Патристика. Отцы церкви
Патристика — (от греч. pater — отец) обозначает совокупность теологических, философских и политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 — 8 веков, так называемых отцов церкви. Во 2-3 вв. происходило фрагментарное философствование апологетов патристики: Тертуллиан, Клемент Александрийский, Ориген. В 4-5 вв. — систематизация церковной доктрины: Василий Великий, на западе — Августин. 6 век — стабилизация догм и кодификация наук под эгидой теологии: Леонтий Византийский, Боэций…
Четырех деятелей называют докторами Западной церкви — Святого Амвросия, Иеронима, Августина, Папу Григория Великого.
Расцвет деятельности Амвросия, Иеронима и Августина приходится на период между победой католической церкви в Римской Империи и варварским нашествием. Сразу после того, как они сошли со сцены, Италия, Испания и Африка оказались во власти варваров. Цивилизация вступила в полосу многовекового упадка и только, примерно через 1000 лет, христианский мир смог вновь выдвинуть людей, равных Амвросию, Иерониму и Августину. Их авторитет почитался на протяжении всего средневековья; больше, чем кто бы то ни был, они способствовали определению того вида, который приняла церковь.
Амвросий — обосновал церковную концепцию взаимоотношений между церковью и государством (независимость церкви). Иероним — дал западной церкви латинскую библию, от него исходила инициатива монашеского движения. Августин — выработал теологию церкви, действовавшую вплоть до реформации. Он пытался согласовать философию со священным писанием, чего не делали более ранние христианские философы. Лучшее его произведение — «Исповеди». Августин утверждал, что мир был сотворен не из материи, а из ничего, в то время, как греческая философия утверждала, что мир не может быть сотворен из ничего. Эти воззрения в христианские времена приводили к пантеизму: бог и мир неотделимы. Августин пытался соотнести эти две теории. Он говорил, что бог вечен и существует вне времени. Он не предшествует своему собственному творению времени, так как он пребывает вне потока времени. Прошедшее и будущее могут быть осмыслены только как настоящее: прошедшее может быть отождествлено с воспоминанием, а будущее с ожиданием, но они являются фактами, относящимися к настоящему, т.е. время является аспектом наших мыслей. В произведении «О граде божьем» Августин говорит:
1. о нечестивости языческих богов.
2. в настоящем мире два града — земной и небесный, они перемешаны, но в будущем будут разделены.
3. блаженное вечно, но не все вечное блаженно.
Дал синхронизацию священной и мирской истории.
Патристика 5 — 6 веков.
5 век — это время варварских нашествий и падения западной Римской Империи. После смерти Св. Августина (430 г.), философская мысль почти угасла. В это время англы вторглись в Британию, франки в Галлию (совр. Франция), вандалы в Испанию. В середине 5 века Св. Патрик обратил ирландцев в христианство, т.е. в Европе образовались германские королевства. В Италию пришли готы, а их пригнали сюда с востока гунны (монголы). В этот период хаоса церковь раздирались спором по вопросу о воплощении. Главные противники — два церковника — Кирилл и Несторий. Кирилл — патриарх Александрийский, а Несторий — Константинопольский. Спор разгорелся из-за того, как относится друг к другу божественное и человеческое естества Христа. Несторий: в Христе два лица — человеческое и божественное, богородица — мать человеческого, божественное лицо не имело матери.
Кирилл считал, что в Христе только божественное. В результате, церковь раскололась.
В 6 веке — Боэций, Юстиниан, Григорий Великий.
Боэций: несовершенство — есть недостаток, предполагающий существование совершенного образа. Зло — в отсутствии положительного начала. Блаженство и бог, являются высшими благами, потому тождественны, следовательно каждый счастливый — есть бог. Добродетельные люди могучи, дурные немощны.
То немногое, что уцелело от культуры древнего Рима, было сохранено церковью, у которой было три направления деятельности: 1. монашеское движение; 2. рост влияния папства; 3. обращение варваров из язычества в христианство.
Монашеское движение зародилось одновременно в Египте и Сирии примерно в начале 4 века в форме отшельников-одиночек и монастырей. Первый отшельник — Святой Антоний (270 г.). Пахомий (315 г.) основал первый монастырь. Большинство монахов ничего не читали и не трудились. Большую роль в монашеском движении сыграл Святой Бенедикт, основатель Бенедиктинского ордена. Он не требовал строгого аскетизма. Григорий Великий родился в Риме около 540 года в богатой знатной семье. Был префектом Рима. Раздал богатство на основание монастырей. Не питал симпатий к светскому знанию.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/