Реферат по предмету "Философия"


Концепция личности в философии В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и Л.П. Карсавина

Томский Государственный Университет
Философский факультетКафедра истории философии и логики

РефератКонцепция личности в философии В.С. Соловьева, П.А.Флоренского и Л.П. КарсавинаВыполнила
Студентка 4 курса
Группы 1211
Бойко Е.А.Научный руководительКанд.филос.наук, доцент
Сухушин Д.В.
 
Томск 2005

Оглавление
 
Введение
1. Философский принцип всеединства
2. Теория личности Соловьева
2.1 Идея личности
2.2 Отношение личности человека к божественной личности
2.3 Жизнь личности
3. Теория личности Флоренского
3.1 Теодицея и антроподицея как необходимые основанияличности
4. Теория личности Карсавина
4.1 Симфоническая личность
4.2 Единство личности как определение ее совершенства
Заключение
Литература

Введение
концепция личностьсоловьев флоренский карсавин
Тема моей работы –Концепция личности в философии В. С. Соловьева, П. А. Флоренского и Л. П.Карсавина. В последние годы активизируются усилия ученых, изучающих личностьчеловека. Известны различные науки, которые предлагают свои подходы к изучениюэтого феномена, такие как социология, психология, биология, педагогика.…Но вних мы не найдем интегративного исследования личности, ее фундаментальногоопределения, а поэтому возникает необходимость обращения к философии. Основнымивопросами, на которые обращает внимание философия, являются вопросы овозможности построения единой науки о личности, о понятии личности. Нельзясказать, что эти вопросы в философии стали разрабатываться только сейчас, таккак только среди трудов отечественных авторов есть немало значимых работ оличности.
Проблема заключается в том, что хотяв этих работах большое внимание уделяется социально-философскому пониманиюличности и ее внутреннему миру, но в них нет исследования духовнойфундаментальной базы феномена личности. Такой базой является метафизикавсеединства, где основная установка — определение духовного содержанияличности.
Если же мы обратимся ккультурной сфере современного нам общества, то увидим проявляющийся кризиснравственных ценностей, ощущение дезориентации в мировоззрении. Исходя изэтого, повышается роль философского осмысления происходящего с точки зрения еговлияния на жизнь личности, а для этого нужно знать, что вообще понимается подтермином «личность». В основу ее положена задача — раскрыть понимание личностис точки зрения метафизики всеединства. В свою очередь, это нужно, чтобы мымогли реконструировать концепцию личности в традиции отечественной философии иопределить ее содержание.Одновременно с общим для разных исторических эпох представлением о личностисуществует и такое ее понимание, которое обусловлено духовными условиями жизнилюдей в каждой конкретной культуре. Воздействие этих условий формируетконкретную нацию, народ и своеобразные черты личности, характерные для них. Таквыявляется различные ориентиры в понимании личности в России и Европе, гдесвоеобразные условия жизни создали предпосылки для понимания личности. Личностькак осознание человеком своего самостоятельного существования, которое не слитос обществом, считается, появилось в эпоху Возрождения именно в Западной Европе.Здесь благодаря конкретным социально – политическим и экономическим условиямвозникает идея автономии личности. Этому способствовала и философская установкапонимания личности как отдельного индивида, я, как носителя личного сознания, атакже, появившаяся на этой почве, ветвь христианской религии — протестантизм.Считалось, что требуется трудовое, деловое отношение к миру, а, следовательно,приветствуется предприимчивость. Таким образом, духовная сфера Западной Европыбыла связана с предпринимательством. Все это способствовало тому, что вкультуре Запада оформлялся идеал предприимчивого человека. Жизнь личности впервую очередь ориентирована на материальное благополучие. То есть на Западеличность понимается с точки зрения ее общественных отношений. Для русской жетрадиции понимания личности, наоборот, характерно внимание не на внешнее бытие,а на внутреннее содержание. То есть в России личность понимается с точки зренияее духовного содержания. Здесь жизнь человека наделена на ценности блага,красоты, истины. Такое понимание человека идет от другой ветви христианства –православия. И в протестантизме, и в православии речь идет о добре, уме,совести. Но если в первом они произведены волевым усилием человека, и потому вопределенной степени обусловлены. То в православии добро, безусловная ценностьличного бытия. Необходимостьвосстановления связи с отечественной философской традицией определяетактуальность данной работы, посвященной исследованию концепции личности у такихавторов, как В. С. Соловьев, П.А. Флоренский и Л.П., Карсавин, работы которыхносят нравственно – этический характер и основываются на идее развитиятворческого личностного начала в человеке, а также считают, что исследованиеприроды личности невозможно вне метафизики всеединства.
Для анализа выбраныработы именно этих философов, так как у них теория личности наиболее развита иотчётливо прослеживается связь с метафизикой всеединства. Так творчество В.Соловьева можно разделить на три периода. В первом философ надеялся, чтоосуществление мудрости бога в мире может быть достигнуто с помощью христианскойтеософии, то есть через познание бога и его отношения к миру. Основныесочинения этого периода: «Чтения о Богочеловечестве», «Религиозные основыжизни». Во второй период Соловьев надеялся на преобразование обществапосредством теократии, то есть путем создания справедливого государства иобщественного порядка, которые осуществляет христианские идеи. Основнымиработами здесь были: “История и будущность теократии”, “Россия и Вселенскаяцерковь”. В третий период Соловьев занимался теургией, то есть мистическимискусством, создающим новую жизнь, согласно божественной истине. Работами этогопериода стали “Оправдание добра” и “Смысл любви”.
В общем, работы Флоренскогопредставляют собой учение о мире и личности, как части этого мира. Называя этупроблему общечеловеческой, Флоренский для ее решения предлагает исходить издвух фундаментальных принципов: во-первых, существование реальности личногочеловеческого бытия, и, во- вторых, существование реальности вне личности,независимой от ее сознания. Это означает, что личность, созданная богом, всвоем феноменальном существовании содержит некий ноуменальный принцип, так чтокаждая сотворенная часть мира есть нечто большее, чем она дана личности в еепростом восприятии или ощущении. Вся философия Л.П. Карсавина строится на двухвзаимосвязанных принципах: триединство и всеединства. Но в отличие от своихпредшественников, автор сделал центром метафизики всеединства философскуютеорию личности, проблематику которой он раскрывает в учении о символическойличности. Мир, по Карсавину, имеет свое личное бытие и осуществляет его вчеловечестве. Но мир несовершенен, и поэтому он не может быть высшей ”социальной”личностью, он есть личность симфоническая. Философ представлял мир в видепасхального яйца, которое само состоит из множества включенных друг в другаяиц, что, с его точки зрения, свидетельствует о наличии в мире личного бытия.
Таким образом, тема личности являетсясквозной и связующей темой в творчестве всех авторов в том смысле, что онапрослеживается в каждой их работе, чем соединяет эти произведения.
Цель же данной работысостоит в следующем: рассмотреть учения этих авторов и на основании этогопопытаться реконструировать концепцию личности в философии всеединства. Этойцелью определяется и метод, который носит сравнительно – аналитическийхарактер.

1. Философский принцип всеединства
 
Как отмечалось ранее, всетри философа являются представителями традиции метафизики всеединства.Соответственно, и личность они понимают на основании этого принципа.
Владимир Соловьевсчитается основателем метафизики всеединства в русской философии. И особенностьего подхода в том, что он использовал этот принцип при построении всех своихтеорий – софиологии, гносеологии, онтологии.…Рассмотрим его подробнее. Основнаяустановка здесь – примат целого над частями. Ее не следует понимать как идеюПлатона, по которой целому приписано особое, отдельное существование в качествеэйдоса или идеи. Здесь целое не может существовать вне и без своих частей, тоесть все происходящее включается в определенную целостность, которая объемлетих. Она считается первичной и высшей по отношению ко всем явлениям, а ониназваны ее «моментами», или «качествованиями». Здесь любое отношение междувещами опосредуется целым и порождается их принадлежностью к этому единству.Отношение такого единства и его моментов становится многоступенчатым, то естьсамо единство входит в некую совокупность единств, то есть является ее моментом.Таким образом, модель всеединства иерархична: каждое единство актуализирует всебе высшие единства, и само актуализируется в них.
П. Флоренский в своемучении добавляет к принципу всеединства идею конкретности. И само учениефилософ называет «философским символизмом» или «конкретной метафизикой». Любойакт познания автор трактовал как проявление бесконечного знания в бесконечноммире и как выражение конкретного единства субъекта и объекта знания.Результатом такого первичного единства является более значимое всеединство,которое состоит в том, что каждая ступень знания содержит в себе бесконечноесодержание.
Наиболее значимой идеейконкретной метафизики Флоренского считается положение о личности, способнойпринять божественную энергию, которая более ценная и более высокая, чем энергиятварного бытия.
В свою очередь, новизнавзглядов Л.П. Карсавина состоит в положении, что принцип всеединствахарактеризует реальность в ее постоянстве, то есть дает некий статическийаспект. А Карсавина, как историка, интересует ее развитие, динамическоедвижение. Поэтому автор вводит новый принцип изменения, он назван триединством.Кратко его можно выразить как единство, которое самовоссоединяется черезсаморазъединение. Таким образом, в основе представления о личности лежат двапринципа: первый – это принцип триединства, который описывает динамикуреальности; и второй – принцип всеединства, который говорит о ее статике. Какуже отмечалось, это положение определяет структуру жизни личности. С однойстороны, каждый ее момент является следствием предыдущего и причинойпоследующего, то есть идет развитие личности. Здесь она проявляется какдинамическая. Но в то же время, личность как система многих моментов, ихединство, является статичной, так как в этом случае мы одновременновоспринимаем множество моментов проявления личности, которые относятся друг кдругу не в порядке последовательности, а в порядке сосуществования.

2. Концепция личности В. С. Соловьева
 
2.1 Идея личности
Человеческая личность, поСоловьеву, это социальный феномен; он подчинен внешним условиям, которыеопределяют личность в ее действиях и восприятиях. На основании этого можно былобы говорить о сходстве всех личностей, их тождественности. Но вместе с тем мызнаем, что каждая личность имеет в себе нечто особенное, что отличает ее отостальных. Этой внутренней особенностью и является идея личности, котораясоставляет ее сущность, индивидуальный характер. Именно она определяетсущественные различия личностей и налагает свой отпечаток на все действия ивосприятия. В процессе жизни задачей человеческой личности являетсяосуществление и развитие этой идеи.
Идея у Соловьеванепосредственно связана с лицом, которое является ее носителем. Идея и лицосоотносятся так же, как субъект и объект и нуждаются друг в друге для полнотысвоего существования. Личность, лишенная идеи, была бы чем – то пустым,внешней, бессмысленной силой, ей нечего было бы осуществлять, а, следовательно,ее существование было бы только стремлением, а не самой жизнью. В свою очередьидея без носителя будет страдательна, чистым предметом, то есть нечтопредставляемым, но не существующим действительно. Таким образом, для полнотыбытия личности необходимо ее внутреннее единство с идеей, так как по Соловьеву,они представляют собой две разные области.
2.2 Отношение личности человека кбожественной личности
Самоопределение личности,в концепции В. Соловьева, рассматривается на основе представления о трехэлементах бытия: во – первых, природа, наличная действительность, материалжизни сознания. Во – вторых, божественное начало как искомая цель и содержание.И третье – человеческая личность как субъект жизни. Эти элементы взаимосвязаны.Действие бога предполагает субъекта, который его воспринимает, то естьчеловека. Человеческая личность отлична от природы и ставит ее себе предметом,оказываясь, таким образом, чем – то большим природы, и власть природных началнад личностью лишь внешняя, она идет до тех пор, пока сам человек на опыте неубедиться, что у нее нет содержания как такового. Взаимодействие же божественногои природного идет в личности, так как она одновременно воспринимает вечную,божественную идею и живет во внешнем мире природы, то есть человеческаяличность – это начало, поддерживающее органическую целостность божества исоставляющее ее живое единство с физическим телом. По словам автора, в личностиналичествует еще один момент, связующий два первых, это собственно человеческийэлемент. Совместность этих трех элементов составляет действенную личностьчеловека.
А божественной личностьбудет, либо когда два первых элемента в ней будут иметь одинаковуюдействительность, то есть внутренняя жизнь такой личности будет состоять вдеятельном согласии природного начала с божественным, либо когда природноеначало свободно подчинится божественному, а, следовательно, и достижение ееполноты обусловлено подчинением личности божественному. Для чего нужно признатьбога как благо и высшее начало и подчинить в себе низшие начала, то есть вданном случае человеческое тело – божеству. В учении Соловьева есть еще одинподход к пониманию божественной личности. Он заключается в том, что любаядействительность предполагает действие, а оно – некоего реального субъекта,воспринимающего это действие. Таким образом, действительность бога основана надействии, а субъектом, который его воспринимает, является личность человека. Тоесть личность как явление эмпирического мира предполагает личность каксущество, которое постигает божественную деятельность и в момент осознанияэтого сама становится божественной, чем совершенствует свое бытие.
2.3 Жизнь личности
В своей работе В.Соловьев особое внимание уделяет рассмотрению того, что влияет на формированиечеловеческой личности, в результате чего она становится именно такой. Жизньличности философ определяет как естественный, материально обусловленныйпроцесс. Этот процесс имеет собственное содержание, которое само по себе независит от любых материальных условий, то есть его содержание, безусловно. Ночеловеческая личность живет в физическом мире, а, следовательно, она необходимовзаимодействует с предметами материального мира. Таким образом, для полноценнойжизни личности одинаково необходимы собственное независимое содержание иматериальные условия ее осуществления. Человек по природе своей всегда чего- тохочет, мыслит, чувствует, и это, «что» составляет определяющее начало, цель. И,по мнению философа, именно это «что» придает определенный смысл жизни личности.
Понятие «жизнь»наполняется у Соловьева более глубоким содержанием, когда выступает как историяи судьба личности, а следовательно, ее развитие в обществе, общественныеотношения, в процессе которых формируются этические и нравственные ценностиличности. В своей теории В. Соловьев считает такие общественные отношенияличности важным моментом ее определения. Современники автора отмечали егонедовольство существующим положением в обществе. И сам он писал, что «настоящеесостояние человечества не таково, каким быть должно, значит для меня, что онодолжно быть изменено, преобразовано»(3; с.328). Исходя из этого, он и строил своенравственное учение, которое выражено в работе «Оправдание добра», где онговорит и о человеческой личности, и о ее месте в обществе. Автор считал, чтопричина такого общественного положения в России, «ее немощь» идет из слабогоразвития личности. Следует отметить, что личность и общество в егопредставлении это понятия, которые соотносительны логически и исторически. Ирассматривать их следует вместе. «Человеческая личность, — по Соловьеву, — возможность для осуществления неограниченной действительности или особая формабесконечного содержания» (цит. по3; с.330). Это положение о бесконечностичеловеческой личности Соловьев считает аксиомой всей нравственной философии. Ввопросе о бесконечности личности речь идет, прежде всего, о связи личности иобщества, об их диалектическом единстве. Общество, по мнению философа, ужесодержится в определении личности, которая предстает как разумно познающая,действующая сила. На основе такого представления становится понятной трактовкаобщества как расширенной и дополненной личности. А личность, соответственно,понимается как сжатие общества. Тогда развитие общества в целом не может бытьотделено от самостоятельного совершенствования каждой отдельной личности. Нопри таком совершенствовании личность должна быть самоцелью, а не средством илиорудием. То есть личность должна саморазвиваться только для себя. Тогда она вопределенном смысле может подчиниться обществу, но лишь на столько, на сколькоона согласиться по собственной воле.
Как же осуществляетсяпереход по ступеням иерархии в обществе? И что он означает для человеческойличности? В особенности автора интересует нравственное ее положение на каждойновой ступени общества, так как анализ этого вопроса важен для пониманияличности в целом. При переходе общества на каждую новую ступень в сознанииличности возникает вопрос: Остановиться ли на уже достигнутом, или идти по путиразвития дальше? То есть речь идет не о выборе между личностью и обществом, аоб остановке человеческой жизни на данной ступени или о ее прогрессе. Наосновании этого Соловьев называет людей, которые выбрали путь дальнейшегосовершенствования, «носителями высшей лично – общественной нравственности», таккак они способствуют и совершенствованию всего человеческого общества.Взаимодействие личности и общества начинается с самого момента ее рождения,когда личность «входит» в свою семью, где, по словам Соловьева, она можетполностью реализовать свое нравственное развитие, то есть семья – это такоевзаимодействие людей, где каждый является «целью для всех» остальных, за нимпризнается безусловное значение, он является незаменимым для своей семьи. Всемье личность быстрее совершенствуется, она связывает смысл своей жизни сжизнью предков и потомков, учится на их опыте и оставляет свой опыт для другихпоколений. А будущее одной семьи неотделимо от будущего всего народа в целом,поэтому почитание отцов переходит в уважение отечества и государства. Такимобразом, выявляется взаимосвязная цепь: отдельная личность не может жить внепоколений семьи, в свою очередь семья не существует вне народа, так и народ –вне человечества в целом. Тогда каждая личность связана с жизнью своей семьи ивсего человечества.

3. Теория личности П.А. Флоренского
 
3.1 Теодицея и антроподицея какнеобходимые основания личности
 
В исследовании личностиФлоренский исходит из понимания теодицеи – оправдание бога. Вообще, в русскойрелигиозной традиции 19 века этот термин обозначал идею блага и разумностибожественного управления миром. В свою очередь Флоренский видел возможностьполного осмысления данного термина в единстве двух путей познания. В – первых,это путь восхождения к богу через понимание назначения религии, то есть путь,который личность проходит в своем стремлении к богу и его благодати. Такоебогооправдание названо теодицеей. Отсюда второй путь – антроподицеи, то естьидет оправдание человеческой личности через божественную благодать, посланнуюей.
Оба этих явлениясоединяются в жизни личности, но Флоренский пытается рассмотреть их отдельно.Следует отметить метод Флоренского. Его теоретической основой была диалектика,то есть свободное творческое мышление, а не рассудочные определения.
Флоренский убежден вгармоничности и целостности природы. Он считает, что внутренними принципами ееорганизации являются всеединство и целостность. В этом контексте антропологиюФлоренского можно рассматривать как соборное учение, в котором заключено знаниео личности. Главное состоит в том, что антропология Флоренского стала учением,которое хотя и говорит о несовершенной сущности человеческой личности, но вцелом является антроподицейной, человекооправдательной. Это проявляется в –первых, когда автор говорит о мудрости и целесообразности человека, во- вторых,в утверждении, что человек сам может перестроить себя из грешника в святого, в-третьих, в большой значимости деятельности личности. В этом смысле личность каквысшее существо рассматривается Флоренским не как часть природы, а как малыймир, микрокосм. Мир и человек, по Флоренскому, подобны, но не идентичны.Совершенствуя себя, человек тем самым помогает развитию общества и природы,ограждает их от разрушения.
Термин «богочеловек»Флоренский, в первую очередь, понимает как совершенное развитие человеческойиндивидуальности на основе высших человеческих возможностей (физических,душевных, духовных). Основную значимость для философа имеет творческаяличность, которая обеспечивает прогрессивное развитие общества.
Флоренский определяетобщество как способность личности возвыситься над условиями эмпирического мира.Характеристикой личности является способность переживать в процесседеятельности, где появляется духовное самосознание, само творчество. Самавозможность теодицеи основана на реальном нисхождении бога к человеку, новместе с тем, теодицея невозможна без антроподицеи, так как восприятие личностьюбожественного блага и спасение не может произойти без восхождения самойличности к богу.
Таким образом, вконтексте теодицеи Флоренского проявляется антропология, то есть теодицеяантропологична, и наоборот, антропология теодицейна. В действительности же, всевместе является учением о личности. И ядром этого учения является положениеФлоренского, что и теодицея, и антроподицея совершаются с помощью божественнойэнергии, которая наличествует в самой личности.

4. Теория личности Л. П. Карсавина
 
4.1 Симфоническая личность
Важнейшей частью решенияпроблемы определения личности у Карсавина является его учение о симфоническойличности, в котором также используется принцип всеединства. Описываявзаимодействие человека с окружающей природой, автор замечает в нем некоединамическое, подвижное единство. Оно «охватывает саму личность, окружающее еебытие и всеединство». Так получается некое надындивидуальное образование,которое и названо «симфонической личностью». То есть ее можнопроинтерпретировать как определенную область объединения всего в мире, но и какчастное взаимодействие.
Такие симфоническиеличности, по Карсавину, встречаются повсюду в мире, они взаимодействуют друг сдругом, образуя иерархические структуры. И все тварное бытие, по выражениюавтора, тоже представляет «иерархическое единство множества симфоническихличностей различных порядков»(7; с.139). В таком бытии одновременно однипроявления являются актуальными личностями, а другие имеют только«потенциальное бытие», то есть их самостоятельное проявление и действия в бытиина столько мало развиты, что они лишь некоторыми качествами отличаются отживотных. Таким образом, каждая индивидуальная личность в своем теле содержитопределенную часть животности и вещности. Эти два качества по – своему проявляютсяв личности. Обладать качеством вещности, значит иметь физическое качествопространства. То есть личность человека через свое тело обладает протяженностьюи объемом. А в животности личность становится необходимостью и обретает внешнеефизическое тело. А преодолеть такую животную необходимость можно только «черезразъединение и воссоединение в духовности тела» (7; с.151). Речь идет о том,что в своей повседневности человек имеет конкретное индивидуальное тело,животное и вещное. Здесь же у Карсавина появляется представление о духовномтеле личности, которое отлично от ее тела в повседневной жизни. Это можнообъяснить тем, что хотя тело каждого индивидуального человека отличается от телокружающих его людей, оно все же соотносится с ними в том плане, что бытиедругих людей связано с бытием данной личности. И в результате их взаимодействияпоявляется некая общность, которая и названа духовным телом.
4.2 Единство личности как определениеее совершенства
Как уже отмечалось,новизной философии Л. Карсавина является введенный им принцип триединства. И наосновании этого он определяет личность как единство, которое самовоссоединяется через само разъединение, то есть сначала она является единством,затем разъединение и разъединенность, а потом множественность воссоединяется.Такая последовательность личности, по Карсавину, есть проявление ее динамики,первое, что мы в ней усматриваем. Но в повседневном употреблении под«разъединением» мы понимаем своеобразное подгибание целого, то есть постепенноеотделение и умирание его частей; а относительно нашего рассмотрения, — умираниеличности. Автор считает это неверной точкой зрения материализма. Сам онопределяет разъединенность личности как такое состояние, «когда она, в существеоставаясь одною, предстает как несколько разных личностей, включенных одна вдругую…и связанных с одним и тем же органическим телом »(7; с.22). Такимобразом, личность оказывается неуничтожимой, как и все ее моменты, так какиначе был бы возможен переход от бытия к небытию. И в этом специфика статикиличности, по Карсавину. Полная разъединенность говорила бы о небытии личности,но личность есть еще и воссоединение, что говорит о ее способности оставатьсяединой, несмотря на свое изменение. Таким образом, воссоединенность этовоссоединенность разъединенного. По этому вопросу Карсавин проводит аналогию сединством. Он говорит, что полная воссоединенность совпадает с единством, ноотличается от него через разъединенность. В целом же воссоединение иразъединение противостоят единству, в то время как само единство является еепокоем. Именно поэтому личность может находиться в состоянии покоя, как и всостоянии движения. Она соединяет в себе эти возможности в единство, или,точнее, всеединство.
Исходя из чего, и сама личностьпредставляет собой некую идею всеединства. Она проявляет себя в определенныхсостояниях, они названы автором «моментами» личности, которые в своем единстведают целостное представление о ней. Личность – это все ее движение и какмножество разделенных неподвижных, «покойных» или «стойких» моментов. Но всеэто множество в то же время есть единство личности, ее выражение. В каждоммоменте осуществляется вся личность целиком. А следовательно, в каждом моментеданы и остальные моменты личности, хотя он и отличен от них. Таким образом,каждый момент личности будет собою и в то же время выражением всех другихмоментов. Личность объединяет все свои моменты и не существует без них, но иони немыслимы без нее, так как они могут соотноситься только в чем – то, тоесть в самой личности, и только в качестве ее могут быть активными. Чтобы статьмоментами одной личности, они должны быть единством в ней и в качестве нее.Именно поэтому каждый человек осознает не только свое настоящее, но прошлую ибудущую жизнь.
«Моменты личностихарактеризуются тем, что во всеединстве своем, как личность, не содержатобщего, но являются безусловным многообразием» (8; с.74). В качествеконкретного примера возьмем ощущения. Они есть качествования личности. Оновсеедино, то есть выражается во множестве конкретных моментов. Но, тем неменее, каждый такой момент обладает нечто общим, чем отличает ощущения вкуса отощущения запаха. Таким образом, каждое отдельное ощущение или чувство естьмомент качествования личности, а общее ее восприятие или общее представление о конкретномпредмете, есть всеединство этих моментов, то есть их единство в представленииданной личности. Исходя из этого, личность есть всеединство и безусловноемногообразие, хотя оно и осуществляет себя в отношении качествований личности.В этом смысле личность есть нечто абсолютно установленное, не создаваемоедругими личностями, то есть опять же статичная, но она качествует ими, то естькаждая отдельная личность отлична от других в целом, но схожа с ними в способахсвоего проявления в жизни и восприятии предметов и явлений реальности.
Карсавин тожерассматривает отношение личности с другими людьми, т.е. её развитие в обществе.Она, как субъект развития, неотрывна от процесса развития в целом, несуществует в отдельности от него. Поэтому он и назван не просто единым, авсеединым, то есть актуальное многоединство человеческих личностей в процессеих общественных отношений и развития. Но и сам субъект развития, сама личностьпредстает как всеединство моментов своего развития. Таким образом, истинныйсмысл общественной деятельности, по Карсавину, раскрывается как «актуализациявсеединства в каждом моменте бытия» (9; с.348). А, исходя из описанного ранеепредставления о бытии как симфонической личности, где любые сообщества людейвоспринимаются так, можно заключить, что исследование процесса общественныхотношений означает определение, какие симфонические личности участвуют в нем икак они себя актуализируют.

Заключение
 
Рассматривая учение у трех философов,можно заметить, что все они строят свои теории, обращая внимание на одни и теже аспекты. На основе чего, несмотря на различие их концепций, можно говоритьоб общности их взглядов. Следовательно, можно сделать вывод о возможностиформирования целостного представления о феномене личности на основе метафизики всеединства.
В первую очередь, самаличность рассматривается как идея, некий первопринцип человеческой жизни. Общейявляется идея духовного содержания личности. То есть, несмотря на многообразиефизических проявлений личности, основная ее ценность состоит в духовномсовершенствовании. Речь опять идет о внутренней идее личности, которая заложенав нее с рождения и должна быть осуществлена в течение жизни.
Во –вторых, это идеяличности как единства духовного и материального, физического бытия… Наосновании этого, мы понимаем, что внешнее проявление личности (ее действия, идаже ее внешность) есть результат ее внутренней духовной деятельности. И очистоте и совершенстве внутренней идеи мы можем судить по ее внешнемупроявлению. И даже если человек только пытается казаться положительным, современем его неистинность проявится именно на основании такого единства,которое теперь можно назвать всеединством.
Идея личности каксознающего бытия, опять же, обращает нас к внутреннему миру. И показывает, чтов основе деятельности личности, в основе ее жизни, лежит самосознание,осознание всего бытия. Таким образом, и всю жизнь личность стремиться выстроитьв согласии с основами бытия. И сама личность в ее совершенстве, или, как ееназывает Карсавин, симфоническая личность, является этим всеохватывающимбытием, которое осознает свои специфические проявления в эмпирическом мире.
Отсюда можно вывестиследующую идею личности как исторического бытия, которое стремиться косуществлению духовной личности. Как было показано, вся история человечестваесть история становления и совершенствование данной личности в процессе ее взаимодействияс другими личностями. То есть в каждой конкретной личности в ходе всемирнойистории определенным образом проявлялось и все бытие. И в процессе историиличность как бытие совершенствуется и стремиться к осуществлению духовнойличности, т.е. своей высшей духовной идеи.
Личность как общественныйфеномен, или идея личности как общественной жизни предполагает рассмотрениесовокупности тех условий, которые повлияли на формирование именно такойличности. То есть сама идея личности включает в себя потенциальные возможностисвоего бытия и те условия, которые предшествуют осознанию самой личностью ееэтических и нравственных ценностей в обществе.

Литература
 
1. Барухов Б. Л.«Мертвый» рассудок и «живой» разум»/По книге Флоренского «Столп…»//Человек.Культура. История: сборник статей/под редакцией В. Н. Гасилина. Саратов, 1993.-с. 97-105.
2. Вышеславцев Б. П.Вечное в русской философии. Что такое я сам?//Русские философы: АнтологияВып.1.- М.: Изд-во «Кн. палата», 1993.- с.161-174.
3. Голубев А. Н. В.Соловьев о бесконечности личности// О человеческом в человеке. — М.:1991.-с.327-343.
4. Громов М. Н.,Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХVII веков — М.: Изд-во МГУ, 1990.-288с.
5. Дидье ЖюлиаФилософский словарь: Пер. с франц.-М.: Междунар. Отношения, 2000.-с.216-217.
6. Замалеев А. Ф.Курс истории русской философии. — М.: Наука,1995,-191с.
7. Карсавин Л. П. Оличности//Религиозно – философские сочинения. — М.: «Ренессанс», 1992.-с.3-35.
8. Карсавин Л. П.Философские истории. АО Комплекс С.-Петербург,1993.-351с.
9. Карсавин Л. П.Восток, Запад и русская идея//Русская идея: сборник произведений русскихмыслителей. — М.: Айрис — пресс, 2002.-с.289-352.
10. Карсавин Л. П.Пролегомены к учению о личности//Русская философия: конец XIX — начало XX века: Антология. – СП б: Издательство С.- ПетербургскогоУниверситета, 1993.-с.370-380.
11. Кон И. В. Впоисках себя: Личность и ее самопознание. – М.: Политиздат, 1984.-335с.
12. Мазуров Б. Ф.Теодицея в религиозной философии П. А. Флоренского. Автореферат диссертации насоискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, 1997.-26с.
13. Оноприенко В. И.Флоренские. — М.: Наука, 2000.-349.
14. Петров Ю. В.Антропологический образ философии. – Томск: Изд.- во НТЛ, 1997.-448с.
15. Социологическийсловарь. Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. – М.: Университетское,1991.-с.103-105.
16. Филонова Л. Г. Л.П. Карсавин о бессмертии души// Русские философы: Антология. – М.: Изд.- во«Кн. палата», 1993.-с.2430289.
17. Философия какучение о человеке./Под ред. Профессора Ю. В. Петрова. – Томск: Изд.- воТомского ун – та, 1994.-208с.
18. Флоренский П. А.Столп и утверждение истины. –
19. Хоружий С. С.Миросозерцание Флоренского. – Томск: Издательство «Водолей», 1999.-160с.
20. Хоружий С. С.Жизнь и учение Льва Карсавина//Религиозно – философские сочинения. Т.1.: М,«Рнессанс», 1992.-с.V- LXXII.
21. Хилтухина Е. Г.Восток – Запад, или философия всеединства русских мыслителей/Отв. Ред. Н. В.Абаев. – М.,1997.-128с.
22. Человек.Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000.-с. 181-184.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.