Реферат по предмету "Философия"


Проблема смысла жизни

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
Заочное отделение

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Философия»
на тему: «Проблема смысла жизни»

Работу выполнила
студентка гр. 3.09.4мо
Бажина Дарья Сергеевна
Работу проверил:
Шабалин Николай Михайлович

Великий Новгород 2009г.
 

Содержание
 
Введение
1. Проблема смысла и конечной целимироздания
2. Смысл и бессмысленность (абсурдКамю)
3. Проблема смысла жизни по Фрейду
4. Проблема смысла жизни по Франклу
5. Пессимистические взгляды на смыслжизни
Заключение
Список литературы

Введение
Осознание того, чточеловек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигаетперед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждогочеловека. Прав Ницше, утверждая, что «Если есть Зачем жить, можно вынести почти любоеКак».
Безусловно, правы многиесовременные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многихфакторов — объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнестисоциально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в немполитико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийсяполитический режим, состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборесмысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер,рассудительность, практичность и т.д.
В античной философиинаблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел всчастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетнымотношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий;Платон — в заботах о душе; Аристотель — в стремлении стать добродетельнымчеловеком и ответственным гражданином; Эпикур — в достижении личного счастья,покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении кбогатству; Стоики — в покорности судьбе.
Общеизвестенфакт, что смысл жизни тем обостреннее воспринимается, чем хуже человек живет.Он как бы ищет нечто более высокое и глобальное (во временном плане,космическом, потустороннем), что оправдало бы его муки и осмыслилобессмысленность его существования. Чем спокойнее внешняя жизнь человека, чемболее она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении,тем глубже та душевная могила, в которой похоронен вопрос о смысле жизни.
Нокаждый человек, счастливый или несчастный, ставит своим локальным смысломсуществования какое-либо дело. Вопрос о «смысле» чего-либо имеетвсегда относительное значение, предполагая «смысл» для чего-нибудь,целесообразность при достижении определенной цели. Но сама цель необходима (иимеет важность для человека), поскольку обеспечивает его благосостояние. 
1. Проблема смысла и конечной цели мироздания
Мысльо смысле жизни неразрывно связана с другой мыслью — о смысле иконечной цели мироздания как такового. В этом контексте жизнь бессмысленна,если бессмысленно все мироздание. Эмпирические данные, полученные насегодняшний день, позволяют сделать положительное заключение, что Вселеннаяпредставляет собой единую целостную систему, связанную силами гравитации.Несмотря на спонтанный, «стихийный» характер саморазвития, всемуровням организации материи, то есть фрагментам системы «Вселенная»,по наблюдению В.Вернадского, присущи общие свойства. Более того, развитиюВселенной свойственна некоторая направленность, даже несмотря на отсутствиецелеполагающего начала, и эта направленность действует в сторону усложненияматериальных образований и возникновения жизни и разума. Все это этапы единогопроцесса самоорганизации, который можно интерпретировать совершенно по-разному.Н.Н. Моисеев предлагает свой вариант интерпретации, объясняющий отчасти место исмысл появления и существования человека во Вселенной:
«Наопределенной ступени своего развития, — пишет он, — суперсистема, именуемаяВселенной, обрела в человеке, с помощью человека, как одного из своихкомпонент, способность познавать самою себя, законы собственного развития,ставить цели этому развитию. Возникла Воля, способная вмешиваться в процесссамоорганизации и направлять его в русло тех целей, которые способен ставитьРазум».
Инымисловами, в системе появляется дирижер, целенаправленно руководящий ееизменениями. Таким образом, смысл и цель Разума в этом контексте ставятся икорректируются отныне самим Разумом. Смысл жизни и мира таков, каков Разумзахочет, чтоб он был.
Нопрежде чем говорить о «смысле жизни» и его поисках, следует отметить,что эта проблема имеет два аспекта:
· глобальный, всечеловеческий — т.е. общий смысл существования всегочеловечества и даже всего мира; и
· индивидуальный, личный.
Первыйаспект, в свою очередь, распадается на два плана:
· поиски уже существующего смысла;· сотворение собственного смысла (согласно научно выраженной концепцииВернадского). 2 Смысл ибессмысленность (абсурд Камю)
Ноэто — в идеале. Но мир не есть Бог и его жизнь — не божественная жизнь; в мирецарит смерть, он полон тьмы и страданий. Как в нем найти путь (и существует лион?), совпадающий с истиной и жизнью? Иными словами, наметив идеи, как ихреально осуществить? А вдруг как вечная жизнь — всего лишь приманка,мечтательно-утопическое, по самому своему смыслу неосуществимое понятие?Наконец, как найти и как доказать существование Бога и примирить с ним и нашусобственную жизнь, и мировую жизнь в целом — во всем том зле, страданиях,слепоте и бессмыслице, которые всецело владеют ею и насквозь ее пронизывают?Ужас истины может заключаться в отсутствии всякого смысла и цели, в отсутствиивсяких условий, при которых этот смысл был бы осуществленным. Остается выбор:или честно глядеть в лицо фактам жизни, как она есть на самом деле, илитрусливо предаваться мечтам о жизни, какой она должна была бы быть, чтобы иметьсмысл. Или все же отыскать смысл и абсолютное благо. Экзистенциалисты выбралипервый путь.
Камюв своей теории абсурда утверждал, что единственный прогресс цивилизации — создание людей, умирающих сознательно. Камю приходит к идее полнойбессмысленности всего сущего, идее абсурда. Назначение и мужество разума емувидится в честном принятии этой истины и противостоянии ей творческимсуществованием (идея творческого бунта). Смотреть на все открытыми глазами,видеть все таким, каково оно есть, понимать и сознавать великую диалектикужизни и смерти — это и означает приобщаться к жизни существующего мира,сознавать и ощущать всем своим существом его удивительную силу и красоту,многообразие и полноту бытия. Смысл философии, искусства и творчества — вернутьчеловеку утраченную душевную гармонию.«Для человека осознать своенастоящее — это значит ничего больше не ждать… Я не хочу верить, что смерть — это преддверие другой жизни. Смерть для меня — закрытая дверь». «Всемое царство в этом мире» («Изнанка и лицо»).
Камюписал, что «абсурд рождается в столкновении между призванием человека инеразумным молчанием мира...». Мир не абсурден, он неразумен, абсурдстолкновение между иррациональностью и иступленным желанием ясности. Поэтомуабсурдный человек отрицает смысл и ничего не делает для вечности. Отвергаянадежду, он живёт и действует только в настоящем и ради настоящего. Всеразговоры и посулы прекрасного будущего — иллюзии и химеры. Человек может житьзаботой о будущем только до встречи с абсурдом. Абсурд важен тем, что кладётконец иллюзиям и учит смотреть на мир открытыми глазами, не смиряясь и непокоряясь судьбе. Абсурдный человек не ставит своей целью объяснитьдействительность, решить какие-то реальные проблемы — творчество состоит длянего в испытании самого себя и в описании того, что он видит и переживает.Проблема смысла человеческой жизни преломляется у Камю в проблему ясноговидения существующего. Смерть не решает никаких проблем, ибо за ней ничего нет.Смысл жизни коренится в самом человеке, в его отношении к миру. И разрешить егоможет лишь творчество. Ницше говорит: «Искусство нам дано, чтобы неумереть от истины». По Камю, абсурдная борьба, которую постоянно ведётчеловек, представляет собой игру, являющуюся преимущественно искусством. Бытиечеловека как человека начинается с бунта, конечную перспективу которого должнодать искусство. «Великий стиль в искусстве есть выражение самого высокогобунта».Творчеству же не нужен смысл, ибо оно само его создаст.
3. Проблема смысла жизни по Фрейду
Чего люди требуют отжизни и чего стремятся в ней достичь?
Чего люди стремятся ксчастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Это стремление имеет двестороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия,с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения — с другой.
То что понимается подсчастьем, проистекает скорее из внезапного удовлетворения потребности,достигшей высшей напряженности, и по своей природе возможно лишь какэпизодическое явление. Продолжительность ситуации, к созданию которой такстрастно стремится принцип наслаждения, дает лишь чувство прохладногодовольства; мы так устроены, что можем интенсивно наслаждаться толькоконтрастом и весьма мало — самим состоянием. Значительно менее трудно испытатьнесчастье. Страдания угрожают нам с трех сторон: со стороны нашего собственноготела, судьба которого — упадок и разложение; со стороны внешнего мира, которыйможет обрушить на нас могущественные и неумолимые силы разрушения, и, наконец,со стороны наших взаимоотношений с другими людьми.
Под давлением этихугрожающих людям страданий, их требования счастья становятся более умеренными;так же как и сам принцип наслаждения трансформируется в более скромный принципреальности, так же и человек считает себя счастливым, когда ему удаетсяизбежать несчастья, превозмочь страдания, когда вообще задача уклонения отстрадания оттесняет на второй план задачу получения наслаждения. Размышлениянам показывают, что для разрешения этой задачи модно пробовать идти самымиразнообразными путями.
Сознательный уход отлюдей, одиночество — самый обычный способ защиты от страданий, возникающих отобщения с людьми. Разумеется, счастье, обретаемое таким путем, это счастьепокоя.
Конечно, имеется иной илучший путь — в качестве члена человеческого общества перейти в наступление наприроду и подчинить ее человеческой воле при помощи науки и техники. Тогдачеловек действует вместе со всеми ради счастья всех.
Наиболее интереснымиметодами предотвращения страдания являются, однако, те, которыми человекпытается воздействовать на собственный организм самым грубым, но и самымэффективным способом является химическое воздействие, т.е. интоксикация.Существуют чуждые организму вещества, наличие которых в крови и тканях приноситнам чувство наслаждения, а также так меняет условия нашей эмоциональной жизни,что мы становимся неспособными к восприятию неприятного.
Но вещества, создающиетот же эффект, должны существовать в нашем собственном организме; по крайнеймере при таком заболевании, как мания, наблюдается поведение как бы в состояниидурмана, без введения в организм наркотиков.
Сложное строение нашегодушевного аппарата позволяет прибегать к целому ряду других воздействий.Удовлетворение наших первичных позывов дает нам счастье, но они же являютсяисточником мучительных страданий, когда внешний мир отказывается дать имудовлетворение и обрекает нас на лишения.
Радикальный способзаключается в умерщвлении первичных позывов, как этому учит восточная мудростьи приводит в жизнь практика йогов.
Другая методика защитыпротив страданий пользуется доступными нашему душевному аппарату смещениямилибидо, благодаря чему его функция приобретает столь большую гибкость. Большевсего можно добиться при уменьшении достаточно повысить интенсивностьнаслаждения из источников психической и интеллектуальной деятельности.Удовлетворения такого рода, как радость художника от процесса творчества, какрадость исследователя при решении проблем и в познании истины, имеют особоекачество. Эти удовлетворения кажутся нам более “тонкими и возвышенными”, но онине потрясают нашу физическую природу. Слабая сторона этого способа заключаетсяв том, что он доступен лишь немногим людям.
В следующем способе напервом месте стоит наслаждение произведениями искусства. Каждый человек,восприимчивый к обаянию искусства, не может недооценить этого источниканаслаждения и утешения. Однако, легкий наркоз, в который нас погружаетискусство, не может дать нам большего, чем мимолетное отвлечение от тяготжизни.
Более основательные и эффективные возможности открывает намспособ, видящий единственного врага в самой действительности, считающий ееисточником всех страданий. Отшельник отвращается от мира и не хочет иметь с нимникакого дела. Но можно сделать и больше, можно стремиться этот мирпреобразить, создать вместо него мир иной. Тот, кто в порыве возмущения ипротеста становится на этот путь, как правило, ничего не достигает — действительность для него слишком непосильна.
Есть еще ориентация вжизни, которая ставит в центр всего любовь и все удовлетворение видит в том,чтобы любить и быть любимыми. Одна из форм любви — половая — приобщила нас ксильнейшему переживанию ошеломляющего ощущения наслаждения, дав прообраз нашимустремлениям к счастью. Но очевидна и слабая сторона этой житейской методики.Мы никогда не бываем более беззащитными по отношению к страданиям, чем, когда мылюбим, и никогда не бываем более безнадежно несчастными, чем когда мы потерялилюбимое существо или его любовь.
Программа того, каксделаться счастливым, к осуществлению которой нас принуждает принцип наслаждения,не может быть реализована, и тем не менее мы не должны прекратить усилия длятого, чтобы каким-то образом приблизиться к ее реализации. При этом можновыбирать самые различные пути, отдавая предпочтение либо стремлению кположительному содержанию цели — к наслаждению, либо стремлению к еенегативному содержанию — к предотвращению неудовольствия. И тут каждый самдолжен пытаться стать счастливым на свой собственный лад.
 
4. Проблема смысла жизни по Франклу
 
Франклговорил: «… смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Человекне должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что онсам и есть тот, к кому обращен вопрос».
Стремление к поиску иреализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденнуюмотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателемповедения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики иразнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить иактивно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают егопоступки. «Даже самоубийца верит в смысл – если не жизни, то смерти».Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называетэкзистенциальным вакуумом.
Учениео смысле жизни учит, что смысл«в принципе доступен любому человеку,независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и…религиозных убеждений».
Возможно обобщить пути,посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, спомощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых,с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей), и,в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе,которую мы не в состоянии изменить.
Соответственноэтому членению, выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценностипереживания и ценности отношения. Приоритет принадлежит ценностям творчества,основным путем реализации которых является труд. При этом смысл и ценностьприобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как егозанятие. Смысл труда человека заключается прежде всего в том, что человекделает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит какличность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными иважными, но не необходимыми. Смысл жизни может, согласно Франклу, придатьзадним числом одно-единственное мгновение, одно ярчайшее переживание. Из числаценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, котораяобладает богатым ценностным потенциалом. Любовь – это взаимоотношения на уровнедуховного, смыслового измерения, переживание другого человека в егонеповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем илюбовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленностижизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее можетсформировать свою жизнь весьма осмысленным образом.
Основнойпафос и новизна подхода Франкла связаны у него, однако, с третьей группойценностей, которым он уделяет наибольшее внимание, – ценностями отношения. Кэтим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во властиобстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствахчеловек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своемустраданию глубокий жизненный смысл. Как только мы добавляем ценности отношенияк перечню возможных категорий ценностей, пишет Франкл, становится очевидным, чточеловеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своейвнутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца — допоследнего дыхания. Франкл считает ценности отношения в чем-то болеевысокими, хотя их приоритет наиболее низок – обращение к ним оправданно, лишькогда все остальные возможности более активного воздействия на собственнуюсудьбу исчерпаны.
Правильнойпостановкой вопроса, однако, является, согласно Франклу, не вопрос о смыслежизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данныймомент. «Ставить вопрос в общем виде – все равно что спрашивать у чемпионамира по шахматам: „Скажите, маэстро, какой ход самый лучший?“ Франклне устает подчеркивать, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом;их нужно искать и находить. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл,мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретем смысл. В нахождении иотыскании смыслов человеку помогает совесть, анализу которой Франкл посвятилсвою книгу „Подсознательный бог“. Совесть помогает человеку найтидаже такой смысл, который может противоречить сложившимся ценностям, когда этиценности уже не отвечают быстро изменяющимся ситуациям. Именно так, по Франклу,зарождаются новые ценности. „Уникальный смысл сегодня – это универсальнаяценность завтра“.
Однаконайти смысл-это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несетответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществлениесмысла — процесс не простой и далек от того, чтобы совершаться автоматически,коль скоро смысл найден. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом,в отличие от влечений, порождаемых потребностями, как то, что требуетпостоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в даннойситуации или нет.
Осуществлениесмысла является для человека императивной необходимостью по причине конечности,ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложитьчто-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человекукаждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляеттем самым сам себя; так называемая самоактуализация является лишь побочнымпродуктом осуществления смысла. Тем не менее человек никогда так и не знаетдо самого последнего мгновения, удалось ли ему действительно осуществить смыслсвоей жизни.
Завершаярассмотрение учения о смысле жизни в теории Франкла, повторим основной тезисэтого учения: жизнь человека не может лишиться смысла ни при какихобстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.
 
5.Пессимистическиевзгляды на смысл жизни
 
Одно из первых выраженийпессимизма дано в Ветхом Завете, в книге Екклезиаст. «Суета сует, – все суета».«Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».
Многочисленны иразнообразны отрицательные оценки ценности человеческой жизни. В XIX в. самыепессимистические оценки жизни дали два немецких философа Шопенгауэр иЭ.Гартман. Мир лежит во зле, и человек не в состоянии что-либо изменить. Злоприсуще миру в силу его сущности, и жизнь человека неотделима от скорби истрадания.
По мнению Шопенгауэра, воснове мира заложена воля, стремление к внешнему выражению. Мир – этообъективизация воли. Но всякое стремление имеет своим источником неудовлетворенность.Человек проявляет волю в том случае, когда его потребности не обеспечены и онвынужден действовать в поисках средств их удовлетворения. В свою очередьнеудовлетворенность свидетельствует о напряжении и страдании. Таким образом,природа человека содержит в себе вечное напряжение и страдание, но при этом –низменное страдание, своеобразные ненасытный голод.
Страдания жизниобостряются их осознанием. Чем развитие человек, тем глубже его страдания.
С точки зренияШопенгауэра, даже удовольствие отрицательно, ибо оно иллюзорно, лишеноположительного содержания и означает отсутствие страдания. Реально лишь зло,добро есть отрицание зла.
«Мы похоже на ягнят,которые резвятся на лугу в то время, как мясник выбирает глазами того илидругого, – писал Шопенгауэр, – ибо мы среди счастливых дней не ведаем, какоезлополучие готовит нам рок – болезнь, преследование, обеднение, увечье,слепоту, сумасшествие и т.д.».
Хотя, как думаетШопенгауэр, не жить лучше, чем жить, он не предлагает самоубийство в качествеизбавления от мира и страданий. Следуя буддийской философии, он предлагаетподавление воли, отказ от желаний как лекарство от мирового зла. Идеалом дляШопенгауэра оказывается буддийское бесстрастие.

Заключение
 
«Я кончен. Зачем я жил?!!!» – воскликнул однажды русский философ иписатель В.В.Розанов. В течение тысячелетий люди не перестают задаваться этимвечным вопросом, спорить о главном – о смысле жизни, ее нравственных ценностяхи об отношении к ней, зачем им даны могущественный разум, разнообразные чувства,эмоции, твердая воля и богатое воображение.
Миллиарды человеческих жизней в пределах только одного века уходят вВечность. Поколения сменяют друг друга. С наступлением старости или роковойболезни, почувствовав свою обреченности, человек все более задумывается, чтотакое жизнь, зачем он жил, что совершил, во что верил. Была ли его жизньполезной, не напрасной, высоким ли было его предназначение? Какие благие дела,реализованные помыслы и какая память останутся после жизни? И есть ли вообще вжизни смысл? Или это «бессмысленное чередование рождений и смертей»? (Е.Н.Трубецкой). Если есть, то в чем он, и как вести осмысленную жизнь, как сделатьее счастливой и достойной? И что после смерти?
Поисками ответов на эти вопросы занимались и занимаются и мифология, иразличные мифологические учения, и искусство, и многочисленные направленияфилософии.
В этой работе я показала только несколько направлений в философии,осветила только несколько работ философов, которые пытались ответить наглобальный вопрос: «В чем смысл жизни?» В отличие от мифологии и религии,которые, как правило стремятся навязать, продиктовать человеку определенныерешения, философия апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того,что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственныедуховные усилия. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируяпредшествующий опыт человечества в такого рода поисках.
Из всего изложенного, я могу сделать такой вывод: что смыслсуществования человека – в самом существовании, в самом бытие человека.
В дальнейшем с развитием науки и техники, с космизацией человечества,выходом его в будущем в бесконечные просторы Вселенной вероятно изменят вомногом и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новымпониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия.

Список литературы
 
Виктор Франкл. Человек в поискахсмысла. Москва, Прогресс, 1990 г.
В поисках смысла. Мудростьтысячелетий. / Составитель А.Е. Мачехин. Изд.2-е, ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Мир философии. — М., 1991
Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., Прогресс,1990
Франк С.Л.Смысл жизни // Вопросы философии. — 1990. — № 6.
Моисеев Н.Н.Проблема человека // Вопросы философии. — 1990. — № 6.
Камю А. Миф оСизифе // Сумерки богов: CПб. — М.: Издательство политической литературы, 1989.
Камю А. Бунтующий человек. — М.: Политиздат, 1993
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о егожизни, смерти и бессмертии. — М., 2 т., 1991
Библия
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. смерти.Общ.Ред. Оболенской С.В.; Предисловие Гуревича А.Я. – М.: Издательская группа«Прогресс» – «Прогресс-Академия», 1992
Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировойистории. – Новосибирск: Наука
Бердяев Н.Смысл творчества. — М.,1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лже-Меровинги
Реферат Андрей Ильин Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях
Реферат Автомобилестроение россиии
Реферат Литературное творчество школьников
Реферат Социально-этические принципы биологического познания
Реферат Кадровая политика и стратегия управления персоналом
Реферат Listening Essay Research Paper Listening Jiddu Krishnamuri
Реферат Бухгалтерская финансовая отчетность предприятия, пути совершенствования
Реферат Извлечение хрома из воды, используемой в градирнях теплоэлектростанций
Реферат Особенности мотивации персонала к труду на современном российском предприятии
Реферат Устройство вывода информации
Реферат Отчет о практике (ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» )
Реферат Аналіз прибутку І рентабельності
Реферат Методика обучения подвижным играм
Реферат Экономические инструменты мобилизации и перераспределение финансов