Реферат по предмету "Философия"


Проблема первоначала в античной философии

/>Введение
Античнаяфилософия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в 6веке до н.э. в Греции и просуществовала до 6 века н.э. (когда императорЮстиниан закрыл в 529 году последнюю греческую философскую школу, ПлатоновскуюАкадемию). Таким образом, античная философия просуществовала 1200 лет. Однакоее невозможно определить только с помощью территориальных и хронологическихопределений. Философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересыдалеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельныефрагменты реальности.
Философиястремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от позднихинтересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности.По сути, философия созидается вопросом, обращенным к реальности в целом: чтоесть начало всех вещей? Предмет философии – бытие, реальность как целое. Бытие,в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей.
Первыедревнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они пыталисьнаучно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений ичеловека. Ими были высказаны интересные идеи о движение, величине и форменебесных тел, о причине солнечных затмений и т.д. главный вопросдревнегреческой философии – о первоначале мира. Здесь философия пересекается смифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику.

1. Проблема первоначалау представителей материализма в античности
Материализм (лат. materialis – вещественный) – научное философскоенаправление, противоположное идеализму. Различают материализм как стихийнуюуверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и какфилософское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитиетеории зрелости материализма. Философский материализм утверждает первичностьматериального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая знаниепродуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира,утверждая о познаваемости природы. В истории философии материализм, какправило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества,заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека надприродой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научногознания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь, оказывалоблаготворное влияние на успехи человеческой практики, на развитиепроизводительных сил. В процессе взаимодействия материализма и специальных наукизменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материалистовпоявились вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществахдревней Индии, Китае и Греции – за несколько веков до н.э. – в связи спрогрессом в области астрономии, математики и другими естественнонаучнымизнаниями, а ее достижения были всегда связаны с конкретными философами. Этотпериод называют досократовским, а философов – досократиками. Исходной точкойразвития античной философии был философский материализм к нему относится Фалес,Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит при различиях между ними, полагали, что всевещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Материализмв античной философии развивали Анаксагор, Эмпедокл. Материализм состоит впризнании материальности мира, его существования независимо от сознания людей.Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначаловсего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древних материалистовбыло создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит).Однако внутри этой наивно-материалистической основы рано наметились отдельныевоззрения, которые в последствии привели к возникновению идеализма. Раскол наматериалистические и идеалистические направления появились уже у самых раннихгреческих мыслителей. Эти противоречия, превратились во второй половине 5 в до н.э.и в первой половине 4 в. до н.э. в противоположность материализма и идеализма.
Фалес (ок.625 – ок. 547 гг. до н.э.) сочетал разностороннююпрактическую деятельность с глубоким интересом к изучению природы и мироздания.Ученик вавилонских жрецов, занимавшихся астрономией, он сам сделал рядоткрытий. Ему принадлежит год на 365 дней, и определил продолжительность в 30дней, составил календарь. Имеются свидетельства практических достижений Фалеса:он был строителем мостов, изобретателем военных технических усовершенствований,гидротехником, создателем гидравлических часов.
УчениеФалеса о воде как о вечной, бесконечной, движущейся, вещественной первооснове,из которой происходят все вещи и в которую они превращаются вновь, ужесодержало в себе диалектическое миропонимание. Но материализм Фалеса был ещенаивен, и в нем оставалось еще немало мифологических представлений.
Анаксимандр(ок. 10 – после 547 г. до н.э.). первоначалом онполагал первовещество, которое назвал «апейрон», т.е. неопределенное(беспредельное, бесконечное). «…у него (беспредельного) нет начала, но оно самокажется началом остальных вещей. Оно объемлет все и сам правит»[1]. таким образом, первый в качествепервоначала выступило вещество не в его чувственно воспринимаемой форме., а какне дифференцируемое в своих качествах, как вещество вообще, а природесвойственна стихийная диалектика бесконечного (апейрон).
Анаксимен(ок. 588 – ок. 525 гг. до н.э.), который материальнымпервоначалом всего сущего считал воздух. Большое значение у Анаксименаприобрела идея о влиянии количественной степени плотности на качества вещей:различные степени разрежения и уплотнения воздуха приводят к возникновению всехразнообразных веществ. Так, разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясьветром, затем – облаками, водой, землей, камнями. Души людей так же родственнывоздуху. Управление миром со стороны какой-либо сверхъестественной силыАнаксименом отвергалось.
ГераклитЭфесский (ок. 520 – 460 гг. до н.э.). В основувсего существующего Гераклит вещественной первоначало – огонь, оно жепредставляет собой первоначало и общественный образ всеобщего процесса. Выборогня в качестве первоначала у Гераклита был не случаен: мир или природа,согласно Гераклиту, находится в процессе непрерывных изменений, а из всего, чтоесть в природе, наиболее способен к изменениям, наиболее подвижен именнойогонь.
Эмпедокл считал элементами материи («корнями всего сущего») четырепервовещества – землю, воду, воздух и огонь, а движущими силами – любовь (силупритяжения) и вражду (силу отталкивания). Когда любовь преобладает над враждой,все разнородные элементы соединяются и в конце концов сливаются, образуяединый, образуя единый бескачественный шар. При преобладании вражды элементывсе более разъединяются, и в конечном итоге мир распадается. Мир Эмпидоклапредставляет собой то полное единство, то бессвязную множественность, и эточередование происходит до бесконечности.
Анаксагор был сторонником атомизма и придерживался учения о неразрушимыхэлементах (атомах). Однако количество их он считал бесконечным и бесконечноделимым (а бесконечные множества, могут быть не только конечной, но ибесконечно малой).
Анаксагорбыл первым ученым, дающим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.
Левкипп иДемокрит из Абдеры (ок. 460 – 370 до н.э.)сформировался атомистический материализм Левкиппа и Демокрита. Основной принципфилософии Демокрита состоит в гипотезе о существовании неделимых частицвещества (греческое слово «атомос» означает «неделимый»), который и выступает вкачестве первоначала всего сущего. Атомистическая ситема Демокрита основана напринципе всеобщего детерминизма. Все в природе взаимосвязано, закон причиннойсвязи пронизывает от начала до конца все устройство мира. Все подчиненобезусловной, абсолютной связи причин и следствий. В мире нет случайныхпредметов и явлений./>/>2. Проблемапервоначала у представителей идеализма в античности
Идеализм – философское направление, противоположное материализму. Идеализмрассматривает создание в отрыве от природы, в силу чего неизбежногомистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму иагностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный индетерминизмпротивопоставляет телеологическую теорию. Развитие теоретического мышленияприводит к тому, что возможность индетерминизма – отрыв понятий от их объектов– дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становитьсядействительностью только в условиях классового общества, где индетерминизм возникаеткак наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастическихпредставлений. По своим социальным корням индетерминизм, выступает в качествемировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованныхв правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений.Все разновидности индетерминизма подразделяются на две группы:
Объективныйиндетерминизм, принимающий за основудействительности личностный или безличный дух, некое сверхиндивидуальноепознание.
Субъективныйиндетерминизм, сводящий знания о мире ксодержанию индивидуального сознания.
Однакоразличия субъективным и объективным индетерминизмом не абсолютно. Многиеобъективно-идеалистические системы содержат элементы субъективногоиндетерминизма; с другой стороны, субъективные идеалисты, нередко переходят напозиции объективного индетерминизма. В лице Сократа, Пифагора и особенноПлатона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя впервую очередь материализму атомистов. Колебавшийся между материализмом иидеализмом Аристотель также излагал свои идей в полемике с предшествующими исовременными ему учения.
Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мыслительнойдеятельности. Сократ объективный идеалист. Смысл его философского учениясостоит в признании действия родовых сущностей в окружающей действительности,реальности универсального разума, разума вообще.
Основным дляСократа было стремление к непосредственному созерцанию закономерностей природыи жизни, высвобождению философии от мистицизма. Он признавал роль общего разумав практических целях – для объяснения наглядно видимой целесообразности,необъяснимой ссылки на случайность.
Нравственныепозиции Сократа были далеки от старинного благочестия. Он считал, чтодобродетель есть знание или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступитпо-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро или творит злов целях конечного торжества добра.
В областиполитики он критиковал все формы правления – монархию, тиранию, аристократию,плутократию, и демократию и демократию. Идеи Сократа получили свое дальнейшееразвитие в философии Платона.
Платон(428/427 – 348/347 гг. до н.э.) его учение следует,что лишь мир идей представляет собой истинное бытие. Платон полагал, что мирчувствительных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывновозникают и погибают, движутся и изменяются, в них нет ничего устойчивого, азначит, и истинного.
СогласноПлатону, одного лишь существования «идей» недостаточно для объяснения существованиявещей чувственного воспринимаемого мира. Поскольку вещи преходящи, изменчивы,то они должны быть обусловлены не только «бытием», но и «небытием». Это«небытие» Платон отождествлял с материей, которая, по его убеждению, обладаетнеким несовершенным, ущербным бытием. Под воздействием «идей» материя как быпреобразуется в множество чувственных вещей. Учение Платона есть объективныйидеализм, так как в нем утверждается первичность духовных «идей» и вторичностьвещей окружающего нас мира: ведь все, что есть у реальных вещей от бытия икачеств, дают им «» идеи» как их причины и образцы.
Область«идей» образует по Платону, сложную систему, подобную пирамиде, на вершинекоторой находится «идея» блага. Теория познания Платона была направлена противтеории античных материалистов. Главное в ней – отрицание роли ощущений какисточника знания, противопоставление теоретического мышления и интуициичувственному восприятию действительности. Большое внимание уделяется Платономанализу, общественной жизни, теоретическим и практическим вопросомобщественного устройства, государства и восприятия. Платон противопоставляетсуществующим несовершенным формам государственного общежития свою концепциюидеального государства.
Пифагор(580 – 500 гг. до н.э.), известный не только, какфилософ, но и математик. Он считал, что все есть «число». Даже человеческоесчастье достигается знанием чисел. Начало всего учил он, единица. Из единицыисходят другие числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоскиефигуры; из плоских – объемные фигур, а из них чувственной восприятие тела. Вфилософском учении Пифагора важно выделить три момента:
1. ответ на вопрос о первоначале всего сущего связывался не сматериальной, а с идеальной субстанцией, с идеей числа: «все есть число».
2. идеалистическая философия Пифагора сочеталась с ясно выраженнымирелигиозными представлениями.
3. идеалистические и религиозные идеи сочетались у Пифагора сантидемократическими, аристократическими установками.
Аристотель(384 – 322 гг. до н.э.) как мыслитель объединил исистематизировал весь философский опыт Греции. В своих философских взглядахАристотель стремился обобщить развитие материалистической и идеалистическоймысли, и у него материализм часто брал верх над идеализмом. общий опытпредшествующего развития наук, Аристотель пытался построить единую системунаук, разработав для этого их классификацию. согласно Аристотелю, все наукизанимаются исследованием бытия и делятся на теоретические и практические итворческие.
Объективноесуществование мира для Аристотеля несомненно. материальный мир для своегообъединения не нуждается в вымышленным Платоном мира «идей». Для объяснениятого, как и почему этот мир существует, Аристотель выделяет четыре причины:
1. формальная причина – сущность бытия, в силу которой вещи каждогоопределенного рода таковы, каковы они есть. Эти родовые сущности суть «формы»;
2. материальная причина – субстрат, т.е. то, из чего что-либо состоиткак из материала;
3. движущая действующая причина, источник, начало движения;
4. целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется.
ХотяАристотель и называл материю одной из причин бытия, однако в материи он виделтолько пассивное начало (рассматривал материю лишь как субстрат онабескачественна и неопределенна, лишена всех свойств). Всю активность Аристотельприписывал остальным трем причинам./>/> 3. Изложитеучения о первоначале в философии античных атомистов? Какое значение имело этоучение в истории развития философии и науки?
Атомырассматривались как последние неделимые, предельно малые частицы, несотворимыеи неуничтожимые. Различие в числе, и весе, скорости движения и взаимномрасположении атомов в телах считалось причиной всего многообразия качеств вмире. Представителями античной философии атомистов являются Левкипп, Демокрит,Эпикура, Лукреция.
Одним извлиятельных учений этого времени был атомистический материализм. Его виднейшимпредставителем стал Демокрит. Известно до 70 его работ, охватывающих практическивсе области знания этого того времени – философию, математику, астрономию,политику и этику. Продолжая традицию поисков первоначала всего сущего, Демокритввел представление о том, что мир состоит из бытия и небытия. Небытие – этопустота, а бытие – это атомы. Атомы – неделимые, не разрезаемые «на части»мельчайшие частицы, их нельзя воспринять нашими чувствами, но можно представитьумозрительно. Атомы различаются по форме и положению. Их важнейшим свойствомявляется постоянной движение. благодаря движению атомов в пустоте, ихразъединению и соединению возникают, развиваются и гибнут все вещи и даже миры,рождается и все сложное: вода, огонь, воздух, земля. Из атомов состоитчеловеческая душа. Их специфика в том, что атомы особого рода – очень мелкие и подвижные.Атомы, образующие душу, рождаются вместе с человеческим телом и умирают вместес ним, рассеиваясь в пустоте. Человек отличается от животных лишь особымсоотношением атомов души и тела.
Даже богисогласно Демокриту, не являются исключением: они также состоят из атомов, но изособо прочных, однако не настолько, чтобы делать богов бессмертными.
Своеобразноеучение Демокрита об умопостигаемых атомах как основе мира привело его к идее осуществований, форм человеческого познания – чувственного и рассудочного.Причем предпочтение он отдавал истинному, рассудочному познанию.
Такимобразом Демокрит впервые в истории античной философии разработал учение опознании, двух его основных формах.
Вместе стем в философии Демокрита проявились и некоторые слабые стороны представляемогоим материалистического направления. Наиболее серьезным недостатком былупрощенный, чисто количественный, механический подход к пониманию устройствамира.
Многиесчитали Демокрита лучшим из философов живших до Сократа. Для этого действительнобыли основания.
1. именно Демокрит успешнее других античных философов в своихпроизведениях решил вопрос о первооснове мира.
2. он узнал на какое важнейшее универсальное свойство мира, какдвижение, изменение, развитие, связывая это свойство с атомами.
3. он обнаружил стремление к атеизму, обосновывая мысль о смертностибогов, которые, как и люди, состоят из атомов.
Философскиеучения Демокрита сыграли свою положительную роль в истории античной философии,укрепилось качественно новое направление – философский идеализм.
Философскоеучение об атомообразном строении мира и атоме, как предельной, далее неделимойэлементарной частице продержалось вплоть до конца 19 века атом считалсядискретной и неизменной сущности материи, «первичных кирпичиков» мировоздания.И только открытие в 1897 г. Джозефом Томсоном электрона показало сложнуюструктуру самого атома. Поэтому современная философия признает многообразиемолекул, атомов, элементарных частиц, и других микрообъектов в структурематерии (основы всего живого), их неисчерпаемую сложность, способность кпревращениям из одних форм в другие. В существовании различных дискретныхмикрообъектов с уменьшением пространственных масштабов, что качественно меняетформы структурной организации материи, ее свойства, связи между элементами вмикросистемах, законы движения. И материя теперь считается не толькодискретной, но и также непрерывной

Списокиспользуемой литературы
1.  Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко,проф. В.П. Ратникова. 3-е изд. – М.: Культура и спорт, Юнити-ДАНА, 2004. –584 с.
2.  Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд. – М.:Политиздат, 1999. – 690 с.
3.  Философия: Учеб. пособие: 3-е изд., испр. И доп. – Мн.: ИП«Экоперспектива», 1998 – 343 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.