Реферат по предмету "Философия"


Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия

1. Сущность мировоззрения.Миф, религия, философия.
М.- совокупностьидей, чуств, эмоций О-х общее отношение Ч. к миру.-     познавательныйпласт;-   эмоциональный;-         поведенческий
Основные вопросы:чтотакоемир; по каким законам он разввается;             вчем смысл жизни;что такое добро и зло.Влияние: убеждения,идеалы.Субъект М. — личность, соц. группа и общество в целом.Миф – носитдуховно практический характер (фантазиями преобразовываетжизнь)(талисманы).Религия — носит духовно практический характер (одностороннийхарактер). Это М. – поведенческое по своей сути. (талисманы перестали помогать)Ф. – вся совокупность взглядов на мир, П., Об. и Ч. (отличие – уровеньобобщения, теоретический характер)
2.Основной вопрос Ф и специфика Ф знания.
Основной вопрос:1- что первично материя или сознание дух или природа;2- познаваем ли мир;3-проблема “ мир-человек”. Функции Ф: 1-объяснение мира; 2-методологическая (накопление и обобщение) 3-отображение своего времени 4.мировоззренческая.Гегель –“Ф – эпоха, схваченная в понятиях” Существуют несколько определений взависимости от структуры Ф знания: онтология (з-ны развития П, О, Ч),гноссеология (отображение всеобщих з-ов в сознании Ч), антропология (Ф- наука оО бытии  О сознании).Ф- мировоззренческаянаука, масштабный взгляд на жизнь, Ч и др аспекты.
3.Философия и наука. Философия как всеобщая методология.
1) накопление знаний;2) специализация знаний;3)формирование теорет. разделов.Аристотель — Ф — наука о первопринципах,первопричинах.В наше время развит научно — мировоз. подход(такая система понимания мира и места в нем Ч, которая опирается на науку).Обще — мировоз., теоретико — познават., ценностные фукции берет на себя Ф. (нож вруках хирурга и убийцы)
см 2.
4.Милетская школа о первоосновах бытия.
         Первыеучения — г. Милет 7-6 в. днэ — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшисьвопросом откуда все возникает и во что превращается они искали началопроисхлждения  и изменения всех вещей.Первовещество — живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.Занимались и разносторонней практ деятельностью.
         ФАЛЕС.  конец 7 начало6 вднэ. Купец, многопутешествовал. Гидроинженер. Проект полит объединения малоаз. городов передугрозой Персии. Знаком с достиж. науки Вав и Египта. Предсказал солн затмение вГ. -585 гднэ. Изобрел некот. астроном приборы.
         Всепроизошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этогопервоисточника. Земля — плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош изнее вещи — не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры — магнити янтарь могут приводить в движ. др. вещи - они имеют душу.
         АНАКСИМАНДР.Первоисточник — это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл.противоположности  теплого и холодного,дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля — цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтомумиры возникают и разрушаются.
         АНАКСИМЕН.  Время завоевания Милета персами.Первовещество — воздух. Все вещества получаются посредством сгущения иразряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля — диск,поддержив. вождухом.
         В5 вднэ Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь филпрекратилось.
         ПИФАГОРИ РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ.
         Пифагорейцыотрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа,абсолютизировали и обожествляли их. Свящ. монада(единица) — это мать богов,всеобщее первоначо и основа всех прир.явлений. Двойка — это принциппротивоположности, отрицательности в природе.
5. Материалистический атомизм  Демокрита и Эпикура
         ОсновательА. — Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших недел. частиц ипустоты.
         ПродолжательА. — Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал встранах востока. Имеются труды Д. охватывающие вопросы ф., логики, психологии,этикт, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики,космологии. Активный приверженец раб. демократии.    
         Исходноеположение а. системы — сущ. атомов и пустоты, образующих своиим бескон.многообр. соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из гл.предпосылок его учения явл. взгляд по которому ощущ. представляют хотя инедостаточный, но необходимый источник познания.
         Недостаточныеи неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Такатомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются основанным на чувств.наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнениии от того, чтосущ. в действительности. “лишь в общем мнениии сущ сладкое, в мнениии — горькое, в мнении — теплое, в мнен. — холодное, в м. — цвет, вдействительностии же сущ. только атомы и пустота.” Однако Д. не отрицаетреальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что ф.занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего,образует его причину. По-видимому Д. не согласен с тем, что чувств. восприятиякачеств совпадают с самими качествами.
         Атомысуть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же — метсо, в котором всеэти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются междусобой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сновасходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочиесложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.
          Для объяснения реального многообразиядействительности Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению.Эти отличия и лежат в основе всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов. неявл. беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.
         А.учение расространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг.сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть ихвременное соединение. Душа не бессмертна.
         Основапознания — ощущения. От вещей отделяются “видики” — материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустомпространстве и проникают в органы чевств через поры. Если поры соотв. повеличине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образпредмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем верный образпредмета. Однако сущ. предметы, кот. в силу своей малой величины недоступнычувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом, иэто позн. также м.б. достоверным.
         ЭПИКУР.(341-270днэ Эпоха эллинизма)  Родился наострове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задачаф. — создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б.построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимаетв мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествоваьразраб. теори познания.
         Материалистическийсенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того,что мы ощущ. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах.Восприятие — единств. критерий истинности, оно есть  крит. и для заключений о таких вещах, кот.непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог.противоричии с данными восприятиями.
         Э.принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, чо учение о причиннойнеобходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможности длячел. свободы. Врамках необход. должен быть указан путь к свободе.
         УД. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что дв.обусловлено внутр. св-вом атомов — их тяжестью, кот. наряду с их формой,положением и порядком становится важным объект. определением атома. Кол. форматомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б. тяжесью. При движ. атомы могутсамопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ.на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека.
6. Становление диалектики в античнойфилософии. (Гераклит и Элеаты)
         Всесущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. — это огонь.Выбор огня в кач. первовещества обусловлен взглядами Г. на характер жизниприроды. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещейнаиболе подвижен, изменчив огонь. “ Этот космос один и тот же для всегосуществующего не создал ни какой бог и никакой еловек, но всегда был, есть ибудет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Причинавечного изменения — борьба противоположностей.
         Миростается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душаматериальна — это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласнонеобходимости. Миром правит “логос”.(закон, необходимость)”Даже Солнце не можетпереступить логос.” Мир есь процесс в котором всякая вещь переходит в своюпротивопол.(холодное в теплое, Вложное в сухое и наоборот)”Нельзя дважды войтив одну реку” В челов. жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она “отецвсего, царь всего”. Благодаря борьбе противопол. обнаруживается их внутреннеесходство “юессмертные-смертны, смертные — бессмертны; смертью друг друга ониживут, жизнью друг друга они умирают.”
         Всеобщностьизменения и переход каждого качества в противоп. делают все кач. вещейотносительными.(морская вода — чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб-питательна, для людей -негодна)
         Логос- основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежатощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха.Однако, считае Г. большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищутпознания, принимают многознание за ум.
         ЭЛЕАТЫ.  В 6-5 ввднэ центр дух. развития перемещ. вЮ.Италию.(земледельческая область). Прбл. бытия: бытие есть а небытия нет,бытие едино и неделимо, бытие познаваемо.
         КСЕНОФАН.6-5 вднэ. Поэт фил. побывал в Ю. Италии вообще много путешествовал. В концежизни поселился в Элее, где под еговлиянием возникла школа элеатов. Критиковалпредставления о множесте богов.(Если бы лошади могли рисовать то они изобразилибы своих богов в виде лошадей). Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим,представляет собой нечто единое и это единое и есть бог.  Природа не божественна. Все что рождается ирастет есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания толькомнение.
         ПАРМЕНИД.Элея. 6-5 ввднэ. Составил законы для Элеи, которые даже там долго действовали.Мир — вещ. шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможностидвижения. (все заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтомунесуществ. никак нельзя мыслить как несущ., откуда несуществ. нет. Отсюданевозможно возникновение и уничтожение.
         изабс. заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество — обманчувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения,уничтожения. Представления о движении — льшь мнение, повседневныепредставления, от которых следует отличать фил., как учение о истине,недоступной восприятиям.
          Учение П. полно ненаучных, мифол.представлений, В центре мира — богиня-правительница (или правда инеобходимость). Она держит жребий и правит всеми неб. движениями.
         ЗЕНОН.  Ученик Парм… Выдвинул ряд положений в защ.учения П.(апории) Доказывал невозможность движения(метафизика). Предположение,что движ. мыслимо приводит к противоречиям — оно не может осуществиться.( Длятого чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр.месте и не находиться в нем. Но это противоречиво — невозможно) В этихпарадоксах вопрос не в том, возможно ли восприятие движ чувствами, а в том,можно ли мыслить движ. при условии, что пространство состоит из бесконечногомножества неделимых частей (актуальная бксконечность), а время из б. множестванеделимых моментов. В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаютсяпроблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики.
7. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
Демиург — дословно — мастер, ремесленник, впереносном смысле — создатель, творец — в идеалистической философии Платона и вучениях неоплатоников — творец мира, создатель вселенной, одно из определенийбожества.
         Мирчевств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи возник и погибают,изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлиной сущностью вещей ихпричинами явл бестелесные нечувств формы (идеи или виды), постигаемые умом. Поотнош к чувст вещам идеи и причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, ипонятия об общей основе вещей каждого класса.
         Т.к.чувст вещи преходящи то они должны быть обусловлеы не олько бытием, но инебытием. Это небытие есть материя. (обл нерекращ движения, возникновения иизменения) Матер принимает на себя идеи и превращ их во множество ч. вещей,разделенных пространством.
Область идей представляет собойпирамиду, на вершине кот идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущпредметов, от нее они получ свою сущность. Идея блага явл не только верховнойпричиной бытия, но и его целью (телеология — учение о целесообразности)
         Идеивечны, ниезменны, тождественны, не зав от условий пространства и времени.Мир чвещей — мир вечного возникнов и гибели, движ и изменчивости, в нем все свойстваотносительны, ограничены усл пространства и времени.
         Знаниеесть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе исозерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала,но в глубине эти знания остаются. Влсприятия мат предметов напоминают душепозабытые ей знания.
         Идеипознаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия, чувств вещиотражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания. Середину между мн иподлинным знанием занимают математ знания.Они имеют нечто родственное чувствещам и идеям.
         Бытие- тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид П. прих квыводу, что высшие роды сущего — Бытие, движ., покой, тождество и изменение — могут мыслится только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, ираве  самому себе и не равен., итождественен себе и преходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматр само посебе — едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же посколькуоно рассм по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно.Поэтому бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно ипреходяще, неизменно и изменчиво.
         Противоречияесь необхо условие для побуждению души к мышлению. Искусство побуждать кразмышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневныхмнениях, есть, по П., искусство диалектики.
         Вкосмогоническом ученииП утверждает, что последними эл-тами всех вещей явлнеделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы.
         Челдуша независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, котсоздается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшимибогами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотввоспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству тонеобходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядамисвоб граждан.
         Вуч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души.Раз части должен соотв разряд правителей-философов, аффектной — воинов,вожделенной — ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен выполн своих обязанностейи воздержив от вмеш в дела других.
         Частнаясобств и семья — подрывают условия общества. Поэтому П разработал планобщежития, основанного на устранении для правит и воинов — личнойсобственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.
8. Основные черты философии Аристотеля.
         Критика П. теориии “идей”, Логика.Учение А. — объективный идеализм. Оно сложилось в рез. критики учен.П. обидеях. Эта теор.(об идеях) несостоят. по ряду причин:
1.   ИдеиП — копии чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.
2.   2.Таккак П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут датьсуществованию вещей.
3. Утверждая, будто идеи относятся кдр. идеям, как общее к частному П. впадает в противоречие (Каждая идея естьодновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей,и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею болееобщей идее, кот. и будет ее сущностью).
4. П. учение о сущ. идей независимых поотнош к вещам чувств мира приводит к нелепому выводу: так как между идеями ивещами есть сходство и так как по П., для всего сходного должна сущ едея, токроме идеи, наприм. чел. и кроме соотв ей вещей, должна сущ идея того сходного, что сущ между ними. Далее для этой новой идеи чел и для нах под нею первойидеи и ее вещей должна сущ еще одна — третья — идея...
5. Обособив идеи в мир вечныхсущностей, отличный от изменчивого чувств. мира, П. лишил себя возм. объяснитьфакты рождения, гибели и движения.
          По А. каждая един. вещь есть единство материии формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Такмедный шар есть единство вещества — меди — и формы — шаровидности, кот. приданамеди мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.
         Противопол.материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она жеи форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по А. является медь. Медьлишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть возможность формы.Форма есть действительность того возможностью чего явл. материя. Согласно. впределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи ксоотносительной ей форме и наоборо. Категориии эти т.о. становятся текучими.
          каждая форма можнт рассм. и как материя длякот. должна сущ соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формойглины, рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мыподнимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельнойформой явл. перводвигатель или бог. — идеализм. Но вообще по А. чувственно-восприн вещи есть единство материи и формы.
         Теорияпознания. Исходная точка — существ. независимой от субъекта объективнойдействительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира.Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый отсознания предмет восприятия. И хотя он полагает, что в разуме нет ничего, чтое было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на последниеаксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из высших по отношениюк ним положений и кот. должны быть признаны умозрительными, а не опытнымипредпосылками знаний.
         Логикапо А. — науа о доказательстве, а также о формах мышления, необх для познания.Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм. лог. строениесуждений,  вопросы о терминах, обопределении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл.лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич.прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придаетдостоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности.Поэтому он на первый план ыдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция) ана индукциюобращ. мало внимания.
         Космология и физика. Космология — геоцентрическая. Земля — шар. Источник движения — бог (перводвигатель).
         Общественно полит. теории А. Наилучшийиз всех классов — земледельческий., однако они в силу своего образа жизни итерритор. распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления, Этимделом должны заним среднезажиточнуе классы общесва.
         Аразлачает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он считаетформы, при кот. исключена возможность корыстного использования власти, а самавласть служит обществу в целом — таковы монархия, аристократия и полития(власть среднего класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие иливыродившиеся формы — это тирания, олигархия и крайняя демократия.
9. Основные черты средневековойфилософии.Проблема универсалий. Реализм и номенализм.
         Возниклофеод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастырибыли и крепостями и центрами земледелия и очигами просвещения и культуры.Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннеесредневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формированияевр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви игос власти ф. была объявлена слкжанкой богословия, кот. должна былаиспользовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христианства. Этафил. получила название “схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля)
         Со2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать,что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает болееоверш их разрешение. Видный апологет — Тертулиан (из Карфагена, 2в.) — сущ.непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием ичел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов, кот.стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел и его целях).
         Наиболеевлият. из отцов церкви — это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк.Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим быием, Бог сотворил мир из ничего посвоей доброй воле, а не по необходимости. Мир предствляет собою непрер.лестницу существ, восхолдящую к создателю. Особое место занимает чел., котсоединяет прир. мат тела и обладает разумн. душай и своб. воли. Душа нематер,бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что ондел., делает через него бог.
         Схоластика. Гл. направление в разв ф.среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняясхол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос — оотношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библ. текстах инеобходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательнымхар., то для их толкования требов. изощренная логика.
         Однимиз важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор поэтому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий.Сущ. 2 основных решения этого вопроса.
1.общие роды (унив.) сущ. реально,независимо от чел. — реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ.универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самихвещах” как их сущность или формы и “после вещей” — в чел. разуме как р-табстракции. — умеренный реализм ( сущ и крайний реал. — общее сущ. только вневещей -Ансельм). П. Абеляр — сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходнымежду собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаемчто-то по отнош к многим вещам,  нашеутвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим онпредпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творитвещи.
2.Универсалии не сущ. реально, незав отчелов. Они суть только имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм. познания. — номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания — постижениечастного, единичного. Общее  сущ. тольков уме чел… В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присущетолько нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для объяснения переходамысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог.и псих. актах или знаках. Все общие понятия — это знаки, логически обозначающиемногие объекты.
         Главные представители схол.  Альберт Больштедский, Фома Аквинский, ДунсСкот и Раймунд Луллий.
10. ФилософияФ. Аквинского (обоснование идеи бога, теория «двойственной» истины).
А (1225-1274)(ангельский доктор) (хорошо изучилАрестотеля) – разделяет божетвенную область от мирской. Он утверждает, чтопознать Б невозможно. Ф и наука должны служить теологии для борьбы с нападкамипротив веры (христианским учением бороться нельзя поскольку оно недосягаемо дляЧ разума). Истина – одна, христианская, а наука лишь пытается приблизиться кней.
Пять доказательств существования Б:
1)      вседвижется => необходим перводвигатель;2)         существуютпричинно – следственные вязи => необходима первопричина;3)         цепочка случайного и необходимого =>первая необходимость – Б.4)              Каждаявещь имеет степень качествы по отношению к другой => наивысшая степенькачества – Б.5)      Все происходит на пользу=> существует кто-то кто направляет все к определенной цели.
11.Гуманизм — основная чертафилософии возрождения(Макиавелли, Мор, Кампанелла).
Маккиавелли- итал. общ деятель, политич мыслитель историк воен теоретик. Гос-во признаетсяМ высшим проявлением человеч духа, а служение гос-ву — целью, смыслом исчастьем человеч жизни. Разделяя традиц христ представление об изначальном злечеловеч природы М отводит воспитат функции не церкви (что было нормой средневекфилософии) а гос-ву. Политич идеал М — Римская республика, в которой он виделвоплощение идеи сильного гос-ва, умеющего сохранять внутренний порядок ираспространять внутр порядок и распространять влияние на другие народы. Мописывал строй древне-римского гос-ва с т зр искреннего республиканца, приверженцадемократии. Он считал, что республика — лучшая форма демократии т к каждогоделает ответственным за судьбу гос-ва. Но респ форма правления не всегдавозможна; нельзя сохранить свободные политические учреждения, если в народе неразвиты грражданские добродетели. Римская респ достигла могущества потому, чтосумела воспитать респ дух в рим народе.
ТомасМор — англ гуманист, гос деятель и писатель. Католик, сторонник верховнойвласти ПАПЫ. Автор трактата «Утопия» — место, которого нет,слово в последствии стало нарицательным. В «Утопии»М впервые изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная)собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристобщинах), но обобществлены производство и быт. Труд составляет обязанность всехграждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6часов; наиболее тяжелые работы выполняют преступники. Политич строй основан напринципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистичбыта. Она организована не столько на родтвенных, сколько на производственныхначалах.
КампанеллоТоммазо — итал философ поэт политич деятель создатель коммунистич утопии.Коммунистич утопия К представляет собой программу всеобщего социальногопреобразования на основе общности имущества («Город солнца»,произв, построенное в форме расказа мореплавателя), дополняемую утопиейвсемирной теократической монархии («Монархия Мессии»).В идеальной коммунистич общине у К упразднены собственность и семья, детивоспитываются гос-вом. Труд обязателен для всех, рабочий день сокращен до 4часов. Огромное внимание уделяется развитию науки, просвещению и трудовомувоспитанию. Руководство коммунистич общиной находится в руках учено-жреч касты.Осуществление свой программы К возлагал на европ государей  и Рим папу, стремясь достичь духовногоединства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеаламикатолицизма.
12.Натурфилософия эпохи Возрождения (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей).
Секуляризация– освобождение от религии и церк. инстит.Эпоха В – возврат к человеку. Ч(антропоцентризм) – “мерило всех вещей” (Сократ), но в В он не пасивен, атворец (не стесненный рамками П. – более того, господин П).Труд – не искуплениеза грехи, а способ создать свой мир.Галилей – попытка понять Б законы изсотворенных вещей и применить их на практике. Земля вертется.Пантеизм — спец.Черта натурфилософии В. В отличее от Ант. Б. не просто сливается с П. иостается недосягаемым, а П. становится одухотворенной и познаваемой.Кузанец –“единое есть все” принцип совпадения противоположностей (max и min). Парадокс – сининим точного знания. Геометрия результатрассудка, а не разума (поскольку имеет дело с точными понятиями). Т.к. всеможно оценить только по отношению к бесконечности => мир не имеет начала иконца (как в Ант. Ф). => проблема бесконечно малых — предтеча диф.исчисления (Галилей и его ученики).
Галилей началконструировать идеальные модели физических объектов (сблизил математику ифизику).Коперник – гелиоцентрическая система.Бруно – бесконечный космос(обожествил), снял границу между творцом и творением => форма перестает бытьдушой вещи – “бог в вещах”. Бруно казнили.
13. Основные черты фил. Р. ДЕКАРТА.Проблема метода познания
         Осн.черта ф. мировоззрения — дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др.первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. Вграницах его физики материя представляет собой единств. субстанцию,единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теориипознания, в учении о бытии Д. — идеалист. В теор позн. Д. объявляет самойдостоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Ясуществую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но иутверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.
         Д.отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувств.воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не сущ. Выводыиз этого: мировая материя (=пространство) беспредеьна, однородна, не имеетпустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явленийк: 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-тетолчка. первон. толчек дал бог.
         Проблема метода. Д. ищет безусловнодостоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которогоможно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. Заисх пункт он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезисаон не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можносомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнениеесть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о сомнени- достов. факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ вкачестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомаядостоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-тинтуиции ума.
         Ясностьи отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и достаточными признакамивсякого достоверного знания. Критерий истинности знания т.о  не в практике, а в челов. сознании.
         МдеализмД. усугубился религиозными предпос. его системы. В силу этого для док.реального сущ. мира еобходимо док. сущ. бога. В числе прочих идей в уме сущидея бога. Как понятие о сущ. всесовершенном, идея бога обладает большейреальностью чем все др. идеи. В причине должно быть по крайней мере столько жереальности сколько ее нах. в следствии. Т.к. мы сущ и т.к. мысуть следствияпервопричины, то сущ и сама первопричина т.е. бог. Но если всесоверш. бог сущ,то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена самавозможность позания.
         В


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные АСУ гидроэлектростанций и их характеристики
Реферат 6. углеводородное сырьё углеводородное сырьё
Реферат Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого Завещание
Реферат Финансовое планирование на предприятии
Реферат Анализ показателей доходности предприятий
Реферат Слово о "бессловесных"
Реферат Colours Of The Great Gatsby Essay Research
Реферат Влияние телевидения на процесс социализации молодежи
Реферат Принципы правосудия
Реферат Правова регламентація порядку організації та проведення виборів народних депутатів України
Реферат Економічні погляди К. Родбертуса. Концепція "державного соціалізму"
Реферат Был ли у Вас кризис и сколько раз?
Реферат Философское миропонимание: исходные принципы и категориальные основания
Реферат Інтонаційне співвідношення як проблема віршованого перекладачу
Реферат Оценка эффективности маркетинговой политики предприятия на примере ОАО "Нефтекамский хлебокомбинат"