Реферат по предмету "Философия"


Саадья Гаон-первый еврейский философ

Еврейскаяфилософская школа Александрии оказалась недолговечной и со смертью Филонаугасла, во всяком случае — для евреев. Только с Х века н.э., когдамусульманский мир познакомился с греческой цивилизацией, еврейская философияполучила последовательное развитие и стала ведущим началом в формированииеврейской мысли. В этом движении участвовало множество философов-евреев, нопервым еврейским философом Средневековья был Саадья Гаон, которого называют«отцом еврейской философии».
Саадья,как и школа «словесников», или, на международном языке того времени,«каламистов» (от арабского корня «калам» — слово),мусульманских теологов, исходил из того, что следует акцентировать внимание нароли разума в достижении правильных представлений о Боге. В то же время вомногих философских вопросах Саадья проявил себя как самостоятельный мыслитель.В своем труде «Эмунот ве-деот» — что значит дословно «ВЕРА ИЗНАНИЯ» — Саадья стремится установить взаимосвязь между откровением(верой) и разумом (знанием).
Противоречиемежду разумом и откровением представляется ему невозможным, т.е. оба онивосходят к единому Божественному источнику. Единственное различие между нимиСаадья видит в методе: по сравнению с разумом откровение — более быстрый ипрямой способ постижения Божественной истины. Более того, откровение и разумвзаимодополняют друг друга в познании истины: откровение спасает разум отобуревающих его сомнений и неуверенности, в то время как разум способствуетпояснению и распространению идей, полученных путем Откровения. То есть междунашим умом и сознанием Всевышнего не ставится знак равенства, но Саадьяоткрытым текстом говорит (первым, кстати, из философов своей эпохи) — чтопропасть между ними не так уж глубока, мы для того и созданы разумными, чтобыпонимать нашего Творца, а не верить в него так же слепо, как верили бы существалишенные сознания:
Атот факт, что Он нам открылся так, а не иначе, при экстремальных, неожиданныхили парадоксальных обстоятельствах и в словах, которые не всем с первого разапонятны, нисколько не противоречит нашей способности это откровение вместить ипонять: это и будет настоящая вера, а не слепая рабская преданность. Стал быВсевышний открываться тем, на чье понимание он вообще не может рассчитывать — ведь ни коровам, ни деревьям он не ставит задач, которых их мозг не можетвыполнить, а людям ставит!
Установивосновополагающее единство разума и откровения, Саадья рассматривает в светеразума явленные откровением истины еврейской традиции. Излагая свои собственныевоззрения, он полемизирует с распространенными теориями и концепциями. Образцомможет служить полемика, которую Саадья ведет с каламистами, не признающимизаконов природы и причинно-следственных связей. Для каламиста в мире несуществует иного закона, кроме воли Бога: он, например, утверждает, что, еслиземля увлажняется во время дождя, это происходит не потому, что идет дождь, апотому, что такова воля Бога. В противоположность этим утверждениям, Саадьявсячески подчеркивает действенность законов природы.
Сдругой стороны, Саадья видит в акте Творения самый убедительный довод в пользусуществования Творца. Поэтому он начинает изложение своей философской системы сдоказательства основополагающего принципа: мир был сотворен ex nihilo (изничего) и во времени. Отсюда вытекает существование Создателя, который Вечен,Всемудр и Всемогущ. Саадья защищает единство Бога против триединствахристианства и дуализма фарси. Бог не только Един в числовом смысле слова. Онабсолютно неразложим и чист как дух, свободный от каких-либо физических свойстви атрибутов.
Многиесвященные писания, противоречащие этой философской концепции Бога, следуетпоэтому понимать в сугубо фигуральном смысле. Человек — венец творения и,следовательно, предмет особой заботы и любви Бога. Это значит, что Богстремится сделать человека счастливым. С этой целью даровал Он человеку Тору сее заповедями, и одним фактом подчинения Торе человек может достигнуть своего наивысшегоблага. Заповеди Торы распадаются на два класса: заповеди разума (этика) изаповеди откровения (обряды). Это не значит, что заповеди откровения лишеныразума, это значит лишь то, что они не могут быть проверены человеческимразумом без помощи откровения. Тора вечна и неизменна благодаря своейвнутренней ценности. Более того, вечность Торы связана с вечностью еврейскогонарода. «Израиль является народом лишь благодаря своей Торе», и таккак Превечный провозгласил устами своих Пророков вечность Израиля, Торанеизбежно должна также быть вечной.
Торане противостоит жизни. Он не согласен с теми, кто утверждает, что лучшее, чточеловек может сделать в мире — это посвятить всего себя служению Богу, проводядень в постели, а ночь в восхвалениях Превечного, и отказаться от любых мирскихдел. Напротив, Учение не оторвано от человеческой и социальной деятельности.Тот, кто отворачивается от жизни ради Богослужения, ради служения идее Бога,очищенной от проявлений жизни, утверждает Саадья, лишается возможностивыполнять многие предписания традиции: «Как может отшельник соблюдатьзаконы о правильных весах и мерах?.. Какой гражданский закон исполнит он в духеистины и справедливости?.. Это же относится и к законам посева, отделениядесятины, благотворительности и пр.»
Длятого чтобы человек мог выполнять предписания Торы, Бога наделил его душой,следовательно — свободой воли и способностью различать добро и зло,руководствуясь нормами, установленными Торой. Душа — тончайшая духовнаясубстанция, и потому она неразрушима и бессмертна. Однако душа явственносвязана с телом и образует с ним природное единство. С элементами этого теладуша обязательно воссоединится в день воскресения мертвых. Хотя доктринувоскресения мертвых нельзя доказать философским путем, доводы философии немогут ее и опровергнуть. Собственно говоря, эта доктрина находит некотороеподтверждение в разуме и в значительной степени согласуется с законами природы.Это, однако, не относится к понятию метапсихоза, или переселения душ, так какобъединение человеческой души с телом животного противоречило бы законамприроды. С доктриной воскресения мертвых связана также идея о мессианскомосвобождении Израиля, которую также не в силах поколебать доводы разума.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вопросы чести и морали в повести АС Пушкина Капитанская дочка
Реферат Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений
Реферат Основы законодательства РФ о налогах и сборах
Реферат Вторичные процессы и их роль при анодном оксидировании алюминия и его сплавов
Реферат Hamlet Essay Research Paper HAMLETS MADNESS
Реферат Происхождение пресмыкающихся
Реферат В Ф Струк Ефективність використання препаратів Тіберал і Хілак форте-краплі для лікування
Реферат Job Satisfaction Essay Research Paper Are you
Реферат Shawshank Redemption Analysis Essay Research Paper
Реферат Полузабытая страница в истории германо-российских отношений Г. Шлиманн
Реферат Эстетика в деятельности учителя
Реферат Биография Вильяма Шекспира (Shakespeare William), подробный обзор его творчества. Сюжет и содержание произведения "Ромео и Джульетта"
Реферат The Adventure
Реферат Авторы книги смело исследуют эти непростые вопросы. Иделают сенсационный вывод: сверхчеловек дело ближайшего будущего
Реферат Сооружение контактной сети железной дороги