Реферат по предмету "Философия"


Лекция Философия как мировоззрение

«утверждаю»
начальник кафедры гуманитарных 
и социально — экономических   дисциплин.
подполковник                     В.Грабарь
"        "                           1998г.

                                           ЛЕКЦИЯ№1
ФИЛОСОФИЯКАК МИРОВОЗРЕНЧЕСКА СИСТЕМА,                    ЕЁ СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Лекция обсуждена и одобрена на ПМК философии
Протокол №     от  "   "                       1998 г. Председатель  ПМК философии
Полковник                              В.Карпов  

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИЛОСОФИЯ»
Товарищи курсанты !
Сегодня мы с Ваминачинаем изучать новую. неизвестную для вас (в своем большинстве)область знаний, которая носитназвание «Философия».
 
Перед нами встает ряд вопросов :
-«Зачем нам нужнафилософия ?»
-«Что есть такоефилософия ?»
-«Каков ее предмет исмысл?»
-«Как изучатьфилософию?»
Ответив на трипоследнихвопроса мы  придем к пониманию первого вопроса.
Отвечая на 4-й вопрос «Как изучатьфилософию?» мы должны исходить из понимания философского знания, которое позволяет выделитьэтапы его овладения:
1-й этап: Овладениекатегориальным аппаратом философской науки, так как знаниекатегорий является фундаментом  успешного изучения философии.
2-й этап: Формированиефилософско-методологического стиля мышления .
Так как спецификафилософского познания состоит в том, что она выполняет функцию опережающегоотражения действительности.
3-й этап: Знакомство иовладение системой собственно философских методов познания.
Как же построен наш курс  «Философии»?
Он рассчитан на90часов, читается в 3 и 4семестрах, состоит из 7разделов:
Первые три раздела рассмотрим в 3семестре:
1-й раздел: Роль философии в жизни человека иобществе.
2-й раздел: Человек вовселенной. Философская, религиозная  и научная картины мира.
3-й раздел: Познание, его возможности  играницы.
Знание и вера.
В4-ом семестре:
4-й раздел: Общество: Многообразие культур, цивилизаций, форм  социальногоопыта .
5-й раздел: Природа человека  и  смысл егосуществования .
6-й раздел: Человек  в мире культуры .
7-й раздел: Философские проблемы мира, войны и армии.
Учебные занятия проводятся  в формелекций, семинаров, индивидуальныхконтрольных собеседований, самостоятельной работы под руководствомпреподавателя.
Формы отчетности:
4-й семестр — экзамен.
В 4-ом семестре выполняется курсоваяработа  по философии за которую выставляется оценка в приложение  к диплому.
На кафедреорганизована  военно-научная работа  курсантов, в том  числе и наПМК «Философии».
Основная литература:
1. Основы философии. Учебное пособие.Под редакцией Е.В.Попова.
    М .: «ВЛАДОС», 1997.
2. Канке В.А. Философия. Исторический  исистематический курс. М.: «ЛОГОС» ,1997.
3. Введение в философию, В 2-х  частях М.: Политиздат ,1989.
4. Философский энциклопедический словарь.М.: «ИНФРА-М»,1997.
5. Философия. Программа, планы  семинаров, практическихзанятий и самостоятельной работы под руководством преподавателя.Пермь.:1998.
Дополнительная литература:
6. Радугин А.А. Философия курс лекций.М.:«ВЛАДОС»1995
7. Философия.Учебник. Под. Ред. Кохановского В.П. Ростов-на Дону.:»ФЕНИКС» ,1998.
8. Философия.Курс лекций.Под ред. Калашникова В.А.«ВЛАДОС»,1997
9. Основы философии в вопросах и ответах. Уч. Пособие.Ростов — на Дону.: »ФЕНИКС» ,1997.
10. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.Учебник. М.: «ПРОСПЕКТ»,1997.
ТЕМА: Философия как мировоззренческая  система, ее смысл и предназначение.
 План лекции:
Вступление
1 вопрос:  Философия  как  мировоззрение, ееособенности .
                  Основные проблемы.
2 вопрос:  Философия как наука .  Предмет ифункции
                  философии.
Заключение
Время:
Аудитория: №
Литература :
1. Основы философии. Учебное пособие.Под ред. Е.В. Попова.
    М .: «ВЛАДОС», 1997.с.4-23
2. Канке В.А.Философия. Исторический  и систематический курс.  М.: «ЛОГОС» ,1997.с.3-9
3. Введение в философию, В 2-х  ч. М.: Политиздат ,1989.с20-74
4. Философскийэнциклопедический словарь.М.: «ИНФРА-М»,1997.с.6-37
5. Философия.Программа,планы  семинаров, практических занятий и самостоятельной работы подруководством преподавателя.Пермь.:1998.с.6-113
                                ВСТУПЛЕНИЕ.
А сейчас переходим  к рассмотрению 1-й лекции1-го раздела курса «Философия»:«Роль человека  в жизни человека иобщества».
Тема :  « Философия как  мировоззренческая  система, ее смысл и предназначение».
В чем актуальность данной темы?
1. В период глубинных перемен, происходящих  во всехструктурах  политики, экономики, культуры нашей страны, становятся  главными проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание имсвоего места и роли в обществе, социальной и личной активности, ответственностиза свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.
2. В становлении и формировании мировоззренческой культурыфилософия всегда играла  особую роль, связанную с ее многовековым  опытомкритически- рефлексивного размышления но глубинными ценностями и жизненнымиориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию  бытиячеловека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, какему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.
3. Личная значимость  данной темы выражается необходимостьюуяснения себе ,что такое философия, каков ее предмет и смысл,
    в чем состоит ее назначение.
Мы выделили в лекции два вопроса, потому чтонаиболее распространен взгляд на философию:
·     во-первых — как на тип мировоззрения  (о чем будем говорить в первом вопросе);
·     во-вторых- как на науку (2-й вопрос).
Кроме того, имеютместо взгляды на философию:
-как на формуобщественного сознания ;
-как на мироощущение
-как намиропонимание;
-как на практическоедействие (В. Канке. Философия.).
Вопрос №1:
Философия какмировоззрение, её особенности.
Основные проблемыфилософии.
1. Объективные и субъективные предпосылкивозникновения философии.
Философия — одна из древнейшихи увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая впоследствии устойчивой формой общественного сознания, зародилась в VII-VI векахдо нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции.
Возникновениюфилософии способствовали объективные и субъек­тивные предпосылки,сложившиеся на тот исторический период в древнем обществе:
А) Объективные предпосылки:
1)Социально-политические:
-общественноеразделение труда;
-систематическоепроизводство материальных благ, содер­жательно изменившее человека и поставившееего в прин­ципиально новое отношение к природе: приспособление к условиямжизни сменяется их преобразованием;
-разделение обществана классы;
-возникновениегосударств, городов- мегаполисов с демок­ратической формой государственного устройства(Афины Спарта);
2) Культурно-исторические:
-созданиеписьменности;
-возникновение наук (математики,  астрономии,   физики, географии, медицины);
-возникновение иразвитие различных видов искусства;
-возникновениеобразовательных учреждений (ликеи, ака­демии);
-наличие в обществемифологии и религии как здоровых на­чал культуры.
Б) Субъективныепредпосылки — т.е. предпосылки связанные с развитием самого человека, его духовного мира.
1) Осознание древнимчеловеком бытия в целом, самого себя и своих границ.
Перед человекомоткрывается глубина мира и собственная значимость. Человек начинает осмысливатьмир и себя как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет по­ниманияи спасения.
Этот духовный процессимел решающее значение для фор­мирования философии и начался он за тысячелетиедо нашей эры, т.е. до рождества Христова. Карл Ясперс, немецкий философ XXвека, это время назвал «основным временем». В период между 800 и 200г.г. до нашей эры произошёл самый резкий поворот в истории, принёсший многонеобычного.
В этот период:
-в Китае — жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы;
-вИндии — возникли Упанишады, жил Будда;
-в Иране — Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом;
-в Палестине — выступали пророки Илия,  Исайя, Иеремия и Второисайя;
-в Греции — это время Гомера, философов Фалеса, Пармени­да, Гераклита, Платона, драматурговЭсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидиды и ме­ханика Архимеда.
Всё, что связано сэтими именами, возникло почти од­новременно в течении немногих столетий вКитае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.
2)Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики, связанные сабстрактным, рационально-чувствен­ным отображением мира
Уже древние философыуказали на два источника из кото­рых "рождается" философия:
а) Способностьудивляться.
 Древнегреческийфилософ Арис­тотель считал, что всё наше знание, а философия в особенностиобязано такой способности человека, как способности «удивляться». Чембогаче, сложнее духов­ный мир личности, тем сильнее развита у ней эта спо­собность.Человеку умственно, нравственно развитому приятно и даже жизненно необходимапостоянная, непре­рывная работа мысли. «Мыслю — следовательно сущест­вую»,- говорит великий философ и учёный Декарт (XVII в.).
б) Переживание.
Человек не толькопознаёт мир. Он живёт в нём. Человеческое отношение к миру (и к самому се­бе)есть переживание, а самым глубоким и сильным в нём являетсяпереживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежностисмерти. Именно смерть называетСократ (древнегреческий фило­соф Vвек до нашей эры) вдохновляющим гением филосо­фии. Только человек знает онеизбежности собственной смерти, и это заставляет его думать о смысле жизни — аэто и есть философствование.
2.Мировоззрение:структура, черты, общественно-исторический ха­рактер, типы.
 
Возникновениюфилософииспособствовало (как мы указали выше) дальнейшее совершенствование человеческогоразума и условий жизни людей, а это также привело к замене миросозерцанияна мировоззрение.
В отличие отмиросозерцания мировоззрение не может базиро­ваться на интуитивномпостижении мира. Оно нуждается в понима­нии природы, в еёосмыслении с помощью понятий, в отличии от наглядно-образного миросозерцания.
Человеку потребовалсяболее широкий кругозор, обеспечивающий способность видеть тенденции,перспективы развития мира, пони­мать смысл и цели своих действий, своей жизни:зачем он делает то или это, к чему стремится, что это даст людям.
Такого родапредставления о мире и месте в нём человека на­зывают мировоззрением.
Явление это многомерно,оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Кдуховным образовани­ям, причисляемым к мировоззрению, относится философия. Еёроль в решении мировоззренческих проблем очень велика.
Вот почему дляответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя быв общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.
Мировоззрение носит общественно-историческийхарактер, т.к. сама жизнь людей в обществе носит исторический характер. Вследза изменением всех составляющих общественно-исторического про­цесса изменяетсямировоззрение человеческих сообществ, соци­альных групп, личностей.
Мировоззрение — это сложное,интегральное образование, в ко­тором принципиально важны связь его компонентов.
Какие это компоненты?
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
 
1. Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными,профессиональными (военными), повседнев­но-практическими. Чем солиднее запасзнаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение.
2.Ценности — это особое отношение людей ко всему происходяще­му всоответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманиемсмысла жизни. Ценности характеризу­ются такими понятиями, как "значимость",«полезность» или «вредность». Значимостьпоказывает степень интенсивности нашего отношения — что-то трогает нас больше,что-то мень­ше, что-то оставляет нас спокойными.
Полезность показывает нашупрактическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовныеценнос­ти: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.
Вредность — это наше негативноеотношение к какому-то яв­лению.
3.Эмоции — это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешнихраздражений, проявляющихся в виде удо­вольствия или неудовольствия, радости,страха и т.д.
Жизнь постояннорождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть «мрачные»эмоции: неуверенность, бес­силие, печаль, горе и т.д.
Вместе с тем, людямприсущ целый спектр «светлых» эмоций: радость,счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.
Мощный импульсмировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг,милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат словазнаменитого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегдановым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­тельнеемы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон вомне».
4.Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для еёосуществления.
Это придаёт всемусоставу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворятьв жизнь.
5. Убеждения - взгляды, активнопринимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Во имя убежденийлюди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть — так велика их побу­дительнаясила.
 Убеждения — это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой жизни, поведения,действия лич­ности, общественных групп, наций, народов.
6.Вера — этостепень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазончеловеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности дорелигиозных ве­рований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.
7. Сомнение — критическоеотношение к каким-либо знаниям или ценностям.
Сомнение — обязательныйэлемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие ка­ких-либовзглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.
Но нельзя здесьпереходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность — скептицизм,или нигилизм — не­верие ни во что, утрату идеалов.
Таким образом,мировоззрение— это сложное, противоречивое единство знаний,ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человекуориентироваться в окружающем мире.
Ядром, основоймировоззрения являются знания. В зависимости от этогомировоззрениеподразделяется наобыденное, профессиональ­ное и научное.
 
1. Обыденноемировоззрение — это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневномжизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокиеслои общества, имеет очень важное значение, оно явля­ется реально«работающим» мировоззрением многих миллионов людей. Однако научныйуровень этого мировоззрения не высок.
2. Более высокойразновидностьюмировоззренияявляетсяпрофес­сиональное,формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельностии т.д. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля ит.д.
Мировоззренческиеидеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др.творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление професси­ональныхфилософов. Яркий приме тому — огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М.Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человекне застрахован от ошибок.
3. Высший уровеньмировоззрения -теоретическое мировоззрение, к которомупринадлежит и философия. В отличие от других ви­дов мировоззрения философия нетолько является творцом ми­ровоззрения, но и профессионально занимаетсяанализом миро­воззрения, подвергает его критическому осмыслению.
Т.О., мы вплотную подошлик философии, как теоретическому миро­воззрению.
Типы мировоззрения.
1. Мифология
Исторически первымбыл мифологический взгляд на мир (миф — предание, сказание; логос — слово,учение, понятие, закон) Миф — это общественное сознание древнего общества,наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в кото­рой соединенызачатки знаний, элементы верований, по­литических взглядов, различных видовискусства, собс­твенно философии, выражающих миропонимание и миро­восприятиетого времени.
Темы мифов.
1. Космическая тема:
-происхождение и строение Вселенной
-о важнейших явленияхприроды (затмения, наводнения, па­дения метеоритов)
-о мировой гармонии
2. Тема человека:
-происхождение человека
-стадии его жизни
-проблема жизни и смерти
3. Тема культуры:
-проблема достиженийкультуры (добывание огня, изобрете­ние ремёсел, обряды и т.д.)
Черты мифологическогомировоззрения:
-Эмоционально-образнаяформа — проявляется при  передаче образов героев, богов, духов.
-Очеловечиваниеприроды — перенос человеческих  черт  на окружающий мир, олицетворение  и  одушевление космоса, природных сил.  Мифологии свойственнынежёсткие разгра­ничения:
               -мираприроды и человека;
-мысли и эмоции;
-художественныхобразов и научного знания. -Отсутствие рефлекции
Рефлекция — это работасознания, мысли человека над собственным сознанием.
-Утилитарнаянаправленность мифологии проявляется в том, что его  мировоззренческие проблемы  тесно  связаны  с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь,за­щиту от голода, болезней.
Миф умер как базоваяформа мировоззрения на этапе более вы­сокого развития человека, общества,знаний и культуры в це­лом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения.
2. Религия (от лат. religio — благочестие, святость) есть фор­ма мировоззрения, фундаментом которого служитвера в нали­чие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ве­дущуюроль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мир ирелигия взаимосвязаны.
                                Чертырелигиозного мировоззрения.
а) Религияопирается на образно-эмоциональную, чувствен­но-наглядную форму восприятия.
б) Религия не рефлексивный типмировоззрения.
в) Важнейшими атрибутамирелигии являетсявера и культ. Вера — этоспособ осознания мира религиозным  сознанием, особые состояния религиозногосознания субъекта. В культе,  системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры.
г) Этическаянаправленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознаниябольшое значение приобретают эти­ческие представления, нормы, идеалы, ценности,культиви­руются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания,совести, милосердия. Религия формирует ду­ховный мир человека.
В дальнейшем, сразвитием цивилизации, люди стали подни­маться к теоретическому осмыслениюмировоззренческих проб­лем. Результатом этого явилось создание философскихсистем.
3. Философия — это предельнообобщённое, теоретическое видение мира.
Термин "философия"происходит от греческого "филео" (лю­бовь)и "софиа" (мудрость) и означает любовьк мудрости, к теоретическим рассуждениям. Впервые термин«философ» упот­ребил древнегреческий учёный и философПифагор(580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к вы­сокоймудрости и правильному образу жизни.
Само понятие мудростинесло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научноепостижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.
Мудрость — это не что-тоготовое, что можно выучить зат­вердить и использовать. Мудрость — это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.
В следствии этоговозникновения развитие философии означа­ло отмежевание от мифологии и религии,а также выход за рамки обыденного сознания.
Философия и религиякак мировоззрение часто решают сход­ные задачи по объяснению мира, а такжевоздействия на соз­нание и поведение человека.
Их коренное отличиесостоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опираетсяна веру, а философия есть отражение мира втеоретической, рационально понятной форме.
Черты философскогомировоззрения:
1. Философскоемировоззрение этотеоретический взгляд на мир с позиций активногосущества, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать.Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношениичеловека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироватьсяв мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.
2. В философиисформировался жёсткий категориальный аппа­рат: логос,причинность, закон, идея, необходимость и т.д.
Язык философии — не образы, некартинки, а катего­рии.
3. Философия логична идоказательна.
Положения философии непросто утверждаются, а выводятся, доказываются в соот­ветствующейсистематизированной, логически упорядоченной форме.
4. Философия — рефлективный тип мировоззрения. В нём содер­жатся размышления над собственнымипредставлениями о ми­ре и месте человека в этом мире т.е. размышления надсобственными размышлениями.
5. Свободомыслие — объективныйпринцип философии. По самой своей природе философия требует размышления,сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и посту­латы.
Вывод:
1) Исходные типымировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.
2) «Чистые»типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуютсложные и противоречивые соче­тания.
Природа философских проблем.
 
Философские проблемы — это проблемы не обобъектах (природных или сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Немир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни — вот ис­ходная точказрения философского сознания.
"Что ямогу знать? Что должен делать? На что могу надеять­ся?", — именнов этих вопросах заключены, по Канту, высшие ин­тересы человеческого разума.
Философские вопросы — это вопросы осудьбе, предназначении человека и человечества.
Не философыпридумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают как фундаментальныепротиворечия живой человеческой истории, имеющие открытый, независимыйхарактер. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определённомсмысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различныхкультурах и свой конкретный неповторимый облик. Философы — в мерусвоих сил и способностей — решают эти вечные, смысложиз­ненные вопросы. Самхарактер философских проблем таков, что простой, однозначный, окончательныйрезультат их разрешения не­возможен, их теоретическое решение мыслится не какоконча­тельное, снимающее проблему, а какрешения призванные:
-резюмировать прошлое
-определитьконкретный облик проблемы в современных услови­ях
-прагмастическиосмыслить будущее
Философия, постигаяисторическую эпоху,опережающе отражает направления и пути развитиячеловечества, предупреждает о скры­тых опасностях.
Универсальной проблемойфилософии является проблема взаимоот­ношения «мир — человек». Унеё много обличий: «субъект — объ­ект», «материальное — духовное», «объективное — субъективное» и т.д.
Издавна философыстрашились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основнойвопрос философии.
В марксистскойфилософии этот вопрос был сформулирован Ф. Эн­гельсом:«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, естьвопрос об отношении мышления к бытию».
Такой подход кформулировке основного вопроса философии бази­руется на фундаментальныхфактах человеческой жизни:
-существуютматериальные явления и духовные (сознание, во­ля, мышление);
-каждый человеквыделяет себя из всего того, что его окру­жает и отличает себя от всегодругого;
-он соотносит  свои цели  с  действительностью,  оценивает действительность.
«Двойственный»характер человеческой, «удвоение» человеком себя и своего мира всознании является базисом выделения в ка­честве основного вопроса об отношении материального и духовно­го.
Основной вопрос философии имеет две стороны:
 
Первая:что первично — духили материя?В зависимости от от­вета на этот вопрос философыделятся на два главныхнаправления.
Представители первого-материалисты — за основу берутмате­рию, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.
Разновидности: метафизическийматериализм, вульгарный матери­ализм, диалектический материализм.
Представители второго -идеалисты — первичным считают дух, сознание, а материальный мир, вторичным.
Идеализмсуществуетвдвух основныхразновидностях: -субъективный идеализм - представители  которого  считают первичным сознание человека, субъекта;
-объективныйидеализм — сторонники которого считают первич­ным дух, существующийнезавимо от человека.
Материализм иидеализм — это монистические направления в фи­лософии (греч. монос — один), так как то идругое направление за основу берут какое-то одно начало.
Наряду с философскиммонизмом существует течение дуализм (лат. дио — два), сторонники которогорассматривают материю и сознание как два параллельных начала.
Вторая сторона основного вопросафилософии: Познаваем ли мир?
Большинство философовутвердительно отвечает на этот вопрос.
Однако частьфилософов отрицает возможность познания мира пол­ностью или частично. Это былипредставителиагностицизма (греч. а — нет, гносис — знание).Частьфилософов признавая познавае­мость мира, выражаласомнение вдостоверности знаний, их назы­валискептиками, а направление- скептицизм (греч. скептикоз — критикующий).
Рассматривая основнойвопрос философии, необходимо отметить, что далеко не все философы с нимсогласны. Более того,боль­шинство философов, в прошлом и сейчас, даже ине считают своим важнейшим делом решение именно этого вопроса.
На первый план вразличныхфилософских учениях выносятся проблемы путей достижения истины, проблемынравственного долга, свободы, практики и др.:
-Французкий философ А.Камю«Вопрос о смысле жизни я  считаю самым неотложным из всех вопросов»;
-Русский философ Н.А.Бердяев — основная проблема — проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения;
-Немецкий философ П.Рикерт — проблема зла и насилия.
Но тем не менее,любой философ, рассматривая ту или иную проблему, так или иначе рассматриваетсоотношение «мир — чело­век», а значит хочет он того или не хочет,обращается к основ­ному вопросу философии.
         Философия всистеме культуры
 
  Как продуктдуховной деятельности людей, философия является неотъемлемой частьюкультуры человечества.
  Сама по себе культура(в широком смысле слова) является совокупностью материальных и духовныхценностей, выработанных человечеством, а также деятельностью людей по воспроизведениюи обновлению социального бытия.
  Отсюда, жизньчеловека протекает в системе ценностей, которые для него — это ориентирыв выборе своей судьбы. Ориентация индивидов на систему ценностей иподчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработкиу них гражданских качеств. Умение жить в обществе — это не дар природы, акультурное достояние. Философия имеет прямое отношение к теоретическомуосмыслению мира ценностей. Самопоявление философии — это рождениеособого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмыслениеуже сложившихся форм практики, культуры.
  Отсюда, в целомфилософское знание есть сердцевина духовной культуры общества, ичем богаче та или иная философская концепция, тем более широкое поле структурыделается в ней предметом мировоззренческого осмысления.
                     Выводыпо первому вопросу:
 
1. Возникновениефилософии есть закономерный результат развития общественногосознания, коренной поворот в духовной жизни общества.
2. Возникновениефилософии тесно связанно с заменой миросозерцания на мировоззрение,которое, в свою очередь, является сложным интегральным образованием знаний,ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, сомнения.
3. Истоками философииявились мифология и религия, но в отличии от последних, философияв объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума,на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становитсяосновой научного мировоззрения.
ВОПРОС №2
Философия как наука. Предмет и функции
 философии.
1) Проблема личностифилософии.
Философия возниклараньше науки. По своему происхождению (как тип мировоззрения) она — донаучнаяформа сознания. С возникновением науки, в особенности науки опытной и математической,встал и реальный вопрос о взаимоотношении этих двух основных формрациональ­ности.
 
А) Ряд философовотрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:
1.Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами,наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научногознания;
2.Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперимен­те) неопровержимы(как например опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежитсаморазвитие духа);
3. Вфилософии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неёхарактерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслительсоздаёт собственную философскую систему.
Выдвигаютсяи аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языкафилософии.
Этипретензии к философии имеют место в силу того, что филосо­фиянепротивоположна науке, но и полностью не сводима к ней.
Это можно рассмотретьчерез то, что объединяет и различает нау­ку и философию.
Общее и различное в философии и науке.
1) Общее: Философия и наукаопираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании.
Различие: Философия опираетсяна совокупный опыт человечества. Наука — только на часть опыта.
Т.е., а) Дляфилософии отличительным признаком является ос­мыслениемировогоцелого, единства окружающего ми­ра, что крайне важно дляспециалиста в любой от­расли народного хозяйства и культурной науки. Частноевсегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого.
б) В науке:качественное разнообразие реальных про­цессов оборачивается в общественном сознаниинабо­ром научных дисциплин, каждая из которых создается дляисследования особого фрагмента действительнос­ти.
2)Общее:Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества, создают развивающуюсясистему знаний.
Различие:
а) В науке: Научныезнания как бы безотносительны к человеку. Например, дляфизика- ядерщика совершенно безразлично, живут ли в мире физических величин искоростей некие существа, которым нравятся или не нравятся элементарныечастицы, то есть математика, физика, химия, биология и др. науки стремятсяизобразить действительность такой, какова она вне человека, без вмешательстваего сознания, его страхов и предпочтений.
б)А философия,опираясь на достижения науки, от име­ни человека оценивает научные открытияи даёт им мировоззренческую и целостную оценки, насколько онисогласуются с потребностями и интересами об­щества, насколько они вписываются вгуманистичес­кие идеалы и делают человека более счастливым.
3)Общее:Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются научным освоением мира.
Различие: Путь их развитияпри этом различен. Они как бы идут навстречу друг другу.
а) Научноеосвоение мира идёт от низших, простых форм движения материального мирак формам всё более сложным и высшим, история науки такова: сначала возникаетмеханика, затем физика, за ними химия, биология, позже других — социология.
б) Философиянеизбежно антропоцентрична — это её ес­тественное состояние,позволяющее на весь окружаю­щий мир перенести проекцию человеческих отношений.Философ не довольствуется объективной картиной ми­ра. Он обязательно "вписывает"в неё человека. От­ношение человека к миру — вечный предмет филосо­фии. Ницшесказал о философском знании, что оно «человеческое, слишком человеческое».
4)Общее:Философские и научные знания обладают общим свойством преемственности.
Различие:
а)  В науке: Научное  знание развивается как бы линейно
Т.е. на базе старогознания развивается новое, на нём следующее новое и т.д.
Учёныепо образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах"своих предшественников: все они продолжают, развивают одно общее дело.
б) В философии:преемственность имеет два аспекта:
1.Теоретическая составляющая философского знания наследуется более сложным путём,т.к. философская идея многозначна, она может быть развита, продол­женав разные, даже противоположные направления. Это происходит потому, что решающаяроль в рожде­нии нового философского знания принадлежит твор­ческомугению критики.
Девиз К. Маркса — "Подвергай всё сомнению".
2. Какценностно-личностное проявление духа, фило­софские учения сохраняют своюзначимость во време­ни. Этим философия сродни искусству. Великий фило­софкак и великий художник — это выразители своего времени, и именно в этом ихтворчество их твор­чество имеет вечное, непреходящее значение для лю­дей.
5)Общее:Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя создаютсяконкретными предшественниками тех или иных народов.
а)Но в наукенет и не может быть немецкой (русской, японской) математики (физики, биологии ит.д.).
б) В философии — в относительнойсамостоятельности  к мировой философии существуют национальные филосо­фии.Русская, немецкая, французская философии — понятия не только допустимые, но исовершенно не­обходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рожденияи жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи философии (впервую очередь со стороны их социального содержания и ге­незиса) глубочайшимобразом выражают "душу" наро­да, его внутренний духовныйопыт.
6) Отличительнойчертой философского творчества является то, что оно глубоколичностно (в отличие от науки, где к одним и тем же результатамприходят разные учёные).
Личность, образ жизнифилософа не отделимы от его мысли.
Вэтом философия опять сродни искусству. Подлинный философ как и подлинныйпоэт, музыкант, художник -уникален. Творимый им мир никто иной сотворитьне может («Феноменальность духа» за Гегеля никто написать бы несмог).
Т.е. всёвышеперечисленное указывает на своеобразность философии как системы научныхзнаний. И связано это прежде всего с опреде­лением предмета исследованияфилософии.  О чём мы будем говорить далее.
Б) Философия как наука.
Распространена ипротивоположна позиция, согласно которой фи­лософия является наукой.
Вистории философии сменили друг друга три подхода к понима­нию философии какнауки: староантичное, традиционное, современ­ное.
 
1)Староантичноепонимание философии тождественно понятию науки вообще. Его можноквалифицировать как «протознание (первоз­нание)»,«преднаука»,«пронаука».Предмет нерасчленённой науки — вся действительность. В античности философии какнауки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии идругих наук.
2)Традиционноепонимание предмета философии связано с именем Аристотеля, которыйотмечал, что философия как наука о пер­вых началах (учение о всеобщем)- это безраздельно господс­твующая и руководящая наука. Философия — наука наук. Устано­вившееся за ней название "метафизика"(то, что «после физи­ки») стало синонимом философской науки о первыхначалах, о всеобщем.
3) Современное понимание философиискладывалось:
         -по меренакопления специальных научных знаний;
-выработки конкретных приёмов исследования;
-развитияпредставлений о закономерностях отдельных облас­тей природы;
-в ходе процессадифференциации теоретического знания.
Становление философиикак самостоятельной науки связано с окон­чательным размежеванием  философиии частных наук.  Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из  совокупного научного знания.
Всферу философии входит исследование общенаучных, мировоззрен­ческихвопросов, которые имеют место с частных науках, но не могут быть решеныв их рамках, с помощью свойственных им специ­альных методов.
В общем смысле:
Наука — это развивающаясясистема знаний, связанная с отк­рытием новых явлений и законов, вид познавательной,духовной деятельности. Каждая наука имеет свой объект, предмет и аппа­ратметодов исследования (о философских методах исследования будем говорить в следующихлекциях).
1)Объект науки — та область окружающего нас мира, которую изучает данная наука (неживаяприрода, живая природа, об­щество). Философия своим объектом имеет весьокружающий мир, включая самого человека.
2)Предмет науки — это законы функционирования и развития какой-то одной сферы объекта(например: ботаника и зооло­гия имеют своим объектом живую природу, но:
-у ботаникипредмет — растительный мир
-у зоологии — животныймир).
Дляфилософии же существует несколько подходов определения её предмета.
1) Определенияонтологического типа:
-Философия — этонаука о всеобщих законах движения и раз­вития природы, общества, мышления;
-Философия — этонаука о всеобщем в отношении человека  и мира;
-Философия — это наука о всеобщих началах сущего;
-Философия — этонаука о причинах или о «почему» (Т. Гоббс)
2) Определения антропологическоготипа:
-Философия — это  наука о духе,  т.к.  наукао духе есть
прежде всего наука очеловеческом существо­вании.
«Культура умаесть философия» -  (Цецерон)
Мы же остановимся на первом определении
Философия — это наука овсеобщих законах движения и разви­тия природы, общества, мышления.
3) Как и всякая наука философияимеет свою структуру, порож­дённую её проблемным полем.
1. Онтология или теория бытия.
Онтологическиепроблемы - это проблемы устройства мира, бытия:
-существует лисубстанция бытия и какова она;
-что есть движение,пространство, время;
-что такое сознание икак оно возникло;
-какое место занимаетв мире человек, какова его природа;
-существует ли цельмирового развития;
-существуют ли законыприроды и т.д.
Для обозначенияисточника существования, того начала, которое даёт любой вещи возможностьБЫТЬ, наличество­вать, являться и возникло понятиеБЫТИЯ.
Само понятие БЫТИЯв разные эпохи временибыло неод­нозначным:
-Древняя Греция — это поискпервовещества, из кото­рого всё создано
-Средневековье -  бытие равно Богу(Бог всё творит и во всё вдыхает жизнь)
-с 16-17  в.в.- проблема  бытия рассматривается как проблема материи  с  такими  её проявлениями   как пространство, время, причинность.
-в 20 веке — возникла идея о том,  что мировое бытие может быть  понято  только черезбытие человека,  и поэтому бессмысленно искать его в сфере естествен­ных наук.
2. Теория познания(или гносеология) — учение о познава­тельной деятельности человека.
Гносеология — очень древняядисциплина и она тесно связана с онтологией.
Основные проблемы гносеологии:
 
-познаваем ли мир в принципе
-безгранично личеловеческое познание в своих воз­можностях или оно имеет границы
-как получается знание о мире
-правдивы или  ложны наши  знания,  можно ли вообще познать истину.4
3. Аксиология — теория ценностей.
Ценность — это то, чтополучает устойчивую положитель­ную оценку, что обладает большим значением длянас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).
Основные проблемы:
-что есть благо;
-какова природа ценностей;
-как они связаны между собой;
-как соотносятся ценности и «факты»реальности и т.д.
4. Праксиология — учение о практике.
Основные проблемы:
-способен ли человек преобразовать мир;
-где границадопустимого вмешательства в естествен­ное развитие природы и общественныхпроцессов;
-каковы принципыоптимальной деятельности и т.д.
5. Кроме того в современной философии выкристаллизировалисьсамостоятельные дисциплины:
   -феноменология — теория сознания, рассматривающая сознание как особую действительность,специфический регион бытия, обладающий иными законами, нежели природнаяреальность;
   -социальнаяфилософия, рассматривающая внутреннюю организацию общества, егосоотношение с природой, взаимоотношения, существующие между социальнымигруппами, роль и положение личности в конкретном социальном организме;
   -философия истории,исследует проблемы:
1. Движущих сил истории, её источники, цели
2. Начало и конец истории
    3. О субъективноми объективном в историческом процессе;
                        -философская антропология:
1. Выясняет месточеловека в мире
                               2. Устанавливает его особое качество, отличающее его от животных
    3. Обнаруживаетродовую сущность человека.       -этика и эстетика
1. этика — философская наука онравственности которая изучает, что такое человеческие нравы и как онисоотносятся с представлением о должном.
2. эстетика — это теорияпрекрасного, она анализирует прекрасное и в жизни и в искусстве, задаётсявопросом, где обитает красота, в мире самом по себе или же в нашем сознании ивоображении, стремится выявить внутренние законы эстетического.
-а также:
-философия природы(натурфилософия)
-философия науки итехники
-философия права
-философия религии
Всеэти теоретические построения — это продукт взаимодействия философии сдругими формами общественного сознания. Они не за­нимаются собственнофилософскими вопросами, а являют собой ис­пользование логико-гносеологическихсредств для решения миро­воззренческих и методологических проблем науки,религии, ис­кусства и т.д.
Такоеиспользование небесполезно и для самой философской нау­ки. Здесь проверяетсяэффективность и надёжность философских понятий и принципов.
Структура философии определяет её функции.
       Функции философии.
 
Исходяиз рассмотренного подхода к философии как типу миро­воззрения и науки, можновыделить функции философии.
1) Мировоззренческаяфункция
Исследуя мир в целоми положение человека в нём, филосо­фия выполняет мировоззренческую функцию.
Общество требует отфилософии ответа на вопросы:
-Каким должен бытьмир, чтобы соответствовать человеку?
-Каким должен  быть сам  человек чтобы соответствовать миру?
-Достоин ли мир того,чтобы в нём жить?
-Достоин ли самчеловек того,  чтобы выступать от имени жизни?
Отвечаяна эти вопросы, философия выступает как основа мировоззрения. Онапредлагает систему категорий, выражаю­щих фундаментальные принципы бытия, в томчисле и специфи­ку существования человека.
Мировоззренческиепринципы различаются как:
-идеалистические иматериалистические (в зависимости от того что первично: либо материя, либосознание);
-диалектические иметафизические (в зависимости от того признаётся в них развитие или нет);
-ноуменальные ифеноменальные;
-трансцендентные иимманентные;
-конвенциональные иобъективные;
-атрибутивные имодусные;
-экзестенциальные иэссенциальные;
-аксиологические иантологические и т.д.
 
Мировоззренческиепринципы  тесно связаны с практической жизнью, с жизненными (экзистенциальными)установками поз­нающего человека.
2) Аксиологическаяфункция.
 Этафункция заключается в опреде­лении: ценностей жизни; системы нравственных,гуманисти­ческих принципов и идеалов; смысла жизни человека.
Обэтой функции философии мы говорили в первом вопросе, но отметим, что ценностныйаспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху:
-вантичное время: — главное внимание уделялось полисным (т.е.общественным) ценностям. Но уже в эпоху эллиниз­ма философ Протагор высказываетидею что «Индивидуум (человек) — есть мера всех вещей».
-вНовом времени: Гегель — высшая ценность — государс­тво.
-Русскиефилософы XIX-XX  веков  в  качестве  важнейшей ценности выдвигалисоборность. Соборность — это орга­ническая, социально-духовная общностьлюдей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветаниясообщества.
Современная философия — выдвигает новые ценности:
          -общегуманистические, экологические ценности
           -ценностикачества жизни и конечно центральная ценность — это сам человек.
 Философияне  может избавить общество от порождаемых социально-экономическими системами негативных  явлений.  Но она можетоградить систему  ценностей отпроникновения в неё всего того ложного и критически не проверенного, по­рочногои примитивного.
3) Методологическаяфункция.
-философиячерез систему своих категорий, принципов и законов вооружает конкретныенауки мыслительным орудием познания мира. Философия сама собой являетвсеобщий ме­тод, ибо её предметом исследования выступают наиболее универсальныепринципы мышления, всякого познания.
   Фи­лософские методы, будучи универсальными, являются необ­ходимым условиемрешения разнообразных конкретных за­дач, но не подменяют собой специальныхчастнонаучных методов, а конкретизируется ими.
-философияинтегрирует всю совокупность знаний в совре­менном мире. Знания, доставляемыеотдельными дисципли­нами столь разнообразны, что они нуждаются в сведении вединую целостную научную картину мира.
Т.о. философия образуетметодологическую основу для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосознания.
4) Гносеологическая функция
-Философияразрабатывает теорию познания, раскрывает за­кономерности возникновения,функционирования и развития познавательной деятельности человека, исследуетформы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных.
-Философия выявляетнаиболее общие идеи,  представления, формы опыта, на которых базируется та илииная конкрет­ная культура или общественно историческая жизнь людей в целом. Ихназывают универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философскиекатегории, знание кото­рых имеет важное значение при решении многообразныхте­оретических и практических задач.
Место философии впроцессе становления профессиональной культуры офицера РВСН.
1. Набазе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильныйобраз мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень личности офицераракетчика.
2.Философия, создавая нравственный климат общества, формирует духовный мирофицера, его нравственные ценности, отвечает на смысложизненные вопросы.
3. Философиявооружает офицера теорией познания, её методами ду­ховного освоениядействительности.
4. Помере усвоения философии логическое мышление становится бо­лее культурным, болееправильным, более адекватным действи­тельности; у офицера, иначе говоря формируетсядиалектический метод мышления, стимулирующий критическое и творческое отно­шениек окружающему миру.
5. Уровень философскойподготовки офицера-ракетчика во многом определяет оптимальность принимаемыхрешений, поскольку в каждом акте мышления во многих случаях в неявном видеисполь­зуется динамическая система философских категорий (вернее вся духовнаякультура человека, стержнем которой является филосо­фия.
Выводы по лекции
1.Философия — это исторически развивающаяся система фундамен­тальных идей,теоретически объясняющих и оценивающих отноше­ние человека к миру, а также ориентирующихего в его жизнеде­ятельности в контексте принятой в данной цивилизации системыдуховных ценностей.
2.Философия возникает на базе мифологии и религии, отбрасывая всё, что связано снекритическим восприятием действительнос­ти, делая при этом упор не на веру, ана разум человека.
3.Философия включает в себя ряд дисциплин: онтологию, гносеоло­гию, аксиологию ит.п. Каждая из них имеет свои проблемы и располагает собственным кругом понятий.
4.Будучи сердцевиной духовной культуры общества, выражая собой своеобразиеисторической эпохи, философия, в принципе, носит общечеловеческий характер, чтоникоим образом не мешает её нацеленности на социально-экономические ценности,служащие ориентиром для прогрессивного развития общества.
5.Функционируя в системе культуры общества, философия разраба­тываеттеоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы,логико-методологические основы научного познания. В условиях растущей дифференциациинаучного знания философия принимает активное участие в интеграционныхпроцессах, в син­тезе достижений отдельных наук в единую картину мира.
6.Философия как наука имеет большую практическую значимость. Она помогаетличности офицера-ракетчика ясно судить о том, что происходит вокруг в природе,в обществе и в сознании лю­дей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.