Реферат по предмету "Философия"


Наука и научное познание

Наука и научное познание
Основная масса знанийприобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения.Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основноепредназначение которого — добывать систематизированное, теоретическое,концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Наука — общественноеявление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческойдеятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинныхзнаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов,учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научногообщения, поведения и деятельности его субъектов.
Научное сознание состоитиз научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых состояний и ценностныхориентаций, возникающих и появляющихся в процессе добывания знаний и ихсистематизации.
Достаточно часто поднаукой понимается только совокупность особых знаний, которые сравниваются сдругими теоретическими, но вненаучными знаниями, а также со знаниямиобыденно-практического характера. При более строгом употреблении понятий такиезнания не наука, а научные знания как элемент сознания субъектов и всей науки.
Термин «наука»употребляется в собирательном значении для отграничения ее от искусства, образования,информационной жизни и других явлений общества, а также в более конкретномобъеме — применительно к сходным областям совокупной науки или отдельной науке:точные науки, гуманитарные науки, физика, биология, социология и т.п.
Наука как социальныйинститут имеет свою организацию и принципы функционирования, координационные исубординационные связи, формы контроля и отчетности, способы взаимодействия сразличными видами практики.
В культуре общества онахарактеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни исамого себя. Научная сфера сегодня — один из способов и необходимый элементсодержания жизнедеятельности общества как культурной жизни, показательразвитости (цивилизованности) государства.
Наука — это сфераспециальной исследовательской деятельности, направленной на изучение природы,общества и человека. Главная цель науки и ее предназначение — получить истинноезнание, используя свои методы и формы, способы обоснования и проверки.
Понятийный аппарат — главный инструментарий исследований в науке и логическая форма выраженияполученного знания. Обоснованы различные признаки науки, отличающие ее отдругих областей духовной жизни и видов деятельности. Наука рациональна, так какее способ познания и сами знания связаны преимущественно сабстрактно-логическим мышлением, оперированием понятиями и суждениями, соткрытием сущностных характеристик и закономерностей объекта познания.
Наука системна,общезначима, универсальна, критична. Ее знания обладают высокой достоверностью,так как их можно проверить. Но научные знания и сами исследования могутсодержать и заблуждения, а также ложные знания.
Наука отличается отфилософии тем, что не изучает бытие в целом, а только его конкретные виды иформы, хотя философия содержит в себе научные знания, если они раскрывают всебе сущностные характеристики объектов философского познания и проверяемы.Наука отличается также от религии, мистики, мифологии реальностью материальныхобъектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения,открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание.Они могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводствуматериальной и духовной культуры.
От искусства, котороеотражает действительность в основном эмоционально, на основе чувствования исопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического икомического, наука отличается строгостью и «сухостью» суждений, ориентацией наточное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наукабесстрастна, бесчувственна в своем функционировании, нельзя.Высокоэмоциональное, ликующее «эврика!» («нашел!») принадлежит древнегреческомуученому Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферахжизни, действуют люди. Они не лишены стрессов и аффектов, ценностного иэмоционально-чувственного восприятия действительности и собственныхисследований, проявления воли и ответственности.
Структура совокупнойнауки может быть представлена по разным основаниям. В зависимости от основныхсфер исследования науки разделяют на естественные (о природе), гуманитарные илиобщественные (о человеке как личности и об обществе), и технические (отехнике). В особую группу объединяются математические науки, синергетика,философия, знания которых универсальны. Каждая группа наук включает в себябольшое количество конкретных наук, процесс дифференциации которыхпродолжается.
Считается, что сегоднянасчитывается более 15 тысяч относительно самостоятельных научных дисциплин,обосновавших свой предмет и область исследований, имеющих категориальныйаппарат, кадры и материально-техническую базу.
По характеру знанийсовокупная наука может быть разделена на фундаментальные и прикладные науки.Релятивистская физика, квантовая механика, высшая математика, химия,космология, синергетика, антропология, генетика и другие науки исследуютсложнейшие фрагменты бытия. Многие знания таких наук гипотетичны, основаны надопущениях и силе логического мышления исследователя, трудно проверяемы. Знаниямеханики, агрохимии, географии, многие технологические знания легко проверяемыи используются непосредственно на практике.
Внутренняя структуракаждой отдельной науки включает ряд необходимых элементов: понятийный аппарат,совокупность теоретических концепций и учений; методологию исследования,научные кадры и их подготовку, учреждения науки, материально-техническую ифинансовую базу, лабораторно-экспериментальную базу, систему информации,научные отношения. Значимость того или иного элемента структуры в каждойконкретной науке может быть различна.
Без науки в современномобществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасностьгосударства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурностинародов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию историческогопрогресса на рубеже XX—XXI веков. Но отношение, к науке сложилось двоякое.Сциентистское направление выражает доверие к науке. Она признается одной изглавных ценностей общества и доминантным фактором развития человечества. Сторонникиантисциентизма критикуют науку за ошибки, видят ее главной причиной кризисныхявлений, экологических и социальных глобальных проблем. Они считают, что наукаограничена в своих возможностях решать главные и острые проблемы социальногоразвития, враждебна человеку, негативно влияет на культуру.
Корни сциентизма иантисциентизма имеют объективную основу, так как наука противоречива иоказывает воздействие на человека и общество как положительное, так иотрицательное. К этим основам добавляются субъективно-идеологические иполитизированные интерпретации роли науки в обществе. Поэтому и сегодня наукавоспринимается в обществе неоднозначно: с доверием и недоверием, с надеждой иотчаянием, с оптимизмом и пессимизмом. Но очевидно, что без науки обществу и вXXI веке не обойтись.
Наука выполняет вобществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ееодного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаютсявозможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблемжизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержанияжизни людей, в формировании культуры.
Функциями науки являются:мировоззренческая, методологическая, познавательная, аксиологическая,коммуникативная, информационная, критическая, прогностическая и др. Наукавырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний оприроде, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная(гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научнаякартина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Онасоотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философскимосмыслением мира, постоянно переоценивается.
На основе достаточнопестрой и разноплановой совокупной личностной картины мира индивид формируетотношение к себе, другим людям и их природе. Переосмысление картины мираосуществляется в соотношении с потребностями и интересами, идеалами и нормамижизнедеятельности. Измененные таким образом знания приобретают ценность длясубъекта, сравниваются с ценностями других субъектов, всего общества. В этомпроявляется аксиологическая функция науки.
В современном общественаучные знания составляют основное содержание информации как знаний,существующих самостоятельно от тех субъектов, которыми они добыты. Информацияхранится в технических устройствах, письменных источниках. Она выступает однимиз проявлений информации в более широком ее понимании — как результат отраженияматериальными объектами свойств и признаков других, взаимодействующих с ними,объектов. Знание как информация предназначено для других субъектов. Объеминформации постоянно растет. Научная информация в XX веке удваивалась каждые10-15 лет. 90% всех ученых, известных за всю историю общества, — этоисследователи XX века. Они осуществляли добывание знаний в более чем 15 тысячахразличных конкретных наук. Поэтому быстро развивалась и информатика. Онапредставляет особую отрасль науки, где осуществляется накопление,систематизация, хранение и выдача пользователям знаний с помощьюавтоматизированных технических систем. Наука приобрела информативную функцию. Споявлением информатики упрочилась и коммуникативная функция науки.
Научные знания добываютсяв ходе специальных исследований, в процессе использования апробированной ивновь разрабатываемой методологии. Методологию всякой науки составляют триосновных блока: а) совокупность исходных требований и принципов исследования;б) система методов научного познания; в) теоретическое обоснование используемыхметодов, включающее и разработку конкретных методик, процедур исследования.
В методологии научногоисследования философия обосновывает исходные принципы: отражения, познаваемостибытия, единства чувственного и рационального в познании, детерминизма и др. Онапредъявляет всеобщие и общесоциологические требования к научно-познавательнойдеятельности: единство субъекта и объекта познания, движения и покоя,абсолютности и относительности, конечности и бесконечности, объективности исубъективности, симметрии и асимметрии, положительного и отрицательного и т.д.Соотносительность познания, изучение объектов через противоречия — важнейшиеисходные методологические основы всякого исследования.
Конкретные наукииспользуют философские принципы и требования, другие методологические ее положения.Но они имеют и свою методологию. Так, в естествознании важнейшими принципамивыступают: релятивизм, конструктивизм, структурность, атрибутивность, движение,эволюция, катастрофизм, верифицируемость знания и др. Гуманитарные наукируководствуются принципами гуманизма, социальной справедливости, равенства инеравенства, вариантности исторического процесса, эволюции и революции,демократизма, безопасности; культурологическим, формационным, циливизационным,историческим и другими подходами.
Принципы, подходы и общиетребования научного исследования конкретизируются в методах. Метод познания — это прием, путь, способ, подвод или другая любая упорядоченная мыслительная ипрактическая деятельность человека по добыванию знания. По сферам примененияметоды познания делятся на две большие группы: методы вненаучного и научногопознания. Многие методы вненаучного познания являются и методами научногоисследования, но процедура их применения другая. Например, эксперимент какметод познания используется в обыденно-практическом и научном познании. Но внаучной сфере эксперимент сопровождается теоретическим обоснованием, особойматериально-технической и лабораторной базой, методикой. Эксперимент в наукеможет осуществляться или с непосредственным объектом исследования или с егомоделью. Он имеет свои этапы и способы проверки получаемых знаний.
В зависимости от уровнейпознания методы объединяются в две группы: методы чувственного и методыабстрактно-логического познания. В научном познании используются прежде всегометоды абстрактно-логического познания: анализ, синтез, аналогия,абстрагирование и др. Но могут использоваться и методы чувственного познания:наблюдение, прослушивание, опрос, обобщение и др.
Методы познанияразличаются также степенью общности. Существуют всеобщие, общие и частныеметоды. Применительно к научному познанию они называются всеобщими,общенаучными и частными. К всеобщим методам относятся философские,математические, семиотические и другие. Общие или общенаучные методыиспользуются при изучении видов и форм бытия значительным числом наук. Частныеметоды применяются в одной или нескольких смежных науках.
В отличие от вненаучногопознания, где доминируют обыденное или теоретико-спекулятивное, чувственное илиабстрактно-логическое постижение, научное познание основано на эмпирическом итеоретическом (рациональном) исследовании. Эмпирическое исследованиенакапливает первоначальные научные знания по обоснованию различныхпредположений или проверке уже имеющихся знаний. Теоретическое исследованиезавершает научно-познавательный цикл, формирует рационально-теоретическоезнание в форме учений, теорий, концепций. Условно учения отражают социальноеразвитие, а теории – систематизированные знания о природе и человеке. Концепция- в чем-то незавершенные теория или учение. Наиболее точной формой выражениязавершенного научного знания является теория.
Эмпирическое итеоретическое научное познание взаимосвязаны. Это необходимые этапы всякогоисследования, имеющие общие и отличительные признаки. Общим для них являетсяпрежде всего цель: получить обоснованное и проверенное знание, а также одинобъект исследования. Различаются эмпирический и теоретический этапыисследования, когда в экспериментальном познании заняты одни, а в теоретическом- другие субъекты. На каждом из этапов используются свои методы познания.
К эмпирическим методамнаучного исследования относятся: наблюдение, сравнение, различение, обобщение,описание, измерение, изучение документов и др. Наиболее важным ираспространенным методом является эксперимент.
Он состоит в воссозданииестественных или искусственных условий функционирования объекта исследования сцелью более точного изучения его свойств, структуры, закономерностей.Эксперимент бывает количественным и качественным, натурным и модельным. Количественноеили качественное натурное экспериментирование осуществляется непосредственно собъектом познания в естественных или особых, специально создаваемых условиях.Модельный эксперимент имеет не только количественные и качественныеразновидности. Может разрабатываться мысленная или компьютерная модель объектапознания, а также воссоздаваться материальная и предметная копия-аналог вудобном для исследования масштабе. Так, материальная модель гидроэлектростанциисоздается в значительно меньшем, а модель атома — в увеличенном масштабе.Модельный эксперимент применяется тогда, когда непосредственное изучениеобъекта познания затруднено или невозможно. В эксперименте используются многиедругие методы: наблюдение, измерение, сравнение, изменение условий и др.
К теоретическим методамнаучного познания относятся: идеализация, формализация, абстрагирование,анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и др. Идеализация, например,состоит в мысленном или предметном создании образца объекта познания, наиболеевозможной копии совершенного и желаемого знания и отражаемого им объекта.Наиболее распространенными идеализациями являются мыслительно-теоретическиеобразы (модели) совершенного человека или гармоничного общества.
Формализацияпредусматривает создание модели объекта познания с помощью искусственных языковили форм логического мышления. Абстрагирование представляет временноеотвлечение в процессе познания от тех свойств и элементов содержания объектаисследования, которые на данный момент не составляют цели познания. Наибольшейабстракцией обладают всеобщие понятия. Они универсальны, имеют в основномфилософско-мировоззренческий характер, отражают важнейшие и предельно широкиесвойства и связи бытия. Такие понятия, как «бытие», «материальное»,«идеальное», «связь», «изменение», «покой» и другие являются всеобщими, нонаиболее «бедными» по содержанию.
По мере конкретизациипонятий их содержание обогащается, что создает возможности индивидуализации итипизации объектов, которые отражаются данными понятиями. Идеализация иформализация могут рассматриваться разновидностями абстрагирования. Аналогия,индукция и дедукция — методы преимущественно формально-логического познания.Существует много других методов научно-теоретического познания. Они применяютсяизбирательно, должны соответствовать объекту и цели исследования, ими долженвладеть субъект познания. Всякие методы научного познания соотносятся свозможностью проверки знаний, которые добываются с использованием тех или иныхметодов, а также с основными формами научного познания.
Форма научного познания —относительно самостоятельное выражение познавательного цикла и его результатовна различных стадиях и этапах исследования. Типовой схемой исследованиявыступает:
а) обнаружение каких-либонесоответствий в функционировании объектов и процессов действительности ссуществующими научными знаниями или необходимость специального изучения вновьсоздаваемых явлений культуры, новых элементов бытия. Формулируются цель изадачи исследования, разрабатывается методика и выбираются методы,анализируется имеющаяся материальная и теоретическая база;
б) разрабатываютсявозможные варианты проведения исследования и егo ожидаемые результаты;
в) проведение самогоисследования на эмпирическом и теоретическом (рациональном) уровнях;
г) закреплениерезультатов исследования и их выражение в знаковых системах.
Каждому из этих условновыделенных этапов соответствуют свои формы научного познания. Основные из них;научный факт; проблема; гипотеза, ее доказательство или опровержение; теория.Научный факт представляет выраженный средствами науки факт действительности,который не совпадает с имеющимся теоретическим объяснением процесса, к которомуон принадлежит. Факт науки может возникать и в ходе новых необходимыхисследований различных областей бытия. В факте науки констатируются события,свойства предметов и явлений, другие обнаруженные новшества, которые необходимоизучить, научно объяснить. Содержание факта науки может составлятьненаблюдаемое, необнаруженное, но предполагаемое событие или процесс. Один илисовокупность научных фактов образуют предмет исследования. Областьдействительности, к которой принадлежат факты науки, выступает объектомисследования.
Для второго этапанаучного познания характерна проблема как форма выражения знания. Научная проблема- объективно возникающие в процессе осмысления научных фактов вопрос или группавопросов, ответы на которые для науки и практики имеют существенное значение.Научная проблема формируется с использованием научного аппарата, нацелена надостаточно глубокое и всестороннее исследование фактов науки и фактовдействительности.
Поставить(сформулировать) научную проблему означает или использование уже имеющейсяпарадигмы, или разработку новых исходных принципов и оснований, идей истандартов, которые составляют содержание кардинально иного решения научнойпроблемы. Смена парадигм в науке часто связана с научными революциями. Примеромнаучных революций, означающих смену парадигм, могут служить: гелиоцентрическаяконцепция Коперника, эволюционное учение Дарвина, теория относительностиЭйнштейна, многие великие открытия в математике и физике на рубеже XIX-XXвеков. Революции в науке вызывают постановку и решение новых, сложных изначимых для общества проблем. Наука переходит при этом на более высокийуровень развития. Удачно и точно сформулировать научную проблему на основеновых научных фактов — важнейшее условие успешного исследования.
Следующим шагом (этапом)научного исследования является разработка программы. Она формируется в ходедифференциации проблемы на более конкретные предположения и логику ихобоснования, на определение этапов и процедур. Логически связанные илипротивоположные варианты решения научной проблемы формулируются в гипотезах.
Гипотеза — формаисследования и логического мышления, представляющая обоснованный вариантрешения проблемы или ее части с целью выявления причин и закономерностейпредмета исследования. Гипотеза в этом плане отличается от всяких догадок,предположений, воображения тем, что она опирается на факты науки, в нейиспользуются категории науки. Гипотеза выдвигается на основе известных ужезаконов и теорий, но может в последующем и не согласовываться с ними.
Гипотеза есть научноепредположение, выраженное достаточно просто и понятно языком науки. Она должнабыть проверяема, т.е. должна существовать реальная возможность еедоказательства или опровержения. В начале гипотеза строится (накапливаются,анализируются и обобщаются факты науки с их первичным, предположительнымобъяснением), затем проверяется (на основе способов и форм логическогомышления, сопоставления логических заключений с исходными научными фактами), апотом доказывается (эмпирическое исследование, сопоставление полученных знанийс фактами действительности, проверка научных выводов).
В ходе доказательствагипотезы объясняются факты науки, которые противоречат уже известным знаниям,обосновываются новые свойства, структуры, законы объектов бытия. Закон в науке- установленные существенные, необходимые, объективные, внутренние,универсальные для определенного класса явлений и повторяющиеся связи бытия.Закон — важнейшее звено и основание научной теории. Обоснование в процесседоказательства гипотезы новых свойств и связей объекта исследования формируетсяв логическую систему знаний, которая называется теорией.
Теория являетсязаключительной формой процесса научного познания. Она представляет совокупностьдостоверных научных знаний об определенной стороне бытия. Знаниясистематизированы, логически взаимосвязаны и представляют целостную концепцию(учение). Теория содержит суждения, на основании которых можно получить новыесуждения с помощью средств и способов логического мышления. Теория содержитвозможность предвидения, так как в нее входят открытые законы, принципыпоследующего познания. Теория объясняет сущностное функционирование фрагментовбытия, обладает эвристической функцией. Она побуждает к новым исследованиям иоткрытиям. Теория, как правило, открытая форма научного знания. Ее можнодополнять новыми знаниями, считать утратившими достоверность или ценность те«истины», которые опровергнуты или не находят применения на практике. Теорияпреемственна в своем развитии и совершенствовании.
Главная задача всякойнауки — добыть не просто истинные знания, а объединить их в теорию — достаточномасштабное и глубокое систематизированное концептуальное знание.
Понятие «теория»употребляется еще в двух значениях. Теория означает всякое, не обязательноистинное, но систематизированное знание с использованием категориальногоаппарата и логического мышления. Теории обоснования бытия Бога,оккультно-мистические теории, многие социальные утопии — примеры нестрогогоупотребления данного термина как научно-истинной теории. Понятие «теория»соотносится также с понятием «практика».
В этом соотношениитеоретическое охватывает все содержание, способы и формы проявления сознаниясубъектов. В сознании, в чувствах и уме — как бы все теоретическое (не нашедшеееще воплощения в жизни), а сама жизнь людей, их конкретно-созидательнаядеятельность — это практика.
Философские теории имеютв своем содержании научно-теоретическиe знания, если их можно экспериментальнообосновать или опровергнуть, т.е. проверить. Так, философские законыверифицируемы в том случае, когда они применяются (изучается их действие) кконкретным объектам бытия. Противоречивость развития, причинно-следственнаязависимость, взаимосвязь сущности и явления, содержания и формы и другиефилософские знания научно проверяемы.
Но, как отмечалось,специфика философии состоит в том, что многие ее постулаты имеютмировоззренческий характер, основаны на свободном выборе той или иной точкизрения. Такие философские знания имеют теоретический характер, но вопрос об ихистинности является некорректным. Знания о многих атрибутивных свойствах бытия,другие подобные знания не нуждаются в экспериментальной проверке. Имеет ли,например, бытие в целом какие-либо границы или оно их не имеет – это длячеловеческого сообщества важно, вызывает на протяжении веков постоянныйинтерес.
Таким образом, наука всовременном обществе — неотъемлемый его атрибут. Наука по своему содержанию исферам исследования чрезвычайно многообразна.
Философия являетсянаукой, ей присущи основные признаки науки как общественного явления. Нофилософское знание с точки зрения его научно-истинной характеристики не всеявляется таковым. Оно содержит в себе и мировоззренчески-теоретическую часть,когда вопрос об истинности, т.е. об адекватности знания объекту познания, неставится и не должен ставиться.
Мировоззренческоефилософское знание основано на свободном выборе, на естественном праве человекасамостоятельно выбирать тип мировоззрения и следовать ему на практике.

Список использованных источников
1. Демидов, А.Б.Философия и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 — 102 с.
2. Каверин Б.И., ДемидовИ.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина — М.:Юриспруденция, 2001. — 272 с.
3. Спиркин А.Г. Философия/ Спиркин А.Г. 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с
4. Алексеев П.В.Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби,Проспект, 2005. — 608 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бизнесмены-просветители
Реферат Криминалистический учет и перспективы его развития
Реферат Философский анализ экономической социальной и политической структу
Реферат Американский бурый пеликан
Реферат Антропология Интернет: самоорганизация "человека кликающего"
Реферат Государственная система классификации гостиниц как механизм управления в средствах размещения
Реферат Малый и средний бизнес
Реферат Алгоритм определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей)
Реферат Нормативные представления и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного
Реферат Australians Against Further Immigration Essay Research Paper
Реферат Основные этапы туристических соревнований
Реферат Жак Лёб
Реферат Повреждения, причиняемые острыми предметами
Реферат Разработка системы защиты атмосферы при производстве поливинилхлорида
Реферат Заболевания периферической нервной системы