Введение
Фридрих Ницше – немецкий философ и литератор. Он – явление исключительноево всех отношениях. Его идеи при жизни не были восприняты современниками, апосле смерти подверглись фальсификации. Его философия сразу же стала вызыватьяростные споры, неутихающие по сей день. Его считали идеологом нацизма, но этосовершенно не так.
Среди философов Ницше — нарушитель спокойствия и благородный пират. Онвспугивает спящих, таранит крепости обывателей, сметает моральные постулаты,убивает Бога, рушит церковные устои. Как говорит С. Цвейг, Ницше «стремится на своем паруснике ко всемунеизведанному, весело и дерзко, с мечом в руке и бочкой пороха под ногами».
Философские труды Ницше, по большей части не предъявляют большихтребований к интеллекту или образованности читателя. Их суть представляетсяясной и однозначной, цели — обширными и очевидными, а язык — понятным. В силудоступности его текстов читатель обнаруживает, что либо философия проще, чем онполагал, либо он сам умнее, чем думал раньше. Ницше считал себя прирожденнымпсихологом — «призванным быть психологом иразведывателем душ». Некоторыевещи, которые он высказывает, поражают воображение своей точностью ицеленаправленностью диагностики. С точки зрения Ницше, психология лежит воснове всего, и тесно переплетается с другими частями его учения.
Очень многие считают, что идеи Ницше – это следствие болезни, но ониоказались предвестниками того массового безумия, которое творилось в Европепервой половины XX века и котороеугрожает нам и сегодня. Подлинная философия Ницше настолько непревзойденна, убедительнаи проницательна, как никакая другая существовавшая до нее или возникшая после.Читая его, вы понимаете, что философия действительно воздействует на умы.Насколько мы можем судить после прочтения его произведений «Так говорилЗаратустра», а также посмертно изданной «Воли к власти» позиция Ницше являетсядостаточно устойчивой, но его мысль постоянно развивалась в разныхнаправлениях. Это значит, что он часто противоречит сам себе или оставляетвопрос открытым для противоречивых толкований.
Почти вся философия XX в.- чуть ли не комментарий к Ницше: все крупные мыслители так или иначе мыслили вконфронтации или тандеме с ним. В частности, анализу сочиненийфилософа посвятили свои работы: К.А. Свасьян («Фридрих Ницше: мученикпознания»), Мишель Фуко («Ницше, Фрейд, Маркс»), М. Хайдеггер (« Европейскийнигилизм» ), Карл Ясперс («Ницше и христианство»), Ф.Г. Юнгер («Ницше»), ЖильДелез («Ницше»), Артур Данто («Ницше как философ»), Л. Онерва («Рецепция Фр.Ницше в финской литературе начала ХХ века»), а также Г. Рессель, И.И.Евлампиев, Ю.Б. Мелих и многие другие.
Ему обязаны своим появлением главные течения современноймысли: философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, феноменология…Он дает начало целому спектру философских методов: генеалогии, коллажа,перспективизма. Его мысль становится катализатором прорыва мирового искусства кавангардным формам: сюрреализму, дадаизму, футуризму, абстракционизму. Онпредвосхищает новые формы искусства, и прежде всего кинематограф с егоспрессованным временем и техникой монтажа. А его книги, представляющие собойконгломераты фрагментов и смысловых кусков, стали прообразом компьютерногохранения и передачи информации, рассеченной на самодостаточные единицы.
Философия Ницше уникальна: она позволяет не толькообнажить проблемы, ставшие существенными для культуры ХХ века, но и выявитьвопросы, мимо которых эта культура прошла и которые остались на счету грядущего.Жизнь с её преодолением становится горизонтом культуры — тем, что развивает её.«Добрый и злой, богатый и бедный, высокий и низкий, и все имена ценностей:всё должно быть оружием и кричащим символом и указывать, что жизнь должнавсегда сызнова преодолевать самое себя! „
Основные понятия философских учений Ф. Ницше
Стремление понять личность, представление о личностиможно обнаружить и в ранних и в зрелых работах Ницше. Каждая новая личность, входящаяв жизнь и в культуру, ищет истинной жизни и борется за полноту своейуникальности, за полноту воплощения идеала. Ницше подразумевает, что жизнь ( иволя к власти как её сущность ) реализуется в человеке прежде всего через еготворческие усилия по созиданию культуры. В идее сверхчеловека заключеноубеждение в бесконечном творческом становлении самого Бытия, концентрирующемсяв каждой отдельной личности.
Гуманизм, человек и человечность — это не толькообщечеловеческие идеалы и ценности, направляющие наше движение вперед, но иконкретно — историческая реальность, которая имеет существенные отличия в различныепространственно- временные отрезки. Ницше раскрыл общественный характерчеловеческой души, в которой имеется то, что вложено в человека обществом,развил язык описания нашего бытия в мире, в котором насилие над природой идругими людьми оборачивается насилием над собой. В этой части его позицию можноохарактеризовать как сверхгуманизм, в которой, несмотря на несовершенствоотдельной личности, обращаясь к потенциальной творческой силе, человекраскрывает свое подлинное значение, переводя его из формы потенциальности вформу актуальности.
Одним из аспектов философского учения Ницше являетсякритика христианской морали. Здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию.Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение,несвободу человека. Для Ницше религия стала символов зависимого“несчастного» сознания. Конечно же, содержание и практикухристианского учения нельзя свести к подобному его толкованию. Но, тем неменее, эта точка зрения немецкого мыслителя очень актуальна и сегодня.
Философские поиски Ницше — это поиски морали длясвободного человека на пути разрушения традиционных ценностей, ориентация накоторые разрушает человечность, личность, а в конечном итоге, и самогочеловека. Все существовавшие и существующие морали, по мнению Ницше, не простонесут на себе печать общества и условий его существования и выживания, нонаправлены, и это главное, на обоснование и оправдание обладания. Инымисловами, они корыстны, а потому и антигуманны. Все, даже так называемыеобщечеловеческие моральные ценности при внимательном их рассмотренииоказываются ширмой, маскирующей корысть. Так не лучше ли сказать об этом прямо,назвать вещи своими именами и либо отказаться от этих «моральных»ценностей, либо жить в соответствии с ними? Но последнее вряд ли возможно для человека,потребляющего и стремящегося к потреблению и живущего в обществе — стаде. Апотому все демократические движения, по мнению Ницше, следуют этой моралистадных животных, имеющей свои корни в христианстве.
Главная идея ницшеанской морали — волюнтаризм — учение оволе как о первооснове всего сущего. Эту идею Ницше заимствовал у А.Шопенгауэра, кого он считал своим учителем в начале своего пути. Но он отвергмногие идеи Шопенгауэра, заменив его монистический волюнтаризм плюрализмомконкурирующих между собой центров «духовных сил», а также противопоставивего учению об отказе от воли, аскетизме, «добровольной жизни покаяния исамобичевания ради непрестанного умерщвления воли» своё учение обутверждении в жизни «воли к власти». Жизнь, по его словам,«стремится к максимуму чувства власти». Таким образом «воля квласти» становится критерием любого типа поведения, любого явления.«Что хорошо? — Всё, что повышает волю к власти и саму власть в человеке.Что дурно? — То, что идёт от слабости» — так выражает он эту мысль в«Антихристе». Рациональная деятельность не укрепляет «волю к власти»,так как заменяет активную деятельность резонированием. Общепринятая моральтакже подрывает «волю к власти», проповедуя любовь к ближнему. То же- демократия как институт, при котором масса составляет оппозицию праву одного.«Воля к власти» — лишь «право сильного», этораспространяется даже на взаимоотношения между мужчиной и женщиной: «Идёшьк женщине — бери плётку» («Так говорил Заратустра»). Из «правасильного» следует и мораль Ницше. Эта мораль возникает из чувствапревосходства одних людей, «аристократов», «господ», наддругими — «рабами», «низшими». Натолкнувшись надействительное проявление своей морали — противоположность классов — Ницшеоткрыто встал на позицию защиты господствующего класса.
Определяющие понятия «морали господ» — это:
1) Ценность жизни есть безусловная ценность и онасовпадает с уровнем «воли к власти».
2) Существует природное неравенство людей, обусловленноеразличием их «жизненных сил» и «воли к власти».
3) Сильный человек, прирождённый аристократ, абсолютносвободен и не связывает себя никакими морально-правовыми нормами.
Субъектом этой морали, удовлетворяющим этим требованиям,является сверхчеловек — центральное понятие философии Ницше. Он определяет егоследующим образом: это люди, «которые… проявляют себя по отношению другк другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, — по отношению к внешнему миру… они немногим лучше необузданных хищных зверей.… Они возвращаются к невинной совести дикого зверя, как торжествующиечудовища, которые идут с ужасной смены убийств, поджога, разгрома, насилия сгордостью и душевным равновесием… уверенные, что поэты теперь надолго будутиметь тему для творчества и прославления». Примечательная особенность этих«белокурых бестий» — это их врождённые благородство,аристократичность, которых так не хватает нынешним «господам»,«фабрикантам» и «торговым деятелям», чтобы автоматическиобеспечить себе господство. Ведь только внешность даёт ему право господства надмассами. Сверхчеловек — это высший биологический тип, который относится кчеловеку так, как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить,а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь какпророк, предвещающий приход нового «вождя», «фюрера»,полубога, а то даже и Бога. Заратустра — это не сверхчеловек, это«мост» к сверхчеловеку. Обычные люди — это исходный материал, почвадля выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек — это новый «культличности», далеко выходящий за рамки «культа личности» обычныхлюдей и легший в основу мифологии Ницше, изложенной более полно в «Заратустре».
Неудивительно, что германо-фашистский «миф XXвека» опирался на философию Ницше. Философ видел прообразы сверхчеловека вримском, арабском, германском дворянстве, в гомеровских героях, в скандинавскихвикингах. Идеалом, близким к сверхчеловеку, были Цезарь, Макиавелли, Наполеон.
Но возникновение сверхчеловека не предполагалось бытьсвязанным с какой-либо из существующих рас того времени. Кроме того, онявляется членом какого-то класса не в силу своего рождения, а предназначен кэтому самой природой. Таким образом, антибуржуазная философия Ницше находиласьв полном противоречии с идеологией и практикой фашизма. Ницше был против любыхформ проявления массового сознания, господствовавшего в Германии, егосверхчеловек — гармонический человек, сочетающий в себе физическоесовершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.
В учении Ницше, как в любом серьезном нравственнофилософском исследовании, есть много ценного для нашего времени. Прежде всего,это яркая критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью несмог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей.
Это, кроме того, неприятие социальной системы,построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо напринципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное — личность, ееиндивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения человека, преодолениевсего мелочного, обыденного, незначительного для жизни.
Многие категории нравственного учения Ницше вошли вфилософско-этическую науку и в наш обыденный язык: «переоценкаценностей», «сверхчеловек», то есть «которых слишкоммного»; «человеческое, слишком человеческое»; мораль «по тусторону добра и зла».
В советской философской науке существовал один ответ навопрос о гуманности учения Ницше — негативный. Безусловно, учение Ницше противоречиво,потому и не может быть оценено, как только негативное или только позитивное.Ницше заставляет думать, сравнивать, размышлять.
Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше,без сомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можнобыло бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своихнравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивидрассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, какнеисчерпаемость. По Ницше, человечество — это целостность, проявляющаяся черезразличие. Но абсолютизация неординарности приводила Ницше к парадоксальнымвыводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в познании и, чтовсего печальнее, в социально нравственной практике.
Развитие ницшеанства
В четырегода Ницше потерял отца и воспитывался в семье, состоящей из пяти женщин:бабки, матери, двух теток и сестры. Согласно психоанализу, предтечей которого,по признанию Фрейда, был сам Ницше, роль отца состоит в том, чтобы«оторвать» ребенка от природного начала в лице матери и ввести его всоциально-моральное измерение.
Практическилишенный всякого отцовского влияния, Ницше с детства рос в глубокомпренебрежении к нормам традиционной морали.
Другиеплоды исключительно женского воспитания — это глубокий кризиссамоидентификации. Эти невротические переживания порождали психическоесверхнапряжение, которое соматизировалось, т.е. проявлялось в виде мучивших егочудовищных головных болей, приступов тошноты и временами даже потери зрения.Вся последующая жизнь Ницше будет отчаянной борьбой с собственным детством.
Ницшесознательно освобождается от всего, чем обычно человек загораживается отнестерпимого холода существования. У него в буквальном смысле не было ничего:ни женщины, ни дома, ни семьи, ни работы, ни родины. Апатрид, он метался снесколькими чемоданами книг по дешевым пансионам Южной Европы, словно стремясьускользнуть даже от самого себя.
Совсеми, кому поклонялся и кого любил — Шопенгауэр, Вагнер, Лу Саломэ — оннеизбежно и надрывно рвал и расставался, сознательно причиняя себе боль,которую потом переплавлял в творчество. Его одиночество было практическитотальным. Он отбросил все, что могло создавать какие-либо «информационныешумы», способные помешать слышать гул мира. Он последовательно вывел себяодин на один с «сырой» первозданностью человеческого удела. Формулойэтого странного саморазрушительного поведения могут быть его же слова:«Отпасть от Вагнера, было моей судьбой». Вновь полюбить что-то сталомоей победой. Кого же любил Ницше? Не человечество, которое он называл«самой гнусной каргой среди всех старух». Не отдельных людей, окоторых говорил: «Я хожу среди людей, как среди обломков и отдельныхчастей человека». Ницше неутолимо любил жизнь, но жизнь мощную,воинственную, которой противоположна не смерть, а убогая, жалкая жизнь. Этойжизни под стать лишь свободный, суверенный, цельный человек, попирающийсовременную цивилизацию. В этом идеале Ницше изживал и преодолевал все своикомплексы и неврозы.
Врезультате этой жестокой жизненной практики он уже ничего не боялся, ничем недорожил и ни на что не надеялся. Это демоническое состояние придало ему стольмогущественные, неудержимые силы, что он бесстрашно разбил вдребезги всеморальные запреты и нормы, все привычки и табу, за которые судорожно хватаетсявсякий человек в водовороте жизни.
Все этиособенности личности и биографии вкупе с гениальной философской одаренностьюпозволили этому мыслителю, как, наверное, никому другому из людей, радикальновыйти за границы собственно человеческого пространства, даже за пределы нашеговида и взглянуть на нас всех с совершенно небывалой стороны. Картина, котораяоткрылась его взору, и о которой со всей страстью он нам поведал, ошеломляет.
Именноблагодаря психическим особенностям, которые обернулись преимуществами вфилософской работе, Ницше открывает феномен ресентимента. Заимствованный изфранцузского языка, этот термин обозначает психологический комплекс состоянийненависти, униженности, затаенной обиды и мстительности. Однако эти переживанияне находят выхода во фронтальной борьбе, а блокируются трусостью и параличомволи, что порождает крайне болезненное состояние бессилия. И тогда этипереживания оборачиваются вовнутрь и ищут себе выхода в сфере воображения.«Рабские» способы смягчения ресентимента превратили человека изблагородного существа в стадное, одомашненное, больное животное. Именно в такомвиде мы, согласно Ницше, существуем практически без изменений последниедвадцать пять веков господства противоестественных ценностей.
Духовнымилидерами этого переворота стали Сократ и Христос, два антигероя последних работНицше, «Сумерек кумиров» и «Антихриста».
Но упадок человека не мог быть бесконечен. Ренессансзнаменует начало кризиса осевого времени, который ко времени Ницше вступает врешающую фазу. В сжатом виде этот кризис Ницше выражает в прозвучавшей, какпланетарный взрыв, формуле «Бог умер!». Это означает, что старыерелигиозные и метафизические духовные практики утешения и спасения, которые двес половиной тысячи лет ориентировали человечество, наполняли его жизнь смыслом,позволяли переносить все тяготы земного существования, разом рухнули. Отнынелюди уже не могут использовать идею Бога, чтобы объяснять и освящать мир. Всестарые (Ницше называет их «космологическими») ценности, которые держалисьна этой идее, обесцениваются. То, что первым испытал мыслитель Фридрих Ницше,теперь переживают миллионы и миллионы обычных людей. На пороге Европыпоявляется «жуткий гость», нигилизм. Холодная ночь опускается на нашупланету.
Совершенно очевидно, чтофилософский сценарий XX века во многом развивался по Ницше. Великий философдостаточно точно определил, что власть, опираясь на закон, выступая от именизакона, сама склонна этим законом пренебречь. Ницше выделил два типа людей,которые всегда будут нарушать закон. Первый тип — преступники вне закона, онинаходятся внизу, а закон над ними. Второй — люди над законом: это представителивласти. Сталину и Гитлеру законы были ни к чему. Ницше обнаружил сходство междуэтими двумя типами — нарушать закон, перешагивать через него в силу «волик власти». В свете Мировых войн и авторитарных режимов проблема,обозначенная Ницше более века назад приобретает особую актуальность.
Ницше с беспримерной дерзостью (недаром он говорил о себе:«Я не человек. Я — динамит») поднимает на воздух все, чем только жилодо сих пор человечество: религию, мораль, философию, науку, политику, самогочеловека и самого Бога, все, что веками держало массы в повиновении.
Ни один мыслитель не шел в такой степени вразрез, наперекортысячелетним привычкам, верованиям, вкусам людей. Он начинает борьбу запереоценку старых ценностей, цель которой — прорыв по ту сторону добра и зла.Отныне сущностью жизни объявляется воля к власти, которая восстанавливаетприродные ценности, попранные христианской моралью и платоновской метафизикой.Таким образом, он сам становится крупнейшим фактором наступления нигилизма.
Массылюдей утрачивают веру. Воцаряются пессимизм, декаданс, отрицание жизни,ощущение ее абсурдности. Но состояние нигилизма открывает перед людьминевиданные перспективы. Ибо смерть Бога, в которой повинны все люди, даетчеловеку великий шанс: забрать назад собственную волю, от которой он отрекся впользу этого «мертвеца». Она дает шанс сравняться с Богами! Занимаетсяновая Заря. На повестке дня сотворение нового солнца, пришествие сверхчеловека.
Наступлениенигилизма развенчало всякое оправдание реальности, разрушительной для общежитиялюдей: огромные массы человечества поставлены в положение рабов. Их удел — эксплуатация, угнетение, насилие, которые переживаются как острое депрессивноесостояние.
ВпоследствииНицше вменяют в вину то, что, разгласив эту грозную тайну удела задавленного иуниженного большинства человечества, он (вместе со своим антиподом-близнецомМарксом) толкнул это большинство на восстание. Накопившиеся со времен Сократа иХриста колоссальные заряды ресентимента неизбежно должны взорваться, ибо старыйморальный Бог, охранитель существующего миропорядка умер! И потому самые«униженные и оскорбленные» восстанут против всей тысячелетней системыценностей, запретов и институтов, освящающих их угнетение и подчинение. Хотядля Ницше понятие «раба» сугубо этическое (раб — это человек,одержимый местью), само восстание масс неизбежно приобретало характер социальнойреволюции против правящих классов, которые играют важнейшую, по сути,репрессивную роль, навязывая низшим классам моральные требования, закрепляющиеих угнетенное положение. Разрушение этих норм и запретов (в том числесексуальных, трудовых и т.д.) переживалось массами не только как социальное, нои как биологическое освобождение.
Влияниеидей великого философа на общественные движения XX века
Поразительно,насколько пророчески ярко Ницше предсказал судьбу XX века и, я думаю, веканынешнего.
Ницшепровидчески предсказал, что тоталитарные движения XX в. (как в левой,социалистической, так и в правой, нацистской, версиях) станут жестокой иотчаянной реакцией на это страшное событие. Их глубинную природу адекватновыражают слова М. Хайдеггера, всю жизнь мыслившего под знаком Ницше:«Гитлер и Муссолини… развязали контрдвижение против нигилизма. Оба были,каждый по-своему, учениками Ницше… В этом высказывании бросается в глазапочти дословный парафраз формулы воли к власти, которую Ницше сам определяеткак „выражение противоборствующего движения… которое когда-нибудь вбудущем сменит… нигилизм“.
Дуче ифюрер в полной мере использовали философа-маргинала в своих политических целях.Ведомство д-ра Геббельса объявило III Рейх „временем Ницше“. В штабахСС Гиммлер приказал развесить девиз Заратустры: „Благословеннытвердые“. Ницше был включен в школьную программу. В своих ранцах каждыйсолдат Вермахта носил «Заратустру».
Идеологифашизма востребовали ницшеанский пафос сверхчеловеческого усилия — радикальноизменить жизнь здесь и сейчас. Они узурпировали его героический призыв к штурмунеба цвета пыли, за которым сверкает яркое солнце. Но главное, онипочувствовали, что этот мыслитель-динамит взорвал тысячелетние запреты. Отныненичто не сдерживало чудовищные заряды ресентимента задавленных масс, которыебуквально взорвались, порождая ужасающие практики насилия и жестокости:гражданские и мировые войны, революции, ГУЛАГ, Освенцим…
Жестокостьи насилие, которые демонстрировали тоталитарные массы (в немецком случае — вотношении „врагов Германии“, в советском — в отношении „враговнарода“), порождали мощный психологический освобождающий эффект. Онивыходили из депрессивного состояния. Отныне они чувствовали себя не»униженными и оскорбленными", а строителями новой жизни и бесстрашнымивоинами. Это «восстание рабов» сопровождалось ритуалами самовосхваления:«Да здравствует советский народ!», «Немцы — высшая раса».Слова «Интернационала» — «Кто был ничем, тот станет всем», казалось,воплощались в жизнь. Именно поэтому массы видели в тоталитарных режимахгарантию своих кровных интересов, именно поэтому были беззаветно преданы своимвождям.
Неслучайнопоэтому поколения, участвовавшие во Второй мировой войне по обе линии фронта,видели в Ницше идейного фюрера национал — социалистической революции, котораяреально казалась ницшеанским экспериментом. «Гитлер — это толпа,прочитавшая Ницше», — таково было общее мнение эпохи. Никто не удивился,когда французский прокурор на Нюрнбергском процессе заявил о возможностипривлечь Ницше посмертно к ответственности за преступления гитлеризма. Ещедолго, вплоть до наших дней ницшеанство будет восприниматься как чудовищноедуховное преступление.
На заретоталитарных движений XX в. широкие массы, спровоцированные взломомтысячелетних моральных запретов, вторглись в политику и были приняты за«новых варваров», несущих на остриях своих копий новую культуру,которая приведет к натурализации человека и его воссоединению с природой. Умногих возникало впечатление, что раз рабы восстали против ресентиментнойкультуры Сократа и Христа и используют ницшеанскую рецептуру борьбы, то Ницшевроде бы на их стороне. Но на деле они не были «варварами XX века»,которых он так страстно ждал. Он презирает их, ибо они остаются рабами, захлебывающимисяот обиды и мстительности. Они жестоки, ибо мстительны. Ницше хотел иногопреодоления ресентимента. Он воспринимает восставшие массы как чернь, хлынувшуюиз подполья жизни. (Эти ницшеанские мотивы ярко воплотились в образе Шариковаиз «Собачьего сердца» М.А. Булгакова. Нашествие шариковых не может принестиничего иного, кроме культурной катастрофы и деспотизма, а они сами в принципене подлежат облагораживанию.) Восстание этого «стада последних людей»может быть лишь тоталитарной практикой облегчения ресентимента, дающейиллюзорную компенсацию националистической или классовой мстительности.
Весь — отвратительный для либерального и социалистического сознания — ницшеанскийпакет идей о «стадном человеке», естественности рабства и эксплуатациинацелен на то, чтобы искоренить само стремление масс к восстанию. Ницше исходитиз того, что неравенство заложено в наш вид биологически как необходимый факторего развития. Он считает, что восстание низших классов неизбежно угрожает самимосновам существования человечества, поскольку иерархическая организацияобщества, при которой большинство подвергается угнетению и эксплуатации — оптимальная и единственно возможная форма культуры и взаимодействия видаHomosapiens с природой. Поэтому он неистово громит демократию, равенство исоциализм как «спусковые курки» этого восстания. Антифашистский пафосницшеанства игнорируют, потому что он направлен против демократии. Демократия — ложное, по Ницше, лечение ресентимента, ибо чревата тоталитаризмом. Онанивелирует и стандартизирует людей. Отсюда только один шаг до деградациииндивида и его растворения в «большом родовом народном теле»тоталитарного государства. Отвергая демократию, Ницше словно предупреждает оприходе Гитлера к власти демократическим путем.
Какписал Н.А. Бердяев, «Вокруг Гитлера собираются не аристократы духа, какхотел Ницше, а худшие, подонки, parvenu, люди ressentiment, дышащие злобой иместью». Поэтому плебейскую революцию «обезьян Заратустры» Ницшерассматривал как самую страшную угрозу своему делу. Именно им кричалЗаратустра: «Вместе с вами я проиграю даже свои победы… Вы не те, комупринадлежит мое имя и наследие». Об этом «триумфе» Ницше в эпохунационал-социализма А. Камю напишет: «Ницше рискует обрести такую победу,какой он и сам не желал». Хотя восстание масс, казалось, опрокидывалотысячелетние уклады ненавистной старой цивилизации, оно несло способорганизации мира, в принципе неприемлемый для Ницше, глашатая идеаловблагородства.
Этавзрывающая обычную логику классового противостояния двойственность ницшеанствасловно раскалывает наше сознание: с одной стороны, Ницше — вдохновитель«восстания рабов», с другой — законодатель рабства. Фашиствующийантифашист?! Надо признать: да, таковы структуры ницшеанского мышления. Какверно отметил Т. Адорно, «само преодоление ресентимента и нигилизма Ницшемыслил совсем по-другому, но, тем не менее, стал поставщиком всех нужныхфашизму слов». Можно только удивляться расколам и безднам, которые носил всебе этот человек! Странный пророк, несущий одновременно благую и чудовищнуювесть.
Центральныйпункт ницшеанской программы — освобождение и возвышение индивида, воссоединениеего с природой, завоевание им максимальной способности к творчеству иодариванию. В отличие от национал-социализма и раннего коммунизма, цель Ницше — не растворение индивида в безликой массе, а демассификация индивида. Но он лишьна первый взгляд «возгонщик» индивидуализма. Он хочет преодолетьиндивидуализм. Но не через регрессию и растворение в стаде, а, напротив, путеммаксимального личностного роста человека. Задача Ницше в том, чтобы человеквырос до масштабов Космоса. Вот его антропологическая революция! Вот его проектбудущего!
Сразупосле того, как человек по фамилии Ницше ясным январским днем 1889 г. рухнул в безумии на мостовую Турина, появилось множество философов Ницше, ведущих беспощаднуювойну друг с другом. Возник особый духовный феномен, своего рода СверхНицше:целая сфера, переливающаяся взаимоисключающими смыслами.
В XX в.почти не было общественных движений, не пытавшихся завладеть ницшеанством.Поначалу права на это наследие предъявили германские националисты, русскиесимволисты, итальянские футуристы, австрийские психоаналитики. Даже большевики(А. Луначарский) не избежали его чар. В 20-е гг. друзьями Ницше объявляют себяМуссолини и Гитлер. Еще до краха III Рейха его начинают спасать от нацизмалевые французские мыслители: Батай и Камю. Сразу после Второй мировой войныкропотливую работу по денацификации Ницше и интеграции его в западныйистеблишмент развернула целая армия либеральных ницшеведов. В противовес имницшеанские идеи инкорпорируют в свои леворадикальные конструкции идеологиФранкфуртской школы: Адорно и Маркузе. Их эстафету подхватывают постмодернисты,для которых Ницше становится парадигматической фигурой: Фуко, Делез, Деррида,Нанси… Мода на Ницше, захлестнувшая Запад, вызывает ответную реакциюлиберальных философов, опубликовавших нашумевший сборник «Почему мы неницшеанцы?» Каждая философская школа XX в. создает своего Ницше. Публикепредлагается Ницше на любой вкус: экзистенциалистская интерпретация Хайдеггера,постструктуралистская реконструкция Делеза, религиозно-символистская версияБелого, эзотерические толкования Штейнера и Ошо… Фигурам Ницше нет числа.Кажется, Ницше хочет не допустить саму возможность понимания своих текстоводинаково. Вслед за Фуко мы с резиньяцией должны признать: «нельзясказать, что есть подлинное ницшеанство, и что наше ницшеанство более подлинно,чем другие...».
Ницшенесет нам «варварское мышление», как его точно определяет польскийфилософ Л. Колаковски: "… представим наших внуков соединяющими все этиконфликтующие традиции в единое гармоничное целое: быть теистами, пантеистами иатеистами, сторонниками либерализма и тоталитаризма, энтузиастами насилия ипротивниками насилия — значит представить их жителями мира, лежащего не толькодалеко за пределами нашего воображения и провидческого дара, но и за пределамилюбой возможной традиции. Это будет означать, что они являются варварами всамом строгом смысле этого слова". Не этих ли варваров так страстно звалНицше?
О своеммышлении Ницше скажет: «Я заменил философа на свободного духом, которыйпревосходит ученого, исследователя, критика, который изживает идеалы,который… исследует иллогическую контекстуру существования: тот, ктоосвобождает нас от морали».
В концежизни он замечает: «Философ ли я? Да какое это имеет значение»?.. Он,в самом деле, разрушает наши представления о том, что такое философ: вместорационалиста — безумец, вместо логика — поэт, вместо иерарха мысли — духовныйбунтарь, вместо прагматика возможного — взломщик социальных запретов. Онсовершает самую радикальную философскую революцию, знамя которой водружает наразвалинах старой метафизики: «Все ложно! Все дозволено!»
Нынешнийтриумф рыночного индивидуализма лишь ярче оттеняет насущность разрешения нашеговидового противоречия между индивидом и коллективом. Великий маятник историидостиг крайних отметок индивидуализма. Неизбежно его движение к полюсуколлективизма и социализации. Тысячелетние границы окажутся прорваны, словнотонкие нитки. Государства, существовавшие веками, взлетят на воздух. Мировыемассы, охваченные ресентиментом, хлынут на новые территории: начнется великоепереселение народов, какого не видела история. И тогда будущее будет зависетьот того, кто захватит инициативу радикальных действий: социальные низы,переполненные ресентиментом, чей триумф приведет к новому изданиютоталитаризма, — либо творческий авангард, передовой, образованный класс,который отвергнет старое общество не из мести, а для того чтобы новые формыжизни вместили сверхчеловечество.
Сегодня глобальные заряды ресентимента приближаются ккритической массе. В недрах нашей эпохи уже слышен тектонический «танецплит», раскалывающий основы нашей цивилизации. Ницше выходит из подполья.Как диагноз и программа, он вновь властно стоит на мировой повестке дня. И это- устрашающий признак глобальных перемен. В истории мысли лишь Маркс может состязатьсяс Ницше в бесстрашии пророчествовать тяжкое, крайне жестокое будущее.Действительно, ницшеанство содержит избыточную массу ужасного, брутального, дажезвериного. Но разве сам Ницше придумал все это чудовищное и злое? Разве все этоне есть мы, человечество? Или он увидел то, что другие просто страшатся видеть?Что не принято видеть?
Бесстрашнаясвобода Ницше, по выражению Батая, сбивает с ног. Но тому, кто устоит,откроется главный урок Ницше: он учит мужеству перед лицом неведомых ирадикальных перемен. Формула этого мужества — Amor fati, любовь к судьбе,бесстрашная ответственность за все, снятие озабоченности собой, тотальноеутверждение жизни, не исключая самые ужасные трагедии. Именно это делаетницшеанство востребованным в начале XXI в. — и как штормовое предупреждение, икак руководство по плаванию в штормовом океане.
Заключение
Драматична не толькожизнь Ницше, но и судьба его наследия. Затравленный непониманием и одиночествомпри жизни, он был извращен и оболган после смерти. Скандалы вокруг егорукописей и их фальсификация последовали почти сразу. Трижды в 1892-1899 гг.начинало выходить полное собрание сочинений Ницше и дважды обрывалось.
Нельзя без возмущениясмотреть на то, как зловещие всходы «ницшеанства», а фактическиосквернение его памяти, чертополохом разрастались в Германии и Европе. Словнопредчувствовавший эту Вальпургиеву ночь, этот шабаш, Ницше писал о зловонномрое ядовитых мух, которые «льстят тебе, как Богу или дьяволу; они визжатперед тобою, как перед Богом или дьяволом. Ну что ж! Они — льстецы и визгуны, иничего более».
А между тем ницшеанствакак такового нет, этим термином обозначают по крайней мере три различныхявления.
Первое — новоевоспроизведение отдельных положений Ницше в творчестве таких философов, как М.Хайдеггер, К. Ясперс, К. Левит, Ж. Делёз, Ж. Деррида.
Второе — современнаямеждународная школа ницшеведения со своим ежегодником «Ницше-штудиен»,издательскими центрами, научными организациями и периодическими конференциямиили симпозиумами.
Третье — дальнейшаяразработка тех проблем, которые вошли в современную культуру и философию черезНицше. А поскольку он касался буквально всего духовного содержания истории икультуры, то по этому критерию не только «философия жизни», у истоковкоторой стоял он, но практически все основные направления современнойкультурологической и философской мысли можно смело отнести к ницшеанским. Дажемарксистское, если взять идеи Ницше об относительности и обусловленности моралии нравственности или его тезис о воспитании нового человека.
Но существует еще одно,четвертое и наиболее зловещее значение ницшеанства — политическое, которое сконструировали,прежде всего, нацисты, руководствуясь идеологией, основанной на аморальности,политическом экстремизме, цинизме и нигилизме. В политическом смыслетрактовалась философия Ницше и у нас, подвергаясь безусловному осуждению икритическому разгрому.
Но если в чем и виновенНицше, так это в том, что раньше всех заглянул в кошмарную бездну грядущего иужаснулся от открывшегося ему. И кому же придет в голову (а ведь пришло, имногим, и вполне серьезно!) обвинять стрелку барометра, предсказавшего ураган,в наступлении этого бедствия?
Никто, как Ницше, непризывал с таким отчаянием к бегству в царство свободы интеллекта и никто стакой силой не почувствовал, что наступающий век несет с собою нечто новое иужасное, что старая эпоха отмирает, а в ее предсмертных конвульсиях родятсятоталитарные режимы XX в.: национал-социализм в Германии и большевизм в России:
«Грядет время, когдабудут вести борьбу за господство над землей — ее будут вести во имяфундаментальных философских учений».
Это предсказание Ницшеостается в силе. И пока оно будет оставаться в силе, идеям Фридриха Ницшесуждено быть не столько философским наследием, сколько ареной политическихбитв.
Список использованнойлитературы
1. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. – М.,1998
2. Данто А. Ницше как философ. – М.,2000
3. Делёз Ж. Ницше. – СПб., 2001
4. Клюс Э. Ницше в России. – М., 1999
5. Марков Б.В. Ницше и гуманизм. //Вестник СПб университета, сер. 6.,2000 — № 3-с.3 -12
6. Ницше Ф. Соч.: В 2-х т. М., 1990
7. Цвейг С. Вчерашний мир. – М., 1991
Материалы с сайта www.5ballov.ru