Реферат по предмету "Философия"


Основы философского знания

План
Введение
1.Каковы основные черты философского мышления?
1.1Что такое мышление?
1.2Основные формы мышления
2.Сознание и бессознательное. Сознание и язык
2.1Уровни ясности сознания
2.2 Обессознательном
2.3Язык как средство общения и взаимного понимания людей
2.4Магия слова
2.5Единство языка и сознания
2.6 Знаковыесистемы
Заключение
Литература

Введение
Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура вцелом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия)с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи,совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения,пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должныеще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познатьсакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека кБогу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.
Все знания человечества, как бы они ни были многообразныи удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы«растопыренные» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Этоестественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен иобобщающее-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философскиммышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработаннойтончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.
Для человека как разумного существа бесконечно важнеелюбой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что жетакое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл иразумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, каковаприрода добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашиватьне только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа,точнее она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в областифилософского мышления.
Философия дает систему знания о мире как целом. Она незанимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беряих в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания омире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, онравственности и т.п.

1. Каковы основныечерты философского мышления?
1.1 Что такое мышление?
Человек всегда о чем-то думает, даже тогда, когда емукажется, что он ни о чем не думает. Бездумное состояние, как утверждаютпсихологи, есть состояние в сущности своей максимально расслабленного, но всеже думания, хотя бы о том, чтобы ни о чем не думать. От чувственного познания,от установления фактов, диалектический путь познания ведет к логическомумышлению. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенноеотражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Творческое мышлениенаправлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление– это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение.Пытливость – существенный признак мыслящего человека. Переход от ощущения кмысли имеет свое объективное основание в раздвоении объекта познания навнутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее. Ведьпостроить здание научного и философского знания из одних чувственных ощущений ипредставлений и их комбинации, как это пытается сделать сенсуализм, нет никакойвозможности: все чувственные восприятия, несмотря на их красочность и жизненнуюсочность, крайне бедны содержанием: они не проникают в суть дела.
Общее в вещах – это, прежде всего закон, существенныесвойства и отношения, а они не существуют внешним образом как отдельныйпредмет, они не воспринимаемы непосредственно. Внешние стороны вещей, явленияотражаются прежде всего и главным образом с помощью живого созерцания,эмпирического познания, а сущность, общее в вещах – с помощью понятий, логическогомышления. В мышлении, в понятиях уже отсутствует непосредственная связь свещами. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать.
Специальное устройство наших органов чувств и ихнебольшое число потому и не ставят абсолютной границы нашему познанию, что кним присоединяется деятельность теоретического мышления. Наша мысль,преодолевая видимость явлений, их внешнее обличье, проникает в глубь объекта, вего суть. Исходя из данных чувственного и эмпирического опыта, мышление можетактивно соотносить показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями вголове данного индивида, более того, со всем совокупным опытом, знаниямичеловечества, и в той мере, в какой они стали достоянием данного человека, ирешать практические и теоретические проблемы, проникая через явления в сущностьвсе более и более глубокого порядка.
Логическое – это значит подчиненное правилам, принципам изаконам, по которым мысль движется к истине, от одной истины к другой, болееглубокой. Правила, законы мышления составляют содержание логики как науки. Этиправила и законы не есть нечто имманентно присущее самому мышлению. Логическиезаконы – это обобщенное отражение объективных отношений вещей на основепрактики. Степень совершенства человеческого мышления определяется меройсоответствия его содержания содержанию объективной реальности. Наш разумдисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действийи всей системой духовной культуры. Реальный процесс мышления разворачивается нетолько в голове отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры.Логичность мысли при достоверности исходных положений является в известной мерегарантией не только ее правильности, но и истинности. В этом заключена великаяпознавательная сила логического мышления.
Первый существенный признак мышления заключается в том,что оно есть процесс опосредованного познания предметов. Это опосредованиеможет быть весьма сложным, многоступенчатым. Мышление опосредуется прежде всегочувственной формой познания, нередко символическим содержанием образов, языком.На основании видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в неведомое, неслышимоеи неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании строится наука.
На чем основывается возможность опосредованного познания?Объективной основой опосредованного процесса познания является наличиеопосредованных связей в мире. Например, причинно-следственные отношения даютвозможность на основании восприятия следствия следить вывод о причине, а наосновании знания причины предвидеть следствие. Опосредованный характер мышлениязаключается также в том, что человек познает действительность не только наоснове своего личного опыта, но и учитывает исторически накопленный опыт всегочеловечества.
В процессе мышления человек в поток своих мыслей вовлекаетнити из полотна общего запаса имеющихся в его голове знаний о самыхразнообразных вещах, из всего накопленного жизнью опыта. И зачастую самыеневероятные сопоставления, аналогии и ассоциации могут привести к решениюважной практической и теоретической проблемы. Теоретики могут с успехомизвлекать научные результаты относительно вещей, которые они, быть может,никогда не видели. Например, на основе одного лишь утонченного аппараталогического мышления А.Эйнштейн вывел закон эквивалентности массы и энергиичисто логически – мелом на доске и карандашом на листе бумаги.
В жизни мыслят не только «теоретики», но и практики.Практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач, тогда кактеоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей. Если теоретическоемышление сосредоточено преимущественно на переходе от ощущения к мысли, идее,теории, то практическое мышление направлено прежде всего на реализацию мысли,идеи, теории в жизнь. Практическое мышление непосредственно включено в практикуи постоянно подвергается ее контролирующему воздействию. Теоретическое мышлениеподвергается практической проверке не в каждом звене, а только в конечныхрезультатах.
Практическое и теоретическое мышление – это единыйпроцесс. Они присутствуют в любом научном исследовании на любой его стадии.Однако в силу различных причин эти типы мышления не всегда совмещаются в одномчеловеке с одинаковой полнотой. История науки знает блестящих экспериментаторови не менее блестящих теоретиков и наоборот. В науке происходит в известнойстепени разделение труда между учеными – экспериментаторы и теоретики. И то идругое требует специфических навыков, образования, системы знаний и того, чтоназывается складом ума.
Мышление является предметом изучения многих наук: теориипознания, логики, психологии, физиологии высшей нервной деятельности, вкакой-то мере эстетики, изучающей художественную форму мышления, а также вопределенной степени общего языкознания, исследующего связь между языком имышлением в их историческом развитии.
Единство теории познания, исследующей общие методыпознания и отношение знания, мышления к объективной реальности, и логическихаспектов мысли с учетом психологии творчества и достижений всего научногопознания нашло свое наиболее полное отражение в общефилософской логике. Логикавыполняет важную роль общей методологии наук. Именно логика представляет собойобщее учение об историческом развитии, самодвижении предмета познания и егоотражении в мышлении, в движении понятий. Как бы человек глубоко, тонко и гибкони мыслил, он мыслит по законам логики, при условии верного хода мысли, ненарушая ни одного ее принципа.
Колоссальная сложность проблем, вставших передсовременной наукой и техникой, потребовала интенсивного развития логики,приведения логического аппарата мышления в соответствие с сильно возросшимитребованиями, особенно кибернетической тех Ники. Эта жизненная потребностьобусловила появление новых направлений в логике – многозначной, вероятностной идругих логических дисциплин; сблизила формальную логику с математикой и вызвалок жизни математическую логику.
Между мышлением и бытием существует единство. Реальнойосновой единства мышления и бытия является общественная практика, в процессекоторой формируются логические формы и законы мышления. Отличие логическихзакономерностей от объективных общих закономерностей развития мира заключаетсяв том, что человек может применять логические закономерности сознательно, тогдакак в природе закономерности развития мира пролагают себе дорогу бессознательно.
Мышление современного человека, достигшее удивительногосовершенства в приемах активного отражения действительности, представляет собойчрезвычайно сложный продукт многовекового развития познавательной деятельностибесчисленных поколений людей. Благодаря кропотливым и упорным усилиям в борьбес природой каждое поколение неустанно вносило свою посильную лепту вграндиозное здание культуры человеческой мысли.
Для того чтобы глубоко и всесторонне понять сущностьчеловеческого мышления, вскрыть его познавательную роль, изучить, каким оноявляется в данный момент, необходимо выяснить, как оно стало таковым. Безподлинно научной разработки истории развития мышления не может быть и егонастоящей теории.
Исторически развитие мышления шло от конкретных, наглядно-образныхформ к отвлеченным, все более абстрактным формам. Познание у каждого человекаидет от живого созерцания к абстрактному мышлению и является воспроизведениемисторического пути развития мышления. Специфические особенности ранних ступенейразвития мышления, отличавшегося конкретностью, наглядностью, получили своевыражение, например, в операциях счета. Первобытный человек не мог осуществлятьсчет «в уме». Прежде чем научиться считать мысленно, люди считали при помощирук, манипулируя с конкретными предметами. Счет «в уме» возможен лишьпосредством оперирования отвлеченными единицами, т.е. при условииабстрагирования количества предметов от самих предметов. Первобытные люди необладали этой способностью; они могли считать лишь непосредственно осязаемые изримые предметы.
Слова и выражения в своем поступательной историческомразвитии как бы обволакивались тем смыслом, который вкладывали в них различныепоколения людей, пользовавшиеся ими. Проследим, например, этимологию слова«понятие». На ранней ступени развития сознания человека оно означало физическоедействие, осуществляемое руками, – схватить, объять. Затем по мере развитияабстракции это слово стало обозначать деятельность ума. Понять – это значитсхватить, уловить умом какие-то реальные отношения между предметами и явлениямидействительности. В настоящее время термин «понятие» выражает уже не только сампроцесс умственной деятельности – понимание, но и результат этого умственногопроцесса – умственный образ, отражающий предметы или явления в их существенныхпризнаках. Человек всегда стремился представить конкретно, наглядно то, чтонедоступно конкретному восприятию. Отсюда выражения: «острая мысль», «пылкоевоображение», «холодный рассудок», «черный замысел», «глубокий ум» и т.д. ит.п.
1.2 Основные формы мышления
Разумное содержание процесса мышления облекается висторически выработанные логические формы. Основными формами, в которыхвозникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения иумозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенныесвойства, связи предметов и явлений. По самому существу своему и, какпоказывает само слово «понятие», – это не есть что-либо состоящее илипребывающее, непосредственно готовое; оно есть не что иное, как самый акт понимания,чистая деятельность мышления. Понятия не только отражают общее, но и расчленяютвещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Кроме того,когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, чтомы понимаем сущность этого объекта. Так, понятие «человек» не только отражаетсущественно общее, то, что свойственно всем людям, но и отличие любого человекаот всего другого, а понимание сущности данного человека предполагает знаниесущности человека вообще, т.е. наличие понятия о том, что такое человек:«Человек – это биосоциальное существо, обладающее разумом, членораздельнойречью и способностью трудиться».
В отличие от ощущения, восприятий и представлений понятиялишены наглядности, или чувственности. Восприятие отражает деревья, а понятие –дерево вообще. Содержание понятия зачастую невозможно себе представить в виденаглядного образа. Человек может представить, например, доброго человека, но онне сможет представить в виде чувственного образа такие понятия и процессы, какдоброта, зло, красота, закон, скорость света, мысль, причина, стоимость и т.п.Аналогичное утверждение справедливо в отношении всех понятий любой науки. Ихобъективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределынаглядности. Понятие схватывает и сохраняет лишь существенное: понятие естьмысленный образ сущности. Вот почему сравнительно немногие понятия обнимаютбесчисленное множество вещей, свойств и отношений. В различные эпохи понятияразличны по своему содержанию. Они различны на разном уровне развития одного итого же человека.
Понятия возникают и существуют в голове человека лишь вопределенной связи, в виде суждений. Мыслить – значит судить о чем-либо,выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета илимежду предметами.
Суждение – это такая форма мысли, в которой посредствомсвязи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. Сужденияимеются там, где мы находим утверждение или отрицание, ложность или истинность,а также нечто предположительное.
Если бы в нашем сознании мелькали только однипредставления, наличествовали сами по себе понятия, и не было бы их логического«сцепления», то не могло быть и процесса мышления. Известно, что жизнь словареальна лишь в речи, в предложении. Подобно этому и понятия «живут» лишь вконтексте суждений. Изолированное понятие – это искусственный «препарат», как,например, клеточка организма, изъятая из своего целого. Мыслить – значит судитьо чем-либо. При этом понятие, которое мы не можем развернуть в суждение, неимеет для нас логического смысла.
Можно сказать, что суждение (или суждения) – эторазвернутое понятие, а само понятие – это свернутое суждение (или суждения). Ивсе споры о том, что выше – понятие или суждение – это схоластическое, а потомубесплодное занятие.
Словесной формой выражения суждения является предложениекак непосредственная, материализованная действительность мысли. Суждения,каковы бы они ни были, всегда представляют собой соединение субъекта спредикатом, т.е. того, о чем что-либо высказывается, и того, что именновысказывается. Поэтому все рассматриваемые в логике виды суждений связаны свозможными модификациями субъекта, предиката и связи между ними.
К тому или иному суждению человек может прийти путемнепосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным путем – спомощью умозаключения.
Мышление не есть просто суждение. В реальном процессемышления понятия и суждения не пребывают особняком. Они как звенья включены вцепь более сложных умственных действий – в рассуждения. Относительнозаконченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся сужденийоно образует новое – вывод. Именно выведение новых суждений являетсяхарактерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которыхвыводится заключение, суть посылки. Умозаключение представляет собой операциюмышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новоесуждение.
В познании, как и в самой реальности, все опосредованно,при этом, разумеется, в разной степени. Умозаключение – более высокий уровеньлогического опосредования, чем суждение, и оно исторически возникло гораздопозже, – так же, впрочем, как и в онтогенезе, знаменуя собой принципиальноновый уровень развития мышления.
Таким образом, умозаключение как логическая операция естьфакт сознания, но его логическая форма не осознается: она укореняется в сференеосознанного, как и языковые структуры, которыми мы оперируем, не ведая как.Вместе с тем и то и другое в мгновение ока может осветиться лучами сознания,если в этом появляется потребность.
Поскольку любое знание носит ограниченный характер какисторически, так и по содержанию, поскольку в каждый данный период существуетнеобходимость в предположительном знании, в гипотезах. Гипотеза – этопредположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета,его свойств, определенных отношений. Гипотеза – это вид умозаключения,пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира, этосвоего рода посох, которым ученый ощупывает дорогу в мир неведомого, или, каксказал И.В. Гете, леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда зданиеготово.
В силу своего вероятностного характера гипотеза требуетпроверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории. Теория –это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящихфакты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; этосистема суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений иосуществляющих научное предвидение.
Сердцевину научной теории составляют входящие в неезаконы. Развитие науки связано с открытием все новых и новых законовдействительности. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом иглубиной знания его законов.
На основе глубокого познания вещей, их свойств иотношений человек может время от времени прорывать границы настоящего изаглядывать в таинственное будущее, предвидя существование еще неизвестныхвещей, предсказывая вероятное и необходимое наступление событий. Венец научнойработы есть, по словам Н.А. Умова, предсказание. Оно раскрывает нам дальгрядущих явлений или исторических событий, оно есть признак, свидетельствующийо том, что научная мысль подчиняет задачам человечества силы природы и силы,движущие жизнь общества. «Управлять – значит предвидеть», – гласит известноеизречение.
Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силыи диапазона научного предвидения. Предвидение дает возможность контролироватьпроцессы и управлять ими. Научное познание открывает возможность не толькопредвидения будущего, но и сознательного формирования этого будущего. Жизненныйсмысл всякой науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть,предвидеть, чтобы действовать.
Теоретическое мышление никогда не обходилось и не можетобойтись без руководства определенными предписаниями, правилами, методами. Безэтого, по словам Г. Лейбница, наш разум не смог бы проделать длинного пути, несбившись с него.

2. Сознание и бессознательное. Сознание и язык
2.1 Уровни ясности сознания
Термины «бессознательное», «подсознательное»,«неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, вобыденной жизни. Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, нотак получилось» и проч.
Анализируя в своем романе состояние духа Ивана Карамазова,Ф.М. Достоевский настойчиво подчеркивает, что Иван сам не знал о причине своегоскверного настроения, подобно тому, как люди часто раздражаются по поводукакого-нибудь пустяка – уроненного на пол платка или не поставленной в шкафкниги, не сознавая этой причины.
Понятие психического значительно шире понятия сознания,которое обладает не поддающимся практическому учету градациям уровней, начинаяот высшей степени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости иглубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием. Один ученыйнасчитал около двадцати ступеней сознания. Это число, видимо, можно свободноудвоить или даже утроить.
Наша обычная деятельность – практическая и теоретическая– сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали взамысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такимипоследствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждомуясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем. Утверждают,например, что знаменитый ученый Д.И. Ивановский, открывший неведомый мирвирусов и положивший начало вирусологии, не понял всего громадногоперспективного значения того, что он сделал.
Человеку может быть вменено в вину лишь то, что оносознает в своем поведении, что составляет наличное бытие его собственноговоления. Бессознательное выражается и в существовании большого пластажизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни иоседает в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент вфокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгусведениях люди даже и не подозревают.
Ни одно произвольное действие человека не бывает на всехэтапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознаниянаходится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемыхимпульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своихпоступков. Известно, что загипнотизированный человек какое-то время удерживаетпод порогом своего сознания весьма сложные инструкции и реализует их, еслинаступают те объективные условия, при которых они должны быть, по указаниюгипнотизера, выполнены. Во время нормального сна, при отсутствии контролясознания, в голове человека проносятся картины действительности. Известныопыты, в которых прослеживалась способность к пробуждению от нормального сна взаранее, перед засыпанием, заданные точные сроки.
2.2 О бессознательном
Следует различать два вида неосознанных действий. Кпервому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму –ранее осознававшиеся действия. Так, многие наши действия, находясь в процессеформирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уженеосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии,что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именноавтоматически.
По мере развития ребенка происходит постепеннаяавтоматизация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когдаже неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание,последнее борется с этим потоком «непрошенных гостей» и нередко оказываетсябессильным справиться с ними. Это проявляется при наличии разного родапсихических расстройств – навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги,непреодолимого, немотивированного страха и др. Привычка как нечто машинальноераспространяется на все виды деятельности, в том числе и на мышление попринципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой. Парадокс заключаетсяв том, что сознание присутствует и в бессознательных формах духовнойактивности, не уделяя, однако, пристально внимания всему, что совершается вглубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание вбольшинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить,замедлить или даже остановить их.
2.3 Язык как средство общения и взаимного понимания людей
Язык так же древен, как и сознание: «Один только человекиз всех живых существ одарен речью». У животных нет сознания в человеческомсмысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, о чемживотные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Многие животные ведутстадный и стайный образ жизни, обладают голосовыми органами, например шимпанземогут произносить 32 звука. Сложная система сигнализации наблюдается удельфинов. Животные располагают и мимико-жестикуляторными средствами взаимнойсигнализации. Так, считается установленным, что пчелы обладают особойсигнальной системой, состоящей из различных пространственных фигур. С помощьюкомбинирования различных фигур в целый танец (т.е. благодаря особому«синтаксису») пчела «рассказывает» всему рою о местоположении найденного ею источникапищи и о пути к нему.
Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальноеотличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния,вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д. (частичный аналог этому –междометия в человеческом языке), либо простым указанием (частичный аналог –указательный жест человека), либо призывом к совместным действиям, либопредупреждением об опасности и т.п. (частичный аналог – восклицания, оклики,вскрики и т.д.). Язык животных никогда не достигает в своей функции актаполагания некоего абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержаниемобщения животных всегда является наличная в данный момент ситуация.Человеческая же речь «оторвалась» вместе с сознанием от своей ситуативности. Улюдей существует потребность что-то сказать друг другу. Эта потребностьреализуется благодаря соответствующему строению мозга и периферическогоречевого аппарата. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначенияобразов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции:служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деятельность, сампроцесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями ит.п., который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средствобщения. Язык – это система содержательных, значимых форм: всякое словосветится лучами смыслов. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людейпревращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всегообщества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувстви думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыткоторых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества,будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментовчеловеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальнойнаследственности.
Обмен мыслями, переживаниями при помощи языкаскладывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов:выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим илипишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.(Необходимо иметь в виду и индивидуальные особенности общающихся с помощьюслова: читающие одно и то же вычитывают разное.)
Человек может выражать свои мысли самыми разнообразнымисредствами. Мысли и чувства, например, музыканта, выражаются в музыкальныхзвуках, художника – в рисунках и красках, скульптора – в формах, конструктора –в чертежах, математика – в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли ичувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человекделает. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счететак или иначе переводятся на словесный язык – универсальное средство средииспользуемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщегоинтерпретатора. Так, невозможно, минуя язык, «перевести» музыкальноепроизведение, скажем, в математические форму. Это особое положение языка средивсех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящимсодержание всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.
Близость мышления и языка, их тесное родство приводит ктому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысльполучает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысльвыражается в доходчивой и последовательной речи. «Кто ясно думает, тот ясно иговорит», – гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысльтеряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку.Именно с помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромныерасстояния, по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому.
Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Сама посебе она нематериальна. Мысль невозможно воспринять органами чувств: ее нельзяни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение «людиобмениваются мыслями посредством речи» не следует понимать буквально. Слушающийощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, чтоими выражается, – мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего,читающего. «…Одно и то же нравоучительное изречение в устах юноши, понимающегоего совершенно правильно, не имеет [для него] той значимости и широты, которыеоно имеет для духа умудренного житейским опытом зрелого мужа; для последнегоэтот опыт раскрывает всю силу заключенного в таком изречении содержания».Взаимное понимание наступает лишь в том случае, если в мозгу слушающеговозникают (в силу закрепленного при обучении языку за определенным словом соответствующегообраза – значения) представления и мысли, которые высказывает говорящий. Внауке этот принцип общения носит название принципа намекания, согласно которомумысль не передается в речи, а лишь индуцируется (как бы возбуждается) в сознаниислушателя, приводя к неполному воспроизведению информации. Отсюда теории, вкоторых принципиально отвергается возможность полного взаимного пониманияобщающихся.
2.4 Магия слова
Обращаясь к другим людям, говорящий не просто сообщает имсвои мысли и чувства, он побуждает их к тем или иным поступкам, убеждает их вчем-либо, приказывает, советует, отговаривает их от каких-нибудь действий ит.д. Слово – великая сила. Острое слово – единственное режущее оружие, котороеот постоянного употребления становится еще острее. И мы порой не знаем, какиероковые последствия скрываются в наших словах. Вспомним слова знаменитогоЭзопа: язык – это самое хорошее и самое плохое на свете – с помощью языка мыдумаем, общаемся, делимся горем и радостью, несем людям добро, но с его помощьюмы приносим людям зло. Он есть орудие, которым можно ранить и даже убить. Пообразному выражению Г. Гейне, подобно тому как пущенная стрела, расставшись стетивой, выходит из-под власти стрелка, так и слово, слетевшее с уст, уже не принадлежитсказавшему его.
2.5 Единство языка и сознания
Сознание и язык образует единство: в своем существованииони предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальноесодержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык естьнепосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессемыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание нетолько выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся всоответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо иобратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли. Связьмежду сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделитьдруг от друга, не разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятий ипреставлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речичеловек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможностьподвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мыслии чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытавна других понятность своих слов. Недаром говорится: если возникла мысль, надоизложить ее, тогда она станет яснее, а глупость, заключенная в ней, –очевидней. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей сторонойявляется сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит»формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практикуструктура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде,структуру бытия. Но единство – это не тождество: сознание отражаетдействительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь – это немышление, иначе, как отметил Л.Фейербах, величайшие болтуны должны были бы бытьвеличайшими мыслителями.
Язык и сознание образует противоречивое единство. Языквлияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждогонарода, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Например, стильмышления в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской, чтов известной мере зависит и от особенностей национальных языков этих народов.Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считаютнекоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями сдействительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стильмышления.
Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, чтоон придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию»над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в ихобщие рамки постоянно переливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые,эмоционально окрашенные мысли.
Но не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческойдуши настолько глубоки, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужнаи поэзия, и музыка, и весь арсенал символических средств.
2.6 Знаковые системы
Человек получает информацию не только с помощью обычногоязыка, но и посредством разнообразнейших событий внешнего мира. Дым сигнализируето том, что горит костер. Но тот же дым приобретает характер условного знака,если люди заранее договорились о том, что он будет означать, например, «обедготов». Знак – это материальный предмет, процесс, действие, выполняющие вобщении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения,хранения, преобразования и передачи информации. Знаковые системы возникли иразвиваются как материальная форма, в которой осуществляются сознание,мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в наше время и втехнике. Под значением знаков имеется в виду та информация о вещах, свойствах иотношениях, которая передается с их помощью. Значение является выраженным вматериальной форме знака отражением объективной действительности. В него входяткак понятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты, волевыепобуждения, просьбы – словом, вся сферы психики, сознания.
Исходной знаковой системой является обычный, естественныйязык. Среди неязыковых знаков выделяются знаки-копии (фотографии, отпечаткипальцев, отпечатки ископаемых животных и растений и т.п.); знаки-признаки(озноб – симптом болезни, туча – предвестник приближения дождя и т.п.);знаки-сигналы (фабричный гудок, звонок, аплодисменты и т.п.); знаки-символы(например, двуглавый орел символизирует российскую государственность);знаки-общения – вся совокупность естественных и искусственных языков. К знакамискусственных систем относятся, например, различные кодовые системы (азбукаМорзе, коды, используемые при составлении программ для компьютеров), знакиформул, различные схемы, система сигнализации уличного движения и др. Любойзнак функционирует только в соответствующей системе. Строение ифункционирование знаковых систем изучает семиотика.
Развитие знаковых систем определяется потребностямиразвития науки, техники, искусства и общественной практики. Употреблениеспециальной символики, особенно искусственных систем, формул, создает для наукиогромные преимущества. Например, употребление знаков, из которых составляютсяформулы, дает возможность в сокращенном виде фиксировать связи мыслей,осуществлять общение в международном масштабе. Искусственные знаковые системы,в том числе языки-посредники, используемые в технике, являются дополнениеместественных языков и существуют лишь на их основе.

Заключение
Итак, мы рассмотрели суть феномена души, сознания,рассудка, ума и мудрости, т.е. тот круг проблем, который связан с философскойантропологией, с теорией человека, личности и их внутреннего духовного мира.
Мы должны теперь разобраться в том, как они «работают» впроцессе постижения реальности. Ведь душа человека, все ее функции имеют смыслориентации человека в мире, во взаимоотношении человека с другими людьми впроцессе речевого общения.
Язык и вообще вся богатейшая знаково-символическая сферане имеет самодовлеющего смысла. Все силы души, все возможности речевого общения(а мышление возможно только на основе языка) нацелены на общение с миром и ссебе подобными в жизни общества. А это возможно только при условии как можноболее глубокого постижения сущего.
Итак, мы рассмотрели проблему сознания в различных ееаспектах. При этом заметим, что слово «сознание» содержит в себе корень «зн- »,что означает зн-ать, зн-а-ние. Получается, что сознание и знание – родственныеслова-понятия. Поэтому рассмотрение проблемы сознания во всех его вариацияхвполне логично требует перехода к рассмотрению теории познания, котораяпродолжает и углубляет понимание сути самого сознания на ином уровне проявленияего познавательной, действенно-творческой сущности.

Литература
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2001.
2.Вундт В. Введение в философию. М., 1998.
3.Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.
4.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1998.
5.Спиркин А.Г. Философия. М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изучение системы и процесса управления. Выполнение обязанностей стажера – помощника на должностях организации
Реферат Учетная политика предприятия и система "стандарт-кост"
Реферат Доколумбовы культуры Патагонии
Реферат Осуществление реальных инвестиций
Реферат Историко-педагогический анализ становления воспитательных систем инновационных школ в России XIX - начала XX века
Реферат Конституционное право граждан на охрану здоровья
Реферат Информационные технологии в приложениях ЭВМ
Реферат Хлорирование метана
Реферат Появление европейцев на юге Африки
Реферат Сучасний урок
Реферат Sociology Essay Research Paper QUESTION 1
Реферат The Odyssey 6 Essay Research Paper The
Реферат Маркетинговый анализ фирмы "Пассажир"
Реферат Аналіз програмного забезпечення підприємства
Реферат Становлення та розвиток Болгарської держави в епоху феодалізму