Содержание
Введение
1. Понятие ноосферы
2. Понятие ноосферной личности
3. Концепция ноосферы В.И.Вернадского
4. Концепция ноосферы Тейяраде Шардена
Заключение
Список литературы
Список цитируемыхпроизведений
Введение
Ноосфера (отгреч. noos — разум) — сфера разума, буквально «мыслящая оболочка». Терминвведен в науку в конце 20-х годов нашего века. Однако до сих пор представленияо ноосфере остаются крайне противоречивыми. Ноосферное учение признается, содной стороны, как величайшее научное достижение, более того, как основнойзакон социальной экологии, с другой — как светлая, но зыбкая мечта обуправляемой человеческим разумом окружающей среде или даже утопия. Великиразличия и в понимании ноосферного времени. Одни полагают, что ноосфера — нашареальность, по мнению других, это лишь вероятное будущее.
1. Понятиеноосферы
В современнойнауке понятие ноосферы имеет довольно широкий спектр толкований, однако, на нашвзгляд, следует согласиться с положением Г.А. Бачинского о том, что ноосферапредставляет собой глобальную оптимизированную социально-экологическую систему.Понятие социально-экологической системы получило достаточно широкое, хотяи неоднозначное применение в работах Г.А. Бачинского, А.Н. Гончаренко, Э.В.Гирусова, Н.Н. Моисеева, И.Ф. Реймерса и др. Ее можно рассматривать какэкологическую систему, включенную в сферу общественных отношений, т. е. каксаморегулирующуюся природную систему, динамическое равновесие которойобеспечивается обществом.
Ноосферу как глобальнуюоптимизированную социально-экологическую систему можно представить как комплексчетырех взаимосвязанных подсистем:
— природной (вода,воздух, рельеф, климат, флора, фауна и т. д.);
—экономической (население,промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.);
—социокультурной (наука,искусство, здравоохранение, образование, религия и т. д.);
— этносоциальной(быт, традиции, обычаи, язык и т. д.).
В отличие отвсех опубликованных работ по проблеме устойчивого развития и ноосферы глобалистикавпервые вводит в их концепцию количественные критерии. Тогда понятие ноосферыможно сформулировать следующим образом.
Ноосфера — непрерывно расширяющаяся в пространстве и во времени сфера разума и духа, сфераоснованной на них жизнедеятельности Земной цивилизации, ядром которой служитисторическая биосфера Земли. Неограниченная во времени жизнедеятельность Земнойцивилизации достигается гармоничным взаимодействием человечества и биосферы,регламентированным индексом устойчивости развития (меньше единицы), и гармониейвнутри самого общества (определяемой индексом социально-экономическойдисгармонии меньше 10-15).
Под словами«непрерывно расширяющаяся в пространстве» понимается экспансия человечества вкосмическое пространство.
Введение вконцепцию ноосферы количественных критериев рассеивает туман вседозволенныхтолкований, делает концепцию научно-конструктивной, ясной и удобной длядальнейшего развития учения о ноосфере.
Что касаетсяпроблемы «устойчивое развитие – ноосфера», то очень важно понять, что термин«устойчивое развитие» означает лишь тип развития человеческого общества,предшествующий становлению ноосферы. Этот термин не может охватить необычайноширокий спектр содержания и функционирования самого общества, возможноговзаимодействия нашей цивилизации с другими космическими цивилизациями. Онограничен по содержанию.
Значительноболее широким понятием является понятие ноосферы. В научном смыслепредставленное выше определение ноосферы является предельно широким идостаточным для определения уникального явления духовной организации разума напланете Земля.
Проблемапреобразования биосферы в ноосферу, сформулированная В.И. Вернадским,поднимается в XXI веке до проблемы конструирования и становления Земнойноосферной цивилизации.
В настоящеевремя активно развивается ноосферное мышление, представляющее собой ключевойузел ноосферогенеза, всей концепции ноосферы. Ноосферогенез переживает самыйсложный этап, на котором происходит выбор основного направления развития. Впределах биосферы идет борьба различных стратегий, одной из которых являетсяформирование ноосферной оболочки, квазиравновесное дальнейшее развитиечеловечества и т.д. Однако этой стратегии противостоят другие, в том числе иразрушительные, так что ноосфера вполне может не состояться и ответ на вопрос,быть ей или не быть, связан прежде всего с формированием ноосферного мышления.В ноосферном мышлении можно выделить несколько основных направлений:планетарное мышление, формирование нообиогеоце-нозов, осознание ноосферогенезав целом. Человек не может пока охватить своим сознанием все аспекты ноосферы:ее многомерность, сложное иерархическое устройство и саморазвитие. Первойфундаментальной ступенью в процессе восхождения человечества к ноосфере можносчитать планетарное мышление.
2. Понятие ноосферной личности
Понятие«личность» является исключительно многомерным, что часто приводит кнедостаточно четкой проработанности отдельных связанных с ним вопросов и какследствие этого — к односторонним и неглубоким определениям. Многие из великихфилософов дали оригинальные определения этого понятия, высказали глубокие идеи,направленные на развитие этих определений. Так, например, Боэций определялличность как «индивидуальную субстанцию разумной природы», Фома Аквинский — как«то, что является наиболее совершенным во всей природе». Ф. Бэкон рассматривалличность как цельную природу человека, единство души и тела, В. Лейбниц выделялв личности совесть, т.е. рефлексивное внутреннее чувство того, какова ее душа,Д. Локк отождествлял личность с самосознанием. Для И. Канта личность основанана идее морального закона (тождественна ему). Он одним из первых заявил, чточеловек должен быть только целью, и даже Бог не может использовать его каксредство. Начиная с Л. Фейербаха во главу философствования ставится нечеловеческое сознание, а целостность человека. Это обусловило антропологическуюредукцию от бытия (Sien) к человеческому бытию (Dasien). Человека взначительной степени формируют его потребности, среди которых может бытьвыделено 5 иерархических уровней (А. Маслоу): физиологические потребности,потребность в безопасности, социальные контакты, самоуважение, потребность всамоактуализации.
Характернойосновной чертой ноосферной личности является ее способность включиться впроцессы, происходящие внутри нообиогеоценоза. Ноосферная личность выступаеткак некоторая целостная тотальность, своего рода монада. Ее внутреннеесодержание бесконечно богато и разнообразно, поскольку изоморфно всемуноосферному человечеству. Целостность человека, его самоподобие окружающемумиру подчеркиваются в подавляющем большинстве религий и во многих философскихсистемах. Ноосферная лич ность имеет значение не меньшее, чем нообиогеосфера,нообио-геоценоз, поскольку каждая такая ячейка-монада незаменима в природе,взаимодополнительна со всем миром.
Формированиеноосферной личности — процесс длительный, ему предшествует этап формированияноосферного человека, ощутившего ритмы нообиогеосферы, ее отдельные проявленияк начавшего к ним стремиться. «Ноосферный человек» осознает вектор своегоразвития, сопоставляя его с процессом формирования нообиогеосферы, «зацепляясь»за нее сначала как бы одной только гранью. Естественно, такая связь будетнеустойчивой и непродолжительной, но вектор развития окажется найденным. Затем«зацепления» станут более частыми, более глубокими, постепенно начнется процесспревращения ноосферного человека в ноосферную личность. Ноосферный человекначинает стремиться вступить в устойчивую взаимосвязь с Нообиогеосферой.Ноосферный человек периодически получает доступ к своему ядру, интегральнойсущности, которая тесно связана со всеми способами проявления его бытия (биологическими,психологическими, общественными и другими). Ноосферного человека и тем болееноосферную личность невозможно использовать как средство, их тесная взимосвязьс нообиогеосферой не позволит это осуществить.
Иногдаупотребляется термин «ноосферная элита», которым условно обозначается частьобщества, способная повести за собой остальных людей в деле ноосферногостроительства. Эта часть общества в настоящее время имеет твердую уверенность вноо-сферном выборе цивилизации и будет сохранять ее в будущем. Можноутверждать, что ноосферная элита образуется из ноосфер-ных людей и что онаимеет принципиальное значение для выживания человечества. Термин «элита»употребляется здесь исключительно в положительном смысле. Эти люди не будутпытаться возвыситься над остальной частью общества, видя свою задачу только вобеспечении устойчивости ноосферогенеза и прогнозировании новых его путей.
3. Концепцияноосферы В.И. Вернадского
Немаловажнуюроль в зарождении ноосферных идей сыграли русские философы-космисты, особенно Н.Ф. Федоров и С. Н. Булгаков. Первый из них в своем труде «Философия общегодела», опубликованном в 1906 г., заявляет, что главная цель общего делачеловечества состоит в управлении слепыми, хаотичными силами природы: «… нет вприроде целесообразности… ее должен внести сам человек, и в этомзаключается высшая целесообразность»[1]. Средствомдля наведения порядка в природе должна стать хозяйственная деятельность. Этумысль развивает С. Н. Булгаков в работе «Философия хозяйства», вышедшей в 1912г.: «Хозяйственный труд есть уже как бы новая сила природы, новыймирообразующий, космогенический фактор, принципиально отличный… от всехостальных сил природы»[2]. Человек«создает как бы новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новуюкрасоту — он творит культуру… Рядом с миром естественным «создаетсямир искусственный, творение человека, и этот мир новых сил и новых ценностейувеличивается от поколения к поколению...»[3]. С. Н.Булгаков придает религиозно-философскую окраску происходящему, полагая, что «человеческоетворчество — в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве — софийно»[4].
Главнымтворцом ноосферной концепции стал В.И. Вернадский (1863—1945) — один извеличайших ученых-натуралистов, мыслитель-энциклопедист XX в. Его нередкопричисляют к плеяде русских философов-космистов. Но в отличие от многих из нихон шел к идее ноосферы своим излюбленным путем естествоиспытателя — путемэмпирических обобщений, основанных на обширном фактическом материале.
Двадцатилетнимстудентом Санкт-Петербургского университета В. И. Вернадский, работая надрефератом, записывает мысль, ставшую впоследствии одной из ведущих в егонаучном поиске: «Человек настоящего времени представляет из себя геологическуюсилу; сила эта все возрастает и предела ее возрастания не видно».
К ноосфернымидеям ученый пришел, изучая эволюцию биосферы. Появление человека разумногостало итогом направленного развития живой природы, сопровождающегося процессом цефализации— совершенствования нервной системы организмов (принцип Дана). Со временемчеловечество становится мощным фактором, преобразующим лик Земли.
В достаточнополном виде суть концепции была изложена В.И. Вернадским в 1920 г., когда онбыл профессором, а затем и ректором Таврического университета в Симферополе. Водной из его лекций говорилось: «Вся наша культура, охватившая всю поверхностьземной коры, является созданием научной мысли и научного творчества»[5].Человек «… вместо прежней природы создает новую культурную природу, резкоменяет облик земной коры...
Такоесостояние культурного человечества связано с его духовным ростом и на первомместе с ростом, основанным не на бессознательном массовом творчестве, как этобыло раньше, но на технике, тесно связанной с наукой»[6].Термина «ноосфера» пока нет в арсенале В. И. Вернадского. Речь идет о культуреи новой культурной природе.
В 1922—1923гг. эти идеи, подкрепленные исследованиями по биогеохимии очеловеченной природы,прозвучали на лекциях В.И. Вернадского в Сорбонне. В статье, опубликованной вПариже в 1925 г., суть концепции изложена предельно ясно: «В биосфере существуетвелйкая геологическая, быть может космическая, сила, планетное действие которойобычно не принимается во внимание в представлениях о космосе...
Эта сила естьразум человека, устремленная и организованная воля его как существаобщественного...»[7].
«… Появлениев биосфере разума, сознания, направляющей воли — -тих основных проявленийчеловека — не может быть случайным»[8]. «… Человекуничтожил «девственную» природу. Он внес в нее массу неизвестных, новыххимических соединений и новых форм жизни — культурных пород животных ирастений.
Он изменилтечение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришел в состояниенепрерывных потрясений»[9].
Ключевыеположения концепции В.И. Вернадского: а) человечество—великая геологическая сила; б)эта сила есть разум и воля человека как существа социально организованного; в)лик планеты изменен человеком настолько глубоко, что оказался затронутым еебиогеохимический метаболизм; г) человечество эволюционирует в сторонуобособления от остальной биосферы. Последний тезис служит оправданиемцелесообразности перехода человечества на позиции автотрофности, что «… дастему доселе отсутствующие возможности использования его вековых духовныхстремлений… реально откроет перед ним пути лучшей жизни»[10].Здесь В.И. Вернадский выступает заодно с рядом других российских космистов,мечтавших о человеке, свободном от земных материальных оков.
Изложенныеидеи тогда же в Париже были горячо восприняты французскими коллегами —математиком, философом Е. Леруа и геологом, палеоантропологом, теологом П.Тейяром де Шарденом. Для обозначения «очеловеченной биосферы» ими был предложентермин «ноосфера», впервые появившийся в печати в 1925—1927 гг. В.И. Вернадскийпринял и поддержал его, стал широко использовать в своих последующих трудах. В1937—1938 гг. он работает над философским и научно-историческим введением к«главной книге жизни» о химическом строении биосферы. Введение вылилось всамостоятельную фундаментальную монографию «Научная мысль как планетноеявление». К сожалению, долгие годы она оставалась в черновой рукописи. И тольков 1977 г. благодаря усилиям учеников и последователей великого ученого увиделасвет. В названной, итоговой для В. И. Вернадского, работе ноосфера чаще всегоопределяется как «царство разума».
Идеальнаясоставляющая — лишь одна сторона ноосферы. Другая — материальная — представленабиосферой, преобразованной человеческим трудом и волей. Научная мысль«… строит и направляет техническую работу человечества»[11].Под воздействием «культурной биогеохимической» энергии глубоко трансформируютсяприродные режимы энерго и массообмена. Ноосфера оказывается насыщеннойразнообразным техновеществом и новыми видами антропогенной энергии.
Еслисинтезировать все характеристики ноосферы, данные В. И. Вернадским, то она представляетсякак сфера человеческой культуры с широким спектром духовных и материальныхпроявлений. Цивилизация «… культурного человечества… является формойорганизации новой геологической силы, создавшейся в биосфере»[12].Как и в ранних работах, автор учения о ноосфере связывает ее возникновение иразвитие с процессом культурогенеза.
4. Концепция ноосферы Тейяраде Шардена
Примерно в тоже время, когда В.И. Вернадский трудился над итоговой «книгой жизни», П. Тейярде Шарден создал удивительно своеобразный научно- философский и вместе с темрелигиозно-мистический трактат «Феномен человека», основное содержание которогосоставляет его видение ноосферы. Книга была написана в Пекине, где ее автороказался не случайно, так как в течение ряда лет вел археологическиеисследования в Китае. Он один из первооткрывателей синантропа, ставшего важнымзвеном в эволюционной цепи гоминидов.
По мнению П.Тейяра де Шардена, в ходе развития живой природы «… с гоминизацией начинаетсяновая эра. Земля «меняет кожу». Более того, она обретает душу»[13].Поэтические образы ноосферы как «мыслящего пласта», «духа Земли», «покровасознания» пронизывают всю работу ученого и философа, члена ордена иезуитов. Вто же время ноосфера — неразрывная часть единой природы, ее закономерноеэволюционное производное. Она «… коллективный… продукт… мышления»[14]и «… неодолимый разлив полей и заводов», «эра промышленности, нефти,электричества и атома, эра машин»[15].
Так же, как иВ.И. Вернадский, Тейяр де Шарден видит в ноосфере взаимозависимые материальнуюи идеальную стороны. Оба они отстаивают монистическое понимание ноосферы. Согласноматериалистическому монизму, мыслящий дух признается как «высший цвет» материи[16, с. 363]. Существенные расхождения между названными учеными возникают ввидении будущего ноосферы.
Заключение
Основоположникиучения о ноосфере как истинные эволюционисты видели в ней творениеисторическое. Самые ранние признаки ноосферного развития Земли В. И. Вернадскийотносит ко времени 10—20 тыс. лет назад, т. е. к верхнему палеолиту и мезолиту.
Развитиеноосферы идет непрерывно с нарастающей интенсивностью. Новый мощный толчокноосферная эволюция получила вследствие промышленного переворота, охватившегозападные страны в 19 в. К началу 20 столетия ноосфера приобрела, по славам И.Вернадского, черты «вселенскости». Человеческим разумом был «… охвачен весьземной шар и все моря. Благодаря успехам связи, человек может быть неотрывно всношениях со всем миром...»[16].
Списоклитературы
1. Данилова, B.C. Философское обоснованиеконцепции нообиогеосферы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. — 2004. — N2. — С. 50.
2. Данилова, B.C. Планетарное мышлениеи его основные характеристики// Вестн. Моск. ун-та, Сер.7, Философия. — 2001. — N 3. — С.28.
3. Николаев В.А. Концепция ноосфер:история и современность: Концепция перехода Российской Федерации на ноосферныйпуть развития// Вестн.Моск.ун-та.Сер.5, География. — 1996. — N2.- C.11.
4. Оленьев, В.В. Глобалистика на порогеXXI века // Вопр. философии. — 2003. — N 4. — С. 18.
5. Пахомов Ю.Н. Цивилизация и природа:некоторые методологическиеаспекты ноосферного развития//Вестн.СПбун-та.Сер.6.Философия. -1996. -N2.-C.39.
Списокцитируемых произведений
1. БулгаковС.Н. Философия хозяйства.- М.: 1912.
2. БулгаковС.Н. Софийность хозяйства// Русский космизм.- М., 1993.
3. ВернадскийВ.И. Биосфера и ноосфера.- М., 1989.
4. ВернадскийВ.И. Автотрофность человечества// Русский космизм.- М., 1993.
5. ВернадскийВ.И, Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетное явление.- М.,1977.
6. ФедоровН.Ф. Философия общего дела// Русский космизм.- М., 1993.
7. ШарденТ. Феномен человека.- М., 1988.