отп-
равлен отцом в коллегию Ла Флеш- одно из лучших учебных заведений
тогдашней Франции, за нескольколет до того основанное иезуитами с
санкции Генриха IV.  Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По
свидетельству зрелого Декарта,учебе в этой коллегии он был обязан
весьма многим.  Само возникновение такого учебного заведения- ха-
рактерное явление эпохи.
     Напомним, что орден иезуитов,  возникший в середине  ХVI в.,
стал  одним из основныхорганизационно-идеологических орудий конт-
рреформации.  В борьбе против реформационных движений,  отделивших
от  католической церкви ряд стран и областейЕвропы,  этому ордену
принадлежала главная роль.Основное социальное содержание Реформа-
ции (особенно ее кальвинистскогонаправления) было буржуазным. Ка-
толическая контрреформация,  напротив, выражала прежде всего инте-
ресы  стабилизации феодальных порядков иценностей.  Но в Западной
Европе они становились все болеешаткими — определяющим руслом со-
циального  и культурного прогресса был путь буржуазного развития,
невозможного без тесной связи сразвитием  знания  (в особенности
естественнонаучного). Это нашлосвое отражение в некоторых особен-
ностях организации идеятельности ордена иезуитов. Стремясь к фор-
мированию  образованных и убежденных носителей католической веры,
иезуиты в основанных ими учебныхзаведениях были  вынуждены  отда-
вать определенную дань веяниямвремени.

     Конечно, основное  содержание программ  обучения  оставалось
традиционным,«гуманитарным». В них предусматривалось прежде всего
изучение древних языков.Латинским языком, остававшимся языком ев-
ропейской науки и международногообщения ученых,  Декарт овладел в
совершенстве (латынь стала,  можно сказать, вторым его родным язы-
ком).  Много времени  отводилось в коллегииизучению произведений
древних писателей,  освоению правил риторики. Все это занималобо-
лее пяти лет учебы. Три последнихкласса считались «философскими».
В древности и в средневековьефилософия включала в  себя  совокуп-
ность как собственнофилософских,  так и конкретнонаучныхзнаний -
метафизику, логику, этику,физику и математику. В философской тра-
диции католицизма господствоваларистотелизм,  как он был преобра-
зован крупнейшим изсредневековых учителей католической церкви Фо-
мой  Аквинским (важнейшим  элементом  такого преобразования стала
теснейшая связь метафизики стеологией и даже подчинение ее теоло-
гии).  Физика в основном сводилась каристотелевско-схоластическим
умозрительным рассуждениям оприроде.  Важнейшей новацией, введен-
ной  иезуитами в программу обучения в коллегии Ла Флеш, было до-
вольно интенсивное изучениематематических дисциплин.  Это  прежде
всего геометрия и арифметика,главным образом в том их содержании,
которое было изложено вЕвклидовых «Началах», тогда уже хорошо из-
вестных и обработанныхнекоторыми математиками ХVI в. в целях пре-
подавания.  Вместе с математикой в коллегии преподавалисьи  такие
прикладные науки,  как фортификация и навигация, посколькунекото-
рые ее выпускники шли затемна  военную  службу. Весь  этот  цикл
привлек особое внимание юногоДекарта,  обладавшего большими мате-
матическими способностями.
     Многим обязанный своему образованию вколлегии, Декарт тем не
менее был недоволен общимхарактером здешнего  обучения,  несмотря
на  новации иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим.
Стараясь преодолеть недостаткиполученного образования, он продол-
жил учебу. Так, уже вскоре послеокончания коллегии, в 1615 — 1616
гг.,  Декарт изучал право и медицину в университетегорода  Пуатье
и,  сдав экзамены,  получил степень бакалавра права. Вдальнейшем,
оказавшись в Голландии,  он в 1629 г. записался в университет  во
Франекере как«студент-философ», а в 1630 г.- в Лейденский универ-
ситет как«студент-математик».  Ноуниверситетское образование  не
играло значительной роли вдуховном развитии Декарта, ибо и в уни-                             верситетскомпреподавании преобладали схоластические идеи, концеп-
ции,  теории. Свое  отношение  к  нимфилософ выразил в сочинении
«Рассуждение ометоде»,  в котором он сообщаетчитателю  некоторые
важнейшие факты своей биографии.В конце I части Декарт пишет, что
многие стороны книжной наукиразочаровали его еще в коллегии.
     В эпоху средневековья основным источником мировоззренческого
знания считалась Библия — Священное писание,  которое рассматрива-
лось как откровениетаинственного и внеприродного бога. Толкование
этого документа составлялоглавное содержание религиозно-философс-
кой  мысли в многовековую эпохудуховно-идеологического господства
церкви.  Вместе с тем от культуры античности былиунаследованы так
называемые свободные искусства,часть которых — геометрия, арифме-
тика, астрономия, музыка — вопределенной мере осмысливала природ-
ные феномены. Поскольку ихсодержание почерпнуть в Библии было не-
возможно,  в средневековой  теологизированной  философии возникла
концепция  «двух книг»,  созданных  богом. Одна из них — книга в
собственном смысле, именуемаягреческим словом " Библия". Другая -
метафорическая «книгаприроды ».
     Эта концепция приобрела наибольшеевлияние  у  тех передовых
философов  эпохи Возрождения,  которые были заинтересованы главным
образом в исследовании природы.Декарт, еще не ступив на путь это-
го исследования,  уже с самых молодых лет стремился к такойнауке,
которая постигает истину,  погружаясь в "  великую  книгу мира".
Вместе с тем он писал,  что будет черпать истину и в самом себе. И
это не менее важно,  чем его намерение извлекать истину из  «книги
природы».  Тем самым Декарт выражает неприятиесхоластической уче-
ности, переполнявшей множествоопусов, содержание которых приходи-
ло во все более кричащеенесоответствие с запросами жизни.  Вместе
с тем стремление Декарта искатьистину в собственном сознании  вы-
ражало интеллектуальную зрелостьчеловека Нового времени — по сво-
ей социальной сути уже главнымобразом буржуазного человека, пола-
гавшего,  что, хотя духовная жизнь общества невозможнабез Священ-
ного писания, истина в делепознания природы, как и самого челове-
ка,  может быть найдена лишь на путях их исследования и самостоя-
тельных размышлений.  К сказанному следует добавить,  что познание
«книги  мира», с одной стороны,  и обретениеистины в собственном
сознании — с другой, былитеснейшим образом связаны друг с другом.
     «Великую книгу  мира» молодой Декарт изучал,  наблюдаяжизнь
других западноевропейских стран.В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.
Эта страна, незадолго перед темзавоевавшая политическую независи-
мость от феодальноабсолютистскойи католической Испании (хотя  во-
енные действия ещепродолжались),  на несколько десятилетий- пока
Англия не совершила своюбуржуазную революцию — стала экономически
самой передовой страной мира. Вэтой в сущности исторически первой
буржуазной республике процветалавнутренняя и  международная  тор-
говля, развивалось мануфактурноепроизводство, городское население
превышало сельское.  Наряду с интенсивностью  экономической жизни
Нидерланды отличались самойсвободной и многосторонней в тогдашней
Европе духовной жизнью. Здесьвоцарилась наибольшая в тех условиях
религиозная  веротерпимость  (все же  при  господстве протестант-
ско-кальвинистского  вероисповедания),  атмосфера которой  весьма
благоприятствовала и развитиюнаучных знаний.  Здесь, в частности,
издавались произведения,  внесенные в католических странах в папс-
кий «Индекс запрещенныхкниг» (например, труды Коперника и Галилея
сразу после их запрещения).  Совершенно закономерно, что в Нидер-
ландах  находило убежище множество невольных ивольных изгнанников
из других стран Европы.  Немало было здесь и французов.  Декарт в
качестве добровольца поступил впротестантские войска. Французский
дворянин, однако, отнюдь несобирался стать профессиональным воен-
ным (как это делали многие егосоотечественники в тех же Нидерлан-
дах, состоявших тогда вфактическом союзе с Францией). Поступление
в  военное училище в Бреде — одно из действий молодого Декарта по
изучению «великой книгимира».
     В том же 1618 г. он познакомился с ИсаакомБекманом, доктором
медицины,  весьма осведомленным в математике,  не чуждым и других
естественнонаучных знаний.  Поводом к их знакомству послужила одна
трудная математическаязадача,  условия которой Бекман сообщилДе-
карту, блестяще решившему ее.Знакомство молодого француза, только
вставшего тогда на порог своейнаучной  деятельности,  со старшим
(на  восемь лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в
весьма плодотворную для обоихнаучную дружбу.  Уже в конце 1618 г.
Декарт написал свое первоепроизведение — «Трактат о музыке», ко-
торый он посвятил Бекману.  В 1619 — 1621 гг.  в том же  качестве
вольнонаемного  офицера Декарт находился в разных местахГермании,
Австрии,  Богемии, Венгрии. В 1622 — 1628 гг. он жил воФранции, в
основном в Париже (в 1623 — 1624гг. совершил длительное путешест-                       
вие в Италию, куда ехал черезШвейцарию, побывал в Риме). Эти годы
стали  временем дальнейшего созревания его научногои философского
таланта.
     Тому во многом  способствовали  связи Декарта с французскими
учеными и философами.  Особо важную роль  сыграла завязавшаяся  в
конце 20-х годов дружба сМареном Мерсенном (1588 — 1648) — весьма
показательным мыслителем идеятелем эпохи.  Окончив ту же коллегию
Ла  Флеш (на два года раньше Декарта), Мерсенн в дальнейшем стал
монахом францисканского ордена ипровел более двадцати лет в одном
из парижских монастырей. В то жевремя он был преподавателем фило-
софии и теологии и написал многотрудов не только по этим  предме-
там,  но и по математике,  механике, физике, музыке. Мерсенн стал
организующим центром для  французских (и  некоторых  иностранных)
ученых,  с которыми  он находился вдлительной переписке (или был
посредником в ихпереписке).  Поскольку тогда еще небыло  научных
журналов, такая переписка сталанеобходимым условием развития нау-
ки.  В дальнейшем, во время многолетнего пребывания Декарта в Ни-
дерландах, Мерсенн был основнымего корреспондентом в Париже. Кру-
жок ученых,  образовавшийся вокруг него,  впоследствии (уже  после
смерти его и Декарта)превратился во Французскую академию наук.
     Наилучшие условия для дальнейшего  развития и  литературного
оформления  своих научных и философских мыслей Декарт видел в Ни-
дерландах, куда он и переселилсяосенью 1628 г. Средства позволяли
ему  снимать квартиры и дома в различных городах и сельских мест-
ностях этой страны.  Он многократно менял места своего пребывания,
следуя девизу «Хорошопрожил тот,  кто хорошо утаился»(почерпнуто
у Овидия).  Лишенный собственного семейства, Декарт сголовой ушел
в  научную работу.  Радость жизни стала длянего прежде всего ра-
достью мысли в поискахистины.  В одном из последних  своих писем
(31 марта 1649 г.) философ,  заметив, что здоровье тела — величай-
шее из человеческих благ,  о котором забывают, когда оно есть, пи-
сал, что «познание истины — это как бы здоровье души: когда ею ов-
ладевают,  о ней больше не думают».   В Нидерландах Декарт пробыл
более  двадцати лет (за это время он триждынаведывался на родину,
где находился в общей сложностименее года),  В  Нидерландах были
созданы  и опубликованы  все  основные его произведения.  Назовем
главные из них.
     Это прежде всего «Правила дляруководства ума»,  написанные в
1627 — 1629 гг.  (работа не окончена и при жизни Декартаопублико-
вана не была).  Как видно из самого названия,  это методологически
заостренное произведение.  Сразу же после своего переезда в Нидер-
ланды  Декарт начал  работать  и над большим конкретно-научным (и
вместе с тем, конечно,философским) произведением, которое он со-
бирался назвать«Мир».  На основе сложившихся унего принципов ме-
ханики он задумал нарисоватьздесь картину всего мироздания. Летом
1633  г., когда работа была почти закончена, Декарт узнал о том,
что папская инквизиция в Римеосудила опубликованный в 1632 г. за-
мечательный труд Галилея«Диалог о двух главнейших системах мира -
Птолемеевой иКоперниковой», а самого автора наказала. Это осужде-
ние  произвело на Декарта тяжелое впечатление, ибо его «Мир» был
написан на основе тех жепринципов,  что и  произведение Галилея.
Хотя  на Нидерланды как на страну в основномпротестантскую угрозы
римской курии и инквизиции нераспространялись,  Декарт,  оставав-
шийся  католиком, отказался  от  публикации почти готового труда.
Здесь проявились присущиеКартезию (его латинизированная  фамилия)
осторожность и сдержанность. Этикачества философа соответствовали
духовному климату тойисторической эпохи, когда самой мощной идео-
логической силой оставаласьрелигия. Правда, Декарт мог бы опубли-
ковать свой труд,  устранив ряд принципиальных положений,сближав-
ших его с трудом Галилея, нотакого рода операция исказила бы про-
изведение, и он предпочел его непубликовать.
     Оправившись от потрясения,  Декарт продолжал разработку своей
методологии,  физики, философии.  Итогом напряженнойработы стало
«Рассуждение ометоде»,  написанное по-французски иопубликованное
в 1637 г.  Это произведение представляет собой  программный доку-
мент, в котором авторсформулировал все основные вопросы своей фи-
лософии,  как и направление своих естественнонаучныхисследований.
Заключая  в  себеавтобиографические моменты,  оноформулировало и
правила морали, которых Декарттвердо решил придерживаться в своей
жизни.  Названию и главной направленности этогопроизведения соот-
ветствовали три приложения.  В них рассматривались  теоретические
вопросы  оптики («Диоптрика), метеорологические явления (»Метео-
ры"), проблемы математики (" Геометрия" ). Приложения демонстри-
ровали эффективность принциповметодологии, сформулированных во II
части «Рассуждения»,конкретизировали его V часть — порядок иссле-
дования физических вопросов.
     В IV части «Рассуждения ометоде» Декарт изложил основы своей
метафизики (разумеется,  в ее традиционном, аристотелевском смысле
— как учения о наиболее общихпринципах бытия и знания). Углублен-
ную  их трактовку он дает в специальном сочинении- «Размышление о
первой философии» (какименовал метафизику сам Аристотель), напи-
санном на латинском языке иизданном в Париже в 1641 г. Второе из-
дание этой работы вышло вАмстердаме в 1642 г.,  а французский пе-
ревод,  опубликованный в Париже в 1647 г., назывался«Метафизичес-
кие размышления». В этомиздании к основному тексту были приложены
семь «Возражений» нанего (их собрал главным образом Мерсенн, ра-
зославший рукопись, присланнуюему автором, различным философам) и
«Ответы» Декарта на«Возражения». Предусмотрительный автор, таким
образом, оставлял последнееслово в философском споре за собой.
     В те годы  его  философия проникла в некоторые нидерландские
университеты,  особенно в Утрехтский.  Среди профессоров появились
убежденные и энергичныепоследователи Декарта.  Самыми активнымии
талантливыми пропагандистамикартезианства (последующее наименова-
ние  всей совокупности взглядов философа) были профессора Утрехт-
ского университета ХендрикРенери и Хендрик Деруа  ,  пришедшие к
философии от медицины.
     Рост популярности и  влияния картезианства  в  нидерландских
университетах весьма встревожилместных церковников. Хотя это были
не католические,  а протестантские церковники,  но и они мировозз-
ренчески  во многом  перестроились  на традиционную аристотелевс-
ко-схоластическую философию,рушившуюся под ударами картезианства.
Профессор  теологии того же Утрехтского университета Гисберт Воэ-
ций,  который был также кальвинистским  священником и  популярным
проповедником,  сначала обвинил  в  атеизме Деруа,  а затем начал
злобную — и косвенную и прямую — травлю самого Декарта (борьба  их
сторонников и противниковраспространилась и на Лейденский универ-
ситет, где виднейшимкартезианцем стал профессор Адриан Хеерборд).
При всей своей осторожностиДекарт не счел возможным уклониться от
борьбы и был вынужден принятьвызов.  В большом памфлете, написан-
ном в 1645 г., он, обнаруживталант могучего полемиста, выявил ис-
тинное лицо Воэция как злостногоклеветника и невежды в философии.
Но,  по существу одержав как научную,  так и моральную победу, Де-
карт был бессилен в чужойстране,  где кальвинизм был  официальным
религиозным  вероисповеданием,  призвать руководство  Утрехтского
университета к решительномуосуждению Воэция.  В дальнейшем против
Декарта выступали и другиепротестантские церковники, ему пришлось
полемизировать и с некоторымикатолическими авторами из числа  ие-
зуитов.
     В годы этой борьбы Декарт издал вАмстердаме «Первоначала фи-
лософии» (в 1644 г.- налатинском языке, в 1647 г.- во французском
переводе) — систематическоеизложение своей философской  доктрины,
включавшей  наряду с методологией и метафизикой всеразделы физики
— учение о телах, о мире и оЗемле. В 1645 — 1648 гг. кроме актив-
ной  переписки, в которой уточнялись и развивались, многие фило-
софские ( как иконкретно-научные) идеи, Декарт   работалнад «со-
чинением  »Описание человеческого тела.  Об образовании животного"
(при жизни автора оно не былоопубликовано).  В этом  произведении
Декарт сделал попытку применитьпринципы своей физики к объяснению
животного и человеческогоорганизмов.  Антропологическая проблема-
тика, в фокусе которой былоисследование телесных качеств и духов-
ных свойств человек, составиласодержание трактата «Страсти души»,
вышедшего в свет в Нидерландах вконце 1649 г.
     В это время Декарт находился уже в столицеШвеции Стокгольме,
куда  он выехал  по настоятельномуприглашению королевы Христины,
которая с его помощьюнамеревалась учредить в Швеции Академию наук
(и даже сама пыталась овладетьпринципами картезианства).  Но пре-
бывание Декарта в Стокгольмепродолжалось лишь несколько  месяцев.
Простудившись, он умер 11февраля 1650 г.
     Прежде чем переходить к систематическомуобзору  философского
учения Картезия, необходимосказать еще несколько слов о его соци-
ально-политическом содержании.
     Здесь приходится констатировать довольнозначительную полити-
ческую индифферентностьфранцузского философа.  В "Рассуждении  о
методе  " он выразил свою неприязнь к темзаносчивым,  по его мне-
нию, людям, которые видят смыслсвоей жизни в различных обществен-
ных  преобразованиях,  и  темболее в ниспровержении существующего
государственногоустройства.  По убеждению Декарта,  много благот-
ворнее для обществаприспосабливаться к его несовершенствам, к тем
или иным недостаткамгосударственных организмов, ибо разрушение их
угрожает  людям огромными бедствиями.  Содержание произведений Де-
карта и вся его деятельностьимели первостепенное значение для бу-
дущего  формирования во Франции условий для буржуазной революции.
Характерно здесь уже то,  что, осуждая любое посягательство на су-
ществующие  социальные порядки, как и нарелигиозно-идеологические
системы,  их освещавшие,  Декарт не только не отказывался признать
свое новаторство в сфере науки,но даже подчеркивал его. В трудных
вопросах науки,  писал он в «Рассуждении о  методе», «большинство
голосов не являетсядоказательством» и " гораздо вероятнее,  чтобы
истину нашел один человек, чемцелый народ " [1], стр.259. Вместе с
тем философ ясно сознавалсоциальную природу науки,  ее  жизненную
необходимость  для общества. Отсюда неоднократно высказываемая им
мысль об обязанности правителейфинансировать сложные  эксперимен-
ты,  без которых невозможно продвижение в научныхоткрытиях (фран-
цузское правительство впризнание  заслуг  Декарта назначило  ему
пенсию, хотя ученый так ее и неполучил).
     Декарт продолжил ту принципиальную  линию, которая  выражала
едва  ли не главное содержание социально — философской мысли гума-
нистов предшествующих веков. Ихоппозиция схоластической философии
и  феодально-теологическому  мировоззрению в  качестве важнейшего
своего компонента включалаположение о  природном  равенстве всех
людей,  об одинаковости человеческой природы.  Это надисторическое
понятие при всей егоабстрактности стало для множества гуманистов
и их последователейтеоретическим стержнем критики иерархизма фео-
дального общества.  Декарт не формулировал никакихсоциально-фило-
софских концепций.  Но, сам дворянин, он отлично видел, что прог-
ресс культуры невозможен, еслизнаниями будут обладать только гос-
подствующие классы.  Конечно, в его представлении это были главным
образом — если не исключительно- естественнонаучные  знания,  ибо
именно с ними он связывал нетолько прогресс человеческого общест-
ва, но и дело совершенствованиясамой человеческой природы.
     Подтверждением сказанного служит уже тотфакт,  что некоторые
свои произведения он писалпо-французски, адресуя их широкой ауди-
тории,  стоявшей за пределами цеховой учености,  носители которой
общались  между собой  почти исключительно налатинском языке.  В
«Рассуждении о методе» Декарт писал, что язык сам по себе не сви-
детельствует  о  силемыслей и человек,  выражающийся нанижнебре-
тонском наречии,  может формулировать их более точно  и тонко  по
сравнению  с тем,  кто прекрасно знаетфранцузский язык и владеет
всеми правилами риторики.  Как в этом, так и в других своих произ-
ведениях  философ превозносит  здравый смысл(«естественный свет»
человеческого ума),  представленный в народе даже чаще,  чем среди
цеховых  ученых, как гарант эф


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.