Реферат по предмету "Философия"


Основные этапы развития логики. Учение Аристотеля о логике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования инауки Российской Федерации
ГОУВПО «Саратовскаягосударственная академия права»
Рефератна тему: «Основныеэтапы развития логики. Учение Аристотеля о логике»
подготовила
студентка СКИ 1 курса
121группы
Гайнуллина Ю.А.
 
Саратов
2007
Содержание
1.    Введение……………………………………………………………3
2.    Логика вДревней Индии………………………………………4
3.    Логика вДревней Греции....................................................6
4.    УчениеАристотеля о Логике………………………………...9
5.    Логика вСредние века………………………………………..11
6.    Логика эпохиВозрождения и Нового времени………..12
7.    Логика вРоссии……………………………………………….14
8.    Заключение…………………………………………………….16
9.    списокиспользованной литературы……………………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Первоначально логика зародилась и развивалась в недрах философии — единой науки, которая объединяла всюсовокупность знаний об объективном мире и о самом человеке и его мышлении. Наэтом этапе исторического развития логика имела преимущест­венно онтологическийхарактер, т. е. отождествляла законы мыш­ления с законами бытия.
Вначале законы и формы правильного мышления изучались в рамкахораторского искусства — одного из средстввоздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности того или иногоповедения. Так было в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, ДревнемРиме, средневековой России. Но в искусстве красноречия логический моментвыступает еще как подчиненный, поскольку логические приемы служат не столькоцели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории. Развитие логическойнауки на протяжении ряда столетий протекало по двум руслам, обособленным и несвязанным между собой. Одно из этих течений логики начиналось в Древней Греции(в особенности логика Аристотеля). На его основе развивалась логика в ДревнемРиме, затем в Византии, Грузии, Армении, арабоязычных странах Ближнего Востока,Западной Европе и России. Другое направление имело своим истоком индийскуюлогику, на основе которой развивалась логика в Китае, Тибете, Монголии, Корее,Японии, Индонезии, на Цейлоне'.
Логикав Древней Индии
История логики Индии связана с развитием индийской фило­софии.Древнейший литературный памятник Индии —Веды (II — начало 1 тысячелетия до н.э.), а наиболее древняя ее часть — Ригведа. С целью разъяснения Вед появляютсяУпанишады, про­заические трактаты брахманов, в которых они развивают иликомментируют многие философские мысли, содержащиеся в Ведах.
Индийский ученый Мадхава в своем сочинении «Обзор всех систем» (1350) насчитывает 16 школ древнеиндийской философии. На первом месте стоит материалистическаяфилософская школа чарвака (основатели Брихаспати и его ученик Чарвака). К нейпримыкала школа локаята. В основном материалистическими были рационалистическиефилософские системы вайшешика (ее основа­тель получил прозвище Канада, чтозначит «пожиратель атомов»), ньяя (основатель школы ньяя — Гаутама) и джайнизм (основатель Вардхамана Махавира, получившийпрозвище «Джина» — победи­тель).Материализм как философское направление исходит из того, что мир материален,существует объективно, что материя первич­на, существует вечно, а сознание,мышление — свойство материи.
Были в Древней Индии и идеалистические философские систе­мы,утверждающие первичнсть духа, сознания, мышления. Наибо­лее крупные из них:йога, миманса, веданта, буддизм. Среди ведущих философских систем следуетназвать также санкхью — системудуалистическую, исходящую из признания равноправными двух начал — духа и материи, идеального и материального.
Диспуты между представителями различных философских школспособствовали развитию теории познания и логики. Но логика самостоятельнотрактуется лишь школой ньяя, хотя еще не систематически, а в формах краткихафоризмов (сутр). Лишь начиная с Дигнаги (VIв.) индийская логика приобретает стройную и систематическую форму.
В индийской логике много внимания уделяется теории умоза­ключения,которое в ней отождествляется с доказательством. Существовавший первоначальновзгляд, что силлогизм состоит из десяти суждений (членов), меняется. Развитиелогики шло по пути сокращения членов силлогизма.• Гаутама сократил их до пяти: 1)тезис, 2) основание, 3) пример, 4)применение и 5) вывод. Эта системасиллогизма стала господствующей в индийской логике. Особенностями индийскойлогики являются следующие:
 1) оригинальное учение о пятичленном силлогизме, в котором важнамысль о неразрывной связи дедукции и индукции;
2) суждение не признаетсясамостоятельным актом мысли, а рассматривается как член умозаключения;
3) восприятие не есть нечтонепосредственно данное, а заклю­чает в себе акт «суждения — умозаключения». Иными словами, в основенаших восприятий лежит приобретенный нами опыт;
4) различение речи «в себе» (т.е. внутренней речи, являющей­ся формой процесса мышления, когда человек как быведет разговор с самим собой) и речи «для других» (т. е. внешней речи, когдапроисходит передача мыслей и общение людей в устной или письменной форме).Первая характеризуется более сокращенным способом мышления, чем вторая. Следуетотметить, что европей­ская психология лишь в XXв. приступила к изучению этих видов речи и установлению различий между ними.
Навья-ньяя («новый метод», «новая логика») — единственная завершенная система логики, возникшая вне пределовевропейской культуры. Основоположником школы считается автор трактата«Таттва-чин-тамани» Гангеша (XII—XIIIвв.). В этой школе логи­ка становится самостоятельной наукой, выступает методоми инструментом познания. Однако восходящая к древней традиции громоздкаясистема категорий, несоблюдение различия между абстрактным выводом и конкретнымпримером вывода говорят о том, что эта логика не лишена недостатков. Во многомих преодо­левает поздняя, или радикальная, школа навья-ньяя, основаннаяРагхунатхой.
Знакомя с главными понятиями, теорией и методами малоиз­вестной запределами Индии логики навья-ньяя, с крупнейшими представителями этой школы запериод с XII по XVII в., Инголлс опирается на достижения современной емусимволической логики.
Со времени своего возникновения и до 20-х гг. XX в. логика преимущественно развивалась внаправлении формализации и каталогизирования правильных способов рассуждений впределах двух значений истинности. Суждения могли быть либо истинными, либоложными. Такая логика именовалась классической, ибо восходила кдревней традиции. Классическая логика — этопервая ступень развития формальной логики.
С ходом истории логика поднимается на вторую, более высокую ступеньразвития. Сегодня она систематизирует формы мышления, применяя математическиеметоды и специальный аппарат симво­лов. Исследуя содержательное мышление спомощью исчислений, она идет по пути абстрагирования. Эта формальная логиканосит название символической или математической, но является класси­ческойв том смысле, что по-прежнему оперирует двумя значени­ями истинности. Вместе стем в современной математической логике развиваются и неклассические логики,которые оперируют либо бесконечным множеством значений истинности, либо конст­руктивными(по сравнению с классической логикой) методами доказательства истинностисуждений, либо модальными суждения­ми, либо исключают отрицания, имеющиеся в классическойлогике.
Логика вДревней Греции
В Древней Греции логическую форму доказательства в виде цепидедуктивных умозаключений мы встречаем в элейской школе (у Парменида и Зенона).Гераклит Эфесский выступает с учением о всеобщем движении и изменении. Борьбамежду элейской и гераклитовской философией в Древней Греции была борьбой междуметафизическим (рассматривающим явления в их неизменности и независимости другот друга) и диалектическим (когда явления
действительностипознавались в их развитии и самодвижении) направлениями в философии.
См.: Пань Шимо. Логика Древнего Китая (краткий очерк)//Философскиенауки 1991, №1 1. С. 174.
В древнегреческой философии в середине V в. до н.э. появились так называемые софисты (Протагор, Горгий идр.), которые главным предметом своего философского исследования делают неприроду (как это было до них), а человека и его деятельность, в том числеэтику, риторику, грамматику. Протагор, Горгий и Трасимах впервые в Грециисоздали теорию риторики. Софисты критиковали и религию, и материалистическуюфилосо­фию. Разрабатывая теорию красноречия, софисты затрагивали и вопросылогики. Протагор написал специальное сочинение «Искус­ство спорить». Протагор — мастер спорить; он разъезжал по Греции,устраивал диспуты, привлекавшие многочисленных слуша­телей. По выражениюантичного автора Диогена Лаэртского, «нынешнее племя спорщиков берет своеначало от него».
Протагор первым стал применять «сократический способ бесе­ды». Этотметод заключался в постановке собеседнику вопросов и показе ошибочности егоответов. Поэтому Протагор стал изучать виды умозаключений в плане логическихприемов в речи ораторов. Позднее это делал Аристотель в его «Топике». СочинениеПрота-гора-«Тяжба о плате» (вы уже познакомились с ним на с. 209—210 учебника) посвящено знаменитомусофизму, относящемуся к спору Протагора с его учеником Эватлом.
Против софистов выступил выдающийся материалист Древней ГрецииДемокрит (460—370 до н. э.), создавшийвсеобъемлющую философскую систему, включающую учение о бытии, космологию,теорию познания, логику, этику, политику, эстетику и ряд других областейнаучного знания: математику, физику, биологию, меди­цину, филологию и др.Демокрит — творец первой системы логики вДревней Греции, написавший специальный трактат «О логике» или «Каноны» (в трехкнигах; название «Каноны» означает «критерии», «правила»). До нас, к сожалению,дошли лишь незначительные отрывки. В книге «О логике» Демокрит выступает противсофистов, отрицавших объективную реальность. Демокрит строит логику наэмпирической основе, поэтому он — один изсоздателей индуктивной логики. Демокрит рассматривал суждения, выделяя в нихсубъект и предикат, а также рассматривал опреде­ления понятий.
В «Канонах» было изложено учение Демокрита о видах знания. Вопросылогики здесь не отделялись от теории познания. Последователями Демокрита былифилософы эпикурейской школы. Демокритовско-эпикурейское направление в логикепредвосхитило ин­дуктивную логику Ф. Бэкона и противостояло идеалистическойсократово-платоновской логике.
У Сократа (около 469—399 до н. э.) на первый план была выдвинута проблема метода, посредствомкоторого можно получить истинное знание. Сократ считал, что любой предмет можетбыть познан лишь в том случае, если его свести к общему понятию и судить о немна основе этого понятия. Поэтому он предлагал собеседнику дать определения рядупонятий, таких, например, как «справедливость», «несправедливость»,«храбрость», «красота» и т. п. Если собеседник давал поверхностное,непродуманное опре­деление, то Сократ, взяв отдельные случаи из повседневнойжизни, показывают, что данное определение оказывается ошибоччым илинедостаточным и подводил его к исправлению. Новое определение (дефиниция) опятьпроверялось, дополнялось и т. д. Например, давая определение понятию«несправедливость», в качестве неспра­ведливых назывались такие действия, какложь, обман, делание зла, обращение в рабство и т. п. Но затем выяснилось, чтово время войны с врагами эти действия не подпадают под понятиенесправедливости. Первоначальное определение ограничивается: действия этиявляются несправедливыми только по отношению к друзьям. Но и новое определениенедостаточно. Ведь тот, кто обманом заставляет своего больного ребенка принятьлекарство или отнимает меч у друга при его попытке самоубийства, не совершаетнесправедливого поступка. Следовательно, только тот совершает несправедливостьпротив друзей, кто делает это с намерением им повредить.
Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) дляцелого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие опредмете, и достигается оно посредством определения понятия. При этомусматриваются как сходство или общность предметов, подходящих под данноепонятие, так и различия между тем, что подходит под данное понятие, и тем, чтоподходит под сходное или смежные с ним понятия. Учение Сократа о знании как обопределении общих понятий и применявшиеся Сократом индуктивные приемыопределенияяэтических понятий сыграли заметную роль в развитии логики.
Учение Сократа о знании развил его ученик Платон (428—347 до н. э.) в теории «видов», или «идей», создавшийсистему объективного идеализма, утверждавшую существование духовногопервоначала вне и независимо от человеческого сознания. Свою школу Платоносновал в Афинах, создав там Академию. Платон общие понятия Сократа, говорящиео сущностях вещей, превратил в абсолютные идеи, которые существуют сами посебе, вне познающего субъекта и независимо от материального мира. И считал этиидеи первичными, вечными и неизменными, образую­щими свой потусторонний мир. Материальныймир, по Платону, вторичен, он изменчив, и в нем отражаются вечные, неизменныеидеи, которые являются прообразами всех существующих матери­альных вещей, авещи эти — только «тени» идей.
В своей деятельности Платон значительное место отводил вопросамтеории познания и логики. Платон стремился образовать понятие и затемосуществить деление понятия на его виды, излюбленным логическим приемомкоторого была дихотомия, т. е. деление понятия А на В и не-В (например,животные делятся на позвоночных и беспозвоночных). Он сформулировал два правиладля деления понятий, а теорию суждения развил в диалоге «Софист». Платонотличал отношение различия от отношения противоположности.
Учение Аристотеляо логике.
Один из величайших ученых и философов древности —Ари­стотель(384—322 до н. э.). Он родился в городе Стагире, поэтому егоназывают Стагиритом. Глубокие сочинения Аристотеля посвя­щены многообразнымотраслям современного ему знания: филосо­фии, логике, физике, астрономии,биологии, психологии, этике, эстетике, риторике и другим наукам. Общее числонаписанных им работ около тысячи.
В течение 20 лет Аристотельбыл учеником в школе Платона. Через 12лет после смерти Платона Аристотель основал в Афинах свою философскую школу(перипатическую, или Ликей).
Аристотель впервые дал систематическое изложение логики. ЛогикуАристотеля называют «традиционной» формальной логикой. Традиционная формальнаялогика включала и включает такие разделы, как понятие, суждение, законы(принципы) правильного мышления, умозаключения (дедуктивные, индуктивные, поанало­гии), логические основы теории аргументации, гипотеза. Основны­миработами Аристотеля по логике являютсяя«Первая аналитика»
и «Вторая аналитика», в которых даны теория силлогизма, опре­делениеи деление понятий, теория доказательства. Логическими сочинениями Аристотеляявляются также «Топика», содержащая учение о вероятных «диалектических»доказательствах, «Катего­рии», «Об опровержении софистических аргументов», «Обистолко­вании». Византийские логики позже объединили все перечисленные работыАристотеля под общим назанием «Органон» (орудие позна­ния) '.
Законы правильного мышления —закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего — Аристотель изложил также в своем главномпроизведении «Метафизика». Первоначально он рассматривал законы мышления какзаконы бытия, а логические формы истинного мышления считал отобра­жениемреальных отношений.
Для Аристотеля истина есть соответствие мысли действитель­ности.Истинным он считал суждение, в котором понятия соединены между собой так, каксвязаны между собой вещи в природе. А ложным —суждение, которое соединяет то, что разъединено в природе, или разъединяет то,что связано в ней. Аристотель, опираясь на эту концепцию истины, создал своюлогику. В «Аналитиках» Аристотель довольно основательно разрабатывает модальнуюлогику и дает описание силлогизмов из гипотез.
По характеристике В. И. Ленина, логика Арий-отеля есть движениемысли — «запрос, искание… поиски,колебания, приемы постановки вопросов». Сила его учения в том, что в немсодержатся «живые зачатки и запросы диалектики»^.
Аристотель видел в логике орудие, или метод, исследования. Основнымсодержанием аристотелевской логики является теория дедукции. В логикеАристотеля содержатся элементы математиче­ской (символической) логики, у негоимеются начатки исчисления высказываний
Дальнейшая разработка логики высказываний, и в том числе теорииусловных и разделительных умозаключений, была осуще­ствлена логиками мегаростоическойшколы (учение, известное под названием «логики стоиков»). Основатели Стой — Зенон(333—261 до н.э.) и Хризипп(281/78—208/05 до н. э.). Мегарики: Диодор, Стилпон, Филон и Евбулид.
См.:Бочаров В. А. Аристотель итрадиционная логика. М., 1984; СубботинА.А. Традиционная и современная формальная логика. М., 1969,
 
Логика всредние века
Средневековая логика (VI—XVвв.) изучена еще недостаточно. В средниевека теоретический поиск в логике развернулся главным образом по проблемеистолкования природы общих понятий. Так называемые реалисты, продолжая идеалистическуюлинию Плато­на, считали, что общие понятия существуют реально, вне и независимоот единичных вещей. Номиналисты же, напротив, считали, что реально существуюттолько единичные предметы, а общие понятия —лишь имена, названия для них. Оба взгляда были неправильными, однако номинализмбыл ближе к материа­лизму.
Сформулируем основные проблемы, которые разрабатывались всредневековой логике: проблемы модальной логики, анализ выде­ляющих иисключающих суждений, теория логического следова­ния, теория семантическихпарадоксов (логики в средние века усиленно занимались их анализом, например,парадокса «Лжец», и предлагали разнообразные решения).
Теоретические источники средневековой арабоязычной логики следуетискать в логике Аристотеля. Основателем арабоязычной логики считается сирийскийматематик аль-Фараби (ок. 870—950), которыйпрокомментировал весь аристотелевский «Органон». Логи­ка аль-Фараби направленана анализ научного мышления. Им исследуются вопросы и теории познания, играмматики. У него, как и у Аристотеля, метод мышления соотносится с реальнымиотношениями и связями бытия. Аристотель был «духовным настав­ником» аль-Фарабив области логики. Аль-Фараби выделяет в логике две ступени: перваяохватывает теорию суждений, выводов и представления и поняяия, вторая — доказательств.
Сирийская логика послужила посредником между античной иарабоязычной наукой. Историки логики признают влияние логики арабов на развитиеевропейской лотки в средние века.
Логикаэпохи Возрождения и Нового времени'
 
В XV—XVI вв., т. е. в эпохуВозрождения, происходит усиле­ниеэмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. Идет бурноеразвитие науки, делаются великие географи­ческие открытия, наука сближается спрактикой. Все большую роль в других науках начинает играть математика.
В разработку материалистических основ логики большой вклад внес ФрэнсисБэкон (1561—1626) — родоначальник английского материализма.Выступая против крайностей рационализма и эмпи­ризма, Бэкон говорил, что ученыйне должен уподобляться ни пауку, ткущему паутину из самого себя, ни муравью,который только собирает и накапливает материал, а должен, подобно пчеле, собиратьи перерабатывать материал, преобразуя его в научную теорию.
 
См.: Попов П. С., Стяжкип Н.И.Развитие логических идей в эпоху Возрождения. М., 1983; Попов Г1.С. История логики Нового времени. М., 1960.
 
Ф. Бэкон разработал основы индуктивной логики в своем знаменитомпроизведении «Новый органон». Как показывает само заглавие, Бэконпротивопоставляет свою логику логике Аристотеля. Его «Новый органон» должензаменить старый аристотелевский «Органон». Но Бэкон был несправедлив поотношению к Аристо­телю, он не знал подлинного Аристотеля, знакомился с егоработами в изложении средневековых философов. Заслугой Бэкона является разработкаим вопросов научной индукции, целью кото­рой является раскрытие причинныхсвязей между явлениями окружающего мира. Ф. Бэкон разработал методы определенияпричинной связи между явлениями: метод сходства, метод разли­чия, соединенныйметод сходства и различия, метод сопутствую­щих изменений, метод остатков.Далее, в XIX в., разработка вопросовнаучной индукции была продолжена Дж. Ст. Миллем и другими логиками.
Немецкий ученый и философ И. Кант(1724—1804), авторкосмогонической гипотезы происхождения небесных тел (извест­ной в науке подназванием гипотеза Канта — Лапласа)различал два типа логики — обычную,формальную, которая изучает формы понятия, суждения и умозаключения, отвлекаясьот их содержания, и трансцендентальную, которая исследует в формах мышления то,что сообщает знанию априорный характер и обусловливает возможность всеобщих инеобходимых истин. Согласно трансцендентальной логике, логическое мышление.направленное на предметы опыта, дает достоверное и объективное знание.
Кант считал, что знание выражается в форме суждения. Он различаланалитические суждения, которые, не давая нового знания, раскрывают в предикатезнание, уже заложенное в субъекте (например: «Все тела протяженны»), исинтетические суждения, в которых знание, заключенное в предикате, синтези­руетсясо знанием, содержащимся в субъекте (например: «Некото­рые тела тяжелы»). Всвою очередь, синтетические суждения Кант делил на апостериорные, в которыхсвязь субъекта с предикатом основывается на опыте (например: «Некоторые люди черноко­жие»),и априорные, в которых эта связь мыслится как предшест­вующая опыту и дажеявляющаяся его предпосылкой (например, суждение, выражающее закон причинности:«Все, что случится, имеет причину»).
Априорные синтетические суждения Канта вызвали большую дискуссиюсреди логиков и философов, продолжающуюся до сих пор.
Одним из вкладов Канта в логику является отличение им логическогооснования и логического следствия от реальной при­чины и реального следствия.
Самый знаменитый представитель немецкой классической фи­лософии —       Г. В. Ф. Гегель (1770—1831). Он критиковал Канта, в том числе и по вопросамлогики, но его критика осуществлялась с позиций идеалистической диалектики.Логика у Гегеля совпадает с диалектикой. Поэтому, критикуя формальную логику,он отвер­гает последнюю. Гегель, говоря об отражении в мышлении понятийдвижения объективного мира, объективный мир понимал идеали­стически, а именнокак инобытие абсолютной идеи. Критику законов формальной логики Гегель дал вовторой книге своего труда «Наука логики» в разделе «Учение о сущности».
Рациональное зерно философии Гегеля— диалектика. Он разрабатывал проблемы диалектики мышления идиалектической логики.
Логикав России
Русские логики, такие, как П. С. Порецкий, Е. Л. Буницкий и многиедругие, внесли существенный вклад в развитие логики на уровне мировыхлогических концепций.
Первый трактат по логике появился в России в Х в. Это был переводфилософской главы из «Диалектики» византийского писа­теля VII в. Иоанна Дамаскина, которая представляласобой изложение работ Аристотеля и его комментариев. Первое система­тическоеучебное пособие по логике, включавшее аристотелевскую логику и отдельные идеиГоббса, было подготовлено во второй половинеXVII в. Тогда же в России начали распространяться отдельные идеиматематической логики.
В XVIII в. в Россиипоявляются оригинальные логические результаты. Первым их добивается МихаилВасильевич Ломоносов (1711-1765). Онвносит существенные изменения в традиционную силлогистику, предлагая своюклассификацию умозаключений,
отграничивает суждение от грамматического предложения и др. ДмитрийСергеевич Аничков (1733-1788) в трактате«Заметки по логике, метафизике и космологии» («Annotationes in logicam, metaphisicam et cosmologiam») исследовал модальные суждения, подразделяяих на четыре вида — необходимые,невозможные, возможные и не невозможные, сформулировал систему правил дляведения диспутов.
Философ-материалист Александр Николаевич Радищев (1749— 1802) одним из первых в мировойлитературе поставил проблему необходимости логического анализа отношений,которого нет ни в логике Аристотеля, ни в логике средневековых схоластов. Онписал о суждениях, что они представляют собой сравнение двух понятий илипознание отношений, существующих между вещами. А. Н. Радищев дает следующуюклассификацию умозаключений:' 1)«рассуждение» (т. е. силлогизм); 2)«уравнение», т. е. умоза­ключения равенства, основанные на следующей аксиоме:равные и одинаковые вещи состоят в равном или одинаковом союзе или отношении; 3) «умозаключения по сходству».
Русские видные публицисты В. Г. Белинский (1811—1848), А. И. Герцен(1812—1870), Н. Г. Чернышевский(1828—1889), Н. А. Добролюбов (1836—1861)активно интересовались философ­скими вопросами, в том числе проблемамилогики. Белинский предостерегал от логических ошибок в ходе доказательстватезиса. А. И. Герцен выдвигал лозунг гармонического сочетания теорети­ческогомышления и практической деятельности. Н. Г. Чернышев­ский утверждал, чтопонятие относительности знания не означает, что оно иллюзорно или необъективно,а лишь указывает на его незаконченность.
Крупнейшими русскими логиками XIXв. были Михаил Ивано­вич Каринский (1840—1917)и его ученик Леонид Васильевич Рутковский(1859—1920), основныелогические работы которых посвящены классификации умозаключений.
Основной замысел логической теории Карийского можно харак­теризоватькак стремление построить аксиоматико-дедуктивную систему логики, исходя изосновного отношения равенства (т. е. «тождества»), и в ней описать дедуктивныеи индуктивные умозаключения, не используя элементов строгой формализации.Каринский в этой концепции примыкает к идеям Джевонса, что отметили уже егосовременники.
См.: Стяжкин Н. И., Силаков В.Д. Краткий очерк истории общей и математической логики в России. М., 1962. С. 15.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
Подводя итог можно перечислить основные выводы этой работы. Итак,
·        История логики насчитывает около двухс половиной тысячелетий и делится на следующие этапы: логика Древнего мирв,логика эпохи Средневековья, логика Возрождения и Нового времени, современнаялогика.
·        Древняя логика как самостоятельнаянаука начинает формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры. Наначальных этапах развития логического знания а Древней Индии большое вниманиеуделялось умозаключению, которое отождествлялось с докозательством.
·        в средние века логика в значительноймере подчинялась интересам богословия. В этот период теоритический поиск влогике развернулся вокруг проблемы объяснения естесственной или божественнойприроды общих понятий.
·        В эпоху  Возолждения происходит активизацияэмпирических тенденций в логике и методологии нучного знания.
·        Новое время знаменательновсесторонним развитием логики.
 
 
 
 
 
 
 
Списокиспользованной литературы
 
Гетманава А. Д. Логика. М., 1986.
Горский Д. П. Логика. М., 1963.
Горский Д. П. Иван А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике.М., 1991.
Ивлев К). В. Логика. М., 1992. КирилловВ. И., Старченко А. А. Логика. М., 1987.
Попов П. С., Стяжкип Н.И. Развитие логических идей в эпоху Возрождения.М., 1983; Попов Г1.С. История логикиНового времени. М., 1960.
Бочаров В. А. Аристотель и традиционная логика. М., 1984; Субботин А.А. Традиционная и современнаяформальная логика. М., 1969,
 
 
:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Глобализация и универсализация
Реферат Главные ошибки марксизма и пути их преодоления 2
Реферат Житие Святого Луки (Войно-Ясенецкого)
Реферат Суицид и шизофрения: иентификация факторов риска и превентивная стратегия
Реферат Открытие магазина по торговле продуктами питания на ст.Дрязги Усманского Района
Реферат Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия
Реферат Гендерные стереотипы 2
Реферат Глобалізація й поняття "суспільство" у новітніх соціологічних дискусіях
Реферат Гендерні аспекти епідемії ВІЛ/СНІД
Реферат Государственная молодежная политика в РФ
Реферат Особенности отношения человека и абсолюта в религиозной системе иуд
Реферат Прикладная информатика
Реферат Feudalism 2 Essay Research Paper Feudalism was
Реферат Alcatraz Essay Research Paper AlcatrazIn western California
Реферат Инфраструктурное обеспечение институциональной устойчивости социально-экономической системы региона