Реферат по предмету "Философия"


Основные формы организации научного знания

ОГЛАВЛЕНИЕ
 TOC o «1-3»     ВВЕДЕНИЕ… GOTOBUTTON_Toc352462582   PAGEREF_Toc352462582 2
1. ПРОБЛЕМА И ВОПРОС… GOTOBUTTON_Toc352462583   PAGEREF_Toc352462583 3
2. ИДЕЯ, ЗАКОН …  GOTOBUTTON _Toc352462584   PAGEREF _Toc352462584 5
3. ТЕОРИЯ …  GOTOBUTTON _Toc352462585   PAGEREF _Toc352462585 9
4. ГИПОТЕЗА И ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА   GOTOBUTTON_Toc352462586   PAGEREF_Toc352462586 13
5. МОДЕЛЬ …  GOTOBUTTON _Toc352462587   PAGEREF _Toc352462587 15
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …  GOTOBUTTON _Toc352462588   PAGEREF _Toc352462588 17
    ЛИТЕРАТУРА… GOTOBUTTON_Toc352462589   PAGEREF_Toc352462589 20

ВВЕДЕНИЕ
Одним из признаков, отличающих научное знание отненаучного, является его системность. Это значит, что тот эмпирический материалкоторым располагает наука, соответствующим образом организован, сведен вопределенные классы и группы. Научное знание имеет весьма сложную структуру,оно состоит из множества самых разнообразных элементов. На«микроскопическом» уровне науки можно выделить, например, такиеэлементы, ка понятия суждения, умозаключения, хорошо отличимые друг от друга поряду формальных признаков. Однако они не выражают специфику научного знания,поскольку в таких формах осуществляется как научное, так и донаучное познание.По этой причине я не буду рассматривать понятия, суждения, умозаключения.
Для системы научных знаний характерноиспользование более крупных блоков, каковыми являются — гипотеза, теория,модель. Эти формы научного знания даже с чисто внешней формальной стороныотличаются от указанных выше, именно они характерны для современной науки.
Кроме того, будут рассмотрены и такие формынаучного знания, которые отличаются, скажем от суждений не формально (как,например, теория или модель), а только функционально. К их числу относитсяпроблема, идея, принцип, закон, предположение и т.д. С формальной стороны этопросто обычные суждения. Однако по своим функциям в движении научного познанияи в организации знания указанные его формы существенно различны. Поэтому акцентбудет сделан на анализ их роли в процессе познания, их отношения друг к другу ик более сложным формам научного знания. 1.ПРОБЛЕМА И ВОПРОС
Научное исследование всегда представляет собойцепь следующих друг за другом проблем. Проблемное содержание науки входит в ееобщее содержание как составная часть. Однако область проблем и область ужезавершенного знания настолько тесно взаимосвязана, что механически отделить ихдруг от друга невозможно.
Проблема обращена не только в будущее, но и в прошлое.С одной стороны, в ней констатируется недостаточность достигнутого к данномумоменту уровня знания, невозможность объяснить на основе этого знания новые явлениядействительности. С другой стороны, проблема несет в себе частицу знания,наличию которого она обязана своей постановкой. Таким образом, проблема — этоформа развития знания, форма перехода от старого знания к новому. Она возникаетвместе с возникновением «революционной ситуации» старое знание уже неудовлетворяет нас, а новое еще не сформировалось полностью.
Очень часто проблему связывают и дажеотождествляют с вопросом, подчеркивая, что проблема — это ВАЖНЫЙ, СЛОЖНЫЙ вопрос.
Очевидно это не совсем верно. Можно сказать, чтовсякая проблема связана с вопросом, но не всякий вопрос является проблемой.Проблема находит в вопросе свое концентрированное выражение, узловым пунктомвсякой проблемы является центральный вопрос. Сложная проблема может распадатьсяна ряд частных проблем и соответственно выражаться в соответствующих частных вопросах.Однако главной чертой проблемы является то, что для ее решения, для ответа навыражающие ее вопросы необходимо выйти за рамки «старого» знания.Что-же касается вопроса вообще, то нередко для ответа на него вполне достаточно«старого» знания. Такой вопрос при всей его важности и сложности длянауки проблемой не является. Как рождается и развивается проблема? Каковмеханизм ее постановки? Очевидно начальным пунктом возникновения проблемыявляется возникновение проблемной ситуации в науке, те. противоречие между знаниемлюдей о потребностях в каких то практических или теоретических действиях инезнанием путей, средств, способов осуществления этих действий.
Конечной основой проблемной ситуации являетсяпрактика. Обнаруживается недостаточность нашего знания об объекте, давая«отрицательные» результаты, практика приводит к возникновению новыхпроблем. При этом нельзя забывать, что наука обладает относительнойсамостоятельностью, внутренней логикой своего развития, своими внутреннимипротиворечиями, которые тоже создают проблемные ситуации, обусловленныепрактикой не непосредственно, а лишь в результате внутренних причин возникших вследствии этой практики. Так обстоит дело во многих областях науки: вматематике, теоретической физике и т.д.

Многогранность познания мира и каждого явления вцелом очень часто ставит больше новых проблем, чем решает старых, появляютсяподпроблемы. В связи с этим проблема представляет собой ветвящуюся систему, котораяможет быть изображена при помощи древовидной структуры.
 Появлениеновых проблем, выдвижение новых аспектов прежней проблемы закономерно являетсяреализацией одного из основных требований диалектической логики — всестороннестьисследования объекта.
Следует различать не только проблему и вопрос, нои также проблему и проблемный замысел. В замысле на указываются пути решенияпроблемы, она только ставится. Развитая же проблема содержит в себе и указаниена пути ее решения. На уровне замысла, как правило, остаются в науке«преждевременные» проблемы, — т.е. такие для которых еще не созрели«пути решения», как теоретического, так и практического характера. Втоже время развитие проблемы есть одновременно и ее решение.
Хоть постановка проблемы и ее решение — процессыкачественно разные, но резкую границу между ними провести нельзя. Постановкапроблемы есть одновременно и начало решения, и чем больше продвинулсяисследователь по пути постановки проблемы, тем больше он продвинулся и по путиее решения.
Неполнота знания об объекте исследования можетпородить возникновение мнимых проблем (например «вечный двигатель»). 2.ИДЕЯ, ЗАКОН
Идеи, особенно новые и фундаментальные, играют внауке исключительную роль. Хорошо известно, какие широкие горизонты открываютсяперед наукой в случаях возникновения неожиданных идей.
Термин «идея» был введен впервые,скорее всего, древнегреческими философами.
Вначале понятие носило чисто онтологический смысл(Демокрит, Платон). Отход от чисто онтологического понимания идей связан сАристотелем, который положил начало понимания идей как форм мысли.
Разделились (философы нового времени) по вопросуоб идеях эмпиризм и рационализм. Эмпиризм, абсолютирузируя опыт и игнорируяспецифику мышления, считает идеей результат любого акта познания, отождествляетидею с представлением (Д.Локк). Рационализм, напротив, отрывая мышление отопыта, бессилен объяснить объективность идей и вынужден постулировать их врожденность(Р.Декарт) и даже прибегать к помощи бога. Диалектико-материалистическаягносеология не отбрасывает полностью все предшествующие толкования идей, апреодолевает их одностороннесть, вбирает и сохраняет их положительное содержание.
Основные постулаты идей:
1)   Идея — это форма мысли, опытное происхождениеидей.
2)   Идея — это специфическая форма мышления, главнаяфункция которой состоит в систематизации, синтезе знаний (И.Кант).
3)   Идея — это высшая форма выражения объективнойистины, ее связь с практикой и воплощении в действительность (В.Гегель).
В формальной логике существует точка зрениясогласно которой идея выражается при помощи понятия и не имеет формально логическихотличий от него.
Если любая идея является понятием, то не любоепонятие есть идея. Понятие становится идеей только тогда, когда оно выполняетфункцию остова некоторой системы знаний.
Различие между понятием и идеей относительно,т.к. его можно провести только в пределах определенной системы знания. Одно итоже понятие в различных системах знания может играть различную роль. Лишьтогда, когда на его основе происходит синтез знания, формирования системы знания,лишь тогда понятие выступает как идея. Такова функция понятияэлектро-магнитного поля в классической электродинамике и т.п.
Для современной науки наиболее типичной формойзнания является теория. В составе теории идея выступает как исходная мысль,центральное положение, объединяющее входящие в теорию понятия и суждения вцелостную систему. В этом состоит ее функциональное отличие от понятия. Что жекасается отличия идеи от понятия входящих в теорию, то суть его в следующем: видее отражается фундаментальная закономерность, лежащая в основе теории, в товремя как в других понятиях отображены те или иные существенные стороны иаспекты этой закономерности.
Идеи, выражающие весьма общие и фундаментальныезакономерности, могут не только служить остовом теории, но и связывать рядтеорий в отрасль науки, отдельную область знания. Имеются и такие идеи, которыележат в основе всей науки, в фундаменте познания вообще. Кроме того, идея можетсуществовать до создания теории — как предпосылка ее построения.
Идея не только основа теории, но и ее граница(разным идеям соответствуют разные теории). Но, как известно, эти же признакиприсущи и научному принципу. Это говорит о том, что понятия идеи и принципаодинаковы.
Несомненно, что всякий принцип выражаетфундаментальную закономерность, в связи с чем чрезвычайно общие и важные законынередко называют принципами (например закон сохранения энергии и материи). Втоже время, разумеется, в ранг принципа не возводятся пусть и важные, ноимеющие локальный характер законы, составляющие теории.
Не следует, очевидно жестко связывать идею ипринцип, поскольку далеко не всегда научные принципы выступают как абстрактныевыражения идей. Нередко в качестве идей рассматриваются принципы, одни и те жеважные научные утверждения называются то принципами, то идеями (например, говоряткак о диалектическом принципе развития, так и о диалектической идее развития).
С формально-логической стороны принцип неотличимот идеи и закона, он тоже представляет собой суждение.
Но если функцией идеи является систематизациязнания при формировании научной теории, то подобным же образом и принцип играетвполне определенную роль, но уже по отношению к эмпирическому, опытному знанию.Принцип в науке выступает как непосредственное обобщение опыта, фактов.
Следовательно принцип, будучи обобщением фактов,может в тоже самое время использоваться при построении теории как основная еемысль, т.е. играть роль идеи. Если же в составе теории он используется какобычное знание, то идеей теории его назвать нельзя.
Все изложенное показывает, что любой принцип илюбая идея представляют собой законы науки, поскольку в них выражаютсясущественные и необходимые отражения действительности. В тоже самое время законне всегда выступает как принцип или идея. Если, скажем, в процессе развертываниякакой либо теории получено некоторое очень важное утверждение, то оно невыступает ни как принцип, ни как идея, а рассматривается именно в качествезакона. Разумеется, это вовсе не значит, что в дальнейшем такой закон не можетбыть обобщен в результате распространения на другие обширные областидействительности, превращен в фундаментальный принцип. Однако это не исключаеттакже необходимости различения законов, принципов и идей в системе всегоимеющегося знания. 3.ТЕОРИЯ
Под теорией понимается система знаний,описывающая и объясняющая совокупность явлений некоторой области действительностии сводящая открытые в этой области законы к единому объединяющему началу.
Построение теории опирается, на результаты,полученные на эмпирическом уровне исследования. В теории эти результаты упорядочиваются,приводятся в стройную систему, объединенную общей идеей, уточняются на основевводимых в теорию абстракций, идеализаций и принципов.
К вновь создаваемой теории предъявляется рядважных требований:
1.Научная теория должна бытьадекватна описываемому объекту, что позволяет в определенных пределах заменитьэкспериментальные исследования теоретическими изысканиями.
2.Теория должна удовлетворятьтребованию полноты описания некоторой области действительности, т.е. все многообразиеопытных данных в этой области должно быть описано в терминах исходного базисатеории, при помощи ее основных принципов, понятий, абстракции, идеализации, аксиоми т.д.
3.Должны быть объяснимывзаимосвязи между различными компонентами в рамках самой теории, должнысуществовать связи между различными положениями теории, обеспечивающие переходот одних утверждений к другим.
4.Должно выполняться требованиевнутренней непротиворечивости теории и соответствия ее опытным данным. В противоположномслучае теория должна быть усовершенствована или даже отвергнута.
Удовлетворяющие изложенным требованиям теориимогут различаться по ряду признаков, основными из которых являются эвристичность,конструктивность и простота.
Эвристичность теории отражает ее предсказательныеи объяснительные возможности. Она является веским аргументом в пользуистинности теории. Причем, особое значение в этом плане имеет математическийаппарат теории, который позволяет не только делать точные количественные предсказания,но и открывать новые явления, что уже случалось в физике неоднократно.
Конструктивность теории состоит в простой,совершаемой по определенным правилам проверяемости ее основных положений,принципов, законов.
Простота теории достигается путем введенияобобщенных законов, «сокращения» и «уплотнения» информациипри помощи определений сокращений. Следует иметь ввиду, что можно оцениватьтеорию не только с точки зрения статической, но и динамической простоты:предпочтение отдается той теории, которая может быть уточнена и распространенана более обширное множество фактов путем незначительных уточнений и переделок,т.е. которая оказывается более простой в своей динамике, движении. В принципе врезультате этих “сокращений” и “уплотнений” получается очень простая теория, ноочень ненаглядная (примером могут служить справочники прошлых лет и выпускаемыесейчас). Для восприятия такой “упакованной” теории требуются специалисты, а этов массе случаев невыполнимо. 
Научная теория развивается под воздействиемразличных стимулов, которые могут быть внешними и внутренними. Внешние стимулыпредставляют собой обнаруженные в составе теории нерешенные задачи,противоречия и т.п. Как те, так и другие приводят к развитию теории в 3хосновных формах:
     Интенсификационная форма развития, когдапроисходит углубление наших знаний без изменения области применения теории.
     Экстенсификационная форма развития, когда происходитрасширение области применения теории без существенного изменения ее содержания.В таком случае осуществляется экстраполяция теории на вновь открываемые или ужеизвестные явления. Примером этого может служить распространение теорииэлектромагнетизма на область оптических явлений.
     Экстенсификационно — интенсификационная ( комбинированная) форма развития. Такой формой развития является например, процесс дифференциациинаучных теорий.
В развитии теории могут быть выделены дваотносительно самостоятельных этапа: эволюционный, когда теория сохраняет своюкачественную определенность, и революционный, когда осуществляется ломка ееосновных исходных начал, компонентов, математического аппарата и методологии.По существу такой скачек в развитии теории есть создание новой теории.Совершается он тогда, когда возможности старой теории исчерпаны.
В процессе развития теории как на первом, так ина втором этапе весьма существенную роль играет обобщение.
Существую различные способы обобщения теорий.Важнейшими из них являются:
     Обобщение, основанное на применении абстракцииотождествления, когда теория, развитая для области явлений А экстраполируется вобласть Б, которая может быть отождествлена с областью А.
     Обобщение путем объединения нескольких теорий в однув результате выявления общих и фундаментальных закономерностей, имеющих силу врассматриваемых каждой теорией областях. Так, Максвелл обобщил в единой теорииэлектро-магнитного поля учения об электричестве и магнетизме.
     Обобщение путем устранения из состава базисатеории той или иной аксиомы. Так, например создана «абсолютная»геометрия Больаи, по отношению к которой геометрии Лобачевского и Евклидавыступают как частные случаи.
     Обобщение с предельным переходом, когда вводятсяновые характеристические параметры по отношению к предметам прежней области,выявляются новые свойства и отношения объектов в пределах прежней области.Таким путем были созданы релятивистская и квантовая механика как обобщениемеханики классической.
Обобщение позволяет не только раскрыть внутренниевзаимосвязи между законами, но также и объяснить многие факты, обнаружитьграницы применимости теории, уплотнить заключенную в теориях информацию иповысить их эвристичность. 4.ГИПОТЕЗА И ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА
Теория как система научного знания возникает несразу. Важнейшую роль в ее становлении играет гипотеза, являющаяся формойперехода от фактов к законам.
Существует две точки зрения на сущность гипотезы.Согласно одной из них термином «гипотеза» обозначается особого рода научнаятеория (П.В. Копнин). Здесь предположение играет ту роль, какую в теории играетидея. Но существует и другой взгляд, согласно которому гипотеза отождествляетсяс предположением.
Однако нецелесообразно считать предположениегипотезой, поскольку существуют и такие предположения, которые нельзя назватьгипотетическими. Примером может служить известное в математике методическоепредположение при доказательстве от противного, идеализирующее предположение вфизике о существовании некоторого объекта (абсолютный нуль), когда с самогоначала имеется так же представление о невозможности его реального существования.
Таким образом ввиду многообразия предположений целесообразнорассматривать их как особую форму мышления, имеющую вполне определенноеотношение и к гипотезе.
Специфической особенностью гипотетическогопредположения является его мыслимая реальность. Именно поэтому предположениеспособствует обнаружению новых фактов и их селекции, исходя из определеннойпозиции. Предположение заставляет активно, целеустремленно исследоватьразличные явления затем, чтобы обнаружить данные, подтверждающие или опровергающиеего.
Научный поиск, если им руководит гипотетическоепредположение перестает быть амфорным, обретает внутреннюю структуру и поэтомустановится намного результативнее.
Подчеркивая большую значимость гипотетическогопредположения, следует заметить, что оно существенно отличается от догадки.Предположение в гипотезе вырастает из многообразия фактического материала, в товремя как догадка делается без достаточного основания. Например представлениеЛевкиппа и Демокрита о том, что все тела состоят из атомов, не более чем догадка.
В своем развитии гипотеза проходит три стадии:
     Накопление фактического материала и высказываниена его основе предположения.
     Формирование гипотезы, т.е. выведение следствийиз сделанного предположения, развертывание на его основе целой предположительнойтеории.
     Проверка полученных выводов на практике иуточнение гипотезы на основе результатов такой проверки.
Если при проверке полученных следствийоказывается, что они соответствуют действительности, тогда гипотеза превращаетсяв научную теорию. Причем такое превращение представляет собой процесс,содержанием которого является как всестороннее развитие и углубление гипотезы,так и все более основательная ее практическая проверка.
В обычной гипотезе делается предположение о физическихсвойствах объекта, а затем уже дается его математическая теория. Прииспользовании метода математической гипотезы последовательность действий прямопротивоположная: сначала конструируется математическое описание объекта, азатем отыскивается физическое истолкование полученных результатов. Чисто формальные,математические действия выдвигаются в авангард научного поиска.
Как было подчеркнуто выше, прямая связь математическойгипотезы с опытом весьма слаба. Однако это вовсе не значит, что практика неруководит исследователем в этом случае — пусть хотя бы и косвенно.
Математические гипотезы должны соответствовать:
     Принципу соответствия, т.е. при переходе кусловиям прежней теории новые уравнения должны переходить в прежние.
     Соблюдению законов сохранения.
     Отсутствию нарушения закона причинности.
     Уравнения должны быть инвариантны по отношению ксистеме преобразований, считающихся обязательным для всякой физической теории.
     Уравнения должны быть просты и изящны.5.МОДЕЛЬ
Как известно, в процессе познания модельвыступает прежде всего в качестве источника информации об оригинале и служитсредством ее фиксации. Эта фиксация особенно ярко выражена у знаковых моделей,представляющих собой специфическую форму знания, тесно связанную с такими егоформами, как теория, гипотеза, затон и т.д. В человеческой деятельности любаязнаковая система фиксирующая знание о некотором объекте, всегда используетсякак его информационный заменитель, т.е. термин «модель» оказываетсяприменим не только к описанию оригинала на некотором принятом искусственномязыке, но и к его естественно — языковому описанию. Поэтому не случайно термин«модель» употребляется зачастую как синоним понятий«гипотеза», «теория» и т.д.
Наряду с этим, общепризнанным являетсяупотребление термина «модель» для обозначения описания объекта на языкеспециальных символов.
Следовательно, в трактовке модели как формызнания можно выделить две точки зрения:
     Модель рассматривается, как весьма широкая гносеологическаякатегория для обозначения любых знаковых систем.
     В класс моделей включаются лишь описания объектовна языке спецсимволов.
Вторая точка зрения представляется более предпочтительной,поскольку при этом не только выделяются в особую группу действительносуществующие знаковые системы, но и удается избежать чрезвычайно сложной иненужной модернизации терминологии.
Модель играет существенную роль в систематизациизнания и обнаруживает поэтому весьма тесную связь с разными его формами. Вотношении к проблеме модель выступает: а) как средство решения проблем,возникших в процессе исследования оригинала; б) как источник новых проблем; в)как источник проблем и средство их решения одновременно.
Иллюстрацией к любому из указанных пунктов можетслужить такая знаковая модель, как таблица Менделеева.
Расширение области проблем ведет к расширениюмногообразия моделей.
В составе теории идея может осуществлять своюфункцию как в обход моделей, так и при их помощи, что позволяет говорить обособых «модельных» теориях. В таких теориях модель выступает, какядро теории и процесс исследования модели, представляет собой процесс развертываниятеории. Модель органически врастает в тело теории и можно сказать, что в такомслучае без модели нет теории.
Тесное единство модели и теории, а особенноматематизация теорий, дает некоторое основание для их отождествления. Однако,во-первых, существуют модели органически не связанные с теорией (таблицы,графика и прочее); во-вторых, хотя зачастую теория с формальной стороны представляетсобой систему преимущественно математических символов, тем не менее в сравнениис моделью она выступает, как значительно более сложная система.
Современный обобщенный подход к моделированиюпозволяет рассматривать выраженные в символической форме законы как моделисоответствующих явлений. Нередко модель выступает как сложное образование,включающее ряд законов. Это показывает, что модель как форма знания тесносвязана с законом, принципом, математической гипотезой и в некотором смыслесовпадает с ними. 6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ранее я описал строение и основные требования ксистеме научного знания. Но хотелось-бы еще раз упомянуть, что всякая теория впроцессе своего развития стремится стать внутренне завершенной,непротиворечивой, систематизированной. Процесс систематизации знаний это непассивный акт отражения системной природы изучаемого предмета. Систематизация — активный творческий процесс, в ходе которого достигается более глубокое отражениедействительности, осуществляются научные открытия.
Законам в ходе этой систематизации принадлежит центральноеместо в организации знаний. Организация знаний есть придание им такой формы, вкоторой оно может функционировать в обществе — сохраняться и закрепляться, передаватьсяот одного лица к другому, использоваться в практической деятельности. Ни однойзаданной функции знание не может выполнить с должной полнотой, если оно несистематизировано. В зависимости от задачи, которая ставится перед теорией,меняется и характер ее систематизации. Один характер систематизации требуется вучебной литературе, другой в научной и третий в случае практической деятельности.
Во всех указанных случаях в основе систематизациизнаний лежит сущностное отражение действительности.
Научная систематизация знаний возможна лишь воснове законов, открываемых наукой. Без знания законов систематизация носитслучайный, произвольный характер. Знания при этом связываются лишь внешнимобразом. В итоге получается искаженное отражение действительности. Законы женауки, раскрывая сущность отражаемого объекта, помогают отличать существенноеот несущественного, главное от второстепенного, располагать эмпирический материалв строго мотивированный порядок, где одно явление с необходимостью вытекает издругого. В результате получается систематизированная теория предмета, егосущностное выражение. Законы являются тем центром притяжения, вокруг которогоконцентрируется эмпирический материал. И все факты, которыми располагает та илииная наука, неизбежно проходят через это «чистилище». Именно вконтексте законов эмпирический материал приобретает определенный смысл. Законсводит бесконечное многообразие материала к единой основе, «снимает»его в себе. В результате сохранение в науке многих частностей, деталей становитсяизлишним. Внося организующее начало в те знания, которые характеризуютповедение предметов, закон выявляет основу этого поведения. Но мышление приэтом ничего не привносит в знание. Оно лишь вычленяет ту основу, котораярассредоточена в массе эмпирических данных, те. сущность, или закон.
Организация знаний в строго мотивированнуюсистему, как я только что отметил, опирается на сущностное отражение действительности.Отсюда с естественной необходимостью следует вывод о том, что структура теориипредопределяется структурой отображаемого объекта.
Поэтому, во-первых, структура теории не можетбыть навязана объекту извне. Во-вторых, связи элементов структуры теории должнысоответствовать тем связям, которые существуют в объекте. Это значит, чтоструктура теории должна располагать свои элементы в том-же порядке, в каком онирасположены в объекте, т.е. архитектоника теории должна соответствоватьархитектонике отображаемого объекта. И то, что в объекте является существенными определяющим, должно быть существенным и определяющим в структуре теории.
Но теория не сводится к воспроизведению всехэлементов объясняемого объекта. Структура теории не повторяет структуруотражаемого объекта во всех его деталях. Следовательно, структура теории немертвая копия структуры объекта. Это есть сущностное отражение, в котором аккумулируютсянаиболее характерные и существенные признаки предмета. Таким образом совпадениеструктур теории и отражаемого предмета осуществляется в общих чертах, в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1.     ГоловановВ.Н. Законы в системе научного знания. — М.: Мысль, 1970.
2.     ЙолонП.Ф. Система теоретического знания // Логика научного исследования, — С.64.
3.     КитайгородскийА.И. Физик


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.