Реферат по предмету "Философия"


Учение Канта о государстве и праве

Содержание
Введение
1.Этические основы учения Канта о праве и государстве
2.Учение Канта о праве
3.Учение Канта о государстве
Заключение
Список источников и литературы

 
Введение
Иммануил Кант (1724 — 1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного изкрупнейших направлений в современной теории права.
Учение Канта сложилось вначале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотрапредшествующей философии.
Канта по праву называютфилософом свободы. Квинтэссенцией этики мыслителя является учение о том, чточеловек – существо не только природное, но исвободное. «Кант пролагает новые начала развитияи определяет направление юридико-политической мысли XIX века», — пишетП.И.Новгородцев.1
Учение о праве игосударстве Кант изложил в работах: «Основыметафизики нравственности»(1785); «Критикапрактического разума»(1788); «К вечному миру» (1795) и «Метафизиканравов в двух частях»(1797), где он с позиций«практического разума» дает рационалистическое обоснование данного учения.
Философские основыполитико-правового учения Канта содержатся в работе «Критика практического разума», где он различает «вещи в себе» (сущность вещи) и явления. По Канту, «вещь в себе» непознаваема длятеоретического разума. Нельзя познать сущность Бога, свободы, бессмертия души.Но то, что недоступно для теоретического разума, находит познание в моральномсознании. Когда мы пытаемся познать сущность вещей, мы сталкиваемся снеразрешимыми противоречиями (антиномиями).
С помощью теоретическогоразума можно доказать, что Бог, свобода, бессмертие души есть, и что их нет.Когда теоретический разум впадает в агностицизм, тогда на помощь приходятморальное сознание, «практический разум», которые вселяют веру в эти непознаваемые вещи.
В душе каждого человека,по Канту, живет нравственный закон –закон должного, который называется у него категорическим императивом. Это – постулат морального сознания, он никак и ниоткуда невыводится.
Учение Канта о государствеи праве, таким образом, неразрывно связано с его этическими воззрениями.
С концепцией Канта огосударстве и праве связана и его концепция всемирной истории, в основе которойлежит следующий постулат: поступай так, чтобы всегда иметь перед собой человечествокак цель, и никогда не относись к человечеству как к средству. Всемирнаяистория представляется Канту историей прогресса человеческого рода. Кантисходит из идеи прогресса, как и французские просветители. Он доказывает идеюпрогресса через идею всемирной истории. Субъектом прогрессивного развитиявыступает человечество в целом. Прогресс осуществляется как поступательноеразвитие человеческого рода вплоть до достижения цели всемирной истории –наисовершеннейшего государственного устройства. 1
В своей концепциивсемирной истории Кант исходит из идеи свободы как сущности и как явления.
Все человеческие поступкиподчинены неким общим законам природы и имеют определенные закономерности. Данныезакономерности выявляются во всемирной истории, в процессе поступательногодвижения, развития всего человеческого рода. Все природные задатки человекараскрываются в ходе всемирной истории, и каждое новое достижение, все открытия,задатки просвещения передаются от поколения к поколению. История предстает какистория просвещенного разума в ходе исторического совершенствования разума иразвития природных задатков человека.
По Канту, человек есть нетолько разумное, но и деятельное существо. Деятельностное начало человеку даноот природы, так как от природы у него есть свобода воли.
По природе своей человексклонен, с одной стороны, к общению с себе подобными, с другой – к изоляции отобщества. Отсюда, в человеке коренятся и доброе начало, и радикально злое(эгоистичное, по Гоббсу).
В силу зависти, эгоизма идругих свойств человек преодолевает лень и пытается занять свое собственноеположение в обществе, а ближние ему отвратительны, но он в них нуждается.Развитие честолюбия, корыстолюбия, зависти является первым шагом от грубости ккультуре. Радикально злое в человеке приводит в конечном счете к прогрессу вкультуре. Значит, всемирная история идет к прогрессу культуры. К этомупрогрессу ведут антиномии, присущие человеческой личности.
Кант дает теориюпрогресса иначе, чем просветители, которые рассматривали прогресс как наличноеданное, а не в исторической перспективе. 1
Каждый человек думает,что он уникален, исключителен и поэтому может нарушить категорическийимператив. Чтобы этого не произошло, человек нуждается в принуждении, т.е. взаконе, который бы усмирял тех, кто не желает соблюдать свободу других.
Этот закон должен бытьсправедлив, но поскольку он создан человеком с присущими ему антиномиями, тонадо стремиться к наисовершеннейшему государственному устройству. О таком устройстве,о путях к его достижению Кант говорит в своём учении о государстве и праве.
Актуальность изучения воззрений Канта нагосударство и право обусловлена тем, что политико-правовые доктрины Канта досих пор остаются предметом пристального внимания, изучения, дискуссий.
Объект исследования: учение И. Канта о государстве иправе.
Предмет: особенности государственно — правовыхвоззрений И. Канта.
Целью работы является: раскрыть основныеположения учения И. Канта о государстве и праве.
Задачи:
1) показать этические основы учения Кантао праве и государстве;
2) раскрыть основные политико-правовыевзгляды Канта;
3) выявить основные положения ученияКанта о государстве.

 
1. Этические основы учения Канта оправе и государстве
Философ отказалсявыводить нравственность и право из теоретического знания. В этом отношении онследовал демократической традиции, заложенной Руссо. Кант воспринялруссоистскую идею о том, что носителями нравственности могут стать все люди безкаких бы то ни было исключений, но пересмотрел позицию Руссо относительноисточника морали. Источником нравственных и правовых законов, по мнению Канта,выступает практический разум, или свободная воля людей. Новизна такого подходазаключалась в том, что, «удерживая демократическое содержание руссоизма,он позволял восстановить рационалистические приемы обоснования этики и права».1
Стать моральной личностьючеловек способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своейответственности перед человечеством в целом, провозгласил мыслитель. Посколькуже люди равны между собой как представители рода, постольку каждый индивидобладает для другого абсолютной нравственной ценностью. Этика Канта утверждала,таким образом, примат общечеловеческого над эгоистическими устремлениями,подчеркивала моральную ответственность индивида за происходящее в мире. 1
Опираясь на эти принципы,Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, неможет руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависятот обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следоватьтребованиям категорического (безусловного) императива. В отличие отгипотетических правил категорический императив не содержит указаний, как нужнопоступать в том или ином конкретном случае, и, следовательно, является формальным.Он содержит лишь общую идею «долга перед лицом человечества»,предоставляя индивиду полную свободу решать самостоятельно, какая линияповедения в наибольшей мере согласуется с моральным законом. Категорическийимператив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятиякак синонимы. 1
Философ приводит двеосновные формулы категорического императива. Первая гласит: «Поступай так,чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом» (под максимойздесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует:«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, ив лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к немутолько как к средству».1Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — вних проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания.
Категорический императивКанта лежит в основе егоучения Канта о праве и государстве.
Главную цель учения огосударстве и праве Кант видит в том, чтобы поднять, возвысить право измерзости окружающего его бесправия. Он считает, что необходимо возвысить правонад государством. А государство, по Канту, должно быть органом защиты прав личности.Личность может потребовать от государства того же, что и государство отличности. Здесь, таким образом, Кант развивает идею взаимной ответственностигосударства и личности. Он обосновывает и раскрывает сущность идеи правовойгосударственности в целях охраны индивидуальных прав личности. 2
Принцип приоритетностинеотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательногозакрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовойконцепции Канта. Притом эти права служат как бы критерием легитимности всехюридических актов, вытекающих из воли законодателя. Обоснование своих положенийКант строит на двух формулах категорического (безусловного) императива.
Важное значение Кантпридавал проблеме правопонимания и ее точной формулировке. «Вопрос о том, –писал он, – что такое право, представляет дляюриста такие же трудности, какие для логики представляет вопрос, что такоеистина. Конечно, он может ответить, что согласуется с правом, т. е. с тем, чтопредписывают или предписывали законы данного места и в данное время. Но когдаставится вопрос, справедливо ли то, что предписывают законы, когда от неготребуется общий критерий, по которому можно было бы распознать справедливое инесправедливое, – с этим он никогда не справится, еслитолько он не оставит на время в стороне эти эмпирические начала и не поищетисточника суждений в одном лишь разуме… Право – это совокупность условий, при которых произвол одного совместим спроизволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».1 Кант выводит следующий всеобщийправовой принцип: «Всеобщий правовой закон гласит:поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола былосовместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом».2
Кант связывает право справомочием принуждать. Он утверждает, что «всенеправое препятствует свободе, сообразной со всеобщим законом, принуждение жепрепятствует свободе или оказывает ей сопротивление. Следовательно, когдаопределенное проявление свободы само оказывается препятствием к свободе,сообразной со всеобщими законами (т.е. неправым), тогда направленное противтакого применения принуждение как то, что воспрепятствует препятствию длясвободы, совместимо со свободой, сообразной со всеобщими законами; то есть,бывает правым. Стало быть. по закону противоречия с правом также связаноправомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву.3
Рассмотрим, каксогласуется этот главный принцип права с категорическим императивом.
Кант различает право вшироком и в узком смыслах слова.
«Строгим правом (правом в узком смысле слова)можно назвать лишь совершенно внешнее право. Оно основывается, правда, наосознании обязательности каждого по закону, но для того чтобы определить всоответствии с этим произволом строгое право, чтобы быть чистым, не должно и неможет ссылаться на это осознание как на мотив; поэтому оно опирается на принципвозможности внешнего принуждения, совместимого со свободой каждого, сообразнойсо всеобщими законами… С любым правом в узком смысле этого слова (ius strictum) связано правомочие принуждать. Номожно мыслить себе еще и право в более широком смысле (ius latum), где правомочие принуждать не может быть определеноникаким законом. – Этих истинных или мнимых правимеется два: справедливость и право крайней необходимости; из нихпервая допускает право без принуждения, второе – принуждение без права, и легко заметить, что такая двусмысленностьпокоится, собственно говоря, на том, что бывают случаи сомнительного права, длярешения которых нет никакого судьи».1
С одной стороны, Кантразграничивает моральное и легальное поведение, право с объективной стороны иправо с субъективной стороны.
Моральным можно назватьтакое поведение, которое продиктовано внутренним осознанием долга. Правовое жеповедение основано на выполнении предписаний закона, независимо от внутреннихмотивов субъекта.
Моральное поведение – сфера мотивов, в основе которой лежит особая моральнаясправедливость. Право — внешнее поведение; в основе его — внешние проявления воли. Здесь мотивы не важны. Власть недолжна указывать, как поступать личности, и не должна регулировать свободумысли. Государство не может задавать этические каноны. В сферу мотивовповедения, душевных побуждений, по Канту, государство не должно вмешиваться,нельзя заставлять человека быть счастливым и свободным. 1
С другой стороны, Кантсвязывает нравственность и право, так как в основе права заложен нравственныйпринцип категорического императива, но мир права и мир морали нельзяотождествить, так как они автономны.
Таким образом, по Канту, право с объективной сторонызаключается в подчинении всех общему моральному закону, а право с субъективнойстороны характеризуется тем, что каждый должен согласовывать свой произвол(свободу) со свободой (произволом) каждого другого человека.
 
2. Учение Канта о праве
Кант различает триправовые категории:
1) естественное право, которое имеетсвоим источником самоочевидные априорные принципы;
2) положительное право, источникомкоторого является воля законодателя;
3) справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому необеспеченное принуждением.
Естественное право, всвою очередь, распадается на две ветви: частное право и право публичное. Первоерегулирует отношения индивидов как собственников. Второе определяетвзаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), какчленами политического целого. 1
Под естественнымправом Кант подразумевает естественные, прирожденные права личности. Кант,не останавливаясь на достигнутом в правовой мысли, далее развивалестественно-правовую интерпретацию прав человека. Он ставит вопрос об основаниипритязаний человека на признание своих прав. Естественные права человека доКанта просто декларировались, исходя из факта самого человеческогосуществования. Он создал свое учение о человеке и его прирожденных правах. ПоКанту, как физическое существо человек подчинен законам природы, но как волевоесущество он подчинен законам морального мира. Эти законы Кант сформулировал всвоём категорическом императиве, в котором заключена кантовская идеяестественного права, под власть которого должны поставить себя каждоегосударство и издаваемые им законы.
Самым ценным исущественным во всей кантовской теории является принцип, согласно которомукаждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность неесть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейшихпланов общего блага. Человек – субъектнравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, – в своем поведении должен руководствоваться веленияминравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешнихобстоятельств и потому безусловен. 1
Положительное право, основанное на воле законодателя, должносоответствовать естественному праву, т.е. требованиям категорическогоимператива, и поддерживаться силой принуждения. «Естественному праву в состоянии гражданского устройства (т. е. тому праву, которое можно длятакого устройства вывести из априорных принципов), – отмечает Кант, – немогут нанести ущерб статутарные законы гражданского устройства и, такимобразом, остается в силе правовой принцип: “Тот,кто поступает согласно максиме, по которой становится невозможно иметь предметмоего произвола моим, наносит мне ущерб; в самом деле, только гражданскоеустройство есть правовое состояние, благодаря которому каждому свое лишьгарантируется, но в сущности не устанавливается и не определяется».2
Справедливость Кант связывает со свободой «Свобода (независимость от принуждающего произвола другого),поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщимзаконом, – утверждает Кант, – и есть это единственное первоначальное право, присущеекаждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду ».3
 Рассматривая соотношениечастного и публичного права, Кант выступает как сторонник отграничениягражданского общества от государства.
Частное право, по Канту, – это отношения индивидов как частных собственников. В сфередолжного данные отношения должны строиться на основе свободы, равенства,независимости, так как это вытекает из принципов естественного права. Основнымпризнаком права Кант считает формальное равенство: в гражданском обороте людивыступают как лица, формально равные. Формальное равенство может быть только всвободе. Не должно быть привилегий в сфере права. «Будь человеком, действующим по праву… Не поступай с кем-либо не по праву»,1 –пишет Кант. Он выступает против средневекового неравенства, противправа-привилегии.
Кант различает право навещь и вещное право: «Право на вещь – этоправо частного пользования вещью, которой я владею (первоначально или в силуустановления) совместно со всеми другими… Под словами вещное право (ius reale) подразумевается не только право на вещь (ius in re), но и совокупность всех законов, касающихся вещногомое и твое». 2
Собственность (dominium), по Канту, – это «внешний предмет, который по своейсубстанции есть чье-то свое, кому неотъемлемо принадлежат все права наэту вещь (как акциденции присущи субстанции), которой собственник (dominus) может распоряжаться по своемуусмотрению (ius disponendi de re sua)».3
В системе частного праваКант выделяет личное право. «Владениепроизволом другого как способность по законам свободы определять этот произволмоим произволом к тому или иному действию (внешнее мое и твое вотношении причинности другого) – это некоеправо (каковых прав я могу иметь много по отношению к одному и тому же лицу илик другим лицам); совокупность же (система) законов, на основании которых я могунаходиться в этом владении, – это само личноеправо, которое бывает только одно». 4
Вещно-личное право какодна из трех разновидностей частного права (вещное, личное), по Канту, «представляет собой право владения внешним предметом каквещью и пользования им как лицом». 1 Оно регулирует также и отношениямежду мужем и женой, родителями и детьми, господином и рабом.
В числе других прав всистеме частного права Кант выделяет брачное право, родительское право, правохозяина дома, наследственное право и др.
Кант считает, что частноеправо соответствует естественному состоянию, а гражданскому состоянию (status civilis) общества, подчиняющегося распределяющейсправедливости, соответствует состояние публичного права. Он утверждает, что «из частного права в естественном состоянии вытекает постулатпубличного права: ты должен при отношениях неизбежного сосуществования со всемидругими людьми перейти из этого состояния в состояние правовое, т.е. всостояние распределяющей справедливости. –Основание для этого можно аналитически вывести из понятия права вовнешних взаимоотношениях в противоположность насилию (violentia)». 2
Публичное праворегулирует отношения лиц как граждан. По Канту, главным в этих отношенияхявляется право народа участвовать в принятии конституции.
Право должно бытьобщеобязательным, так как цель человека –совместить свой произвол (свободу) с произволом (свободой) других. Но длясоблюдения права необходимо принуждение, а осуществление принуждения Кант связываетс государством.
Таким образом, Кант переходит от нравственности кправу и от права к государству, которое должно базироваться на требованияхкатегорического императива и соответственно на принципах права. Отсюда Кантвыводит идею правового государства.
3. Учение Канта о государстве
«Государство (civitas), – пишет Кант, – это объединение множества людей, подчиненных правовымзаконам. Поскольку эти законы необходимы как априорные законы, то есть какзаконы, сами собой вытекающие из понятий внешнего права вообще (а не как законыстатутарные), форма государства есть форма государства вообще, то естьгосударство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистымипринципами права, причем идея эта служит путеводной нитью (norma) для любого действительногообъединения в общность (следовательно, во внутреннем)». 1
Правовое государство – такое государство, где соблюдены все естественные права игде не пренебрегают свободой, равенством и независимостью воли отдельныхиндивидов, а значит, соблюдены требования категорического императива. У Кантанет термина «правовое государство», но идея правового государствавытекаеи из всей его правовой теории.
Кант представляетгосударство как соединение множества людей под властью правового закона.Наилучшим государством он считает республику как правовой союз (а не как формуправления). Он ведет речь о правовом государстве как о республике в духе ещецицероновской традиции. Главная задача государства, где суверенитет принадлежитнароду, заключается, по Канту, в том, чтобы охранять и гарантировать права исвободы граждан. 2
Идею народногосуверенитета Кант выводит из договорной теории происхождения государства.
Анализируя происхождениегосударства, Кант определяет его начало как естественное состояние, лишенноевсякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественномуправу побуждают людей оставить это состояние и перейти к гражданскому обществу.Переход к последнему не носит характер случайности. Акт, посредством которогоизолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор.
Кантовское толкованиеприроды этого договора тесно сопряжено с идеями об автономии воли, обиндивидах, как моральных субъектах и т.п. Главное условие заключаемого договора- обязательство любой создаваемой организации внешнего принуждения(монархической ли государственности, политически объединившегося ли народа)признавать в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения осознает долг«не делать другого средством для достижения своих целей» и способноданный долг исполнить.1
«Общественныйдоговор», по Канту, заключают между собой морально развитые люди. Поэтомугосударственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которыене ведают морального закона, и не могут сами правильно выбрать линию поведения.Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и всоответствии с категорическим (моральным) императивом, все отдельные лица,составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас жеснова обрести ее, однако уже как членов государства. От свободы беспорядочной,необузданной переходят к свободе подлинной во всем ее объеме в правовомсостоянии. Свобода в рамках правового состояния предусматривает в первуюочередь свободу критики. 2
Кант различаетгражданское общество и государство. Исследуя причины возникновения гражданскогообщества, философ приходит к следующему выводу: в естественном состоянии каждыйиндивид не в состоянии обеспечить в полной мере свои права, ибо по природе людивсе разные. И первое, что «человек обязанрешить, если он не хочет отречься от всех правовых понятий, – это следующее: надо выйти из естественного состояния, вкотором каждый поступает по собственному разумению, и объединиться со всемиостальными (а он не может избежать взаимодействия с ними), с тем чтобыподчиниться внешнему опирающемуся на публичное право принуждению, то есть вступитьв состояние, в котором каждому будет по закону определено и достаточно сильной властью(не его собственной, а внешней) предоставлено то, что должно быть признано своим,то есть он прежде всего должен вступить в гражданское состояние».1
Государство, утверждаетКант, должно строиться на основе взаимной ответственности личности игосударства. Государство и гражданин –равные субъекты права. Деятельность государства основана на правовых законах, аэти законы, в свою очередь, должны соответствовать правовым принципам, сутькоторых составляют естественные права человека. Кант выделяет права и свободыграждан как членов государства: «Объединенныедля законодательства члены такого общества (societas civilis), т.е. государства, называются гражданами (cives), а неотъемлемые от их сущности (кактаковой) правовые атрибуты суть: основанная на законе свобода каждого неповиноваться иному закону, кроме того, на который он дал свое согласие;гражданское равенство – признаватьстоящим выше себя только того в составе народа, на кого он имеет моральнуюспособность налагать такие же правовые обязанности, какие этот может налагатьна него; атрибут гражданской самостоятельности – быть обязанным своим существованием и содержанием непроизволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силамкак члену общности, следовательно, в правовых делах гражданская личность недолжна быть представлена никем другим».2 Кант в числе других гражданских праввыделяет и избирательное право.
Для более совершеннойорганизации государственной власти в целях установления общего блага и защитыправ личности Кант предлагает установить принцип разделения властей: «В каждом государстве существует три власти, то естьвсеобщим образом объединенная воля в трех лицах (trias politica): верховная власть(суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лицеправителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающаякаждому свое согласно закону) в лице судьи».1 Но верховенство законодательнойвласти не означает, что она может поступиться принципами права. «Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. Всамом деле, так как всякое право должно исходить от нее, она непременно должнабыть не в состоянии поступить с кем-либо не по праву». 2Значит, правовые акты, издаваемые законодательной властью, должнысоответствовать правовым принципам: свободе, равенству и справедливости какнеотъемлемо присущим личности атрибутам. В процессе создания законодательныхактов человек «должен рассматриваться в государствекак участвующий в законодательстве не только как средство, но в то же время икак цель сама по себе». 3
Кант утверждает, что «все три власти в государстве, во-первых,координированы между собой наподобие моральных лиц (potestates coordinatae), т. е. одна дополняет другую длясовершенства (complementum ad sufficientiam) государственного устройства; но, во-вторых,они также и подчинены друг другу (subordinatae) таким образом, что одна из них не может узурпироватьфункции другой, которой она помогает, а имеет свой собственный принцип, т. е.хотя она повелевает в качестве отдельного лица, однако при наличии воливышестоящего лица; в-третьих, путем объединения тех и других функций оникаждому подданному предоставляют его права». 4
У Канта разделениевластей представлено иначе, чем у Ш.Л.Монтескье. Если Монтескье разделениевластей основывает на системе сдержек и противовесов, то Кант считаетзаконодательную власть верховной; она создает исполнительную власть, апоследняя назначает судей. Кант предусматривает и создание суда присяжных. Воснове его теории разделения властей лежит принцип субординации и согласования.1
Судебная власть, поКанту, осуществляет правосудие: «Судебноерешение (приговор) есть единичный акт общественной справедливости (iustitiae distributivae), осуществляемый государственнымдолжностным лицом (судьей или судом) в отношении подданного, т.е. лица,принадлежащего к народу… причем цель этого акта – присудить (предоставить) ему свое». 2 Таким образом, «суд обладает судейской властьюприменить закон для определения действия в исковом деле и через исполнительнуювласть каждому взыскать свое. Следовательно, только народ можеттворить суд над каждым в его составе, хотя и опосредствованно, через им самимизбранных представителей (суд присяжных)». 3
«Итак, – говорит Кант, – таковы три различные власти (potestas legislatoria, executoria, iudiciaria), благодаря которым государство (civitas) обладает автономией, т.е. само себясоздает и поддерживает в соответствии с законами свободы. – В объединении этих трех видов власти заключается благогосударства (salus reipublicae suprema lex est); под благом государства подразумевается не благополучиеграждан и их счастье – ведь счастье(как утверждает и Руссо) может в конце концов оказаться гораздо более приятными желанным в естественном состоянии или даже при деспотическом правлении: подблагом государства подразумевается высшая степень согласованностигосударственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которойобязывает нас разум через некий категорический императив». 4Именно благополучие и счастье граждан – вотосновная цель и стремление государства. А это достигается, по Канту, черезправовую организацию государства с разделением властей.
Кант предлагает следующуюклассификацию форм правления: 1
 1) Формы правления, по числу законодательствующих лиц:
а) автократия(абсолютизм);
б) аристократия;
в) демократия.
Автократия — одна излучших форм. Демократия — худшая, так как наиболее сложная форма правления.
2) Центр тяжести проблемы устройствагосударства лежит непосредственно в способах и методах управления народа. Сэтой позиции Кант разделяет следующие формы управления:
а) республиканская — основана на отделении исполнительной власти от законодательной;
б) деспотическая — основана на слиянии исполнительной власти и законодательной.
По Канту, самодержавнаяформа власти, вполне может быть республиканской (поскольку в ней четкоразделены законодательная и исполнительная власть), а демократия чрезвычайноподвержена трансформации в деспотизм и совместима с ним.
 Государь, правительнаделяется только правами. Кант оспаривает право народа наказывать главугосударства, если даже тот нарушает свой долг перед государством. Осуждаетсятакже право на восстание и допускается только легальное и в некотором смыслепассивное сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право — неповиновение.
Все политически измененияКант предлагает путем плавных реформ сверху, но не в коем случае не путемоткрытой вооруженной борьбы.
В отношении измененияформ государства Кант пишет: «Все же суверен(народ) должен иметь возможность изменять существующее государственноеустройство, если оно не согласуется с идеей первоначального договора, и приэтом сохранять форму, необходимую для того, чтобы народ составлял государство». 1
Таким образом, Кант являетсятипичным ранним идеологом социального реформизма.
Кант противзахватнической, грабительской войны, резко осуждает подготовку к войне. Онвыдвигает проект установления «вечного мира» путем созданиявсеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенныхпо республиканскому принципу. По его мнению, создание такого космополитическогосоюза в будущем неминуемо. Предпосылкой тому должны явиться просвещение ивоспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребностинаций.
 Лучшей формойгосударства Кант считает республику (как правовой союз) с разделением властей,так как здесь сочетаются закон, свобода и принуждение. В анархии есть свобода,но нет закона и принуждения. В монархии есть закон и принуждение, но нетсвободы. Однако формам государства Кант не придает особого значения. Главное,считает он, – это методы властвования, т.е.политический режим, а не форма правления. Говоря о политическом режиме, Кантуделяет внимание соотношению исполнительной и законодательной власти. Если ониобъединены в одном лице, то тогда наступит деспотия. Наилучшей формойгосударства (как формы правления) он считает конституционную монархию, т.е.монархию, опирающуюся на конституцию.
«Государственные формы, – отмечает Кант, – этовсего лишь буква (littera)первоначального законодательства в гражданском состоянии, и они могутсуществовать до тех пор, пока они как принадлежность механизма государственногостроя считаются по старой и длительной привычке (следовательно, лишь субъективно)необходимыми. Но дух первоначального договора (anima pacti originarii) налагает на устрояющую властьобязательство делать способ правления соответствующим идеепервоначального договора и, если этого нельзя добиться сразу, постепенно ипоследовательно так изменять это правление, чтобы оно по своему действиюсогласовалось с единственно правомерным строем». 1
Таким образом, И. Кант в систематизированной формеобосновал политическую доктрину либерализма. Он считал либерализм учением,единственно соответствующим разуму, и подвел под него философско-этическуюоснову.

 
Заключение
В учении И. Канта огосударстве и праве ярко отражается преломление идей Великой французскойреволюции. Показательны взгляды Канта на всемирную историю, которая тесносвязана с его учением о государстве и праве.
Учение Канта о правестало основой для нормативизма, оно исходит из представления, что нормы праваабсолютно независимы от законов развития общественной жизни и принципиальноотличаются от них по своему характеру, так как представляют собой требованиядолжного, в то время как законы природы и общественной жизни выражаютнеобоснованность, в которой воля человека бессильна.
С учением Канта тесносвязана теория правового государства, так как Кант считал, что цели государстваявляются обеспечением торжества права. Государство должно подчинятьсятребованиям конституции.
Характерным для ученияКанта о праве является противопоставление легального и морального. Естественноеправо у Канта разделяется на частное и публичное. Частное — совокупностьправовых отношений в так называемом естественном состоянии, где люди относятсядруг к другу только как индивиды. Публичное — правовые отношения, существующиев государстве между гражданами.
Кант определяетгосударство как соединение большего (меньшего) числа лиц под действием права.Таким образом, Кант изображает государство как правовую организацию. Целигосударства, по Канту, — не счастье граждан, а торжество идеи права.
В основу классификацииформ правления Кант положил два признака: число законодательных лиц; наличие(отсутствие) разделения власти. По первому признаку формы правления делятся наавтократические, аристократические, демократические. По второму признаку:республиканские, деспотические. Автократия — одна из лучших форм. Демократия — худшая, так как наиболее сложная форма правления.
Кант много работал надтемой «народ и власть».
Народ не имеет правсопротивляться высшей законодательной власти. Государственная власть не можетиметь частную собственность, так как иначе она могла бы забрать всюсобственность и уничтожить ее.
Кант утверждает, чтоправомерны только оборонительные войны, так как народы в них отстаивают своюнезависимость. Он отрицает, что во время войны все дозволено и считаетнеобходимым запретить коварные средства: шпионаж, тайные убийства. Война неможет быть сама по себе целью, но может быть только средством длявосстановления мира народов.
Цель человечества — стремление к миру.
Кант предлагал организоватьфедерацию государств, в которых государственный строй каждого государствадолжен быть таким, в котором осуществлено разделение власти.
Либеральные традициикантовского учения о правах и свободах человека и гражданина, идеи Канта оправовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную рольв философии права и в практике государственно-правовой организации общества. Вконституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовойгосударственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав исвобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государства.Особое значение имеют эти ценности для государства (тем более и для России),выбравшего демократический правовой путь развития.

Список источников илитературы
 
Источники
1. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критикапрактического разума. СПб., 1995.
2. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4 (1).М., 1965.
 
Литература
3. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. — М.:Высшая школа, 2005.
4. Гулыга А. В. Немецкая классическаяфилософия. — М.: Рольф, 2001.
5. История правовых и политических учений / Под ред. О.Э. Лейста. — М.: Зерцало, 2006.
 6. Кузнецов В. Н.Немецкаяклассическая философия. — М.: Высшая школа, 2001.
7. Нерсесянц В. С. История правовых и политическихучений. — М., 2007.
8. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве игосударстве. — СПб: Алетейя, 2000.
9. Мамут Л.С. Политические и правовые учения в Германии вконце XVIII – начале XIX в.- М.,1995.
10. Суслова Л. А. Философия И. Канта.- М. Высшая школа, 1988.
11. Четвернин В. Современные концепции естественного права. М.:Наука, 1998.
12. Шульц И. Разъясняющее изложение«Критики практического разума». — М: Книжный дом«ЛИБРОКОМ», 2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Калибровка инструмента непрерывного стана
Реферат Как жить
Реферат Образование районов на территории Башкирии в 30-е гг ХХ века
Реферат Строение и функции паращитовидных желез
Реферат Сценарий разгрома и устранения советского союза с мировой арены
Реферат Конституційні права і свободи людини і громадянина
Реферат Анализ результатов хозяйственной деятельности ООО Домовой 20
Реферат Аллергия, ее патофизиологические аспекты
Реферат Профессиональные требования к социальному работнику. Личностные черты социального работника
Реферат Русско-венгерские отношения второй трети ХI в.
Реферат Человек, общество, история
Реферат Проектирование станции технического обслуживания и текущего ремонта одномарочных авто
Реферат Рюрик Великий
Реферат Разработка методов анализа деформаций подземных сооружений
Реферат План Гоэлро. Мифы и реальность