Реферат по предмету "Философия"


Проблемы взаимоотношений человека и машины

Проблемавзаимоотношения человека и машины.
Научно-техническаяреволюциявыдвинула на передний план проблему применения техникинового типа. Подобная техника — электронно-вычислительные машины (ЭВМ),автоматизированные системы управления (АСУ) — в наше проникла в самыеразнообразные области народного хозяйства, науки. От эффекта ее практическогоприменения стали непосредственно зависеть успехи в развитии этих важнейшихобластей. Следует отметить, что развитие техники шло не только по пути ееусложнения, но также и в направлении повышения ее качества и надежности работы.
Однако здесь конструктов и другие специалисты,занимающиеся практическим использованием весьма сложной техники, неожиданностолкнулись с явлением, когда весьма совершенные с точки зрения техникиустройства при их применении на производстве не давали ожидаемого эффекта. Инепосредственной причиной этого было большое количество ошибок, котороедопускали люди, управляющие техникой. Все те преимущества, которые былидостигнуты благодаря техническому усовершенствованию машин, практически частосводились на нет неточными, несвоевременными действиями человека.
Первой реакцией на такое несоответствие была попыткаисключить ошибки человека за счет еще большей автоматизации техники и замены вней человека. В этот период происходило становление кибернетики, и вера внеограниченные возможности этой новой области науки порождала иллюзии, будто бытехника, доведенная до соответствующего уровня совершенства, сможет решатьлюбые задачи, которые до этого решал человек. Однако от подобного подхода кразрешению возникшей проблемы вскоре пришлось отказаться, ибо практикапоказала, что техника способна замещать далеко не все функции человека. Дажетам, где можно полностью заменить человека автоматом, делать это не всегдацелесообразно.
Другим, более реальным путем разрешения этойпринципиальной проблемы был анализ причин столь большого числа ошибочныхдействий человека при управлении новой техникой и поиск возможностей егоуменьшения. И первый вопрос, который, естественно, возникал при этом,заключался в следующем: почему этапроблема не возникла раньше? Изучениеего позволило вскрыть чрезвычайно важную особенность новой техники: эта техника делала возможным решение принципиальноновых задач, но при этом создавала для взаимодействующего с ней человека и принципиально новые условия труда.
Присущие новой технике сложные быстротечные процессы сбольшим числом меняющихся параметров, которые нужно было контролировать иучитывать в ходе управления, требовали от человека такой скорости восприятия ипереработки текущей информации, которая в некоторых случаях превышала егопропускную способность. Человек в процессе управления такими системами поройпросто физически не мог справиться со всеми возникающими перед ним задачами.Если к тому же учесть, что подобные задачи приходилось решать в необычныхусловиях жизнедеятельности (например, на самолете в условиях перегрузки,недостатка кислорода и пр.), в условиях высокой ответственности за успехработы, высокой цены ошибки, то станет очевидным, сколь существенно изменилисьусловия жизнедеятельности человека в новых системах управления.
Таким образом, с появлением новых, современныхтехнических систем обнаружился диалектический скачок, приведший к возникновениюкачественно новых условий работы — условий, при которых человек уже не мог дажепри мобилизации всех своих компенсаторных возможностей успешно решатьвозложенные на него задачи. Отсюда следовал важный вывод: причиной низкой эффективности новой техники являлся нечеловек, который своими ошибками препятствовал ее успешному применению, а сама техника, которая была создана безучета психофизиологических возможностей управляющего ею человека и фактическипровоцировала его ошибки. Так возникла необходимость в специальном изучениипсихофизиологических особенностей деятельности человека и новых сложныхтехнических системах, изучения его возможностей по разрешению возникающих в нейзадач с целью учета этих данных при конструировании систем и подготовкеоператоров для управления ими.
Так на грани психологической науки и техники возникцелый комплекс специальных теоретических и прикладных проблем, без разрешениякоторых стало невозможно создание новых комбинированных систем«человек-машина», способных эффективно разрешать возложенных на них задачи. Длярешения этого круга проблем и сформировалось новое научное направление впсихологической науке, получившее название инженерной психологии.
Интенсивное развитие вычислительной техники и ееширокое использование в автоматизированных системах управления (АСУ) различныхуровней и назначения обусловили актуальность исследований и разработок,связанных с проблемой организации эффективного взаимодействиячеловека-оператора с ЭВМ.
При использовании ЭВМ человек выполняет самыеразнообразные функции, начиная с технического обслуживания аппаратуры и кончаяпринятием ответственных решений на высших уровнях управления. Это порождает приинженерно-психологическом анализе АСУ комплекс весьма сложных задач. Здесь изадача организации взаимодействия человека и ЭВМ, где особая актуальностьпо-прежнему принадлежит вопросу о распределении функций, рациональномсопряжении ЭВМ и творческой деятельности человека. Актуальна и задача,связанная с поиском общего языка описания диалоговых систем «человек-ЭВМ»,синхронизация их взаимодействия.
Однако в настоящее время в связи со стремительнымразвитием компьютеризации особый интерес вызывает проблема последствий компьютеризации.Остановимся на ней более подробно.
Выделяют функциональные, онтогенетические иисторические аспекты компьютеризации.
Под функциональнымипоследствиями понимают преобразование шаблонных и творческих компонентов,происходящих в решении задач компьютерными средствами по сравнению страдиционными формами. Общие функциональные последствия компьютеризации состоятв редуцировании одних, сохранении и модификации других и появлении новых задач.Например, в учебно-научной деятельности редуцируются некоторые вычислительныезадачи ввиду передачи их компьютеру, сохраняются задачи, традиционные длякурсовых и дипломных работ, ряд учебно-научных задач модифицируется. В условияхкомпьютеризации появляются новые задачи. Например, на основе компьютерныхданных формулируются новые гипотезы, проводятся новые экспериментальные илианалитические исследования. Аналогичные преобразования, рассматриваемые какфункциональные последствия компьютеризации, происходят и в выполненииуправленческой учетной деятельности.
Функциональные последствия компьютеризации могут бытькак осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Например, при редуцировании ипередаче компьютеру вычислительных операций у человека сохраняются традиционныенавыки, знания, отношения, которые вступают в новые связи с выполнениемкомпьютерных операций, оказывают влияние на формирование психологическойготовности или психологического барьера к взаимодействию с компьютером. Какпоказал анализ, таковыми являются «эврологизации», т.е. приобретение компьютеризированной деятельностьютворческого характера по сравнению с традиционной, эффект «паритета», т.е.примерно равного соотношения творческих и шаблонных компонентов как вкомпьютеризированной, так и в традиционной деятельности; эффект «деэврологизации», т.е. преобладание шаблонныхкомпонентов по сравнению с традиционной; «неопределенный» эффект, проявляющийся в размытом, неосознаваемом,неустойчивом соотношении шаблонных и творческих компонентов вкомпьютеризированной деятельности по сравнению с традиционной. Такоеразнообразие специфических форм функциональных последствий компьютеризации уразных пользователей приводит к тому, что в деятельности одних могутпреобладать творческие компоненты, других — шаблонные, а у третьих может бытьпримерно равное их соотношение при отличии их качественного состава посравнению с традиционными. Функциональные последствия компьютеризации можно дифференцироватьтакже на реальные, т.е. непосредственно включенные в решениекомпьютеризированной задачи, и потенциальные, проявляющиеся как тенденция, каквозможный путь развития мышления. Например, начинающие пользователирассматривают работу с компьютером как интересную, отличающуюся новизной посравнению с деятельностью традиционной. Вместе с тем, опытные пользователизнают, что многократное повторение взаимодействий с компьютером ввиду ихунифицированности с высокой вероятностью будет приводит к монотонии ишаблонности деятельности. В связи с этим они вводят в компьютерные программышутки для предупреждения этих нежелательных явлений. Однако, как они отмечают,даже шутки со временем надоедают. Это приводит к снижению познавательногоинтереса к работе с компьютером и к ошибкам в решении компьютерных задач.
Соотношение позитивных и негативных функциональныхпоследствий в различных типах компьютеризированных систем зависит от конкретныхусловий: типов решаемых профессиональныхзадач, подготовки пользователей, от качества работы компьютера и организацииработы в дисплейном классе.
Таким образом, функциональные последствиякомпьютеризации, выделяемые и классифицируемые по разным основаниям, могутсостоять в увеличении и уменьшении творческих и/или шаблонных компонентов, либо в неизменности их соотношенияпо сравнению с традиционными при разном качественном их составе. Последствиямогут быть также осознаваемыми и неосознаваемыми, достаточно или недостаточноопределенными, разной степени выраженности, сходными и различными у субъектовдеятельности, характеризоваться как реальные и потенциальные, адекватные инеадекватные, оптимальные и неоптимальные, позитивные и негативные длядостижения продуктивной цели компьютеризации.
Вонтогенетическом планерассматривается личностное развитие, котороепретерпевает изменения под влиянием компьютеризации. К позитивным личностнымипреобразованиям относятся: усилениеинтеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач вусловиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативногомышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера,пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ее алгоритм и тем вопределенной мере прогнозирует процесс ее решения, которое осуществляется затемоперативно во взаимодействии с компьютером. К позитивным результатам можноотнести такое развитие у пользователей адекватной специализации познавательныхпроцессов — восприятия, мышления, памяти, формирования специализированной по предметномусодержанию деловой мотивации применения компьютера для решения профессиональныхзадач, включая появление престижных, статусных, экономических и другихсопутствующих мотивов, подкрепляющих деловую мотивацию.
Успешное применение компьютеров, получение с ихпомощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, егоуверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивногоотношения к различным сторонам работы с компьютером складываетсяудовлетворенность пользователя.
Все это приводит к формированию у некоторыхпользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловаянаправленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятсяи в другие области жизнедеятельности.
К негативным личностным преобразованиям относятся:снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач спомощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессоврешения к формально-логическом компонентам.
Происходящая в результате объемной и постоянной работыс компьютером чрезмерная специализация познавательных процессов, а такжемотивации снижает их гибкость и тем самым возможности переноса в решение болееширокого круга задач, требующих другой их специализации. В связи сформирующиеся черты личности, вначале позитивные, например, такие, как точностьи аккуратность, могут по мере увеличения длительности компьютеризированнойдеятельности и ее сложности перерасти в такие негативные черты, как педантизм,чрезмерная пунктуальность и ригидность. Чрезмерная психическая вовлеченность вработу с компьютером при решении с ним особо сложных задач в динамическименяющихся условиях может обострять невротические черты личности, что привыраженной ее неуравновешенности может приводить человека к болезненномусостоянию. Например, известное явление «хаккеризма», когда чрезмернаяувлеченность пользователя изучение вычислительных методов и возможностейкомпьютера может привести к однобокому личностному развитию, чрезмернойсвязанности его предметного содержания с определенной компьютернойспециализацией, затрудняющей адаптацию личности к другим необходимым сферамдеятельности.
Все эти закономерности преобразования личностныхсвойств субъекта выявляют сложный, неоднозначный характер его онтогенетическогоразвития, происходящего под влиянием компьютеризации, и показывают зависимостьего не только от особенностей профессиональной деятельности и типакомпьютеризации, но и от самого субъекта, от его исходных устойчивыхпсихических свойств.
В историческом развитии человека компьютер можетрассматриваться как новое сложное орудие, опосредствующее умственнуюдеятельность человека, которой передаются исполнительные интеллектуальныефункции.
В относительно элементарных видах умственнойдеятельности, имеющих преимущественно шаблонный характер, компьютер можетзамещать человека, вытесняя его из выполнения этих видов деятельности; при этомкомпьютеру могут передаваться компоненты творческого процесса.
В более сложных, динамически меняющихся видахумственной деятельности, характеризующихся возникновением новых проблемныхситуаций, компьютеру интеллектуальные функции передаются лишь частично ифункции решения задач распределяются между человеком и компьютером.
Орудийное компьютерное опосредствование представляетсобой динамический процесс, связанный с изменением типов компьютеров, ихпрограмм, языков программирования, что ведет к изменению характера передаваемыхему исполнительских функций и компонентов деятельности, оставшихся зачеловеком, активизируя, делая меняющимся в историческом плане и сам процесспреобразования психических процессов и свойств человека.
Передавая интеллектуальные функции компьютеру,составляя для него программу, человек на этапе подготовки работы компьютера какорудия играет ведущую роль.
На следующем этапе при функциональном выполнениикомпьютеризированной деятельности человек по отношению к компьютеру как орудиюможет выполнять подчиненную или ведущую роль либо динамически менять эти роль впроцессе длительной работы с ним.
Таким образом, сейчас уже очевидно, чтокомпьютеризация может привести не только к позитивным, прогрессивным изменениямв жизни человека, но и спровоцировать негативные изменения, например, такие какуменьшение интеллектуальной активности человека, сокращение в его деятельноститворческих компонентов и усиление шаблонности.
Впереди изучение многовариантных форм преобразованийдеятельности человека в связи с появлением новых типов компьютеров.
Сейчас очевидно, что темпы развития компьютернойтехники явно опережают исследование и рассмотрение проблем, связанных с ееэксплуатацией.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :