Министерство образования и наукиРоссийской ФедерацииФедеральное агенство по образованиюГОУ ВПОВсероссийский заочныйфинансово-экономический институт Учётно-статистический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии на тему №27:Сознание как предмет философского анализа
Челябинск — 2007
Содержание
Введение. 3
1. Материальное и идеальное. Основные характеристики икачества
сознания и предпосылки его возникновения и развития. 4
2. Структура сознания. Сознание и язык. 4
3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните
соотношениепонятий: психика – сознание – бессознательное. 4
Заключение. 4
Список литературы… 4
Введение
Проблемасознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностьюпредполагает выяснение природычеловеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те илииные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.
Тема«Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так каксознание выступает как ключевое, исходное философское понятие дляанализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляцииего взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.
Цель: Рассмотреть сознание как предметфилософского анализа
Задачи:
1. Рассмотреть материальное и идеальное.Основные характеристики и
качества сознания и предпосылки еговозникновения и развития
2. Раскрыть структуру сознания. Сознаниеи язык
3. Выяснить Что такое бессознательноекак феномен психики?
4.Объяснить соотношение понятий: психика– сознание – бессознательное
1. Материальное и идеальное. Основныехарактеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития
В наукедолгое время широкое распространение имело дуалистическое представление о сознании и мозге. Сознание рассматривалось как нечто надфизическое, лежащееповерх мозга или в его «порах».
Сознаниемыслилось как некое активное существо, пользующееся мозгом как орудием дляреализации своих целей. Оно как бы персонифицировалось и мыслилось как человек в человеке. Считалось, что между духовно-идеальным иматериальным лежит пропасть,для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.
Сознание — субъективный образ объективного мира. Субъективность образа — не произвольное привнесение чего-то от субъекта. Будучи отражением действительности, образ несуществует и не может существоватьвне конкретно-исторической личности со всемиее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма вцелом, от богатства или бедности практического опыта людей, от уровня исторического развития знаний человечества[1].
Субъективностьобраза, за исключением случаев патологии, обманаи заблуждений, не являетсясвидетельством слабости человеческого сознания. Именно это обеспечивает возможность познания человеком объективного мира. Если бы образ предмета не былсубъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не былобы возможным.
Идеальностьобраза состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальнымфизиологическим процессам в мозгу. Последние строятобраз, но не являются им. Физиологические процессы головного мозга выступаюткак носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектомотражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное — это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютноне подозревая, что творится в самоммозгу. И это потому, что человеку (да и животному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир — объект.
Различиемежду материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами техфизических, химических и физиологических процессов,которые происходят в этовремя и в этой связи в мозгу и которые составляют материальную основусознания. Далее, одни и те же физиологические механизмы осуществляют не толькоразные, но и прямо противоположные мысли.
В пределах теории познаниямысль, сознание, идеальное противоположныматериальному, а за этими пределами их нельзя противопоставлять как абсолютные противоположности.
Сознание существует нетолько как нечто принадлежащее данному субъекту, но и в виде формобщественного сознания, зафиксированныхсредствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа — это особаяформа бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная культура общества и внутренний духовный мир каждогочеловека. Мысль действительна. Но еедействительность идеальна. Для всякогодругого человека мое сознание существует как реальность, которую он воспринимает через чувственные формы ееобнаружения: поступки, слова, жесты,мимику.
Дляпонимания души важным является следующее определение идеальности: идеальноеесть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то жевремя сохраняет свое совечноеединство с ним. Когда мыговорим, что душа имматериальна,т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущность во всем составе ее компонентов —сознании, самосознании, чувствах,воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смыслслова немыслим вне своей материальной оболочки знака — в виде потоков членораздельных звуков или различного роданачертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связаннойс деятельностью человеческого мозга,имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение втончайшую «ткань» биополя, ауры, что придаетей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строитсядопущение бессмертия души. Можно, видимо,мыслить ауру как некое подобие эфира — этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древниевремена, сохраняет свой неистребимый характер по сию пору[2].
Сознание— одна из форм проявления нашейдуши, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.
Сознание— это высшая,свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражениидействительности, в предварительном мысленном построении действий и предвиденииих результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека[3].
Сознание— результат длительного развития человеческого общества. Элементыпсихической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использующих звуковую сигнализацию и жесты для обменаинформацией, но настоящеечеловеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальныхизменений. Основой этихизменений явился труд.
Многообразиеинформации, которую должны были передавать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не ободном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чертами и потому требующих одинаковой реакции состороны человека. Знак долженбыл быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когдаподбегают, прячутся, ударяюти т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных различий между этими актами, можно лишь оченьтуманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участникиобщения передают их другдругу.
Отражениетого общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), приотвлечении от различий междуявлениями данного класса, отражение зависимостей, связей между явлениями дается в мышлении.Мышление — важнейшаяособенность человеческого сознания. Звуковая же система знаков, посредством которой создаютсятакие отражения и припомощи которой осуществляется общение, называется языком. Таким образом, коллективный трудтребовал образования мышленияи языка, возникновение и развитие которых неотделимы друг от друга.
Всякийраз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной действительности связи, их попытки овладеть имитерпели неудачу. Миллиардыраз повторялись такие попытки, то удачные, то бесплодные, пока не сформировалось умениеотражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности.Наши предки стали овладевать обычными, на каждомшагу встречающимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторыхизвестных исходныхпосылок определенного нового знания на основе связей, которые называются логическими. С течениемвремени способность логичноумозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связисоответствуют отношениями взаимодействиям между самими событиями, действиями или вещами. Возникла присущая человеческомумышлению логика.
Такимобразом, сознание со всеми его атрибутами (ощущениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее впроцессе чрезвычайнодлительного превращения стада животных в человеческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой(как и язык) явлениеспецифически общественное[4].
2. Структура сознания. Сознание иязык
Структурасознания. В структуресознания наиболее отчетливовыделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а такжепереживание, т.е. определенное отношение ксодержанию того, что отражается. Ощущения,восприятия, представления, понятия,мышление образуют ядро сознания. Однакоони не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности вниманияопределенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Богатейшая сфераэмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства,представляющие собой отношения к внешнимвоздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленноеи т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Чувства, эмоции сутькомпоненты структуры сознания.
Сознание не ограничиваетсяпознавательными процессами, направленностьюна объект (внимание), эмоциональной сферой. Однако сознание — это несумма множества составляющих его элементов, аих интегральное, сложно-структурированное целое.
Воснове всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять ивоспроизводить информацию.
Движущей силой поведения исознания людей является потребность — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когдапотребность находит свой предмет, товлечение переходит в хотение, желание. Воля —это факт сознания, егопрактическое обнаружение. Воля — это нетолько умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных наудовлетворение потребности. Качественные сдвиги в характере потребностей — это основные вехи в эволюции психики от ееэлементарных форм до высшего уровня сознания.
Человеческие чувства — этофакт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворениюили неудовлетворению его потребностей,интересов, соответствия или несоответствиячего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональныйстимул заставляет организовыватьнаши мысли и действия для достижения определенной цели[5].
Сознаниеи язык образуют единство:в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Языкесть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессемыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии снашим языком и должны емусоответствовать. Справедливо и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли.
Связьмежду сознанием и языком не механическая,а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.
Посредствомязыка происходит переход от восприятий и представленийк понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу каквне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человекотчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на другихпонятность своих слов. Язык исознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание,мышление: будучи отражениемдействительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия.Через сознание и практику структураязыка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде, структурубытия. Но единство — это не тождество: сознаниеотражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь — это не мышление.
Язык исознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: егоисторически сложившиеся нормы, специфичные укаждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не являетсяабсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главнымобразом своими связями с действительностью,язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
Языквлияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность,осуществляет своего рода«тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бывгоняя в их общие рамки постоянно переливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоциональноокрашенные мысли.
Но невсе выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что невыразимы обычнымчеловеческим языком: здесь нужна и поэзия, и музыка, и весь арсенал символических средств[6].
3. Что такое бессознательное какфеномен психики? Объясните соотношение понятий: психика – сознание –бессознательное
Психоаналитическаяфилософия ориентирована наизучение человека не состороны или, точнее, извне, а изнутри, с позиций выявления внутренних детерминант развертывания человеческойдеятельности. Вынесениевнешнего мира за скобки психоаналитического исследования осуществляется не посредством принципиальногоповорота к нему спиной, а лишьучетом его психологической значимости для человека. Специфика психоаналитической философии состоит в том,что во внимание принимаетсяпсихологическое значение внешнего мира.
Вфилософских системах прошлого человек рассматривался, как правило, в качестве сознательногосущества. Допущениебессознательного необходимо и закономерно, так как жизненный опыт свидетельствует о существованиитаких психических процессов,которые не могут быть названы сознательными. Отождествление психики с сознанием нарушает психическуюнепрерывность и ввергает в неразрешимые трудности психофизическогопараллелизма. Поэтому, согласно Фрейду, более целесообразно исходить издопущения бессознательного психического как некой реальности, с которойнеобходимо считаться и которуюследует изучать.
Одно изосновных психоаналитических положений сводится к тому, что собственнодеятельными в психическом смысле признаются те психологические процессы, которые сами по себебессознательны, а не процессы,составляющие содержание сознания. Для Фрейда, всякий психический акт существует сначала вбессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание — не обязательный процесс. Далеко не все психические актыстановятся сознательными[7].
Бессознательноехарактеризуется действительностью, выявляемой не столько при описаниибессознательных процессов как таковых, сколько при раскрытии динамики их функционирования в человеческойпсихике.
С однойстороны, в ходе описания психических процессов, не являющихся сознательными, обнаруживается скрытое, латентное бессознательное. Егохарактерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестаетбыть таковым в следующее мгновение,но может вновь стать сознательным при наличии условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.
С другойстороны, динамика развертывания психических процессов свидетельствует о наличиив человеческой психике какой-то противодействующей силы, препятствующейпроникновению бессознательных представленийв сознание. Состояние, в котором данные представления находятся до их осознания, называется вытеснением,а силу, способствующую вытеснению этих представлений— сопротивлением. Устранениесопротивления возможно лишь на основе психоаналитических процедур, с помощью которыхсоответствующие бессознательные представления могут быть доведены до сознания.
Вклассическом психоанализе, следовательно, бессознательное предстает в качестве двух самостоятельных и несводящихся друг к другу психических процессов. Согласно Фрейду, имеетсядвоякое бессознательное: скрытое, но способное статьсознательным, и вытесненное, которое само посебе не может стать сознательным. Первый вид бессознательного он называет предсознательное, второй — вытесненноебессознательное. Отсюда — идея Фрейда о топике человеческой психики,состоящей из бессознательного,предсознательного и сознания.
Нарядус топическим представлением о бессознательном, осуществляется структурное деление психики, которая теперь понимается каксостоящая из трех слоев, илиинстанций, — Оно, Я, Сверх-Я.
Бессознательное Оно представленоу Фрейда в качестве того унаследованногочеловеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытыепсихические образования, напоминающие собой старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я — посредник между Оно и внешниммиром, инстанция, предназначенная для содействия во влиянии этого мирана бессознательную деятельность индивида. Сверх-Я—инстанция, олицетворяющая собой какимперативы долженствования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного исемейно-исторического происхождения[8].
Неменее сложными оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежитпечать долженствования, а на другом — лик запретов, Сверх-Я, так же, как иОно, может властвовать над Я, выступая в роли либосовести, либо бессознательного чувства вины.
Считалось,что в ходе эволюционногоразвития у человека вырабатываются и формируются защитные механизмы, позволяющие ему приспосабливатьсяк внешнему миру. Фрейд не отрицаеттаких возможностей разрешения конфликтов, или, точнее, предупреждения возникновения их. В этой связион выдвигает представленияо принципе удовольствия и принципе реальности, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности.
«Принципудовольствия» — внутренне присущая человеку программа функционирования психических процессов, всоответствии с которойбессознательные влечения автоматически направляются в русло получения максимального удовольствия. «Принципреальности» — внешний коррективв протекании психических процессов, обусловленный необходимостью считаться с требованиями окруженияи задающий ориентиры на поиск таких путей достижения первоначальной цели,которые бы застраховываличеловека от различных потрясений и перегрузок, связанных с невозможностью непосредственного исиюминутного удовлетворения влечений. Однако, считает Фрейд, эффективные поотношению к внешней реальности такие защитные механизмы не всегда способствуютразрешению глубинных конфликтов.
«Принцип реальности» заставляетчеловека считаться с внешней необходимостью. Но бессознательные влеченияоказывают сопротивление реальному миру,противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым создается благодатная почва для возникновения внутрипсихическихконфликтов. Правда, между сознанием и бессознательнымнаходится страж, своего рода «цензура», пропускающая в сознание лишьнекоторые представления о желаниях ивытесняющая, загоняющая в бессознательное все социально неприемлемые порывы. Но эти защитные механизмы порой создаютлишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, поскольку вытесненные в бессознательное желаниямогут в любой момент вырватьсянаружу, став причиной очередной человеческой драмы.
Вклинической практике постоянно приходится сталкиваться с подобной ситуацией,когда, благодаря механизмам вытеснения своих желаний, человек лишь формально справляется свнутренними конфликтами. На самомделе он попросту отстраняется от действительности, погружается в созданный имиллюзорный и фантастический мир. Уход от неудовлетворяющей реальности завершается, по выражению Фрейда, «бегством вболезнь». Невротические заболевания — типичный пример такого «бегства вболезнь», свидетельствующий о неудачных попытках разрешения человеком своих внутренних конфликтов.
Лучшийвыход из положения — это мобилизация человеком всех своих сил с целью сознательного, а не бессознательного разрешениявозникающих в жизни конфликтов. Такая мобилизация собственных сил предполагает осознание человекомсвоих бессознательных влечений. Психоанализ иявляется тем средством, благодаря которому может быть оказана помощь нуждающимся людям в переводе бессознательного в сознание. «Там, где было Оно,должно быть Я» — такова основнаямаксима классического психоанализа[9].
Заключение
Несмотряна огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойствасознания, его взаимоотношенияс деятельностью и личностьюиндивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исторически меняющихся типов и форм, то есть в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» не в смысле невозможности доказательного его решения, а в том смысле, что развитие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.
Список литературы
1. Введениев философию. Под ред. Фролова И.Т. – Республика, 2007. – 623 с.
2. НижниковС.А. Философия: Курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 383 с.
3. Современныйфилософский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е.Кемерова, 2006. – 608 с.
4. СпиркинА.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2007.-736 с.
5. Философия. Отв.редактор В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2006. –704 с.
6. Философия:Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура,2007. – 368 с.
7. Философияв вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003. –475 с.