Реферат по предмету "Философия"


Проблема бессознательного в философии. Психоанализ

Реферат
По дисциплине: «Философия»
Тема: «Проблемабессознательного в философии. Психоанализ»
/>/>/>/>/>Содержание
 
Введение
1. Понятие бессознательного
2. Проблема бессознательного вработах Зигмунда Фрейда
3. Мотивационная структураличности
4. Бессознательное как источниквнутреннего конфликта
5. Бессознательное и психоанализ
6. Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга
Заключение
Источникии литература
Введение
Наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее,человеческой психики). Лишь сравнительно небольшая часть психическойдеятельности осознается (контролируется) субъектом, остальная же часть (подобноподводной части айсберга) остается неосознанной. По Фрейду, бессознательное –это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят досознания человека. Бессознательное – это также основной и наиболее содержательныймомент в системе психики человека, наряду с предсознательным и сознательнымэлементами. Бессознательное регулируется принципом удовольствия включает в себяразличные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания,мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиесянеосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т.д. По мысли Фрейда, вбессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни,сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции иагрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).
Значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играетсоциальное бессознательное, являющее собой вытесненные сферы, свойственныебольшинству членов общества и содержащие то, что данное общество не можетпозволить своим членам довести до осознания.
В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявлениябессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности; 2) неосознаваемыемеханизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер;3) неосознаваемые подпороговые процессы и механизмы (восприятие и пр.); 4)неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы). Впсихоанализе в качестве основных методов познания бессознательногоиспользуются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочныедействия повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов ит.д.
/>1. Понятиебессознательного
Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человекахарактерны и такие, которые находятся как бы за порогом сознания, не достигают надлежащейстепени интенсивности или напряженности, чтобы обратить на себя внимание. Термины«бессознательное», «подсознательное»,«неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе,а также в обыденной жизни.
Понятие психического значительно шире понятия сознания, которое обладает неподдающимися практическому учету градациями уровней, начиная от высшей ступениясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сутивещей, и кончая полусознательным состоянием.
Сознание отнюдь не исчерпывает всей психики. Существуют такженеосознаваемые психические феномены, определенный класс которых представленпонятием бессознательного. Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания,иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние)или опускается ниже порога сознания (подсознательное).
Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленныхв сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятиембессознательного.
Зона максимально ясного сознания в психической деятельности сравнительноневелика. За ней идет полоса просто явного сознания, а потом — минимальногосознания, за которой следует уже неосознанное. Последнее выступает то как установка(инстинкт, влечение), то как ощущение (восприятие, представление и мышление), токак сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние илисновидение, состояние аффекта или невменяемости.
К бессознательным явлениях относят и подражание, и творческое вдохновение,сопровождающееся внезапным «озарением», новой идеей, рождающейся как быот какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго неподдававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, чтоказалось прочно забытым и прочее).
Бессознательное — не мистика, а реальность духовной жизни. С физическойточки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительнуюфункцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этомнет необходимости.
Для более четкого выявления места проблемы бессознательного в структурезнания важно соотнести феномены бессознательного с такими реальностями, которыеобозначаются категориями «деятельность», «отражение», «общение»,«личность», «отношение».
Абстрактная схема строения деятельности, согласно которой выделяют собственнодеятельность, действия и реализующие их операции, может служить одним из основанийклассификации феноменов неосознаваемой психической жизни человека, выделяющей местонеосознаваемых психических явлений в структуре деятельности. Конституирующим признакомдеятельности является мотив, т.е. некоторый объект, в котором опредмечиваетсяпотребность.
Хорошо известно, что мотив может быть неосознанным, также неосознаннымможет быть психическое отражение самого потребностного состояния. Основнымпризнаком действия является наличие сознательного предвосхищения будущихрезультатов, т.е. цели. Однако кроме такого осознанного предвосхищения можно выделитьи неосознанные предвосхищения, к их числу относятся некоторые виды установок. Такимобразом, наряду с осознанными и неосознанными мотивами следует выделять осознанныеи неосознанные предвосхищения будущих результатов, т.е. цели и установки. Операциив человеческой деятельности также имеют двоякую природу: одни являютсяпродуктом трансформации сознательных действий и, в случае затруднений, могут вновьвозвращаться в сознание, другие формируются по типу «прилаживания» кситуации и вообще никогда не попадают в сознание, они функционируют какнеосознаваемые автоматизмы.
Существование качественно разнородных феноменов бессознательногоисключают возможность распространения выводов, полученных при исследованииодного из феноменов бессознательного на всю область бессознательного.Осознанные и неосознанные психические явления образуют две формы отражениявнешнего мира и соответственно две формы управления, психического регулированиядеятельности (осознанная и неосознанная регуляция).
При исследовании частных форм психического отражения реальности мысталкиваемся с необходимостью дифференциации ощущений, в которых человек отдаетсебе отчет, и ощущений, в которых он не отдает себе отчета.
Аналогичную дифференциацию можно провести и применительно к восприятиюдостаточно сложных объектов. 2.Проблема бессознательного в работах Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд — австрийский учёный,который первый дал научное обоснование проблемам бессознательного. Поопределению Фрейда «бессознательное — действия человека, которые он совершает,не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носитпсихическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма».[1] />
В результате длительных наблюдений засвоими больными Фрейд пришел к выводам, изменившим прежние представления опсихике. Бессознательное, по его мнению, носит врожденный характер. Онутверждал, что поведение человека в значительной степени подчиняется влияниюподсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно Фрейду, этивлечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего — подавленнымижеланиями, то есть желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровнесознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжаютдействовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках,непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияниена выбор профессии или творчество.
Мера бессознательного определяетсяпереходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательномувосприятию, выраженному в поведении человека в его конкретных поступках. Внутричеловека всегда существует определённый датчик, который показывает пространствобессознательного. Подобно этому внутри нас всегда существует мера — как переходиз одного состояния в другое. Сознательно мы всегда можем её оценить. Например,мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица. В реальной жизничеловека очень много моментов когда он думает одно, а фактически делает другое.Это объясняется тем, что импульс сознания оказался слабее подсознательного.Результирующим оказался импульс, поступивший к нам из области подсознательного.Следовательно, те действия и функции, которые выполняются субъектом,бессознательны. Отсюда потеря контроля, неспособность предвидеть ипрогнозировать и т.д. Рассмотрим такой пример. Некий субъект осознаёт вредностькурения и принимает решение бросить курить. Однако с течением времени инстинктповышает эмоциональное напряжение человека. В результате синтезируется желание,которое выражается в потребности курения. В итоге наблюдается сознательноепротиворечие, выраженное в действии. Складывается цепочка: Инстинкт — Эмоции — Ощущения — Желания. Можно убедиться, что какую бы систему мы не взяли, токонечным звеном декомпозиции будет являться такая же цепочка.
Если считать, что человек — такое же детищеприроды, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенноймере наделен теми же качествами, что и они. Если считать, что животные ненаделены таким разумом, как человек, то единственной точкой соприкосновения уних являются инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основныхинстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то естьразмножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивныхфакторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохраненияотносятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть тенеобходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначальноэти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека («Я») эти факторыкак жизненно необходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому,что у человека появились приспособления для добывания пищи, он сталиспользовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и дляудовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища сталадоставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше именьше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления ипо максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохраненияутратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, какназывает его Фрейд, либидо. Такие человеческие стремления, как агрессивность,желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, перешлив другое качество, то есть они перешли к либидо. Итак, в результате эволюции,основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения.
Бессознательное является антагонистомсознанию и является вместилищем загнанных природных инстинктов. С точки зренияФрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующаянашу деятельность. Он считал, что эмоции являются выражением инстинктасамосохранения или сексуального инстинкта (или как он сформулировал позднее,инстинкта Эроса и инстинкта смерти). Либидо, о котором так много писал и самФрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана синстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейдне дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он такжесчитал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как тестремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинамреализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя егосодержание.
Фрейд пытался объяснять проблемыбессознательного с позиций механистически-натуралистического мышления своеговремени. Он предполагал, что те эмоции, которые не являются очевиднымвыражением инстинкта самосохранения или сексуального инстинкта, тем не менее,являются только более скрытыми и сложными проявлениями этихинстинктивно-биологических проявлений.  3.Мотивационная структура личности
Анализ сложной мотивационной структурыличности привел Фрейда к трехкомпонентной модели ее устройства. Фрейдвоспринимал личность как триединство. Онсчитал, что психика состоит из трех слоев — сознательного («сверх-Я» или«супер-эго»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых ирасполагаются основные структуры личности. При этом содержаниебессознательного, по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни прикаких условиях. В бессознательном слое располагается одна из структур личности— «Оно», которая фактически является энергетической основой личности. «Оно» — бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивныепобуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека.В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся ксвоему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельностьсубъекта. Фрейд считал, что два основных врожденных бессознательных инстинкта(инстинкт жизни и инстинкт смерти) находятся в антагонистических отношенияхмежду собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннегоконфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьбамежду инстинктами, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем,что поведение человека вызывается, как правило, одновременным действием обеихэтих сил.
Вторая структура личности — «Я», по мнениюФрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, таки в предсознании. Содержание предсознательного слоя может быть осознаночеловеком, хотя это и требует от него значительных усилий. Если содержание«Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенокрождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством Я», включая в себя весьокружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой иокружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая, такимобразом, объем «Я».
Третья структура личности — «сверх-Я» неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. «Сверх-Я» (или«супер-эго») является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человекживет в обществе, то оно оказывает на него влияние. Если человек представляетиз себя отдельную клетку, то клетка одна существовать не может, она погибает.Эти клетки образуют ткань, та, в свою очередь, образует орган, а последний —систему органов, образующих большой, единый организм. Так вот оболочки этихклеток соединены между собой. Именно эта совокупность всех «Я» и образует«сверх-Я». Можно сказать, что «сверх-Я» представляет собой совокупность всехобщественных отношений (контролирующих поведение человека). Механизмом ееформирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты икачества которого и становятся содержанием «сверх-Я».
4. Бессознательное как источник внутреннегоконфликта
Фрейд считал сложную мотивационнуюструктуру личности динамичной и изначально конфликтной. Конфликтность выступилав столкновении бессознательных влечений («Оно») с силой «Я» и «сверх-Я».«Сверх-Я» (социум как враждебное индивиду начало) оказывает давление, а «Я»вооружается своими орудиями самозащиты.
Исходя из внутренней структуры личности,Фрейд сделал вывод о том, что наличие между тремя структурами личностисуществует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но инаправления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в«Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которыепрактически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание котороговходит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его оневозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм,принятых в данном обществе.
Согласно теории Фрейда, «Оно» набираетсвою изначальную силу, но параллельно с этим развивается и «Я». Человекотличается от своих меньших собратьев разумом. В данном случае разумом является«супер-эго». Так как инстинкты, или «Оно», служат всего лишь внутреннимнаполнителем, то можно сравнить «Оно» с какой-либо жидкостью. То есть в строгоконцентрированном состоянии «Оно» находиться не может, потому что в этом случаепри сосредоточении одних инстинктов, человек из гомосапиенс превращается вгомовульгариус, то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому «Я» или«супер-эго» являются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинкты. Именнона этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в развитии ипокой относителен, то следовательно, «Я» и «Оно» изменяются во времени, причемесли «Оно» уже определилось, то «Я» в ходе культурного развития продолжаетрасти. Если предположить, что каждому предмету и явлению соответствует своевремя и свое место, то следовательно, и человеческой психике присуще свое местои время в общей природе. Говоря проще, человеческую психику можно сравнить склеткой, где происходят соответствующие явления. Соответственно, оболочкойклетки является «Я», а внутренним содержанием «Оно» (в этом «Оно» идутразнообразные мелкие процессы). Клетке надо развиваться и, если внутреннеесодержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, тонаружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочкарасти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),следовательно, оболочка растет внутрь, все более и более сжимая внутреннеесодержание «Оно». Наконец, давление внутри становится столь велико, чтовнутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутреннийконфликт и является главным противоречием между психосексуальным «Оно» иконтролирующем «Я». Не случайно с ростом и развитием культуры человечество всечаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы.
Таким образом «Я» становится как бы аренойборьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «сверх-Я». Такоесостояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делаетего потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что несуществует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьмипостоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможностьподдерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологическойзащиты, которые помогают человеку если не предотвратить (т.к. это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «сверх-Я»./>
Существуют защитные механизмы – внутренниепредохранители. Фрейд выделял несколькозащитных механизмов, главными из которых являются:
вытеснение (возмещение отсутствия илислабости каких-либо физических или психических качеств),
регрессия (возврат к пройденным стадиямразвития),
рационализация (оправдание подсознательныхпобуждений),
идентификация себя с другим лицом (котороеобладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта),
проекция (приписывание другим своихжеланий, опасений, страхов),
сублимация (переключение энергии).
Вытеснение является самым неэффективныммеханизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, нереализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности.Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, нооставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать ввиде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок.При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражениемвытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение«психопатологии обыденной жизни», то есть толкованию таких явлений как ошибки исновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной изпричин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственнаяи тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал противтолкований, придуманных Фрейдом.
Регрессия и рационализация являются болееуспешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичнойразрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессияпредставляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода изконфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жеватьрезинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованнымситуациям и т.д. Причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, чтодаже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением «сверх-Я»хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочныйвид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрываетих и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.
При проекции человек приписывает другим тежелания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект,которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждаетсделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, таккак человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешниепо отношению к нему и не пугаться их.
Однако наиболее эффективным являетсямеханизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направитьэнергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другоерусло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. Механизмсублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд исчитал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривалпроизведения искусства и научные открытия. Наиболее успешной эта деятельностьявляется потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии,катарсис или очищение человека от нее. 5.Бессознательное и психоанализ
Сознание не является единственным уровнем,на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, идалеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуальноосознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — теявления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию наповедение похожи на осознаваемые, но человеком не рефлексируются, т.е. неосознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, такженазывают психическими.
Бессознательноеначало так или иначе представлено практически во всех психических процессах,свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которымотносятся ощущения равновесия, (мышечные ощущения). Есть неосознаваемыезрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивныереакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Бессознательнаяпамять — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью.Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяясодержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, накоторые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливовыступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь— это внутренняя речь.
Есть ибессознательная мотивация, влияющая на направленность и характерпоступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах,свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека — это те качества,интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которыеему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях,психических явлениях. Одно из таких явлений — ошибочные действия,оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежитнепроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий идругого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятнымипереживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится,к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением:сновидения, грезы, мечты.
Третий типбессознательных явлений — те, о которых говорил Фрейд, касающихся личностногобессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные изсферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Деление психики насознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа.Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод психоанализа.
Психоанализ (от греч. душа и разложение) –направление в психологии, основанное Фрейдом в конце XIX в. – первойтрети XX в. Психоанализ распространился во многие страны ввиде системы взглядов на природу человеческой психики, явления морали, религии,культуры, искусства, науки, общественной жизни. В основе этих взглядов – теориябессознательного и полового влечения. Неосознаваемое проявляется в поведении ипсихике человека– в обмолвках, описках, сновидениях и т.д. Центральноеположение психоанализа – существование извечной тайной войны между скрытым вглубинах индивида неосознаваемым (главное из которых сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.
Психоанализ видит главную проблему в том,что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании «Я»своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысланевротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психическогоздоровья. Если говорить проще, то при помощи психоанализа обнаруживается томесто в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая,выпуклость. Обнаружив это место и устранив в нем возникшее противоречие,человеку возвращается здоровая психика.
Для обозначения самого глубокого уровняпсихической жизни Фрейд использовал термин «Trieb», переводимый либо как«инстинкт», либо как «влечение». Хотя Фрейд постоянно подчеркивал связьпсихической жизни с биологической организацией (поэтому речь идет обинстинктах), эта биохимическая реальность, по его собственному признанию, намнеизвестна, и лишь в каком-то отдаленном будущем наука сумеет полностьюобъяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии.Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителямиинстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: влеченияизначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состояниисновидения или невроза, могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделеносмыслом — это как бы пограничье между биологическим и психическим, тутсовершается переход слепой и немой энергии в артикулируемый смысл. Эти потокипсихической энергии «инвестируются» в определенные идеальные образы культуры,творимые жизненной энергией желания.
Психоаналитическая теория считает, чтобессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, чтоименно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизничеловека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и всесоциально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, «судьбамивлечений», наконец, что события и впечатления раннего детства определяютосновные черты психики индивида. В основе лежат воззрения Фрейда и предложенныйим метод дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое.Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться кего раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия кранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшнихсобытий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральныхзапретов.
В своей психотерапии Фрейд исходил изтого, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующееположение которого он признает безусловно. При этом между ними как бы устанавливаетсяканал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтоми пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не толькопроникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенныеположения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротическогосостояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретацииассоциаций, снов или ошибок пациента. При этом врач не просто делится спациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациентнекритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис,так как, принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное иосвобождается от него. Так как основа такого выздоровления связана с внушением,такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана наравноправном отношении пациента и врача.
Психоанализ — не только видпсихотерапевтической и клинической практики. Одновременно он являетсяфилософским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, такимобразом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализстал неотъемлемой частью западной культуры. Психоанализ развивался последующему направлению: от терапии неврозов и методов исследованиябессознательных психических процессов к «метапсихологии», то есть совокупноститеоретических постулатов о человеческой психике и «судьбах влечений». Эта общаятеория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областяхзнания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии и социологии и т.д. 6.Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга
Другоепсихосоциальное учение, разработал видный деятель психоаналитического движения,психоаналитик и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическуюреальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания.
Будучиуже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психикиличности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты наассоциацию слов). Юнг разработал технику «свободных ассоциаций» идовел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования. Юнг,в частности, ввел в психоанализ понятие «комплекс», в том числе и «комплексЭлектры», под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки котцу и связанное с ним неприятие матери. Отвергнув теорию сексуальности Фрейда,Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющуюинтенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основуразвития культуры и цивилизации.
Висследовании «Метаморфозы и символы либидо», он утверждал, что еслиудастся установить различие между объективным знанием и эмоциональнымиоценками, тем самым будет переброшен мост над пропастью, разделяющей античностьи современность, выясниться, что Эдип еще не умер. Простейшие человеческиеконфликты, по Юнгу, остаются неизменными во времени и в пространстве.Лейтмотивом всех своих работ Юнг считал стремление объяснить вопросы истории и конкретныеисторические темы через призму «бессознательной деятельности душисовременного человека».
Согласносложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырехуниверсальных элементов:
- личного сознания,
- коллективного сознания,
- личного бессознательного,
- коллективного бессознательного.
Подколлективным бессознательным Юнг понимал «разум наших древнейших предков,способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа».«Коллективное бессознательное» представляет собой некое отражение вдуше индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективноебессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое,общечеловеческое бессознательное. Оно транслируется от поколения к поколению черезструктуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества иличности.
ПоЮнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собойнекие «архетипы». В общих чертах, «архетипы» образуют«наиболее древние и универсальные формы мышления», проявляющиеся всознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать,отец ребенок и т.д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразнозакодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Основным«архетипом» личности является «самость», вокруг которойконцентрируются все психические свойства человека. «Самость»выступает, как субъект целостной психики человека, как центр личности,предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижениецелостности и единства составляющих его частей. «Архетипы», по Юнгу,составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованныхформах являют себя в философии, социологии, политике и других видахдеятельности людей.
Заключение
 
«У нас нет и не может быть никакогопредставления о форме существования бессознательного, о том, каким оно являетсясамо по себе, независимо от сознания»,- З. Фрейд
Без преувеличения можно сказать, чтоавстрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, занимавшийся проблемамибессознательного, во многом повлиял на все дальнейшее развитие современнойпсихологии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получилинаучное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутсяпринадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке,невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, нетолько психологии, но и искусства, медицины, социологии. Исследуябессознательное в психике человека и создав теорию психоанализа, он такжепродвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин.
Его заслугой является разработка вопросово динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов действийлюдей, о наличии в психике различных уровней.
/>Источники и литература
1. Григолава В.В. Бессознательное и установка. Вопросы психологии, 1984, №3
2. З. Фрейд Толкование сновидений М., 1992.
3. Луков Вал. А., Луков Вл. А. ЗигмундФрейд: Хроника-хрестоматия – М.: Флинта, 1999г
4. Ротонберг В.С. Разные формы отношений между сознанием и бессознательным.Вопросы философии, 1978
5. Петровский А.И., Ярошевский М.Г. Историяи теория психологии Т.2. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нарушение способов общения как фактор формирования негативных эмоциональных состояний у детей
Реферат Исследование сетевого ретейла рынка косметики и парфюмерии на примере магазина "Douglas Rivoli"
Реферат Разработка программ с использованием динамической памяти
Реферат Расчет двигателя
Реферат Токсоплазмоз у детей
Реферат Good Country People Essay Research Paper Good
Реферат Загадка новодевичьего кладбища внучка ДИ Менделеева
Реферат Инновационные технологии используемые на занятиях в дошкольном учреждении
Реферат Обобщенная структура системы управления
Реферат Общая статистика задачи
Реферат Святые земли Тотемской (Вологодская область)
Реферат Схема автобусного маршрута и контрольного текста светской экскурсии Екатеринбург Православный
Реферат Технологический процесс изготовления детали "Корпус"
Реферат 1. Сущ-ть налогов и сборов с физ лиц, их место и значимость в эк гос-ве
Реферат А. Б. Давидсон Аполлон Борисович Давидсон доктор исторических наук, профессор