Реферат по предмету "Философия"


Общественное сознание - главный элемент духовной сферы

Содержание
Введение
1. Духовная реальность как составная часть
и отражение общественного бытия
2.Структура общественного сознания: его уровни,
формыи функции
3.Каковосоотношение общественной психологии и идеологии
вобществе
Заключение
Списоклитературы

Введение
Самые первые представления осознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и былипоставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится спредметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания ивозможности его познания. Первоначальные философские взгляды не содержалистрогого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным.
Впервые сознание как особаяреальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом.Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани истороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного иматериального. В античной философии активно развивались идеи сопричастностииндивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функцияобъективной универсальной закономерности.
В средневековой философии сознательнаячеловеческая деятельность рассматривается как “отблеск” всемогущегобожественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенностичеловека. Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое времяоказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей формесознательной деятельности — самосознании.
Французские материалисты XVIII века(Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особойфункцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе исебе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитиипредставлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развитиясознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа.Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегельрассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм,учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.
В XIX веке возникают различныетеории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденномбессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценкечеловеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм идругие).
К.Маркс и Ф.Энгельс продолжилиматериалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичностисознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всегоэкономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особеннодиалектические идеи немецкой классической философии.

1. Духовная реальностькак составная часть и отражение общественного бытия
 
Духовная сфераобщества — этосистема отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества,представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология,искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостьюпредполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называютформами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное,политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующиеподсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не толькосодержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновенияв процессе развития общества.
Общественноесознание –совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественноебытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и вформе духовного освоения окружающего мира.
Общественное ииндивидуальное сознание находятся в тесном единстве.Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит ототдельной личности.
Для конкретных людей оно носитобъективный характер. Общественное сознание можно определить как общественныйразум, который развивается и функционирует по своим законам.
Индивидуальное сознание — это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и черезпосредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознаниеявляется совокупностью индивидуальных сознании.
Наряду с особенностями сознанииотдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальныхсознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе ихсовместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющимтолько по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможностивыхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
Каждое индивидуальное сознаниеформируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественногосознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека,посредством которого преломляется содержание общественной жизни.
Другим фактором формированияиндивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественногосознания.
Индивидуальное сознаниеопределяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всегочеловечества. Основные уровни индивидуального сознания:
1. Начальный (первичный) — «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешнейсреды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом.
Главные факторы формированияиндивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды,образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.
2. Вторичный — «активный»,«творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связанопонятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целомявляются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы:цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление — ядро и системообразующийэлемент.
Общественноебытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизниобщества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопросо взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания являетсяконкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. Домарксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющейроли сознания в жизни общества.
Вдействительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанноебытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие.
Первуюформулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «…люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение,изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своегомышления.
Не сознаниеопределяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, чтовзаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны иразвиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.
Если напервых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственноепорождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальнуюдеятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы,возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытиевоздействует определяющим образом на сознание людей через множествопромежуточных звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые иполитические отношения и т. п.
В то же времянеобходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и еговоздействия на развитие самого общественного бытия.
Методологическаяроль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас.
Методологическаяроль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как житьзавтра.
Поэтомуобщественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так жевзаимосвязаны как прошлое и будущее.
2. Структура общественногосознания: его уровни, формы и функции
Структура общественного сознаниявыделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первыйобразует общественную психологию, второй — идеологию.
Обыденное сознаниеформируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознаниеотражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
Общественное сознание выступает вразличных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовыевзгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.
Рассмотрим отдельные формыобщественного сознания:
--политическое сознаниепредставляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественныхвзглядов на политическую организацию общества, на формы государства, наотношения между различными социальными группами, классами, партиями, наотношения с другими государствами и нациями;
--правовое сознание втеоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначениеправовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда,прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующегоинтересам определенного общества;
--мораль — система взглядови оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепленияопределенных нравственных устоев и отношений;
— искусство — особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительностичерез художественные образы;
— религия и философия — наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания.Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества.Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере ирелигиозных постулатах.
В гносеологическом аспектеструктурные компоненты общественного сознания различаются главным образом поуровням, формам и способам отражения общественного бытия. Такими компонентамиявляются обыденное сознание и теоретическое сознание, представляющие два уровняотражения действительности — познание явлений и познание сущности. Обыденноесознание возникает как осознание повседневных нужд и потребностей людейи ограничено непосредственными практическими условиями жизни людей различныхобщностей. Оно охватывает и обобщает по преимуществу внешние связи и отношенияобщественной жизни, но, как правило, не раскрывает ее существенных сторон и неспособно предвидеть отдаленные последствия человеческой деятельности. Этотуровень сознания, не систематизированный в целом, включает опыт народных масс иразнообразные эмпирические знания, выработанные в процессе историческогоразвития (народные знания в области производства, быта, медицины, фольклор идругие виды народного творчества, представления о явлениях природы, в том числепредрассудки, суеверия и т. п.). Вместе с тем обыденное сознание создает вобщественно-историческом плане предпосылку и условия возникновения теоретическогосознания, а также его дополнение. Наиболее глубокие обобщения и понятияповседневного сознания переходят на высший уровень познания и становятсядостоянием теории и науки. Теоретическое сознание выступает как более высокийуровень познания, для которого характерно открытие сути природных иобщественных явлений, их закономерных связей и отношений. Этот компонентобщественного сознания существует в форме систем идей, понятий, законов и т. п.Теория, как систематизированное сознание, представлена наукой и идеологией, аидеологические системы в свою очередь могут различаться как научные иненаучные. Кроме того, теоретическое сознание дифференцировано и имеетградации, определяемые глубиной проникновения в сущности различного порядка.
Однако на уровне обыденногосознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться доглубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденноесознание являлось единственным и главным. по мере развития общества возникаетнеобходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становитсянедостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическоесознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляетвнимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая кболее глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознаниесвязано с общественным бытием. Теоретическое сознание делает жизнь людей болееосознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания,поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовныхпроцессов. Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественнойпсихологии.
Теоретическое сознание несет в себенаучные знания о природе и обществе. Обыденное знание — это знание элементарныхусловий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в егонепосредственном окружении.
Это знание об использовании простыхорудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.
 
Формы общественногосознания принято различать между собой по следующим критериям:
роли в обществе;
способу отражения;
социальному источнику.

3. Каково соотношениеобщественной психологии и идеологии в обществе?
 
Общественнаяпсихология — частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные иненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонностии интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла.
Идеология — частичный аналог теоретическогоуровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии даетсясистематизированная оценка социальной действительности.
Общественноесознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование.В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено поразным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика техсторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мыговорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи ссубъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должнорассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание.И, наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под угломзрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности,и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественнаяпсихология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурныйанализ общественного сознания.
Общественноесознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеетдва уровня: психологический и идеологический. Общественная психология естьсовокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных дляданного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса,нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влияниемконкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия длякаждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и ихсоциально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы вклассовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексахпротивоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ееисторическими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Неслучайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности,российской необязательности и т. д.
Идеологияесть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мирав целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокийпо сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания —уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальныхгрупп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психологиявозрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в такомдифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегданосит общественный характер.
Необходимоиметь в виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии веще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов однойбольшой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренныеинтересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект,выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте примененияакцент смещается в сторону ценностного аспекта, причем оценка тех или иныхсоциальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.
Еслиобщественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействиемтех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеологияпреимущественно выступает как продукт теоретической деятельности “особоуполномоченных” данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса,теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходитпрактически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологикласса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологииинтересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.
Соотношениемежду общественной психологией и идеологией предопределено тем, что перваяявляется эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнемобщественного сознания.
Известно, чточувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимыйэтаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичнуюинформацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественнаяпсихология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальнойдействительности, которое составляет своеобразный базис для возникновениясоответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией,глубоко проникает в сущность явлений.
Отношениемежду идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны,формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии даннойсоциальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивноеотражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, онаспособствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению,введению к минимуму других.
В философскойи исторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание”и “массовое сознание”. И хотя, как следует из названий, понятия этипредназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первомслучае нас интересует степень “онаученности” сознания, во втором же — степеньего распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительнойстепени совпадают по своему объему и могут быть определены как эмпирическое,стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерноедля основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение собщественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткойсвести все содержание обыденного и массового сознания исключительно ксоциально-психологическому. В особенности это неверно по отношению ксовременному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого ужезаметно теоретизировало и идеологизировано.
На всехэтапах исторического развития социально-психологический фактор играет активнуюроль. Можно, например, четко проследить закономерности психологическоговызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которыепозволяют стабилизировать послереволюционное общество. Таким образом, переход кновым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическимфактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколькотот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.
Духовная сфера, являясьподсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения,происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной.Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться насостоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание наизменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистическихценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с нейпроблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованностиклассических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативныетенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существеннымпрепятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Заключение
Переход к сознаниюпредставляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательноеотражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, этоотражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений кней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.
В сознании образдействительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемоевыступает как “предстоящее” субъекту. Общественное и индивидуальное сознаниенаходятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальныйхарактер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носитобъективный характер.
Каждый индивид напротяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения ивоспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этомувлиянию не пассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормысознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственныеустановки, эстетические представления. Общественное сознание можно определитькак общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
В конечном итогеобщественное сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

Списоклитературы
1. Философия: Учебник для вузов  / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005. (Серия  «Золотой фонд российских учебников»). С. 439-458.  
2. Философия.  В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузовЛавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под  ред. проф. В.Н. Лавриненко. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.  С. 390-396.
3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. –  М.: Гардарики, 1999.С. 701- 719.
5. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 81.
6. Философия и ценностные формы сознания. – М., 1998.
7. Философский словарь  / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд.,перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Как компьютер помогает в учебе.» Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?
Реферат Винсент Ван Гог и Поль Гоген
Реферат Определяющая роль способа производства в жизни общества
Реферат Оздоровительная аэробика
Реферат Richard Wright Essay Research Paper In his
Реферат Расчет параметров асинхронного энергосберегающего электродвигателя
Реферат Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: становление и развитие
Реферат Лесосечные работы
Реферат Образование землевладения крестьянского фермерского хозяйства
Реферат Кнабе Г.С. "Цицерон и искусство красноречия в Риме"
Реферат Аудит расчетов по налогу на доходы физических лиц
Реферат Выбор канала распространения рекламы
Реферат «Досуг и образование рабочих Алтайского края в 30-е годы XX века» Крюкова Алена Сергеевна, 10б моу «Гимназия №42», г. Барнаул
Реферат Long Term Analysis Essay Research Paper Analysis
Реферат Часовые пояса