Реферат по предмету "Философия"


Специфика политических конфликтов

Спецификаполитическихконфликтов
Извсех сфер общества самой насыщенной различными видами конфликтов являетсяполитическая сфера, в которой развертываются многообразные властные отношения,представляющие собой отношения господства и подчинения.
Всоциально-политическом смысле совокупность существующих в обществе позицийпредставляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в борьбе задоминирование в сфере экономики, политики, культуры и т. п. Существующая внедрах политического поля борьба есть политический конфликт за установлениегосподства в системе властных отношений, за сохранение или трансформациюсуществующих властных структур и системы государственной власти. При анализесущности и направленности политического конфликта необходимо учитыватьполитического спроса и политического предложения в каждый данный момент времении определяемую в зависимости от этого соотношения позицию в политическом полепартии или профсоюза.
Еслипредставить теоретические положения о сущности и роли политического конфликта,сформулированные К. Марксом, М. Вебером и др. в обощенном виде, то следуетконстатировать, что в социальном пространстве, которым является общество,всегда существуют взаимодействия людей, включающие в себя как сотрудничество,так и конкурентность. Наиболее острые формы конкурентные взаимодействияприобретают в политическом пространстве, где объектом конфликта становятсяотношения доминирования, отношения господства и подчинения, воплощаемые вовластных отношениях и структурах. Политический конфликт представляет собойпроявление и результат конкурентного взаимодействия двух или более сторон(индивидов, их групп, общностей, государств), оспаривающих друг у другараспределение и удержание властных ресурсов, полномочий и благ.
Основнымобъектом политического конфликта выступает политическая власть как способ исредство господства одного социального слоя (класса) над другим. В своейсодержательной сущности власть представляет собой способность и возможностьодного индивида (социального слоя или группы) осуществлять свою волю и,навязывая ее другим, побуждать их выполнять намеченные цели при помощиразличных средств: авторитета, права, насилия, знания, денег, и т. п. Всовременном обществе власть представляет собой институционально оформленнуювозможность и способность определять, направлять и контролировать содержание иформы социального поведения различных социальных групп и общностей, отдельныхиндивидов. Сама же возможность одних социальных групп или индивидов оказыватьвластное влияние на других вытекает из дифференциации всех людей, сущесивующихв данном обществе, на две большие группы, одна из которых владеет политическойвластью и вследствие этого доминирует над другими людьми и группами, апоследние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и выполнять ихгосподствующую волю. Складывающиеся вследствие этого в обществе отношениявласти есть не что иное, как отношения господства и подчинения. Этим иопределяются политические позиции различных социальных групп в обществе:политически господствующие и подчиненные. Интересы же людей, принадлежащих кэтим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которыеобладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, теже, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобыизменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именнопоэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которыхвыступает политический конфликт.
Лишенныевласти социальные слои и группы отнюдь не сразу осознают свою политическуюущемленность. Только постепенно, столкнувшись с несправедливостью, с более илименее замаскированным игнорированием их коренных интересов со стороны лиц илигрупп, владеющих властью, индивиды и группы, не обладающие властью, и потомувынужденные подчиняться другим, начинают осозновать противоположность своихинтересов интересам тех, кто осуществляет власть в обществе. Но для осуществлениявласти в обществе существуют определенные социальные институты: государство иего органы управления (парламент, правительство и др.), прокуратура, армия, суди т. п. А чтобы добиться перераспределения власти, необходимо потеснитьназванные институты с занимаемых ими позиций или произвести коренные измененияв их структуре, содержании и направленности деятельности, а сделать это оченьтрудно, поскольку все эти институты опираются не только на силу права, но и нанасилие. Поэтому только концентрированными усилиями индивидов и групп,занимающих недоминирующее положение в отношениях власти, в отношенияхполитического господства и подчинения, можно добиться перераспределения властии изменения ее структуры, к чему и направлен политический конфликт.
Толькоосознав свои политические интересы, их противоположность интересам правящейверхушки, а затем сконцентрировав свои усилия и ресурсы, социальная группа,лишенная власти и вынужденная подчиняться другой, господствующей группе,получает возможность отобрать власть у последней. Но чтобы эти усилия носилиорганизованный и целенаправленный характер, социальная группа, ущемленнаясуществующей системой распределения власти в обществе, формирует политическиедвижения, организации, партии, нацеленные на борьбу с властвующей социальнойгруппой. Так возникает активно действующий субъект в складывающейсяполитической ситуации.
Взависимости от особенностей конфликтной ситуации, соотношения конфликтующихполитических сил, эффективности или неэффективности выбранной лидерами соперничающихдвижений, партий, организаций стратегии и тактики борьбы, политический конфликтрано или поздно находит свое разрешение. Оно может быть весьма различным посвоим итогам, но три главных формы разрешения политического конфликта таковы:1) интеграция с соперником; 2) кооперация с соперником; 3) подавлениесоперника.
Длятого, чтобы разнообразный по своему содержанию, формам развертывания борьбы,разрешения мир политических конфликтов предстал в более или менее упорядоченномвиде, необходима его определенная типологизация, т. е. выделение основных типовполитических конфликтов.
Решающуюроль в обусловленности содержания, характера, видов и форм политическихконфликтов играет вполне определенный структурный и социально-политическийконтекст общественной жизни, в которой они происходят, т. е. определенный типобщества. Существует несколько различных подходов к типологизации обществ и,соответственно, к типологизации происходящих в них политических конфликтов.
Наиболееконструктивным и продуктивным для понимания сущности и особенностейполитических конфликтов представляется такой методологический подход, которыйподразделяет существующие разновидности обществ на два основных типа покритерию их социально-политической сущности: общества закрытого типа и обществаоткрытого типа. Различие между ними автор данной концепции, известныйанглийский сооциальный философ К. Поппер усматривал в том, что в закрытомобществе индивид полностью подчинен вознесенной над ним социальной –общностью,строго ограничен в своих действиях многочисленными табу, запретами. В обществах«открытого типа», где утверждаются демократия, плюрализм мнений, оценок ипозиций, политические конфликты приобретают легитимный,институционализированный характер. Вследствие этого в такой системе реализуютсявозможности разрешения конфликтных ситуаций путем парламентской борьбы, сменыправительства и т. п., не доводя их до стадии социального макроконфликта.
Десятилетнийпериод, прошедший после вступления постсоветских стран на путь перехода кдемократическому «открытому обществу» побуждает сделать вывод о переходномсостоянии общества как особом типе, обладающем собственной логикойистьорического развития и набором определенных отличительных особенностей. Вэтом обществе доминируют черты своеобразной посттоталитарной конфликтности.
Обществопереходного типа – это общество, для которого характерны нелинейныесоциально-политические процессы и неопределенность их возможных результатов.Поскольку в предшествующий, тоталитарный период в таком обществе отсутствовалареальная практика выявления и разрешения политических конфликтов, оно необладает, еще не выработало навыков их предотвращения, регулирования с помощьюопределенных правил и процедур. В результате возникающие в нем конфликтынередко приобретают разрушительный характер. В переходном обществе резкорасширяется зона политических конфликтов, а сами они часто приобретаютнецивилизованный характер. Поэтому политические конфликты носят чащеразрушительный, а не конструктивный характер, приобретают не конструктивные, адеструктивные формы и функции.
Всеэто обусловливает необходимость выявления и интерпретации функций политическихконфликтов.
Политическийконфликт, как и любой другой тип конфликтных взаимодействий, может выполнятькак негативные, так и позитивные, созидательные функции. Одна из негативныхфункций политического конфликта заключается в том, что он в процессе своегоразвертывания и обострения борьбы за власть способен резко ослабитьполитическую систему, в которой сталкиваются между собой конкурирующиеполитические силы.
Политическийконфликт при неблагоприятных для политической системы внутренних и внешнихусловиях способен привести не только к ее ослаблению, но и к разрушению.
Третьянегативная функция политического конфликта заключается в том, что при резкомослаблении институтов власти и углублении социально-экономического кризиса,усугубляемого противостоянием политических сил, к власти в данной политическойсистеме может прорваться экстремистская группировка, способная своими активнымидействиями повернуть вспять цивилизационно-культурное развитие страны и еенарода.
Однаков современных конфликтологических теориях все более прочно утверждается точказрения, согласно которой политические конфликты носят действительноразрушительный для общества характер, либо в узких областях, либо в особонеблагоприятных для его дальнейшего социально-экономического и культурногоразвития ситуациях. В основном же, прежде всего в странах, обладающих гибкой,развитой системой социально-политического представительства (правовоегосударство, эффективно действующий парламент, сформировавшееся гражданскоеобщество), выявление, развитие и урегулирование конфликтов дает возможностьобеспечивать стабильную устойчивость и динамическое развитие политическойсистемы, ее гибкую адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям.Поэтому в соотношении негативных и позитивных функций современногополитического конфликта превалирующими становятся функции позитивные,конструктивные, созидательные.
Однаиз таких функций проявляется в том, что созревший в недрах политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для управленческого регулирования возникающих в обществе политических конфликтов.
Наиболееважной конструктивной функцией политического конфликта является его способностьстать катализатором назревших социально-политических изменений. Еще однапозитивная функция политического конфликта в том, что его развертываниепозволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам.
Своеобразиесовременных политических конфликтов приводит к тому, что существенно изменяетсяих конфигурация и направленность. Когда преобладали конфликты классовогохарактера, в которые вовлекались широкие народные массы, как это было в социальныхреволюциях, где, по словам В. И. Ленина, «кризис верхов», когда верхи не моглиуправлять по-старому, сочетался с «кризисом низов», которые не могли миритьсясо старыми политическими порядками и властными структурами, конфликтноепротивостояние неизбежно приобретало «вертикальную» направленность: «низы»восставали против «верхов».
Всовременных же условиях, когда политические конфликты в большей своей частииндивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли безучастныхили более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное взаимодействиеразвертывается преимущественно по «горизонтали», где противостоят друг другуразличные ветви власти или различные политические партии и группировки.
Сказанноео вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных противостояний даетоснование для вывода о разделении политических конфликтов на два основных вида:
— «вертикальный» конфликт между существующей в данной социальной системе властьюи общественно-политическими силами, интересы которых не только не представленыв структуре властных органов, но и игнорируются, а в некоторых случаях иподавляются.
— «горизонтальный» конфликт внутри самих властных структур по поводу объемавластных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты.
Разнообразиесодержания и функций политических конфликтов, форм их проявлений органическисвязано с многообразием их детерминации. Большинство конфликтологов в качестверешающей причины политических конфликтов выделяет группу объективных социальныхфакторов. К ним относятся, в первую очередь, реально существующие в обществеотношения господства и подчинения, распределяющие индивидов и их группы,социальные слои по позициям, одни из которых содержат власть, дают возможностьудерживающим их индивидам и слоям осуществлять властные полномочия иреализовывать тем самым свои коренные политические, экономические и иныеинтересы, а другие, напротив, отделены от власти, не дают возможностисоответствующим индивидам и слоям реализовать свои интересы в политике,экономике культуре и т. п. Такое размежевание и противостояние позиций,интересов, потребностей в осуществлении властных отношений и т. п. чаще всегодетерминирует возникновение политических конфликтов между теми, кто владеетвластью и осуществляет ее господство над другими, и теми, кто лишен власти ипоэтому вынужден подчиняться политическому доминированию других лиц, групп,организаций, партий и т. п.
Второйдетерминантный узел в возникновении политических конфликтов составляют коренныерасхождения политических идеалов и предпочтений, целостных ориентацийиндивидов, их групп и общностей. Подобного рода конфликты чаще всего возникаютв тех странах, где противоборствуют качественно различные представления о путяхреформирования политической системы общества, его государственного устройства,выдвигаются различные, порой прямо противоположные точки зрения о путях выходаиз кризиса. Причем острота полититческого конфликта определяется не толькомасштабами и силой противоборства конкурирующих политических групп, но игибкостью, эластичностью либо напротив, жестокостью, тиранией существующейсистемы власти.
Третьимдетерминантным узлов, обусловливающим возникновение конфликтных ситуаций всфере политики, является совокупность причин, связанных с процессами идентификацииграждан, осознания ими своей принадлежности к политическим, социальным,этнонациональным, религиозным, субкультурным общностям, чем обуславливаетсясущественное расхождение в понимании ими своего места и роли в социальной иполитической системе общества. Такого рода конфликты чаще всего происходят вобществах переходного типа, где людям приходится осозновать себя гражданаминового государства, где прежняя общественная, общестрановая идентификацияразрушается, а на ее месте происходит противоречивое становление новых,преимущественно групповых идентификаций: «мы – армяне», или «мы – бедные», или«мы – православные» и т. п. Такое раздробление идентификаций приводит красщеплению прежде объединявших людей ценностей и интересов на частные,вызывающие расхождение и противопоставление интересов одной социальной,национальной и т. п. группы интересам других групп.
Четвертыйдоминантный узел, стягивающий воедино несколько факторов и причин возникновенияи развития политических конфликтов в обществе, заключен в самой политическойсистеме современного общества, в свойственной ей организации государственнойвласти, где исполнительная власть конституционными установлениями отделяется отзаконодательной и судебной властей. Это по своей сущности один из широко распространенныхтипов конфликтов, а именно государственно-правовые конфликты. К этому типуотносятся такие конфликтные разновидности:
— между законодательной и исполнительной властью;
— между государственно-правовой системой и политической оппозицией, стремящейсяэту систему изменить;
— между государством и отдельным политическим институтом;
— между государством и личностью.
Такойтип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система в современноммире представляет собой достигнутый в результате острой политической борьбыболее или менее устойчивый баланс противоборствующих политических сил, ихинтересов, целей, устремлений.
Ещеодним широко распростроненным в современных политических системах типомполитического конфликта являются статусно-ролевые конфликты. Присущаясовременным обществам социальная стратификация получает одно из самыхсущественных своих проявлений в политических статусах, в которых фиксируется иартикулируются политические позиции определенных социальных групп, их роль вполитической системе. Политический статус социальной группы или отдельнойличности включает в себя: а) место в иерархии политической власти (властвующаяэлита, правящие круги, оппозиция, избиратели и т. п.); б) совокупность и объемстатусных политических и гражданских прав; в) совокупность и объем статусныхполитических обязанностей и ответственности: президент страны, премьер-министр,мэр города, лидер партии, рядовой гражданин и т. п.; г) реальную возможностьтех или иных социальных групп, слоев, личностей участвовать в политическойжизни и влиять на нее.
Политическаяроль, представляющая собой динамический аспект статуса, в решающей степениобусловлена сущностью последнего и реализует его в совокупности определенныхстандартов поведения, ожидаемых другими индивидами и их группами.
Всилу различия политических статусов и ролей существующая в обществестатусно-ролевая структура всегда потенциально конфликтна, но когда различия вэтих статусах, ролях и ожиданиях определенного качества их выполнения состороны общества и общностей достаточно велики, потенциальные конфликтныеситуации перерастают в реальные политические конфликты.
Статусно-ролевыеконфликты в современном обществе весьма разнообразны. Это могут быть конфликтымежду политической элитой и массами, между властью и народом, между фракциями впарламенте, между различными партиями в борьбе за влияние на массы, междуобещаниями политического лидера, сформулированными им в борьбе запрезидентство, и уровнем их выполнения, вызывающем недовольство больших масснаселения и т. п.
Нередкос двумя основными типами политических конфликтов, характерных для «переходных»обществ, к когорым относятся, во-первых, государственно-правовые конфликты,во-вторых, статусно-ролевые конфликты, сосуществует еще несколько типовполитических конфликтов. Их можно классифицировать по нескольким основаниям.
1.По областям развертывания существующие в политическом социальном пространствеконфликты подразделяются на внутри- и внешнеполитические. Во внутриполитическихконфликтах реализуются конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение,удержание, упрочнение или ниспровержение власти – борьба между правящей элитойи оппозицией, между политическими партиями, между законодательной иисполнительной, между центральной и между властью.
2.По качественным характеристикам противостояний они разделяются на «конфликты снулевой суммой» и «конфликты с ненулевой суммой». Те конфликты, в которыхпозиции враждующих сторон абсолютно противоположны и несовместимы, вследствиечего победа одной из них оборачивается поражением другой, могутхарактеризоваться в качестве «конфликтов с нулевой суммой». Примером здесьможет служить победа одного из претендентов на президентских выборах,исключающая занятие президентской должности другим претендентом. Те жеконфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения взаимногосогласия путем компромисса, характеризуются как конфликты «не с нулевойсуммой».
3.По соотнесенности со структурой и организацией системы власти и ее ревлизациивыделяются вертикальные и горизонтальные политические конфликты. К первому изэтих классов относятся конфликты, возникающие между индивидами и группами,обладающими властью, политически господствующими, и индивидами и группами,лишенными доступа к власти, политически подчиненными первым, а также конфликтымежду центральными и местными властными структурами. К горизонтальным относятсяконфликты, реализующие конкурентные взаимодействия между однопорядковымисубъектами и носителями властных полномочий: между законодательной иисполнительной структурами власти, между неправящими партиями и т. п.
4.По содержанию и характеру нормативной регуляции или ее отсутствию политическиеконфронтации подразделяются на институционализированные инеинституционализированные конфликты. Первые из них развертываются в рамкахдеятельности существующих в обществе социальных институтов – развитаядемократия, правовое государство, гарантированная конституционнымиустановлениями свобода собраний, митингов, уличных шествий, деятельностьполитических партий, ассоциаций, объединений и т. п. Такие конфликты воплощают в себе способность индивидов, социальных групп и слоев в своих политических притязяниях и взаимодействиях с другими подчиняться действующим в обществе правилам политической игры. В отличие от них неинституциональные политические конфликты не вписываются в рамки функционирующих в обществе социальных институтов, направлены на подрыв, ослабление или ниспровержение существующей в обществе политической системы, действующих в нем социальных институтов.
5.По степени открытости и публичности конфликтного взаимодействия конкурирующихсторон конфликты подразделяются на открытые и скрытые (латентные). Открытыеполитические конфликты воплощаются в явных, внешне фиксируемых формахполитического действия – участие в выборах, политические забастовки иманифестации, акты политического протеста, объявление импичмента и т. п. Вотличие от них латентные конфликты в сфере политики воплощаются в скрытых отширокой публики видов политической конфронтации, таких, в частности, как заговор,подкуп высших должностных лиц, фальсификация результатов выборов, политическийшантаж и т. п.
6.По длительности (темпоральным характеристикам) политические конфликтыподразделяются на кратковременные и долговременные. Примерами первых из нихмогут служить отставка правительства или отставка министра, вызваннаяпротестами общественности в связи с его взяточничеством или другиминеблаговидными поступками. Примером второго является длящийся несколькодесятилетий, то обостряющийся, то затухающий военно-политический конфликт междуИзраилем и группой арабских стран.
7.По формам проявлений конфликтных политических противостояний они разделяются наа) политическое пикетирование правительственных зданий или посольств; б)политические митинги и манифестации; в) политические забастовки с требованиямиотставки президента, правительства и т. п.; г) движение политического протеста;д) политическое неповиновение; е) политический путч; ж) политический переворот,завершившийся свержением существовавшей до этого власти; з) политическаяреволюция – массовое политическое действие, приведшее к слому прежнейгосударственной машины и коренной трансформации политической системы; и)политический шантаж, т. е. угроза разглашения компрометирующих сведений ополитических деталях.
Каждыйиз типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями, способенсыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль вразвертывании политических процессов. Поэтому вожно знать эти особенности,чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьмаизменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.
Список литературы
·Е.М. Бабосов «Конфликтология», Минск, 2001
·В. В. Пугачев, А. И. Соловьев «Введение в политологию», Москва, 1995
·А. В. Глухова «Типология политических конфликтов», Воронеж, 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прогнозирование расходов территориального фонда ОМС: математическое и информационное обеспечение
Реферат Володарский Эдуард Яковлевич
Реферат Проблемы приобретения права собственности от неуправомоченного отчуждателя, владения и владельческой защиты
Реферат Существование универсальных вычислителей. Алгоритмические проблемы и взаимосвязь алгоритмических систем.
Реферат Выдра
Реферат Ответы к 25 билетам по географии (2005г.)
Реферат Психотерапевтическая помощь потерпевшему при причинении ему морального вреда
Реферат Столкновение идеологий в царской России
Реферат Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей
Реферат Трудовой контракт
Реферат Реализация на ЭВМ решения задачи оптимальной политики замены оборудования
Реферат Политическая карта мира. Современная дифференциация стран
Реферат «Мильон терзаний»
Реферат «Теория колебаний»
Реферат Структура западной финансовой отчетности. Система финансовых отчетных документов