КИЕВСКИЙСЛАВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольнаяработа
пофилософии
Тема: Немецкая классическая философия.
Философские взгляды И. Канта.
Выполнила:
Студенткагр. УА
Заочногоотделения
ВолкогонТатьяна
КИЕВ-2005
ПЛАН
В в е д е н и е
1. Аналитика прекрасного.
а. Суждениевкуса по его качеству и количеству.
б. Суждениевкуса по отношению к целям.
в. Суждениевкуса по модальности удовольствия от предмета.
2. Аналитика возвышенного.
а.Характеристика чувства возвышенного.
б. Возвышенное вприроде.
3. Диалектикаэстетической способности суждения.
а. Антиномиявкуса.
б. Об идеализмеприроды и искусства.
З а к л ю ч е ни е
П р и м е ч а ни е
Самый главныйпредмет в мире-
это человек, ибо он для себя-
своя последняя цель. Право чело-
века должно считаться священным.
И. Кант
«Критикаспособности суждения» Канта является основной его работой, как по еезначению для понимания философии самого Канта, так и по влиянию, какое онаполучила в истории послекантовского немецкогоидеализма. В этой работе учение кантовского критицизмаприменяется, во-первых, к способности суждения о прекрасном и произведенияхискусства, во-вторых, к способности суждения о целесообразности в природе, илио целесообразном строении организмов. Вопрос о целесообразности в природе ученымиXVIII столетия решался с точки зрения всеобщихзаконов развития механики, физики и астрономии. Механическая причинность сталаключом к научному объяснению всех процессов и явлений природы, в основекоторых лежало представление о целях. С развитием анатомии и физиологиичеловека и высших животных усиливается тенденция распространить принципмеханической причинности и на органическую природу. Но этот метод познания иобъяснения органического мира зашел в тупик в объяснении вопроса возникновенияжизни на Земле. Кант нашел яркое выражение для этого состояния остановившейсяна половине пути современной ему науки. В своем раннем трактате «Всеобщаяестественная история и теория неба» 1755г. он одновременно выразил и гордую уверенность науки в законности, силемеханического причинного объяснения явлений неорганической природы, и смиренноепризнание ее неспособности дать такое же объяснение явлениям природыорганической. Пока наука подчинялась религии, то естественно все явления и процессыобъяснения органического мира она объясняла с религиозной точки зрения, но всенастойчивее наука искала пути для научного, не религиозного объясненияприроды. Так возникло в научном мировоззренииXVIII века одно из основных для него противоречий. Наука не смоглапризнать, как факт, существование целесобразности вприроде, в то же время сама наука признавала, что научное объяснение этогофакта пока невозможно. Это противоречие ослабло кXIX веку, но еще продолжалось вплоть до середины нашего столетия,пока физические и математические методы не проникли в биологию. В эпоху Кантауказанное противоречие оставалось в силе. Оно не укрылось от проницательноговзора Канта и стало предметом исследования не только в его ранней космогонии,но также в первой из его «критик»-в «Критике чистого разума» 1781г., а также в последующих его работах «Критика практического разума»и явилось всесторонним изучением этой проблемы в его главной и основной работе- «Критика способности суждения»1790 г. «Критика способностисуждения» завершает построение философии Канта. Если «Критикачистого разума» изучала законодательства рассудка, а «Критикапрактического разума» изучала законодательства разума, то «Критикаспособности суждения» исследует способность суждения, котораяпредставляет, как теперь полагает Кант, промежуточное звено между рассудком иразумом.
УчениеКанта о целесообразности в органической природе с его достоинствами инедостатками выступают в противоречивом сочетании. Совершенно ясно, что,отрицая применимость к организмам принципа механической причинности в качествеспособа теоретического объяснения, Кант и в решении этого вопроса становитсяагностиком, однако в кантовском отрицании принципамеханического объяснения целесообразных органических структур звучит и другой,принципиально не связанный с агностицизмом (см. Примечание№1) мотив, аименно критика односторонности и недостаточности механизма как метода,призванного объяснить происхождение органических форм, но все же механизм дляКанта остается идеалом. В то же время он с большой настойчивостью выдвинулперед философией и перед теорией познания вопрос о целесообразности форморганической природы. Он с редкой проницательностью показал, что наука невправе остановиться перед загадкой целесообразности, и не может и не должнасложить перед ней оружие причинного теоретического исследования и объяснения,однако агностицизм Канта парализует ценные выводы из его работ. Кант указываетна необходимость дополнить принцип механического объяснения теологическимпринципом с внедрением физических методов в биологию. Успехи кибернетикиубедительно показывают нам в настоящее время, насколько принципиален был Кант,защищая право все более широкого применения к органической природе и к ее целесообразнымструктурам методов физической причинности.
Краткая биография Иммануила Канта
ИммануилКант родился в Прусском королевстве в1724году, в городе Кенигсберге, в семье мастерового- мастера седельного цеха. Окончил гимназию и Кенигсбергскийуниверситет. Поначалу работал домашним учителем, с1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и лишь в46 лет(в1770 году)получил профессорскую кафедру логики и метафизики (был деканом факультета идважды избирался ректором университета). В ходе семилетней войны Кенигсберг былзанят русскими войсками, а в1794 годуИммануил Кант избирается членом Российской академии.
Хотякниги Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую известность он получиллишь в последнее десятилетиеXVIII века.Чувствуя, что начал дряхлеть, Кант оставляет преподавательскую деятельность, нопродолжает свои философские исследования.
В1804 году Кант умер. Он похоронен вКенигсберге (Калининграде) на Острове Канта.
Первый раздел.
Чтобыопределить, прекрасно нечто или нет, мы соотносим представление не с объектомпосредством рассудка ради познавания, а с субъектом и его чувствомудовольствия или неудовольствия посредством воображения. Суждение вкуса,поэтому не есть познавательное суждение: стало быть, оно не логическое, а эстетическоесуждение, под которым подразумевается то суждение, определяющее основаниекоторого может быть только субъективным. Кант далее подчеркивает, чтоудовольствие, которое определяет эстетическое суждение вкуса, свободно отвсякого интереса. Он пишет: «Каждый должен согласиться с тем, что тосуждение о красоте, к которому примешивается малейший интерес, оченьпристрастно и не есть чистое суждение вкуса. (В первом издании „Критикиспособности суждения“ Канта, вышедшей на русском языке в1798 году, слово „пристрастно“переведено как „партийно“, поэтому смысл фразы звучит так: »...суждение о красоте, к которому примешиваетсямалейший интерес, партийно"). Поэтому для того,чтобы быть судьей в вопросах вкуса, нельзя ни в малейшей степени бытьзаинтересованным в существовании вещи, в этом отношении надо быть совершеннобезразличным.". (Все ссылки в последующем навысказывания Иммануила Канта будут даваться по собранию сочинений в шеститомах, т. 5, «Критика способностисуждения», изд-во «Мысль», М.,1966.)Всякая заинтересованность ведет не к эстетическому наслаждению, а к практическому удовольствию от приятной или хорошейвещи, далее Кант отмечает: «Через это ощущение оно возбуждает желаниеобладать такими предметами...».. Суждение о предмете удовольствия может бытьсовершенно незаинтересованным и в то же время очень интересным, то есть, оно неосновывается на интересе, но возбуждает интерес: таковы все чистые моральныесуждения, но суждения вкуса сами по себе вовсе не обосновывают какого-либоинтереса. Несмотря, однако, на все это различие между приятным и хорошим(первое то, что нравится внешним чувством в ощущении, второе то, что нравитсяпосредством разума через одно лишь понятие) они сходятся в том, что всегдасвязаны с заинтересованностьюв своем предмете.
Суждениевкуса, очищенное от утилитарности, является созерцательным суждением, то есть,будучи безразличным к существованию предмета, лишь связывает его свойства счувством удовольствия и неудовольствия.
Изтрех видов удовольствия, означающих, следовательно, три различных соотношенияпредставлений с чувством удовольствия и неудовольствия, по отношению к которомумы отличаем друг от друга предметы или способы представления, первые два:приятное - то, что доставляетнаслаждение, хорошее- то, что ценят,одобряют, является не эстетическими, так как в первом случае заинтересованывнешние чувства, во втором-заинтересован разум. И только третий вид удовольствия лишен всяческой заинтересованности- прекрасное-то, что только нравится и поэтому оно свободно, а, значит, и эстетическое.«Приятное и доброе ощущают и животные, лишенные разума, красоту- только люди», Кант выводитдефиницию прекрасного: «Вкус есть способность судить о предмете или оспособности представления на основании удовольствия или неудовольствия,свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным».
Изэтой дефиниции можно судить о том, что суждение, свободное от всякого интереса,содержит в себе основания удовольствия для каждого. В этом субъективном представлениио предмете субъект может предположить, что тот или иной предмет может илидолжен вызвать у другого индивида такое же суждение- удовольствие или неудовольствие, и«хотя оно только эстетическое суждение и содержит лишь в себе отношениепредставления о предмете к субъекту, оно сходно с логическим суждением о том,что можно предполагать его значимость для каждого», однако из понятий этавсеобщность также не может проистекать. Следовательно, суждению вкуса,полностью отрезанное от всякого интереса, должно быть присущепритязание на значимость для каждого, но без всеобщности, направленной наобъекты, то есть, с ним должно быть связано притязание на субъективнуювсеобщность. Из трех видов удовольствия хорошее и приятное базируются на личныхчувствах, поэтому субъект охотно соглашается с другими, несовпадающими с ниммнениями о данном предмете. Но в прекрасном субъект свои представлениястарается выдавать за всеобщие и отстаивает свою точку зрения в споре ссобеседником, требуя от него тех же эстетических суждений, что и у него, новсеобщность удовольствия в суждении вкуса представляется только как субъективная.В суждении вкуса о предмете, представление об этом предмете может быть лишьдушевным состоянием в свободной игре воображения и рассудка, предшествуетчувство удовольствия от этого предмета и является основой этого удовольствия.«Прекрасно то, что всем нравится без (посредства) понятия».
Всякийинтерес портит суждение вкуса и лишает его беспристрастности, особенно еслион, в отличие от интереса разума, не предпосылаетцелесообразность чувству удовольствия, а основывает ее на этом чувстве. Поэтомусуждение, на которое оказывается такое воздействие, не может притязать наобщезначимость вкуса. Вкус всегда оказывается варварским там, где он дляудовольствия нуждается в добавлении возбуждающего и трогательного, а тем более, если он делает критерии своего одобрения, темболее часто то, что возбуждает, причисляется к красоте и даже выдается закрасоту. Суждение вкуса, на которое возбуждающее и трогательное не имеетникакого влияния есть чистое суждение вкуса. Впонятии вкуса существуют два вида красоты: свободная красота- не предполагающая в себе никакой цели исвоего внутреннего совершенства- к этомупонятию Кант относит продукты природы и непрограммную музыку. Если же красотапредполагает понятие цели, которое определяет, чем должна быть вещь, а значити предполагает ее совершенство, это красота привходящая (обусловленнаякрасота), к таким понятиям Кант относит различные продукты человеческой деятельности.Суждение о свободной красоте является чистым, суждение о привходящей естьприкладное суждение вкуса. В суждении о прекрасном не может быть никакогообъективного правила вкуса, в самом деле, любое эстетическое суждение естьчувства субъекта, а не понятие об объекте, хотя эмпирический опыт народовсоздавал во все времена такие понятия об идеале красоты, вернее, нормы родакрасоты, но она, идея, слаба, и едва ли может претендовать на критериипрекрасного, хотя на некоторые произведения искусства смотрят как наобразцовые.
Какдалее пишет Кант, идеалом красоты может быть только то,что имеет цель существования в себе самом, а (именно) человек, которыйразумом может сам определить себе свои цели, или где он должен заимствовать ихиз внешнего восприятия, все же в состоянии соединить их с существенными ивсеобщими целями и затем также и эстетически судить о согласии с ними- только человек, следовательно, может бытьидеалом красоты, также как среди всех предметов в мире (только) человечество вего лице, как мыслящее существо, может быть идеалом совершенства". Опрекрасном всегда думают, что оно имеет необходимое отношение к удовольствию,но эта необходимость особого рода: нетеоретическая объективная необходимость инепрактическая необходимость. Это, как отмечает Кант, «удовольствие естьнеобходимое следствие некоего объективного закона и означает только то, безусловно(без дальнейшегонамерения) должно действовать определенным образом».
Скорее,это необходимость образца, которая базируется на чувстве субъекта, но этотсубъект выдает свое личное суждение вкуса не за частное, а за общее и являяськак бы чистой идеальной нормой. При предположении этой нормы можно по правуделать правилом для каждого суждения, которое с этой нормой согласится, хотяэта норма более чем неопределенна. Таким образом, суждение вкуса естьнезаинтересованность субъекта предметом, основанное на его чувствесвободной игры воображения без привлечениякаких-либо понятий и законов, только в этом случае переживания субъекта будутносить эстетический характер.
Раздел Второй
Прекрасноеимеет то сходство с возвышенным, что оба нравятся сами по себе, они обапредполагают не существенно определяющие и не логически определяющие суждения,а суждения рефлексии. Вместе с тем у этих категорий есть и существенныеразличия, так, например: прекрасное в природе касается формы предмета,возвышенное может находится и в безобразном. Таким образом, как констатируетКант: «Прекрасное, по-видимому, берется для изображения неопределенногопонятия разума. Следовательно, там удовольствие связано с представлением окачестве, а здесь- с представлением околичестве».Основание для прекрасного в природе мы должны искать вне нас,для возвышенного же- только в нас и вобразе мыслей, который вносит возвышенное в представление о природе.
Еслипрекрасное вызывает в человеке чувство удовольствия или неудовольствия, товозвышенное вызывает в человеке идею о возвышенном.Кант пишет: «Отсюда следует, что возвышенное надо искать не в вещахприроды, а исключительно в наших идеях. В каких же идеях оно заключено- решение этого вопроса надо предоставитьдедукции».
Возвышенноене надо искать в продуктах человеческой деятельности, так как величина(размеры этих предметов) предопределены целью, возвышенное не надо искать и вцелесообразных продуктах природы, определенных природой, возвышенное необходимоискать только в грубой природе, которая представляет собой величины — идее возвышенной души субъекта. Еслиэстетическая способность суждения в оценке прекрасного соотносит с рассудкомвоображение в его свободной игре, что быть в согласии с понятием рассудка,точно также в суждении о возвышенном суждение соотносится с понятиями разума,чтобы субъективно соответствовать его идеям. Возвышенное, как и прекрасное,необходимо искать не в объекте, а в самом человеке- в способности его души, только в первом случае это необходимо искать в идее, а во втором случае- в чувстве удовольствия или неудовольствия. Впервом случае душа находится в возбужденном состоянии, во втором- она в спокойном созерцании.
Подводяитог возвышенному чувству, Кант выводит дефиницию: «Качество чувствавозвышенного состоит в том, что оно есть чувство неудовольствия эстетическойспособностью рассмотрения предмета, которое в то же время представляется в немкак целесообразное; а это возможно потому, что (наша) собственнаянеспособность обнаруживает сознание неограниченной способности того же самогосубъекта и что душа может эстетически судить о ней только благодаря этомусознанию».Сила природы часто в нас вызывает страх, но если человекиспытывает только страх перед ней, он никогда не может судить о возвышенностиэтой природы. «Кто боится, тот вообще не может судить о возвышенностиприроды, как не может судить о прекрасном тот, кто во власти склонности ивлечения».Наше суждение о возвышенном в природе возникает не тогда, когдаона вызывает в нас страх, а тогда, когда будит в нас нашу силу, сопоставляя еебез всякого опасения, возвышая наше воображение до изображения тех случаев, вкоторых душа может ощущатьвозвышенность своего назначения по сравнению с природой. Если возвышенноеприписывается силе, то одним из величайших проявлений возвышенности (уже не вприроде, а в обществе) осуществляется в войне. Да, Кант считал, что посколькув таком состоянии души человеческие силы доведены до предела, а стремлениесохранения своей жизни для храброго человека ничего не значит, то в такихситуациях душа способна на возвышенные чувства. В одной из греческих трагедиймы находим такой случай. В разгар сражения случилось затмение солнца и многие вэтом увидели гибель, но один из полководцев произнес: «Хорошо! Мы будемсражаться во тьме!» Подобный случай произошел в Отечественную войну1812 года, в Лейпцигскомсражении «Битва народов». Французы потерпели поражение и тольконебольшая горстка французской гвардии стойко оборонялась. Когда один изнападающих предложил им сдаться, видя бесполезность сопротивления, один изгвардейцев ответил: «Гвардия не сдается, гвардия погибает!» Но,наверное, высшим проявлением всеобщего героизма возвышеннойдуши солдата произошел в Великую Отечественную войну, когда массовый героизмсоветского солдата проявлялся на каждом шагу. Мы знаем много примеров, когдагероизм того или иного солдата или офицера был зафиксирован- отмечен наградой, но у советскогокомандования не хватило бы почетных званий, орденов и медалей, чтобы отметитьмассовый героизм советских людей, к тому же героизм делался не для награды, апо зову возвышенной души защитника своего отечества. Но Кант это суждениеприписывает любой войне вообще, мне же кажется, что только освободительнаявойна несет в себе это понятие возвышенного, захватнические войны несут людямлишь зло, и, как пишет Кант:"И если мы находимнаши силы недостаточными для преодоления (этого зла)- оно предмет страха, а не чувства возвышенного".
Раздел третий.
Способностьсуждения, которая должна быть диалектической, должна притязать на всеобщность.Но суждение вкуса в большей мере субъективно, так как опирается на субъективные(понятия) о произведениях того или иного вида искусства, каждый имеет свойвкус, о вкусе не дискутируют, но все же о вкусе можно спорить, а значит, спорпредполагает две противоположные точки зрения, которые притязают навсеобщность, но две сразу противоположные точки зрения не могут быть приняты заидеал вкуса. Возникает анатомия вкуса. К тому же в споре противоположныестороны опираются на понятия, доказывая свою правоту, но, как нам уже известно,суждение вкуса не опирается на понятие, иначе это будет просто логическимспором. Диалектика способности эстетическихсуждений вкуса относится не собственно к вкусу, а к критике вкуса.
Приразрешении той или иной антиномии дело идет только о возможности того, что двавидимо противоположных друг другу положения на самом деле не противоречат другдругу, а могут сосуществовать, хотя объяснить возможность их понятия вышенашей познавательной способности.
Такимобразом, Кант ставит вопрос о сочетании субъективных и объективных принциповсуждения вкуса, но не находит на это ответа, в этом его характер антиномии, онпишет: «Совершенно невозможно дать определенный объективный принципвкуса, которым суждения вкуса могли бы руководствоваться и на основании которогоони могли бы быть исследованы и доказаны, ведь тогда не было бы никакогосуждения вкуса. Только объективный принцип, а именно, неопределенная идеясверхчувственного в нас может быть указана, как единственный ключ к разгадкеэтой даже в своих истоках скрытой от нас способности, но далее уже ничем нельзясделать его понятным».
Принципвкуса всегда можно усматривать прежде всего в том, что вкус судит эмпирически,через внешние чувства, или из априорных оснований. В первом случае это будетэмпиризм вкуса, во втором- егорационализм. Рационализм же принципа вкуса может быть или рационализмомреализма, целесообразности, или рационализмом идеализма ее, но суждение вкусане есть познавательный процесс, а красота-не свойство предмета самого по себе, это лишь эстетические чувства в самомсубъекте, поэтому рационализм принципа вкуса никогда нельзя усматривать в том,будто целесообразность в этом суждении мыслится как объективная. За реализмэстетической целесообразности природы говорят прекрасные творения самойприроды. Об идеализме целесообразности в красоте природы Кант пишет так:«Но что прямо доказывает принцип идеальности целесообразности в красотеприроды, как принцип, который мы всегда полагаем в основу самого эстетическогосуждения и который не позволяет нам применять реализм цели природы в качествеоснования для нашей способности представления,-так это то обстоятельство, что при оценке красоты вообще мы ищем мерило в нассамих и что эстетическая способность суждения, когда судит о том, прекрасновсе это или нет, сама себе устраивает законы, чего не могло бы быть, еслидопустить реализм целесообразности природы, ибо мы в таком случае должны былибы учиться у природы тому, что мы должны считать прекрасным и суждение вкусабыло бы подчинено эмпирическим принципам».
Ещеяснее можно усмотреть принцип идеализма целесообразности в изящном искусстве, всамом деле, с прекрасной природой оно имеет общее то, что в нем нельзядопустить эстетический реализм, целесообразности через ощущения, ноудовольствие не должно зависеть от достижения определенных целей. Изящноеискусство не есть продукт рассудка или науки, а как произведение гения, и,следовательно, оно получает свои правила через эстетические идеи, которыесущественно отличаются от исходящих из разума идей определенных целей.Следовательно, даже в основе рационализма лежит идеальность целей, а не ихреальность. Таким образом, идеализм целесообразности в суждении вкуса опрекрасном в природе и в искусстве есть единственное предположение, при которомкритика только и способна объяснить возможность суждения вкуса.
Всякоесубъективно-абстрактное изображение как чувственное воплощение бывает двояким:схематическое, то есть, понятием рассудка дается соответствующее априорноесозерцание, или символическое, когда под понятием разума не может бытьникакого чувственного созерцания, способность суждения согласуется с самимобразом действия, а не по созерцанию. Таким образом, все созерцания, которыеподводятся под априорные понятия, есть суть или схемы, или символы.
Прекрасноеесть символ нравственно доброго: и только принимая это во внимание, оно и ненравится с притязанием на согласие каждого другого, причем душа сознает инекоторое облагораживание и возвышение над восприимчивостью к удовольствию отчувственных впечатлений и судит по такой же максимальной мерке своейспособности суждения о достоинстве других. Прекрасное нравится непосредственно,без всякого интереса, предполагает полную свободу воображения, субъективныйпринцип суждения о прекрасном становится всеобщим. Для изящного искусствасуществует только манера, а не способ обучения. Мастер показывает ученику, каки что надлежит делать, общие правила для данного искусства являютсянапоминанием, а не перенесением в процесс творчества, но стремление к идеалу существует,но в практике этот идеал почти недостижим. Только когда учитель разбудит вученике воображение, только тогда ученик сможет творить по законам красотыизящного искусства, то есть, может проявиться гениальность ученика, егокультура душевных сил.
Взаключении Кант пишет: «Но так как вкус, в сущности, есть способностьсуждения о чувственном воплощении нравственных идей (исходящему из этих идейчувству — оно называется моральным чувством) выводится то удовольствие,которое вкус объявляет значимым для человечества вообще, а не только дляличного чувства каждого- то ясно, чтоистинной пропедевтикой (см. Примечания п.3) к утверждению вкуса служит развитиенравственных идей и культуры морального чувства; только в том случае, когдачувственность приведена в согласие с этим чувством, настоящий вкус можетпринять определенную неизменную форму».
Взаключение хочется сказать несколько слов об учении Канта вообще и, вчастности, его «Критике способности суждения вкуса».
Формированиефилософских воззрений Канта проходило постепенно, поэтому его ранние взглядыотличаются от поздних, иногда даже полностью пересматриваются, и, как отмечаетАсмус: «Кант не был кантианцем в такой мере, в какой его изображаютновейшие почитатели».
Положительнаяценность философии Канта в том, что он впервые в истории немецкого идеализмавосстановил диалектику, разработал сам некоторые ее вопросы и своими работамисообщил сильный толчок к ее дальнейшему развитию.
Многиемыслители обращали внимание на философию Канта как с точки зрения ее ценности,так и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин дали глубокий анализсоциально-классовой основы философской системы Канта. Вся концепция Кантанаправлена на человека, его связь с природой, изучение человеческихвозможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: «О смертном человекепока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и составляетсодержание всей его философии-»определи себя сам". Эта великая идея самоопределения светит нам,отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой".
Примечания
1. Агностицизм- (греч. agnostos — непознаваемый), учение, согласнокоторому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверноезнание о них. В истории философии классическими выразителями идей агностицизма- агностики-были Юм и Кант. Кант хотя и признавал объективноесуществование вещей самих по себе, но сущность их считал непознаваемой, полагая,что вещи сами по себе не даны ни в каком опыте ("Вещьв себе"), стр.9,Краткий словарь по философии. Изд-во «Политическая литература», М.,1979 г.
2. Априорные принципы — (от лат. priori - из предшествующего)понятие логики и теории познания,характеризующее знание, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимыйхарактер. Априоризм характерен для идеалистической гносеологии кантианства инеокантианства, стр.69, Советский энциклопедический словарь, Изд. четвертое.Изд-во «Советская энциклопедия», М.,1987 г.
Вфилософии И. Канта априорное знание-условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимыйхарактер.
3. Пропедевтика- введение в науку, предварительный вводныйкурс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, стр.1069, Сов. энциклопедический словарь, Изд.четвертое. Изд-во «Советская энциклопедия»,1987 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кант И. Трактаты иписьма (Вступит. ст. А.В. Гулыги)- М., Наука,1980.
2. Баскин Ю.Я. Кант.- М., Юрид. лит.,1984.
3. Бахтомин Н.К. Теориянаучного знания Иммануила Канта: Опыт совр.прочтения «Критики чистого разума». М.,Наука,1986.
4. Гринишин Д.М., Корнилов С.В. Иммануил Кант: ученый, философ, гуманист.- Л., Ленингр. ун-та,1984.
5. Философия Канта исовременный идеализм, И.С. Андреева, И.И. Ремезова, Л.А.Боброва и др., Отв. ред. И.С. Андреева, Б.Т. Григорьян, АН СССР, ИНИОН,М., Наука,1987.
6. Философский словарь, М., Политическая литература, 1975.