«Экотуризм» и его понятия. С развитием массового туризма во второй половине ХХ в. особо ощутимыми стали изменения в природных экосистемах и ландшафтах. На смену путешествиям людей имущих приходит туризм для населения со средними и даже невысокими доходами, развивается молодежный туризм — пешие и конные походы, горные восхождения и горнолыжный спорт, сплав по рекам и др. Все это привело к возникновению и дальнейшему стремительному росту индустрии туризма.
В туристском бизнесе стал сосредоточиваться крупный капитал, происходила концентрация производства, возникали гостиничные цепи, выделялись крупные туроператоры и туристские консорциумы, строились туристские центры. Крупный капитал, вкладывая значительные средства в развитие туризма, требовал получения максимальной прибыли, причем в кратчайшие сроки. При этом природный ландшафт и местное население учитывались лишь как предпосылки, как средство для достижения цели.
Такое односторонне ориентированное развитие туризма, получившего название "жесткий туризм", оказывало негативное воздействие на окружающую природную и социокультурную среду, на социальную структуру местного населения. В начале 80-х гг. ХХ в. в прессе начали появляться первые научные исследования, посвященные изучению негативных последствий влияния избыточной рекреации на природу рекреационных территорий. Нарастала критика "жесткого туризма". В те же 1980-е гг. мексиканский экономист-эколог
Г. Цебаллос-Ласкурейн предложил термин "экологический туризм" (экотуризм). Таким образом, почти одновременно и в Старом, и в Новом Свете было сформулировано представление о туризме, совместимом с экологическими и социальными требованиями, т. е. ответственном перед природой, способствующем ее защите, повышающем экологическую культуру путешественников, выполняющем просветительскую функцию, бережно относящемся к традиционным
культурам и социуму местного населения. Экологический туризм оформился в 70–80-х гг. ХХ в. как локальная идея — создание баланса между экономической выгодой, получаемой от рекреации на природе, и экологической безопасностью рекреационных территорий в рамках глобальной идеи — сохранения природы планеты как основы жизни на ней.В настоящее время существует большое количество определений, предложенных для экологического туризма. Определение, принятое
ВТО, гласит: "Экотуризм включает все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе" (ВТО, Техническое задание, 2001). Развитие и перспективы экотуризма в Северной Америке.(+описание) Институт международных ресурсов установил, что совокупный годовой рост числа туристов составляет около 4%, тогда как численность экотуристов возрастает в последние годы среднегодовым
темпом — 10 — 30%. В 1998 г. ВТО оценивала долю всех экологически ориентированных форм туризма как 20% совокупного числа международных путешествий7. По оценкам ВТО (1997), экологический туризм генерирует около 7% международных туристских расходов, т. е если количество международных туристов равно 663 млрд человек, сумма расходов оценивается как 453 млрд дол. США, то расходы на экологический туризм составляют 31,7 млрд дол.
США. Всемирная туристская организация произвела оценку объема рынка экологического туризма посредством использования общей туристской статистики. Путем анализа скрытых туристских мотиваций по посещению различных международных дестинаций ВТО установила, что 40—60% всех международных туристов составляют экотуристы, ориентированные на получение впечатлений от природной флоры, а 20—40% туристов ориентированы на восприятие фауны.Одной из приблизительных оценок числа международных прибытий в сфере экотуризма является его доля
в мировом рынке туризма, которая составила 7%, или около 45 млн. прибытий, в 1998 г и ожидается 70 млн. в 2010 г. Как видно, эта оценка совпадает с данными ВТО. Однако к этим цифрам необходимо прибавить значительное число внутренних посетителей природных территорий. Доли экотуризма в мировом рынке туризма сильно отличаются друг от друга. Чаще всего в специальной научной литературе фигурируют 7% (оценки
ВТО — 1998 г TES — 1998 г.); однако по другим оценкам, эта цифра достигает 20—60% (Ceballos-Lascurain, 1996). По некоторым оценкам, количество экотуристов в мире увеличивается ежегодно на 20% (Mastny, 2001).На сегодняшний день анализ и оценка существующего либо потенциального спроса на природный туризм и экотуризм опираются, в первую очередь, на данные по Северной Америке — потенциал европейского рынка, равно как
Японии и новых индустриальных стран, все еще остается малоизученным. До настоящего времени практически не проводились широкомасштабные исследования общемирового рынка экотуризма. Существуют лишь маркетинговые исследования отдельных туристских регионов. При этом имеющиеся исследования концентрируют внимание на турах, организуемых туроператорами и реализуемых как единый пакет услуг, сегменту же индивидуального туризма уделяется недостаточное внимание.
Лишь в 2002 г. ВТО были проведены маркетинговые исследования рынков Европы (Австрии, Франции, Германии, Испании, Италии, Великобритании), Канады и США. Что касается спроса на экологический туризм в странах — поставщиках туристов, то Eagles/Higgins (1998) полагают, что самый большой объем спроса существует в Северной Америке.Исследования, проводимые с 1990-х гг выявили, что в предпочтениях туристов произошел
сдвиг от традиционных дестинаций в Европе к широкому спектру природных дестинаций, расположенных преимущественно в развивающихся странах таких как Северная Америка.В мировой практике экологический туризм реализуется преимущественно на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), к числу которых принадлежат национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы и т. д. Именно ООПТ — территориально организованные структуры, имеющие в штате административный, научный,
исполнительский персонал, — способны грамотно организовать рекреационную деятельность, обеспечить экологическое просвещение туристов, рассчитать нагрузки, максимально допустимые на данной территории, организовать мониторинг состояния рекреационных территорий, обеспечить мероприятия по рекультивации деградирующих экосистем и т. д. В Северной Америке расположена самая обширная система парков и фаунистических резерватов. Общее число разного рода охраняемых природных территорий в
США составляет 1,5 тыс они занимают площадь более 1,2 млн. км2, что соответствует 13% всей территории страны. Основу природной группы ООПТ образуют национальные парки, число которых постоянно возрастает и в 2001 г. достигло уже 5414. Путешествия в ООПТ США приносят ежегодный совокупный доход в 14,2 млрд. дол. США и обеспечивают 300 тыс. рабочих мест, тем или иным образом связанных с туризмом. В Канаде к середине 1990-х гг. насчитывалось 37 национальных парков общей площадью 225 тыс. км2 (это
сравнимо со всей площадью Румынии, Лаоса или Ганы), национальные леса (охраняемая территория — 3,9 млн. км2), 46 национальных фаунистических резерватов и 101 национальное убежище для птиц. По общей площади ООПТ, превышающей 900 тыс. км2 (9% всей территории страны), Канада уступает только США16. Низкая плотность населения этой страны и огромные незаселенные пространства создают прекрасные возможности для экологического туризма.
Экологический туризм к настоящему времени стал предметом ряда важных официальных международных деклараций (хотя и не имеющих директивного характера). Анализируя основные тенденции развития международного экотуризма, можно сделать вывод о том, что определенные положительные сдвиги происходят и в Северной Америке. Наблюдается положительная динамика экотуризма в стране, туристские потоки стали более разнообразны. Однако развитие экотуризма является достаточно специфическим видом туристской деятельности,
предполагающим хорошее кадровое, методологическое и материально-техническое обеспечение. Развитие экотуризма на территории ООПТ требует координации усилий государства и частных предпринимателей по продвижению туристского продукта на внутреннем и внешнем рынке туристских услуг. Согласно данным Всемирной туристской организации в 2007 году число только международных туристских поездок составило около 900 млн (в 2004 году — 766 млн.).
В 2005 году на Европу пришлось 444 млн прибытий, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 156 млн, на Северную и Южную Америки — 133 млн, на прочие регионы — 75 млн. Америка. Америка является вторым после Европы регионом по числу иностранных туристов. Это Южная, Центральная и Северная Америки, острова
Карибского бассейна. Половина международных прибытий в регион приходится на США и Канаду, а европейцы занимают здесь 1-е место — 15 %.США и Канада — огромный внутренний туристский рынок и высокоразвитая инфраструктура с обширной гостиничной сетью и транспортной индустрией. Второе место занимают Карибские острова, принимающие 12 млн туристов в год.
В Южной Америке туристские потоки относительно слабы из-за политической нестабильности и экономического развития. Основные виды туризма — пляжный, спортивный, экскурсионный, бизнес-туризм.Доходы от международного туризма достигают 10-20 % от общих доходов экспорта. Такой высокий уровень является следствием конкурентоспособности региона и специализацией некоторых районов на туризме — Канада, Карибские острова, Венесуэла,
Бразилия, Аргентина. В таком контексте на "принимающие" страны ложится ответственность создать возможности и условия, которые располагали бы именно к такому восприятию нового. ализ и оценка существующего либо потенциального спроса на природный туризм и экотуризм опираются в первую очередь на данные по Северной Америке — потенциал европейского рынка, равно как Японии и новых индустриальных стран, все еще остается неизученным.
До настоящего времени практически не проводились широкомасштабные исследования общемирового рынка экотуризма. Что касается объемов спроса на экотуризм в странах-поставщиках туристов, то выявлено, что самый большой объем спроса существует в Северной Америке, за ней следуют Западная Европа (прежде всего Германия и Великобритания) и Австралия/Новая Зеландия. В некоторых странах большое значение имеет также спрос на экотуризм на внутреннем
рынке (например, Таиланд, Индонезия). Один из наиболее быстро растущих видов природного туризма, особенно в Северной Америке,—туры по наблюдению птиц (birdwatching). По различным оценкам, ежегодно в них участвует от 30 до 78 миллионов человек, что приносит посещаемым ими странам существенный доход—78 миллиардов долларов. По данным Службы рыбы и дичи США, только в Северной
Америке экономические поступления от этой деятельности составляют более 20 миллиардов ежегодно. В Канаде путешествия в дикую природу составляют около одной четверти от общего объема внутреннего туризма. За счет налогов от природного туризма правительство этой страны получает 1,7 миллиардов долларов. Это более чем в 5 раз превышает те средства (300 миллионов долларов), которые ежегодно вкладываются правительством в программы по охране дикой природы.
В некоторых развивающихся странах подобное соотношение оказывается даже большим. Северо-Американский материк (24,3 млн км²) имеет сложный рельеф. В его западной части протянулась горная система Кордильеры (наибольшая высота 6193 м — гора Мак-Кинли). Здесь нередко случаются землетрясения, есть действующие вулканы. Восточную часть занимают обширные равнины и средневысотные горы.
Берега расчленены неравномерно. Большей изрезанностью отличаются тихоокеанское и атлантическое побережья Канады, испытавшие оледенение, в результате которого здесь сформировалась сложная система фьордов. Атлантическое побережье США изобилует обширными пляжами, лагунами с хорошо прогретой водой. На его южном участке (Флорида) берега образованы постройками кораллов и мангровыми зарослями. Разнообразен климат Северной Америки — от арктического на крайнем севере до тропического в
Вест-Индии (островной субрегион в Карибском море). Климат приморских районов находится под воздействием океанов, во внутренних частях материка нарастает его континентальность. Наибольшее количество осадков выпадает на Тихоокеанском побережье Аляски и Канады — до 3000 мм в год, минимальное (100—200 мм) — в межгорных долинах Кордильер. Зимой к северу от 42º с. ш. формируется устойчивый снежный покров и возможно развитие
зимних видов отдыха. В горах горнолыжные курорты встречаются вплоть до южной границы США. В Северной Америке получила развитие густая речная сеть. Самая крупная речная система — Миссисипи — Миссури (длина 6420 км). Другие значительные реки: Святого Лаврентия, Макензи, Юкон, Колумбия, Колорадо. Реки, текущие на западе и севере материка имеют горный характер — стремительны,
изобилуют порогами, водопадами. Такие качества способствуют развитию сплавного спортивного туризма (рафтинга). В северной части материка множество озер: Великие озера (Верхнее, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри), Виннипег, Большое Невольничье, Большое Медвежье. Различия в географическом положении, климате, строении рельефа предопределили формирование различных природных зон.
Огромную территорию материка занимают леса — таежные (в центральных районах Канады), смешанные и широколиственные (в бассейне Великих озер), тропические вечнозеленые (на юго-востоке). Во внутренних районах преобладает степная и полупустынная растительность. Северная Америка — многонаселенный и высоко урбанизированный субрегион, поэтому во многих районах естественные ландшафты уступили место культурным. Но для сохранения природы, а также для развития туризма были организованы
многочисленные (свыше 50) национальных парков. Особенно это характерно для США, где в 1978 г. был принят Закон о национальных парках и рекреации. Но начало природоохранной деятельности было положено еще в 1916 г. Сейчас только в США насчитывается около 350 различных парковых зон, занимающих 3,2 % всей территории страны. Наиболее известные национальные парки: Йеллоустонский,
Йосемитский, Глейшер, Секвойя, Гранд-Каньон, Гранд-Титон, Карлсбадские пещеры (США), Вуд-Баффало, Олений остров (Канада).Среди факторов, влияющих на развитие туризма в Америке, следует отметить: удаленность от других регионов и, прежде всего, основного туристского рынка — европейского. Поэтому туризм в Новом Свете имеет в основном внутрирегиональных характер, особенно интенсивный обмен
туристами идет между США, Канадой, Мексикой. Америка занимает второе место по туристским прибытиям, но ее доля в мировых прибытиях снижается (рис. 1): 1970 г. — 25,5 %; 2000 — 18,5; 2020 (прогноз) — 17,7 %. В результате Америка в перспективе переместится на 3 место, уступив свой рейтинг Азиатско-Тихоокеанскому региону. Благодаря активной туристской политике
США и интенсивному внутрирегиональному обмену между США, Канадой и Мексикой Америка в целом имеет стабильно высокие доходы от международного туризма. США — мировой лидер по туристским доходам (72,3 млрд. долл.), более чем в два раза опережая Испанию, занимающую второе место. Из 10 стран мира, лидирующих по прибытиям от туризма, три — американские: США (занимает третье место в мире — 45,5 млн. ), Мексика (9 м.),
Канада (10 м.).Значительное развитие в регионе получил и выездной туризм. По туристским расходам первое место в Америке и мире занимают США (около 59 млрд. долл.). Значительными расходами на международный туризм среди американских стран отличаются: Канада, Бразилия, Венесуэла. Рекреационно-ресурсный потенциал, спрос на различные виды туров и туристских услуг способствовали развитию в Америке разных видов туризма.
Используемая литература: 1) Эйтингон А. И. Экологический туризм: Конспекты лекций. М.: Турист, 2001. С. 8. 2) Сергеева Т. К. Экологический туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 23. 3) Экологический туризм: Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт / Сост. Е. Ю. Ледовских, Н. В. Моралева, А. В. Дроздов.
Тула: Гриф и К, 2002. С. 23. 4) Максаковский В. П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн. II: Региональная характеристика мира. М.: Дрофа, 2004. С. 388. 5) Храбовченко В. В. Экологический туризм: Учеб метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 27. Вывод. Таким образом, экотуризм может стать серьезной финансовой поддержкой для проведения и
природоохранных мероприятий. Однако, роль экотуризма отнюдь не исчерпывается прямыми финансовыми поступлениями. Не менее важны так называемые немонетарные преимущества, которые не всегда возможно оценить экономически или которые лишь косвенно выражаются экономическими категориями. К ним относятся, к примеру, создание новых рабочих мест, экологическое образование, повышение культурного уровня населения, развитие сети инфраструктуры, подъем экономики отсталых районов.
Особое значение среди немонетарных преимуществ развития экотуризма имеют различные аспекты охраны природы. Например, в развивающихся странах экотуризм нередко является альтернативой другим, более истощительным формам использования природных ресурсов — малоэффективному сельскому хозяйству, охоте, собирательству, лесозаготовкам, разработке полезных ископаемых, развитию массового курортного туризма и др. Последние приносят быстрый и, на первых порах, высокий доход — в отличие от экотуризма, на становление
которого требуются время и немалые затраты. Однако устойчивость использования ресурсов при этих видах хозяйствования невелика, что приводит к их быстрому истощению и деградации. В тех случаях, когда первоначально экотуризм не является высоко прибыльным предприятием на местном уровне, некоторые государства нередко стимулируют его развитие путем дотаций, налоговых и прочих льгот, поскольку косвенные преимущества на региональном и национальном уровне делают его развитие предпочтительным.
Прямо или косвенно экотуризм оказывает также сильное влияние на развитие многих других отраслей экономики, частное предпринимательство и др. Экотуризм очень быстро развивается в Северной Америке и благодаря этому приносит очень большие доходы государству. Так же с каждым годом туда все больше туристов прибывает в следствии чего сильно развивается разные виды и разновидности туризма.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |