Управление персоналом. 1 курс
Тарычева З.В.
Спиноза «Этика» глава «О Боге»
В “Этике” поднимаются вопросы характерные для европейской философии семнадцатого века – для “философии субстанции”. Понятие субстанции приобретает в то время особое значение. Споры шли о том, есть ли субстанция, какова она, существует одна или несколько субстанций. Вполне естественно, то, что и для Спинозы вопрос этот становится центральным. Особую же роль он играет в первой части “Этики” – “О Боге”.
В первом разделе «Определения», первой части «Этики», находятся пояснения к некоторым определениям, которые автор собирается использовать на протяжении всей работы и понимание которых принципиально необходимо для ее прочтения, так как особая терминология – это основа любого философского произведения.
Анализируемая часть “Этики” вообще полностью строится на соотношении и логическом соподчинении определений (т.е. того, что за ними стоит). Однако это придает несколько ограниченный характер системе Спинозы, потому что он не утруждает себя доказательством того, что подразумеваемые в его определениях сущности действительно имеют место в мире.
Можно отметить, что Спиноза подчеркивает индивидуальность своих определений (напр. “под причиною самого себя я разумею”). При рассмотрении “Этики”, конечно же, необходимо учитывать этот факт. В числе определений, помещенных в этот раздел, мы видим определения субстанции, атрибута, causa sui, конечной в своем роде вещи, модуса, Бога, свободных и необходимых в своем роде вещей и, наконец, вечности.
Во втором разделе «Аксиомы», первой части «Этики», находятся аксиомы, которые Спиноза понимает, как их понимают и в геометрии – как утверждения, не требующие доказательств. Впрочем, здесь виден скорее не объективный, а субъективный характер философского знания Спинозы, потому что он придает своим аксиомам абсолютное значение, в то время как единственным подтверждением их правильности является его собственное мнение.
Однако аксиомы, вне всякого сомнения, важны для понимания части “О Боге”, например: “Все, что существует, существует или само в себе, или в чем-либо другом”, “Что не может быть представляемо через другое, должно быть представляемо само через себя”. “А то, что представляется само через себя, называется субстанцией”. Таким образом, Спиноза фактически говорит о субстанции, просто не называя ее. “Истинная идея должна быть согласна со своим объектом”, т.е. истинная идея правильно отражает объект. Так Аксиомы Спинозы являются логическим продолжением идей, содержащихся в Определениях, которые, в свою очередь, далее будут развиты в теоремах.
Третий раздел «Теоремы», первой части «Этики», представляет собой наиболее объемный раздел этой части “Этики”. Всякая теорема Спинозы, так же как и теорема в геометрии, состоит из изложения содержания теоремы и ее доказательства (или доказательств). К доказательству также могут примыкать леммы (вспомогательные теоремы), схолии (пояснения к тексту) и королларии (следствия, выводы), однако все эти элементы являются не обязательными, но вспомогательными.
Всего в первой части “Этики” содержится тридцать шесть теорем. Все они развивают идею уже не просто необходимость существования Бога, как субстанции, но и уникальность Бога, как субстанции. Таким образом, существование субстанции (причем единственной субстанции) уже предусматривает существование Бога.
В завершающем разделе «Прибавления», первой части «Этики», Спиноза подводит итог всей первой части своей работы. Он перечисляет те свойства Бога, которые были выявлены им на основании определений, аксиом и теорем: то, что он необходимо существует; то, что он един; что он существует и действует по одной необходимости своей природы; что он составляет причину всех вещей; что без него ничто не может существовать; что все предопределено Богом.
Он также говорит о тех предрассудках, которые завладели людьми на протяжении столетий. Главный из этих предрассудков заключается в том, что люди считают, будто Бог все направляет к какой-то определенной цели (“они говорят, что Бог все сотворил для человека, человека же – для того, чтобы он чтил его”). Из этого предрассудка, по мнению Спинозы, возникли и все остальные (напр. предрассудки “о добре и зле, заслуге и грехе, похвальном и постыдном, порядке и беспорядке, красоте и безобразии и прочем в том же роде”).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что первая часть трактата Бенедикта Спинозы “Этика”, представляет собой значительное явление с точки зрения содержащихся в ней идеи, которые связаны с выявлением природы субстанции, сущности и свойств Бога, как субстанции. Рассматривая эти свойства, Спиноза достаточно сильно отходит от догм традиционной теологии, однако его работа, несмотря на использование методов точной науки, носит абстрактный и субъективный характер.
Спиноза доказывает существование Бога, опираясь на умозрительные принципы, которые он выдает за аксиомы. Вот почему его философская система столь противоречива.
Однако же нельзя недооценивать вклада Спинозы в мировую философию и его влияния на мировую культуру. Его подход к метафизическим проблемам с точки зрения науки всегда будет оставаться одним из самых интересных и обсуждаемых в философии.