СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЦИЕНТИЗМА №8
В общественномсознании второй половины ХХ века (а корни этого процесса уходят в эпохуПросвещения – ХУШ век) возникают противоположные оценки социальной роли науки.Эти противоречивые оценки получили название сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм ( от лат. – знание, наука) –мировоззренческая позиция, согласно которой наука является высшейценностью развития человеческой цивилизации. Это – абсолютизация (преувеличение)роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Сциентизм — этооптимистический взгляд на роль науки в развитии общества.
Антисциентизм– мировоззренческая позиция, пессимистически оценивающая возможности науки вразвитии общества, обращающая внимание на негативные стороны НТР. Антисциентизмтребует ограничения экспансии (распространения) науки в культурной жизниобщества.
Идеисциентистского оптимизма формируются в философии Нового времени (ХУ1-ХУП в.) Здесь возникает представление о всемогущественауки, убеждение в том, что благоденствие человечества связано, прежде всего, сразвитием науки.
Например, Ф. Бэкон (английский философ – ХУП век) утверждал: «знание — сила». В «Новой Атлантиде» Бэкон подробнорассказывает о том, как наука практически может улучшать жизнь людей.
О. Конт (французский философ – 30 — 40-е годы Х1Х века) предложил идею о трех стадияхинтеллектуального развития человечества. Человеческий ум, — утверждает он,- проходит путь от господства религиозной фантазии, через метафизический,абстрактно-философский взгляд на мир к утверждению научного, позитивного методаизучения действительности.
Индустриальное общество создает условиядля беспредельного развития науки.
В ХХ веке позиция сциентизма яркопредставлена в теориях технологического детерминизма, например, теориях индустриальногои постиндустриального общества. Здесь наука расценивается как наивысшаякультурная ценность, наивысший вид духовной деятельности; техника играетглавную и решающую роль в развитии общества.
Представитель этой теории — Д. Белл (американский социолог ХХ века)развивает идеи наукоцентризма, необходимости ориентироваться на «Большуюнауку». Он считает, что Университет становится главным институтомнового общества. Если в индустриальном обществе ключевым институтом былапредпринимательская фирма, поскольку она играла ключевую роль в организациипроизводства продукции, то в постиндустриальном — именно Университет займетцентральное место благодаря его роли источника знаний и нововведений.
Белл обосновывает идею об увеличенииобщественного значения теоретического знания и возрастании управленческихвозможностей науки.
Разновидностьюсциентизма является ТЕХНОКРАТИЗМ.
Представители технократизмаутверждают: решение всех социальных проблем возможно благодаря научнойорганизации труда, государственному планированию, основанному на науке.
Современная форма технократизма — неотехнократизм: наука и техникаобеспечивают неограниченные возможности для регулирования социальными процессами и разрешения социальных конфликтов.
Например, представители теорииинформационного общества (Р. Лейн – американский социолог ХХ века) утверждают,что на смену эре политики, экономики и идеологии придет эра знания и информации,которая снимет с повестки дня проблему социальных антагонизмов. Наука и техника- главные факторы общественного прогресса.
Таким образом:
Сциентизмприветствует достижения науки, провозглашает знание как наивысшую культурнуюценность.
Антисциентизмкритически относится к науке, подчеркивает ее негативное влияние на развитиеобщества.
Сциентизмстремится к тому, чтобы «онаучить» все сферы общества – только благодаря наукежизнь может стать успешной, управляемой и организованной.
Антисциентизм настаиваютна том, что понятия «научное знание» и «истинное знание» не совпадают,принципиально отличаются.
Сциентизмчасто игнорирует реальные проблемы, связанные с негативными последствиямиразвития техники и науки.
Антисциентизм частодраматизирует ситуации, сгущает краски, привлекает внимание людей ккатастрофическим сценариям развития человечества.
АНТИСЦИЕНТИЗМ О РОЛИ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ №9
Антисциентизм– мировоззренческая позиция, пессимистически оценивающая возможности науки вразвитии общества, обращающая внимание на негативные стороны научно-техническойреволюции. Антисциентизм требует ограничения экспансии (распространения) наукив культурной жизни общества.
Идеи антисциентизма формируются уже вэпоху Просвещения.
Например, французский философ иписатель Жан Жак Руссо (1712 – 1778) негативно оценивал роль науки: «Сколькоопасностей, сколько ложных путей угрожают нам в научных исследованиях!.. Еслинаши науки бессильны решать те задачи, которые они перед собой ставят, то ониеще более опасны по тем результатам, к которым они приводят… Заниматься науками– пустая трата времени».
В ХХ веке тенденции антисциентизманабирают силу. Сциентизм постепенно уступает свое господствующее положение вобщественном сознании нигилистическому отношению к науке.
Например, английский физик и социологнауки Десмонд Бернал (1901 – 1971) писал об активизации взглядов, склонныхвидеть в дальнейшем развитии науки и техники угрозу существованию цивилизации.
Английский логик, математик,представитель неопозитивизма Бертран Рассел (1872 – 1970), ставший в 1950 годулауреатом Нобелевской премии по литературе, основной порок цивилизации видел вгипертрофированном развитии науки, что привело к утрате подлинныхгуманистических ценностей и идеалов.
Антисциентисты уверены, что вторжениенауки во все сферы человеческой жизни делают ее бездуховной, лишеннойчеловеческого лица и романтики. Развитие науки и техники приводит кформированию неподлинного мира, который сливается со сферой производства инеобходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещных потребностей.В конечном счете, увеличение влияния науки приведет к краху всей человеческойкультуры.
В современныйпериод развития цивилизации наука стала новым Богом, считают антисциентисты.Медицина, электронные системы связи, полеты в космос, манипуляции с генами –все эти чудеса науки дают нам ответы на многие вопросы.
Действительно, наука дала многое.
Однако,утверждают антисциентисты, наука:
1) Создала мир, не способный вызыватьни удивления, ни душевного волнения: солнечные лучи низведены до длин волн ичастоты колебаний; бесконечно сложная вселенная изодрана в клочья,превратившись в систему математических уравнений. Наука заявила, что Земля совсеми обитателями – это всего лишь ничтожная песчинка, не играющая никакой ролив грандиозной системе, какое-то космическое недоразумение.
2) Даже те технические достижения,которые призваны объединять людей, выступают средством разобщения. Каждый спомощью электроники связан со всем миром и в то же время чувствует себя вполном одиночестве.
3) Людей преследуют насилие,предательство, расколы общества. Главной чертой просвещенного мышления стали цинизми скептицизм.
4) Многиеутверждают, что человечество спасет наука. На самом деле она нас ужеуничтожила. Наука оказалась неспособной выполнить свои обещания. Повышение эффективностии упрощение производства не привели ни к чему, кроме засорения окружающей средыи всеобщего хаоса. Человечество являет собой сегодня отчаявшийся и разобщенныйвид, быстро приближающийся к гибели.
5) Наука распространяет по мируоружие массового уничтожения, клонирует живые существа, поощряет людей к общениюпо телефону, Интернету. Люди начинают забывать, какое значение имеет личноеобщение.
Итак, сравним сциентизм иантисциентизм по основным характеристикам.
1. Сциентизм приветствует достижения науки, провозглашает знание какнаивысшую культурную ценность. Антисциентизмкритически относится к науке, подчеркивает ее негативное влияние на развитиеобщества.
2. Сциентизм стремится к тому, чтобы «онаучить» все сферы общества –только благодаря науке жизнь может стать успешной, управляемой торганизованной. Антисциентизм настаиваютна том, что понятия «научное знание» и «истинное знание» не совпадают,принципиально отличаются.
3. Сциентизм часто игнорирует реальные проблемы, связанные снегативными последствиями развития техники и науки. Антисциентизм часто драматизирует ситуации, сгущает краски,привлекает внимание людей к катастрофическим сценариям развития человечества.
ВЫВОД.
Несмотря на свои различия, сциентизми антисциентизм имеют общие черты. Имеется в виду, что образ науки,созданный в рамках этих мировоззренческих позиций, в принципе один и тот же. Вобоих случаях искажаются социальные функции науки.
Сциентизм игнорирует илинедооценивает другие формы духовной культуры и типы регуляции человеческойдеятельности.
Антисциентизм преувеличивает а)отрицательные последствия функционирования науки, б) управленческое воздействиенауки на общество.
Таким образом, главный вывод этихдвух противоположных мировоззренческих ориентаций относительно социальной роли науки в принципе одинаков: наука рисуется как автономнодействующая сила.
В настоящее время все большее числоученых не удовлетворено ни сциентизмом, ни антисциентизмом.Формируется новый образ науки, который получил название критический реализм. Эта позиция обращает, прежде всего, вниманиена плюсы и минусы науки для жизни человека. Главное вниманиеуделяется здесь:
— социальной ответственности ученого засвои открытия;
— общечеловеческим ценностям внутри научногознания.
Наряду с классическим образом науки,ориентированным на математику и постклассическим, опирающимся на физику,появился новый образ науки, выдвигающий в качестве эталона экологию.
Экология в противовес утилитарномупрактицизму выдвигает идеалы гармоничного взаимодействия общества и природы,требует объединения всех областей научного знания для решения общечеловеческихпроблем.
Наука понимается здесь не каксредство насилия над природой, а как коллективная сила, способствующая еесохранению. (См., например, концепцию устойчивого развития, вопрос № 34)