Реферат по предмету "Философия"


Сознание как предмет философского анализа

Министерство образования и наукиРоссийской ФедерацииФедеральное агенство по образованиюГОУ  ВПОВсероссийский заочныйфинансово-экономический институт Учётно-статистический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии на тему №27:Сознание как предмет философского анализа
                                                            Челябинск — 2007

Содержание
 
Введение. 3
1. Материальное и идеальное. Основные характеристики икачества              
    сознания и предпосылки его возникновения и развития. 4
2. Структура сознания. Сознание и язык. 4
3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните                      
     соотношениепонятий: психика – сознание – бессознательное. 4
Заключение. 4
Список литературы… 4
 

Введение
Проблемасознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностьюпредполагает выяснение при­родычеловеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те илииные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма ха­рактеризуется прежде всего выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окру­жающим миром, включая и управление им.
Тема«Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так каксознание выступает как ключевое, исходное философское понятие дляанализа всех форм проявления духовной и ду­шевной жизни человека в их единстве и цело­стности, а также способов контроля и регуля­цииего взаимоотношений с действительнос­тью, управления этими взаимоотношениями.
Цель: Рассмотреть сознание как предметфилософского анализа
Задачи:
1. Рассмотреть материальное и идеальное.Основные характеристики и
    качества сознания и предпосылки еговозникновения и развития
2. Раскрыть структуру сознания. Сознаниеи язык
3. Выяснить Что такое бессознательноекак феномен психики?
4.Объяснить соотношение понятий: психика– сознание –   бессознательное

1. Материальное и идеальное. Основныехарактеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития
В наукедолгое время широкое распространение имело дуалисти­ческое представление о сознании и мозге. Сознание рассматри­валось как нечто надфизическое, лежащееповерх мозга или в его «порах».
Сознаниемыслилось как некое активное существо, пользующееся мозгом как орудием дляреализации своих целей. Оно как бы пер­сонифицировалось и мыслилось как человек в человеке. Счита­лось, что между духовно-идеальным иматериальным лежит про­пасть,для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.
Со­знание — субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа — не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ несуществует и не может существоватьвне конкретно-исторической личности со всемиее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма вцелом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества[1].
Субъективностьобра­за, за исключением случаев патологии, обманаи заблуждений, не являетсясвидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не былсубъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не былобы возможным.
Идеальностьобраза состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальнымфизиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строятобраз, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступаюткак носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектомотражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное — это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютноне подозревая, что творится в самоммозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир — объект.
Различиемежду материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами техфизичес­ких, химических и физиологических процессов,которые происходят в этовремя и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основусознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не толькоразные, но и прямо противопо­ложные мысли.
В пределах теории познаниямысль, сознание, идеальное про­тивоположныматериальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности. 
Сознание существует нетолько как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде формобщественного сознания, зафик­сированныхсредствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа — это особаяформа бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждогочеловека. Мысль действительна. Но еедействительность идеальна. Для вся­когодругого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ееобнаружения: поступки, слова, жесты,мимику.
Дляпонимания души важным является следующее определение идеальности: идеальноеесть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то жевремя сохраняет свое совечноеединство с ним. Когда мыговорим, что душа имматери­альна,т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов —сознании, самосознании, чувствах,воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смыслслова немыслим вне своей материальной оболочки знака — в виде потоков членораздельных звуков или различного роданачертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связаннойс деятельностью человеческого мозга,имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение втончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придаетей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строитсядопущение бессмертия души. Можно, види­мо,мыслить ауру как некое подобие эфира — этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древниевремена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору[2].
Сознание— одна из форм проявления нашейдуши, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.
Сознание— это выс­шая,свойственная только людям и связанная с речью функ­ция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражениидействительности, в предварительном мыслен­ном построении действий и предвиденииих результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека[3].
Сознание— результат  длительного  развития  человеческого общества. Элементыпсихической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обменаинформацией, но настоящеечеловеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальныхизменений. Основой этихизменений явился труд.
Многообразиеинформации, которую должны были переда­вать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не ободном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции состороны чело­века. Знак долженбыл быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когдаподбегают, прячутся, ударяюти т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь оченьтуманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участникиобщения передают их другдругу.
Отражениетого общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), приотвлечении от различий междуявлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении.Мышление — важ­нейшаяособенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаютсятакие отражения и припомощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный трудтребовал образования мышленияи языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.
Всякийраз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть имитерпели неудачу. Миллиардыраз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умениеотражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности.Наши предки стали овладевать обычными, на каждомшагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторыхизвестных исход­ныхпосылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течениемвремени способность логичноумозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связисоответствуют отно­шениями взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческомумышлению логика.
Такимобразом, сознание со всеми его атрибутами (ощу­щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее впроцессе чрезвычайнодлительного превращения стада животных в челове­ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой(как и язык) явле­ниеспецифически общественное[4].
 
2. Структура сознания. Сознание иязык
Структурасознания. В структуресознания наиболее отчетливовыделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а такжепереживание, т.е. определенное отноше­ние ксодержанию того, что отражается. Ощущения,восприятия, представления, понятия,мышление образуют ядро со­знания. Однакоони не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компо­нент. Именно благодаря сосредоточенности вниманияопределен­ный круг объектов находится в фокусе сознания.
Богатейшая сфераэмоциональной жизни человеческой личнос­ти включает в себя собственно чувства,представляющие собой от­ношения к внешнимвоздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленноеи т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Чув­ства, эмоции сутькомпоненты структуры сознания.
Сознание не ограничиваетсяпознавательными процессами, на­правленностьюна объект (внимание), эмоциональной сферой. Однако сознание — это несумма множества составляющих его элементов, аих интегральное, сложно-структурированное целое.
Воснове всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять ивоспроизводить информацию.
Движущей силой поведения исознания людей является по­требность — состояние неустойчивости организма как сис­темы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когдапотребность находит свой предмет, товлечение переходит в хотение, желание. Воля —это факт сознания, егопрактическое обнаружение. Воля — это нетолько умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных наудовлетворе­ние потребности. Качественные сдвиги в характере потребнос­тей — это основные вехи в эволюции психики от ееэлементарных форм до высшего уровня сознания. 
Человеческие чувства — этофакт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворениюили неудовле­творению его потребностей,интересов, соответствия или несоот­ветствиячего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональныйстимул заставляет организовыватьнаши мысли и действия для достижения определенной цели[5].
Сознаниеи язык образуют един­ство:в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание пред­полагает свою внешнюю материальную форму. Языкесть непо­средственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в про­цессемыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помо­щью языка. Наши мысли строятся в соответствии снашим языком и должны емусоответствовать. Справедливо и обратное: мы орга­низуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли.
Связьмежду сознанием и языком не ме­ханическая,а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.
Посредствомязыка происходит переход от восприятий и пред­ставленийк понятиям, протекает процесс оперирования понятия­ми. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу каквне его лежа­щий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человекотчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на другихпонятность своих слов. Язык исознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание,мышление: будучи отражениемдействительности, оно «лепит» формы и дик­тует законы своего языкового бытия.Через сознание и практику структураязыка в конечном счете отражает, хотя и в модифициро­ванном виде, структурубытия. Но единство — это не тождество: сознаниеотражает действительность, а язык обозначает ее и вы­ражает в мысли. Речь — это не мышление.
Язык исознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: егоисторически сложившиеся нормы, спе­цифичные укаждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не явля­етсяабсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главнымобразом своими связями с действи­тельностью,язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
Языквлияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность,осуществляет своего рода«тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бывгоняя в их общие рамки постоянно пере­ливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоцио­нальноокрашенные мысли.
Но невсе выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что невыразимы обычнымчеловеческим языком: здесь нужна и поэзия, и музыка, и весь арсенал символи­ческих средств[6].

3. Что такое бессознательное какфеномен психики? Объясните соотношение понятий: психика – сознание –бессознательное
Психоаналитическаяфилософия ориентирована наизучение человека не состороны или, точнее, извне, а изнутри, с позиций выявления внут­ренних детерминант развертывания человеческойдеятельности. Выне­сениевнешнего мира за скобки психоаналитического исследования осу­ществляется не посредством принципиальногоповорота к нему спиной, а лишьучетом его психологической значимости для человека. Специфика психоаналитической философии состоит в том,что во внимание прини­маетсяпсихологическое значение внешнего мира.
Вфилософских системах прошлого человек рассматривался, как пра­вило, в качестве сознательногосущества. Допущениебессознательного необходимо и закономерно, так как жиз­ненный опыт свидетельствует о существованиитаких психических про­цессов,которые не могут быть названы сознательными. Отождествление психики с сознанием нарушает психическуюнепрерывность и ввергает в неразрешимые трудности психофизическогопараллелизма. Поэтому, согласно Фрейду, более целесообразно исходить издопущения бессоз­нательного психического как некой реальности, с которойнеобходимо считаться и которуюследует изучать.
Одно изосновных психоаналитических положений сводится к тому, что собственнодеятельными в психическом смысле признаются те пси­хологические процессы, которые сами по себебессознательны, а не про­цессы,составляющие содержание сознания. Для Фрейда, всякий психи­ческий акт существует сначала вбессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание — не обязательный процесс. Далеко не все психические актыстановятся сознательными[7].
Бессознательноехарактеризуется действительностью, выявляемой не столько при описаниибессознательных процессов как таковых, сколь­ко при раскрытии динамики их функционирования в человеческойпсихике.
С однойстороны, в ходе описания психических процессов, не явля­ющихся сознательными, обнаруживается скрытое, латентное бессозна­тельное. Егохарактерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестаетбыть таковым в сле­дующее мгновение,но может вновь стать сознательным при наличии условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.
С другойстороны, динамика развертывания психических процессов свидетельствует о наличиив человеческой психике какой-то противо­действующей силы, препятствующейпроникновению бессознательных представленийв сознание. Состояние, в котором данные представле­ния находятся до их осознания, называется вытеснением,а силу, способствующую вытеснению этих представлений— сопротивлением. Ус­транениесопротивления возможно лишь на основе психоаналитичес­ких процедур, с помощью которыхсоответствующие бессознательные представления могут быть доведены до сознания.
Вклассическом психоанализе, следовательно, бессознательное пред­стает в качестве двух самостоятельных и несводящихся друг к другу пси­хических процессов. Согласно Фрейду, имеетсядвоякое бессознательное: скрытое, но способное статьсознательным, и вытесненное, которое само посебе не может стать сознательным. Первый вид бессознательного он называет предсознательное, второй — вытесненноебессознательное. Отсю­да — идея Фрейда о топике человеческой психики,состоящей из бессоз­нательного,предсознательного и сознания.
Нарядус топическим представлением о бессознательном, осуществляется структурное деле­ние психики, которая теперь понимается каксостоящая из трех слоев, илиинстанций, — Оно, Я, Сверх-Я.
Бессознательное Оно представленоу Фрейда в качестве того унасле­дованногочеловеческой организацией глубинного слоя, в недрах кото­рого копошатся скрытыепсихические образования, напоминающие со­бой старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я — посредник между Оно и внешниммиром, инстанция, предназначенная для содействия во влиянии этого мирана бессознатель­ную деятельность индивида. Сверх-Я—инстанция, олицетворяющая собой какимперативы долженствования, так и запреты морально-нрав­ственного, социокультурного исемейно-исторического происхождения[8].
Неменее сложными оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежитпечать долженствова­ния, а на другом — лик запретов, Сверх-Я, так же, как иОно, может властвовать над Я, выступая в роли либосовести, либо бессознательного чувства вины.
Считалось,что в ходе эволюци­онногоразвития у человека вырабатываются и формируются защитные механизмы, позволяющие ему приспосабливатьсяк внешнему миру. Фрейд не отрицаеттаких возможностей разрешения конфликтов, или, точнее, предупреждения возникновения их. В этой связион выдвигает представ­ленияо принципе удовольствия и принципе реальности, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности.
«Принципудовольствия» — внутренне присущая человеку програм­ма функционирования психических процессов, всоответствии с кото­ройбессознательные влечения автоматически направляются в русло по­лучения максимального удовольствия. «Принципреальности» — внешний коррективв протекании психических процессов, обусловленный необ­ходимостью считаться с требованиями окруженияи задающий ориенти­ры на поиск таких путей достижения первоначальной цели,которые бы застраховываличеловека от различных потрясений и перегрузок, связан­ных с невозможностью непосредственного исиюминутного удовлетво­рения влечений. Однако, считает Фрейд, эффективные поотношению к внешней реальности такие защитные механизмы не всегда способству­ютразрешению глубинных конфликтов.
«Принцип реальности» заставляетчеловека считаться с внешней не­обходимостью. Но бессознательные влеченияоказывают сопротивление реальному миру,противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым создается благодатная почва для возникновения внутрипсихическихконфликтов. Правда, между сознанием и бессознательнымнаходится страж, своего рода «цензура», пропускающая в сознание лишьнекоторые пред­ставления о желаниях ивытесняющая, загоняющая в бессознательное все социально неприемлемые порывы. Но эти защитные механизмы порой создаютлишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, поскольку вытесненные в бессознательное желаниямогут в любой момент вырватьсянаружу, став причиной очередной человеческой драмы.
Вклинической практике постоянно приходится сталкиваться с подоб­ной ситуацией,когда, благодаря механизмам вытеснения своих желаний, человек лишь формально справляется свнутренними конфликтами. На самомделе он попросту отстраняется от действительности, погружается в созданный имиллюзорный и фантастический мир. Уход от неудовлет­воряющей реальности завершается, по выражению Фрейда, «бегством вболезнь». Невротические заболевания — типичный пример такого «бег­ства вболезнь», свидетельствующий о неудачных попытках разрешения человеком своих внутренних конфликтов.
Лучшийвыход из положения — это мобилизация человеком всех своих сил с целью сознатель­ного, а не бессознательного разрешениявозникающих в жизни конфликтов. Такая мобилизация собственных сил предполагает осознание человекомсвоих бессознательных влечений. Психоанализ иявляется тем средством, благода­ря которому может быть оказана помощь нуждающимся людям в переводе бес­сознательного в сознание. «Там, где было Оно,должно быть Я» — такова ос­новнаямаксима классического психоанализа[9].
Заключение
Несмотряна огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функ­ции, состояния, структура и свойствасознания, его взаимоотношенияс деятельностью и лич­ностьюиндивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исто­рически меняющихся типов и форм, то есть в некотором роде это «вечный вопрос». «Веч­ный» не в смысле невозможности доказатель­ного его решения, а в том смысле, что разви­тие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно услож­няют и изменяют конкретные формы отноше­ния сознания и бытия и ставят множество про­блем перед философской мыслью.

Список литературы
 
1. Введениев философию. Под ред. Фролова И.Т. – Республика, 2007. – 623 с.
2. НижниковС.А. Философия: Курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 383 с.
3. Современныйфилософский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.                           В.Е.Кемерова, 2006. – 608 с.
4. СпиркинА.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2007.-736 с.
5. Философия. Отв.редактор В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2006. –704 с.
6. Философия:Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура,2007. – 368 с.
7. Философияв вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003. –475 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Культура России во второй половине 18 века
Реферат Формы государственной власти правления и государственного устройства
Реферат Политическая власть в России: проблема легитимности
Реферат Access. Реляційні таблиці, запити, форми. Оформлення звітів
Реферат Коммерческая деятельность торгового предприятия
Реферат Социально-экономическая модель развития США
Реферат Психология преступных групп и криминальной субкультуры
Реферат Понятие достоверности исторического источника. Полнота и точность информации источника
Реферат Арцимович, Виктор Антонович
Реферат Амортизация основных средств 9
Реферат Аскалаф пёстрый
Реферат 17. «Натуральная школа» илитературное движение 1840-х годов: проза Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. И. Герцена, И. А. Гончарова, А. В
Реферат Универсалы Центральной Рады
Реферат Грузинский коллаборационизм во Второй мировой войне
Реферат Русские юродивые