ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Контрольная работа
По дисциплине: Философия
УчениеАвгустина Аврелия
о ГрадеНебесном
Выполнила:
Студентка гр. ФК — 33
Муравская Н.О.
Проверил:
______________________
Белово 2004
Содержание
Введение 3
1. Личность и судьба 4
2. Августин какполемист 6
3. УчениеАвгустина о Божьем Граде и Земном Граде 7
4. Трактат«О Граде Божием» 10
Заключение 14
Список литературы 16
Введение
Об Аврелии Августине следует говорить особо,прежде всего потому, что значение его творений для последующего культурногоразвития Запада по своему масштабу несопоставимо с иными творениями патристики.В западной части бывшей Римской империи не очень хорошо знали произведениявосточных Отцов церкви. Знакомство затруднялось языковыми трудностями: знатоковгреческого языка среди деятелей западной церкви было не так много. На этом фонеАвгустин, писавший по-латыни, оказывался, конечно, более доступен и понятен,поскольку латынь была (и остается до сих пор) официальным языкомримско-католической церкви. Эти факты нисколько не умаляют глубины и содержательноститрудов Августина, которые представляют познавательный интерес для современногоизучения философии уже по этой причине. Кроме того, без знакомства с трудамиАвгустина невозможно понять смысл последующей философской эпохи на Западе —эпохи схоластики.
Августин написал много книг на латинском языке.Упомянем только четыре из наиболее известных: «Град божий», «Градчеловеческий», «Исповедь».
В произведении «О Граде Божием» Августинразрабатывает собственное видение истории и учение о «Двух градах» («Царствах»)– Граде Земном и Граде Божием.
Цель данной работы рассмотреть учение АврелияАвгустина «О Граде Небесном». Исходя из данной цели в работе поставленыследующие задачи:
— изучить личность и судьбу АвгустинаАврелия;
— рассмотреть учениеАвгустина о Божьем Граде и Земном Граде;
— изучить структуру и основные положения трактата«О Граде Божием».
1. Личность и судьба
Самая влиятельная фигура в истории Запада,Августин родился в Тагасте, небольшом городке в североафриканской римскойпровинции Нумидия 13 ноября 354 года. Его мать Моника, набожная и непреклоннаяхристианка, всеми силами пыталась воспитать его в католической вере, но отецПатриций, еще не обращенный в христианство, ставил перед мальчиком совершенноиные задачи. Оба родителя надеялись на блестящее будущее сына. После обученияв школах Тагасты и соседнего Мадавра они наскребли денег и отправили его вКарфаген, где он нашел нетолько ученость, но и любовь, вступив в длительнуюсвязь с женщиной, которая родила ему сына, названного Адеодатом.
Девятнадцати лет Августин пережил свое первое«обращение», прочитав цицероновского «Гортензия», дошедшего до нас только вофрагментах. «Эта книга преобразила мои желания, — писал он в «Исповеди». — Яначал подниматься и возвращаться к Тебе». Отягощенный сознанием вины, не находяоблегчения в учениях Церкви, Августин примкнул к манихейской секте.
Манихейство учило о дуализме мирового добра и злаи утверждало, что человеческие создания обладают двумя душами, одна из которыхдобрая и светлая, а другая — злая и темная. Действия каждого человека являютсярезультатом конфликта этих двух душ. Августин принял это учение — оно объяснялоприсутствие зла в этом мире[1].
Манихейство помогло на время успокоить егосовесть, отягощенную распутством, и научило его обходиться без ВетхогоЗавета. Но смерть близкого друга, который убедил Августина примкнуть к секте,вызвала глубокий личный кризис и показала ему всю поверхностность манихейскойтеологии. Девять лет спустя он порывает с манихеями и обращается кнеоплатонизму.
Неоплатонизм предоставил Августину болееудовлетворительное решение проблемы зла. Если манихейство считало зломматериальный мир, неоплатонизм отрицал само существование зла. Существует толькоблаго; следовательно, зло — это всего лишь отсутствие или искажение блага.Отныне Августин знал: он сделал то, что сделал, ибо желал этого, а не потому,что так ему было предначертано. Но в то же время он сознавал, что не можетокончательно отступить от ненавидимого им зла без помощи божественной благодати.Обращение видного неоплатоника Мария Викторина позволило ему понять, что можнобыть одновременно христианином и философом.
Окончательный шаг на пути к обращению был сделанАвгустином в июле 386 года в Кассициаке, где вокруг него собрались друзья, последовавшиеза ним из Карфагена, Рима и Милана. Понтициан рассказал об обращении двухзнатных римских юношей, которые уверовали, услышав об обращении Антония,узнавшего об ответе Иисуса на вопрос богатого юноши. Этот рассказ, пособственному описанию Августина, вывел его из «оцепенения» и позволил емувзглянуть на «собственную скверну и безобразие». Отчаявшись, он скрылся вдальней части сада и погрузился в уныние. Некоторое время спустя детскийголосок пропел: «Возьми, читай». Брошенная на землю книга открылась на Посланиик Римлянам 13:14, которое призвало его «облечься в Господа нашего ИисусаХриста и попечение о плоти не превращать в похоти». 24 апреля 387 года онпринял крещение от Амвросия, епископа Медиоланского.
Тридцати двух лет Августин возвращается вСеверную Африку. Слава его распространяется стремительно. В Тагасте он безпромедлений организует вокруг себя монашескую общину. В 391 году он посещаетГиппон Царский, и епископ Валерий рукополагает его в священники. Четыре годаспустя он назначает Августина своим заместителем. С этих пор Августин несет епископскоеслужение в Гиппоне до самой своей смерти 28 августа 430 года, когда началасьосада города царем вандалов Гензерихом[2].
2. Августин как полемист
Будучи епископом относительно небольшой епархии,Августин становится признанным вождем католической церкви в Северной Африке.Он писал скорее как полемист, чем как систематический теолог, отвечая поочередносвоим бывшим товарищам-манихеям, затем донатистам и пелагианам и, наконец,после взятия Рима готами в 410 году, язычникам.
Спор Августина с манихеями (389—405)фокусировался на отношении веры и знания, происхождении и природе зла, свободеволи и откровении через Писание. Самым впечатляющим ответом стала «Исповедь»,написанная между 397 и 400 годами.
Его возражения донатистам (405— 412) должны былиответить на два поднятых оппонентами вопроса: (1) Уничтожает ли винасвященнослужителей действенность совершаемых ими таинств? (2) Оскверняет ли всюЦерковь терпимость, проявляемая по отношению к таким священнослужителямцерквами Северной Африки? Возражая на первое обвинение, он проводит различиемежду действенностью и результативностью. Только Христос, доказывает Августин,определяет, является ли акт священнодействия действенным; вера приобщаемого ктаинству определяет, будет ли он результативен для спасения; особасвященнослужителя вообще не оказывает действия на таинство. Отвечая по второмупункту, он заявляет, что выдача Писания некоторыми священниками в СевернойАфрике не могла лишить действенной силы Церковь в других местах. Церковьпредставляет собой corpuspermixtum(«смешанное тело»), чьясвятость зависит от Христа, а не от личных достоинств ее членов.
Ответ Августина пелагианам опирается на понятиеблагодати, знакомое ему по личному опыту. Британский монах Пелагий ухватилсяза подчеркиваемое Августином в анти-манихейских трактатах значение свободы волии решил, что выдвижение на передний план естественной благодати верно передаетвзгляды Августина. Августин, однако, делал акцент на сверхъестественной благодати.
В 418 году Августин выступает с критикойарианства, доставлявшего все большее беспокойство ввиду натискасеверных варваров, большинство которых были арианами[3].
3. Учение Августина оБожьем Граде и Земном Граде
Жизнь Августина пришлась на период послепризнания христианства доминирующей религией и раздела Римской империи, напериод, непосредственно предшествовавший вторжению германских племен, котороеразрушило Западную римскую империю. Время упадка этой мировой империи сопровождалосьвозникновением различных церковных организаций. Именно они в конечном счетевыполнили задачу сохранения культурного наследия в греко- и латиноязычном мире.Кроме того, в условиях ослабления императорской власти Церковь взяла на себячасть политической ответственности (вместе с Византией и государствами,образовавшимися в результате переселения народов). Таким образом христианскиетеологи стали также политическими идеологами.
Августин оказался одним из первых великихтеологов, которые связали Античность и христианское время. Он синтезировалхристианство и неоплатонизм.
Поэтому у Августина мы находим уже упоминавшиесяновые христианские представления: «человек в центре», линейное развитиеистории, персонифицированный Бог, создавший из ничего вселенную. Но уАвгустина эти представления выражены на языке античной философии[4].
С одной стороны, все центрировано вокругчеловека, поскольку Бог создал все для человека и поскольку спасения ищет человек,созданный по образу Бога и являющийся венцом творения. С другой стороны,опровергнувший скептиков Августин утверждает, что наиболее достовернымзнанием мы обладаем о внутреннем мире человека. Интроспекция даетболее определенное познание, чем чувственный опыт. Внутренний мир человекаобладает эпистемологическим приоритетом. Довод в пользу этого утверждения состоитв том, что субъект и объект «совпадают» благодаря интроспекции, тогда какчувственный опыт всегда неопределен из-за различия субъекта и объекта.
Для Августина внутренний мир является скорееполем битвы различных чувств и побуждений воли, чем областью холодной деятельностирассудка. Внутреннее является сферой иррациональных импульсов, греха, вины истрастного желания к спасению. Но в отличие от стоиков Августин не верит, чтомы сами в состоянии управлять своей внутренней жизнью. Мы нуждаемся в милостии «сверхчеловеческой» помощи. Августин действительно полагает, что мы обладаемсвободой воли, но одновременно подчеркивает, что мы полностью являемся частьюпредопределенного Богом плана спасения.
Августин в основном разделяет неоплатонистскоепонимание взаимоотношения души и тела. Иначе говоря, душа представляетбожественное в человеке. Тело является источником греховного. Человек должен,по возможности, стать свободными от тела и сконцентрироваться на духе, насвоем внутреннем мире, чтобы приблизиться к духовному источнику существованиявселенной — Богу. Но как христианин Августин к сказанному добавляет и идеюпервородного греха. Душа непосредственно подвержена влиянию греха.
Августин считает, что внутри каждого человекаразвертывается борьба Бога и Дьявола. Он обнаруживает ее и на историческомуровне в виде противостояния Божьего града (civitasDei) и Града земного (civitasterrena). Подобно тому, как каждаяиндивидуальная жизнь является полем битвы спасения и греха, так и история— полем сражения благого и греховного «царства».
Учение Августина о Божьем Граде и Земном Градедовольно слабо развито, чтобы быть политической теорией, поскольку онрассуждает преимущественно как теолог, а не как политик. Он проявляетсравнительно мало интереса к тому, как могли бы быть актуализированыполитические идеи. Учитывая это, мы тем не менее можем сказать, чтоавгустиновские представления о борьбе между этими двумя «царствами» были,по-видимому, навеяны современной ему политической ситуацией. Христианствосчиталось причиной падения Римской империи, и Августин должен был защитить егоот подобных обвинений. Еще одна интерпретация состоит в том, что,вероятно, Августин думал, хотя и никогда не выражал явно, что Церковь вопределенном смысле представляет собой Божье «царство», тогда как Империя —«царство» земное[5].
Однако Августин не рассматривал земное царствокак случайное и не необходимое. Он считал, что из-за испорченной грехопадениемприроды человека сильное земное царство необходимо для обуздания зла. Поэтомуземное царство является необходимым злом, пока продолжается историческийконфликт добра и зла, то есть в промежуток времени между грехопадением и СуднымДнем.
Такая точка зрения на земное царство отличаетсяот аристотелевского (и томистского) понимания взаимосвязи человека и общества,согласно которому человек рассматривается как общественное по природе существо.Она отличается и от платоновского понимания государства как учителя нравственности,воспитывающего людей для совершенной жизни. Платон стремился к идеалу, тогдакак у Августина было достаточно проблем, связанных с обузданием зла.
С моральной точки зрения, для Фомы Аквинскогофункция политики состоит в создании условий для моральной жизни, конечнойцелью которой является спасение. У Августина различие между политикой и моралью(религией), между государем (политиком) и священником является менее четким.Политика также выполняет непосредственно моральную функцию. Она является авторитарнымсредством контроля над моральным злом. Упрощенно говоря, такова точка зренияАвгустина на государство и политику после грехопадения. До того какгрех пришел на землю, люди были равными, и Августин предполагает, что тогдаони были по своей природе общественными созданиями. Но грех сделал необходимыморганизованную государственную систему, использующую для наказания и защитыпринуждение и имеющую четкое распределение прав между правителями и подданными.Даже при отсутствии греха в обществе должен был царить определенный порядок итем самым определенная форма правления, но без использования принуждения. Вземном государстве, где существует зло, правители назначены Богом дляподдержания порядка и, следовательно, не получают свою власть от народа.Правители такого государства являются богоизбранными, и народ обязан подчинятьсяим, поскольку он обязан подчиняться воле Бога.
Однако каким образом злое (мирское) царство можетисправить зло в людях? Здесь ему помогает хорошее (церковное) царство. Церковькак организация необходима для спасения души путем ее морального, религиозноговоспитания, а также с помощью надзора за мирским царством и его действиями поискоренению зла.
Все эти представления стали решающими дляпоследующего времени. Церковь как организация необходима для спасения.Существующая империя — это христианское государство в том смысле,что всеее члены являются одновременно подданными и императора, и папы[6].
4. Трактат «О Граде Божием»
Трактат «О Граде Божием», создававшийся между 413и 426 годами, стал ответом Августина на обвинения, выдвигаемые против христианстваязычниками после разграбления Рима в 410 году, и самым значительным его вкладомв западную мысль. В первых десяти книгах он критически разбирает нападкиязычников, твердивших, что, подорвав почтение римлян к богам, доставившим Римувеличие, христианство несет ответственность за падение Рима. В книгах 11—22он строит величественный план осуществления божественного промысла в истории.
В 1—5 книгах Августин отвечает на два вопроса:(1) Ответственно ли христианство за падение Рима, а язычество за еговозвышение? (2) Если не римские боги, то какая духовная сила привела Рим квеличию? На первый вопрос он отвечает громовым нет. Христианство смягчило, ане ожесточило ярость готов. Более того, оно подало утешение, напоминая о том,что наше существование здесь скоротечно. Праведника, обратившегося ко Христу,ждет иной, Вечный Град. Что же касается, с другой стороны, нелепого язычества,то от него мало проку. Рим переживал войны и катастрофы задолго до того, как насцене появилось христианство. Чем же тогда объяснить возвышение Рима? Дело нев богах и не в почтении к ним римлян, но в провиденциальном замысле Бога. Богвоздвиг Империю, чтобы дать римлянам законы, литературу и цивилизацию. Такимобразом, своим величием Рим обязан не року, но всеведению и промыслу Божьему.
В книгах 6—10 Августин оспаривает притязания всехязыческих систем на истинность. Он перечисляет факты, взятые главным образом изВаррона, чтобы указать на нелепость политеизма, и цитирует Сократа и Платона вподдержку монотеизма. Не будучи изложением его философии, книги 8—10определенно отражают стремление Августина выразить неприятие неоплатонизма,тем более что последний инкорпорировал в свою систему народное язычество. Онпротивопоставляет христианский культ мучеников поклонению блуждающим духам,несмотря на их внешнее сходство. Платоники тщатся отыскать посредников междуБогом и человеком в своих демонах; христиане имеют истинного посредника влице Иисуса Христа. В таинстве Евхаристии они приносят истинную жертву Богу.
В книгах 11—14 Августин развивает своюисториософию в понятиях борьбы двух «градов» — двух типов человека и общества.Она начинается в доисторическую эпоху: уже тогда были «святые и верные ангелы,которые никогда не отпадали и никогда не отпадут от Бога», и «те, кто отвергвечный свет и обратился ко тьме». То, что случилось тогда, повторилось при творениии грехопадении человека. Сотворенное благим, человечество пало из-за своегонеповиновения и ныне подвержено не только телесной, но и душевной смерти. И вотсуществуют два града — град тех, кто живет по закону плоти, повинуясь иуподобляясь Дьяволу, и град тех, кто любит Бога и других людей. Первыйпогибнет, второй достигнет своей вечной отчизны. «Стало быть, мы видим, что дваобщества возникли из двух видов любви. Земное общество возникло из любвиэгоистической, дерзнувшей презирать самого Бога, тогда как община святых коренитсяв любви к Богу и готова пренебречь собою».
В следующих четырех книгах (15— 18) Августинобрисовывает земную историю двух градов: Каин и Авель, Сара и Агарь, Рем иРомул. Между Ноем и Авраамом свидетельства о Граде Божьем весьма скудны. Однакос Авраамом его история выходит на свет, и в ней можно различить обетования, вконце концов исполненные Христом. Ветхий Завет становится кладезем«символов». Параллельно истории Града Божьего развивается судьба земногограда, для которого характерна беспрестанная борьба, ибо человечество не храниловерность Абсолютному Бытию. С помощью Рима Бог решил «покорить весь мир, чтобысвести его в единое общество, в государство, где правит закон, и ниспослать емупрочный и обширный мир». Но какой ценой — ценой кровопролития и войн! Темвременем в трудные времена слезы учат Церковь надежде. Распространяясь подопекой духа и во исполнение пророчеств, до Второго Пришествия она пребываетстранствующим Градом Божьим[7].
В Девятнадцатой книге Августин доводитповествование до современности и выступает в поддержку христианской, а неплатонической этики. Христиане убеждены в том, что вечная жизнь — это высшееблаго и что добродетели реальны лишь для
верующего в Бога. Философы терпят неудачу из-затого, что они ищут временного, а не вечного. Христиане тоже жаждут покоя ипризнают, что, пока не преодолена их смертная природа, такой покой относителен,но они ищут его в послушании Богу и, веруя, уже обрели его. Философы такойверы лишены.
В заключительных трех книгах Августин заглядываетв будущее. Он не приемлет милленаризма. Тысячелетним царством называется либотысячелетие после пришествия Христа, либо весь оставшийся миру срок. Кактолько Церковь начала свое шествие из Иудеи по всему миру, Дьявол оказался связан.Два града — Град Бога и Град Дьявола достигнут пика своего развития ко днюпоследнего суда, которому посвящена 21 книга. В отличие от Оригена, Августин ненадеялся на искупление всех, тем более Дьявола. Даже верные католики должныостеречься: спасение зависит от праведной жизни, а не просто открещения, Евхаристии или подания милостыни. Ни еретики, ни раскольники, нидурные католики не избегнут наказания, не покаявшись. В 22-й книге Августинобрисовывает вечное блаженство Града Божьего, но отводит значительную ее частьучению о воскресении и чудесах. Он утверждает, что Церковь не оскудела чудесамии в его дни. Пусть языческие философы отрицают Воскресение, пишет Августин, онивсе равно согласны с христианами относительно воздаяний после смерти; болеетого, и Платон и Порфирий верили в то, что Бог может совершить и невозможное. ВВечном Граде христиане достигнут совершенной свободы, и их воли без остаткасольются с волей Бога в обетованном субботнем Покое[8].
Заключение
Наиболее ярким представителем патристики былепископ в Гиппоне (Северная Африка) Августин Блаженный (354—430 гг.), оказавшийсильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих болеепоздних представителей философского творчества.
Для Августина «истинная философия и истиннаярелигия — одно и то же». Философское обоснование христианства он пытался найтив философии Платона, отмечая, что идеи Платона — «это мысли творца перед актомтворения». Бог создал мир из ничего. Спасение человека прежде всего в принадлежностик христианской церкви, которая является представителем «града божьего» на Земле[9].Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности —«град земной», т.е. государственность, которая основана «на любви к себе,доведенной до абсолюта, презрения к богу», и «град божий» — духовную общность,которая основана на любви к богу, доведенной до презрения к себе»[10].Его основными работами являются: «Град божий», «Град человеческий», «Исповедь».
Значение Августина для последующего философскогои культурного развития велико. Оно обусловлено прежде всего тем, что он «создалцелостную и завершенную картину мироздания, картину до такой степени законченную,что на протяжении восьми с лишним веков латинский Запад не мог создатьчего-либо подобного. Влияние Августина на становление и развитие средневековоймысли было столь же универсально, как и его учение»[11].Не избежал такого влияния и Фома Аквинский, — по свидетельству многих исследователей,— «единственный мощный конкурент Августина на пространстве тысячелетия». Успехутрудов Августина содействовали не только глубина и универсальность учения, чтоне нуждается в доказательствах, но и ряд благоприятных обстоятельств. НаследиеАвгустина удалось сохранить вопреки многим чрезвычайным обстоятельствам,каковые не редкость в истории. Многие поколения ученых читали, изучали,переписывали его труды. Немаловажно и то, что, будучи церковным человеком имонахом (Августин был основателем и настоятелем монастыря), автор обращает своитруды к широкому кругу читателей, не ограничивая его монастырскими стенами.Этим произведения Августина отличаются от произведений восточных Отцов, многиеиз которых (особенно касающиеся духовной жизни личности) написаны в виденаставлений, адресованных монахам. Труды Августина оказались в выигрышномположении, поскольку не всем и не сразу стало ясно, что монашеское «умноеделание» имеет прямое отношение к духовной жизни любого человека. Между темсходство многих идей Августина с идеями восточной патристики вполне очевидно.
Список литературы
1. Августин Аврелий.Исповедь. – М., 1991.
2. Великие мыслителиЗапада / Под ред. Я. Мак-Грила. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. – 656 с.
3. Звиревич В.Т.Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие по курсу историифилософии. — М.: Академический Проект, 2002. – 348с.
4. История философии/Под ред. В.М. Мапельман, Е.М. Пенькова. – М.: ПРИОР, 1997. – 464 с.
5. История философиив кратком изложении / Пер. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1991. – 590 с.
6. Историяфилософии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности исредневековья) / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет»Ю.А. Шичалина, 2000. – 480 с.
7. Курбатов В.И.История философии. – Ростов: Феникс, 1997. – 448 с.
8. Мусский И.А. Стовеликих мыслителей. – М.: Вече, 2000. – 688 с.
9. Рассел Б. Историязападной философии и ее связи с политическими и социальными условиями отантичности до наших дней: В трех книгах. – М.: Академический Проект, 2000. –768 с.
10. Скирбекк Г.,Гилье Н. История философии. – М.: ВЛАДОС, 2000.– 800 с.
11. СтоляровА.А. Августин:Жизнь. Учение // Августин Аврелий. Исповедь. — М., 1991.
12. Философия:Учебное пособие / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.
13. Чанышев А.Н. Курслекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. – 512 с.
14. Шаповалов В.Ф.Основы философии. От классики к современности. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 576 с.