Федеральноеагентство по образованию
Вологодскийгосударственный технический университет
Научно-техническийотчет
подисциплине Основы научных исследований
натему:
«Наука:мышление и творчество»
Руководитель:Попова А. В.
Вологда
2010
АННОТАЦИЯ
Попова А.В.Наука: мышление и творчество: научно-технический отчет/ А.В. Попова, — Вологда:ВоГТУ, 2010. –
В работеизложены основные понятия охватываемой темы. Предоставлены виды и элементымышления, цели науки, дано понятие «человеческая деятельность». Проведена связьмежду наукой, мышлением и творчеством. Предложены меры по решению проблемы.
Работаможет быть использована студентами вузов и всеми интересующимися этой темой.
РЕФЕРАТ
Основнаячасть работы содержит 3 главы.
В первойглаве раскрыты основные понятия (наука, мышление, творчество) с разных точекзрения. Выявлены основные цели науки разными авторами. Показаны элементымышления, виды творческих решений. Так как в анализе часто встречалось понятие«человеческая деятельность», то было раскрыто его значение, показаны виды иструктура.
Во второйглаве показано развитие науки с Древних времен по настоящее. Сказано о том, чтопроизошло за последнее время, какие были введены нововведения. Упомянуто остадиях процесса творчества. Приведены примеры связи науки и творчества, ипроведена связь с мышлением. Раскрыты виды мышления – маркетинговое ипредпринимательское.
В третьейглаве показано как решали раньше проблемы. Указаны недостатки экономическойдеятельности в настоящее время и действия по решению их.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ С МЫШЛЕНИЕМ ИТВОРЧЕСТВОМ
1.1 Основные термины, связанные с проблемой
1.2 Цели науки
1.3 Элементы мышления
1.4 Структура человеческой деятельности
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ С МЫШЛЕНИЕМ ИТВОРЧЕСТВОМ
2.1 Развитие науки
2.2 Что произошло в научной деятельности за последнее время
2.3 Стадии процесса творчества
2.4 Примеры взаимосвязи науки с творчеством и мышлением
2.5 Маркетинговое мышление
2.6 Мышление предпринимателя
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
3.1 Из истории: действия по реализации перестройки
3.2 Что нужно специалисту-экономисту? Знания!
3.3 В чем недостатки бизнеса или производства. И как их решить
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Темаактуальна в наше время или в какое-либо другое. Нашей стране необходимы экономисты,которые знают, чем они занимаются, чтобы их работа им нравилась, чтобы онизнали, что нужно предпринять в той или иной ситуации.
Специалистдолжен принимать творческие решения, чтобы их товары или услуги быливостребованы. Поэтому в наше время и возникает такая проблема, как взаимосвязьнауки с мышлением и творчеством. Не каждый экономист может справиться скакой-либо проблемой правильно, или знаний не достаточно, или решение принято,но не эффективное, то есть не творческое.
Основнаяцель – провести анализ по проблеме — связь между наукой, мышлением итворчеством, сделать определенные выводы.
Задачи,которые были поставлены:
- дать определения основных понятий;
- выявить цели, которые содержатся в науке;
- выявить саму взаимосвязь мышления и творчества в науке;
- провести анализ проблемы, и выявить какие методы предлагаются поее решению;
- сделать определенные выводы.
Объект – экономическаядеятельность, связанная с НИ.
Предмет – проблемавзаимосвязи мышления и творчества в НИ.
Поисследованию проблемы были применены следующие общенаучные методы: анализ,сравнение, опрос.
Научнаяновизна работы заключается в рассмотрении нового, что может нам предложитьнаука в дальнейшем.
Практическаязначимость работы заключается в том, есть возможность применения результатов напрактике.
Работасостоит из 3 основных частей, выводов и предложений, списка используемыхисточников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ С МЫШЛЕНИЕМИ ТВОРЧЕСТВОМ
1.1 Основныетермины связанные с проблемой
Исследованиюпроблемы посвящены работы многих авторов. В этих работах исследованы теоретическиеи практические основы проблемы, о чем будет отражено в дальнейшем.
В начале работы было бы целесообразно объяснить все понятия сточки зрения разных авторов. Одно из главных – наука. Вот как дает трактовкуэтого понятия Лудченко А.А. «наука — это непрерывно развивающаяся системазнаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых ипревращаемых в непосредственную производительную силу общества в результатеспециальной деятельности людей»[7]. На известном сайте мы можем встретить «наука- обычно: сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор,накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использованиедостоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий,позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание)или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать ихразвитие»[11]. Наукой считается развертывающаяся во времени и пространствеумственная перспектива, то есть некий проект рационального и опытно — экспериментальногоосвоения бесчисленных сфер бытия мира, различных сторон жизни людей с точкизрения основных моментов их творческо–созидательской деятельности [19].Характерные черты науки: универсальность, фрагментарность, общезначимость, обезличенность,систематичность, незавершенность, преемственность, критичность, достоверность,внеморальность, рациональность, чувственность.
Все авторы дают разные трактовки, но они по своему содержаниюпохожи. То есть наука включает в себя – человеческую деятельность, знания,мышление, процесс – это составляющие науки.
Также необходимо остановится на понятии «мышление». Что же о немговорят авторы? Заглянув в энциклопедию по социологии, мы столкнулись с тем,что «экономическое мышление — взгляды и представления, порожденные практическимопытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые онивступают в повседневной жизни»[22]. Очень важно обратиться к Гринюку, потомучто, анализируя его работы, встретилась важная информация, которая необходима.Он свой труд «Экономическое мышление. Социально-психологические аспектыразвития» построил из мнении ряда других авторов, он пишет так, «ряд автороврассматривает экономическое мышление как форму проявления экономическогосознания в конкретной общественной ситуации (Абалкин Л.И., Амелин В.Н., ПоповВ.Д., Соколова Г.Н., Чернышева Л.И.). Л.И. Абалкин определяет экономическоемышление как совокупность взглядов, представлений, способов подхода к оценкеявлений и к принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются всвоей хозяйственной деятельности. По мнению автора, эти взгляды ипредставления, далеко не всегда совпадающие с научными выводами, образуютэмпирический слой экономического мышления или обыденное сознание, которым ируководствуются, как правило, в повседневной практике. Таким образом,экономическое сознание и мышление представляются явлениями одного порядка, норазного уровня общности. В.Д. Попов рассматривает экономическое сознание какпродукт экономического мышления и определяет последнее как процесс и результатпознания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений.Именно понятия, суждения и умозаключения и входят в состав экономическогосознания, по В.Д. Попову. С другой стороны, мышление осуществляется на основедостигнутого уровня сознания, с его помощью. Экономическое сознание играет рольпервичного элемента в экономическом мышлении. По мнению В.Д. Попова, мышлениекак процесс познания есть экономическое сознание в действии, в движении.Результаты мышления объективируются в понятиях, которые при переходе в сознаниесубъективируются.
Белорусские исследователи (Серова Е.Е., Тырышкина Е.С., ШавельС.А., Шматко Е.Е., 1993, 1994) рассматривают экономическое мышление как формупроявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации [3]».Соколова нам дает очень интересную трактовку – «экономическое сознание естьосмысление, осознание людьми экономических отношений, отражение экономическойдействительности, а экономическое мышление является его выражением»[18]. СоциологДружинин говорит более простыми о общими словами «мышление — это процесспознавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным иобобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основепрактической деятельности людей из данных чувственного познания»[4].
Мышление тоже неразрывно связанно с какой-либо деятельностью,например экономической.
Раз наука и мышление связаны с деятельностью, то творчество тоженеобходимо в своем понятии составляющую, то есть деятельность. Посмотри, чтонам скажут различные авторы в своих работах. Лудченко пишет – «творчество — этосоздание по замыслу новых ценностей, новые открытия, изобретения, установлениенеизвестных науке фактов, создание новой, ценной для человечестваинформации»[7]. «Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности,создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог созданиясубъективно нового»[11]- выдает нам опять же известный сайт Википедия. На сайтежурнала «Креативная экономика» была найдена статья – «Творчество уже давноперестало быть чем-то мистическим, современному экономисту, да и любому другомуспециалисту, в обязанности которого входит поиск решений нестандартных проблем,необходимо владеть современными инструментами творчества. Здесь мы приведемочень краткий обзор 10 методик для поиска новых идей и творческого решенияпроблем.
1. Мозговой штурм
Автор — Алекс Осборн.
Основной принцип состоит в том, чтобы развести во временигенерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются ихразвивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют«немой» вариант мозгового штурма — брейнрайтинг, когда идеи записываются налистке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшиесоображения.
2. Шесть шляп
Автор — Эдвард де Боно.
Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощьюмысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человекбеспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищетнегатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторонпроблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной можетпозволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
3. Ментальные карты
Автор — Тони Бьюзен.
По его мнению, креативность связана с памятью, а значит,укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционнаясистема записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзенпредложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойныезапоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняетсяподкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлениюновых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.
4. Синектика
Автор — Уильям Гордон.
Гордон считает, что основной источник креативности — — в поискеаналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. Впервый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — — непрямые(например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель,объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширениеассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоскийкарандаш. Результатом будет карандаш-закладка.
5. Метод фокальных объектов
Автор — Чарльз Вайтинг.
Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов водном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый годассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести насвечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск,получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
6. Морфологический анализ
Автор — Фриц Цвикки.
Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколькосущественных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходеполучится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку дляпарфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействиена органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
7. Непрямые стратегии
Авторы — Брайан Эно и Питер Шмидт.
Берется колода карт, на которых записан набор команд (например,«дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужновытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.
8. Автобус, кровать, ванна
Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет вглубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надолишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже вмалоподходящих для этого местах. Классический пример — Архимед с его ванной.
9. Расшифровка
Берется непонятная надпись на чужом языке — скажем, иероглифы. Вголове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации.Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть своедело и занялся доставкой устриц.
10. Ловушка для идей
Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: ихможно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом принеобходимости обращаться к своим записям» [13].
По моему мнению, очень интересная и познавательная статья.
У Дружинина не менее интересное мнение о том, что такое творчество«творчество — это познавательно-деятельная способность человека создаватькачественно новые материальные и духовные ценности. Творчество изучаетсяразличными науками: психологией, философией, кибернетикой, информатикой и др.Специальной наукой, изучающей творческую деятельность, является эвристика»[17].В яндексе удалось найти, что «Творчество, деятельность, порождающая нечтокачественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т.в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной,политической и т. д. — там, где создаётся, открывается, изобретается нечтоновое»[14]. Информация сайта очень похожа с мнением Дружинина.
Дав основные понятия, мы можем перейти к установлению задач, целейнауки и ее составляющих.
1.2 Цели науки
«Цель науки — познание законов развития природы и общества ивоздействие на природу на основе использования знаний для получения полезныхобществу результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек можетлишь описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего неможет объяснить и предсказать [7]» — так нам пишет Лудченко. В Википедии — «Обычной целью науки является познание устройства природы, движущих сил,управляющих различными процессами и явлениями: либо для познания как наивысшейцели, либо для применения научного знания в управлении окружающим миром» [11].И наконец, Рыжов нам дает трактовку отличающуюся от двух выше указанных – « Непосредственныецели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явленийдействительности» [16] .
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что цель науки состоит втом, чтобы познать природу и общество, и все, что происходит в мире.
1.3 Элементымышления
Мышление — всегда активный процесс: объект как бы предъявляетсясознанию. Мышление всегда протекает на уровне осознанного, т. е. являетсяпроцессом осознаваемым. Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения.Анализ как прием мышления есть мысленное разложение предмета на составляющиеего части или стороны. Это помогает зримо представить как бы совокупностьназваний того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делаетпознание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущностьпредмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установитьсвязи между ними. Сделать это помогает синтез. Синтез, таким образом, естьмысленное объединение расчленяемых анализом элементов.
Важнейший прием мышления — сравнение. Чтобы узнать, чтопредставляет собой тот или иной предмет, необходимо сопоставить его с другимипредметами, выявить сходство или различие между ними. Следовательно, сравнениеесть установление сходства или различия предметов. В процессе мышления человекпостепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е.главных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы ииспользуя их в дальнейшем познании, человек стал активно воздействовать наприроду и общественную жизнь. Основными формами мышления являются вышеназванныепонятия, а также суждения и умозаключения.
Уточним, что понятие — это мысль, отражающая предметы в их общих исущественных признаках. Если представление — образ предмета, то понятие — этомысль о предмете. С помощью понятий человек проникает в такие стороны познаваемогопредмета, какие недоступны ощущениям, восприятиям и представлениям. Так,человек не в состоянии воспринять скорость света, процессы, происходящие вмозгу. Но он может отразить эти явления с помощью понятий, которые существуют вголове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в видесуждений.
Суждение — это такая форма мысли, в которой с помощью связипонятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. В речи суждениявыражаются в виде предложений. Например, «Волга впадает в Каспийское море».
Умозаключение — это процесс мышления, позволяющий из двух илинескольких суждений вывести новое суждение. Типичное умозаключение: все металлыпроводят электричество; медь — металл; следовательно, медь проводитэлектричество [4].
1.4 Структурачеловеческой деятельности
Так как во всех понятиях встречается термин «человеческаядеятельность», то необходимо рассмотреть его значение.
Человеческая деятельность:
Во-первых: предполагает активность, которая связана с движением,взаимодействием различных предметов (объектов). Активность, в зависимости отформ движения бывает механической, физической, биологической, социальной и т.д.
Во-вторых — взаимодействие человека или группы людей с окружающейсредой, миром.
В-третьих, это процесс сознательного и целенаправленного изменениячеловеком мира и самого себя. Человеческая деятельность преобразует мир,улучшает его, но нередко и портит.
Структура деятельности
Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животныхтем, что он предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту ивоздействующего на него.
Субъект — тот, кто осуществляет действия, обладает активностью,направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид,группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могутбыть направлены на другого человека или на самого себя.
Объект — то, что противостоит субъекту, то, к чему устремленапрактическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельностиможет быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферычеловеческой жизнедеятельности.
В широком смысле слова под содержанием человеческой деятельностипонимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом. Иначе говоря,человек целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Условиемчеловеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданнойчеловеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.
Цель — субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего»(Аристотель) предпринимаются определенные действия.
Целенаправленность деятельности становится возможной благодарятому, что человек обладает сознанием. Сознание, органически вплетаясь вдеятельный процесс, не просто составляет его необходимое условие, а являетсявнутренней составной частью самого процесса. Сознательная цель, поставленнаячеловеком, определяет способ и характер его действий. Цель, которую ставитперед собой человек или группа людей, должна соответствовать реальнымвозможностям ее реализации. Все, что используется ради достижения цели,называется средствами деятельности.
Так, например, труд как целесообразная деятельность человеканачался с изготовления орудий труда. Орудийность человеческого труда являетсяего специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредоватьсвое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда,отличных от органов тела.
Средства труда — это различные устройства, помогающие человекувоздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных)возможностей человека. Причем, орудийность человеческой деятельности несводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, аозначает их систематическое изготовление, совершенствование, хранение и многократноеиспользование.
Помимо цели и средств действие предполагает результат. Так, врезультате учебной деятельности школьник умеет читать, писать, решать задачи,абстрактно мыслить. В результате деятельности рабочего машиностроительногозавода появляются новые машины и детали к ним. Любая деятельность всегда имеетопределенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определеннойцелью и определенным образом.
Мотив — побудительная причина поведения и действий человека,возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющаясобой образ желаемого человеком блага.
Виды деятельности
Можно выделить различные классификации видов человеческойдеятельности. В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются триведущих вида деятельности: игра, учение, труд.
Игра, как особый тип взаимодействия, многими исследователямирассматривается как процесс, в ходе которого имитируются реальные действия, т.е. она является неким прообразом реальных действий, в ходе которых развиваютсяумения, навыки, способности человека. Так, например, в процессе игры ребенокосваивает различные социальные роли, приобретает навык поведения в социальнойсреде и т. д. (воспитательное значение игры отмечал еще Аристотель, которыйсчитал, что учить следует развлекая).
Труд как целесообразная деятельность человека начался сизготовлений орудий труда. На протяжении всей своей истории человексовершенствовал и развивал средства своей деятельности. Это был путь откаменного топора до современных суперкомпьютеров.
Чаще деятельность человека разделяют на два основных типа:практическую и духовную. Первая направлена на преобразование объектов природы иобщества.
Содержанием второй является изменение сознания людей.
Материальная (практическая) деятельность связана с созданиемматериальных ценностей — вещей, необходимых для удовлетворения потребностейлюдей.
Духовная культура связана с созданием идей, образов, научных,художественных и нравственных ценностей. Материальными носителями этихценностей являются книги, картины, различные произведения искусства и культурыи т.д. Один из необходимых видов общественной деятельности — это социальнаядеятельность, или деятельность по обслуживанию людей (сферы обучения,воспитания, здравоохранения).
Классификация видов деятельности
I. В зависимости от особенностейотношения человека к окружающему миру:
а) практическая (направлена на преобразование реальных объектовприроды и общества);
б) духовная (связана с изменением сознания людей).
П. В зависимости от хода истории, общественного прогресса:
а)прогрессивная деятельность;
б)реакционная деятельность;
в)созидательная деятельность;
г)разрушительная деятельность.
III.В зависимости отсоответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальнымнормам:
а)законная,
б)незаконная,
в)моральная,
г)аморальная.
IV.В зависимости от социальныхформ объединения людей:
а)коллективная,
б)массовая,
в)индивидуальная.
V.В зависимости от наличия или отсутствияновизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления:
а)однообразная, шаблонная, монотонная деятельность;
б)инновационная;
в)изобретательская, творческая.
VI.В зависимости отобщественных сфер:
а)экономическая;
б)политическая;
в)социальная;
г)духовная (культурная).
VII.В соответствии с процессомстановления личности:
а)игровая деятельность;
б)учение;
в)труд.
VIII.В зависимости отособенностей проявления:
а)внутренняя деятельность (происходит посредством умственныхдействий);
б)внешняя деятельность (проявляется в виде движений, мышечных усилий,действий с реальными предметами).
Общие требования к участникам трудовой деятельности:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства,из которых складывается технологический процесс;
2) квалифицированный работник не может быть ниже того уровня, которыйопределяется характером труда;
3) безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннеготрудового распорядка.
4) Способность к творчеству [4].
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ СМЫШЛЕНИЕМ И ТВОРЧЕСТВОМ
2.1 Развитиенауки
От искусства, как другого важнейшего элемента культуры, ееотличает стремление к логическому, максимально обобщенному, объективномузнанию. Часто искусство характеризуют как «мышление в образах», наукаже есть «мышление в понятиях». Тем самым подчеркивают, что искусствоопирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, анаука на понятийно-интеллектуальную. Это не означает существование непроходимыхграней между наукой и искусство, равно как между наукой и другими феноменамикультуры. Становление науки
Хотя элементы научных знаний начали формироваться в более древнихкультурах (Шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение наука относят к 6 в дон.э., когда в Древней Греции, возникли первые теоретические системы (Фалес,Демокрит), сложились соответствующие условия. Формирование науки требовалокритики и разрушения мифологических систем и достаточно высокого уровнякультуры, отрывающего возможность для систематического знания наукой. Более чемдвухтысячелетняя история развития науки обнаруживает ряд общих закономерностейи тенденций ее развития. «Наука движется вперед пропорционально массезнаний, унаследованных ею от предшествующих поколений», — писал Ф. Энгельс.
Как показали современные исследования, эта положение может бытьвыражено в строгой формуле экспонционального закона, характеризующеговозрастание некоторых параметров науки, начиная с 17 века. Так объем научнойдеятельности удваивается примерно каждые 10-15 лет, что находит выражение вускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числалюдей, профессионально занимающихся наукой. По данным ЮНЕСКО, за последние 50лет ежегодное увеличение числа научных работников составляло 7%, в то время какчисленность всего населения выпасла лишь на 1,7% в год. В результате число нынеживущих ученых и научных работников составляет свыше 90% от общего числа ученыхза всю историю науки.
Развитию науки свойственен кумулятивный характер: на каждомисторическом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлыедостижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в ее общийфонд; он не перечеркивается последующими успехами познания, а лишьпереосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает еефункционирование как особого вида «культурной памяти» человечества,теоретически кристаллизующий прошлый опыт познания и овладения ее законами.
Процесс развития науки находит свое выражение не только ввозрастании суммы накапливаемых положительных знаний. Он затрагивает также всюструктуру науки. На каждом историческом этапе наука использует определеннуюсовокупность познавательных форм — фундаментальных категорий и понятий,методов, принципов, схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятиестиля мышления. Например, для античного мышления характерно наблюдение какосновной способ получения знания; наука Нового времени опирается на эксперименти господство аналитического подхода, направляющего мышление к поискупростейших, далее неразложимых первоэлементов исследуемой реальности;современная наука характеризуется стремлением к целостному, многостороннемуохвату изучаемых объектов.
Каждая конкретная структура научного мышления после своегоутверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к егораспространению на новые сферы реальности. Однако накопление нового материала,не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искатьновые, интенсивные пути и развития науки, что приводит время от времени кнаучным революциям, т.е радикальной смене основных компонентов содержательнойструктуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методовнауки Чередование экстенсивных и революционных периодов развития характерно какдля науки в целом, так и для отдельных ее отраслей. Всю историю наукипронизывает сложное сочетание процессов дифференциации и интеграции: освоениеновых областей реальности и углубление познания приводит к дифференциациинауки, к дроблению ее на все более специализированные области знания; вместе стем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции кинтеграции науки. Первоначально новые отрасли науки формировались попредметному признаку — сообразно с вовлечением в процесс познания новых областейи сторон действительности. Для современной науки становится все болеехарактерным переход к проблемной ориентации, когда новые области знаниявозникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практическихпроблем. Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям наукивыполняют философия, а также такие научные дисциплина как математика, логика,кибернетика, вооружающие науку системой единых методов. Научные дисциплины,образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можноподразделить на три большие группы — естественные, социогуманитарные итехнические, различающиеся по своим предметам и методам.
Наряду с традиционными исследованиями проводимыми в рамкахкакой-либо одной отрасли науки, проблемный характер ориентации современнойнауки вызвал к жизни широкое развертывание междисциплинарных и комплексныхисследований, проводимых средствами различных научных дисциплин, конкретноесочетание которых определяется характером соответствующих проблем. Примеромэтого является исследования проблем охраны природы, находящихся на перекресткетехнических, биологических наук, почвоведения, географии, геологии, медицины,экономики, математики и др. Такого рода проблемы, возникающие в связи срешением крупных хозяйственных и социальных задач, являются типичными длясовременной науки. По своей направленности, по непосредственному отношению кпрактической деятельности науки принято подразделять на фундаментальные иприкладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющихповедением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Эти законыизучаются в «чистом виде» безотносительно к их возможномуиспользованию. Непосредственная цель прикладных наук — применение результатовфундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практическихпроблем. Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитииприкладные, создавая для них теоретический задел. В науке можно выделитьэмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания.Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюденийи экспериментов и констатирующие качественный и количественный аспектыизучаемых предметов и явлений.
Устойчивые связи между эмпирическими характеристиками выражаются вэмпирических законах, часто имеющих вероятностный характер. Теоретическийуровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможностьидеализированного описания и объяснения эмпирических явлений. Формированиетеоретического уровня науки приводит к качественному изменению эмпирическогоуровня.
Все теоретические дисциплины так или иначе уходят своимиисторическими корнями в практический опыт. Однако в ходе развития отдельныхнаук открываются сугубо теоретические (например, математика), возвращаясь копыту только в сфере своих практических приложений. Институализация науки
Оформление науки в качестве социально-культурного институтапроизошло в 17-18 веках, когда в Европе были образованы первые научные обществаи академии, началось издание научных журналов. На рубеже 19-20 веков возникаетновый способ организации науки — крупные научные институты и лаборатории смощной технической базой, что приближает научную деятельность к формамсовременного индустриального труда. Современная наука все глубже связывается сдругими институализированными элементами культуры, пронизывая собой не толькопроизводство, но и политику, административную деятельность и т.д. Вплоть доконца 19 века наука играла вспомогательную роль по отношению, например, кпроизводству. Затем развитие науки начинает опережать развитие техники ипроизводства, и складывается единый комплекс«НАУКА-ТЕХНИКА-ПРОИЗВОДСТВО», в котором науке принадлежит ведущаяроль. Наука и техника
Науку 20 века характеризует прочная и тесная взаимосвязь стехникой, что является основой современной научно-технической революции,определяемой многими исследователями в качестве основной культурной доминантынашей эпохи. Новый уровень взаимодействия науки и техники в XX столетии не только привёл ктому, что новая техника возникает как побочный продукт фундаментальныхисследований, но и обусловил формирование разнообразных технических теорий.
Общекультурное предназначении техники — освобождение человека от«объятий» природы, обретение им свободы и некоторой независимости отприроды. Но, освободившись от жёсткой природной необходимости, человек на еёместо, в общем-то, незаметно для себя, поставил жёсткую техническуюнеобходимость, оказавшись в плену непредусмотренных побочных последствийтехнической среды, таких как ухудшение состояния окружающей Среды, нехваткаресурсов и др. Мы вынуждены приспосабливаться к законам функционированиятехнических устройств, связанных, например, с разделением труда, нормированием,пунктуальностью, сменной работой, мириться с экологическими последствиями ихвоздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежнойрасплаты за них. Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая кповышению производительности труда, рождает проблему организации досуга ибезработицу. За жилищный комфорт мы расплачиваемся разобщённостью людей.Достигая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовойнагрузки, неуютностью городов и загубленной природой. Медицинская техника,существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страныперед проблемой демографического взрыва.
Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственнуюприроду, создаёт угрозу, человеческой индивидуальности, достоинству человека инеповторимости личности.
Оказывая воздействие на интеллектуально-духовную жизнь личности (иобщества), современная компьютеризация интенсифицирует умственный труд,повышает «разрешающую силу» человеческого мозга. Но возрастаниерационализации труда, производства и всей жизни человека с помощью современнойтехники чревато монополизацией компьютерного рационализма, который выражается впрогрессировании внешней рациональности жизни за счёт внутренней, за счётпонижения автономности и глубины человеческого интеллекта, за счёт разрывамежду рассудком и разумом. «Алгеброизация», «алгоритмизация»стиля мышления, основанная на формально-логических методах формированияпонятий, на которых покоится действие современного компьютера, обеспечиваетсяпревращением разума в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок,утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения.
Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации,духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голуюанонимную информацию, рассчитанную на усреднённого потребителя и нивелирующуюличностно-индивидуальное восприятие.
Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утратыдиалогичности в общении с другими людьми, порождая «дефицитчеловечности», появление раннего психологического старения общества ичеловеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.
Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играетсущественную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большоевлияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества втруде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность,умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысласвоей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но вернотакже и то, что она несёт в себе угрозу духовной односторонности, выражающейсяв формировании технократического типа личности[16].
2.2 Чтопроизошло в научной деятельности за последнее время
Полный ответ на этот вопрос в краткой работе дать трудно, ипоэтому отметим наиболее важные события, породившие новые направления.
Во-первых, в теории динамических систем возникло новое направление- динамический хаос. Появилась возможность с помощью математических моделейисследовать механизм непредсказуемых (случайных) явлений. Особую роль здесьиграет хаос, который возникает, длится конечное время и затем исчезает. Именнона стадии хаоса (точнее, при выходе из него) возникает новая ценная информация.В этой стадии существует момент, когда генерация ценной информации наиболееэффективна. Этот момент по существу и является «моментом озарения», или, что тоже, «моментом истины». Предложено несколько названий промежуточной хаотическойстадии: в работах она называется «перемешивающий слой», в работах Г.Г.Малинецкого используются более образные термины: «джокер» — хаотическая стадияи «русло» — динамическая.
Чередование стадий: порядок —» хаос —> новый порядок (или, втерминологии «русло» —> «джокер» —-> «новое русло») является характернойособенностью всех развивающихся систем. Это не удивительно, поскольку во всехразвивающихся системах происходит рождение новой информации. Такое чередованиестадий соответствует известной триаде Гегеля: «тезис» —> «антитезис» —*«синтез», которая, была предложена двести лет тому назад (в 1803 г.). В точныхнауках (т.е. в теории динамических систем) по существу то же былосформулировано лишь недавно. Важно подчеркнуть, в рамках этой теории понятия:«момент истины» или, что то же, «момент озарения» имеют не толькохудожественный, но и вполне четкий математический смысл.
Во-вторых, в последнее время успешно развивалась нейрофизиология.Это важно, поскольку процесс творчества, как частный случай мышления, протекаетв реальных нейросетях человека. Поэтому, исследуя явление творчества в рамкахестественных наук, необходимо представлять себе, какие именно процессыпротекают в головном мозге на биохимическом, клеточном и нейросетевом уровнях.В настоящее время эти процессы на всех упомянутых уровнях достаточно хорошоизучены.
В-третьих, в последние десятилетия возникли новые направления:теория распознавания и нейрокомпъютинг. Конечной целью этих теорий (так же каки любой другой теории) является прогноз поведения окружающих объектов (какживых, так и не живых). Тем не менее, они сильно отличаются от теорий в обычномпонимании слова. Главное отличие в том, что прогноз делается не на основеаксиом и логических выводов из них, а на основании прецедентов. Наборпрецедентов носит название — «обучающее множество». Требование доказательстваверности прогноза в теории распознавания отсутствует. Вместо него используютсякритерии похожести. Основной задачей теории является ответ на вопрос: на что(или на кого) похож данный объект (или субъект). Для этого необходимо знатьпризнаки объекта и сравнить их с признаками объектов из обучающего множества. Воснове прогноза лежит положение: поведение объекта будет похоже на поведениеего прототипа из известных прецедентов. Напомним, что именно так совершаетсятворчество в повседневной жизни. Тем не менее, теория распознавания является разделомматематики и, следовательно, относится к точным наукам. Математика используетсядля того, чтобы слова «похож» или «не похож» обрели количественное выражение.Она используется также для формализации процесса распознавания. Последнееудается не всегда, но если удалось, то формулируется алгоритм распознавания,именуемый «решающим правилом». Владея им и зная признаки объекта, можнопрогнозировать его поведение уже чисто логическим путем, не обращаясь кпрецедентам. Можно сказать, что распознавание до формулировки решающего правилапроисходит интуитивно, а после — логически. Т.о. в рамках этой теории удаетсяпроследить путь перехода от интуитивного мышления к логическому. До развитиятеории распознавания даже поставить такую задачу было немыслимо. Нейрокомпъютинг(или, что то же, теория нейросетей) — новое и бурно развивающееся направлениенауки. Первоначально оно возникло как попытка математического моделированияпроцессов в мозге. Попутно выяснилось, что оно имеет богатые практическиеприложения (в частности, в медицине и военном деле). Сейчас его можнорассматривать как мост, соединяющий теорию распознавания и нейрофизиологию [20].
Во всех упомянутых теориях большую роль играет интеграцияинформации. Поясним суть процесса интеграции.
Набор объектов, входящих в обучающее множество всегда ограничен иподчинен определенной цели. Так, в механике это набор массивных тел и цель — прогноз их поведения под действием сил. В термодинамике это набор сплошных сред(газы, жидкости и т.п.) и цель — прогноз их поведения при изменении давления,температуры и объема. В каждом из этих обучающих множеств были сформулированысвои решающие правила, которые играли роль аксиом (или «начал»). Эти аксиомыимеют силу в своей области и не имеют ее в другой. Однако с развитием наукипоявилась необходимость объединения обучающих множеств и, следовательно,решающих правил. Именно этот процесс объединения в теории распознавания иназывается интеграцией информации. В обществе он же называется интеграциейнаук. Подчеркнем, на уровне нейрофизиологических процессов механизм интеграцииинформации в общих чертах известен. На уровне теории нейросетей он тоже впринципе ясен, так что даже предложены математические модели процесса[20].
2.3Стадии процесса творчества
Возвращаясь к проблеме, следует сказать, что в рамках каждого изупомянутых направлений, взятых в отдельности, проблему решить невозможно. Этоможно сделать, только объединив их (путем интеграции), т.е. представить процесстворчества в виде следующих стадий.
Первая, исходная, стадия — имеется несколько областей знания, вкаждой из которых существуют свои правила (аксиомы).
Вторая стадия — появляется необходимость объединить эти области(т.е. провести интеграцию). Для этого необходимо знать ситуацию в каждой изобластей и провести в них ревизию привычных правил, частично отказаться от них,частично расширить. Как правило, имеется несколько вариантов ревизии, инеобходимо выбрать из них один (не обязательно наилучший, ноудовлетворительный, на данном этапе). Ясно, что сделать выбор логически, т.е.на основании прежних правил, невозможно. Поэтому проблема часто представляетсякак логический парадокс. Отказ от привычных правил и необходимость сделатьвыбор влечет за собой растерянность и хаотичность как в умах людей, так и вобществе. Иными словами, эта стадия — перемешивающий слой, проявлением которогоявляются «муки творчества».
Третья стадия — выход из перемешивающего слоя. Часто эта стадиядлится сравнительно короткое время и представляется как «момент истины», «озарение»или «порыв вдохновения». Когда выбор сделан, формулируются новые правила, врамках которых парадокс разрешен. При этом оказывается, что прежние правилаимеют область применимости, но ограниченную, в чем, собственно и состоит ихревизия.
Часто стимулом для выхода из перемешивающего слоя служиткакое-либо внешнее воздействие, порою, даже банальная встряска. Так, Ньютону наголову упало яблоко (судя по всему, немалых размеров), и именно в этот моментон сделал выбор, принял решение, и в результате возникла классическаямеханика[20].
2.4Примеры взаимосвязи науки с творчеством и мышлением
Выше мы установили, что связь между наукой и творчествомсуществует, следовательно, с мышлением тоже, потому что как мы можем принятькакое-то решение не осознанно, то есть без мышления.
Приведем несколько примеров творчества в науке и искусстве.
Первый пример — создание Чарльзом Дарвином теории биологическойэволюции. До Дарвина в биологии господствовала концепция гармонии природы.Считалось, что создает гармонию и управляет ею некая высшая инстанция. В тевремена роль ее, естественно приписывалась Богу. Одна из аксиом концепциигармонии состояла в том, что живые существа ведут себя целесообразно ицеленаправленно приспосабливаются к изменяющимся условиям. Массовая гибельпопуляций и даже исчезновение видов трактовались как случайность, вызваннаявнешними причинами — геологическими и климатическими катастрофами.
В рамках этой теории вставал вопрос: каким образомблагоприобретенные признаки наследуются потомством. Уже было хорошо известно,что среди культурных животных и растений для этого необходима селекция, т.е.отбор желаемых и уничтожение прочих. Этот вопрос в рамках концепции гармонии ненаходил ответа.
Одновременно в смежной науке — экономике — господствовала теорияАдама Смита и его последователя Томаса Мальтуса. В основе ее лежала аксиома оконкурентной борьбе на свободном рынке. В результате борьбы выживает наиболееприспособленный конкурент, что и обеспечивает гармонию, т.е. оптимальное длявсех соотношение цен и производства товаров. В этой концепции тоже былнерешенный вопрос: какая инстанция ограничивает конкуренцию и направляет ее вполезное для всего общества русло, или, иными словами, какую роль в экономикеиграет государство. Согласно концепции Смита она должна быть минимальной, хотяуже тогда было ясно, что эта роль весьма существенна.
Дарвин был хорошо знаком с работами Смита и Мальтуса. Большоевпечатление на него произвела идея борьбы за существование, изложенная в книгеТомаса Мальтуса «О народонаселении». Однако отказаться от привычной идеивсеобщей гармонии было для него отнюдь не просто. Иными словами, мукитворчества Ч. Дарвин, несомненно, испытывал, но в конце концов выбор сделал —перенес в биологию идею конкурентного отбора. В своей биографии Ч. Дарвин таквспоминал момент озарения: «Я хорошо помню поворот дороги, где я понял, что приборьбе за существование благоприятные признаки имеют большую тенденцию ксохранению в неблагоприятных условиях. Теперь я, наконец, обладаю теорией иможно работать дальше». Можно предположить, что дорога была ухабистой, и наповороте Дарвина изрядно встряхнуло, как и Ньютона под яблоней.
Так появилась теория естественного отбора, в рамках которойпроблема благоприобретенных признаков была решена: наследуются все признаки, новыживают только полезные.
Необходимость в «высшей инстанции» сама собой отпала, и в серединежизни Ч. Дарвин стал атеистом*.
* Дарвин, учение которого было потом использовано полуучеными дляопровержения веры в Бога, был всю свою жизнь очень верующим человеком и втечение многих лет был церковным старостой в своем приходе. Он никогда недумал, что его учение может противоречить вере в Бога. После того, как Дарвинизложил свое учение об эволюционном развитии живого мира, его спросили, -гденачало цепи развития животного мира, где первое звено его? Дарвин ответил: «Оноприковано к Престолу Всевышнего». (Закон Божий. Руководство для семьи и школы.Сост. прот. Серафим Слободской. Изд. «Сатис», 1998) — Прим. ред. НиТ.
Можно подумать, что Дарвин вообще не создавал новой информации, атолько перенес (рецептировал) ее из смежной области. Частично это верно, нолишь частично.
Дело в том, что буквальный перенос аксиом из одной области вдругую неэффективен. Нужно выбрать, какую именно информацию, и из какой смежнойобласти следует перенести в другую — в этом и состоит творчество. Впоследствиивыяснилось, что в эволюции существуют факторы, ограничивающие борьбу засуществование, а именно, взаимопомощь. Последняя особенно ярко проявляется усоциальных животных и насекомых в форме коллективных поведенческих реакций.Сейчас уже ясно, что аналог государства в живой природе имеет место и играет вэволюции существенную роль. Выяснилось также, что помимо отбора наилучшеговарианта, не меньшую роль играет выбор одного варианта из нескольких,практически равноправных. Именно в этом случае в живой природе возникает новаяинформация. Встает вопрос: в какой мере теория Дарвина обогатила экономику ивозникла ли после этого единая наука? Ответ не утешителен: до сих пор этого непроизошло и вопрос о роли государства остается дискуссионным.
Однако в последнее время усилились попытки использовать вэкономике достижения теории биологической эволюции. Кроме того, возникло новоенаправление — экологическая экономика, необходимость которой обусловленаусилением техногенного влияния человека на природу. Т.о. время объединенияэкономики и биологической эволюции уже пришло, но еще не прошло. Иными словами,«момент истины» приближается и, возможно, мы будем его свидетелями.
Другой пример касается Людвига Больцмана и его роли в созданиисовременной статистической физики. В начале прошлого века существовали дверазные науки: термодинамика и механика. В каждой из них была своя аксиоматика,свои проблемы и своя область применимости.
В механике аксиомами служили законы Ньютона в разных формах:Лагранжа, Эйлера, Гамильтона и просто в форме уравнений движения. В рамках этойаксиоматики все процессы должны быть обратимы во времени. Основная проблемамеханики состояла в том, что реальные процессы во времени необратимы.
В термодинамике аксиомами служили первое и второе начала. Согласновторому началу все процессы во времени необратимы, и энтропия может тольковозрастать. Проблема состояла в том, что понятие «энтропия» не имело ясногофизического смысла. Более того, в ряде случаев энтропия не могла бытьопределена однозначно. Последнее наиболее четко сформулировано Дж. Гиббсом вформе парадокса смешения. Больцман задался целью — провести интеграцию наук итем решить обе проблемы. Для этого он использовал механическую модель — бильярдБольцмана. В этой модели шары (аналоги молекул) двигались в соответствии сзаконами Ньютона и упруго отражались при соударениях друг с другом и состенками бильярда. Больцман предположил, что движение шаров хаотично (гипотезамолекулярного хаоса), и получил два результата, которые вошли в золотой фонднауки.
Во-первых, был выяснен физический смысл энтропии как логарифмавероятности реализации конкретного микросостояния (где скорости и координатышаров фиксированы).
Во-вторых, была доказана Н-теорема Больцмана о необратимомвозрастании энтропии. Таким образом, интеграция наук Больцманом была проведена,но не до конца.
Гипотеза молекулярного хаоса противоречила постулатам механики,т.е. ее аксиоматика была нарушена. Однако новой аксиоматики Больцман предложитьне смог, и принцип соответствия был нарушен. Конкретно, без ответа оставалсявопрос: при каких именно условиях в механике возникает хаос и когда он невозникает.
Ответ на этот вопрос был получен полвека спустя, когда былопоказано, что движение шаров в бильярде Больцмана неустойчиво, и была развитатеория динамического хаоса.
Контрадикция между логикой и интуицией в этой истории проявилась вследующем. Гипотезу молекулярного хаоса Больцман высказал интуитивно,основываясь на многих прецедентах, о которых знал или которые наблюдал лично. Вэтом и состоял акт творчества. Эта гипотеза противоречила стройной логическойсхеме механики. Многие видные сторонники этой схемы (в том числе Ж.А. Пуанкаре)обрушили на Больцмана град критики. Попросту началась нередкая в науке травляинакомыслящего ученого. Каждый защищал «свою» информацию.
Сторонники термодинамической аксиоматики тоже были недовольны.Результаты Больцмана не противоречили второму началу термодинамики, а напротив,подтверждали его. Однако Н-теорема Больцмана низводила второе начало из рангааксиомы в ранг следствия. Логика термодинамики как самостоятельной науки былапоколеблена. Больцман был атакован и с этой стороны.
В результате судьба Больцмана сложилась трагично — он покончилжизнь самоубийством.
Третий пример — создание квантовой механики. До нее было двенауки: классическая механика массивных частиц и теория волн (включаяэлектромагнитные). Каждая из них основывалась на своем множестве объектов иявлений. В каждой из них были сформулированы решающие правила (в формеуравнений, различных для частиц и волн) и своя аксиоматика. Эти правила непротиворечили друг другу, но и не пересекались.
Так было до исследования спектра черного излучения, произведенногоМаксом Планком и обнаружения интерференции электронных пучков. После этогопоявилась необходимость интеграции упомянутых наук, что и было сделано Э.Шредингером и В. Гейзенбергом. Эта интеграция была проведена просто методомсложения. Т.е. было предложено, во-первых, расчеты проводить на основеволнового уравнения, (именно, уравнения Шредингера, которое аналогичноуравнениям Максвелла -1 постулат). Во-вторых, интерпретироватьрезультатырасчетов в терминах вероятности обнаружить объект как частицу (II постулат). Такая«интеграция» оказалась внутренне противоречивой, на что впервые обратилвнимание А. Эйнштейн. Его не удовлетворило введение II постулата о вероятности вчисто детерминистическую теорию. Н. Бор попытался снять противоречие, но толькона вербальном уровне, введя понятие «классический прибор». Впоследствиивыяснилось, что корни противоречия глубже. Было показано, что процессобнаружения частицы, равно как и «классический прибор», в принципе не могутбыть описаны уравнением Шредингера. Сами создатели квантовой механики — Э.Шредингер и В. Гейзенберг — в этой дискуссии активного участия не принимали и,скорее, разделяли точку зрения критикующих.
Спор Бора с Эйнштейном и последующие дискуссии описаны во многихстатьях, в том числе популярных. Методологические аспекты этого вопросаподробно обсуждаются в книге .
По существу, этот спор — проявление контрадикции между логическими интуитивным мышлением. Отличие от предыдущего примера в том, что интуитивноесуждение Больцмана о молекулярном хаосе в конце концов было обосновано в теориидинамического хаоса и, таким образом, перешло в разряд логических. В квантовоймеханике этого еще не произошло. Проблема до сих пор остается дискуссионной иизвестна в науке как парадокс измерения.
Таким образом, в данном случае интеграция информации еще незавершена, и это еще предстоит сделать.
Тем не менее, квантовая механика оказалась очень полезныминструментом в атомной и молекулярной физике. В этой области результатыквантово- механических расчетов неоднократно подтверждались экспериментально.
Будет ли она столь же эффективна в решении более глубинныхпроблем, касающихся структуры элементарных частиц, — пока вопрос открытый.
Таким образом, формулировка двух постулатов квантовой механики –пример чисто интуитивного мышления. Встает вопрос: какую роль в этом творческомакте играли прецеденты, т.е. явления в макроскопическом мире, которые могли бынавести на мысль о втором постулате? Вопрос не праздный и по этому поводусуществует два мнения.
Первое: современный теоретик может математически описать явление,которое он ни разу в жизни не видел и представить себе не может.
Второе соответствует изложенному выше и состоит в том, чтоинтуитивное мышление основано на образах и прецедентах, которые человекнаблюдал, хотя и не пытался их описать.
В данном случае, речь идет о конкретном явлении — превращенииволны в частицу. Сейчас уже можно сказать, что такое явление в макроскопическойфизике существует и даже описано математически. Речь идет о режиме собострением, и (или) образовании пичковой диссипативной структуры в активнойраспределенной среде. При этом место автолокализации пичка выбираетсяслучайно, хотя вероятность и зависит от амплитуды волны в данной точкепространства. Эти явления описываются сейчас уравнениями классическойнелинейной динамики. Во время создания квантовой механики теория нелинейныхсистем еще не была развита, и предложить теорию в этой форме было невозможно.Тем не менее, упомянутые явления существовали, и люди их наблюдали, хотя и неумели их описывать теоретически.
Таким образом, наблюдать «парадокс измерения» в окружающей природелюди имели возможность[20].
2.5Маркетинговое мышление
Маркетинговое мышление начинается с исключительно полезной«болезни», которую я бы назвал «клиентоманией».
Клиентомания — это привычка подходить буквально ко всему бизнесутолько с позиции Его Величества Клиента. Я позволю себе сделать вывод, которыйоснован на многих годах размышлений.
Человек начинает становиться маркетологом только тогда, когда вего мозгу щелкнет переключатель с положения «Я» на положение «КЛИЕНТ».
Если этот момент в его биографии не наступит, то ни шикарныедипломы, ни прочие регалии не сделают его маркетологом. Он будет человеком,напоминающим маркетолога, или, что еще хуже, маркетинговым роботом, принимающиммеханистические решения и транжирящим деньги компании.
К сожалению, множество компаний и бизнесменов имеют стойкийиммунитет к этой «болезни» и в своей деятельности «танцуют» только от своего«Я». Клиент же для них — это всего лишь ячейка в их стройных экономическихсхемах. На ранних стадиях развития рыночной экономики это может сойти с рук; вэкономике гипер-конкуренции — это верный путь к разорению.
Клиентомания предполагает некоторую способность к «разделениюличности», умение перевоплощаться в Клиента, «носить обувь своих героев,рядиться в шкуру своих персонажей» (Лев Толстой).
Одержимый Клиентом маркетолог видит все, имеющее отношение кбизнесу, с точки зрения Клиента. Клиент для него — это навязчивая идея. Его сознаниеавтоматически подбрасывает ему массу вопросов «от Клиента».
Искать ответы на эти вопросы маркетологу помогает:
Эмоциональная аналитичность — это умение одновременно думать заКлиента и чувствовать за Клиента.
Это, в сущности, «рациональная эмпатия» и предугадывание. Этоумение представить себе тс соображения и эмоции, с которыми он оценивает вашпродукт или ваше предложение. В более широком контексте, это способность понятьо Клиенте все, что касается его образа жизни, осознать его истинные потребностикасательно вашей товарной категории и вашего продукта.
Отсюда понятно, почему эмоциональный анализ особенно хорошо даетсялюдям с двумя «талантливыми» полушариями головного мозга; людям, которыеталантливо мыслят и чувствуют.
Итак, хороший «клиентолог» должен уметь думать и чувствовать заКлиента. Точно так же хороший сыщик должен уметь думать и чувствовать запреступника; полководец, за противника. Более того, хороший охотник на волкадолжен уметь «думать» за волка. И всем им, чтобы добиться успеха, нужно уметьне просто думать, но думать с опережением.
Но разница в том, что и сыщик, и военачальник, и охотник должнысвоего «Клиента» победить, а маркетолог должен своего Клиента ублажить, причемлучше, чем это сделают его конкуренты.
Другое отличие состоит в том, что маркетолог должен уметь нетолько думать, но и додумывать за своего Клиента, ибо часто Клиент весьмаприблизительно представляет себе, чего же он собственно хочет. Последнеекачество особенно ценно при разработке инновационных продуктов.
Пойдем дальше. Предположим, что вы получили правильные ответы навсе важные клиентские вопросы. Что с ними делать? Нужно уметь ихинтерпретировать, обобщать, синтезировать. Нужно уметь на их основании делать:
Правильные выводы, частные и системные.
Это может быть нелегко, особенно, когда на основании ответов наотдельные клиентские вопросы можно сделать противоречивые выводы.
Описанных выше качеств достаточно для успешного маркетинговогоконсультанта и успешного преподавателя маркетинга, но не достаточно для практическогомаркетолога, отвечающего за результаты. Последнему также нужна способностьпринимать:
Смелые творческие решения!
Без эффективных решений, которые в конечном итоге и предопределяюткоммерческий успех, даже самый тонкий маркетинговый анализ в бизнесебесполезен. Многие маркетинговые решения требуют смелости, а ею обладает некаждый руководитель. Питер Друкер говорил: «Когда я вижу успешный бизнес, этоозначает, что кто-то в свое время принял смелое решение».
Таким образом, строго говоря, маркетинговое мышление — это немышление в чистом виде, а сочетание умения мыслить и чувствовать«по-маркетинговому» с умением принимать творческие решения[15].
2.6Мышление предпринимателя
Постановка вопроса о новом экономическом мышлении предполагаетпрежде всего четкое определение критериев, которым оно должно отвечать.Существуют два главных критерия, которые характеризуют современный типэкономического мышления: научность и отражение в мышлении новых, изменившихсяусловий развития общественного производства. Оба критерия взаимосвязаны ирассматриваются в единстве.
Первый — научность — заключается прежде всего в необходимостиполного и последовательного учета в экономическом мышлении и хозяйственныхрешениях объективных экономических законов.
Незнание либо игнорирование их в планировании и управлении — основа субъективизма и волюнтаризма, столь печально известных по недавнемупрошлому. Прежде всего, это относится к закону стоимости, действие которогохарактерно не только для капиталистической экономики. Развитие на его основеэкономических рычагов и стимулов — важнейшая задача реформы. Научность нельзярассматривать как простое освоение и использование каких-то раз и навсегдаустановленных истин. Экономическая наука находится в постоянном движении,развитии и обновлении. Повторение однажды добытых истин — это скореепропаганда, а не наука. В науке происходит постоянное приращение знаний,уточнение полученных выводов, отбрасывание того, что подтвердилось на практике.
Из такого понимания проблемы следует, что предприниматель долженобладать не просто суммой знаний, полученных когда-то, а быть в курсе новейшихдостижений экономической мысли. Только В этом случае его мышление будетдействительно современным. А отсюда следует необходимость регулярногообновления знаний. Недаром сегодня утверждается идея непрерывного образования.Это означает, что освоение новой научной информации должно входить в распорядокрабочего дня предпринимателя. Безусловно, многое зависит от состояния самойэкономической науки, но и ее развитие обусловлено спросом, заказомпроизводства.
Предприниматель не вправе ожидать от изучения экономики полученияготовых ответов на возникающие вопросы, но, используя знания, он лучше решаетэти вопросы.
Второй критерий оценки современного экономического мышления — этоучет современных реальностей, качественно новых условий развития производства,неформальное восприятие сущности процесса интенсификации производства, мышлениекачественными, а не количественными категориями, ориентация на конечныйрезультат, социальные цели развития.
Современное мышление предполагает ориентацию на мировой опыт,изучение и использование достижении, в том числе капиталистическогоменеджмента. Более того, оно включает восприятие народного хозяйства как частивсемирного. Развитие и углубление международной интеграции, выход на мировойрынок, создание совместных предприятий требуют не только широкого кругозора,специального обучения, но и психологической готовности кадров к такомузначительному расширению поля деятельности.
Предстоит освоить принципиальную разницу между близкими, казалосьбы, по смыслу понятиями — «затраты и «вложения». Если первое более характернодля административной системы с безвозвратным финансированием, то второесвойственно рыночной экономике и подразумевает возврат, отдачу, без уверенностив чем ни один западный предприниматель не начинает дело. Для современногоэкономического мышления характерна способность к риску. Руководитель, приступаяк решению проблемы, обычно не располагает исчерпывающей информацией обо всем.Кроме того, вероятный характер производства создает определеннуюнепредсказуемость развития. Необходимы мужество и ум, а также развитаяинтуиция, чтобы каждый раз в определенных условиях принимать наиболееприемлемое решение, беря тем самым на себя личную ответственность за исходдела.
В то же время практика хозяйствования в новых условиях выдвигаеттребования обоснования риска при принятии решений. Такая проблема раньше нестояла, так как планы задавали сверху и только требовали четкого исполнения, Вусловиях рыночной экономики фактор риска намного возрастает. Для современногоэкономического мышления характерен интенсивный тип деятельности, стремлениенаиболее полно использовать как внутренние, так и внешние факторы, прогнозироватьвсе последствия. Очевидно, что этот тип деятельности предполагает наличиесерьезной подготовки руководителя прежде всего в области экономики иуправления, психологии и права, широкого кругозора, понимания роли социальныхфакторов производства. В условиях перехода на преимущественно экономическиеметоды управления, формирования капиталистического рынка значительноактуализируются новаторство, инициатива, предприимчивость, хозяйственный риск.
Предпринимателям необходимы выработка новых психологических установок,поиск нестандартных подходов, склонность взять инициативу на себя, способностьпредвидеть и разрешать противоречия. «Не числом, а уменьем» -вот одна изнеобходимых установок в использовании трудового потенциала. Смещается смыслряда известных понятий. Например, бережливость сегодня означает расчетливость,экономичность. В условиях интенсивного развития она подчас оборачиваетсяжадностью или расточительством. У хозяйственников часто встречается склонностьжалеть рубль, который, однако, будучи пущенным в дело, принесет 10 руб. Этоявление приобретает разные формы[12].
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
3.1 Изистории: действия по реализации перестройки
Статья Эйдмана очень интересна, в ней изложены мыслиХодорковского. Автор формулирует в ней программу конкретных действий пореализации перестройки, основной тезис которой — «качественное усиление ролигосударств как регуляторов в экономике». Можно ли с помощью усиления ролигосударства в экономике обеспечить главное условие перестройки — более полнуюреализацию творческого потенциала общества?
В левом дискурсе, в рамках которого написана статья, государство — классовый инструмент. При либеральном капитализме оно выражает интересысобственников, при социализме — бюрократии. В государственно-капиталистическихавторитарных странах власть защищает прежде всего интересы бюрократическогокапитала, т. е. коррумпированных чиновников и близких им крупныхпредпринимателей. Любое усиление роли государства в этой системе означает роствлияния и благосостояния бюрократии за счет других слоев населения.
Противоречие между задачами творческого развития общества иархаичными социальными институтами — главный фактор, провоцирующий глобальныйкризис. Усиление регулирующей роли государства в экономике вряд ли сможетрешить эту проблему. Помочь обществу раскрыть его творческий потенциал можеттолько радикальная модернизация социальных институтов, а не усиление влияния ихбюрократического руководства. Кризис «экономики знака»
Ходорковский обращает внимание на кризис виртуального сектора,получившего «гротескную самоценность». Безусловно, нынешние драматическиесобытия на финансовых рынках -не просто экономический кризис; это, возможно,фатальный кризис всей системы постмодернистской «экономики знака» (термин ЖанаБодрийяра). Нынешний кризис — прежде всего кризис доверия к информации впостмодернистском обществе, где навязанные интерпретации давно стали важнеесамой реальности.
Эта система была создана в середине XX в. с помощью новых для тоговремени инструментов манипуляции: телерекламы, маркетинга, пиара, спекулятивныхглобальных финансовых рынков и т. д. Результат их работы — манипуляциясознанием, формирование иррационального поведения потребителей и мелких инвесторовсо стороны спекулятивных экономических элит. В этой системе, которую ДжонГэлбрейт назвал экономикой перевернутой последовательности, не потребительдиктует условия рынку, а производитель (продавец, промоутер) заставляет егоподчиниться собственным потребностям и задачам.
Рано или поздно иллюзорная, сконструированная картина мира должнабыла столкнуться с суровой экономической реальностью. Люди начали понимать, чтокороль голый. Но в ситуации всеобщего недоверия рынки нормально функционироватьне могут. Так начался нынешний глобальный кризис, вряд ли преодолимый всуществующих условиях. Сетевая экономика
Ходорковский пишет о «частичном восстановлении в правах ценностейи стандартов индустриальной эпохи». Его рецепты преодоления кризиса обращены копыту усиления регулирующей и перераспределяющей роли государства в 30-50-е гг.XX в.
Подобная политика могла работать только в условиях индустриальнойэкономики, которой можно было просто и эффективно управлять. Сейчас другаяситуация. Экономика спекулятивных рынков, питающихся сконструированнойинформацией, трудно поддается государственному регулированию. В нее можновливать деньги, пытаться поддерживать какое-то время на плаву. Но очереднойкризис доверия неизбежно сметет все наскоро возведенные государством песчаныедамбы.
Выход из кризиса — не в попытке реанимировать давно умершуюиндустриальную модель, а в создании благоприятных социально-правовых условийдля развития наиболее перспективных направлений экономики. В последниедесятилетия созданы технологические условия для того, чтобы на смену «экономикезнака» пришла «экономика творчества», в которой большая часть национальногодохода будет создаваться в области воспроизводства новых знаний и технологий, ане в сфере услуг и манипуляций, как сегодня. Новая «экономика творчества» неможет быть построена в условиях госкапитализма. Творчество не терпит диктата,требует свободного, равноправного сотрудничества. Его одинаково убивают идавление собственников, стремящихся к быстрым деньгам, и контрольгосударственной бюрократии. Творческая деятельность может быть наиболее успешнатолько в условиях политической и социальной демократии, самоорганизациисвободных людей.
Возможности для этого дает современный уровень развитияинформационных технологий — когдана смену монологичному теледиктату правящихэлит приходит диалоговая культура интернета, социальных сетей, В этой культурепростой человек может быть полноправным субъектом, источником информации.Ограничение произвола менеджеров корпораций за счет увеличения контрольныхвозможностей чиновников, к чему сводится часть предложений Ходорковского, неизменит сегодняшнюю кризисную ситуацию. Государство может сыграть позитивнуюроль, только обеспечивая беспрепятственное развитие и правовые гарантии«экономики творчества».
Именно новая творческая децентрализованная самоуправляющаясяэкономика, актуализирующая интеллектуальный потенциал общества, сможет датьответ на вызовы времени, о которых пишет Ходорковский: освоить возобновляемыеисточники энергии, решить глобальные ресурсные, экологические, демографическиепроблемы. Левая альтернатива
В книге «Викиномика» Дон Тапскотт и Энтони Вильяме предреклибольшое будущее сетевому экономическому сотрудничеству: «С ростом количествакомпаний, использующих преимущества массового сотрудничества, подобный способорганизации постепенно заменит традиционные корпоративные структуры и станетновым типом двигателя экономики, создающей благосостояние». «Вики» — этопринцип, на котором основано создание таких бесплатных продуктов, какоперационная система и сетевая энциклопедия Википедия. Таким образом,«викиномика» — это использование массового сотрудничества, взаимодействияравных и идеологии открытого кода для достижения коммерческого успеха.Сегодняшний кризис, разоряющий банки и корпорации, может резко активизироватьэтот процесс. Становится очевидной необходимость формирования новыхсоциально-экономических институтов, лучше соответствующих возможностям итребованиям информационной эпохи. Такими институтами могут стать сетевыесамоорганизующиеся объединения: творческие, производственные, потребительские,кредитные, общественно-политические. Эти открытые сообщества формируются спомощью интернета и других новых информационных технологий как для решенияконкретных задач, так и для долгосрочного сотрудничества между людьми. Усилениегосударственного регулирования — тактическая мера, призванная смягчитьпоследствия финансового кризиса. Причем для того, чтобы эта политика былауспешной, необходим реальный контроль общества над властью, ее проводящей. В Россиипри сохранении нынешнего политического режима дальнейшее усиление ролигосударства может привести только к еще большей бюрократизации экономики.
Ходорковский апеллирует к элите. Но элиты в современном мире частоведут себя корыстно и самоуверенно. Им вряд ли по силам отказаться отвоспроизводства привычных форм власти и эксплуатации. Кризис может бытьпреодолен только в результате социально-политической активности самогообщества, развития сетевой демократии и самоорганизации.
Для движения вперед необходим больший контроль не бюрократии надэкономикой, а общества над государством и корпорациями. Тогда станетреальностью подлинный левый поворот — от обслуживания эгоистических интересовбюрократии и собственников к созданию условий для максимальной реализациитворческого потенциала общества[21].
3.2 Чтонужно специалисту-экономисту? Знания!
В науке необходимы творческие решения, а следовательно необходимынужные знания, чтобы знать как лучше решить ту или иную проблему, например напроизводстве.
Наша повседневная занятость, независимо от того, кем мы работаемна предприятии — бухгалтером, экономистом, менеджером или директором, требуетне только знаний по основной специальности, но и многих дополнительных знаний.Не зря ведь говорят, что в России бухгалтер больше, чем бухгалтер, так как напрактике ему приходится решать финансовые вопросы, делать экономическиерасчеты, обладать правовыми сведениями и управлять коллективом.
Но экономические и юридические знания сегодня необходимы абсолютновсем. Даже школьникам!
Однако в погоне за правильностью исчисления своевременностьюуплаты налогов большинство из нас забыли об экономике. Мало кто связывает,например, формирование налоговой базы с результатами экономической деятельностилюбого хозяйствующего субъекта.
За последние 10-—15 лет произошло девальвирование профессииэкономиста. И операционистка в банке, следящая за правильностью заполненияплатежных поручений, и сотрудник, занимающийся расчетом заработной платы, имногие другие подчас называют себя экономистами, не являясь таковыми посуществу. И кто бы мог предположить, что толчок к возрождению экономики дадутсудьи Высшего Арбитражного Суда России! В конце прошлого года произошлознаковое событие, пока еще по достоинству не оцененное бизнес-сообществом. Былопринято Постановление ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценкеарбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговойвыгоды» (далее по всему номеру приложения — Постановление № 53), в котором напервый взгляд речь идет о налогах и налогообложении, но, по сути, обэкономическом обосновании и целесообразности предпринимательской деятельностикомпании.
Издание такого Постановления обусловливалось необходимостьюконкретизации и закрепления основных критериев понятия «недобросовестность»налогоплательщика, которое хоть и не определено в налоговом законодательстве,но уже несколько лет активно используется и налоговыми органами, и судами, исамими налогоплательщиками. В итоге обсуждения Постановления победила точказрения, что недобросовестность является этической категорией, чуждой публичномуправу. Поэтому было решено отказаться от использования данного термина иоперировать понятием «необоснованная налоговая выгода». Однако Президент Россиинедавно сказал, что нравственность — это категория правовая. Или по-другому,что закон — это категория нравственности. Он соединил по содержанию эти понятиявместе.
В результате под налоговой выгодой в Постановлении понимаетсяуменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы,получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкойналоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещениеналога из бюджета. При этом появляется необходимость обоснования возникновенияналоговой выгоды и экономической оправданности действий, приводящих к ней.
Это еще один аргумент в пользу того, что Постановление можнорассматривать как призыв к компаниям заняться экономикой, а не только«оптимизацией» налогообложения [1].
3.3 В чем недостатки бизнеса или производства. И как их решить
Беда нашего бизнеса (и не только российского) — в отсутствиистратегического мышления. Сейчас уже многим ясно, что случившийся общемировойкризис имеет другую природу, чем это представлялось еще пару месяцев назад. Этокризис не финансовый. Это кризис перепроизводства. На Западе был и оправданныйспрос, но был и тот, который обеспечивался дешевыми потребительскими кредитами— то есть нереальный, дутый. В погоне за этим спросом экономика набиралаобороты. Наша экономика тоже шла по тому же пути, но, к счастью, у них «пузырь»лопнул раньше, чем Россия успела полностью погрузиться в ту же яму.
Некоторые аналитики предсказывают, что здесь наше преимущество:именно поэтому Россия раньше «выскочит». И все вернется на круги своя:население, начнет покупать, предприятия — производить. А вот западныйпотребитель уже ничего не будет покупать как минимум в следующие 12 месяцев,если, конечно, государство не начнет ему «разбрасывать с вертолета деньги дляобеспечения спроса».
Но самое главное: общемировой спрос серьезно изменится именно запоследующие 2—3 года, и нынешние избыточные производственные мощности окажутсяне нужны. Более того: ненужным окажется и уйма «незавершенки», которая уже лежитмертвым грузом в цехах и на складах многих фирм «реального сектора экономики».И пока эта гора ненужной продукции и «незавершенки» не разгребется, покапроизводители не избавятся от накопленных неэффективных мощностей, которые ещевчера работали в три смены для удовлетворения дутого сверхспроса, никакогопреодоления кризиса, никакого отскока, никакого начала нового роста непоследует.
Здесь имеется большая опасность иного рода — слишком многомощностей должно быть закрыто. В том числе российские мощности. А это чреваторостом безработицы, социальными конфликтами.
Но иного выхода нет. Потому что вчерашнее производство не будетвостребовано. Потребуется что-то другое. Тот, кто угадает и займетсяреструктуризацией своего бизнеса в наиболее перспективном направлении, иокажется на коне[17].
Всем известный закон — спрос рождает предложение — поройнарушается. К примеру, компания Сони разработала и запустила в массовоепроизводство первый в мире карманный аудиоплеер в тот момент, когда аналогичнойпродукции на рынке аудиотехники просто не было. Аудиоплееры стали инновацией,породившей огромный спрос. Но такие примеры скорее исключения, подтверждающиеобщее правило. Рынок всегда стремится реализовать конкретные потребностиконкретных потребительских групп, а не гипотетические планы печально известных«пятилеток». Одна из первооснов теории маркетинга гласит, что успех любогопроизводителя зависит в первую очередь от того, насколько его продукциясоответствует потребительскому спросу. И не суть важно, справедлив ли этотзакон, главное — ориентация предложения на спрос. Даже если бы модель рынка сабсолютно свободной конкуренцией была реальностью и за деньги покупателейпришлось бы бороться не на жизнь, а на смерть (бывает и такое) — даже в такойкрайней ситуации любое материальное производство всегда должно бытьориентировано на удовлетворение потребностей экономических субъектов (какфизических, так и юридических лиц). В противном случае никакое антикризисноеуправление не спасет предприятие от банкротства, ведь никто не станет покупатьникому не нужную продукцию.
Отсюда следует, что материальные потребности населения – причина организациии увеличения объёмов производства материальных благ для удовлетворения этихпотребностей[9].
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В результате проведенной работы можно сделать вывод. Самапроблема, которую была рассмотрена, состоит в том, что в экономическойдеятельности необходимо, чтобы в гармонии царили и наука, и мышление, итворчество.
Задачи специалистов:
- повышение экономической грамотности;
- формирование экономического мышления и возвращение в практикулучших отечественных и мировых экономических традиций;
- пройти подготовку профессиональных кадров к принятию обоснованныхрешений.
Что еще необходимо – это знания. Без знаний хорошему специалистубудет очень трудно принять какое-то решение. Оно несомненно должно бытьтворческим. Одно из качеств хорошего руководителя или предпринимателя — подходк проблемам с творческой стороны, а для этого необходимо мышление. Например,чтобы привлечь покупателя к своим товарам, производителя необходимо улучшитькачество продукта, красивая упаковка и др.
Вот мы и провели взаимосвязь между наукой с мышлением итворчеством. В подтверждение этому можно привести пример – высказыванияизвестных людей:
«Три человека создают культуру: ученый, художник и рабочий».
М. Горький
«…наша наука – дело творческое, как искусство, как музыка…»
П.Л. Капица
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вернем экономику в жизнь// Экономика бизнеса, Рубрики: Экономикапредприятия — 2007. — №14 (9176)
2. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учебноепособие/ А.А. Горелов. – М: Центр, — 2003. – 208 с.
3. Гринюк, Ж. Экономическое мышление. Социально-психологические аспектыразвития: Психология и социология в бизнесе / Ж. Гринюк. — 1999.
4. Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. Спб.:Питер, 2001. – 656 с.
5. Лапшин, И.И. Философия изобретения и изобретение в философии:введение в историю философии. – М.: Республика, — 1999. – 399 с.
6. Лихтенштейн, Е.С. Слово о науке: книга первая. – М.: Знание. –1976. – 304 с.
7. Лудченко, А.А. Основы научных исследований: Учеб.пособие / А.А.Лудченко, Я.А. Лудченко, Т.А. Примак; под ред. А.А. Лудченко. — 2-е изд., стер.- К.: О- во «Знания», КОО, 2001.
8. Лузаков, А.А. Слово и дело в управлении организацией или Зачемпредприятию нужна идеология/ А.А. Лузаков // Человек. Сообщество. Управление.(Научно-информационный журнал). — 2000. — № 3-4.
9. Макконнелл, К.Р. «Экономикс»: учебник для вузов/ К.Р. Макконнелл, С.Л.Брю.- M.: «Инфра – М», 2001.
10. Науменко, О.М. Творчествоведение на современном этапе/ О.М.Науменко// Международный научный журнал. — 2008. — №5.
11. Режим доступа: www.wikipedia.ru
12. Режим доступа: http: www.bibliotekar. ru
13. Режим доступа:www.creativeconomy.ru
14. Режим доступа:http.yandex.ru
15. Репьев, А. Маркетинговое мышление или клиентомания. — М.: Эксмо,2006. — 384с.
16. Рыжов Ю. Место науки в системе культуры/ Ю. Рыжов// Культура иискусство. — 1998.
17. Сироткина М. Синдром экономики дефицита/М. Сироткина// Экономика ижизнь/ Санкт-Петербург — 2008. — №49 (9263)
18. Соколова Г.Н. Экономическое мышление как социальный феномен / М.:Экономический образ мышление: реальность и перспективы.- 1994.-с.134.
19. Хрусталев Ю.М. История и философия науки: учебное пособие/ Ю.М.Хрусталев. – Ростов – на – Дону: Феникс. – 2009. – 476 с.
20. Чернавский Д.С. Синергетика мышления. Распознавание,аутодиагностика, мышление: учебное пособие / Д.С. Чернавский, В.П. Карп, И.В.Родштат, А.П. Никитин, Н.М. Чернавская. -М.: Радиофизика, 2000. — 460 с.
21. Эйдман И. Левый поворот: Экономика творчества/ И. Эйдман //Ведомости. — 2008.
22. Энциклопедия социологии