Реферат по предмету "Философия"


Учение А. Аврелия о Граде Небесном

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БЕЛОВСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
 
Контрольная работа
По дисциплине: Философия
 
УчениеАвгустина Аврелия
о ГрадеНебесном
Выполнила:
Студентка гр. ФК — 33
Муравская Н.О.
Проверил:
______________________
Белово  2004

Содержание
Введение                                                                                                  3
1. Личность и судьба                                                                                    4
2. Августин какполемист                                                                    6
3. УчениеАвгустина о Божьем Граде и Земном Граде                     7
4. Трактат«О Граде Божием»                                                            10
Заключение                                                                                             14
Список литературы                                                                                16

Введение
Об Аврелии Августине следует говорить особо,прежде всего потому, что значение его творений для последующего культурногоразвития Запада по своему масштабу несопоставимо с иными творениями патристики.В западной части бывшей Римской империи не очень хорошо знали произведениявосточных Отцов церкви. Знакомство затруднялось языковыми трудностями: знатоковгреческого языка среди деятелей западной церкви было не так много. На этом фонеАвгустин, писавший по-латыни, оказывался, конечно, более доступен и понятен,поскольку латынь была (и остается до сих пор) официальным языкомримско-католической церкви. Эти факты нисколько не умаляют глубины и со­держательноститрудов Августина, которые представляют познавательный интерес для современногоизучения философии уже по этой причине. Кроме того, без знакомства с трудамиАвгустина невозможно понять смысл последующей философской эпохи на Западе —эпохи схоластики.
Августин написал много книг на латинском языке.Упомянем только четыре из наиболее известных: «Град божий», «Градчеловеческий», «Исповедь».
В произведении «О Граде Божием» Августинразрабатывает собственное видение истории и учение о «Двух градах» («Царствах»)– Граде Земном и Граде Божием.
Цель данной работы рассмотреть учение АврелияАвгустина «О Граде Небесном». Исходя из данной цели в работе поставленыследующие задачи:
— изучить личность и судьбу АвгустинаАврелия;
— рассмотреть учениеАвгустина о Божьем Граде и Земном Граде;
— изучить структуру и основные положения трактата«О Граде Божием».

1. Личность и судьба
Самая влиятельная фигура в истории Запада,Августин родился в Тагасте, небольшом городке в североафриканской римскойпровинции Нумидия 13 ноября 354 года. Его мать Моника, набожная и не­преклоннаяхристианка, всеми си­лами пыталась воспитать его в ка­толической вере, но отецПатриций, еще не обращенный в христианство, ставил перед мальчиком совершенноиные задачи. Оба ро­дителя надеялись на блестящее бу­дущее сына. После обученияв шко­лах Тагасты и соседнего Мадавра они наскребли денег и отправили его вКарфаген, где он нашел нетолько ученость, но и любовь, вступив в длительнуюсвязь с женщиной, которая родила ему сына, названного Адеодатом.
Девятнадцати лет Августин пережил свое первое«обращение», прочитав цицероновского «Гортензия», дошедшего до нас только вофраг­ментах. «Эта книга преобразила мои желания, — писал он в «Исповеди». — Яначал подниматься и возвращаться к Тебе». Отягощенный сознанием вины, не находяоблегчения в учениях Церкви, Августин примкнул к манихейской секте.
Манихейство учило о дуализме мирового добра и злаи утверждало, что человеческие создания обладают двумя душами, одна из которыхдобрая и светлая, а другая — злая и темная. Действия каждого человека являютсярезультатом конфликта этих двух душ. Августин принял это учение — оно объяснялоприсутствие зла в этом мире[1].
Манихейство помогло на время успокоить егосовесть, отягощенную распутством, и научило его обходиться без ВетхогоЗавета. Но смерть близкого друга, который убедил Августина примкнуть к секте,вызвала глубокий личный кризис и показала ему всю поверхностность манихейскойтеологии. Девять лет спустя он порывает с манихеями и обращается кнеоплатонизму.
Неоплатонизм предоставил Августину болееудовлетворительное решение проблемы зла. Если манихейство считало зломматериальный мир, неоплатонизм отрицал само существование зла. Существует толькоблаго; следовательно, зло — это всего лишь отсутствие или искажение блага.Отныне Августин знал: он сделал то, что сделал, ибо желал этого, а не потому,что так ему было предначертано. Но в то же время он сознавал, что не можетокончательно отступить от ненавидимого им зла без помощи божественной благо­дати.Обращение видного неоплатоника Мария Викторина позволило ему понять, что можнобыть одно­временно христианином и филосо­фом.
Окончательный шаг на пути к обращению был сделанАвгустином в июле 386 года в Кассициаке, где вокруг него собрались друзья, последовавшиеза ним из Карфагена, Рима и Милана. Понтициан рассказал об обращении двухзнатных рим­ских юношей, которые уверовали, услышав об обращении Антония,узнавшего об ответе Иисуса на воп­рос богатого юноши. Этот рассказ, пособственному описанию Авгус­тина, вывел его из «оцепенения» и позволил емувзглянуть на «собствен­ную скверну и безобразие». Отчаяв­шись, он скрылся вдальней части сада и погрузился в уныние. Некоторое время спустя детскийголосок пропел: «Возьми, читай». Брошенная на землю книга открылась на Посланиик Римлянам 13:14, которое призвало его «облечься в Гос­пода нашего ИисусаХриста и попе­чение о плоти не превращать в похоти». 24 апреля 387 года онпринял крещение от Амвросия, епископа Медиоланского.
Тридцати двух лет Августин воз­вращается вСеверную Африку. Сла­ва его распространяется стремитель­но. В Тагасте он безпромедлений организует вокруг себя монашескую общину. В 391 году он посещаетГиппон Царский, и епископ Валерий рукополагает его в священники. Че­тыре годаспустя он назначает Авгу­стина своим заместителем. С этих пор Августин несет епископскоеслужение в Гиппоне до самой своей смерти 28 августа 430 года, когда началасьосада города царем вандалов Гензерихом[2].

2. Августин как полемист
Будучи епископом относительно небольшой епархии,Августин становится признанным вождем като­лической церкви в Северной Африке.Он писал скорее как полемист, чем как систематический теолог, отвечая поочередносвоим бывшим товарищам-манихеям, затем донатистам и пелагианам и, наконец,после взятия Рима готами в 410 году, язычникам.
Спор Августина с манихеями (389—405)фокусировался на отношении веры и знания, происхож­дении и природе зла, свободеволи и откровении через Писание. Самым впечатляющим ответом стала «Исповедь»,написанная между 397 и 400 годами.
Его возражения донатистам (405— 412) должны былиответить на два поднятых оппонентами вопроса: (1) Уничтожает ли винасвященнослужителей действенность совершаемых ими таинств? (2) Оскверняет ли всюЦерковь терпимость, проявляемая по отношению к таким священнослужителямцерквами Северной Африки? Возражая на первое обвинение, он проводит различиемежду действенностью и результативностью. Только Христос, доказывает Августин,определяет, является ли акт священнодействия действенным; вера приобщаемого ктаинству определяет, будет ли он результативен для спасения; особасвященнослужителя вообще не оказывает дей­ствия на таинство. Отвечая по второмупункту, он заявляет, что вы­дача Писания некоторыми священниками в СевернойАфрике не могла лишить действенной силы Церковь в других местах. Церковьпредставляет собой corpuspermixtum(«смешанное тело»), чьясвятость зависит от Христа, а не от личных достоинств ее членов.
Ответ Августина пелагианам опирается на понятиеблагодати, зна­комое ему по личному опыту. Британский монах Пелагий ухватилсяза подчеркиваемое Августином в анти-манихейских трактатах значение свободы волии решил, что выдвижение на передний план естественной благодати верно передаетвзгляды Августина. Августин, однако, делал акцент на сверхъестественной благодати.
В 418 году Августин выступает с критикойарианства, доставлявшего все большее беспокойство ввиду натискасеверных варваров, большинство которых были арианами[3].
3. Учение Августина оБожьем Граде и Земном Граде
Жизнь Августина пришлась на период послепризнания христианства доминирующей религией и раздела Римской империи, напериод, непосредственно предшествовавший вторжению германских племен, котороеразрушило Западную римскую империю. Время упадка этой мировой империи сопровождалосьвозникновением различных церковных организаций. Именно они в конечном счетевыполнили задачу сохранения культурного наследия в греко- и латиноязычном мире.Кроме того, в условиях ослабления императорской власти Церковь взяла на себячасть политической ответственности (вместе с Византией и государствами,образовавшимися в результате переселения народов). Таким образом христианскиетеологи стали также политическими идеологами.
Августин оказался одним из первых великихтеологов, которые связали Античность и христианское время. Он синтезировалхристианство и неоплатонизм.
Поэтому у Августина мы находим уже упоминавшиесяновые христианские представления: «человек в центре», линейное развитиеистории, персонифицированный Бог, создавший из ниче­го вселенную. Но уАвгустина эти представления выражены на языке античной философии[4].
С одной стороны, все центрировано вокругчеловека, посколь­ку Бог создал все для человека и поскольку спасения ищет чело­век,созданный по образу Бога и являющийся венцом творения. С другой стороны,опровергнувший скептиков Августин утверждает, что наиболее достовернымзнанием мы обладаем о внутреннем мире человека. Интроспекция даетболее определенное познание, чем чувственный опыт. Внутренний мир человекаобладает эпистемологическим приоритетом. Довод в пользу этого утверждения состоитв том, что субъект и объект «совпадают» благодаря интроспекции, тогда какчувственный опыт всегда неопределен из-за различия субъекта и объекта.
Для Августина внутренний мир является скорееполем битвы различных чувств и побуждений воли, чем областью холодной дея­тельностирассудка. Внутреннее является сферой иррациональных импульсов, греха, вины истрастного желания к спасению. Но в отли­чие от стоиков Августин не верит, чтомы сами в состоянии управ­лять своей внутренней жизнью. Мы нуждаемся в милостии «сверхче­ловеческой» помощи. Августин действительно полагает, что мы об­ладаемсвободой воли, но одновременно подчеркивает, что мы пол­ностью являемся частьюпредопределенного Богом плана спасения.
Августин в основном разделяет неоплатонистскоепонимание взаимоотношения души и тела. Иначе говоря, душа представляетбожественное в человеке. Тело является источником греховного. Чело­век должен,по возможности, стать свободными от тела и сконцен­трироваться на духе, насвоем внутреннем мире, чтобы прибли­зиться к духовному источнику существованиявселенной — Богу. Но как христианин Августин к сказанному добавляет и идеюпервородного греха. Душа непосредственно подвержена влиянию греха.
Августин считает, что внутри каждого человекаразвертывает­ся борьба Бога и Дьявола. Он обнаруживает ее и на историческомуровне в виде противостояния Божьего града (civitasDei) и Града земного (civitasterrena). Подобно тому, как каждаяиндивидуальная жизнь является полем битвы спасения и греха, так и история— полем сражения благого и греховного «царства».
Учение Августина о Божьем Граде и Земном Градедовольно сла­бо развито, чтобы быть политической теорией, поскольку онрассуждает преимущественно как теолог, а не как политик. Он прояв­ляетсравнительно мало интереса к тому, как могли бы быть актуализированыполитические идеи. Учитывая это, мы тем не менее можем сказать, чтоавгустиновские представления о борьбе между этими двумя «царствами» были,по-видимому, навеяны современ­ной ему политической ситуацией. Христианствосчиталось причиной падения Римской империи, и Августин должен был защитить егоот подобных обвинений. Еще одна интерпретация состоит в том, что,вероятно, Августин думал, хотя и никогда не выражал явно, что Церковь вопределенном смысле представляет собой Божье «цар­ство», тогда как Империя —«царство» земное[5].
Однако Августин не рассматривал земное царствокак случай­ное и не необходимое. Он считал, что из-за испорченной грехопа­дениемприроды человека сильное земное царство необходимо для обуздания зла. Поэтомуземное царство является необходи­мым злом, пока продолжается историческийконфликт добра и зла, то есть в промежуток времени между грехопадением и Суд­нымДнем.
Такая точка зрения на земное царство отличаетсяот аристоте­левского (и томистского) понимания взаимосвязи человека и обще­ства,согласно которому человек рассматривается как общественное по природе существо.Она отличается и от платоновского понима­ния государства как учителя нравственности,воспитывающего лю­дей для совершенной жизни. Платон стремился к идеалу, тогдакак у Августина было достаточно проблем, связанных с обузданием зла.
С моральной точки зрения, для Фомы Аквинскогофункция по­литики состоит в создании условий для моральной жизни, конеч­нойцелью которой является спасение. У Августина различие между политикой и моралью(религией), между государем (политиком) и священником является менее четким.Политика также выполня­ет непосредственно моральную функцию. Она является автори­тарнымсредством контроля над моральным злом. Упрощенно го­воря, такова точка зренияАвгустина на государство и политику после грехопадения. До того какгрех пришел на землю, люди бы­ли равными, и Августин предполагает, что тогдаони были по своей природе общественными созданиями. Но грех сделал необ­ходимыморганизованную государственную систему, использую­щую для наказания и защитыпринуждение и имеющую четкое распределение прав между правителями и подданными.Даже при отсутствии греха в обществе должен был царить определенный порядок итем самым определенная форма правления, но без ис­пользования принуждения. Вземном государстве, где существует зло, правители назначены Богом дляподдержания порядка и, сле­довательно, не получают свою власть от народа.Правители такого государства являются богоизбранными, и народ обязан подчи­нятьсяим, поскольку он обязан подчиняться воле Бога.
Однако каким образом злое (мирское) царство можетисправить зло в людях? Здесь ему помогает хорошее (церковное) царство. Церковькак организация необходима для спасения души путем ее мо­рального, религиозноговоспитания, а также с помощью надзора за мирским царством и его действиями поискоренению зла.
Все эти представления стали решающими дляпоследующего времени. Церковь как организация необходима для спасения.Существующая империя — это христианское государство в том смысле,что всеее члены являются одновременно подданными и императора, и папы[6].
4. Трактат «О Граде Божием»
Трактат «О Граде Божием», создававшийся между 413и 426 годами, стал ответом Августина на об­винения, выдвигаемые против христианстваязычниками после разграбления Рима в 410 году, и самым значительным его вкладомв запад­ную мысль. В первых десяти книгах он критически разбирает нападкиязычников, твердивших, что, по­дорвав почтение римлян к богам, доставившим Римувеличие, христи­анство несет ответственность за па­дение Рима. В книгах 11—22он стро­ит величественный план осуществ­ления божественного промысла в ис­тории.
В 1—5 книгах Августин отвечает на два вопроса:(1) Ответственно ли христианство за падение Рима, а язычество за еговозвышение? (2) Если не римские боги, то какая ду­ховная сила привела Рим квеличию? На первый вопрос он отвечает гро­мовым нет. Христианство смягчило, ане ожесточило ярость готов. Более того, оно подало утешение, напоминая о том,что наше существова­ние здесь скоротечно. Праведника, обратившегося ко Христу,ждет иной, Вечный Град. Что же касается, с другой стороны, нелепого язычества,то от него мало проку. Рим переживал войны и катастрофы задолго до того, как насцене появи­лось христианство. Чем же тогда объяснить возвышение Рима? Дело нев богах и не в почтении к ним римлян, но в провиденциальном за­мысле Бога. Богвоздвиг Империю, чтобы дать римлянам законы, лите­ратуру и цивилизацию. Такимобразом, своим величием Рим обязан не року, но всеведению и промыслу Божьему.
В книгах 6—10 Августин оспаривает притязания всехязыческих систем на истинность. Он перечисляет факты, взятые главным образом изВаррона, чтобы указать на нелепость политеизма, и цитирует Сократа и Платона вподдержку монотеизма. Не будучи изложением его философии, книги 8—10определенно отражают стремление Августина выразить не­приятие неоплатонизма,тем более что последний инкорпорировал в свою систему народное язычество. Онпротивопоставляет христианский культ мучеников поклонению блуж­дающим духам,несмотря на их внешнее сходство. Платоники тщат­ся отыскать посредников междуБо­гом и человеком в своих демонах; христиане имеют истинного посред­ника влице Иисуса Христа. В таин­стве Евхаристии они приносят ис­тинную жертву Богу.
В книгах 11—14 Августин разви­вает своюисториософию в понятиях борьбы двух «градов» — двух типов человека и общества.Она начи­нается в доисторическую эпоху: уже тогда были «святые и верные анге­лы,которые никогда не отпадали и никогда не отпадут от Бога», и «те, кто отвергвечный свет и обратился ко тьме». То, что случилось тогда, повторилось при творениии грехо­падении человека. Сотворенное бла­гим, человечество пало из-за своегонеповиновения и ныне подвержено не только телесной, но и душевной смерти. И вотсуществуют два града — град тех, кто живет по закону пло­ти, повинуясь иуподобляясь Дьяволу, и град тех, кто любит Бога и других людей. Первыйпогибнет, второй достигнет своей вечной отчизны. «Стало быть, мы видим, что дваобщества возникли из двух видов любви. Земное общество возник­ло из любвиэгоистической, дерз­нувшей презирать самого Бога, тог­да как община святых коренитсяв любви к Богу и готова пренебречь собою».
В следующих четырех книгах (15— 18) Августинобрисовывает земную историю двух градов: Каин и Авель, Сара и Агарь, Рем иРомул. Между Ноем и Авраамом свидетельства о Граде Божьем весьма скудны. Одна­кос Авраамом его история выходит на свет, и в ней можно различить обетования, вконце концов испол­ненные Христом. Ветхий Завет ста­новится кладезем«символов». Парал­лельно истории Града Божьего раз­вивается судьба земногограда, для которого характерна беспрестанная борьба, ибо человечество не храни­ловерность Абсолютному Бытию. С помощью Рима Бог решил «покорить весь мир, чтобысвести его в единое общество, в государство, где правит закон, и ниспослать емупрочный и обширный мир». Но какой ценой — ценой кровопролития и войн! Темвременем в трудные времена слезы учат Церковь надеж­де. Распространяясь подопекой духа и во исполнение пророчеств, до Второго Пришествия она пребыва­етстранствующим Градом Божьим[7].
В Девятнадцатой книге Августин доводитповествование до современности и выступает в поддержку хри­стианской, а неплатонической эти­ки. Христиане убеждены в том, что вечная жизнь — это высшееблаго и что добродетели реальны лишь для
верующего в Бога. Философы тер­пят неудачу из-затого, что они ищут временного, а не вечного. Христиа­не тоже жаждут покоя ипризнают, что, пока не преодолена их смерт­ная природа, такой покой относи­телен,но они ищут его в послуша­нии Богу и, веруя, уже обрели его. Философы такойверы лишены.
В заключительных трех книгах Августин заглядываетв будущее. Он не приемлет милленаризма. Тысяче­летним царством называется либотысячелетие после пришествия Хри­ста, либо весь оставшийся миру срок. Кактолько Церковь начала свое ше­ствие из Иудеи по всему миру, Дья­вол оказался связан.Два града — Град Бога и Град Дьявола достигнут пика своего развития ко днюпоследнего суда, которому посвящена 21 книга. В отличие от Оригена, Августин ненадеялся на искупление всех, тем бо­лее Дьявола. Даже верные католики должныостеречься: спасение зави­сит от праведной жизни, а не просто открещения, Евхаристии или подания милостыни. Ни еретики, ни раскольники, нидурные католики не избегнут наказания, не покаявшись. В 22-й книге Августинобрисовывает вечное блаженство Града Божьего, но отводит значительную ее частьучению о воскресении и чудесах. Он утверждает, что Церковь не оскудела чудесамии в его дни. Пусть языческие философы отрицают Воскресение, пишет Августин, онивсе равно согласны с христианами относительно воздаяний после смерти; болеетого, и Платон и Порфирий верили в то, что Бог может совершить и невозможное. ВВечном Граде христиане достигнут совершенной свободы, и их воли без остаткасольются с волей Бога в обетованном субботнем Покое[8].

Заключение
Наиболее ярким представителем патристики былепископ в Гиппоне (Северная Африка) Августин Блаженный (354—430 гг.), оказавшийсильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих болеепоздних представителей философского творчества.
Для Августина «истинная философия и истиннаярелигия — одно и то же». Философское обоснование христианства он пытался найтив философии Платона, отмечая, что идеи Платона — «это мысли творца перед актомтворения». Бог создал мир из ничего. Спасение человека прежде всего в принадлежностик христианской церкви, которая является представителем «града божьего» на Земле[9].Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности —«град земной», т.е. государственность, которая основана «на любви к себе,доведенной до абсолюта, презрения к богу», и «град божий» — духовную общность,которая основана на любви к богу, доведенной до презрения к себе»[10].Его основными работами являются: «Град божий», «Град человеческий», «Исповедь».
Значение Августина для последующего философскогои культурного развития велико. Оно обусловлено прежде всего тем, что он «создалцелостную и завершенную картину мироздания, картину до такой степени законченную,что на протяжении восьми с лишним веков латинский Запад не мог создатьчего-либо подобного. Влияние Августина на становление и развитие средневековоймысли было столь же универсально, как и его учение»[11].Не избежал такого влияния и Фома Аквинский, — по свидетельству многих исследователей,— «единственный мощный конкурент Августина на пространстве тысячелетия». Успехутрудов Августина содействовали не только глубина и универсальность учения, чтоне нуждается в доказательствах, но и ряд благоприятных обстоятельств. НаследиеАвгустина удалось сохранить вопреки многим чрезвычайным обстоятельствам,каковые не редкость в истории. Многие поколения ученых читали, изучали,переписывали его труды. Немаловажно и то, что, будучи церковным человеком имонахом (Августин был основателем и настоятелем монастыря), автор обращает своитруды к широкому кругу читателей, не ограничивая его монастырскими стенами.Этим произведения Августина отличаются от произведений восточных Отцов, многиеиз которых (особенно касающиеся духовной жизни личности) написаны в виденаставлений, адресованных монахам. Труды Августина оказались в выигрышномположении, поскольку не всем и не сразу стало ясно, что монашеское «умноеделание» имеет прямое отношение к духовной жизни любого человека. Между темсходство многих идей Августина с идеями восточной патристики вполне очевидно.

Список литературы
1. Августин Аврелий.Исповедь. – М., 1991.
2. Великие мыслителиЗапада / Под ред. Я. Мак-Грила. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. – 656 с.
3. Звиревич В.Т.Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие по курсу историифилософии. — М.: Академический Проект, 2002. – 348с.
4. История философии/Под ред. В.М. Мапельман, Е.М. Пенькова. – М.: ПРИОР, 1997. – 464 с.
5. История философиив кратком изложении / Пер. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1991. – 590 с.
6. Историяфилософии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности исредневековья) / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет»Ю.А. Шичалина, 2000. – 480 с.
7. Курбатов В.И.История философии. – Ростов: Феникс, 1997. – 448 с.
8. Мусский И.А. Стовеликих мыслителей. – М.: Вече, 2000. – 688 с.
9. Рассел Б. Историязападной философии и ее связи с политическими и социальными условиями отантичности до наших дней: В трех книгах. – М.: Академический Проект, 2000. –768 с.
10. Скирбекк Г.,Гилье Н. История философии. – М.: ВЛАДОС, 2000.– 800 с.
11. СтоляровА.А. Августин:Жизнь. Учение // Августин Аврелий. Исповедь. — М., 1991.
12. Философия:Учебное пособие / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.
13. Чанышев А.Н. Курслекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. – 512 с.
14. Шаповалов В.Ф.Основы философии. От классики к современности. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.