Реферат по предмету "Философия"


Учение о морали и нравственности

Учение о морали и нравственности
Мора́ль(лат.  moralis — касающийся нравов) — один изосновных способов нормативной регуляции действий человека.  [1]  Моральохватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы,цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостьюи бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормойи ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д.
Нравственность- есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, какследует из определения, нравственность основана на свободной воле, постолькунравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, котораяявляется внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом,нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.Мораль и нравственность
В русскомязыке понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, какправило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество,церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована навнутренний мир человека и его собственные убеждения.
Нравственностьв широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественныхотношений.
Нравственностьв узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношениюдруг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структурусознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд,быт и отношение к окружающей среде.
О морали и нравственности
Мораль принадлежит к числу основных типов нормативнойрегуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в тоже время существенно отличается от них….
Мораль достигает высшего развития в социалистическом икоммунистическом обществе, где она становится единой в рамках этого общества ивпоследствии всецело общечеловеческой нравственностью.
Моральныенормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовыхпривычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивидеубеждений и побуждений.
Выполнениетребований Морали может контролироваться всемилюдьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в морали не связан с какими-либо официальнымиполномочиями, реальной властью и общественным положением, но являетсяавторитетом духовным, т.е. обусловленным его моральными же качествами (силапримера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в томили ином случае. Вообще в морали нет характерногодля институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.
Мораль отражает целостную систему воззрений насоциальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности («назначения»,«смысла», «цели») общества, истории, человека и его бытия.
Мораль, с точки зрения её общих принципов, идеалов,критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическомотношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение ввоззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп).Вообще же, в Морали, в отличие от обычая, должноеи фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью…
Вдоклассовом и раннеклассовом обществе впервые осознаётся неполное соответствиеи даже противоположность требований морали общепринятой практике обычногоповедения. Наступившая эпоха социального неравенства, частнособственническихинтересов и конкуренции индивидов, классового угнетения и неравноправногоположения трудящихся способствует формированию в широких массах сознаниянесправедливости существующих порядков, деградации нравов по сравнению с прошлым,"… которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнениюс высоким нравственным уровнем, старого родового общества".
Длякоммунистической нравственности характерны последовательное осуществлениепринципа равенства и сотрудничества между людьми и народами, коллективизм,уважение к человеку во всех сферах его общественных и личных проявлений наоснове того принципа, что "… свободное развитие каждого являетсяусловием свободного развития всех". Поскольку коммунистической мораличуждо рассмотрение общества и индивидуальной жизни как внешних средств одногопо отношению к другому, а то и другое выступают в нерасторжимом единстве,постольку для неё неприемлемы характерные для буржуазной морали жертвы однимнравственным принципом ради другого (например, жертва честностью ради выгоды,достижение целей одних ценой ущемления интересов других, компромиссы политики исовести). Она является высшей формой гуманизма.
Мораль инравственность человека и общества, правила взаимоотношений будут меняться всоответствии с Единым законом, противоречия на каждом этапе эволюции междузаконами и нормами морали просто не будет, т.к они будут разрешаться самыместественным образом.
Всовременных условиях наблюдается особый интерес к этике — этой старейшей ивместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно.Развитие России в направлении к демократическому правовому государству,регулирование всех ее социальных структур, в том числе и военной организацииневозможно без утверждения нравственности.
Научныезнания о морали, законах ее возникновения и развития необходимы каждому офицерудля того, чтобы квалифицированно проводить обучение и воспитание личногосостава, укреплять воинскую дисциплину и морально-психологическую готовностьвоеннослужащих к выполнению своего конституционного долга по обеспечениюнациональной безопасности страны.
Слово «мораль»означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтомубольшинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью инравственностью и считает эти слова синонимами. Следует сказать, что и слово «этика»первоначально означало то же, что и «мораль», и «нравственность».До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д.,имея в виду главным образом моральные нормы и нравственные отношения, которыесложились в той или иной сфере общественной жизни. И все же слово «этика»в настоящее время чаще используется для обозначения науки о морали. Именно втаком смысле мы и будем употреблять эту категорию.
Этикавыясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природуи внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитиенравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Какфилософская наука этика возникает на том этапе развития человеческого общества,когда происходит отдаление духовно-практической деятельности и материально-практической.Вначале она означала жизненную мудрость, практические знания относительно того,как надо себя вести. Древнейшей этической нормой поведения человека является «золотоеправило» нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит:"(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы онипоступали по отношению к тебе. «Золотое правило» уже встречается вранних письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, вдревнеиндийском Махабрате, в Библии, в «Одиссее» Гомера и др.) ипрочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в видепословицы «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Тотсодержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существеннозависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или иных философскихсистемах. Например, Гераклит учил, что все совершается по логосу. Отсюда,естественно, было и предположение о том, что поведение человека тогдаоказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется сзаконом, естественной необходимостью.
В дальнейшемпроисходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека.Обращается внимание на то, что наряду с естественной необходимостью поведениемчеловека управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляетиную, вторую, не — вещную природу. Сама эта «вторая природа»предстает как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека.Она рукотворна и создана самим человеком. А это означает, что нравственностиможно научиться. Индивид, чтобы стать моральным, должен руководствоватьсясобственными убеждениями, а не полагаться на кого-то (судьбу, оракулов,учителей и т.д.). Нравственность это то, что относится ко «второй природе»,к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризуетчеловека как общественное, а не природное существо.
Моральнымикачествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зренияспособности жить в обществе. Они формируются в практическом общении исовместной деятельности людей. К таким качествам Аристотель относил мужество,умеренность, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, правдивость,дружелюбие, любезность, а также справедливость и дружбу. Вырабатывая в себе этикачества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все, чтослужит укреплению общества и государства.
С переходомот полисной организации общественной жизни к крупнымгосударственно-политическим образованиям типа империи А. Македонского возникаютновые представления о нравственности и добродетели. Неустойчивость жизненныхусловий, неуверенность в завтрашнем дне, зависимость судьбы индивидов, ихжизненного успеха и счастья не только от личных добродетелей, но ималопредсказуемых жизненных обстоятельств вызвали представления онравственности как субъективном состоянии. Многие философы стали утверждать,что нравственность есть некая внутренняя установка, которая не зависит отповедения людей и противостоит им. Широкое распространение получили представленияо нравственности, развиваемые стоицизмом, эпикуризмом и скептицизмом. Стоики,например, понимали под моральностью внутренний покой, достигаемый в результатеравнодушно-стойкого отношения к миру. Эпикуризм считал что счастье человекасоставляют чувственные и духовные удовольствия, спокойствие и невозмутимость. Скептицизмдоказывал необходимость принципиального воздержания от определенных суждений,поскольку нормальным психологическим состоянием человека является неуверенностьи сомнение.Структура морали
Мораль (отлатинского moralis — нравственный; mores — нравы) являетсяодним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формойобщественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определенийморали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.
Мораль — этоодин из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляетсобой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми всоответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле,справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требованийморали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением,внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностьюморали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всехсферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные идругие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые имежгосударственные отношения.
Моральныепринципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основыкультуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе историческогоразвития общества.
Ответственностьв морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков),выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутреннепринять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки иповедение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам,принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.д.
Моральзависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, ноопределяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другимиформами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованиюдеятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовуюдеятельность, подчиненную определенным социальным законам.
Исследуявопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную,познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную,коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенныйинтерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная ивоспитательная.
Регулятивнаяфункция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректируетпрактическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей,общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношенияосуществляется через индивидуальное поведение.
Воспитательнаяфункция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческойличности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель исмысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьмии обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Этуфункцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние нарегулятивную и другие функции морали.
Моральрассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественныхотношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующиедеятельность человека — нравственную деятельность.
Нравственноесознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную,субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенныеповедение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценкуразным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения,образа жизни и т.д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Этаоценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии инеприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание — форма общественногосознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнемважное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами(совесть, гордость, стыд, раскаяние и т.п.).
Моральнельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.
Выступаяпротив отождествления нравственности и нравственного сознания, М.С. Строговичписал: «Нравственное сознание — это взгляды, убеждения, идеи о добре изле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность — это действующие вобществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, ихвзаимоотношения».
Моральныеотношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющейнравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальнойсвязи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению к кому икакие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям,объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т.д.), но во всехслучаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений какк обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человеквыступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку оннесет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношениюк обществу, социальной группе и т.д., но одновременно он и объект моральныхобязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботитьсяо нем и т.д.
Нравственнаядеятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственнойдеятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаютсяоценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичныйэлемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в немвоплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив,намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
Совокупностьпоступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им вотносительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях,принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективныйпоказатель его моральных качеств, нравственного облика.
Нравственнаядеятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные.Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, ихспецифически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувстводолга, достичь определенного идеала и т.д.
В структуреморали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себяморальные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии идр.
Моральныенормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, егоотношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечиваетсясилой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данномобществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости,добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральныенормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определеннойситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Ониотличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивныефункции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способурегулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизниобщества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемойвсеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должномповедении при определенных условиях.
В отличие отпростых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях(празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычкак определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняютсявследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование впредставлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и вконкретной жизненной ситуации.
В основуформулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правилповедения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т.д.,действующие в обществе.
Выполнениенравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения,сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном илибезнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.
Моральнаянорма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечетза собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осужденииповедения человека, в направленном духовном воздействии. Они означаютнравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный какконкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляетнравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.
Нарушениеморальных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода(дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например,если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком всоответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последуетсоответствующая реакция.
Моральныенормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевызаконы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будьчестен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т.д.).
Моральныепринципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общемвиде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или иномобществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственнойсущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общеенаправление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных нормповедения. В этом отношении они служат критериями нравственности.
Еслиморальная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершатьчеловек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип даетчеловеку общее направление деятельности.
К числуморальных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему;милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовностипомочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремлениесодействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставленияиндивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственныхинтересов интересам всех других.
Кромепринципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают такназываемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральныхтребований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм,фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяютсодержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определеннуюнравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственныетребования.
Нравственныеидеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людямнравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершеннойличности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокиеморальные качества.
Нравственныйидеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. ЕслиАристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестьюсчитает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практическойдеятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовалнравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественногочеловека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда,однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеалпо-своему определяют различные религиозные учения, политические течения,философы. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цельсамовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием,определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.
Можноговорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенногообщества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.
Средимножества определений морали следует выделить то, которое имеет непосредственноеотношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадлежит мирукультуры, входит в природу человека (изменчивую, самосозидаемую) и являетсяобщественным (неприродным) отношением между индивидами. Итак, этика есть наукао морали (нравственности). Но поскольку мораль социально-историческиобусловлена, то следует говорить об исторических изменениях предмета этики. Самаэтика зарождалась в процессе перехода от первобытного общества к раннимцивилизациям. Следовательно, этические знания являлись не продуктомчеловеческой цивилизации, а порождением еще более древних, первобытнообщинныхотношений. В данном случае имеется в виду, скорее, нормативная этика, а неэтика как философская наука. В рассматриваемый период мораль стала обособлятьсяв качестве особой, относительно самостоятельной формы общественного сознания. Индивидуальноеморальное сознание выражало рефлексию моральных норм, противостоящих реальнымнравам древнегреческого общества. Можно привести некоторые из этих норм,приписываемые семи мудрецам: «Почитай старших» (Хилон), «Спешиугодить родителям» (Фалес), «Предпочитай старые законы, но свежую еду»(Периандр.), «Мера — это лучшее» (Клеобул), «Своеволие следуеттушить скорее, чем пожар» (Гераклит) и т.д. Этика зарождается по мере того,как конкретно-историческим ценностным установкам (применительно к той или инойисторической эпохе) придается абстрактная, всеобщая форма, которая выражаетпотребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.
Мораль — этоличное, глубокое, интимное измерение, неприкосновенное для общества, контролькоторого не может быть тотальным. И все программы воспитания нового человека сновой моралью, сформированной по заказу общества, имеют тоталитарный характер. Можноговорить о том, что произошел перехват морализаторства как традицииконсервативных правых сил социальными силами левой оппозиции. Однако, моральнельзя полностью формализовать, социализировать, она имеет не внешний, авнутренний источник — голос сердца. Социальным же институтом являетсянравственность, а не мораль. Ценностный статус морали, очевидно, никем неподвергается сомнению. Вместе с тем в ценностном сознании принято выделятьцелый ряд и других «форм», или видов, кроме морали, например,политическое сознание, правовое, эстетическое, религиозное… Да и без подобныхклассификаций непосредственно очевидно, что люди «ценят» много самыхразных вещей и отличаются друг от друга своими «предпочтениями». Всеэти разнообразные ценностные ориентиры — исключая мораль (и, в определенноймере, эстетические ценности) — легко идентифицируются и описываются в терминахобыденной психологии: я хочу или люблю то-то, имею склонность, испытываю добрыечувства или, напротив, питаю отвращение к тому-то… Конечно, объяснение этихсклонностей или предпочтений (их истоков, способов формирования и пр) моглобыть и фактически было разным, но описывались они по одной схеме, все ониукладывались в идентичные формы субъективно-психологических категорий,отличаясь друг от друга главным образом предметом ценностного отношения.
В этойсистеме представлений специфика морали, проявляющаяся вовне в особого родапоступках — бескорыстных, самоотверженных и т.п., — не могла быть адекватносхвачена и описана. Истолкование внутренних механизмов подобных поступков черезпривычные психологические понятия лишало эти поступки их специфики, посколькуих побудительные силы сводились к иным, внеморальным побуждениям: либо кличному интересу, эгоистическому расчету и т.п. (в результате чего «бескорыстие»вообще представало как видимость или обман), либо же к любви, симпатии и пр. (вэтом случае собственно моральный статус «бескорыстия» также весьмасомнителен). С другой стороны, признание подлинной специфичности движущих силморальных поступков при невозможности описать их в категориях психологии ведетк депсихологизации внутренних механизмов морали, к замене их императивами «чистогоразума» (Кант), понятием добра (Дж. Мур), осознанием «необходимости»тех или иных поступков и пр. Кроме того, кажущаяся необычность — с точки зрениятрадиционных психологических представлений — моральной мотивации, побуждающейчеловека действовать против собственных интересов, явилась, пожалуй, главнымисточником идеи о существовании в человеческой душе особого внепсихическогофеномена — «свободной воли», без которой подобные поступкипредставляются невозможными. Антипсихологический рационализм интерпретировалмораль как «научную теорию» (Локк, Лейбниц и др.), как «метафизикунравственности» (Кант). При таком подходе некоторые психологическиеособенности морали в ее реальном функционировании (например, «категоричность»морального требования) приобретали логический либо спекулятивно-метафизическийсмысл. Это не значит, что психология морали вообще упразднялась, просто онарассматривалась как низший, «эмпирический» уровень «моральногознания», а не как подлинный способ бытия морали.
Депсихологизацияморали (в указанном понимании) ведет, таким образом, к тому, что интуитивносхватываемая современным культурным сознанием специфика моральных механизмов ненаходит общезначимого понятийного воплощения, она представлена большей частью втрактовке той или иной «партикулярной» метафизической концепции. Намой взгляд, для выявления искомой общезначимости нет другого пути, кромеобращения к психологической интуиции «обычного» человека — носителяморали, экспликации этого интуитивного представления в понятиях психологии. Труднеевсего поддается такой экспликации специфическое моральное чувство, описываемоеобычно в недостаточно специфичных понятиях «долга» и «одобрения».Впрочем, с подобными трудностями мы сталкиваемся при попытке описать любоечеловеческое переживание. Популярный пример, приводимый в современных трудах пофилософии сознания для иллюстрации этой проблемы, — невозможность датьадекватное понятийное описание «боли»: можно описать и объяснитьфизиологические механизмы этого переживания, но действительно понять, что такое«боль», может только тот, кто ее испытывал. Моральное чувство, кромепрямой ссылки на знакомое каждому моральному субъекту переживание, может бытьохарактеризовано также косвенно — указанием на его «несхожесть» сдругими психическими интенциями (хотение, желание, симпатию и пр.), т.е. несводимостьк этим интенциям; на его своеобразную «объективность» — в том смысле,что человек воспринимает его как нечто не совсем «свое», какисходящее от «внешнего» источника.
Другойкомпонент морали — это специфическая предметная направленность моральногочувства, то есть содержание моральных требований и идеалов, описываемое уже внепсихологического контекста. Большинство попыток определить мораль связаноименно с выяснением особого содержания моральных ценностей, без учетапсихического механизма морали. Однако игнорирование моральной интенции непозволяет дать достаточно полное и верное (соответствующее общезначимойинтуиции) определение, поскольку содержание моральных предписаний, как показалКант, может частично или полностью совпадать с тем, что диктуется симпатией илисклонностью. Тем не менее хотя это содержание и не является совершенноуникальным, оно все же достаточно специфично и в сочетании с моральнойинтенцией вполне определяет сущность морального феномена.
Еслиотказаться от предположения, будто существует некая внечеловеческая «абсолютнаямораль», которая обеспечивает всеобщее единство моральных требований, тоостается признать, что единственный способ выяснения общезначимого содержанияморали — это анализ и обобщение реально существующих, сложившихся в «эмпирическом»сознании норм и оценок, которым обыденная интуиция придает статус «моральных».Вследствие огромного разнообразия конкретных моральных установлений ихобщезначимое предметное содержание может быть выражено только крайнеабстрактной формулой.
Очевидно,объектом собственно моральной оценки всегда являются межчеловеческие отношения,точнее, те ситуации, в которых интересы людей (внутри того или иного сообщества)оказываются взаимосвязанными. Реально применяемые критерии морально доброго илидолжного относятся только к таким ситуациям. Поэтому те определения, в которыхкритерий морально ценного увязывается с тем или иным отношением субъекта к «высшимценностям», «историческому прогрессу» или Богу, не соответствуетфактически принятому понятию морали (если только за этими псевдонимами неподразумеваются в конечном счете другие люди с их реальными «земными»интересами).
Предметноесодержание морали в его предельно обобщенном выражении составляет то, чтопринято именовать «справедливостью» — в ее распределительном(разумеется, не только грубо-экономическом) варианте. «Справедливым»в этом смысле является определенный «баланс» взаимозависимыхинтересов внутри того или иного человеческого сообщества. Моральная интенциянаправлена на установление (или восстановление)«справедливого»баланса, устранение «несправедливости». Сам критерий справедливости,разумеется, широко варьируется в социальном времени и пространстве. Но в своейисторической тенденции этот критерий приближается к требованию, чтобы при «расчете»такого баланса в любой конкретной ситуации моральный субъект рассматривал себяи других вовлеченных в эту ситуацию участников как существа, равноправные всвоих жизненных притязаниях. Мне представляется, что из всех выработанных вморальной философии лапидарных формул, имеющих целью схватить сутьэмпирически-всеобщего содержания морали, более всего приблизился к этой целиутилитаристский принцип «максимизации счастья» (взятый отдельно отего проповеднического и метафизически-натуралистического контекстов и отнаивных попыток дать точный количественный расчет относительного «веса»разных видов счастья или блага).
Список литературы
1. В. Кемеров Философская энциклопедия.
2. Энциклопедия социологии — Мораль.
3. Дарио Салас Соммер — Научная идея о физических основах морали физикаМорали).
4. А.А. Гусейнов — Мораль и цивилизация.
5. Нравственность, мораль, этика: Слова и термины.
6. Мораль и рациональность — ИФРАН, 2005.
7. Роберт Райт — Моральное животное.
8. Абдусалам Гусейнов — Мораль как сфера свободного выбора.
9. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. — Минск, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.