--PAGE_BREAK--По рекомендации Гете, заинтересовавшегося ярким мыслителем, Фихте в 1784 г. занял должность профессора Иенского университета. В годы иенской профессуры Фихте создал основной абрис своей философской системы. Потом реакционеры изгнали его, придолбавшись к неосторожному обращению с категориями религии.
Но Фихте с лекциями приглашают в Эрланген, Берлин, Кенигсберг и даже Харьков.
Когда Наполеон оккупировал в 1806 г. германию, Фихте с головой окунулся в общественную деятельность, читая патриотические лекции. С 1813 г. он принимает самое активное участие в буржуазно-демократическом движении за национальное восстановление Германии. Вступил в ополчение, но в январе 1814 г. умер от тифа, которым заразился от жены, работавшей в военном госпитале.
Философия как наукоучение. Исходная интеллектуальная интуиция. Фихте подчеркивает, что философия – это наука, и надеется обрести в ней «основополагающую науку», науку о науках, познание процессов получения знания, наукоучение и обоснование всякого знания вообще. Перед нами еще не «наука наук» в гегелевском смысле, но уже набросок ее замысла.
Между Кантом и Фихте в вопросе познания выявились расхождения. Соединение идеалистических и материалистических тенденций в теории познания Кана Фихте с основанием считает эклектикой, но путь к ее преодолению усматривает в избавлении от учения о вещах в себе. Признавая, в отличие от Канта, интеллектуальную интуицию, Фихте несколько сближает ее с рассудочной деятельностью, но, как и кант, отрицает возможность интуитивного проникновения в потусторонний мир (для Канта этот мир непознаваем, для Фихте он не существует).
Фихте обращает внимание на содержание чистого трансцендентального «Ч», т. е. бывший Кантовой апперцепции, взятой в ее существе. Конструируя «Я», Фихте пытается раскрыть его как саму сущность сознания, не как вещь, а как действие. Если у Канта активный трансцендентальный субъект пассивен в том отношении, что он вынужден иметь дело с той материей опыта, которая ему дана, то у Фихте активное творческое «Я» пассивно в том смысле, что оно не в состоянии творить мир иначе, как только воздействуя на самого себя.
Три основоположения и их диалектика. Систему солипсизма «Я» Фихте строит посредством трех основополагающих суждений, которые в совокупности и выражают его трактовку трансцендентальной апперцепции.
1. Всеобщее «Я» утверждает себя само. «Я» создает себя, и это не какое-то перманентное состояние, а мощный акт, вызванный особым началом-толчком.
2. «Я» не может удовлетвориться первым основоположением: оно стремится к самоопределению, а таковое невозможно иначе как только через посредство другого, т. е. того, что отлично от «Я». Следовательно, второе основоположеие: «Я» противополагает себя «не-Я». По сути, происходит «отчуждение» «не-Я» от «Я», выражающее идеалистическое решение основного вопроса философии и предвосхищающее Гегеля.
3. Третье основоположенние играет роль синтеза и приводит первые два к единству. Оно гласит: сознание полагает и объединяет в себе «Я» и «не-Я».
Этика действия и свободы. Этика Фихте развита в «Системе учений о нравственности…» (17989) и в ряде работ о назначении человека и ученого как истинного человека. Человек по Фихте – организованный продукт природы. Во всей своей полноте он есть не только объект, но и субъект. Как объект он не пассивен, и объективная необходимость, осознанная человеком как самодетерминизация, превращается в субъективную свободу.
Исторический путь овладения материальной природой – это всемирный процесс скачкообразного возрастания этической культуры человечества.
Если долг без чувства – нудная обязанность, то чувство без долга – слепой и грубый порыв. Соединение долга с чувством происходит именно благодаря культуре. Таким образом, «я» в ходе развития общественной цивилизации должны одержать победу как над природой вообще, так и над своей собственной природной основой.
В результате различие между «легальными» и «моральными» поступками исчезнет, разум и чувство, долг и желание, теория и практика отождествятся.
Философия истории, права и государства. Философия истории Фихте проникнута идеалистической теологией. Абсолютно свободное «Я» является не только источником и отправным пунктом исторического развития, но и его критерием, и целью, витающей где-то в необыкновенно далекой дали. История – это возрастающий и устремленный в будущее процесс культивирования практического и теоретического разума, и он носит родовой характер, хотя и происходит через совершенствование сознания индивидов.
Внешнее условие для реализации нравственных целей истории составляют, согласно Фихте, право и государство. Фихте утверждает, что человек может существовать только как общественное существо.
Но государство – только служебный, а потому временный институт. Это лишь условие, средство морального прогресса эмпирических «я». Спустя «мириады лет», но нравственность заменит собой государство, право и церковь. Только тогда возникнет подлинно «естественное состояние» человека, соответствующее действительной его природе и назначению.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель Философию Гегеля можно охарактеризовать как систему диалектического объективного идеализма. На новом, более высоком уровне он возродил идеи идеалистического рационализма XVII в., преобразовав тезис о совпадении реальных и логических связей в положение о диалектическом (относительном) тождестве бытия и мысли о бытии. Гносеология Гегеля, в отличие от теории познания Канта, не сводится к изучению субъективных познавательных способностей человека, но направлена на исследование зависимости законов познания объекта от его же собственных свойств. Гегель приходит к выводу, что законы бытия являются законами познания бытия, но на базе идеализма этот вывод получил обратный смысл – выведения законов бытия из законов его познания, так что онтология совпала у Гегеля с гносеологией. Все эти мотивы можно обнаружить в «Феноменологии духа», произведении, завершающем собой формирование философских взглядов Гегеля. Это и введение в его философию, и приложение ее к ряду конкретных вопросов. «Феноменология духа» как бы запрограммировала будущую философию духа: первые пять ее разделов – то эскиз учения о субъективном духе, шестой раздел соответствует учению об объективном духе, а два последних – о духе абсолютном. «Феноменология духа» подготавливает зрелую систему Гегеля. Она провозглашает конец царства рассудка и начало царства разума. Философия Гегеля – завершение и высшее достижение немецкого классического идеализма. Гегель провозгласил способность человека создавать самого себя, бесконечное превосходство общественной жизни над природой и могущество познающего сознания. Все эти тезисы он обосновывал посредством идеалистической диалектики. Систему Гегеля завершает учение об абсолютном духе. История достигает единства субъективного и объективного состояний духа на основе того уровня разумности, который возможен в условиях наиболее разумно устроенного государства.
Людвиг Фейербах
Младогегельянское движение. Отправным пунктом для философской идеологии буржуазно-демократических течений конца 30-х гг. XIX в. в Германии стали радикальные учения младогегельянцев. Их значение в философской подготовке революции 1848 – 1849 гг. несомненен.
По мере приближения революционной ситуации раскол в гегелевской школе стал неизбежен. Внешне он представлялся следствием спора о том, правильно ли будет отождествлять гегелевский абсолют с Богом, ток что его участники разошлись между собой и в ответах на вопрос о характере отношения абсолюта к человеку. Но по существу раскол определился полемикой между сторонниками радикального и консервативного толкования формулы «Все разумное действительно, и все действительное разумно».
Правые, или старогегельянцы, утверждали, что гегелевский абсолют следует понимать как высшее духовно-индивидуальное существо, представляющее собой субъект разумного мироправления. Но их философская деятельность выражала как их общую консервативность, так и попытки преодолеть кризис протестанстской теологии.
Левые, или младогегельянцы, заявили, что их учитель был пантеистом, а некоторые, например Бруно Бауэр, стали доказывать его атеизм, и даже упрекали самого Гегеля в том, что на практике он сам отошел от своей доктрины, чем и дезориентрировал учеников. Младогегельянцы решили углубить его критику в адрес политической и церковной реакции и отвергли мнение Гегеля о необходимости совпадения госвласти, религии и принципов философии.
Философы младогегельянского круга. Давид Фридрих Штраус (1808 – 1874) написал в духе пантеизма двухтомную «Жизнь Иисуса». Атаковал как ортодоксально-христианскую, так и гегелевскую христологию. По Штраусу, евангелие – исторический документ социальной психологии, а именно собрание мифов ранних христианских общин, Христос – естественный человек, т. к. абсолют не мог вселиться в единственную личность, а Бог – это образ субстанциальной бесконечности.
Бруно Бауэр (1809 – 1882) пошел в отрицании религии дальше, чем Штраус. Он отверг реальное историческое существование Христа вообще. Самого Гегеля Бауэр изобразил врагом религии, церкви и прусского государства, другом материализма и якобинцев. Бауэр и сам понимал, что этот образ не очень соответствует действительности, но хотел стимулировать развитие младогегельянства влево. Но «левизна» самого Бауэра ограничилась тем, что он свел буржуазную революционность к интеллектуальной критике религии, деспотизма и клерикализма со стороны выдающихся «критически мыслящих личностей».
Арнольд Руге (1803 – 1880) первым среди младогегельянцев стал извлекать политические выводы из критики религии, перенеся ее огонь на гегелевскую философию государства и права. Все наиболее политические эпизоды движения млагогегельянцев связаны с именем Руге, и именно в его статьях произошло их кратковременное приближение к революционному демократизму.
Штирнер и Гесс. Макс Штирнер (псевдоним Каспара Шмидта) (1806 – 1856) сложился как мыслитель в младогегельянском кружке «Свободных», но в книге «Единственный и его собственность» резко критикует их и предстает как крайний индивидуалист и нигилист, отвергающий любые реальности и ценности: мораль, право, государство, историю, общество, разум, истину, коммунизм. «Я – ничто, и котрого я сам почерпаю все, как творец-создатель… Мое Я для меня всего дороже!». Многое из его идей легло в идеологию анархизма.
С кругом младогегельянцев порвал и Мозес Гесс (1812 – 1875). Его роль в философии двойственна. С одной стороны, в результате проделанного им соединения принципов исторической необходимости Гегеля, гуманизма Фейербаха и утопического коммунизма Кабэ возникла теоретическая основа движения «истинных социалистов». С другой, развернутая Гессом критика капитализма привлекла внимание молодого Маркса. Но Гесс и сам испытал на себе влияние Маркса и Энгельса. В «Философии действия» (1843) Гесс заявил, в каком именно направлении настало время переделать учение Гегеля: «Теперь задача философии духа стать философией действия».
Польские гегельянцы. «Пролегомены к историософии (1838) Августа Цешковского (1814 – 1894)» сразу обратили внимание на такие изъяны гегелевской системы, как созерцательность, тенденция к фатализму, равнодушие к судьбам индивида и исключение из философского анализа проблем счастья и будущего человечества. Главная идея Цешковского – не подводить черту под итогами прошлого развития, а претворять выводы этих философских итогов в жизнь.
Эдвард Дембоский (1822 – 1846) – автор «философии творчества», основными категориями которой стали «народность», «прогресс», «действие» и «дерзание». Гегеля (как и Фурье, Сен-Симона, жирондистов и авторов компромиссной польской конституции) он упрекает в эклектизме, который, по его мнению, означает примирение противоположностей в теории и беспринципные компромиссы в политической практике.
Жизнь и деятельность Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804 – 1872) считал своим долгом разрешить проблему, поставленную самой жизнью и вытекавшую также из противоречий учения Гегеля. Какова подлинная природа реального человека и как определить его путь к счастью? Как освободить его от гнета всевластного абсолюта? Посвятив свою философию разрешению этих проблем и поставив в центр ее не абстрактное «Самосознание», а человека, он придал ей антропологический характер. Под антропологической философией он понимал учение, в котором цельный, реальный человек был бы как исходным пунктом, так и конечной его целью.
Л. Фейербах родился 28 июля 1804 г. семье видного юриста, слушал лекции Гегеля в Берлинском университете. В заметках «Сомнения» (1827 – 1828) уже зреет протест против диктата идеалистической мысли.
В «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) он противопоставляет христианской догме личного бессмертия бессмертие человеческого рода в его реальной, земной жизни, что стало отправным пунктом для младогегельянской критики. Сочинение было конфисковано, Фейербах уволен и шесть лет безуспешно пытался снова получить доступ к преподаванию. В знак протеста он на четверть века переселился в сельскую местность, где и написалсвои главные произведения.
Самое известное, хотя и не самое зрелое его сочинение – «Сущность христианства», вызвавшее огромный резонанс. Он разработал концепцию критики религии как отчужденного бытия человеческой сущности, которая приняла вид иллюзорного сознания.
Лекции Фейербаха о сущности религии были политическим актом, где он заявлял о необходимости стать «политическим материалистом», поскольку предмет его лекций – религия – «теснейшим образом связан с политикой».
Он с энтузиазмом воспринял революцию 1848 – 1849 гг., а победившая реакция и милитаристский режим Бисмарка встретили с его стороны только ненависть. Старость его прошла в бедности, доходившей до полной нищеты.
Вопрос о диалектике. Антропологический принцип. Наличие моментов диалектики у Фейербаха бесспорно. Когда он порвал с учением Гегеля, то не отверг диалектики межлюдских отношений, хотя и сохранил от нее немногое. Зато он подметил диалектические судьбы пантеизма; диалектический характер присущ и очерненному им механизму религиозного отчуждения. Здесь немало настоящих переходов в противоположность, и «то, что вчера было религией, сегодня перестает быть ею; то, что сегодня кажется атеизмом, завтра станет религией». Но диалектика всех этих моментов не осмыслена им как именно диалектика.
Антропологизм был главной особенностью Фейербахова материализма. «Человек» Фейербаха – уже не конгломерат пассивных атомов, влекомый внешними воздействиями «чурбан», каким он получается у лидеров французского материализма, а активный индивид. Он уже не послушный орган абсолютного духа, фатально включенный в систему ступеней подъема к чуждой чаяниям людей и непонятной для них цели. Антропологизм Фейербаха был направлен прежде всего против трактовки человека как «раба Божьего» и покорного орудия мирового духа. С точки зрения философа, для понимания человека важны не только аффекты страха в религии или заинтересованности в познании, но и «любовь» как философская категория в смысле не только желаний, страсти, восхищения и мечты, но и действенного самоутверждения.
Для Фейербаха «истина не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология, ни психология, истина – только антропология».
Понятие человеческой природы. Как заметил М. Гесс, Фейербах гуманизировал онтологию, повернул ее к интересам и потребностям человека и провозгласил материалистический гуманизм. Обязанность философа – помочь людям стать счастливее. Для этого надо рассмотреть человека не в изоляции от окружающего мира, а в связи с ним, и этот мир есть природа. Человек и природа как отправные пункты философствования объединяются вместе понятием человеческой природы.
Но характеристики человека Фейербахом страдают большой социальной абстрактностью, поскольку он отличает от животных в сущности лишь по наличию у него «превосходной степени сенсуализма». Социальный аспект философии сведен Фейербахом к взаимодействию в «двучлене» индивидов («Я» и «Ты»). Соединение в этой «клеточке» общественной жизни – в разнополой паре «Я – Ты» двух индивидуальностей является источником социальных разнообразий уже на более высоких уровнях.
Критика религии как отчуждения. Религия в перспективе эпох. «Религия человека». В анализе религии Фейерах принял эстафету от материалистов и просветителей XVIII века. Он первый выдвинул на первый план и обосновал мысль, что религия возникла не случайно, а закономерно, и является продуктом социальной психологии, которая постоянно рефлектирует в бинарной системе «Я – Ты», выделил основу религии как чувство зависимости человека. Религия оказывается выражением эгоизма. Религия есть «рефлекс, отражение» бессилия человека и одновременно активная реакция его на свое бессилие.
продолжение
--PAGE_BREAK--