Реферат по предмету "Философия"


Личность и человек

Оглавление
Введение. 2
1. Основные признаки личности. 3
2. Смысл жизни личности. 6
3. Личность и культура. 8
4. Ж.-П. Сартр о свободе. 11
Заключение. 15
Список литературы… 17

/>Введение
Психика человека, мир его явлений — производное не толькоего собственного развития, но и результат воздействия окружающего мира,общественных отношений. Богатство психики человека зависит от многообразия егосвязей с другими людьми, от активного отношения к жизни. В этом случае человекпредстает как личность, как член общества.
Личность человека как члена общества находится в сферевлияния различных отношений, складывающихся, прежде всего в процессепроизводства и потребления материальных благ.
Личность находится также в сфере политических отношений.От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, можетреально избирать и быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни илиявляется исполнительницей воли господствующего класса, зависит психологияличности.
Личность находится в сфере действия идеологическихотношений. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние наличность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение,индивидуальные и социальные установки.
Личность не только объект общественных отношений, но и ихсубъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творятисторию, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействиемобъективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость неисключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведениеперед обществом.
Цель данной работы – изучить понятие «личности» каксубъекта исторического процесса.
Задачи: раскрыть основные признаки личности; рассмотретьсмысл жизни личности; выявить развитие личности в истории и культуре.

/>/>1. Основные признаки личности
Личность — это конкретный человек, являющийсяпредставителем определенного общества, определенной социальной группы,занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение кокружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическимиособенностями.
В личности выделяется, прежде всего, ее общественнаясущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек неможет стать личностью, то есть создает человека природа, а формирует егообщество.
Сущностная характеристика личности и ее основныеособенности определяются:
1. Содержанием мировоззрения человека, егопсихологической сущностью.
Мировоззрение человека — это сложившаяся у него системаубеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения,которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в видеопределенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений,отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположныеинтересы разных слоев общества.
Целостность мировоззрения нарушается, если личностьруководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителемкоторых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств.
3. Степенью осознанности человеком своего места вобществе.
Очень часто бывает, что человек слишком долго не может всилу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяетего мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться.
4. Содержанием и характером потребностей и интересов,устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.
Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересыличности при своей слабой оформленности, узости очень сильно ограничиваютмировоззрение человека.
5. Спецификой соотношения и проявления различныхличностных качеств.
Личность настолько многогранна в своихиндивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразныхкачеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
Понятие личности фиксирует социально значимые чертычеловека, свойственные ему как отдельному человеку. Личность — это мера присвоениячеловеком социальной сущности в данных социокультурных условиях [3, 197].Каждый человек не в равной мере включает в основание своей деятельностиобщезначимые нормы, правила, ценности и т.п. Этот процесс связан с егоиндивидуальностью. Если личность есть персонификация общественных отношений, токонкретная личность выражает свою общественную сущность в формеиндивидуальности, которая является характеристикой конкретной личности, выражаяспособ ее бытия как субъекта самостоятельной деятельности. Индивидуальное «Я»составляет центр личности, ее внутреннее ядро. Личность, таким образом,социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования,она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности исуществования.
Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но ивзаимообусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человеканаходится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Оно зависит нетолько от положения индивида в обществе, но и от его индивидуального отношенияк своему положению.
Ответственность — это исторически конкретный типвзаимоотношений между личностью, семьей, коллективом, обществом, являющихсяосознанным выполнением ими взаимных требований. Ответственность выступает какодна из главных характеристик нравственного поведения личности, у которойразвито сознательно-волевое начало, реализующееся в свободном целеполагании.Человек несет личную ответственность не только за все происходящее с ним, но иза общественные явления. Такая абсолютная ответственность — логическоеследствие его свободы.
Личность не может быть свободной без развитого чувствасамообладания, самодисциплины, самоорганизации, самозаконности. Самозаконность(или «автономия») означает возведение в принцип максимы (основного правила)своего поведения. Сказанное совершенно не означает действия по схеме: «Чтохочу, то и ворочу». Такая схема социально неприемлема и ее неминуемо ждетучасть быть отвергнутой.
Человек в силу присущей ему индивидуальности и в процессесоциализации формирует свое «Я», которое впоследствии накладывает отпечаток наего жизненные помыслы и деяния. В них реализуются самые различные ролиличности, одна из которых носит смысложизненный характер и определяет еесоциальный тип. Личность свободна, свобода исторична и является условием нетолько самостоятельности, но и ответственности личности перед собой,коллективом, обществом за их развитие и саморазвитие по пути Истины, Добра иКрасоты [1, 80].

/>/>2. Смысл жизни личности
Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить?А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом,пытаясь найти логику своей жизни.
Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носитисторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние насмысложизненное определение человека. Не случайно, поэтому передовые умычеловечества так по-разному понимают его: смысл — в борьбе (В. Белинский, П.Бомарше), в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо), в совершенствовании себя иобщества (И. Г. Фихте), в служении обществу (Н. С. Лесков), в обогащениичеловечества знаниями (Д. Дидро).
Существуют различные подходы к решению проблемы смыслажизни, из которых можно выделить следующие:
смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;
смысл жизни выносится за пределы самой жизни;
смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;
не существует смысла жизни.
В рамках первого подхода существует религиозная версия.Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создавчеловека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизничеловека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А поэтому человекне переделывает мир, и уж тем более не творит его сам, а действует лишьсопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя мир. Смыслчеловеческой жизни в — сохранении и очищении своей бессмертной души.
Философия рассматривает нравственный смысл человеческойжизни в Процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальнойсущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В.С.Соловьев) [6,281].
Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие отрелигиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит вней сам. В.Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надонайти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, несчитаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти.В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретныхсмыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основеситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дняили даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.
Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретнойжизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека напрогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеаловдобра и справедливости.
Все вышеперечисленное является высшим смыслом исамоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущийвыступает как средство для достижения этой цели.
С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь самапо себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь.Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этотсмысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия,навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечьза собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель [4, 275].
Из уст современного молодого человека можно услышать, чтосмысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие являетсялишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще И. Кант утверждал, чтоудовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являютсяследствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались толькопринципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственныхдействий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги начревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так какследствием того и другого является удовольствие.
Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в историифилософской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета»подчеркивал бессмысленность существования. В современной философиипредставители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, исуществование человека абсурдно и бессмысленно.
Но все-таки попытки найти смысл жизни человекапреобладали в истории человеческой мысли:
смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того,что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия(Ф. Ницше);
смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что внечеловека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);
смысл жизни в достижении некого идеала человека;
смысл жизни в максимальном содействии решению задачобщественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).
Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не толькодля живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогаетвстретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.
/>/>3. Личность и культура
Человек имеет свое предназначение в рамках не толькообщественного, но и всеобщего бытия. В нем сознание человека предстает каксредство самоопределения всеобщего бытия. Человек — микромир, который являетсяне только отражением, но и выражением макромира, вершиной развития жизни вмире.
Человеческая природа, как и все сущее, запрограммированаи предопределена в своем развитии и предназначении. На пути познания конечногопредназначения человека еще много непознанного. Но он — не только «совокупностьобщественных отношений» (как утверждает марксизм). Подобное понимание сутичеловека не столько помогает, сколько мешает раскрыть программу, заложенную внем природой. Человек раскрывается, самореализуется через преобразуемый изаново воссоздаваемый им мир, движимый потребностями, данными ему природой инаправляемыми ею.
Восходящая линия общественного развития в процессеосвоения мира с целью удовлетворения жизненных потребностей людей представляетсобой прогресс; нисходящая линия — регресс. Обе они движутся потребностями, нопрогресс — положительными, созидающими, а регресс — отрицательными,разрушающими.
Критерий оценки потребностей — соответствие илинесоответствие природной эволюции человека. Именно она в рамках обществапроявляется в виде прогресса. Потребности устремлены к тому, что ихудовлетворяет: ценностям и антиценностям. Все созданные ценности объединяютсяпонятием культура. Культура это ценностный мир общества, это единство ценностейв любой точке, до которой поднимается прогресс. Иначе говоря, культура, этосистема ценностей или уровень прогресса. Чем выше прогресс, тем выше культура.Чем выше культура, тем выше прогресс.
Культуре противостоит антикультура — системаантиценностей, уровень регресса. Это балласт человеческой жизни, мир пороков ипреступного зла.
Жизнь, как и бытие противоречива. Но все созданноелюдьми, искусственный мир в целом также нуждается в своем понятии. Этоцивилизация. Цивилизация — единство культуры и антикультуры, равнодействующаяпрогресса и регресса.
Теория культуры — культурология — четко не определила нисути культуры, ни сути цивилизации. Анализ начинается с соотнесения этихпонятий, а не отыскания противоположных сторон ценностного мира, ценностногосреза социальной жизни. Исследователи стараются противопоставлять культуре неантикультуру (это понятие фактически отсутствует), а цивилизацию. Это одна изпроблем, где элементарно не используется философская методология, главнейшиепринципы достигнутого знания о всеобщем бытии. Раздвоенность бытия и вытекающаяиз него связь противоположностей, главных и неглавных, — вот что в данномслучае помогло бы решить проблему [5, 181].
Человек мечтает видеть мир ценностей в очищенном виде.Это — идеал, образ совершенной жизни. Социальный идеал — образ совершенногообщества. Он живет смутно в нашем сознании. Человек нуждается в идеале.
Культура может быть внутренне противоречива. В ееразвитии имеются как постепенность (эволюция), так и переломные моменты.Периодически рождаются качественно новые ценности. Их смена происходит на стыкеэпох, когда возникает столкновение предпочтений. Культура, нарождающаяся илиотживающая, противостоящая господствующей, называется контркультурой.
Существует еще понятие субкультуры. Это культураопределенной социальной среды (например, молодежной), имеющей свои идеалы,специфические предпочтения и вкусы, стиль и моду. В широком смысле ксубкультуре можно отнести ее составные части по социальному признаку — городская и сельская культура, разные национальные культуры и т. д.
Культура в целом, а также антикультура имеют две основныхформы: духовную и материальную. Им соответствуют два типа потребностей-духовных и материальных. Духовная культура представлена следующими формами(областями) общественного сознания: моралью, наукой, религией, философией,политикой и т.д. Но нельзя отождествлять духовную жизнь и духовную культуру,так как духовная сфера представлена как культурой, так и антикультурой [2, 68].
Следует отличать личную культуру индивида от культурыобщности. Личная культура индивида — это совокупность его личных образцовповедения, его метод деятельности, продуктов деятельности, его идей и мыслей,часто неизвестных другим людям. Личная культура имеет место в рамках культурыобщности, однако каждое общество предоставляет индивиду некоторую возможностьоригинальности и отклонения от общепризнанных образцов деятельности. Этавозможность может быть большей или меньшей в зависимости от типа культуры этогообщества и в зависимости от социальной роли и положения индивида (например,существует роль новаторов, творцов, от которых требуется оригинальность вопределенных областях деятельности). Но пределы допустимых отклонений определеныв каждом типе культуры более и менее четко, и их нарушение вызывает осуждение.
Культура общности это не сумма индивидуальных культур еечленов. Это совокупность способов деятельности, ценностей и результатовтворений, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для еечленов, определяя поведение, считающее «обязательным», например, правилаприличия, правила общежития и т.д.
/>4. Ж.-П.Сартр о свободе
Человек, вбирая в себя выработанные обществом нормативы,начинает быть самостоятельным носителем нравственных принципов, нравственныхценностей. Принятые в том или ином обществе нравственные принципы, правилаповедения, идеалы и образцы «должной» жизни составляют в своей совокупностисистему нравственных ценностей. Опираясь на такую систему, человек в состояниидавать выверенную нравственную оценку поступкам и действиям людей, даватьсамооценку своего поведения. Избранные личностью нравственные ценностивоплощаются в ценностной ориентации человека, которая направляет в самыхразличных ситуациях помыслы и поступки человека.
К какому бы типу личности не принадлежал человек, и какиебы роли не осуществлял в ней, он всегда должен отвечать за последствия своихдействий. Но вряд ли может быть ответственным человек, не обладающий свободой.Свобода личности — это ее способность поступать в соответствии со своимижеланиями и намерениями. Условием свободы личности является возможностьвыбирать.
Свобода приходит в мир вместе с человеком. Она есть бытиечеловека, индивид полностью и всегда свободен.
Сартр отождествляет свободу с выбором и временностью.Свобода в каждом человеке объявляется основанием (внутренней структурой) бытия,мира, истории, основанием всех связей и отношений в мире. Свобода человека, помнению Сартра, состоит в праве выбирать свое отношение к сложившейся ситуации:человек свободен либо примириться со своей зависимостью от окружающейдействительности, либо восстать против нее. Человек проявляет свободу нестолько в том, что он может изменить мир, а, прежде всего в том, что он можетизменить свое отношение к миру; может делать выбор каждого своего поступка,свободный выбор своей судьбы, выбирая свое отношение к миру, к другим людям, ксебе, к жизни, любви, смерти. Свобода состоит в поисках самого себя, в выборесамого себя. Выбор в каждой ситуации зависит от ценностей и целей человека; аценности человек выбирает сам. Человек, будучи свободным, постоянно чувствуетсвою ответственность перед окружающим миром и людьми. Наконец, свободаограничивается ответственностью личности за свой выбор действий и ихпоследствий перед другими людьми.
Человек, вбирая в себя выработанные обществом нормативы,начинает быть самостоятельным носителем нравственных принципов, нравственныхценностей. Принятые в том или ином обществе нравственные принципы, правилаповедения, идеалы и образцы «должной» жизни составляют в своей совокупностисистему нравственных ценностей. Опираясь на такую систему, человек в состояниидавать выверенную нравственную оценку поступкам и действиям людей, даватьсамооценку своего поведения. Избранные личностью нравственные ценностивоплощаются в ценностной ориентации человека, которая направляет в самыхразличных ситуациях помыслы и поступки человека.
Моральное и правовое регулирование поведения человеканаходится в тесном взаимодействии. Религиозное регулирование через религиозныеценности и нормы поведения играло важную роль в жизни человечества.
Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другимииндивидами, занимает определенную жизненную позицию.
Изначально свобода присутствует в каждом человеке,приходящем в мир. Но не совсем правильно то, что «индивид полностью и всегдасвободен». Можно с уверенностью сказать, что не всегда действия человекасвободны, так как общество и культура выдвигают свои требования к каждомуиндивиду, и поэтому, «всегда свободен» не совпадает с тем, что есть на самомделе.
Препятствия, которые воздвигает общество, и являютсясдерживающей силой человеческих поступков и проявлений. И отсутствие этихпрепятствий ведут к свободе человека. Не имеется в виду, что их не должно быть,а, по-видимому, необходимо найти точки соприкосновения, чтобы эти препятствияне мешали, а только поддерживали стремления человека.
Нет бесконечно многих возможностей, как и нет абсолютнойсвободы. Личность не вольна в выборе объективных условий своей деятельности —этот выбор также ограничен, но она вольна, ставить себе цель действия, болееили менее свободна в выборе средств для реализации этих целей. Свобода всегдаотносительна, ибо является ограниченной. Она ограничена самой жизнью, еепространственно-временными рамками, возможностями выбора, законами государства,свободой других личностей.
Свобода может пониматься, как способность создаватьновое, как возможность самореализации личности в своей жизни. Свобода — этодеятельность, опирающаяся на «познание необходимости», согласно которомусвобода личности, коллектива, класса, общества а целом заключается «не ввоображаемой независимости» от объективных законов, а в способности выбирать,«принимать решения со знанием дела». Свобода не только осознание необходимости,но еще и действия в соответствии с ней.
Свобода состоит в возможности личности мыслить ипоступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствиевнутреннего или внешнего принуждения.
Осознание необходимости не всегда может привести ксвободе, а только может показать путь, как двигаться дальше, и что надопредпринять, чтобы достичь свободы.

/>Заключение
Понятие личности фиксирует социально значимые чертычеловека, свойственные ему как отдельному человеку. Личность — это мераприсвоения человеком социальной сущности в данных социокультурных условиях.Каждый человек не в равной мере включает в основание своей деятельностиобщезначимые нормы, правила, ценности и т.п. Этот процесс связан с егоиндивидуальностью. Если личность есть персонификация общественных отношений, токонкретная личность выражает свою общественную сущность в формеиндивидуальности, которая является характеристикой конкретной личности, выражаяспособ ее бытия как субъекта самостоятельной деятельности. Индивидуальное «Я»составляет центр личности, ее внутреннее ядро. Личность представляет собойединство социального и индивидуального, сущности и существования.
Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но ивзаимообусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человеканаходится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием.
Несмотря на внешнюю обусловленность, человеку как субъектуприсущи:
самодеятельность, способность к творчеству, котораяявляется главной особенностью человеческой деятельности;
индивидуально-личностное «Я» как осознание и пониманиесвоего отношения к природному и социальному миру, как переживание этогоотношения, как выражение того непременного факта, что человек наделенсамосознанием;
свобода как способность создавать новое, как возможностьсамореализации.
Обладание свободой порождает ответственность личности.Ответственность складывается как результат внешних требований, которые обществопредъявляет к человеку. Воспринятые, усвоенные личностью, они становятсяосновой внутренней мотивации ответственного поведения. Регулятор ответственногоповедения — совесть. Ответственность выстраивается как перед другими, так иперед собой. Развитие степени ответственности зависит от степени социализацииличности, ее зрелости, от уровня самооценки и самоконтроля: насколько человекспособен быть ответственным за свои поступки. Ответственность может быть нетолько личная, но и групповая, общинная, общественная.

/>Списоклитературы
1.        Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
2.        Жаринов В.М. Философия. – М.: Приор-издат, 2005.
3.        Философия. / Под ред. Зотова А.Ф. и др. – М.: Мысль, 2003.
4.        Философия. / Под ред. Караваева В.С. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
5.        Философия. / Под ред. Кохановской Т.И. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
6.        Философский словарь. – М.: Просвещение, 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :