Реферат по предмету "Философия"


Марксизм и неомарксизм

ТЕМА: МАРКСИЗМ И НЕОМАРКСИЗМ

1.   К.МАРКС И  Ф.ЭНГЕЛЬС О ДИАЛЕКТИКЕ ПРИРОДЫ
 
1.1. Что такое философия.Предмет и функции философии.
         Слово «философия»греческое, означает «любовь к мудрости».
         Карл Маркс, создательтеории научного коммунизма, очень высоко оценивал назначение и смысл философии.«Так как всякая истинная философия, — писал он, — есть духовная квинтэссенциясвоего времени, то с необходимостью наступает такое время, когда философия нетолько внутренне, по своему содержанию, но и внешне, по своему проявлению,вступает в соприкосновение и во взаимодействие с действительным миром своеговремени. Философия перестает тогда быть определенной системой по отношению кдругим определенным системам, она становится философией вообще по отношению кмиру, становится философией современного мира».
         Философия – этоособая система знаний, предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанныхпроблем: в естественнонаучном исследовании, в историческом познании, вповседневной производственной и в политической деятельности. Такая системазнаний касается всеобщих свойств вещей и процессов, их взаимных связей  изависимостей, мира в целом, его всеобщих законов развития, законов деятельностии жизни человека, смысла его жизни.
         В центре всехфилософских проблем – вопросы о мировоззрении и общей картины мира, оботношении человека к внешнему миру, о способности правильно понять этот мир ицелесообразно действовать в нем.
         Философия выполняеттри важные функции:
1)   синтезазнаний и создания единой картины мира, соответствующей определенному уровнюразвития науки, культуры и исторического опыта;
2)   обоснования,оправдания и анализа мировоззрения;
3)   разработкиобщей методологии познания  и деятельности человека в окружающем мире.
1.2. Формированиефилософии марксизма. Переворот в истории философии.
         Крупнейшимпредставителем материализма  в древности был греческий философ Демокрит (ок.460 – ок. 370 до н.э.). Он и его последователи развивали материалистическоепонимание мира. Спорили с  идеалистами, с их философскими взглядами на основнойвопрос: что первичнее, что возникло раньше и  является определяющим – мышлениеили бытие, сознание или материя? Идеалисты признавали идеи, мысли, духпервичными, изначальными, вечными, а материя, природа считались производной,вторичной. Материалисты признавали первичность внешнего материального мира поотношению к внутреннему субъективному миру человека. Их отличительнойособенностью было то, что в каждую историческую эпоху они стремились обосноватьматериалистическую картину мира, свою методологию с помощью аргументов,опирающихся на достижения науки, естествознания.
         Карл Маркс (1818 – 1883)и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) последователи философии материализма. Они далиответы на многие вопросы, которые не смогли до конца решить их предшественники.Они сформировали новую философию, названную в их честь философией Марксизма.Другое название – диалектический материализм. Возникновение диалектическогоматериализма явилось коренным переворотом в истории философии:
1.   воснове мировоззрения выводы современного естествознания и общественных наук, ане религиозно-мистические или идеалистические идеи.
2.   Марксизмвпервые открыто признал свою связь с интересами определенного класса –пролетариата.
3.   Неограничиваться объяснением мира, а выработать методологию его преобразования
4.   Отсюдацентр философских исследований переносится из области чистого познания  наобласть материальной общественно-социальной и производственно-практическойдеятельности людей.
5.   Самипознание и мышление были поняты по-иному. Мышление – результат сложнойисторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.
Созданиеисторического материализма позволило связать понимание природы, общества и мышления в единую картину.
1.3. Материальность мира.
1.Категория материи.
 
         В 17-18 вв. с развитиемэкспериментального естествознания, новыми открытиями возникает в среде ученых механическийвзгляд на явления природы.
         Этот механический взглядполагает субстанцией мира, материей вещество. Все явления природы объясняютсядействующими между частицами материи силами притяжения и отталкивания. Частицынеизменны, изменяются лишь группировка и пространственное положение: всекачественные различия между телами сводятся к количественным.
         Одновременно в сознанииестествоиспытателей укоренилось метафизическое понимание мира – этоодностороннее фиксирование  внимания на обособленности каждого предмета, незамечающее всеобщую связь явлений. Ученые обоих взглядов заходили в тупик впознании материи. Считали, что природа конечна. На ошибочность этих взглядовуказали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они показали, что метафизические и механическиевзгляды мешают ученым справиться с возникающими в их исследованиях проблемами.
         К.Маркс и Ф.Энгельссоздали материалистическую диалектику на основе новых научныхдостижений.
         Материалистическаядиалектика рассматривает вещи не в покое, а в развитии, во взаимныхпревращениях.
         Свой вклад внес и В.И.Ленин.Им были даны философские категории материи:
1)   материя – то,что существует вне и независимо от сознания;
2)   материя – то,что прямо или косвенно вызывает ощущения;
3)   материя – то,отражением чего является сознание, мышление.
Итог:революция в естествознании показала, что у природы нет последнего уровня.Философские выводы Маркса, Энгельса и Ленина стали для естествоиспытателейпринципами, которые помогают им в дальнейших исследованиях.
2. Материя и движение.
         Еще в глубокой древностибыл поставлен вопрос о связи материи и движения. Выдвигались разные абсурдныеточки зрения, но Маркс и Энгельс пришли к выводу: движение есть всякоеизменение вообще, т.е. ни в природе, ни в обществе нет ни одногонеизменного объекта. В частности, в микромире каждый объект существует потому,что претерпевает определенного характера изменения. Следовательно, материя бездвижения не существует, а существует ли движение без материи? Нет. Ведь небывает мыслей, настроений без людей, а люди – существа материальные.
         Вывод: нет материибез движения, движения без материи.
3. Пространство и время.
         Мыслители и древности и17 – 18 вв. смотрели на время как на некий поток, течение которого не могутизменить никакие материальные процессы. Ньютон полагал, что время не зависит отматериальных явлений. Утверждал наличие абсолютного пространства вне материи,т.е. пустоту.
         Это пониманиепространства и времени подверг философской критике Энгельс: «Допускать, чтовысота, длина, ширина вещей, а так же длительность, последовательность илиодновременность материальных процессов существуют отдельно от этих вещей ипроцессов, независимо от них, все равно, что допускать, будто рядом с вязкимителами существует вязкость, …независимо от мстительных людей существуетмстительность сама по себе».
         Итак, нет материи,лишенной временных и пространственных характеристик, нет материи внепространства и времени, нет пространства и времени вне материи (подтверждение– общая теория относительности).
1.4. Материя и сознание.
1.Отражежние в неорганической и органической природе.
 
         В чем же то общее междуматерией  сознанием, что делает противоположность относительной. Ленинпредлагал «предположить, что вся материя обладает свойством, …, отражения…».
         Присущие всей природематериальное отражение, пройдя ряд стадий своего развития, достигаетэтапа, где оно превращается в существенно новое явление – сознание. Общим усознания и прочих форм отражения является то, что и тут и там, воздействияодних материальных объектов на другие вызывает в последних отражение первых.Различия в том, что сознание идеально, а все прочие формы отраженияматериальны. В общем от природы отражающего объекта зависит:
1) физические особенностиотражения;
2) отражение воспроизводитотражаемое лишь частично;
3) упорядоченность отражаемогообъекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями.
         Эти особенности присущивсякому отражению – и в неживой материи, и в живой.
         Пример: живой организм –самоуправляющая система. В процессе эволюции организм совершенствуется, приспосабливаетсяк новым условиям.
         У организмов надопсихическом уровне – растений и низших животных, лишенных нервной системы, — нет ощущений, переживаний. Наконец произошел скачек: возник специальный аппаратрегулирования реакций на внешние раздражители – нервная система, переживания,ощущения.
Спецификапереживаний – психика. Субъективность психики в том, что в ней налицо нетолько отражение внешних явлений, но и отношение животного к ним.
      Гениальнаяфилософская идея об отражении В.И. Ленина, выдвинутая в 1908 г., была полностьюподтверждена современной наукой.
2.Природа сознания.
         Выдающийсявклад марксизма в учение о сознании состоит в открытии им того, чточеловеческое сознание возникло не готовым, а в результате длительного развитиячеловеческого общества, основой этих изменений явился труд.
         Древниелюди, живя сообща, охотясь, изготавливая орудия труда, постепенно развивались.Появилось мышление – отражение того общего, что есть в целом классеявлений (бег вообще, удар вообще). Звуковая система знаков, отражающая явление– язык. Далее возникла присущая человеческому мышлению логика –выведение из исходных известных посылок нового знания. Осознание человеком самого себя и того, что в нем происходит – важная особенность человеческогосознания. Человек четко различает то, что имеет место лишь в его сознании(субъективная реальность), и то, что происходит вне и независимо от егосознания (объективная реальность).
         Таковаидеальность нашей психики, недоступная ни одному животному.

2. МАТЕРИАЛЕСТИЧЕСКОЕПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В МАРКСИЗМЕ
 
2.1. Общественное бытие иобщественное сознание.
       Историческийматериализм.
                  Диалектическийматериализм понимает под бытием, материальной действительностью, не толькотела, но и все процессы, отношения, связи, существующие вне сознания людей инезависимо.
         Все это представляет материальнуюсторону жизни. Мысли же членов общества, их представления, стремления – идеальнуюсторону общественной жизни, сознание.
         Диалектическийматериализм видит в обществе не сумму образующих людей, а сложную систему сосвязями и процессами. Маркс пришел к выводу, что не общественная жизньобъясняется особенностями человека, отличающими его от животных, а, наоборот,эти его особенности находят свое объяснение в отношениях, связях, процессах, характерныхдля общества (по мнению Маркса сначала изучается сложное, чтобы потом познатьпростое).
         Маркс сделал важноеоткрытие, когда изучал различные этапы исторического развития общества. Онустановил, что на протяжении всей истории человечества смена одних эпох другимиобуславливалась развитием производства. Тем самым он нашел ту главнуюобласть жизни общества, которая определяет собой особенности и развитиедругих ее областей.
         Выводы:
1)   содержаниеобщественного сознания определяется совершающимися в обществе материальнымипроцессами, отношениями;
2)   в основе всех материальных процессов и отношений лежат процесс производства исвязанные с ним отношения.
Маркс иЭнгельс на основе этих выводов разработали исторический материализм –материалистическое понимание общественной жизни.
2.2. Единство имногообразие мира.
Ни одна изспециальных наук не решает задачу синтеза и анализа всего накопленного знания.Это задача философии.
Обобщение всехимеющихся данных формулирует общие принципы, регулирующие отношение человека кмиру: а) все многообразные явления природы, общества и мышления – несмотря навидимые их различия – внутренне связаны прямыми или косвенными связями,находятся во взаимной обусловленности и зависимости; б) единство мира состоит вего материальности.
Эти принципыне сводят все дело к единству физического строения мира. Имеется в виду нечтобольшее: явления в природе, обществе и мышлении включены в единую системусвязей и отношений; эти связи существуют и изменяются объективно; сознание,мышление людей включено в эту систему, так как возникает в результатеобъективного развития мира и существует как его активное, творческое отражение.
2.3. Структура общества.Формы и содержание
общественного развития.
1.Понятие общественно – экономических формаций.
Каждоеисторическое событие представляет собой единство повторимого и неповторимого.Осознание производственных отношений в качестве определяющих все другиеотношения дало возможность Марксу применить к общественным явлениям критерийповторяемости, без которого невозможно открыть законы развития общества.
Страны могутразличаться и уровнем развития производительных сил, и языком и др. признаками,но если в них сложились одинаковые производственные отношения, значит, онинаходятся на одном и том же этапе исторического развития; различия же их –различия в рамках одной и той же общественно – экономической формации.
Марксдоказал, что все возможное разнообразие экономических и социальных порядковразличных стран сводится к пяти общественно – экономическим формациям:первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической икоммунистической, первой фазой, которой является социализм. Это вовсе неозначает, что каждая страна должна пройти все пять ступеней общественногоразвития (так, славяне и германцы никогда не жили при рабовладельческом строе).
2.Производительные силы и производственные отношения.
 
Общество –сложная система, включающая различные подсистемы.
Одна из них –способ производства материальных благ. Элементы данной подсистемы: производительныесилы и производственные отношения.
Производительныесилы – преобразование вещества природы в материальные блага. В системувходят средства труда, люди, их знания и умения.
Производственныеотношения – система отношений между людьми, складывающиеся в процессе производстваматериальных благ. Эти отношения материальны, т.е. носят объективный характер.
Между двумясторонами способов производства имеет место отношение сложного, противоречивоговзаимодействия. Коренные изменения в производительных силах обостряютпротиворечия, создается ситуация конфликта, которая ведет к устранению старых,отживших производственных отношений и замене их новыми, открывающими простордля дальнейшего развития производительных сил. Эти противоречивые отношениявыражают закон соответствия производственных отношений уровню и характеруразвития производительных сил.
2.4. Принцип развития.
1.Необходимость ислучайность в развитии.
Развитие –процесс, совершающийся с необходимостью. Необходимость чего-то означает,что это нечто обязательно должно произойти.
Необходимостьосуществляется лишь во множестве случайностей, а каждая случайность есть одноиз проявлений необходимости. Нет фактов абсолютно случайных (т.е. чудес), нетфактов фатально неотвратимых, каждый факт и необходим и случаен.
Таковосоотношение необходимости  и случайности, сформулированное Марксом и Энгельсом.
2.Закон отрицания отрицания.
Каждой областидействительности присущ свойственный только ей способ исчезновения (отрицания)старой ступени развития и возникновения следующей.
Диалектическоеотрицание, в отличие от отрицания, кладущего конец развитию объекта, всегдасодержит три момента: когда в науке место устаревшей теории занимает болеесовершенная, во-первых, отбрасывает заблуждения первой, во-вторых, сохраняет товерное, что содержалось в прежней теории, в-третьих, присоединяет ксохранившемуся впервые добытые знания, точно также в природе и обществе.
2.5. Развитие общества ипринцип историзма.
1.Необходимость и свобода в развитии общества.
Историяпредставляет собой общий  итог множества действующих в различных направленияхустремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир. Это столкновениесоздает в истории состояние, похожее на то, которое есть в природе, — необходимость прокладывать себе дорогу через бесконечное количествослучайностей.
Свобода неисключает необходимость. Объективная необходимость допускает возможностьсвободы также, как она не исключает и случайность. Свобода здесь – свободадеятельности человека, а не политическая или гражданская. Познаниенеобходимости есть лишь первое условие свободы. Другим условием являетсяпретворение имеющегося знания в практическую деятельность людей. С уничтожениемвраждебных человеку эксплуататорских отношений, подчёркивали основоположники марксизма,начинается подлинная история как деятельность свободного человека. 
2.Принцип историзма.
Предвидениебудущего возможно, поскольку известны законы общественного развития исоциальные силы, его реализующие.
Принциписторизма предполагает, что в общественных явлениях всегда имеются не тольконастоящее и остатки прошлого, но и зачатки будущего. И хотя его ещё нет, онозаложено в самом процессе развития настоящего. Возможность увидеть его и понятьего роль в истории даёт марксистко-ленинская философия.
2.6. Общественныйпрогресс. Критерии прогресса.
Научныйкритерий впервые в истории общественной мысли был выработан диалектическимматериализмом.
Общеисторическийкритерий прогресса нельзя найти в области общественного сознания. Его следуетискать в общественном бытие, в том, что составляет материальную основуисторического прогресса – в сфере производства материальных благ.
Ленин писал,что « производительность труда – это самое важное для победы новогообщественного строя». Это значит, что общим историческим критерием прогрессаявляется развитие производительных сил.

3.РУССКИЙ МАРКСИЗМ

3.1. Ленинизм.
 
         С именем В.И.Ленина связан новый этап в развитиимарксистской философии. Ленин придал диалектическому материализму новую форму,соответствующую новому историческому и научному опыту человечества. Наполнил иобогатил философские категории.
          Ленин был самымпоследовательным революционным марксистом, диалектическим материалистом, врагомдоктринерства, догматизма. Душу марксизма Ленин видел в революционнойдиалектике.
Ленин являлся основателемреволюционной партии, организатором и вождем Великой Октябрьскойсоциалистической революции, руководителем первого в мире социалистическогогосударства.
         Идеи Ленина указали конкретные пути практическогореволюционного преобразования общественных отношений, пути строительствакоммунистического общества. Ленинизм как интернациональное учение стал в 20веке знаменем борьбы за политическое, экономическое и духовное освобождениенародов. Под знаменем Ленинизма социалистические революции победили в рядестран Европы, Азии и Латинской Америке.
         Идеи Ленина оказывали огромное воздействие надуховную жизнь человечества, на перспективы развития науки, на формированиенаучного мировоззрения.
         Ленинские идеи  в развитии и обогащениимарксизма-ленинизма, философской науки, являлись теоретической основойпрактической деятельности КПСС и советского государства.       В.И.Ленинупришлось пересмотреть ряд устаревших теоретических положений, которые больше несоответствовали новым условиям рабочего класса.
         К  числу открытий и научных предвидений относитсявывод, что империализм есть последний этап капитализма. Революция 1905 – 1907годов была прологом Великой Октябрьской революции, которую Ленин предвидел, надподготовкой которой трудился, веря в окончательную победу социализма,коммунизма.
         Вторая революция — в науке, естествознании ифизике. Она приобрела размах и ширину. И это предвидел Ленин, предсказывая, чтокак атом, так и электрон  неисчерпаем, как макромир, так и микромир бесконечен.Ленин связывал дальнейшие перспективы развития физики, естествознания в целом спереходом естествоиспытателей  от стихийного материализма к современной, высшейформе материализма – диалектическому материализму.

3.2. Сталинизм.
 
Сталин правилстраной  с середины 20 годов до 1953г. 20 века. Был соратником Ленина, идейнымпоследователем марксизма-ленинизма. Но, являясь, по сути, единоличнымвластителем, извратил эту философию, отошел от ее норм и установил свои.
Сталинизмсуществовал как цельная, исключительно жестокая авторитарная идеология,охватывающая все сферы духовной жизни общества. Это была идеология официальносуществовавшая и господствовавшая в партии и стране в течение  несколькихдесятилетий.
Сталин не былкоммунистом в марксистском понимании, его идеалом был «грубый» социализмказарменного типа, для которого характерны аскетизм и уравниловка вудовлетворении человеческих потребностей, деспотизм и произвол узкого круга«революционных» лидеров, бюрократизация всей системы, общественных связей,отношение к человеку как к слепому орудию выполнения воли вышестоящихинстанций, культ личности и авторитарная власть «вождя».
Условиемвозникновения сталинизма явилась однопартийная система, обеспечившая монополиюна власть в стране и постоянное ограничение внутрипартийной деятельности вплотьдо сведения её на нет.
Новыепартийные функционеры, как и сам Сталин, с неприязнью относились кпредставителям ленинской гвардии, к партийной интеллигенции вообще, порицая иотвергая привычные для большевиков-ленинцев демократические формывнутрипартийных отношений и решения жизненно-важных проблем.
Характернойчертой сталинизма как идеологии является, в отличие от марксизма-ленинизма, егоабсолютная непримиримость к любым отклонениям от официально выраженной и утвержденнойточки зрения.
СозданнаяСталиным система цензуры пресекала любую оригинальную мысль в области теорииобществознания (и не только).
Другойособенностью сталинизма выступает его внешняя простота, элементарность,приспособленность к восприятию теоретически не развитым сознанием. Изложениеидей коротко, чётко и ясно — избавляло сознание от необходимости блуждать вдебрях диалектических противоречий. Элементарность содержания пропагандынеизбежно вела к схоластике и догматизму, что противоречило сути марксистско-ленинскойнауки.
Третьейособенностью сталинизма как идеологии был его универсализм. Паразитируя намарксизме-ленинизме, который представляет собой универсальную системуобществознания, Сталин пытался охватить своими представлениями все сферы общественнойжизни и все науки об обществе.
Сталинцитировал и комментировал произведения Маркса, Энгельса и Ленина, используя ихвысказывания для подтверждения своих теоретических «новаций».
В результатепри Сталине марксизм-ленинизм приобрёл иное содержание и смысл. Не будучиглубоким мыслителем, Сталин присвоил себе положение главного теоретика партии,поднявшегося до уровня Ленина. Это было высшим выражением культа личностиСталина.
Один изосновных постулатов сталинизма – признание непрерывного сохранения и обостренияклассовой борьбы в области идеологии по мере укрепления и развития социализма.Поддерживалась постоянная идеологическая напряжённость. Сознательная цельСталина при осуществлении идеологических и политических компаний – уничтожениеинтеллигенции, имеющей свои независимые взгляды и суждения.
Сверхзадачейбыло создание идейного террора, страха и формального единомыслия.
Кнут репрессийоказывал влияние на сознание людей, вёл их в сторону казарменного социализма,который был избран в качестве адекватной формы нового строя.
Сталинизмсумел завладеть сознанием миллионов людей, стал их мировоззрением, не только вСССР, но и в Китае (культ личности «великого кормчего» — Мао).

4.НЕОМАРКСИЗМ
       
Ни однанаучная теория не вызвала таких страстных  споров, выступлений «за» и «против»,как марксизм. Марксизм, впервые выступивший на исторической арене как теорияосвободительного движения рабочего класса, отразил многовековые чаяния всехугнетенных и эксплуатируемых. Маркс обобщил громадный  исторический опытбуржуазных революций, открыл законы общественного развития и гибеликапиталистического общества; он создал теорию социалистической революции.Учение марксизма стало идейным движением  в СССР, овладело широкими массамитрудящихся, превратилось в практику социалистического строительства, в новыйобщественный строй.
Маркс ответилна вопросы, поставленные его предшественниками. В 20 и веке даже противникимарксизма вынуждены отвечать на вопросы, поставленные Марксом: проблемыуничтожения социального неравенства, отчуждения, противоположности междуумственным и физическим трудом, городом и деревней, проблема преодолениягосподства стихийных сил общественного развития и разумного переустройстваобщественных отношений, проблема гуманизации труда, проблема человечества. Всете вопросы, которые ставил и решал Маркс, являлись проблемами и для тех, ктопытался опровергнуть марксизм.
Маркс доказал,что капиталистический способ производства носит исторически преходящийхарактер. Это было встречено в штыки буржуазной экономической и политической наукой. Ныне же идеологи буржуазии утверждают, что капитализм постепенносменяется новым, некапиталистическим ( и не социалистическим) общественнымстроем.
Марксизм ссамого начала сложился как творческое учение. Ленин писал в начале 20 века: «Мывовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто незаконченное инеприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольныекамни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях,если они не хотят отстать от жизни»[1].Поэтому марксизм-ленинизм есть научное мировоззрение,  развивающееся путемисследования, осмысления нового исторического опыта, путем критики, пересмотраустаревших положений, замены их новыми.
«…Диалектическаяфилософия, — писал Энгельс, — разрушает все представления об окончательнойабсолютной истине и о соответствующих ей абсолютных состояниях человечества….Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного,святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения и ничто неможет устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения иуничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама являетсялишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу»[2].
ФилософияМаркса и Энгельса в состоянии ответить на вопросы, которые возникают всовременном обществе.

Списоклитературы.
1.А.И.Ракитов, В.М.Богуславский, В.Е.Чертихин, Г.И.Эзрин.
«Философия.Основные идеи и принципы» (Москва. Издательство                полит. литературы1985г – 368с.).
2.   АлексеевП.В., Панин А.В. «Диалектический материализм. Общие теоретические принципы»    (Учебноепособие – М.: Высш. шк., 1987 – 335 с.)
3.   ИвановаК.И. «Ленинское философское наследие и методологические проблемы современногознания» 1980г.
4.   МасловН.Н. «Идеология сталинизма: история утверждения и сущность» 1990г.
5.   КонстантиновР.Ф. «Марксистско-ленинская философия и современность» 1982г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.