Реферат по предмету "Философия"


Проблема Другого в философской герменевтике

Введение
Тема моего доклада — проблема Другого в философской герменевтике. Я считаю ее актуальной в связи стем, что в последние десятилетия в мире активно протекают процессы глобализациии распространения информационных технологий. Людям все чаще приходитсясталкиваться с Другим (представителями других национальностей, культур,вероисповеданий) как в связи с их деятельностью (бизнесмены, дипломаты), так ив повседневном общении.
Прежде всего, нужноопределить что вкладывается в понятие Другой. В философии существует множествомнений по этому вопросу. Данная работа опирается на одно из самых популярныхтолкований этого понятия — Другой как представитель чужого, иного мира,культуры, сильно отличный от меня самого человек.
Ответы на вопросы длячего необходимо приходить к пониманию Другого и как к нему прийти можно почерпнутьу философов-герменевтов. Изначально герменевтика была лишь философским методом,с помощью которого интерпретировались и анализировались дошедшие до насповрежденными или частично утраченными литературные памятники. Герменевтыпредлагали при анализе учитывать культуру, к которой принадлежит автор, егомировоззрение, и таким образом вчувствоваться в текст, глядеть на него черезпризму породившей его культуры. Проблемой философской герменевтики являетсяпонимание как таковое. Основы герменевтики как общей теории интерпретации былизаложены Ф. Шлейермахером.
Говоря о понимании я имеюввиду не стремление убедить собеседника в правоте своей позиции, не согласиеотносительно содержания некоторой пропозиции, а компромисс или консенсус междупредставителями различных позиций. Взаимопонимание не подразумеваетнеобходимость утверждения единой истины. Оно предполагает установление такогоединства, которое не отрицает различий и многообразия точек зрения. «Цельлюбого понимания – достичь согласия по существу; ради этого мы общаемся друг сдругом и договариваемся между собой», — пишет Х.-Г. Гадамер (Гадамер 1991, 73).
 

Так для чего же вообщенеобходимо взаимодействие с Другим, попытки его понять
Взаимодействие с Другимнеобходимо прежде всего для формирования идентичности человека, его отношениячеловека к самому себе. Обращение к Другому помогает нам понять самих себя икак индивидов и как членов группы. Вольно или невольно мы сравниваем себя сДругим. Мы можем осознать свое Я лишь через «не-Я», Другого.
К. Маркс использовалобраз зеркала для разъяснения того, что человек может понять свое Я только вего идеальном бытии в другом человеке. «Человек, — считал он, — сначаласмотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлукак к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как кчеловеку» (Маркс 1960, 62).
Шотландский психиатр Р.Лэйнг в своей известной работе «Я и другие», говоря о идентичности, пишет чтолюбая идентичность требует значимого Другого как точку отсчета. Например,идентичность матери нуждается в ребенке в качестве этого Другого.
Бодрийярпишет: «Другой — это то, что позволяет мне не повторяться до бесконечности». Другой ставит границумоему существованию, таким образом облегчая мне возможность самоидентификации — хотя бы по принципу: Я — это не-Другой.
Без наличия Другогоразвитие личности останавливается. «Я утрачивает верховенство своегосамосовпадения, самоотождествления, в котором сознание, торжествуя,возвращается к самому себе и успокаивается на самом себе. В ответ на требованиеДругого Я самоизгоняется из этого покоя…» (Левинас 1998, 170).
Появление Другого требуетпреодоления замкнутости на себе самом и принятия ответственности, так как помысли Э. Левинаса, сознание проблематизируется встречей с Другим, присутствиекоторого взывает к ответу; а ответственность лишает Я его эгоизма иподтверждает его неповторимость (Левинас 1998, 170-171). «Отношения с Другимпроблематизируют меня, изымают и продолжают изымать меня из меня самого,раскрывая во мне все новые дарования. Я и не знал, что настолько богат, хотя ине вправе оставить теперь что-то себе» (Левинас 1998, 165).
Левинас отмечаетпотребность в Другом, который «не есть ни мой враг, ни моё дополнение»,общительность, которая «рождается в существе, у которого все в достатке, илиточнее говоря, по ту сторону всего, что могло бы ему недоставать или егоудовлетворять» (Там же).
«Разговор с другим,согласие другого с нами, его возражения, его понимание и непонимание знаменуетрасширение нашей индивидуальности — замечает Х.-Г. Гадамер, — это всякий разиспытание возможной общности, на которое подвигает нас разум» (Гадамер 1991,86).
Понимание оказываетсяосновой развития, роста, преодоления конфликтов, так как его прямое следствие –желание учиться у Другого.
Исследованиесвоеобразия и особенностей Другого, исходящее из гуманистического представленияо глубинном универсальном родстве людей, народов, цивилизаций, культур, — этоне только метод понимания, но также действенное противоядие от разобщённости,вражды, культурного изоляционизма, жестокости и насилия, в каких бы формах онини проявлялись.
Какими же путями можноприйти к пониманию Другого
Исходным условиемпонимания и диалога с Другим является само допущение инакомыслия.
Для преодоления барьеранепонимания требуется отказ от предупреждений и стереотипного восприятияДругого, и известный критический настрой в отношении самого себя.
В основе понимания лежитстремление найти общие основания, скрывающиеся за различиями, начиная собнаружения точек соприкосновения и моментов сходства. Иными словами, пониманиевозможно благодаря присутствию универсальных начал в человеческой и социальнойжизни. От выяснения глубинного сходства метод идет к пониманию различий, ихобусловленности многообразием и многоцветием жизни, и соответственно,позитивное восприятие различий приводит к взаимообогащающему обмену опытом иобретению новых смыслов собственного бытия.
Именно поэтому дляпонимания необходимо искать внутреннее содержание за внешними формамиповедения, искать смысл, вкладываемый в те или иные поступки, действия. Чтобыпонять Другого необходима смена угла зрения, переход от созерцания извне кпониманию изнутри. Основой этого понимания должны стать ценности Другого.
В процессе выстраивания понимания Другого необходимо умение ставить себя на место Другого,пытаться видеть ситуацию с непривычной для себя точки зрения. Этот «взглядизвне» расширяет границы понимания.
«Понимать — означает,прежде всего, разбираться в чём-то, а уж потом, во вторую очередь, вычленятьмнение другого, разуметь подразумеваемое им», — подчёркивает Х.-Г. Гадамер(Гадамер 1991,79).
В понимании и диалоге сДругим должно исключаться навязывание мнений и образцов действия, поэтомусущественный момент и условие этого процесса – свобода обеих сторон в диалоге.
Признание достоинства вДругом также оказывается неотъемлемым компонентом понимания. Причем, оно должнобыть взаимным.
Нужно не забывать, то чтодиалог не исключает, но напротив, подразумевает критическое отношение кдействиям и высказыванием другого, но с искренним желанием добиться понимания,компромисса, соответствия между словом и действием, приблизить желаемое кдействительному.
 

Заключение
герменевтикаинтерпретация непонимание гуманистический
Как видно из моегодоклада, методы, выработанные философами-герменевтами для понимания иинтерпретации текстов могут использоваться и в других сферах жизни. Философскаягерменевтика не теряет своей актуальности и может помочь решить актуальныепроблемы, стоящие перед обществом, такие как необходимость достижения пониманияс Другим как представителем иной культуры.

Используемаялитература
 
Бодрийяр. Я. Прозрачность зла.
Гадамер XT. Актуальностьпрекрасного.
Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм Другого человека.
Лысенко. В. Г. Познание чужого какспособ самопознания: Запад, Индия, Россия.
Лэйнг Р. Я и другие.
Скороходова. Т. Г. Понимание Другогов философии Бенгальского Возрождения.
Соболева. М. Е. О возможности диалогамежду культурами.
Степанова. И. Антропологическаяэпистема «Человек-зеркало».
Труфанова. Е. О. Идентичность и Я.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Английский, домашнее чтение, 2 часть. Билеты
Реферат Правовой нигилизм и правовой идеализм
Реферат Symbolic In LOTF Essay Research Paper Imagine
Реферат Історичний розвиток міжнародного публічного права в середні віки (від падіння Римської імперії до Вестфальського мирного договору 1648 р.)
Реферат Анализ стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая …»
Реферат Международные морские перевозки
Реферат Отверженные. Гюго Виктор
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Обеспечение предприятий материально-техническими ресурсами» Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Реферат Атеизм на новые рубежи
Реферат Анализ текущего финансового состояния предприятия на примере МП Товары для детей
Реферат Правоотношение: понятие, признаки, категории
Реферат Стихотворение Н.А.Заболоцкого Гроза идет. Восприятие, истолкование, оценка.
Реферат Екологічна та енергетична безпека України
Реферат Sports Supplements Essay Research Paper Athletes are
Реферат Атеросклероз и роль перекисного окисления липидов