Реферат по предмету "Философия"


Мировоззрение убеждение вера их взаимосвязь

Содержание
Введение
1. Мировоззрение
1.1 Что такое мировоззрение?
1.2 Классификация мировоззрений
1.3 Мировоззрение и деятельность человека
1.4 Менталитет человека
2. О вере
3. Об убеждениях
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже пальцев, нет двух человек с одинаковой судьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что каждый человек только «сам по себе», что его ничто не объединяет с другими? Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина, место жительства, положение в обществе, язык, возраст. Но то, что объединяет, оно и разъединяет: у людей может быть разное место жительства, различное место в жизни общества, другой язык, возраст.
Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
Мировоззрение теснейшим образом связано с верой и убеждениями.
Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, — один из стержневых устоев духовного мира человека. Акт веры — это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Убеждения– осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Цель данной работы: попытаться охарактеризовать такие понятия как мировоззрение, убеждение и вера, а также их взаимосвязь.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 16 страниц.
1. Мировоззрение
1.1 Что такое мировоззрение?
Почему мировоззрение так важно для всех нас?
Мировоззрение — это необходимый шаг на пути к самоосознанию, постижению себя самого и осмыслению своей личности. В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие, близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой — то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, воззрение, взгляд на мир.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно: во-первых, представляет собой взгляды человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом; во-вторых, мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?
Мировоззрение — это ряд предпосылок (истинных полностью, отчасти или совершенно ложных), которых мы придерживаемся (сознательно или бессознательно, последовательно или непоследовательно), размышляя об основных слагаемых нашего мира.
Мировоззрение (миросозерцание) — система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Выделяют три основных типа мировоззрения:
— житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;
— религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
— философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
От чего зависит то или иное мировоззрение человека? Прежде всего необходимо отметить, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями. Так, одно мировоззрение, один взгляд на мир у первобытного охотника, который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, совсем другое — у современного ученого, осознающего место человека в мире, его возможности.
Проще всего было бы сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Однако это будет неверно. Как уже отмечалось, людей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения. Людей объединяют школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что у людей могут быть сходные, общие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оценке. Таким образом, мировоззрение — это такая совокупность образов и представлений или система категорий и понятий, которая подчинена основным вопросам мировоззрения, определяющим место людей в природе и их историческое происхождение и назначение.
Существует два способа освоения мироздания: путем психологических ассоциаций, через образы и представления и путем логической системы понятий и категорий.
Существуют два уровня мировоззрения: эмоционально-образный, который связан с миром ощущений (искусство, мифология и религия) и логико-рассудочный (философия и науки образующие мировоззрение).
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
1.2 Классификация мировоззрений
Классификация типов мировоззрения может быть различной. История философии выделяет следующие типы мировоззренческих установок:
1. Космоцентризм — свойственнен Античной философии; в центре размышлений упорядоченный мир — космос;
2. Теоцентризм — характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений Бог (Теос);
3. Антропоцентризм — философия эпохи Возрождения (Ренесанс); идея человека становится центральной для философских размышлений;
4. Эгоцентризм — философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм, в центре отдельное «Я», субъективность.
5. Эксцентризм — современная философия; дословно — не центризм, эго и рациональное начало определено вне человека.
Также мировоззрение может быть социоцентристским, природоцентристским или сциентистским.
В марксистской традиции распространено выделение следующих типов мировоззрения:
1. Обыденно-практическое мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Они формируются стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с различными людьми; ощутимо и влияние общедоступных средств массовой информации. Но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — в этом его сила. Но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — в этом его слабость.
Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духовной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный след.
2. Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других. В религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. Опасности религиозного мировоззрения — религиозный фундаментализм и экстремизм.
3. Естественнонаучное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания. Опасность научного мировоззрения в том, что оно может перейти в сциентизм — т.е. убежденность в абсолютном значении науки для человека, общества и природы.
Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он примет всеобъемлющий характер, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения; тогда их главной чертой станет гуманистическая направленность.
Гуманистическая направленность ставит во главу угла воззрений и деятельности высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. С их позиций человек рассматривается как часть общества и природы, ответственный за их сбережение и развитие, обладающий широтой видения мира, признающий равноправие различных мировоззренческих ориентаций, культур, ставящий во главу угла взаимопонимание людей, их физическое и нравственное здоровье, защиту достоинства человека, его созидательного труда и благосостояния, мирных добрососедских отношений между людьми, различными социальными группами, народами, странами. --PAGE_BREAK--
В число высших ценностей, кроме общечеловеческих, включаются ценности и общенациональные (применительно к нашей стране общероссийские), этнокультурные (т.е. относящиеся к нации, региону, этнической группе), социально ориентированные на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т. д.
1.3 Мировоззрение и деятельность человека
Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей.
Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем — принять мир таким, каков он есть.
Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р.Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.
В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижении им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. Наряду с мировоззрением отметим еще понятие, связанное с деятельностью, — менталитет человека.
1.4 Менталитет человека
Менталитет — происходит от французского слова, соответствующего русским словам «склад ума», «умонастроение», «душевность».
Так, говоря о менталитете конкретного человека, мы имеем в виду не просто совокупность знаний, которыми он обладает, не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект, не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места в этом мире.
Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, своего рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.
Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности, менталитет — явление сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете.
Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств — открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа. Современная наука о национальных общностях людей — этнология — предпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.
2. О вере
В вере коренится убеждение человека, а также содержание веры, которое этот человек постигает. Вера, которую человек осуществляет и веру которую он в этом осуществлении усваивает. Субъективная и объективная сторона веры составляют единое целое. Если рассматривается только субъективная сторона, верование, вера без предмета, которая как бы верит в самое себя. Если же берется только объективная сторона, то остается содержание веры как предмет, как положение, как догмат.
Свойства веры: целостность (вера не бывает половинчатой, частично) и устойчивость (сложившееся верование с трудом поддается коррекции и тем более коренному изменению, сталкиваясь с противоречивыми фактами).
Функциями веры являются: компенсаторная, в случае недостатка информации, в ситуации неопределенности, в случае потери жизненных ориентиров вера компенсирует все это, поскольку человек убежден, что будущее будет более светлым; санкционирующая, т.е. происходит обеспечение «принятия» идеи, ценности, цели, превращения их из просто «знаемого» в «значимого свое»; активизирующая, вера стимулирует душевные силы, энергию, волю.
Выделяют три виды веры:
— прагматическую веру человека в свою правоту в том или ином единичном случае;
— доктринальную веру — веру в общие положения;
— религиозную веру — это вера в сверхъестественных существ; в возможность общения с ними; в действительное совершение событий, которые описаны в священных книгах; в религиозные авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков» и др.
Вера представляет отображение наличного сквозь призму идеалов и смыслов, под углом зрения желаемого будущего. Вера обеспечивает поддержание целевой установки, постоянного внутреннего напряжения, питает энергию, волю.
Особенно существенна роль веры в экстремальных условиях в наиболее трудных моментах творческой деятельности, когда требуется максимальное напряжение духовных и физических сил, чтобы преодолеть неопределенность, противоречия, препятствия на пути к цели. Вера как бы генерирует энергию, поддерживает внутренние усилия, необходимые для достижения цели.
3. Об убеждениях
Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются убеждения.
Убеждения — это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей, душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.Мировоззрение срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка — двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может
Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. История — свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости «оплачены» кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.
Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития.
Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому великое множество. Перемены в убеждениях обсуждать нельзя, если они имеют уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового, более основательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этих фактах. История перерождения убеждений — это, прежде всего, история их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке на его глазах в том возрасте, когда у него достаточно опыта и наблюдательности, чтобы сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души. Для того чтобы осмыслить действительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельности человека, нужно высветить не только собственно теоретические аспекты мировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этих принципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельности человека, в цепи его поведенческих актов, поступков.
Убеждение и вера
Веру чаще всего связывают только с религиозным мировоззрением, однако понятие веры значительно шире. Верить можно не только в Бога, но и в возможность построения коммунизма, успех реформ, собственные возможности и т. д. Как связаны знание, убеждение и вера?
Мы знаем то, что познали, что получило подтверждение в наших практических делах. Так, мы знаем, что солнце всходит на востоке, а заходит на западе, и наша повседневная жизнь постоянно подтверждает это, делая наши знания прочными, превращая их в убеждения. Мы убеждены, что и завтра, и послезавтра, и через год солнце будет всходить на востоке, а заходить на западе. Наши убеждения покоятся на знаниях, но любое знание конечно и ограничено. Оно ограничивается возможностями человека, возможностями времени, в котором он живет. Окружающий мир человека между тем бесконечен во времени и пространстве, он содержит в себе бесконечно большое разнообразие свойств, качеств, явлений.
Можно ли познать все? Никому и никогда. В мире всегда есть непознанное и недоступное нашему сегодняшнему познанию, хотя, как уже говорилось выше, познаваемое в принципе. Там, где невозможно по тем или иным причинам познание, там нередко открывается поле деятельности для веры. Мы верим там, где не знаем точно. Мы верим, что земля круглая; мы верим, земля вертится вокруг своей оси и солнца; мы верим, что существуют атомы, бактерии, микробы и, в конце концов, Америка.
Отметим различия веры и знания словами Платона: «А между тем убеждением обладают и узнавшие, и поверившие». Таким образом, быть убежденным в чем-либо можно как на основе веры, так и на основе знания.
В убеждении-вере преобладает субъективная уверенность. Она может порождаться неосознанными эмоциями и чувствами, многообразными интуициями. При этом нет потребности в аргументации, рациональной доказательности.
В противовес этому для убеждений-знаний характерна опора на проверенную информацию, логическую обоснованность.
В жизни человека важную роль играет каждый из этих видов убеждения. Убеждения — это осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Давно подмечено, что лично значимые, дорогие человеку убеждения во многом определяют его практическую деятельность, поведение. И не случайно многие самоотверженно отстаивают их. А. И. Герцен писал о В. Г. Белинском: «Без возражения, без раздражения он нехорошо говорил, но когда он чувствовал себя уязвленным, когда касались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щек и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом».
Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны. Одним из них является жизненный опыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человек приходит к важным для себя выводам и обобщениям. Нередко убеждения возникают не в результате размышлений, а в итоге непроизвольного усвоения какого-то мнения, готового вывода или под влиянием чувств и настроений.
Большое влияние на формирование убеждения оказывает искусство. Приведем высказывание В.Г.Белинского об ученом и поэте: «Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими выводами, другой картинами. Но первого слушают и понимают немногие, второго — все».
Хорошо известно, например, огромное влияние художественной литературы на жизненные позиции людей, их убеждения. Подчас целые поколения формировались под знаком того или иного литературного героя. Как видим, источником убеждений может стать и наука, теория. Сила таких убеждений в их обоснованности, аргументированности. Вместе с тем, оставаясь только «головными» и книжными убеждениями, они могут не выдержать испытания в столкновении с личным опытом, повседневностью.
Вера представляет собой акт принятия чего-либо как истинного, ценного справедливого, целесообразного в условиях отсутствия или невозможности без достаточных логических и фактических обоснований. По своему конкретному содержанию акт веры может выражать как адекватное, так и превратное отражение действительности и тенденций ее развития. Однако во многих случаях истинность или ложность данного акта веры не поддается определению достаточно длительный период ее функционирования в сознании субъекта. Вера всегда имеет свой конкретный предмет, есть вера во что-то определенное.
Таковы составляющие мировоззрения.
Заключение
Мировоззрение можно определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности, принять мир таким, каков он есть, или попытаться изменить его в лучшую сторону. Именно мировоззрение дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек находит истинные ценности жизни и культуры.
Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны. Одним из них является жизненный опыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человек приходит к важным для себя выводам и обобщениям.
Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», — один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры.
Таким образом, мировоззрение, убеждение, вера – важнейшие составляющие духовного мира человека. Они – плод напряженных исканий, прозрений, мучительных сомнений.
Но, только обретя их, мы получаем твердую почву под ногами в нашем переменчивом и динамичном мире.
Список использованной литературы
Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е.Залесский. — М.: МГУ, 1994.
Исаев А.А. Философия: Учебное пособие / А.А.Исаев. — Сургут: Информационно-издательский центр СурГУ, 1997.
Суворова А.Н. Введение в современную философию. Учебное пособие / А.Н.Суворова. — Киев, 2005.
Философский энциклопедический словарь – М.: ИНФРА-М. 1999.
Человек и общество: Учебник / Под ред. Л.Н.Боголюбова. — М.: Просвещение, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Принципы раcпределения власти, его необходимость и механизм реализации (Принципи поділу Влади, його необхідність і механізм реалізації)
Реферат Irland Essay Research Paper Like most Americans
Реферат Радзивилл, Мацей
Реферат Christopher Columbus
Реферат Название как кодированная идея текста
Реферат Модели систем массового обслуживания. Классификация систем массового обслуживания
Реферат Автором созданы яркие образы (старик, мальчик, рыба, океан) Акак вы относитесь к этим образам
Реферат Microsoft Excel 97
Реферат Разработка основных элементов логистической системы ОАО «БелАЦИ»
Реферат Эффективная работа с Microsoft PowerPoint
Реферат Совместные предприятия, проблемы развития, недостатки
Реферат The Influences On Anglo Saxon Poets Essay
Реферат Параметры и силы, влияющие на вагон при движении
Реферат Система "Клиент-банк"
Реферат Мое любимое произведение - рассказ Михаила Шолохова Судьба человека