Реферат по предмету "Философия"


Ответы по философии 4

--PAGE_BREAK--
6.         Основные черты и направления философии эпохи Возрождения.

Начиная с 15 века в европейских странах происходят крупные социально-экономические сдвиги. Появлялись мануфактуры, которые требовали рынков сырья и сбыта. Совершаются множество открытий, которые сильно повлияли на жизнь Европы. Все более осознается мысль, что не божья благодать, а человеческий разум, знания, воля способны сделать человека счастливым. Человек рассматривается как воплощение Бога и культура этого периода (как и философия), определяется как культура антропоцентризма. Особенно это выразилось в скульптуре и живописи. Художники видели в человеке божественное совершенство и выражали его в своих работах. Усиленно развивалось естествознание, механика, астрономия, физика. Благодаря трудам Коперника, Дж. Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона и других, создавалось современное естествознание, которое опирается на опыты и наблюдения. Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления: Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс. Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт (“Я мыслю, значит я существую”), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.

Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.
7.                 
Эмпиризм и рационализм в европейской философии XVII в.

Френсис Бэкон (1561-1626) — родоначальник материалистического направления в английской философии. Лорд-канцлер при короле Якове I, Главное философское произведение «Новый органон» (1625) противостоит «Органону» Аристотеля — символу старой схоластической умозрительной науки. Главной задачей науки Ф.Бэкон провозглашает увеличение власти человека над природой в целях совершенствования человеческой жизни. «Знание — сила» — вот в чем заключается пафос науки.
Для успешного осуществления наукой своих функций необходима, по мнению Ф.Бэкона, реформа научного метода: обращение к эмпирическому опыту и достижение истины посредством индукции, в основе которой лежит эксперимент и очищение разума от заблуждений («признаков» или «идолов»). В соответствии с этой концепцией наука должна осуществлять практические цели по изучению законов природы, свойств явлений и вещей через опыт, эксперимент. Существуют два вида опытов: плодоносные и светоносные. Первые приносят непосредственную пользу, т.е. носят прикладной характер, вторые связаны с теоретическими исследованиями. Совершенно необоснованными считаются суждения и понятия схоластики, опирающиеся на силлогистическую логику Аристотеля. Ф.Бэкон предлагает совершенно иной путь формирования общих понятий — индукцию, т.е. движение мысли от частного к общему: на основе отдельных опытных данных в результате систематизации достигается истина в форме общего вывода. Заблуждения разума проистекают из особенностей человеческого познания, языка, мышления и подразделяются: на «идолы» рода — заблуждения, проистекающие из несовершенства органов чувств вообще, «идолы» рынка — из неправильного употребления слов и понятий, «идолов» театра — из некритического следования авторитетам. Истинный метод исследования, заключающийся в умственной переработке материала опытного, представленного экспериментом, Ф.Бэкон образно сравнивал с деятельностью пчелы, перерабатывающей нектар в мед.
В «Новой Атлантиде» рассматривается утопический прообраз «технократического общества» — концепции, получившей широкое распространение в XX веке

Рене Декарт (1596-1650) — французский философ, математик, физик, физиолог, представитель классического рационализма. Выдвинул ряд основополагающих идей в области аналитической геометрии, сформулировал понятие переменной величины и функции, алгебраические обозначения, рассматривал причины движения небесных тел, впервые ввел понятие о рефлексе (психология) – это далеко не полный перечень научных интересов ученого. Ставил задачу создания научного метода познания, противостоящего схоластике. В своей работе «Рассуждение о методе...» выступил с требованием пересмотра всей прежней традиции научного исследования. Но в отличие от Ф.Бэкона, который обращался к опыту, эксперименту, Р.Декарт аппелировал к разуму, самосознанию.
В основе философии Картезия дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции, которые сотворены богом и поддерживаются его могуществом. Механистическая черта его мировоззрения проявляется в утверждении рассмотрения мира как совокупности различных механизмов — «растение такой же механизм, как и часы».
Главным средством достижения достоверных знаний считал интуицию и дедукцию. Под интуицией понималась способность формулировать исходные теоретические положения, не требующие доказательств, по типу математических аксиом. Эти положения и являются «опорными» пунктами процесса познания, опираясь на которые разум методом дедукции, т.е. от общего к частному, приходит к постижению истины. Возможность познания, таким образом, заключена в существовании «врожденных идей», т.е. задатков интеллекта к формированию в определенных условиях аксиоматических положений. Декарт разрабатывает правила, которые обеспечивают достижение истины:— за истинными считать такие положения, которые не вызывают ни малейших сомнений;— расчленять сложную проблему на части, частные проблемы;— методически переходить от доказанного к недоказанному;— не допускать никаких пропусков в логической цепи исследования. Картезий исходил из стремления построить единую систему научных знаний в противоположность существующему собранию случайных истин. В основе такой системы должно находится наиболее достоверное и очевидное положение.
Методологической установкой для определения этого положения выступает радикальное сомнение в истинности всего существующего мира. Но сомнение — это акт мышления, который является достоверным и сам по себе не подлежит сомнению. Поэтому Декарт утверждает, что безусловное основоположение всего знания и мира заключено в непосредственной достоверности сознания — «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). «Естественный свет» разума выявляет достоверное существование высшего разума — бога: из «бог мыслим (мною)» вытекает «бог есть». Бог и является высшим гарантом достоверности знания и мира, безграничных возможностей человеческого разума
8.                 
Основные идеи философии эпохи Просвещения.

18 в. вошел в историю как век Просвещения. Считалось, что знания – это подлинная духовная ценность, которая способна помочь человеку решить его жизненные проблемы. Вера в безграничные возможности разума стала основным мотивом этой эпохи. Наиболее ярко эта идея нашла выражение в творчестве французских просветителей: Вольтера, Гельвеций, Ж.Ж. Руссо, Р. Дидро и др. В своих философских воззрениях они опирались на Ньютоновское понимание мира, поэтому их нередко называют механическим материализмом – окружающий мир существует сам по себе, он представляет собой разнообразные вещественные тела – материю, которая полностью подчиняется механическим законам взаимодействия. Механика абсолютировалась, считалась универсальной наукой, способной объяснить ход всех явлений в природе. Наука выступала единственной духовной силой, а всякое другое знание, особенно религия, рассматривалось как ложное. Вольтеру принадлежит фраза “Религия – опиум для народа”.

Обращаясь к социальной действительности, развивая идеи рационального антропоцентризма, французские мыслители сделали шаг вперед в понимании сущности человека.

Французские мыслители замечают, что духовное содержание человека не столь автономно, как это утверждали предыдущие мыслители. Оно зависит от воспитания, образования, т.е от той социальной среды, в которой живет индивид. Чтобы улучшить духовную жизнь людей, нужно изменить условия их жизни, что можно сделать, если во главе государства станет просвещенный монарх. Они считали, что любое социальное явление зависит от воли, желаний и намерений человека власти. Что касается философии, то развивая идеи рационального антропоцентризма, они вплотную подошли к проблеме социальной детерминации личности, а в связи с этим и к проблеме осмысления общества как целого.

Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями:

— деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;

— теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), который вошел в историю философии как:— блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений; — защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции. На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо (1712–1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755): — один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества; — развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Во Франции работала группа философов — передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.
9.                 
Априоризм и агностицизм И. Канта. Этика в философии Канта.

В первый период своего творчества в знаменитой космогонической гипотезе Кант обосновывал диалектический взгляд на Вселенную, а в критический период разрабатывал принципы теоретического и практического познания, исследуя разум как высшую познавательную способность («Критика чистого разума»). Основываясь на априористском подходе к истине, он распространил его не только на интеллект, но и на чувственность, заключая, что у познания есть два источника: эмпирический и априорный, соответствующие двум основным стволам человеческого познания: чувственному и рациональному (интеллектуальному). Одной из важнейших задач философии Кант считал понимание сущности нравственности (наличия «доброй воли»), морального закона внутри человека. Этика Канта-это этика долга («Критика практического разума», «Метафизика нравов»). Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода:

— «докритический» — до начала 70-х гг. XVIII в., в этот период мыслитель обращался к философским проблемам естествознания, он предложил мысль о развитии мира, о том, что наша планета ранее имела совершенно иной облик, нежели сейчас;

— «критический» — это период, когда Кант сделал предметом своего пристального и критического исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности.

Кант утверждал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ.

Согласно Канту, критический анализ структуры познавательного опыта человека может привести к выводу о том, что объективная реальность как совершенно не зависимое от наших чувств и разума бытие является принципиально недоступным, непознаваемым для нас.

Иммануил Кант под метафизикой подразумевал любые суждения, которые не основываются на чувственных данных. Но наряду с гносеологическим объяснением он допускал и ее онтологическую интерпретацию как сверхчувственной реальности и оценивал ее как первичную, которая определяет мир чувственных явлений (именуемых феноменами, а метафизические явления именуются ноуменами): это ноуменальная реальность, которая аффицирует нашу чувственность, т. е. воздействует на нее, но остается непостижимой для чувств и для ума.

Смысл кантовского агностицизма, как принято считать, состоит в том, что чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. И как бы мы ни старались проникнуть вглубь явлений, наше знание все равно будет отличаться от вещей, каковы они суть сами по себе.

Кант как философ: — поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта; — признал, что действительность всегда выходит за пределы любого знания: она в этом смысле «хитрее» всяких теорий и бесконечно богаче их; — констатировал, что мир познается всегда только в формах его данности человеку.

По мнению Канта, в процессе познания участвуют:— чувственный опыт;— рассуждающее мышление (структуру которого составляют категории).

Основной функцией своих категорий Кант считал синтетическую, потому что в процессе познания осуществляется синтез (объединение) разрозненных чувственных впечатлений в устойчивые комплексы, становящиеся предметом нашего суждения.

В центре внимания онтологии Канта находится бытие-процесс, истолковывающийся как жизнь. По мнению мыслителя, жизнь — это не абстрактное понятие, а бытие определенного индивида.
10.       Философская система и диалектический метод Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) глубоко и всесторонне переработал идеи своих предшественников и создал целостную систему идеалистической диалектики. В отличие от Шеллинга, широка использовавшего в своей философской системе элементы иррационализма, диалектика Гегеля носит ярко выраженный рационалистический характер, задумана как наука, основанная на логике, определенной системе понятий, разуме. Альфой и омегой гегелевской философии, ее общим пафосом является провозглашение разумности мира, его рациональности: «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество бытия и мышления — главный системообразующий принцип в философии Гегеля, который последовательно развивается, конкретизируется при рассмотрении логики, природы, мышления (духа).
В качестве первоосновы мира выступает «Абсолют» (синонимы: «мировой разум», «мировой дух», «абсолютная идея») — некая без личностная, вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания. Она внутренне (имманентно) присуща бесконечным проявлениям материального и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность и обуславливает все более полное проявление их тождества в процессе развития. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей. Развитие понимается как процесс самопознания абсолютной идеи самой себя. Если отождествить «Абсолют» со всеобщей закономерностью, гармонией мира, то развитие означает рост самопознания природы, реализуемого через мышление человека — высшей ступени развития.
Самая общая схема мирового движения заключается в том, что абсолютная идея в результате саморазвития отчуждает себя в природу, а затем, воплощаясь в человеке. его мышлении, осознает себя, обретает волю и другие личностные качества. Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Гегелем в его основных трудах; «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа».
В «Науке логики» описывается логическое развитие идеи как восхождение к все более конкретным категориям: бытие, ничто, становление, качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей. В «Философии природы», соответственно, в механике, физике, физиологии рассматривается инобытие абсолютной идеи. И, наконец, в «Философии духа» прослеживается возвращение «Абсолюта» к себе в формах психической деятельности индивида: субъективного духа (антропология, феноменология, психология), объективного духа (право, мораль, нравственность, государство), абсолютного духа (искусство, религия, философия — высшие формы самосознания духа).

Внутренним источником развития всего сущего, понимаемого как восхождение от абстрактного к конкретному, является противоречие. Основателем первой целостной теории противоречия является Гераклит. Смысл диалектического противоречия был впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета. Противоречие пронизывает всю философию Гегеля. Любой предмет, понятие, явление, реализуя себя, тем самым исчерпывают себя и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию.

Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики.
11. Марксистская философия: предпосылки возникновения, представители, основные идеи.

В середине 19 века возникла принципиально новый подход в понимании социальной действительности. Он был связан с творчеством К. Маркса и его последователя Ф. Энгельса. С именем Маркса связана целостная социально-экономическая и политическая теория, получившая название Марксизма. Его составляющими частями являются философия, политическая экономия и научный социализм. Он критически подошел к философии Гегеля и выдвинул в качестве основополагающих трудовые отношения. Труд является абсолютным условием существования человека, поскольку благодаря труду появляются необходимые человеку блага. Прежде чем заниматься культурой, философией, религией, человек должен иметь пищу, кров, одежду… Эти материальные условия существования человека создаются вследствие совместной трудовой деятельности.

Философия Маркса – это философия диалектического материализма, где в понимании общества главным становится материальное производство. По Марксу трудовая деятельность людей предполагает общественное разделение труда, что приводит к определенным формам обмена и распределения продуктов труда.

Материальное производство состоит из производящей силы, т.е таких отношений людей к природе, благодаря которым меняется материальная природа, становится адекватной человеческой потребности. Производственные отношения – это совокупность, определяющая структуру общества в целом.

Т.о в рамках Марксистской философии проблема человека ставится иначе, чем в предшествующие периоды. Личностное начало человека предстает как единство разума и трудовой деятельности. Марксизм оказал огромное идейное влияние на развитие духовной жизни 20 столетия. Принято выделять след этапы его развития:

40 — 90 годы 19 столетия – период творчества Маркса и Энгельса

90 – 20 годы 19-20 века – период, когда марксизм становится идеологией рабочего и социал-демократического движений: Плеханов, Ленин, Бернштейн, Каутский, Лафарг

30-80 годы 20 века – когда марксизм становится идеологией тоталитарных государств. Здесь он утрачивает свое первоначальное содержание.
12.                           
Русская философия: характерные черты и этапы развития.

Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:

— процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

— секуляризация общественной жизни.

В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были: Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества. Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм. После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии. Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев(1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории. Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: — славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.); — западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России. Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем. Характерные черты:— антропоцентризм;— гуманизм;— религиозный характер;— возникновение русского космизма (мистического, теологического).



13. 
Основные черты и направления современной западной философии.

Основные модели философского мышления в XX в.:— позитивизм;— марксизм;

— неотомизм;— экзистенциализм и др. Эти модели рассматривают проблемы, имеющие общечеловеческую ценность:— роль философского и научного познания;— человек и его жизнедеятельность;— взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного;— свобода и необходимость, необходимость и случайность, свобода и ответственность и т. д. Позитивизм. Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце XIX — начале XX вв. Его основные представители:— немецкий физик Э. Мах;—  французский математик, физик и философПуанкаре;— английский математик и философ Пирсон. Этот позитивизм являлся философией реализма и утверждал, что любое научное знание (физическое, астрономическое, биологическое и т. п.) есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.Эта форма позитивизма получила название махизма. В философии махизма преобладают субъективно-идеалистические идеи. Третья историческая форма позитивизма появляется в 20-е гг. XX в. Ее родоначальником стал Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета. Эта форма позитивизма получила название логического позитивизма. Логический позитивизм развивается как аналитическая философия, которая, в свою очередь, разрабатывается в двух направлениях:— логического анализа философии с применением аппарата современной математической логики;— лингвистической философии, отвергающей логику как основной метод исследования и занимающейся исследованием типов выражений обыденного языка, в том числе когда он употребляется для разработки философских понятий. Марксизм. Марксистская философия выступает как учение о человеке и мире, обращается к прошлому, настоящему и будущему. Основная идея марксистской философии состоит не в конструировании какой-либо системы, а в тех законах развития общества, которые впервые в истории человечества открыл К. Маркс. Неотомизм. Неотомизм возник в конце XIX в. и имел широкое распространение в XX в. как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь. Основу неотомизма положила философия средневекового схоласта Фомы Аквинского. Неотомизм занимается:— философским обоснованием бытия Бога;— доказательством различных религиозных догм;— рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала;— толкованием естественно-научных теорий и социальной практики.Наиболее яркими представителями неотомизма являются Жак Маритен. Экзистенциализм— философия существования. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма — помочь человеку и человечеству.    продолжение
--PAGE_BREAK--
14.         Бытие как философская категория. Основные типы и формы бытия.

Онтология (ontologie; от греч. on — сущее и logos — учение) — наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология — это метафизика бытия. Метафизика — научное знание о сверхчувственных началах и принципах бытия.

Бытие — предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения. Бытие — это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым.

Термин «онтология» появился в XVII в. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование. Онтология этого времени признает примат возможного, которое мыслится как первичное по отношению к существованию, тогда как существование является лишь дополнением к сущности как возможности. Основные модусы бытия: — бытие как субстанция (истинное бытие — исходное начало, фундаментальная первооснова вещей, которая не возникает, не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира; все возникает из этой первоосновы, а после разрушения вновь возвращается в нее. Сама эта первооснова существует вечно, изменяясь как всеобщий субстрат, т. е. носитель свойств, или материя, из которой построен весь слышимый, видимый, осязаемый мир переходящих вещей); — бытие как логос (истинное бытие имеет своими признаками вечность и неизменность, оно должно существовать всегда или никогда; в этом случае бытие не субстрат, а полностью очищенный от случайностей и непостоянства универсально разумный порядок, логос); — бытие как эйдос (истинное бытие делится на две части — универсально-всеобщие идеи — эйдосы и материальные копии, соответствующие идеям). Основные формы бытия: — бытие вещей «первой природы» и «второй природы» — отдельные предметы материальной действительности, имеющие устойчивость существования; под природой подразумевается совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм, природа в таком смысле выступает как условие существования человека и общества. Следует выделять естественную природу и созданную человеком, т. е. «вторую природу» — сложную систему, которая состоит из множества механизмов, машин, заводов, фабрик, городов и т. п.; — духовный мир человека — единство в человеке социального и биологического, духовного (идеального) и материального. Чувственно-духовный мир человека связан непосредственно с его материальным бытием. Духовное принято подразделять на индивидуализированное (сознание индивида) и в неиндивидуализированное (общественное сознание). Онтология дает представление о богатстве мира, но рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосуществующие. При этом признается единство мира, но не выявляется сущность, основа этого единства. Такой порядок вещей привел философию к выработке таких категорий, как материя и субстанция.
15.       Сущность материи и её атрибутивные свойства.
М. охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. М. не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем. М. несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, к-рое на определенных этапах, при наличии благоприятных условий, приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Сознание выступает как высшая форма отражения, присущего М. Субстанциальность, всеобщность и абсолютность М. характеризует материальное единство мира. В мире нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием М., ее свойством или формой движения, продуктом ее исторического развития. Признание материального единства мира является исходным принципом философского материализма в противоположность всем идеалистическим концепциям, в к-рых в качестве субстанции всех явлений в мире принимается божественная воля, “абсолютная идея”, дух, энергия (Энергетизм) и т. п. М. нельзя сводить к определенным ее конкретным формам, напр. к веществу или атомам, т. к. существуют невещественные виды М.— электромагнитные и гравитационные поля, нейтрино различных типов, обладающие весьма сложной структурой. М. неисчерпаема, и ее познание потенциально не ограничено. Вместе с тем М. всегда обладает упорядоченной системной организацией и неотделима от различных свойств и форм движения. С т. зр. современной науки основные формы М.— это: 1) системы неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, космические системы различных порядков); 2) биологические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека); 3) социально организованные системы (человек, об-во). Но М. не сводится только к этим формам, так как в бесконечном мире существуют и качественно иные виды М. как объективной реальности, напр. кварки или другие возможные микрообъекты в структуре “элементарных” частиц. Философское понимание М. как объективной реальности конкретизируется естественнонаучными теориями о строении и законах движения М., раскрывающими структуру объективной реальности. Но было бы неправильно отождествлять философскую категорию М. с конкретными физическими или химическими представлениями о М., т. к. последние имеют локальный характер и не охватывают всего бесконечного многообразия реально существующих видов М. Точно так же ошибочно отождествлять М. с к.-л. ее конкретным свойством, напр.с массой, энергией, пространством и т. п., т. к. М. обладает неисчерпаемым многообразием различных свойств. Понятие М. детально раскрывается во всем содержании диалектического и исторического материализма, в его учении о ее всеобщих свойствах и законах развития (Формы движения материи. Бесконечное и конечное. Вселенная, Субстанция, Единство и многообразие мира).
16.       Диалектика: законы и категории.

Диалектика — это искусство вести беседу, умение правильно аргументировать свои мысли. Идея логики раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики.

В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.

Объективной диалектикой называется диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективной диалектикой называется диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме.

Главные законы диалектики:— закон перехода количества в качество и обратно;— закон взаимного проникновения противоположностей;— закон отрицания отрицания. Принципы диалектики:— принцип развития через противоречия;— принцип всеобщей взаимной связи. Категории (неосновные законы) диалектики:— сущность и явление;— единичное, особенное, всеобщее;— форма и содержание;— причина и следствие;— необходимость и случайность;— возможность и действительность.

Конечно, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга. Главные законы диалектики, с одной стороны, характеризуют процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития. Таким образом, противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные — как форма этого процесса. Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития: — первое представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого; — второе представляет развитие в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то.
17.       Возникновение и сущность сознания.

Сознание — символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.

Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.

В истории философии первым был термин душа. Через некоторое время философский анализ привел к необходимости наряду с понятием «души» как особой части человека выделить понятие «ум» как составляющую внеиндивидуальной, надындивидуальной, но духовной составляющей мира.

Понятие «ум» также применялось и для характеристики части индивидуального сознания, определяющейся как часть мыслящая, в отличие от части чувствующей, а также в противоположность эмоциям и воле.

Господство в прошлом религиозной идеологии имело печальные последствия для развития философии. Отразилось оно и на исследованиях души, духовной деятельности человека. Сознание в развитом виде выступает как уникальное свойство человека, и религия (любая мировая религия) не могла не обратить на это внимание и представила сознание, душу человека как дар божий, благодаря которому человек оказался сопричастен Богу. И именно традиционное использование слова «душа» в религиозном смысле заставило отказаться от этого слова в науке и употреблять слово «сознание».

Сознание — это одна из черт человека, определяющая его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус. Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру: — познание (одной из форм существования сознания является знание);

— практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека; — ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Сознание многофункционально:— оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство;— оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним;— оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей;— оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир;— оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека. В жизни возникли и развились по меньшей мере две сферы духовной жизни, где элементы вымысла оказались преобладающими:— религия;— искусство.

Сознание, с одной стороны, может создать возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно может допустить уход в мир искусства, в мир религии, в мир фантазии.
18.       Отражение как всеобщее свойство материи. Понятие идеального.

Отражение, всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету. "… Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения..." (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 издание, том 18, страница 91). Любое О. несёт в себе информацию об объекте О. Способность к О., а также характер её проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах О. выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. Взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение, которое выступает в виде простой механической деформации (например, отпечаток тела на песке), сокращения или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры (например, термометр), О. света, изменения электромагнитных волн (например, фотография), О. звуковых волн (например, эхо), химических изменений (например, цвет лакмусовой бумаги), физиологических процессов (например, сужение зрачка при ярком свете и т. д.). Создание электронно-вычислительных машин, способных распознавать образы, различать вещи, осуществлять формально-логические операции, вырабатывать условные рефлексы, т. е. отражать отношения вещей и ориентироваться в мире, подтверждает идею об О. как всеобщем свойстве материи.

Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость — О. воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Раздражимость — допсихическая форма О., выступающая как средство регулирования приспособительного поведения. Дальнейший этап в развитии О. связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства — чувствительности. О. человеком действительности отличается от О. её животными как способом, так и предметом О., стремлением человека не только удовлетворить свои естественные потребности, но и понять объективные связи вещей сами по себе. Для О., свойственного человеку, характерно то, что оно есть нечто идеальное. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия. Идеальное, 1) нечто существующее не в действительности, а только в сознании; способ бытия предмета, отражённого в сознании; в этом плане И. обычно противопоставляется реальному; 2) результат процесса идеализации — абстрактный объект, который не может быть дан в опыте, например идеальный газ, точка, абсолютно чёрное тело; 3) нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Многообразные концепции И. тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму. Идеализм трактует И. как самодовлеющее начало, которое находится вне материального мира, и не может быть выведено из материи и объяснено с её помощью. В различных системах идеалистического мировоззрения И. истолковывается в виде изначальных нематериальных сущностей — «идей» как прообразов всех вещей (объективный идеализм платоновского типа), в виде деятельности абсолютного духа или мирового разума (объективный идеализм гегелевского типа), в виде особой субстанции наряду с материальной (дуализм картезианского типа), в виде непосредственных данностей индивидуального сознания, превращенных в нечто первичное и исходное (субъективный идеализм), в виде особого мира ценностей и значений (современный критический реализм и феноменология).
19.       Проблема бессознательного и его роль в жизни человека.

Представления о неосознаваемой психике появились еще в античной философии. Уже Демокрит проводит различие между душой, состоящей из мокрых и малоподвижных атомов, и душой, состоящей из огненных и подвижных атомов. Огненная душа соответствует разуму, ясному сознанию, влажная душа — тому, что мы сейчас назвали бы бессознательным. Бессознательное характеризует психические явления, состояния, и действия, не проходящие через сознание и не подвластные контролю разума. Роль бессознательного значительна. Инстинкты, неосознанные влечения, аффекты, гипнотические состояния, сновидения, интуиция – сфера бессознательного широка. Бессознательное облегчает работу мозга, разгружает го от постоянного напряжения. Чел не мог бы результативно думать и действовать, если бы он вынужден был контролировать каждый психический процесс. Первая развернутая теоретическая концепция бессознательного была создана в начале XX в. З. Фрейдом… он рассматривал проблему бессознательного через призму психоанализа. Он изучал подсознательные состояния психики путём расшифровки того, как они проявляются в фантазиях, символах, сновидениях, невротич.сост и действиях.  Бессознательное— вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю. Граница между сознательным и бессознательным размыта, существуют такие психические явления, которые мигрируют из сферы сознания в бессознательное и наоборот. З. Фрейд предложил собственную модель субъективности, в которой представлены как сознательная, так и бессознательная сферы. Структура субъективной реальности выглядит следующим образом: "Оно" или «Id» — глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения; находится за пределами сознания, и вкл прошлый опыт, различного рода импульсивные влечения и страсти, неосознанные эмоции.; «Я» или «Ego» - сознательная сфера, посредник между бессознательным и внешним миром, в сознательной сфере действует принцип реальности; "Сверх — Я" или «Super — Ego» — установки общества и культуры, моральная цензура, совесть. Фрейд выделил роль инстинктов, бессознательных влечений. Идей фрейда получили дальнейшее развитие в творчестве к. юнга. В отличие от фрейда, относящего бессознательное только к индивидуальному, юнг пишет о коллективном, разновидности которого – архетипы. Колл.бесс. по юнгу – отражение опыта прежних поколений, сохранившихся в глубинных структурах мозга. Стержнем коллективного бессознательного явл личность или «самость». Наибольшую опасность для индивидуального и социального бытия чела составляет, с одной стороны, растворение личностного начала в стихии коллективного бессоз(что происходит, в частности, в восточных мистических культах). С др стороны – подавление коллективного бессознательного индивидуальным разумом( развитие европейской науки, практики, где властвует ,, я,,.
20.       Человек, индивид, индивидуальность, личность.

Понятие « человек»- H.S. обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека , на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как  индивид , индивидуальность ,  личность . Индивид  (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый  человек , представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность». Индивидуальность  — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей  человека , отличающих его от других  людей . Если  индивидом   человек  является по факту своего рождения, то  индивидуальность  складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности. Личность  — это целостность социальных свойств  человека , продукт общественного развития и включения  индивида  в систему социальных отношений.  Личность  формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение  индивидом  ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования  личности  выступают общественные отношения. Включенность  индивида  в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими  людьми  — необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции  индивида, он превращался в ферального  человека  (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные  люди  в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с  людьми , боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные  люди  быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность  индивида  в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать  человеком.
21.       Смысл жизни как философская проблема.

Смысл жизни— только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальна только там, где ставится вопрос о целом, целостности жизни, о взаимосвязи ее начала и конца и потому — о том, что после жизни. Как проблема, смысл жизни существует лишь для того, кто задался целью понять до конца свое поведение, свою траекторию жизни. Человек — субъект жизни, а значит и ее смысла. В смысле жизни концентрированно выражается сам человек, полнота его бытия. В зависимости от того, чему отдается предпочтение, что акцентируется в этой оппозиции, понимается и определяется смысл жизни. Гедонистический смысл жизни. Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому гедонистическим (гр. hedone— наслаждение). Для умножения удовольствий хороши все средства. удовольствие является критерием добра и зла. Можно манипулировать всем и вся, лишь бы это приносило наслаждение. Богатство, власть, слава и т.п. — все подчинено наслаждению, его достижению и продлению. Наслаждение, удовольствие — главный мотив всех человеческих поступков и деяний. Смысложизненная доктрина киренаиков по-своему преломилась в учении Эпикура. Как и Аристипп, Эпикур считал наслаждение единственным благом, началом и концом счастливой жизни. Благоразумие, только намеченное в школе киренаиков, получает у Эпикура дальнейшее развитие. В благоразумии древнегреческий мыслитель видел корень всех других добродетелей. Нельзя жить приятно, не живя разумно, пренебрегая рассудительным самообладанием. Можно, полагал Эпикур, пойти и на страдание, если только за ним последует еще большее удовольствие. Высшей формой счастья, идеалом жизни, по Эпикуру, является атараксия — блаженное состояние свободы от телесных страданий и душевных тревог, от болезней тела и страхов (перед смертью и вообще всем непонятным) души.
          Гедонистическая концепция смысла жизниимеет много недостатков. 1.  многие удовольствия ведут к отрицательным последствиям, причиняют в конечном счете страдания. 2 многие удовольствия несовместимы друг с другом, т.е. гедонизм как концепция внутренне противоречив. 3 ориентация на поиск одних удовольствий в жизни делает человека рабом как этих удовольствий, так и, тех обстоятельств, вещей и людей, от которых они зависят. 4., в жизни полно малоприятных вещей, рутинной, грязной работы.
 Смиренно-стоический смысл жизни. Смысл жизни, если вести ее «по разуму», в соответствии с каким-то долгом, может приобретать различные формы. Смирение — одна из них. Смирение -  покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. стойкость перед лицом неизбежности, неотвратимости, неизбывности. Своеобразным выражением смысложизненной установки на смирение была греко-римская философская школа стоицизма. — жизнь подчинена судьбе, что все происходящее не может не происходить так, как оно происходит. Логос — всеобщая и разумная закономерность, лежит в основе всего существующего. Понятие неизбежного носило у стоиков «безразличный» характер. Принятие неизбежного в стоицизме носит сдержанно-мужественный характер. Подчиняясь судьбе, стоик стремится сохранить внутреннюю свободу. Стоик внутренне готов и к альтернативному развитию событий, к другому миропорядку — просто нет выбора. Фаталист, напротив, не допускает его даже в принципе. Фатализм, в свете сказанного, можно считать крайней, экстремальной формой выражения смысложизненного смирения человека. Стоицизм — это очень суровое, т.е. строгое и серьезное, существование, способность сохранять человеческое лицо даже в условиях нечеловеческого существования. Категорически — императивный смысл жизни. в философии Канта.- Цель или смысл жизни, — жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Закон категорическ. Императив.,: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Нравственно — это когда то, что делаю лично я, могли бы делать, повторить за мной миллионы других, вообще все люди, и жизнь при этом не только не расстроилась бы, а, наоборот, сделалась бы более человечной. Кантовский категорический императив имеет другую формулировку: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Речь идет, о важности и необходимости видеть в каждом отдельном человеке представителя рода человеческого, признавать в человеке именно человека и не использовать его поэтому в качестве средства или условия решения каких-то узкопрагматических задач, достижения определенно эгоистических целей. Рассматривать того или иного индивида в качестве человека — значит, уважать в нем его человеческое достоинство. Религиозный смысл жизни. религиозное понимание смысла жизни — оно специфично. Доминирует в нем вера, т.е. то, что разуму противостоит. Религия, как принято считать, удовлетворяет бытийные потребности души, сердца человека, а потом уже, возможно, и разума. В этом смысле религия коренится в каких-то очень фундаментальных эмоциях и чувствах человека. Религиозный смысл жизни заключается в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний, прежде всего заповедей любви и непротивления злу насилием, в приготовлении к достойному переходу в вечность, т.е. к жизни иной, на том свете. Как нетрудно понять, сама по себе земная жизнь человека в религиозной ее интерпретации лишена всякого смысла, всякой ценности и цели. Смысл в человеческую жизнь вносит лишь перспектива потустороннего мира, личного бессмертия и загробного воздаяния. Земная жизнь дана человеку в качестве испытания, для страданий, которые, по христианскому вероучению, очищают и закаляют душу, укрепляют веру в Бога. Цель жизни, можно сказать, — в спасении души. Религиозный смысл жизни по-своему примиряет человека с грозным роком — смертью.  Дает человеку утешение в его жизненных страданиях, лишениях и невзгодах. Более того, он обещает вознаграждение за все это в будущей жизни, обнаруживает известное уничижение человека, обидную недооценку его реальных сил и возможностей — как в отрицательном, так и в положительном плане. Действенно-гуманистический смысл жизни. Данный смысл раскрывается через актуализацию и предметную реализацию внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы. Он придает ценность самовыражению или самоутверждению личности, всестороннему и гармоничному развитию всех ее сущностных сил, внутренних задатков и талантов, чувств и разума. Одновременно это и самопознание, ответ на вопрос, что может,на что способен тот или иной человек. Движение здесь от богатства возможностей к богатству действительности.
          Поскольку самореализация, составляет одну из базовых потребностей человека, то можно утверждать что смысл жизни имплицируетсясамой природой человека, по сути вытекает из нее. Действенно-гуманистический смысл жизни выигрышно отличается от других его вариантов или форм своей целостностью, своим динамизмом и оптимизмом.
          Действенно-гуманистический смысл жизни позволяет понять, что никакого такого смысла в (у) жизни самой по себе нет. Вообще говоря, его можно было бы искать (находить, открывать) только в одном случае — если бы прежде он кем-то или чем-то был туда, в эту жизнь, вложен. смысл вносится в жизнь самим человеком. Это — его основной, или бытийный, выбор, главная цель, которую он определяет для себя, своей жизни. Она как нравственный закон определяет его линию поведения, его образ жизни. Смысл жизни живет постоянным осмыслением, рефлексией над тем, как и чем мы живем. Главная цель жизни всегда впереди, во всяком случае пока мы живем, живы. В то же время она постоянно реализуется в настоящем и уходит в прошлое. Важно, определившись со смыслом жизни, следовать ему во всем своем повседневном существовании, в сотнях и тысячах мелких дел.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технические средства обработки информации
Реферат Оптимизация налогообложения предприятий малого бизнеса
Реферат Особенности гармонического языка С.С. Прокофьева
Реферат Приближенный метод решения интегралов. Метод прямоугольников правых, средних, левых
Реферат Игры в изучении экономики
Реферат Денежно-кредитное регулирование в условиях рыночной экономики 2
Реферат Маркетингове дослідження підприємства громадського харчування (на прикладі ООО "Кафе Молодіжне")
Реферат Проблема человеческого существования в аспектефилософско-профетического теизма Н. А. Бердяева
Реферат Разработка маркетингового плана автостоянки
Реферат Of Mice And Men Loneliness Essay Research
Реферат Контрольно-надзорные функции Банка России
Реферат Особенности использования песенного и поэтического материала (стихов и рифмовок) как средства повышения эффективности урока английского языка
Реферат Технология сварки металлов
Реферат Методы исследования рыбы
Реферат Творчество М. Горького