Реферат по предмету "Философия"


Мировоззренческая функция философии

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТФ-л в г. Минске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
попредмету «ФИЛОСОФИЯ»Минск, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
 
1       Вопрос 1.Объясните, в чем состоит мировоззренческая функция философии?
2       Вопрос 2.Назовите предложенные в Античной философии первоначала мира, которые неявляются самостоятельными действующими, существующими, не вещественнымиреальности и авторов этих взглядов
3       Вопрос 3. Какаятеория считает общим законом развития принцип самоорганизации сложных систем?4       Вопрос 4. Правильно лисчитать, что обыденное познание всегда эмпирическое, а научное – всегдатеоретическое и почему?5       Вопрос 5. Объяснитекратко основное между натуралистической и психоаналитической позиции впонимании природы человека
6       Что такоесоциальная структура?
Список использованныхисточников

ВОПРОС 1.Объясните, в чем состоит мировоззренческая функция философии
 
Мировоззренческаяфункция философии состоит в том, что, давая людям общий, целостный взгляд намир, философия позволяет человеку определить свое место и роль в этом мире,делает его сознательным участником этого процесса, ставит пред нимобщечеловеческие цели и задачи социального прогресса. Ядро мировоззрениясоставляют ценности – это феномены человеческой культуры, выступающие вкачестве факторов выбора. Они задают ценностное отношение человека к миру, т.е.специфически человеческий масштаб освоения мира. Центральное место, например, уКанта занимала триада «Истина – Добро – Красота». Именно эти ценностиопределяют то, как человек отвечает себе, в частности, на сформулированныеКантом вопросы. Философия использует рациональные формы обоснования ценностныхориентаций, в то время, религия апеллирует к божественному авторитету и чуду. Вэтом кроется одна из причин коллизий, возникающих между этими формамиобоснования мировоззрения [1, 11].
 
ВОПРОС2. Назовите предложенные в Античной философии первоначала мира, которые неявляются самостоятельными действующими, существующими, не вещественными реальностии авторов этих взглядов
 
Проблемапервоначала, первоосновы всего (архэ) была впервые в античной философиипоставлена в милетской школе. Фалес (624 – 547 до н.э.) считал, что всепроисходит из воды, Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.э.)началом всего полагалапейрон – бесконечный и неопределенный «физис» из которого проистекают всевещи. Апейрон выделяет противоположности: влажное и сухое, холодное и горячее.Парные композиции этих свойств образуют землю (сухое и холодное) и огонь (сухоеи горячее). Затем все вещи состоят из земли, воды, воздуха и огня в ихопределенных соотношениях. Последний философ этой школы – Анаксимен (ок. 587 –527 до н.э.) первоосновой всего сущего полагал воздух. Различные физическиеявления возникают из воздуха в результате его сгущения или разрежения.
Гераклит(ок. 544 – 483 до н.э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного,неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в своюпротивоположность, идей борьба противоположностей. Первоосновой всего являетсяогонь как некая неподвижная субстанция. Гераклит считается зачинателемдиалектики в античной философии.
Пифагор(ок. 580 – 500 до н.э.), анализируя различные физические явления, обнаруживал вних тождественные математические соотношения. Отсюда был сделан вывод: «Всевещи суть числа». Космос – некая математическая гармония. Поскольку числапонимаются как некоторые невещественные сущности, отсюда намечается путь кидеализму.
Эмпедокл(ок. 490 – 430 до н.э.) считал, что есть четыре этапа: огонь, воздух, вода иземля. Эти «корни всех вещей» вечны, неизменны. Вещи возникают в результатесоединения этих элементов в разнообразных количественных соотношениях. «Корни»,по мнению Эмпедокла, пассивны. Но в природе происходит движение, образование иразрушение тел. Это объясняется существованием и борьбой двух противоположныхсил: филии (любви) и нейкоса (ненависти, вражды, злобы).
Анаксагор(ок. 500 – 428 до н.э.) говорил, что существуют мельчайшие частицы огня, воды,золота, крови, дерева и т.д. («семена вещей», «гомеомерии»). Гомеомериибесконечно делимы. В первоначальном состянии мира «все заключается во всем». Влюбом месте существует семь всевозможных гомеомерий. Затем из этой смесиформируются различные вещи, причем в каждой вещи содержатся все гомеомерии, нокаждая вещь является тем, что в ней преобладает. Фактором, образующим изпервичной смеси конкретные вещи является Нус (Ум). Но в последующем Анаксагорачасто упрекали в том, что он редко обращается к Нусу, а часто говорит о«самопроизвольности» оставляя Ум в стороне.
Одноиз самых замечательных учений античности – «атомизм» Левкиппа и Демокрита –учителя и ученика (5-4 вв. до н.э.). Они считали, что есть бытие и небытие,понимая бытие как бесконечное количество атомов, а небытие – как пустоту,пространство. Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неизменны,неделимы и непроницаемы. Атомы – мельчайшие частицы, двигающиеся в пустоте.Атомы разнообразны по форме, величине, тяжести. Они находятся в постоянномдвижении, и не нужно искать источник движения атомов вне их. Атомы «складываясьи сочетаясь, рождают вещи», изменения в вещах происходят вследствие изменений –конфигурации атомов. Атомисты говорили, что существовал первичный атомный хаос,затем в нем, вследствие столкновений, возникают вихри, и далее образуются миры.Так как число атомов и пустота бесконечны, то существует множество вихрей имиров; эти миры находятся на разных стадиях развития [2, 18].
 
ВОПРОС3. Какая теория считает общим законом развития принцип самоорганизации сложныхсистем?
Проблемасамоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральныхпроблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный иинформационный подходы. Терминология, выработанная в этих областяхисследования, приобрела общенаучный характер в описании и объяснении процессовсамоорганизации. Но обе эти области исследования имеют дело в основном сматериальными системами уже достаточно высокого уровня организованности:биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизациив неживой природе остаются вне интересов этих подходов.
Решениеэтой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой. Ееосновоположниками считаются Г. Хакен и И. Приго-жин. Закономерности явленийсамоорганизации, открываемые синергетикой, не ограничиваются областью неживойприроды: они распространяются на все материальные системы. Как отмечает Г.Хакен, принципы самоорганизации, изучаемые этой наукой, распространяются «отморфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттеракрыла самолета, от молекулярной физики до космических масштабов эволюции звезд,от мышечного сокращения до вспучивания конструкций» [1, 451].
 
ВОПРОС4. Правильно ли считать, что обыденное сознание всегда эмпирическое, а научное– всегда теоретическое и почему?
 
Форманенаучного познания обыденное (стихийно-эмпирическое) и художественноепознание. Главной функцией обыденного познания является отражение мира,предметов и процессов в ходе повседневной жизни. Здесь не используются методынаучного познания. Обыденное познание чаще всего остается на эмпирическомуровне, не поднимается к теоретическим основаниям и выводам.Стихийно-эмпирическое ограничивается теми средствами, которые человекиспользует в своей повседневной жизни и работе. Чем совершеннее эти средства,тем больше возможностей для обыденного познания.
Объектыобыденного познания формируются в повседневной практике. Приемы, с помощьюкоторых изучается объект, как правило, научно не осмысливаются, субъектом,носят упрощенный характер.
Результатыежедневного познания составляют основу мировоззрения человека. Понятно, что вструктуре такого мировоззрения будет много белых пятен, элементов традиций,поверий мифологического и религиозного видения мира. Цивилизованное обществодолжно быть заинтересовано в том, чтобы мировоззрение его граждан определилосьнаучными знаниями [4, 127].
 
ВОПРОС5. Объясните кратко основное между натуралистической и психоаналитической позициив понимании природы человека
 
Обществопредставляет собой самую сложную материальную систему, так как центральнаяфигура в не человек, который разумен. В философии подход к обществу может бытьразличным, но выделяют 3 основных модели: (1) натуралистическая; (2)идеалистическая; (3) историко-материалистическая.
Натуралистическаямодель общества в социальной философии исходит из того, что у общества естьзаконы, которые можно познать, а следовательно обществом можно управлять.Поскольку человек часть природы, то его деятельность определяется естественнымизаконами. Природа многообразна. Есть космические циклы которые оказываютвоздействие на человека, у истории есть ритмы которые определяютсяестественными процессами. О них говорил Гумилев, Чернышевский. Гумилев пыталсяобъяснить исторический процесс космическими и биологическими законами. “Природадает энергетический запас, появляются пассионарные люди (имеющие избытокэнергии) и вносят изменения в историю”. Так предполагал Гумилев, однакопоявление пассионариев загадочно и непонятно. Космические ритмы безусловно естьи оказывают какое то воздействие, но вопрос о их влиянии на историческийпроцесс остается открытым.
Второйнатуралистический подход. Последователи Ч. Дарвина пытаются объяснить ходистории борьбой за существование. Появляется расизм. Однако связывать историюнародов с расовыми различиями не правомерно.
Другойнатуралистический подход определяется теорией Фрейда и его психоанализом.Энергетический запас определяет жизненные силы человека. Фрейд всю жизнь людейпытался объяснить половой энергией.
Социобиологиясвязывает жизнь человека с наследственностью. Социальное положение людейопределяется генами, причем не обязательно существование человека должно носитьагрессивный характер во взаимоотношениях, на которых строится общество. Этумодель строят врачи, биологи и т.п. К этому направлению относится географическое,которое объясняет историю климатом. Геополитика обращается к географии чтобыобъяснить, что географическое положение определяет историю, политику, экономикуобщества.
Все этонатурализм, который сводит законы общества к природе [3, 207].
 
ВОПРОС6. Что такое социальная структура?
 
Социальнаяструктура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в немобщностей взятых в их взаимодействии. Социальная структура может бытьрассмотрена как: этническая, демографическая, поселенческая, классовая,профессионально-образовательная.
Всеструктуры, составляющие в своей совокупности и взаимодействии социальнуюструктуру общества, имеют двоякое происхождение. Две из них – этническая идемографическая – по своим корням связаны с биологической природой человека и всамой значительной степени, хотя и под эгидой социального, представляют этобиологическое в общественной жизни. Три других – поселенческая, классовая,профессионально-образовательная – социальны в полном смысле слова, т.е.цивилизованы, и сложились в результате трех великих общественных разделенийтруда, перехода к частной собственности и классообразования [5, 15].

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.    Алексеев П.В., Панин А.В.Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, ИздательствоПроспект, 2007. – 592 с.
2.    Ильин В.В., Кармин А.С.,Огородников В.П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. – СПб:Питер, 2007. – 256 с.
3.    Канке В.А. основыфилософии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.:Логос, 2000. – 288 с.
4.    Мартынов М.Л. ФИЛОСОФИЯ:вопросы и ответы. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – 272 с.
5.    Подпорин И.Г., НовиковВ.Т. Философия: курс лекций. Часть 4 – Мн.: 2002. – 182 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.