1. Каково взаимоотношениемежду общественным и индивидуальным типами сознания? Обосновать
Методология –учение о методе.
Общее: общественное и индивидуальноесознание – это сознание.
Специфика любогочеловеческого образования определяется функцией этого образования.
Сознание – этото, что помогает осуществлять и достигать целей (это система, которая обслуживаетчеловеческую деятельность).
Деятельность являетсяпервичной, а то, что обслуживает ее второстепенным.
Специфика – долженвести совместную деятельность с другими людьми.
Различие: Индивидуальное сознание –это есть проекция общественного сознания.
Общественное сознание– это прожектор, в свете которого мы видим мир по-человечески.
Индивидуальноесознание – это индивидуальная возможность пользоваться этим прожектором.
Общественное сознаниебольше у современного человека.
Очевидно, чтов соотношении общественного и индивидуального сознания для каждого человека первичнымявляется общественное сознание, а индивидуальное сознание человека формируется какпроекция общественного сознания на индивидуальную судьбу, индивидуальную жизненнуюситуацию.
Не менее очевидно,что фразой «Общественное сознание есть совокупность индивидуальных сознаний» — некорректна.
1. из фразыследует, что первичной является индивидуальное сознание, но в реальности первичнымявляется общественное сознание.
2. индивидуальноесознание может внести свой вклад в общественное сознание, но может и не внести.Для того чтобы продукт индивидуального творчества закрепился в общественном сознаниион должен обладать определенными свойствами. Соответственно общественное сознаниене есть простое объединение индивидуальных сознаний.
2. В чем спецификадескриптивного и прескриптивного знания, каково их взаимоотношение?
Содержание всехформ общественного сознания является соответствующее значение. При этом важно различать2 основных типа знания: дескриптивное и прескриптивное. Дескриптивное знание(от лат. дескрипция – описание) – это описательное, фактуальное знание, котороезадает определенную модель мира и выражается суждениями со связкой «есть».Например,«дерево есть зеленое» или «собака бежит по улице». В обоих случаях соответствующимвысказыванием задается определенная ситуация, определенная модель мира, в обоихслучаях используется суждения со связкой «есть».
Прескриптивноезнание (от лат. прескрипция – предписание) – это предписывающее, нормативное знание,которое задает определенную модель поведения и выражается суждениями со связкой«должен». Например «Сергей должен бросить курить».
Дескриптивноезнание – это знание, которое подлежит оценке по параметру «истинность – ложность».Если модель мира, задаваемая данной дескрипцией, соответствует реальной ситуациив мире, то дескриптивное выказывание считается истинным, если – нет, то – ложным.В отличие от дескриптивного, прескриптивное знание не подлежит оценке по параметру«истинность – ложность». Модель поведения не является сама по себе ни истинной,ни ложной. Важно таким образом, отметить, что далеко не любое знание может бытьподвергнуто оценке с точки зрения истинности.
3. Что общегои различного между: мифологией и религией? Религией и философией? Философией и наукой?Наукой и искусством? Моралью и правом? Моралью и нравственностью?
Мифология ирелигия.
Религия – формаобщественного сознания, сутью которой является:
1. признаниемира сверхъестественного
2. признаниепринципиального различия между миром естественного и сверхъестественного
Общего между мифологиейи религией заключается в том, что и там и там существует область критического. Вмифологии область некритического занимает все пространство мифологического мышленияи обусловлена отсутствием рефлекса. Область некритичного в религии не занимает всепространство религиозного мышления. В религии выделяется и область критичного инекритичного. Граница между ними – момент принятия веры.
Мифология – синкретичнаяформа общественного сознания.
Общее между мифологиейи религией то, что и то и другое формы общественного сознания.
Религия и философия.
Общее: они претендуютна истинность.
Различие: основаниепретензии на истинность. В философии – разум, человеческий опыт, а в религии – вера.
Философия – этоформа общественного сознания, которая нужна для формирования жизненного пути человека.
Философия инаука.
Различия: наукавыступает как система знаний, необходимая для эффективного преобразования природногомира.
Философия выступаеткак система знаний, помогающая человеку самостоятельно выстраивать целостную траекториюсвоего жизненного пути.
Общее: и наукаи философия, связаны с человеческой жизнью. Представление мира.
Наука и искусство.
Общего: это формыобщественного сознания, которые основаны на дескриптивном знании.
Различие: наукапретендует на истинность, а искусство не претендует на истинность. Искусство – этопопытка передать чувство, идею.
Мораль и право.
Общее: формы общественногосознания, в которых преобладает прескрептивное знание.
В морали гарантомявляется общество, а в праве гарантом является государство.
Мораль и нравственность.
Различие: моральявляется внешним регулятором человеческого поведения, а нравственность являетсявнутренним регулятором человеческого поведения.
Нравственный кодекс– он на основе морали. Нравственность надстраивается над моралью.
В морали источникомявляется общество, а в нравственности является источником самосознание личности.
В морали адресат– члены общества, а в нравственности адресат – личность. В морали санкция – моральноеосуждение, а в нравственности – угрызение совести.
И в морали и внравственности характер неофициальный.
4. В чем проявляетсясинкретичность мифологии как формы общественного сознания?
Мифологию можноопределить как синкретичную форму общественного сознания, характерную для этапапотребляющего хозяйства в истории человечества.
Синкретичностьмифологического сознания проявляется в 2 аспектах. Во-первых, имеет место неразличениесфер естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного, реальногои искусственного; все эти сферы еще не осмысливаются как самостоятельные, на этомэтапе даже нет соответствующих слов для их обозначения, но все как бы находитсяво всем, человек еще не выделяет себя из мира и не дифференцирует его, мир выступаеткак некая, немеющая внутренних границ, сплошность. Второй аспект, по сути дела,есть не что иное как следствие первого. Мифология синкретична и в том смысле, чтона ее уровне не приходится говорить о наличии отдельных дифференцированных формобщественного сознания.
5. Что собойпредставляет миф как форма мышления?
Основным элементоммифологического сознания является миф. Миф – весьма своеобразный феномен, спецификукоторого можно определить следующим образом: миф – субъективное образование, имеющеедля своего носителя статус объективной реальности.
По своему содержаниюдревние мифы, составляющие базис мифологии как формы общественного сознания, какправило, представляют собой повествование о переходе «хаос – порядок». Такой переходпрослеживается на различных уровнях: на космическом уровне (возникновение земли,неба, солнца, звезд), на уровне земной природы (возникновение морей, рек, гор, лесов,растений, животных), на уровне общества (возникновение различных социальных институтов,социальных установлений и традиций).
6. Почему мифологическоемышление является антропоморфным?
Показательнымсвойством мифологического мышления является антропоморфизм. Антропоморфизм – этосистема взглядов, в которой природа, окружающая человека, понимается «по форме человека»,наделяется человеческими средствами и характерами. Мир для человека мифологическогообщества – отнюдь не безличное начало, не множество объективных природных явлений,мир для него личностно организован, за всеми природными явлениями и процессами,мифологический человек видит действия неких личностных агентов-богов, духов, демонов.При этом считается, что для того, чтобы эффективно влиять на окружающий мир, необходимоуметь «договариваться» соответствующими личностными агентами. Из такого миропонимания,в частности, и следует практика различного рода жертвоприношений – таким образом,задабриваются боги, руководящие природными явлениями.
7. В чем заключаетсяфункциональная роль мифов для древних обществ?
Миф сам по себене является верным отражением природной реальности, миф – это совокупность вполнефантастических представлений, на основе которых никак нельзя эффективно преобразоватьокружающий мир. Но для мифологического общества задача преобразования природногомира отнюдь не является актуальной, такая задача возникает только при переходе кпроизводящему типу хозяйства, а мифологическое общество – это стадия потребляющегохозяйства, все, необходимое для жизни, здесь находится в готовом виде. Главная задача,стоящая перед мифологическим обществом – это не производство, а обеспечение солидарностив масштабах племени. Но такую солидарность как раз и формируют мифы. Мифы для мифологическогообщества задают систему общественных ценностей, систему единых мировоззренческихкоординат, благодаря которым и обеспечивается сплоченность сообщества. При этомне очень значимо, насколько истинными являются разделяемые всеми представления,главное, чтобы они разделялись всеми. Для того чтобы быть вместе, не так важно вкакую сторону мы смотрим, главное чтобы мы смотрели в одну сторону.
8. Почему религияосновывается на вере, но не на разуме?
Принципиальнымявляется понимание того, что религия основывается на вере, но не разуме. Для обоснованияэтого утверждения существуют два основополагающих аргумента. Первый – так как онтологическийаргумент, сводится к указанию на то, что разум, будучи естественным человеческимсредством, можно сказать – по определению, не в состоянии проникнуть в область сверхъестественного,не в состоянии уразуметь сверхъестественное. Как сказано, «неисповедимы пути Господни».единственным каналом,, позволяющим человеку принять откровение сверхъестественного,выступает вера, которая и становится центральным нервом религии. Второй аргумент– этический. Типичным для религии является понимание Бога как абсолютной личности,что предполагает отношение человека с Богом как отношения абсолютной любви и абсолютногодоверия. Отсюда вытекает понятие религиозной веры как абсолютного доверия. Разумже, будучи всегда критическим, всегда сомневающимся, подрывает абсолютность доверия,а потому в отношениях с Богом выступает как этически неуместный.
9. Для какойформы общественного сознания – мифологии или религии – характерна магия? Обосновать
Магия типичнане для религиозного, а для мифологического мышления. В мифологическом сознании,определяющей чертой которого является синкретичность, естественное и сверхъестественноенаходятся как бы в одном пространстве, они принципиально не различаются. Именнопоэтому мыслима возможность «зацепить» естественными средствами сверхъестественное,принудить сверхъестественное к тому или иному типу действия. Исполнительными элементамитакого принуждения в магии выступают заклинание или особой ритуал. Эти магическиепроцедуры, будучи правильным образом исполнены, как считается, с необходимостьюпорождают конкретно-целевое воздействие сверхчеловеческих сил.
10. Может лирелигии без феномена «чуда»? Почему?
Религия не можетобходиться без феномена «чудо». Религия – это мир сверхъестественного, олицетворениемкоторого является Бог. Человек должен верить во что-то большее чем он сам. В религииБог – это и есть чудо.
11. Чем отличаетсярелигиозный Бог от мифологических Богов?
В религии Бог– это трансцендентная личность, выходящая за рамки всего естественного. Признается,что не Бог находится в мире, а скорее мир в Боге. Будучи трансцендентным, Бог неподчиняется никаким мировым закономерностям, поэтому он логически неисследим, уразуметьБога в его полноте не возможно. В философии также можно встретить понятие Бога,он иногда употребляется для характеристики абсолютного первоначала всего сущего.Однако такой – философский Бог является не трансцендентным, а имманентным, то естьвнутренне присущим миру. Он сообразен законам этого мира, а потому, по крайней мере– а принципе, способен быть освоен человеческим разумом.
12. Что значит«выбрать религиозную веру»? В чем здесь заключается возможность ошибки и каковаее цена?
Выделяют 2 области:область критичного и область некритичного. Рубежом между ними является момент принятияверы. Для того, чтобы уверовать в религии надо признать некое начало в качествесверхъестественного. Здесь предельно важно не ошибиться, не принять подобие сверхъестественного,т.е. некое всего-навсего естественное начало, за подлинное сверхъестественное.
Нельзя признатьза истинного Бога то, что только выдает себя за него. Именно поэтому религиознонастроенный человек должен быть предельно критичен. Это необходимо для того, чтобысовершить роковую ошибку, не принять естественное за сверхъестественное.
Однако, когдарешающий выбор сделан, когда человек действительно признал некое начало в качествесверхъестественного, разум должен сложить свои полномочия. Претензия на то, чтобыуразуметь сверхъестественное, выступает и неумной, и нечестивой. Момент выбора религиознойверы переводит нас по отношению к предмету верования в область некритичного.
13. Есть лиместо мифу в мифологии? Обосновать
Мифология – синкретичнаяформа общественного сознания.
В мифологическойформе общественного сознания существует место для мифа.
В мифологическомсознании миф – это основополагающая, некий центр, на котором держится сознание.Люди выдумали богов, потому что им нужно было верить во что-то более великое, чемони сами.
В мифологии существуетобласть некритичного. В мифологии эта область занимает все пространство, обусловленаотсутствием рефлексии.
Вера в мифологии– это некритическое, слепая вера.
14. Есть лиместо мифу в религии? Обосновать
В религиознойформе общественного сознания существует место для мифа. Т.к. в религиозной формесоздается миф о Боге, некая легенда, в которую верят люди.
В религии существуетобласть некритичного, занимает все пространство религиозного мышления, но и выделяетсяобласть критичного. Границей служит момент принятия веры, т.е. признания некогоначала в качестве сверхъестественного.
15. Есть лиместо мифу в философии? Может ли быть миф в философии? Обосновать
В философии нетместа мифу.
В философии нетобласти некритичного. Философия – это рефлексивная форма общественного сознания,но, в отличии от религии, в философии не предполагается как особая сфера мироздания,область сверхъестественного. В философии можно говорить о сферах познанного и непознанного,или что характерно для философского агностицизма – о сферах познавоемого и непознаваемого,но все эти сферы рассматриваются как принадлежащие миру естественного, подчиняющиесяестественным закономерностям.
Философия менеезахватывающая форма общественного сознания. Это, возможно, чересчур трезвая областьчеловеческого мышления.
16. Как изфункции философии вытекают основные вопросы философии?
Главная функцияфилософии – определение целостностной траектории жизненного пути человека, формированиеего жизненной стратегии. Для сознательного решения этой задачи человеку надо найтиответы на 3 важнейших вопроса, составляющих, по сути дела, базис философии. Действительно,каждый человек приходит в этот мир неизвестно откуда и по истечении своей жизни,уходит неизвестно куда. Но перед человеком, попавшим в этот мир и, образно выражаясь,«открывшего глаза» в этом мире, настоятельно возникают 3 важнейших вопроса:
1. Куда япопал?
2. Кто я?
3. Какойсмысл в моей жизни? и Что мне надо делать в этом мире?
17. Что собойпредставляют основные сферы философского знания (онтология, гносеология, аксиология)?
Онтология – (отгреч. онтос – сущее) – учение о сущем, о мире. Ее основные предметные вопросы: какустроен мир, какова его организация, в чем заключаются глубинные принципы его развитияи функционирования.
Гносеология (отгреч. гнозис – знание) – учение о познании. Ее предметом является познавательноеотношение человека к миру. Основные вопросы: как человек познает окружающий мир,каковы наилучшие методы познания, что собой представляет истина.
Аксиология (отгреч. аксис – ценность) – учение о ценностях. Ее предметом является ценностное отношениечеловека к миру. Вопросы: что собой представляет и как формируется система человеческихценностей, в чем заключается смысл таких феноменов как добро, благо, справедливость,красота и сопряженных с ними, какие ценностные системы и по каким критериям выступаюткак предпочтительные.
18. Какое соответствиеимеется между основными вопросами философии и основными сферами философского знания?
Функция философиизаключается в получении знания, способного помочь человеку выстроить целостную траекториюсвоего жизненного пути, отсюда следует 3 основных вопроса философии;
1. Куда япопал?
2. Кто я?
3. Какойсмысл в моей жизни? и Что мне надо делать в этом мире?
В философии такжевыделяют 3 основных сферы:
1. Онтология
2. Гносеология
3. Аксиология
Онтология и гносеологияотвечают на вопрос: Куда я попал?
Аксиология, гносеология,онтология отвечают на вопрос: Кто я?
Аксиология и гносеологияотвечают на вопрос: Какой смысл в моей жизни? и Что мне надо делать в этом мире?
19. В чем заключаетсяфилософская постановка проблемы соотношения материи и сознания?
Проблема возникаетв том случае, если мы отдаем себе отчет в 2 положениях:
1. материяи сознание не связаны, поскольку как представляется на первый взгляд не имеют одинаковыхсвойств и соответственно не пересекаются. Материя – совокупность объективных феноменов.Сознание – совокупность субъективных феноменов. Различают материальные объекты,которые относятся к материи, и идеальные объекты, которые относятся к сознанию.
2. материяи сознание должны быть связаны, поскольку существует феномен человеческой деятельности,когда человек на основе своих субъективных представлений вполне эффективно работаетс материальными объектами.
Таким образом,проблема соотношения материи и сознания сводится к вопросу: «Как связаны материяи сознание, если они не связаны?»
20. Чем современноепонимание материи отличается от понимания материи в: 1) античной философии; 2) вновоевропейской философии?
Понимание материив античной философии – то, из чего состоит вещь.
Понимание материив новоевропейской философии – материя – субстанция, обладающая некими свойствами(Декарт).
Современное пониманиематерии – философская категория, для обозначения объективной реальности, существуетво вне и независимо от человека и человеческого сознания.
21. Почемуметафизический материализм отрицает развитие материи?
Свою полную неспособностьразрешить проблему сознания, так называемый метафизический материализм. Этот типматериализма, господствовавший в материалистической философии и естествознании сначала 18 до второй трети 19 вв., получил определение «метафизический» за отрицаниеидеи развития материи. Причем такое отрицание объяснялось не некой «злонамеренностью»,но логически неумолимо следовало из общего понимания материи в рамках философииНового времени. Основой научной картины в это время выступала классическая физикаили классическая механика Ньютона, для которой определяющей идеализацией являетсяидеализация материальной точки. Соответственно все материальные объекты рассматривались,либо как материальная точка, либо как совокупность всех материальных точек.
Философское обобщениетакого подхода привело к пониманию материи, как совокупность элементарных материальныхчастиц, причем любое материальное изменение сводилось к простому увеличению илиуменьшению числа этих материальных частиц или к их комбинаторным перестановкам.При таком понимании материи можно говорить о движении, которое сводилось к механизмудвижению, т.е. перемещение материальных частиц в пространстве с течением времени,но нельзя было говорить о развитии материи, т.е. о качественном изменении материи.
Однако при отсутствииразвития материи и осознании принципиального качественного отличия сознания от материинельзя материалистически объяснить возникновение сознания, т.е. решить проблемусоответствия материи и сознания.
22. Почемудиалектический материализм признает развитие материи?
Для диалектическогоматериализма характерно положение о развитии как атрибуте, т.е. неотъемлемом свойствематерии. Такое изменение точки зрения по вопросу о развитии материи стало возможнымза счет принципиально иного понимания материи. Философия отказалась от определенияматерии через обобщение естественно научных данных и было предложено предельно общеефилософское понимание материи, согласно которому, материя – это философия категорияреальности, которая существует во вне и независимо от человека в человеческом сознании.
При таком пониманииматерии ничто не запрещает нам мыслить материальную как развивающуюся и именно наэтом пути было получено стратегическое решение проблемы соответствия материи и сознания.А именно сознание определяется как продукт развития материи, как свойство высокоорганизованнойматерии.
23. В чем заключаетсядиалектико-материалистическое решения проблемы сознания?
Диалектическоепонимание материи изменило и постановку проблемы сознания. Противопоставление теперьпролегло не между вещами протяженными и вещами мыслимыми, но между реалиями, имеющимиобъективный, независимый от человека характер и феноменами человеческого сознанияили производными от них. Соответственно, задача материалистического решения проблемысознания, приобрела более конкретный характер. Надо было материалистически объяснитьвозникновение сознания не как некой субстанции, но как феномена, характерного именнодля человека и человеческого общества. И только на этой основе оказалось возможнымреалистичное понимание специфической идеальности сознания.
24. Как обосновать,что отражение – всеобщее материальное свойство?
Фундаментальнымматериальным свойством, разделение которого и ведет к возникновению сознания являетсясвойство отражения. Отражение, т.е. восприятие свойств и характеристик одного телав свойствах или характеристиках другого тела, выступает всеобщим материальным свойством.
Доказательство:
1. отражениеимеет место в любом процессе взаимодействия. (В любом процессе взаимодействия происходитизменение свойств взаимодействующих тел при этом изменение таких свойств являетсяне случайным, а зависит от характеристик тел, вступающих во взаимодействие. Фактическипри любом взаимодействии одно тело оставляет свои следы в другом теле и наоборот,т.е. происходит отражение тел друг в друге)
2. взаимодействиевсеобщее материальное свойство. (Всеобщность некого свойства нельзя доказать методоминдукции или эмпирического обобщения. Всеобщность доказывается методом от противного.Используя этот метод допустим, что существует материальный объект, который ни счем не взаимодействует, но значит, что такой объект будет принципиально не познаваем,поскольку он по определению никак не проявляет себя, следовательно он оказываетсячисто теоретической конструкцией.
25. В чем заключаетсяи чем обусловлена эволюция форм отражения в живой природе?
Эволюция формотражения не самостоятельна. Она определяется эволюцией форм деятельности живыхсистем.
Эволюция формдеятельности живых систем объясняется общеэволюционными закономерностями, следовательнонеобходимость эволюционного преимущества. Чтобы новая форма деятельности могла закрепиться,необходимо, чтобы субъект этой деятельности получил эволюционное преимущество.
26. Почемуэволюция форм отражения имеет место на уровне живой материи и не характерна длянеживой материи?
Эволюция формотражения имеет место на уровне живой материи и не характерна для неживой материи.Это объясняется фундаментальными особенностями живых систем. Отличие неживых системот живых является в том, что в живых системах отражение является эпифеноменом.
Свойства:
1. все живыесистемы диссипативные, существуют в режиме самоорганизации
2. все живыесистемы умирают, но восстанавливаются.
Все живые системы:
1. «питаются»энергией из вне
2. уменьшаютсвою энтропологию за счет других
3. заинтересованыв хорошем отношении с окружающей средой (за счет отражения)
27. Что общегои различного между сознанием и самосознанием?
Между сознаниеми самосознанием существует как общее, итак и различное.
Общее:
1. массивуниверсального коллективного знания
2. необходимыдля осуществления коллективной деятельности
3. высшиеформы отражения
Различное:
Сознание – массивсовокупного универсального знания для всех членов коллектива.
Самосознание –обращение сознания на самого себя.
28. Что общегои что различного между сознанием и познанием как высшими формами отражения действительности?
Между сознаниеми познанием как высшими формами отражения действительности существует как общеетак и различное.
Общее:
1. формаотражения в живой природе
2. связаныс возникновением новой формы деятельности
Различное:
Сознание:
1. формадеятельности – труд
2. носитконкретно-образный характер, не рационально
3. реализуетсяв сфере человек-человек
Познание:
1. формадеятельности
2. рационально
3. реализуетсяв форме природных закономерностей
29. Почемупознание с необходимостью является рациональной формой отражения, а сознание – нет?
Познание должнобыть рациональным, т.к. в связи с производящей формой деятельности должно отражатьглубинные закономерности, которые невозможно определить образом, зато это позволитсделать логичными схемы и законы, которым подчиняется рациональное мышление.
Сознание, связанос трудовой коллективной формой деятельности, для поддержания коллектива и коллективнойдеятельности необходимы были наглядно-изобразительные знания, а не рациональные.
Сознание возникаетв обществе и является системным.
30. Какие смыслывыделяются в понятии идеальное? В чем заключается специфика и взаимоотношение Idealeи Ideelle?
Человеческое мышлениеопределяется как операциональная работа с идеальными объектами. Идеальные объектысоставляют основу и человеческого сознания и человеческого мышления.
Понятие идеальноевключает в себя 2 смысла:
1. идеальное,как образец, эталон Ideale
2. идеальное,как представленность одного в другом (об образе дерева в нашем сознании – это представленностьдерева для нас, при этом очевидно, что представление дерева – это не перенесениематериального дерева в наше сознание. Образ дерева это идеальное дерево) – Ideelle.
ВзаимоотношениеIdeale и Ideelle.
Каждое представление(Ideelle) имеет место и соответствующуюидеализацию (Ideale). Ни одно представление не может полностью отразить все те свойства,которыми обладают то, что представляется. Да и такое полное отражение живым системамкак правило не нужно. Живые системы – это пристрастные и целеустремленные системы,которые отражают то, что представляется им необходимым для обслуживания соответствийдеятельности, поэтому в любом представлении из всего набора свойств, которыми обладаетто, что представляется живой системой будет отражать только значимые, существующиедля нее свойства.
Таким образомпо этим 2 причинам в любом представлении (Ideelle) обязательно происходит искажениеинформации, происходит стилизация и идеализация (Ideale).
31. Что общегои различного между Ideelle1 и Ideelle2? Какое значение для живыхсистем и человека имеет формирование этих типов идеального?
Общее: вид Ideelle; отражают соответствие материальныхобъектов и идеальных обрядов.
Различное:
Ideelle1: внешний предмет психологическийобраз
Возникает на уровнепредметной деятельности. Такое представление осуществляется на уровне психологическогоотражения и возникает уже на стадии предметной деятельности в эволюции форм живойматерии (т.е. на уровне восприятия, когда отражаются целостные предметы и представлениесистемы) Возникновение полезной роли такого представления заключается в том, чтодля живой системы существенно расширяется горизонт прошлого и горизонт будущего.
С другой стороныIdeelle 1 имеет сугубо субъективныйхарактер, непосредственно связан с данным индивидом и умирает вместе с функциейсмертью данного индивида. Опыт, который накапливается на уровне Ideelle 1 это индивидуальный пыт,естественно, что в ходе эволюции должны были бы возникать механизмы, способные передачеопыта от одного к другому и такая возможность в полной степени реализовалась науровне Ideelle 2.
Ideelle 2: психологический образ внешнийпредмет. Это осуществляется в ходе речевой и социокультурной деятельности человеческойи существенной мере является горизонт прошлого и горизонт будущего для человека.Человек оказывается способен учитывать в своей деятельности опыт прежних поколений,опыт древних людей и прогнозировать свои действия на основе совокупного человеческогоопыта.
Видами Ideelle 2 являются: вторичные знаковыесистемы, к которым относятся книги, картины, фильмы и т.д.
32. Обладаютли животные: а) мышлением? б) сознанием? Обосновать
Животные обладаютмышлением, т.к. они умеют оперировать идеальными образами, они возникают на стадиивоспроизводства при предметной форме деятельности.
Поведение животныхосновано на врожденных программах, но это не является мышлением, которое проявляетсяв умении комбинировать врожденные программы в зависимости от условий, учиться насвоем опыте, но они «думают» не так, как люди.
Сознанием животноене обладает. Для животных характерна предметная форма деятельности. Труд – это формадеятельности, присущая только человеку, его «обслуживает» такая форма, как сознание.
Мышление – этооперационная работа с реальными объектами.
33. Какую функциювыполняют ценности в человеческой жизни?
Ценности – этосистема регуляции человеческого поведения в условиях его свободы.
Свобода инструментальнаяценность.
Конечная цельвыступает для человека как ценность, высшая ценность, которую стремится реализоватьчеловек. Но, соответственно, для человека приобретает ценность и все то, что способствуетдостижению конечной цели, способствует реализации высшей ценности. Так обнаруживаютсебя т.к. инструментальные ценности, т.е. ценности служебные, ценимые человекомв той мере, в какой они способствуют реализации высшей ценности.
Таким образомценности указывают человеку как жить, если есть свобода.
34. Характернали система ценностей для животных? Обосновать
Система ценностейможет существовать только в рамках сознательного поведения и свободы воли, поведениеже животного обусловлено врожденными программами, они не имеют свободу воли, следовательносистема ценностей не характерна для животных.
35. В чем заключаетсяценность свободы для человеческого бытия? Как обосновать ценность свободы?
Свобода – этовысшая инструментальная ценность для человека. Ценность свободы заключается в том,что свобода – выступает высшей ценностью человеческой личности, т.е. позволяет человекупринимать самостоятельные решения, направлять путь своей жизни.
Обоснование ценностисвободы: человек остается человеком в той мере, в которой он является свободным;только свободный человек сохраняет свое человеческое достоинство.
36. В чем заключаетсяфеномен «бегства от свободы»? Чем он объясняется?
«Бегство от свободы»- это симптом невозможности человека справиться со своей ответственной ситуацией,предполагающий свободное самоопределение человека в этом мире.
Феномен «бегстваот свободы» объясняется тем, что человек пытается уйти от ответственности, которуювозлагает на него свобода, переложить свою ответственность на другого человека;судьбу; объясняется нежеланием или неспособностью брать на себя ответственность.
37. Как определяютсяи в чем заключаются ценности «свободы от…» и ценности «свободы для…»?
Ценности «свободыот…» — система ценностей, которая помогает человеку освободиться от гнетущей зависимостичеловеческого бытия. В эту систему входят познавательные, эстетические, правовые,религиозные ценности.
Другими словами,ценности «свободы от…» — это все то, что уменьшает человеческое закрепощение, илиувеличивает его свободу.
Ценности «свободыдля…» — это ценности определяемые задачей свободного посвящения человеком себя некойвысшей, финальной ценности.
38. В чем заключаетсяспецифика и ценностная нагрузка: а) витальных, б) познавательных, в) эстетических,г) социально-политических ценностей?
а) Витальные ценности– способствуют достижению конечной цели; способствуют реализации высшей ценности,ценятся в той мере, в которой они способствуют реализации высшей ценности.
б) Познавательные– постижение сущностных законов этого мира и использование знания на благо человека.Высшая ценность – истина.
в) Эстетические– ориентация на прекрасное, поиск гармонии, эстетического совершенства. Высшая ценность– красота.
г) Социально-политические– обеспечивают человеку подлинно цивилизованное состояние и реально увеличиваютсвободу. Высшая ценность – человеческая личность.
39. В чем заключаетсяспецифика религиозных ценностей?
Высшей ценностьюрелигиозных ценностей выступает Бог, который объединяет в себе Истину, Красоту,Доброту. Религиозные ценности в рамках «свободы от…» спасают человека от неизбежностисмерти, и Бог выступает как гарантия человеческого спасения. Но религиозные ценностиможно рассматривать с точки зрения «свободы для…», тогда Бог – высший смысл, высшаяценность.
40. Чем отличаетсякультурологический и философский аспекты рассмотрения финальных ценностей человеческойжизни?
Общее: выявлениефинальной ценности человеческой жизни.
Различие:
Культурологическийподход предполагает обращение к истории культурологического самоопределения человека,чтобы выявить те ценности, которые задавали тип самоорганизации человека – культурнозакрепленные идеалы человеческой жизни.
Философия пытаетсяобъяснить и теоретико-рационально обосновать то, что должно быть высшей ценностьючеловеческой жизни.
41. Каковыспецифика и типология ценностей обретения?
Подход к ценностямс позиции обретения предполагает, что смыслом человеческой жизни является «обретение»высшей ценности. Общей чертой таких подходов (гедонизм, эвдемонизм, буддистскаяориентация) к определению высшей ценности является сведение человеческого благак получению удовольствия, но так как человеческая жизнь не обеспечивает устойчивогоудовольствия, то возникает идея об отказе от земных желаний, от воли к жизни.
42. Каковыспецифика и типология ценностей служения?
Смысл жизни определяетсякак служение высшей ценности, которая осмысляет и оправдывает трудности и страданиячеловеческой жизни.
В утилитаризмевысшей ценностью объявлялось общечеловеческое счастье, но эта идея является не безукоризненной.Концепция служения высшей ценности религиозного характера выглядит в определенномсмысле предпочтительной.
Понимая жизнькак служение человек стойко переносит невзгоды, в тоже время у счастья в земной(утилитарный) или иной (религиозной) жизни.
Ценности служения(Добро) – закон моего поведения.
Меньше человека– природа
Равен человеку– человек
Больше человека– Бог
43. Указатьспецифику и провести критический анализ следующих этических подходов: гедонизм,эвдемонизм, утилитаризм
Гедонизм: стремлениек получению удовольствия объявляется принципом человеческого бытия, главным смысломчеловеческих действий. Но:
1. гедонизмвыводит человека за рамки морали
2. обнаружилось,что ориентация на удовольствия ведет к возрастанию неудовольствия
Эвдемонизм: человекусвойственно стремиться к удовольствиям и избегать страдания, однако для душевногоспокойствия необходимо минимизировать удовольствия и избавиться от страхов черезкультуру философского мышления. Но:
1. человекпо природе своей вряд ли ограничится только естественными удовольствиями (голод,холод, жажда)
2. болезнь,старость и смерть являются реальными проблемами человеческой жизни, которые увеличивают«неудовольствие» от жизни
Утилитаризм: счастьепонимается как максимизация удовольствия, но высшая ценность – счастье человека.Смысл индивидуализация человеческой жизни определяется через служение общечеловеческомублагу. Но:
1. не всегдаимеет место гармония личного и общественного
2. нивелируетсясамостоятельная ценность человеческой личности
44. Охарактеризуйтеспецифику и характер взаимоотношений субъекта и объекта познаний
Субъект познания– тот, кто реализует познавательный процесс.
Объект познания– то, на что направлен познавательный процесс.
Характер взаимоотношениясубъекта и объекта познания составляет суть процесса познания и изучения гносеологией.
Субъектом познанияявляется общество, он имеет сложную социокультурную определенность; объект познания– это фрагмент окружающего мира, субъект выступает активной стороной. Взаимоотношениясубъекта и объекта – непрекращающийся диалог, причем диалог не является беспристрастным,он «нагружен» человеческими целями и задачами.
45. Обыденный,художественный и научный типы познания: произвести сопоставительный анализ
Общее: типы познания,направлены на получение истинного знания.
Различное:
1. обыденныйи художественный типы познания более эмоционально окрашены, научный тип познаниястремится к безоценочному отражению действительности
2. Цель:
- обыденныйтип познания – знание для практического использования
- художественныйтип познания – для выражения позиции автора
- научныйтип познания – для обоснования истинности
3. Методы:
- обыденныйтип познания – объекты даны в непосредственной практике, приемы не осознаются какспецифические
- научныйтип познания – специальные методы познания; наука отходит от изучения вещей повседневногоопыта
- художественныйтип познания – основное средство отражения действительности – художественный образ;мышления в образах, нет специальных методов
46. Охарактеризуйтеспецифику общенаучных методов познания, таких как: а) анализ), б) синтез, в) индукция,г) дедукция, д) абстрагирование, е) идеализация
Анализ – расчленениецелостного предмета на составные части с целью их самостоятельного изучения.
Синтез – соединениеранее выделенных частей предмета в единое целое для составления общего мнения опредмете.
Индукция – общийвывод строится на основе частных посылок.
Дедукция – изобщих посылок строится заключение частного характера. Абстрагирование – выделениесущественных свойств предмета, отвлечение от неинтересующих нас свойств.
Идеализация –мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и неосуществимыхв действительности, на таких, для которых имеются прообразы в материальном мире.
47. Чем определяетсяи в чем заключается специфика методов теоретического познания?
Эмпирический уровеньпознания ставит перед собой задачу установления эмпирических зависимостей, т.е.на уровне эмпирических фактов. Основные методы: наблюдение и эксперимент, которыепроизводятся непосредственно над объективной действительностью.
Наблюдение – активныйпознавательный процесс. В нем субъект, исходя из определенной познавательной целиобычно выстраивает мысленную программу действий и всегда дает соответствующую интерпретациюполученных данных. Научное наблюдение предполагает использование приборов.
Эксперимент –такой метод изучения объекта, когда исследователь воздействует на него путем созданияискусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств. Исследовательвоздействует на объект путем создания искусственных условий.
В процессе наблюденияисследователь использует такие операции, как сравнение и измерение. Сравнивая объектыпо какому-либо признаку, ученый затем их измеряет. Измерения предполагает выборопределенного эталона, единицы измерения.
48. В чем определяетсяи в чем заключается специфика методов теоретического познания?
Теоретическоепознание – это познавательная деятельность, осуществляемая на уровне идеальных образцов,идеальных понятий и абстракций.
Задачей теоретическогопознания является установление устойчивых связей и отношений путем обращения к форметеоретического закона; опираясь на абстрактные объекты, теоретическое познание объясняетглубинные природные закономерности.
Методы теоретическогопознания: построение научных теорий и понятий, установление теоретических законов.
Специфика теоретическогопознания ориентирована на поиск сущностных, глубинных природных закономерностей.Но анна этом пути возникают серьезные исследовательские проблемы. Важнейшей задачейнаучного познания является выработка адекватных средств отражения глубинных объективныхреалей, а это осуществимо только путем построения таких абстрактных и в тоже времяемких конструкторов как научные понятия.
Научная теория– это высшая, самая развитая форма организации научного знания. В теории конструируетсяопределенная модель мира или его фрагмента.
Основной теориейявляется так называемая теоретическая модель, в которой выделяются 2 типа конструкторов– во-первых, абстрактные объекты теории и во-вторых, теоретические законы, непосредственноформируемые относительно абстрактных объектов теоретической модели.
Абстрактные объектыне имеют чувственного характера, они формируются путем выделения существенных сторонизучаемого явления и получают понятийное закрепление.
49. Какововзаимоотношение между теоретическим и эмпирическим уровнями научного познания?
На интерпретациюэмпирических данных влияют исходные теоретические предпосылки. Такое влияние теориина установление эмпирического факта называется теоретической нагруженностью эмпирическогофакта. Феномен теоретической нагруженности эмпирического факта подчеркивает то,что в человеческом познании опыт и мышление, эмпирический и теоретический уровнитесно переплетены и неправомерно отрывать их друг от друга.
50. Каковыструктура и функции научной теории?
Структура научнойтеории: вводятся абстрактные объекты, на их основе создается теоретическая модельизучаемой области, и устанавливаются теоретические законы, справедливые (теоретическаямодель: абстрактные объекты + теоретические законы).
Функции научнойтеории:
1. объяснение– изучаемые явления подводятся под совокупность законов известной теории
2. Предсказание– прогнозируются возможные явления и характер их протекания
51. В чем заключаетсяспецифика и взаимосоотношение абсолютной и относительной истин?
Объективная истина– это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит ни от человека, ниот человечества в целом, поскольку относится не столько к человеку, сколько к самойобъективной реальности.
Форма, в которойвыражается истина, всегда зависит от человека: отражается материальный мир черезпонятие, абстракции.
Таким образом,истина субъективна по форме, но объективна по содержанию.
Субъективностьформы истины заключается в том, что:
1. истинаесть отражение материального мира при помощи понятий, суждений, которые не обладаютфизическими, химическими и иными свойствами объектов материального мира.
2. Субъективностьформы истины проявляется в ее неполноте, ограниченности, в том, что она есть неокончательной результат, а процесс познания.
Однако определяющимв истине является не форма, а содержание, которое всегда объективно. Выражение «Землясуществовала до человека» — истинное выражение, причем оно имеет субъективную форму,но вполне объективное содержание – Земля действительно существовала до человека.
52. В чем заключаетсяспецифика и взаимосоотношение абсолютной и относительной истин?
Абсолютной истинойназывается знание, которое полностью исчерпывает свой объект и не изменяется придальнейшем развитии человеческого познания.
Относительнойистиной называется знание, которое не полностью, относительно, отражает свой объекти, соответственно, уточняется, углубляется в процессе развития человеческого познания.
Несмотря на то,что абсолютная истина признается принципиально достижимой любое человеческое знаниеявляется относительным, неполным, тем не менее в каждой относительной истине содержитсячасть абсолютной истины. Процесс познания и заключается в том, что переход от однойотносительной истины к другой, несмотря на возможные отклонения и понятные движения,в целом происходит по пути все большего нарастания доли абсолютной истины, т.е.все более верного и более глубокого отражения объективной реальности.
53. Как решаетсяпроблема критерия истины?
Критерий истины– некоторый эталон или способ ее проверки.
Проблема:
1. он долженбыть независим от проверяемого знания
2. он долженбыть каким-то образом связан со знанием, чтобы подтверждать или опровергать его
Решение: этотвопрос не может быть решен в сфере мышления, т.к. мышление – результат отраженияобъективной реальности, следовательно для проверки истинности нужно найти область,где человек контактирует с объективной реальностью. Эта область – практика, гденевозможно добиться определенной цели на основе неверного знания
Ответ: Практика– решающий, окончательный критерий истины.
54. Что собойпредставляют верификация и фальсификация как методы проверки истинности научнойтеории?
Верификация –процедура опытной проверки теории или определенного научного утверждения на истинность.Она состоит в том, что теоретическое положение соотносится с реальным положениемдел с помощью наблюдения, измерения, эксперимента. Различают непосредственную икосвенную верификацию. При непосредственной верификации эмпирической проверке подвергаетсясамо утверждение. При косвенной – только следствие утверждения, относящееся к объектам.
Фальсификация– процедура, устанавливающая ложность теории или гипотезы в результате ее эмпирическойпроверки.
Процедура фальсификацииосновывается на логической схеме, которую принято называть модус толенс.
55. В чем заключаютсясильные и слабые стороны принципов верификации и фальсификации?
Верификация.
Сильные стороны:
Утверждения, которыев принципе не могут быть верифицированы, как правило, не считаются научными
Слабые стороны:
Положение научнойтеории претендуют на всеобщность и необходимость, следовательно полное подтверждениетеоретических законов невозможно, а частная недостаточно.
Фальсификация.
Сильные стороны:
Для проверки утвержденияна ложность достаточно одного контрпримера.
Слабые стороны:
При столкновениитеорий с фактами, ложным могут оказаться как теории, так и факты. В реальной наукеидея «решающего» эксперимента, однозначно позволяющего установить ложность теории,оказалась малореалистичной.