Реферат по предмету "Философия"


Понятие системы и системного подхода к познанию

Содержание
1. Понятия «системный подход» и«система»
2. Логические основы системного подхода
Список используемой литературы

Введение
В различных областях науки и техники широко используется понятие «система». Под системой понимается нечто целое, составленное из частей или множества элементов, образующее некое единство. Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Говоря о системном подходе, можноговорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватываетлюбой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективногоиспользования. При этом системный подход является не столько методом решения задач,сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос- половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный,способ познания.
Основными принципами системного подходаявляются:
· Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единоецелое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
· Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере,двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементамвысшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретнойорганизации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двухподсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
· Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязив рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционированиясистемы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствамисамой структуры.
· Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических,экономических и математических моделей для описания отдельных элементов.
Таким образом, системный подход заключаетсяв том, что любой объект рассматривается одновременно и как система, и как элементболее крупной, объемлющей его системы.
1. Понятия «системный подход» и «система»
Что же понимается под “системным” познанием материи и ее свойств?Известно, что человек осваивает мир различными способами, Прежде всего он осваиваетего чувственно, т.е. непосредственно воспринимая его через органы чувств. Характертакого познания, заключающийся в памяти и определяемый эмоциональным состояниемсубъекта, является нам как целостным, так и дробным — представляющим картину целикомили дробно, выделяя какие либо моменты. На основе эмоциональных состояний в человекескладывается представление об окружающем мире. Но чувственное восприятие есть свойствотак же всех животных, а не только человека. Спецификой человека является более высокаяступень познания — рациональное познание, позволяющее обнаруживать и закреплятьв памяти законы движения материи. [1]
Рациональное познание системно. Оно состоит из последовательныхмыслительных операций и формирует мыслительную систему, более или менее адекватнуюсистеме объективной реальности. Системна и практическая деятельность человека, причемуровень системности практики повышается с ростом знания и накопления опыта. Системностьразличных видов отражения и преобразования действительности человеком есть, в конечномсчете, проявление всеобщей системности материи и ее свойств.
Системное познание и преобразование мира предполагает:
1.  Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы,т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов.
2.  Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы,обнаружения главных связей между ними.
3.  Выявление внешних связей системы, выделения из них главных.
4.  Определение функции системы и ее роли среди других систем.
5.  Анализ диалектики структуры и функции системы.
6.  Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.
Познание мира, а “научное познание” в частности, не может осуществлятьсяхаотически, беспорядочно; оно имеет определенную систему и подчиняется определеннымзакономерностям. Эти закономерности познания определяются закономерностями развитияи функционирования объективного мира.
С современной точки зрения системы классифицируются на целостные,в которых связи между составляющими элементами прочнее, чем связи элементов со средой,и суммативные, у которых связи между элементами одного и того же порядка,что и связи элементов со средой; органические и механические; динамическиеи статические; “открытые" и “закрытые”; “самоорганизующиеся" и “неорганизованные"и т.д. Отсюда может возникнуть вопрос о неорганизованных системах, например — кучакамней, правильнее сказать — совокупностях — являются ли они системами? Да, и этомуможно привести доказательства исходя из следующих посылок:
1) неорганизованные совокупности состоят из элементов;
2) эти элементы определенным образом между собой связаны;
3) эта связь объединяет элементы в совокупность определеннойформы (куча, толпа и т.п.);
4) поскольку в такой совокупности существует связь между элементами,значит неизбежно проявление определенных закономерностей и, следовательно, наличиевременного или пространственного порядка. Таким образом, все совокупности являютсясистемами, более того материя вообще проявляется в форме “систем”. Т.е. системаесть форма существования материи.
Каково же тогда различие между понятиями “система” и “объект”,“вещь”, ведь казалось бы ничего различного. Однако система, являясь объектом, вещьюи знанием, в тоже время выступает как нечто сложное, взаимосвязанное, находящеесяв самодвижении. Поэтому и категория “система”, будучи философской категорией, вотличие от понятий “объект" и “вещь”, отражает не что-то отдельное и неделимое,а противоречивое единство многого и единого.
Система, являясь конкретнымвидом реальности, находится в постоянном движении, в ней происходят многообразныеизменения. Однако всегда имеется такое изменение, которое характеризует системукак ограниченное материальное единство, и выражается в определенной форме движения.По формам движения системы подразделяются на механические, физические, химические,биологические и социальные. Так как высшая форма движения включает в себя низшие,то системы помимо их специфических свойств имеют общие свойства, не зависящие отих природы. Эта общность свойств и позволяет определять понятием “система” самыеразнородные совокупности.
Система, как понятие, обладаетдвумя противоположными свойствами: отграниченностью и целостностью. “Отграниченность”- внешнее свойство системы, “целостность” — ее внутреннее свойство, приобретаемоев процессе развития. Система может быть отграниченной, но не целостной (например:недостроенный дом) но чем более система выделена, отграничена от среды, тем болееона внутренне целостна, индивидуальна, оригинальна.
Согласно вышесказанному можно дать определение “системы” какотграниченного, взаимно связанного множества, отражающего объективное существованиеконкретных отдельных взаимосвязанных совокупностей тел, и не содержащего специфическихограничений присущих частным системам. Данное определение характеризует систему,как самодвижущуюся совокупность, так и взаимосвязь, взаимодействие, а оно и есть- движение. [2]
2. Логические основы системного подхода
Итак, намеченные учеными различия между номотетическими идеографическим методами исследования способствовали постановке вопроса о принципиальнойвозможности существования научного подхода в исследовании социальных процессов.Ведь признанный научным сообществом идеографический подход требовал от исследователяскорее философских (герменевтических), чем традиционных для науки генерализирующихметодов обобщения.
Однако, как показало развитие социальной мысли,длительное противопоставление естественно-научных и ценностно-общественных методоввряд ли стало продуктивным для последующего развития социальной науки. Ведь в рамкахсовременной социологии уживаются воедино как те, так и другие методы, образуя междусобой комбинацию научных средств принципиально нового направления. [3]
Совместить оба подхода позволил системный подход.Возникший на волне поисков универсальных принципов всеобщей организационной науки,системный подход обязан своим появлением в первую очередь стремлению адекватно понятьи оценить природу протекающих в обществе процессов. Благодаря исследованиям Г. Спенсерав сознании научной общественности сформировалась идея о глубокой структурной аналогиив организации биологического организма и общества, которая спровоцировала оживленнуюдискуссию в научном сообществе о сути и целесообразности такой аналогии. И несмотряна то, что содержательно эту аналогию подтвердить и доказать не удалось никому,функциональное сходство между некоторыми свойствами организации социальных и биологическихсистем не вызывало никакого сомнения.
системный подход система познание
Системный подход является логическим продолжениеми одной из форм научного подхода. Он призван повысить уровень объяснительной функциинаучных теорий.
Системный подход — это методология научного анализаобъекта в соотношении «система — среда», позволяющая рассматривать объектисследования в органической взаимосвязи с факторами своего окружения. Соотношениесистемы и среды является в значительной степени функциональным. Совокупность системыи среды обозначено как мир. Главным признаком,отличающим систему от среды, является наличие внутри самой системы более жесткихи устойчивых связей, чем связь между системой и средой. Признак жесткости задаетсявозможностью влияния и регулирования процессов, происходящих в системе. Управлениесредой крайне затруднено. Внутри самой среды выделяются различные группы объектов,рассматриваемых с точки зрения возможности управления ее элементным составом. Соответственновыделяются среды прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействиясодержит возможность непосредственного влияния на цели производственнойсистемы в ограниченный период времени. Среда косвенного воздействиявключает в себя факторы, оказывающие на систему воздействие,растянутое во времени, или влияние посредством других промежуточных звеньев. [4]
Среди основных задач системного подхода следуетвыделить следующие:
♦ редукция феномена сложности объекта;
♦ оптимизация и субоптимизация объекта или целиисследования;
♦ преодоление противоречия между централизациейи децентрализацией в управлении;
♦ количественное определение и измерение связей;
♦ обобщение и формирование рациональных методовисследования;
♦ исследование связи жестких и мягких систем;
♦ обоснование этических и социально-политическихаспектов в проектировании систем различных уровней;
♦ разработка алгоритма построения систем;
♦ выработка организационных методов в проектированиии построении систем;
♦ исследование механизмов экономической оценкисистем;
♦исследование алгоритмов прогнозирования социальныхструктур;
♦анализ инновационных процессов;
♦организация сбора, обработки и управления информацией;
♦регулирование режима оптимального управленияорганизационными структурами;
♦планирование деятельности и распределение полномочий;
♦выбор путей к заданному результату.
«Для любой системы окружающая среда естьсовокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а такжетех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы» Для того,чтобы полностью определить среду, необходимо знать все факторы, влияющие на системуили определяемые системой. Уже тем, что исследователь пытается экстраполироватьнормы системного подхода к исследованию и пониманию окружающих его проблем, учитываяфакторы среды, он загоняет себя в определенные рамки, способствующие большей строгостии точности в его попытках адекватного проникновения в объект исследования. Поэтомупостижение методологии и техники системного подхода является важнейшим средствомформирования научного мышления и способом адекватного и полного отображения исследуемыхпредметов.
Исторически корни системного подхода как формынаучного мышления принято связывать с именами двух крупнейших ученых первой половиныXX века — А.А. Богдановым и Л. Берталанфи. Не исключая заметного вклада в методологиюсистемного анализа других ученых, живших в более ранний период, приходится признать,что именно А.А. Богданов и Л. Берталанфи впервые стали рассматривать системный подходв качестве инструмента научного познания, а законы функционирования и развития систем- в качестве прикладных средств в конструировании целостных объектов с изначальнозаданными полезными свойствами.
Будучи автором фундаментального сочинения по основамвсеобщей организационной науки — тектологии, А.А. Богданов (1873-1928) усматривалпрямую аналогию между теорией о естественном отборе Ч. Дарвина и доктриной Т. Мальтусао социальной борьбе о существовании, доказывающую общность в динамике социальныхи биологических изменений. И несмотря на то, что степень истинности каждой из теорийсущественно различалась (теория Мальтуса, по мнению А.А. Богданова, отличалась меньшейубедительностью своих выводов), обе теории подтверждали гипотезу об общих методологическихпринципах, лежащих в основе естественных и социально-экономических наук.
Смысл всеобщей организационной науки — текстологии- заключался для А.А. Богданова в том, чтобы «всю сумму рабочих сил общества.стройно связать в один коллектив и точно координировать со всей наличной суммойсредств производства — совокупностью вещей, находящихся в распоряжении общества;причем в соответствии с этой исполинской системой должна находиться и сумма идей,господствующих в социальной среде, иначе целое оказалось бы неустойчивым, механическоеединение перешло бы во внутреннюю борьбу. Эта триединая организация — вещей, людейи идей, очевидно, не может быть построена иначе, как на основе строгой научной планомерности,а именно всего организационного опыта, накопленного человечеством»
Важнейшим вкладом А.А. Богданова в развитие наукистало описание им принципов динамического равновесия, обратных связей,внутренней дифференциации, слабого звена, ставших базовымиэлементами в методологии системного подхода. Все эти принципы сыграли огромную рольв становлении многих социальных дисциплин. Так, по мнению знаменитого экономистаФ. Хайека, порядок и равновесие на рынке сводятся «к взаимоприспособлению индивидуальныхпланов и осуществляется по принципу, который мы вслед за естественными науками.стали называть отрицательной обратной связью».
Л. Берталанфи (1901-1972) является разработчикомобщей теории систем, основными задачами которой являются: формулирование общих принципови законов поведения систем независимо от их специального вида, природы составляющихего элементов и отношений между ними; установление точных и строгих законов в нефизическихобластях знаний; создание основы для синтеза научного знания в результате выявленияизоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности. Цель общей теориисистем, как писал Л. Берталанфи, — «не более или менее неопределенные аналогии,а установление принципов, пригодных для объяснения явлений, не учитываемых обычнойтрадиционной наукой»
Среди системных исследований Л. Берталанфи выделялнормативные и дескриптивные. Первые связаны с решением задач проектирования, планирования и управления,тогда как вторые — с изучением уже существующих систем. [5]
Главное отличие объектов, изучаемых физическиминауками, является то, что они представляют собой закрытые системы. При переходек методологии открытых систем, присущих объектам социальных и биологических наук,открываются новые возможности для разработки методов и принципов научного понимания,которыми наука еще не научилась пользоваться.
Выдвинутая Л. Берталанфи концепция динамическогоравновесия представила модель функционирования социальных систем, чей системныйхарактер еще не был раскрыт в научной плоскости. Таким образом, идея социальнойэволюции получила смысл как телеологически направленная цепь организационных комплексов,развивающихся путем прогрессивной дифференциации от простых состояний к состояниямвысокой сложности. Увеличение сложности способствует увеличению роли статистическихметодов в интерпретации эволюционных процессов системных комплексов.
Л. Берталанфи в свое время была поставлена важнаязадача, связанная с выявлением принципов структурного единообразия систем: за счетвведения ограничений на их разнообразие. С этой целью австрийским ученым было проведеноразличение гомогенных и гетерогенных систем, в основу которых был положен принципвзаимозаменяемости элементов. Таким образом, организационная наука приобрела одиниз своих важнейших принципов — принцип функциональной эквивалентности,смысл которого заключался в способности различных явленийвыполнять одну и ту же функцию и, напротив, одного явления исполнять несколько функций.
Теория открытых систем предоставила логическуювозможность существования двух типов равноправных систем, типов устойчивости, каждыйиз которых по-разному представлял функцию окружающей систему среды: среды как внутреннейпредпосылки, необходимого условия существования системы, и среды как безразличногосистеме фактора, по отношению к которому применимы принципиально иные средства выражения,не всегда являющиеся совместимыми с исходной системой. Так возникает процедура оптимизациисистемы, смысл которой заключается в таком приспособлениисистемы к окружающей среде, в результате которого обеспечиваются наилучшие условияфункционирования системы.
Системный подход в значительной мере ускорил процессыпроникновения научных принципов в отображение практики социальных изменений, в ходекоторых образуются объективные сущности, связи, эффекты, расширяющие наши представленияо механизме социальных процессов. Все процессы, происходящие в обществе, стали рассматриватьсяне как случайные, а как подчиненные общей логике взаимодействия организованных структурсо средой. Исключительным свойством системного подхода стало не только стремлениекомплексно и полно изучить объект, но и в ходе этого изучения сформулировать проблемнуюситуацию и наметить задачи по ее разрешению. Опираясь на системный подход, исследовательмысленно расчленяет объект исследования, выделяя его внутренние и внешние связис целью выявления механизма его функционирования и развития. Благодаря системномуподходу, ученый-исследователь конкретизирует объект исследования до его предмета, располагающегоформой некоторой мыслительной модели, представленной в виде совокупности свойстви отношений исследуемого объекта.
Такое свойство системного подхода стало востребованнымпри возрастании роли сложных систем, в процессе исследования которых элементы анализаи управления процессами рассматривались как одно целое.
Сложной системой называется такое сочетание факторовисследуемой системы, при котором составными элементами структуры системы являютсяне только ее внутренний элементный состав, но и условия, в которых функционируетсистема, а также возможности, которые она способна реализовать. Простой системойявляется обычная совокупность связей и отношений исследуемого объекта в стационарныхусловиях.
Сложная система располагает тремя типами функций:цели, адаптации и живучести. Функция цели включаетпараметры, которые должна реализовать данная система. Функция адаптацииотображает условия функционирования при возможных измененияхцелей системы. Функция живучести отображаетизменения в системе вследствие отказа или повреждения подсистем при изменении еецелей. Выстраиваемые таблицы функций адаптации и живучести задают отношения достижимостифункциями цели при сложившихся условиях функционирования. [6]
Системный подход в отображении сложных системдолжен быть нацелен на структуризацию или декомпозицию целей. Декомпозиция целивыступает формой вовлечения в системную деятельность социального субъекта объектовсреды, задавая логику этому вовлечению. Декомпозиционное деление цели осуществляется«сверху-вниз» в направлении разложения сложных целей на более простые.Методологическим средством, позволяющим осуществлять разложение целей на подцели,является построение дерева целей (древовидного графа) — способа, позволяющего последовательноразложить цель на ряд конкретных задач, этапов в ее достижении. Методика «деревацелей» была предложена У. Черчменом в связи с проблемой принятия решений впромышленной сфере. Построение «дерева» осуществляется как последовательноеразложение иерархической структуры путем деления целей на подцели, а последние- на более детальные составляющие, вплоть до выделения отдельных (обособленных)функций. Методика построения «дерева целей» позволяет комплексно представитьдеятельность человека по достижению им заданного результата с учетом имеющихся организационныхи материальных ресурсов.
Графом называют фигуру, состоящуюиз точек, называемых вершинами, и соединяющих их отрезков, называемых ребрами. Графымогут быть связными и несвязными, ориентированными и неориентированными, содержащимипетли (циклы) и не содержащими последние. Деревом целей называется граф, выражающий отношения между вершинами, являющимися этапамиили проблемами, подлежащими разрешению при достижении некоторой цели.
Подчас «дерево целей» подменяют«деревом решений», призванным подготовить выбор оптимального решения висследуемой проблемной ситуации.
Цели могут представляться в виде декомпозицииобобщающей цели:
♦ во времени: в виде сетевых цепей или календарногографа; —
♦ в пространстве: в виде выделения функциональныхзвеньев в управлении, закрепленных за отдельными уровнями организационной структуры.
На формирование стратегических целей влияют каквнутренние, так и внешние цели. Различия между этими целями обусловливают различиямежду замкнутыми и открытыми системами.
Пространственное выражение древовидного графаявляется возможным в виде «классификационного древовидного графа», назначениекоторого состоит в том, чтобы разложить более сложную обобщенную цель на ряд болеепростых. Древовидный граф предполагает построениедерева целей по аналогии с логическим делением понятий, когда понятие большей объемностипоследовательно делится на понятия меньшей объемности. При помощи древовидного графацель раскладывается в соответствии со структурой ее логического объема. К примеру,цель установления рационального режима работы предприятия логически может быть разложенана следующие подцели: определение дневных сроков работы предприятия и ее подразделений,установление времени больших и малых перерывов в работе, санитарных дней, графикавыездных мероприятий и т.д. Такой порядок разложения сложной цели позволяет уяснитьалгоритм ее достижения на основе понимания природы процесса, осуществляемого в связис ее достижением. [7]
При проектировании древовидных графов необходимоучитывать ряд закономерностей, обеспечивающих процедуре последовательного достижениязаданного результата внутреннюю логику и полноту:
1.Цели нижележащего уровня являются средствами для достижения вышестоящегоуровня.
2.Перевод вышележащих целей (целей-ориентиров) на уровень операциональныхцелей, выражающихся в виде отдельных результатов работы.
3.Процесс развертывания цели на подцели имеет ограничения по дроблению, вызванныецелями исследования и характером исследуемой системы.
4.Цель может быть представлена различными вариантами иерархических структур.
5.Выполнение логических правил при делении.
6.При формировании иерархической структуры следует учитывать ограниченныевозможности оперативной памяти человека. Чтобы сохранить целостность в восприятиичеловеком поставленной задачи, необходимо выделение подцелей в пределах от 2 до9 компонентов по горизонтали и 5-7 уровней — по вертикали.
7.При разделении целей на подцели не всегда удается отобразить в формулировкекритерии оценки. Иногда в дополнение к «дереву целей» строится «деревокритериев» для уточнения «дерева решений».
Процесс дробления стратегической цели должен включатьв себя соблюдение ряда правил, позволяющих составить мнение об основной проблеме,стоящей перед организацией, в строгом соответствии с логическим и онтологическимобъемом этой проблемы, раскрывающей свою природу через последовательные этапы разрешенияпроблемы. По сути, эти правила составляют свод методов великого французского ученогоР. Декарта, к помощи которых тот прибегал, анализируя нормы рационального мышления.
«Первое правило: никогда не принимать заистинное ничего, что не было бы признано всеми как очевидное, включая в свои суждениятолько то, что представляется ясным и отчетливым, и не сможет дать повод к сомнению.
Второе правило: делить каждую из проблем на столькочастей, сколько требуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье правило: от решения простых проблем следуетпереходить к решению более сложных, пока не будет получено решение проблемы, котораябыла исходной при расчленении и является конечной в данном процессе.
Четвертое правило: после получения решения исходнойпроблемы необходимо обозреть все промежуточные, чтобы удостовериться, не пропущеныли какие-либо звенья» '.
Каждое декартовское правило дополняет набор правилэлементарного логического деления понятий, нацеленных на последовательное и обоснованноераскрытие логического объема делимых понятий. Проведенное по всем правилам делениестратегической цели позволит уяснить проблему, выделить этапы ее разрешения, определитьпорядок планируемых действий, а также обеспечить рациональное распределение обязанностейв рамках конкретной организации.
Методологическим средством системной реконструкцииобъекта социологических исследований является процедура дифференциации «система- среда». Эта процедура позволяет выявить границы саморегуляции объекта исследования,границы его вариативности, рассматриваемые в зависимости от изменений в среде. Крупныйшаг в использовании системной методологии к исследованию социальных процессов сделаламериканский ученый Т. Парсонс (1902-1979), разработавший целостную теорию социальногодействия, заложившую целую эпоху в развитии современной социальной науки. Главнойзаслугой Т. Парсонса было то, что он подверг рефлексии сами принципы соотношениясистемы и среды, находящихся в состоянии динамического равновесия друг с другом.Введя в анализ две оси социальной дифференциации, на одной из которых содержитсяпротивопоставление внешних и внутренних элементов ориентации, а на другом — междуинструментальными и консуматорными принципами обеспечения органического единстваобщества, ученый приходит к выводу о многослойной структуре социальной системы,рассматриваемой в отношении к среде.
Всякая социальная система, в соответствии с теориейТ. Парсонса, складывается из четырех функциональных структур: организма, личности,общества и культуры. [8]
 
/>

Заключение
Мы видим, что мир представляет собой единство систем, находящихсяна разном уровне развития, причем каждый уровень служит средством и основой существованиядругого, более высокого уровня развития систем. Данное относится не только к природе,но и обществу, где мы наблюдаем ряд организационных форм, наиболее грандиозные изкоторых получили название “общественно-экономические формации”.
Сыгравшие свою роль системы уходят, другие же продолжают существовать.
Одним из основных законов существования Вселенной является существованиеодних систем за счет других. Скажем кристаллы возникают на материале базовой породы,раствора или расплава; растения преобразуют минералы, животные развиваются за счетрастений и других животных; человек для своего существования преобразует и животных,и растения и системы неживой природы.
Итак, мир, будучи системой систем, сложнейшим материальным образованием,находится в процессе непрерывного движения, возникновения и уничтожения, взаимопереходаодних систем в другие, причем одни системы изменяются медленно и длительное времякажутся неизменными, другие же изменяются настолько стремительно, что в рамках обыденныхчеловеческих представлений фактически не существуют. Чем обширнее система, тем медленнееона изменяется, а чем меньше, тем быстрее она проходит этапы своего существования.В этом простом соответствии скрыт глубокий смысл еще не до конца понятой связи пространстваи времени. И здесь можно увидеть одну из закономерностей развития материи: от меньшегок большему и от большего к меньшему, осознание которой привело к пониманию развитияи качественного изменения систем слагающих мир, и мира как системы.
Список используемой литературы
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 2000.
2. Андреев И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. М., 1998.
3. Блауберг И.В., Юдин В.Г. Становление и сущность системного подхода. М.,1999.
4. Блохинцев Д.И. Проблемы структуры элементарных частиц. — Философские проблемыфизики элементарных частиц. М., 2001.
5. Вернадский В.И. Избранные сочинения М., 1999.
6. Геодакян В.А. Организация систем — живых и неживых. — Системные исследования.Ежегодник, М., 2000.
7. Фурман А.Е. Материалистическая диалектика. М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.