Наука и научное познание
Основная масса знанийприобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения.Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основноепредназначение которого — добывать систематизированное, теоретическое,концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Наука — общественноеявление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческойдеятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинныхзнаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов,учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научногообщения, поведения и деятельности его субъектов.
Научное сознание состоитиз научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых состояний и ценностныхориентаций, возникающих и появляющихся в процессе добывания знаний и ихсистематизации.
Достаточно часто поднаукой понимается только совокупность особых знаний, которые сравниваются сдругими теоретическими, но вненаучными знаниями, а также со знаниямиобыденно-практического характера. При более строгом употреблении понятий такиезнания не наука, а научные знания как элемент сознания субъектов и всей науки.
Термин «наука»употребляется в собирательном значении для отграничения ее от искусства, образования,информационной жизни и других явлений общества, а также в более конкретномобъеме — применительно к сходным областям совокупной науки или отдельной науке:точные науки, гуманитарные науки, физика, биология, социология и т.п.
Наука как социальныйинститут имеет свою организацию и принципы функционирования, координационные исубординационные связи, формы контроля и отчетности, способы взаимодействия сразличными видами практики.
В культуре общества онахарактеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни исамого себя. Научная сфера сегодня — один из способов и необходимый элементсодержания жизнедеятельности общества как культурной жизни, показательразвитости (цивилизованности) государства.
Наука — это сфераспециальной исследовательской деятельности, направленной на изучение природы,общества и человека. Главная цель науки и ее предназначение — получить истинноезнание, используя свои методы и формы, способы обоснования и проверки.
Понятийный аппарат — главный инструментарий исследований в науке и логическая форма выраженияполученного знания. Обоснованы различные признаки науки, отличающие ее отдругих областей духовной жизни и видов деятельности. Наука рациональна, так какее способ познания и сами знания связаны преимущественно сабстрактно-логическим мышлением, оперированием понятиями и суждениями, соткрытием сущностных характеристик и закономерностей объекта познания.
Наука системна,общезначима, универсальна, критична. Ее знания обладают высокой достоверностью,так как их можно проверить. Но научные знания и сами исследования могутсодержать и заблуждения, а также ложные знания.
Наука отличается отфилософии тем, что не изучает бытие в целом, а только его конкретные виды иформы, хотя философия содержит в себе научные знания, если они раскрывают всебе сущностные характеристики объектов философского познания и проверяемы.Наука отличается также от религии, мистики, мифологии реальностью материальныхобъектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения,открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание.Они могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводствуматериальной и духовной культуры.
От искусства, котороеотражает действительность в основном эмоционально, на основе чувствования исопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического икомического, наука отличается строгостью и «сухостью» суждений, ориентацией наточное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наукабесстрастна, бесчувственна в своем функционировании, нельзя.Высокоэмоциональное, ликующее «эврика!» («нашел!») принадлежит древнегреческомуученому Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферахжизни, действуют люди. Они не лишены стрессов и аффектов, ценностного иэмоционально-чувственного восприятия действительности и собственныхисследований, проявления воли и ответственности.
Структура совокупнойнауки может быть представлена по разным основаниям. В зависимости от основныхсфер исследования науки разделяют на естественные (о природе), гуманитарные илиобщественные (о человеке как личности и об обществе), и технические (отехнике). В особую группу объединяются математические науки, синергетика,философия, знания которых универсальны. Каждая группа наук включает в себябольшое количество конкретных наук, процесс дифференциации которыхпродолжается.
Считается, что сегоднянасчитывается более 15 тысяч относительно самостоятельных научных дисциплин,обосновавших свой предмет и область исследований, имеющих категориальныйаппарат, кадры и материально-техническую базу.
По характеру знанийсовокупная наука может быть разделена на фундаментальные и прикладные науки.Релятивистская физика, квантовая механика, высшая математика, химия,космология, синергетика, антропология, генетика и другие науки исследуютсложнейшие фрагменты бытия. Многие знания таких наук гипотетичны, основаны надопущениях и силе логического мышления исследователя, трудно проверяемы. Знаниямеханики, агрохимии, географии, многие технологические знания легко проверяемыи используются непосредственно на практике.
Внутренняя структуракаждой отдельной науки включает ряд необходимых элементов: понятийный аппарат,совокупность теоретических концепций и учений; методологию исследования,научные кадры и их подготовку, учреждения науки, материально-техническую ифинансовую базу, лабораторно-экспериментальную базу, систему информации,научные отношения. Значимость того или иного элемента структуры в каждойконкретной науке может быть различна.
Без науки в современномобществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасностьгосударства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурностинародов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию историческогопрогресса на рубеже XX—XXI веков. Но отношение, к науке сложилось двоякое.Сциентистское направление выражает доверие к науке. Она признается одной изглавных ценностей общества и доминантным фактором развития человечества. Сторонникиантисциентизма критикуют науку за ошибки, видят ее главной причиной кризисныхявлений, экологических и социальных глобальных проблем. Они считают, что наукаограничена в своих возможностях решать главные и острые проблемы социальногоразвития, враждебна человеку, негативно влияет на культуру.
Корни сциентизма иантисциентизма имеют объективную основу, так как наука противоречива иоказывает воздействие на человека и общество как положительное, так иотрицательное. К этим основам добавляются субъективно-идеологические иполитизированные интерпретации роли науки в обществе. Поэтому и сегодня наукавоспринимается в обществе неоднозначно: с доверием и недоверием, с надеждой иотчаянием, с оптимизмом и пессимизмом. Но очевидно, что без науки обществу и вXXI веке не обойтись.
Наука выполняет вобществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ееодного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаютсявозможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблемжизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержанияжизни людей, в формировании культуры.
Функциями науки являются:мировоззренческая, методологическая, познавательная, аксиологическая,коммуникативная, информационная, критическая, прогностическая и др. Наукавырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний оприроде, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная(гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научнаякартина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Онасоотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философскимосмыслением мира, постоянно переоценивается.
На основе достаточнопестрой и разноплановой совокупной личностной картины мира индивид формируетотношение к себе, другим людям и их природе. Переосмысление картины мираосуществляется в соотношении с потребностями и интересами, идеалами и нормамижизнедеятельности. Измененные таким образом знания приобретают ценность длясубъекта, сравниваются с ценностями других субъектов, всего общества. В этомпроявляется аксиологическая функция науки.
В современном общественаучные знания составляют основное содержание информации как знаний,существующих самостоятельно от тех субъектов, которыми они добыты. Информацияхранится в технических устройствах, письменных источниках. Она выступает однимиз проявлений информации в более широком ее понимании — как результат отраженияматериальными объектами свойств и признаков других, взаимодействующих с ними,объектов. Знание как информация предназначено для других субъектов. Объеминформации постоянно растет. Научная информация в XX веке удваивалась каждые10-15 лет. 90% всех ученых, известных за всю историю общества, — этоисследователи XX века. Они осуществляли добывание знаний в более чем 15 тысячахразличных конкретных наук. Поэтому быстро развивалась и информатика. Онапредставляет особую отрасль науки, где осуществляется накопление,систематизация, хранение и выдача пользователям знаний с помощьюавтоматизированных технических систем. Наука приобрела информативную функцию. Споявлением информатики упрочилась и коммуникативная функция науки.
Научные знания добываютсяв ходе специальных исследований, в процессе использования апробированной ивновь разрабатываемой методологии. Методологию всякой науки составляют триосновных блока: а) совокупность исходных требований и принципов исследования;б) система методов научного познания; в) теоретическое обоснование используемыхметодов, включающее и разработку конкретных методик, процедур исследования.
В методологии научногоисследования философия обосновывает исходные принципы: отражения, познаваемостибытия, единства чувственного и рационального в познании, детерминизма и др. Онапредъявляет всеобщие и общесоциологические требования к научно-познавательнойдеятельности: единство субъекта и объекта познания, движения и покоя,абсолютности и относительности, конечности и бесконечности, объективности исубъективности, симметрии и асимметрии, положительного и отрицательного и т.д.Соотносительность познания, изучение объектов через противоречия — важнейшиеисходные методологические основы всякого исследования.
Конкретные наукииспользуют философские принципы и требования, другие методологические ее положения.Но они имеют и свою методологию. Так, в естествознании важнейшими принципамивыступают: релятивизм, конструктивизм, структурность, атрибутивность, движение,эволюция, катастрофизм, верифицируемость знания и др. Гуманитарные наукируководствуются принципами гуманизма, социальной справедливости, равенства инеравенства, вариантности исторического процесса, эволюции и революции,демократизма, безопасности; культурологическим, формационным, циливизационным,историческим и другими подходами.
Принципы, подходы и общиетребования научного исследования конкретизируются в методах. Метод познания — это прием, путь, способ, подвод или другая любая упорядоченная мыслительная ипрактическая деятельность человека по добыванию знания. По сферам примененияметоды познания делятся на две большие группы: методы вненаучного и научногопознания. Многие методы вненаучного познания являются и методами научногоисследования, но процедура их применения другая. Например, эксперимент какметод познания используется в обыденно-практическом и научном познании. Но внаучной сфере эксперимент сопровождается теоретическим обоснованием, особойматериально-технической и лабораторной базой, методикой. Эксперимент в наукеможет осуществляться или с непосредственным объектом исследования или с егомоделью. Он имеет свои этапы и способы проверки получаемых знаний.
В зависимости от уровнейпознания методы объединяются в две группы: методы чувственного и методыабстрактно-логического познания. В научном познании используются прежде всегометоды абстрактно-логического познания: анализ, синтез, аналогия,абстрагирование и др. Но могут использоваться и методы чувственного познания:наблюдение, прослушивание, опрос, обобщение и др.
Методы познанияразличаются также степенью общности. Существуют всеобщие, общие и частныеметоды. Применительно к научному познанию они называются всеобщими,общенаучными и частными. К всеобщим методам относятся философские,математические, семиотические и другие. Общие или общенаучные методыиспользуются при изучении видов и форм бытия значительным числом наук. Частныеметоды применяются в одной или нескольких смежных науках.
В отличие от вненаучногопознания, где доминируют обыденное или теоретико-спекулятивное, чувственное илиабстрактно-логическое постижение, научное познание основано на эмпирическом итеоретическом (рациональном) исследовании. Эмпирическое исследованиенакапливает первоначальные научные знания по обоснованию различныхпредположений или проверке уже имеющихся знаний. Теоретическое исследованиезавершает научно-познавательный цикл, формирует рационально-теоретическоезнание в форме учений, теорий, концепций. Условно учения отражают социальноеразвитие, а теории – систематизированные знания о природе и человеке. Концепция- в чем-то незавершенные теория или учение. Наиболее точной формой выражениязавершенного научного знания является теория.
Эмпирическое итеоретическое научное познание взаимосвязаны. Это необходимые этапы всякогоисследования, имеющие общие и отличительные признаки. Общим для них являетсяпрежде всего цель: получить обоснованное и проверенное знание, а также одинобъект исследования. Различаются эмпирический и теоретический этапыисследования, когда в экспериментальном познании заняты одни, а в теоретическом- другие субъекты. На каждом из этапов используются свои методы познания.
К эмпирическим методамнаучного исследования относятся: наблюдение, сравнение, различение, обобщение,описание, измерение, изучение документов и др. Наиболее важным ираспространенным методом является эксперимент.
Он состоит в воссозданииестественных или искусственных условий функционирования объекта исследования сцелью более точного изучения его свойств, структуры, закономерностей.Эксперимент бывает количественным и качественным, натурным и модельным. Количественноеили качественное натурное экспериментирование осуществляется непосредственно собъектом познания в естественных или особых, специально создаваемых условиях.Модельный эксперимент имеет не только количественные и качественныеразновидности. Может разрабатываться мысленная или компьютерная модель объектапознания, а также воссоздаваться материальная и предметная копия-аналог вудобном для исследования масштабе. Так, материальная модель гидроэлектростанциисоздается в значительно меньшем, а модель атома — в увеличенном масштабе.Модельный эксперимент применяется тогда, когда непосредственное изучениеобъекта познания затруднено или невозможно. В эксперименте используются многиедругие методы: наблюдение, измерение, сравнение, изменение условий и др.
К теоретическим методамнаучного познания относятся: идеализация, формализация, абстрагирование,анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и др. Идеализация, например,состоит в мысленном или предметном создании образца объекта познания, наиболеевозможной копии совершенного и желаемого знания и отражаемого им объекта.Наиболее распространенными идеализациями являются мыслительно-теоретическиеобразы (модели) совершенного человека или гармоничного общества.
Формализацияпредусматривает создание модели объекта познания с помощью искусственных языковили форм логического мышления. Абстрагирование представляет временноеотвлечение в процессе познания от тех свойств и элементов содержания объектаисследования, которые на данный момент не составляют цели познания. Наибольшейабстракцией обладают всеобщие понятия. Они универсальны, имеют в основномфилософско-мировоззренческий характер, отражают важнейшие и предельно широкиесвойства и связи бытия. Такие понятия, как «бытие», «материальное»,«идеальное», «связь», «изменение», «покой» и другие являются всеобщими, нонаиболее «бедными» по содержанию.
По мере конкретизациипонятий их содержание обогащается, что создает возможности индивидуализации итипизации объектов, которые отражаются данными понятиями. Идеализация иформализация могут рассматриваться разновидностями абстрагирования. Аналогия,индукция и дедукция — методы преимущественно формально-логического познания.Существует много других методов научно-теоретического познания. Они применяютсяизбирательно, должны соответствовать объекту и цели исследования, ими долженвладеть субъект познания. Всякие методы научного познания соотносятся свозможностью проверки знаний, которые добываются с использованием тех или иныхметодов, а также с основными формами научного познания.
Форма научного познания —относительно самостоятельное выражение познавательного цикла и его результатовна различных стадиях и этапах исследования. Типовой схемой исследованиявыступает:
а) обнаружение каких-либонесоответствий в функционировании объектов и процессов действительности ссуществующими научными знаниями или необходимость специального изучения вновьсоздаваемых явлений культуры, новых элементов бытия. Формулируются цель изадачи исследования, разрабатывается методика и выбираются методы,анализируется имеющаяся материальная и теоретическая база;
б) разрабатываютсявозможные варианты проведения исследования и егo ожидаемые результаты;
в) проведение самогоисследования на эмпирическом и теоретическом (рациональном) уровнях;
г) закреплениерезультатов исследования и их выражение в знаковых системах.
Каждому из этих условновыделенных этапов соответствуют свои формы научного познания. Основные из них;научный факт; проблема; гипотеза, ее доказательство или опровержение; теория.Научный факт представляет выраженный средствами науки факт действительности,который не совпадает с имеющимся теоретическим объяснением процесса, к которомуон принадлежит. Факт науки может возникать и в ходе новых необходимыхисследований различных областей бытия. В факте науки констатируются события,свойства предметов и явлений, другие обнаруженные новшества, которые необходимоизучить, научно объяснить. Содержание факта науки может составлятьненаблюдаемое, необнаруженное, но предполагаемое событие или процесс. Один илисовокупность научных фактов образуют предмет исследования. Областьдействительности, к которой принадлежат факты науки, выступает объектомисследования.
Для второго этапанаучного познания характерна проблема как форма выражения знания. Научная проблема- объективно возникающие в процессе осмысления научных фактов вопрос или группавопросов, ответы на которые для науки и практики имеют существенное значение.Научная проблема формируется с использованием научного аппарата, нацелена надостаточно глубокое и всестороннее исследование фактов науки и фактовдействительности.
Поставить(сформулировать) научную проблему означает или использование уже имеющейсяпарадигмы, или разработку новых исходных принципов и оснований, идей истандартов, которые составляют содержание кардинально иного решения научнойпроблемы. Смена парадигм в науке часто связана с научными революциями. Примеромнаучных революций, означающих смену парадигм, могут служить: гелиоцентрическаяконцепция Коперника, эволюционное учение Дарвина, теория относительностиЭйнштейна, многие великие открытия в математике и физике на рубеже XIX-XXвеков. Революции в науке вызывают постановку и решение новых, сложных изначимых для общества проблем. Наука переходит при этом на более высокийуровень развития. Удачно и точно сформулировать научную проблему на основеновых научных фактов — важнейшее условие успешного исследования.
Следующим шагом (этапом)научного исследования является разработка программы. Она формируется в ходедифференциации проблемы на более конкретные предположения и логику ихобоснования, на определение этапов и процедур. Логически связанные илипротивоположные варианты решения научной проблемы формулируются в гипотезах.
Гипотеза — формаисследования и логического мышления, представляющая обоснованный вариантрешения проблемы или ее части с целью выявления причин и закономерностейпредмета исследования. Гипотеза в этом плане отличается от всяких догадок,предположений, воображения тем, что она опирается на факты науки, в нейиспользуются категории науки. Гипотеза выдвигается на основе известных ужезаконов и теорий, но может в последующем и не согласовываться с ними.
Гипотеза есть научноепредположение, выраженное достаточно просто и понятно языком науки. Она должнабыть проверяема, т.е. должна существовать реальная возможность еедоказательства или опровержения. В начале гипотеза строится (накапливаются,анализируются и обобщаются факты науки с их первичным, предположительнымобъяснением), затем проверяется (на основе способов и форм логическогомышления, сопоставления логических заключений с исходными научными фактами), апотом доказывается (эмпирическое исследование, сопоставление полученных знанийс фактами действительности, проверка научных выводов).
В ходе доказательствагипотезы объясняются факты науки, которые противоречат уже известным знаниям,обосновываются новые свойства, структуры, законы объектов бытия. Закон в науке- установленные существенные, необходимые, объективные, внутренние,универсальные для определенного класса явлений и повторяющиеся связи бытия.Закон — важнейшее звено и основание научной теории. Обоснование в процесседоказательства гипотезы новых свойств и связей объекта исследования формируетсяв логическую систему знаний, которая называется теорией.
Теория являетсязаключительной формой процесса научного познания. Она представляет совокупностьдостоверных научных знаний об определенной стороне бытия. Знаниясистематизированы, логически взаимосвязаны и представляют целостную концепцию(учение). Теория содержит суждения, на основании которых можно получить новыесуждения с помощью средств и способов логического мышления. Теория содержитвозможность предвидения, так как в нее входят открытые законы, принципыпоследующего познания. Теория объясняет сущностное функционирование фрагментовбытия, обладает эвристической функцией. Она побуждает к новым исследованиям иоткрытиям. Теория, как правило, открытая форма научного знания. Ее можнодополнять новыми знаниями, считать утратившими достоверность или ценность те«истины», которые опровергнуты или не находят применения на практике. Теорияпреемственна в своем развитии и совершенствовании.
Главная задача всякойнауки — добыть не просто истинные знания, а объединить их в теорию — достаточномасштабное и глубокое систематизированное концептуальное знание.
Понятие «теория»употребляется еще в двух значениях. Теория означает всякое, не обязательноистинное, но систематизированное знание с использованием категориальногоаппарата и логического мышления. Теории обоснования бытия Бога,оккультно-мистические теории, многие социальные утопии — примеры нестрогогоупотребления данного термина как научно-истинной теории. Понятие «теория»соотносится также с понятием «практика».
В этом соотношениитеоретическое охватывает все содержание, способы и формы проявления сознаниясубъектов. В сознании, в чувствах и уме — как бы все теоретическое (не нашедшеееще воплощения в жизни), а сама жизнь людей, их конкретно-созидательнаядеятельность — это практика.
Философские теории имеютв своем содержании научно-теоретическиe знания, если их можно экспериментальнообосновать или опровергнуть, т.е. проверить. Так, философские законыверифицируемы в том случае, когда они применяются (изучается их действие) кконкретным объектам бытия. Противоречивость развития, причинно-следственнаязависимость, взаимосвязь сущности и явления, содержания и формы и другиефилософские знания научно проверяемы.
Но, как отмечалось,специфика философии состоит в том, что многие ее постулаты имеютмировоззренческий характер, основаны на свободном выборе той или иной точкизрения. Такие философские знания имеют теоретический характер, но вопрос об ихистинности является некорректным. Знания о многих атрибутивных свойствах бытия,другие подобные знания не нуждаются в экспериментальной проверке. Имеет ли,например, бытие в целом какие-либо границы или оно их не имеет – это длячеловеческого сообщества важно, вызывает на протяжении веков постоянныйинтерес.
Таким образом, наука всовременном обществе — неотъемлемый его атрибут. Наука по своему содержанию исферам исследования чрезвычайно многообразна.
Философия являетсянаукой, ей присущи основные признаки науки как общественного явления. Нофилософское знание с точки зрения его научно-истинной характеристики не всеявляется таковым. Оно содержит в себе и мировоззренчески-теоретическую часть,когда вопрос об истинности, т.е. об адекватности знания объекту познания, неставится и не должен ставиться.
Мировоззренческоефилософское знание основано на свободном выборе, на естественном праве человекасамостоятельно выбирать тип мировоззрения и следовать ему на практике.
Список использованных источников
1. Демидов, А.Б.Философия и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 — 102 с.
2. Каверин Б.И., ДемидовИ.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина — М.:Юриспруденция, 2001. — 272 с.
3. Спиркин А.Г. Философия/ Спиркин А.Г. 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с
4. Алексеев П.В.Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби,Проспект, 2005. — 608 с.