Реферат по предмету "Философия"


Контрфилософия или что желательно знать о философии

Вступление
Когда студент, какого либо не гуманитарного факультета,впервые приходит на лекцию по философии, он встречается там с тем, с чем онранее «в таком объеме» скорее всего не встречался. Действительно, методы,позволяющие «проглатывать» длинные математические формулы здесь мало подходят,человек оказывается неподготовленным к ведению такого рода бесед, чемсобственно и пользуются преподаватели. Однажды, проходя мимо механнико-математического факультета, я услышал фразу:«когда выходишь с философии, чувствуешь, что тебя как будто в центрифугепрокрутили», что, в общем, отражает состояние, которое может возникнуть.Человек чувствует, что что-то не так, но не может аргументировано высказать это(из за необычности примененных к нему приемов) и формально оказывается неправым. Для того, чтобы немногопрояснить этот вопрос, а также, поделиться собственным опытом, и написана этаработа. Далее, для того чтобы отделить основные утверждения автора от цитат и«чужих высказываний», они (авторские слова) будут писаться курсивом.
Философия это…
Уже давно существуетвопрос — является ли философия наукой, для «выяснения» этого апеллируют восновном к тому, что понимать под наукой и т.д. Цитата зав. каф. философии естественно-научныхфакультетов Киевского университета: «Философия – это не наука, философия неотвечает на вопросы, она их задает…». Реально,на сегодняшний день, философия во многом представляет собой набор софистических*инструментов для введения в заблуждение.Синкретичность
Философияобладает так называемыми синкретическими свойствами. Это означает, что теориифилософии – противоречат одна другой. Существует понятие «скандалав философии»: философия, не смотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще,кроме нескольких логических аксиом, никаких положений, признаваемых всемифилософами в качестве очевидных (т.е. все остальное в философских теорияхопровергается с точки зрения других философских теорий). «В этом заключеноотрицание сущности философии: «То, что из непреложных оснований признаетсякаждым, становится тем самым научным познанием и не является больше философией»(К. Ясперс)»[1].
            В общем, по своей природе, философия должна обладать такимисвойствами, т.к. если все философы придут к одному мнению, то получится –религия («лже…» — конечно), а лжерелигийуже итак достаточно… Софистические приемы
Кант определил софистику как нечто, что имеет вид логики,но на самом деле таковой не является. Софистикаможет реализовываться разными путями, в частности на основе того, что словаобычно имеют несколько смыслов, а также на замаскированных ошибках вдоказательстве и др. Пример: В одной из своих книг Кант написал следующую фразу:“Солнце, своими лучами, есть причина теплу”[2].  Вроде бы безобидная фраза (предположим вы


*Под софистикой (согласно Канту) я понимаю то, чтоимеет вид логики, но на самом деле таковой не является.
с ней согласились), но дальше можно сказать так: “Без солнца никакоетепло невозможно, т.к. как может быть то, у чего нет причины.” Итак, если Высогласились с первой фразой, то на второй фразе Вы попали в ловушку и основнаяошибка в рассуждениях кроется не во второй фразе, а в первой (т.к. тепло – этосреднекинетическая энергия движения молекул и оно может существовать безсолнца). Таким образом первая фраза в общем неправильна и ее лучшеперефразировать к примеру так: “Попадание на предмет солнечного света приводитк его нагреву.” Если Вы услышали фразу, чувствуете, что что-то здесь нетак, но не видите в чем ошибка и вроде «по логике» все так – не спешитесоглашаться, запишите это и подумайте дома в спокойной обстановке, что жевсе-таки неправильно.Такое обдумывание позволяет Вам «разложить все пополочкам» и выстроить собственную систему взглядов, и в то же времяпрепятствует навязыванию Вам других «идей» (в большинстве случаев — неправильных).Единственная оговорка – когда такой некорректной информации много, то лучше еевообще не слушать или найти один – два принципиально неправильных момента –просто «для понимания» и заняться чем-нибудь другим, чтобы не тратить своевремя на такие вещи (объяснять «всем», почему они не правы – оченьнеблагодарное занятие).
            Еще одинмомент, который полезно знать это то, что у философов есть свой собственный«словарный запас», состоящий из переобозначенных словрусского (или другого) языка, т.е. в некоторые слова и выражения они вкладываютсовсем не то значение, что остальные люди. К примеру, слова нашего философа:«мир посылает человеку определенные сигналы» нужно было понимать следующимобразом: «каждый человек по особому воспринимает этот мир». Таким образом,услышав что-то «заумное», нужно не интерпретировать это сразу, а попытатьсяпонять, уточнить, что же этот человек хотел сказать и, возможно, не согласитьсяс его формулировкой, предложив свою, использующую слова в их обычных значениях.
            В принципе,софистических приемов – очень много, часто их можно увидеть и в обычной жизни,поэтому – будьте внимательны… JНад чем все-таки стоит подумать
В философии есть ряд тем, которые, если не делать далекоидущих выводов, интересны сами по себе. Дело в том, что невозможно учесть всенюансы заранее и поэтому, глобальные выводы, сделанные на промежуточных этапах,как правило, ошибочны.
Пример: Известно, что существуют 2 типа частиц: частицы иантичастицы (прим. электрон и позитрон), которые при встрече аннигилируют (т.е.исчезают) с испусканием кванта света и с другой стороны паручастица-античастица можно «выбить из вакуума» мощным пучком света. Наш мирсостоит из частиц, а античастицы «живут» разве что в лабораторных условиях, ноне смотря на это, мы можем посчитать и сказать какие физические законыдействовали бы, если бы мир состоял из античастиц. Теперь, если назвать то, чтосуществует – бытие, а то, чего не существует – небытие, то мы можем сказатьследующую фразу: «небытие — определено», т.е. этого еще нет, но если бы этобыло, то это было бы именно так, а не иначе… Чего не нужно искать в философии
Однозначно можно ответить на этот опрос следующимобразом: в философии не нужно искать ответа на то, как нужно жить и вести себяв этом мире. Теоретическим свидетельством этого является синкретичностьфилософии (т.е. один философ говорит так, другой иначе и они никогда не придутк одной точке зрения), а практическим свидетельством являются жизни самихфилософов. Как умер Платон, как умер Ницше… Один из древних философов убилнескольких своих учеников. У многих философов был плохой характер и они жилираздраженные на весь мир… Если посмотреть повнимательнее, то мы придем квыводу, что у подавляющего большинства философов были весьма серьезные проблемыв жизни, связанные, во первых, с ними самими (а не с тем, что их окружало). Иих теории не от чего их не спасли!
Фраза, сказанная преподавателем на лекции: «В известномсмысле и философия из этого выросла: по отношению к вопросу спасения человеквидит, что многое зависит не от него и многие вещи не человек решает, и тогдаон спрашивает: а как же это на самом деле?»Самое «рекламируемое» в философии мнение по этому поводу состоит вследующем: «вот много теорий, выбирай; как ты считаешь правильным, так это и есть», но разве это ответна вопрос?*
Итак, человек может только тогда нормально «относиться» кфилософии, когда у него есть свои собственные твердые убеждения.
(Наосновании чего человек, у которого нет твердых убеждений, скажет что, то илидругое не правильно?)   Подготовка к экзамену
Выучить философию невозможно! Также не представляетсявозможным и «вывести на основании общих соображений» то, что не дочитал или незнаешь. Поэтому следует обратить особое внимание лишь на те вопросы, которыелюбит задавать преподаватель. Ниже приведены примеры дополнительных вопросов,заданных на кандидатском экзамене по философии.
Вопрос аспиранту физическогофакультета: «А как в Вашей жизни, наука – это самое главное?» Человек, которыйпошел в аспирантуру, как правило, не равнодушен к науке и некоторые такиотвечают «Да.», но такой ответ – не правильный, т.к. наука – это лишь средство(или инструмент, с помощью которого мы можем что-то делать) и есть много вещейв жизни, которые важнее науки. Преподаватель же, после такого ответа, считалсвоей обязанностью привести человека к противоречию следующими двумя – тремявопросами. 
Вопрос аспиранту факультетагеографии: «Скажите пожалуйста, философия, это наука или не наука?»,  -«Философия, это не наука»;«А география это наука?» -«География, это наука».«Хорошо, тогда назовите мне хоть одну географическую теорию, вон в физикесколько теорий и в философии тоже, а в географии?» -ответа не последовало… Делов том, что география – это такая область, где уже многое известно;там были собственные теории (типа земля – это большойостров, а вокруг – море и др.), но сейчас теории в основном появляются «настыках»: география-геофизика, география-экономика и др. 

*Мнение автора по этому вопросу можно найти в «послесловии».
Костальным вопросам следует готовиться, исходя из предположения, что на экзаменечем-то можно будет пользоваться, т.е. нужно просто запастись хорошимишпаргалками из интернета, а также заранее написать вкаких книгах (из тех, что вы возьмете на экзамен) ответы на какие вопросынаходятся. Известны реальные примеры, когда студенты честно пытались выучитьфилософию, а в результате получали существенно худшие оценки, чем те, ктоследовал вышеописанному правилу.
Учить же следует лишь тунебольшую часть информации, незнание которой может быть фатальным для сдачиэкзамена (обычно это несколько тетрадных страниц с информацией о том какойфилософ какого учения придерживался и общие идеи нескольких основныхфилософских течений).
При ответе на вопрос логическиправильно строить ответ следующим образом: представители такого-то ученияпридерживались таких-то и таких-то взглядов. Это корректно даже при ответе напрямой вопрос.            Относительнолекций можно сказать следующее – в принципе Вы ничего не потеряете, еслипропустите часть из них (исключения составляют только лекции, читаемые оченьхорошим преподавателем). Несколько иная ситуация с семинарами – их желательнопосещать, особенно перед экзаменом J, поэтомупостарайтесь попасть к нормальному преподавателю.            Вобщем, более-менее приемлемым (и самым распространенным) подходом к зачетно-экзаменационным мероприятиям по философии являетсяследующий: философию нужно один раз сдать, а потом забыть.            Записки на полях тетради
(приведены лишь некоторые примеры)
Цитата [3, стр.536]: “Однако, хотя выбирает всегда самчеловек, существует своеобразная “техника” проблемматизациичеловеком своего собственного бытия — философия” и дальше про системыценностных координат – выбирай какая нравится. – А если это послужит тебе ксмерти, уж не осерчай, подумаешь ошиблись…
К вопросу о построении теорий, преподаватель: «Ну чтотакое хаос, хаос – это отсутствие закономерностей», вопрос из зала: «скажитепожалуйста, отсутствие закономерностей, это закономерность?», ответ: «Да, …»,пауза с переходом на другую тему…Фраза дня: «Экзистировать,это значит – значит слышать зов бытия!» J
(Прагматизм:)“Ситуация практического действия – ситуация с принципиально не полным знанием,т.е. полного знания иметь не получается, а делать всеравно что-то нужно… Такимобразом невозможно задерживать действие до тех пор, пока не получишь полногознания.” – последняя фраза ведет к неправильным выводам. Действия бываютразные, пример: предположим перед вами болото, взять палку и прощупать почву,пытаясь понять, можно ли здесь пройти – одно действие, а сказать “всеравно я небуду иметь полного знания” и пойти напрямик – совершенно другое действие…
Часто – оченьразумно не предпринимать судьбоносных шагов не разобравшись в основныхзакономерностях.Послесловие
Известный философ экзистенциалист – Камю сказалследующее: «Есть лишь одна по настоящему серьезная философская проблема –проблема самоубийства – решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы еепродолжить…» — и вот решение этой «самой серьезной» философской проблемынаходится в самом начале Евангелия. Что делает жизнь людей ужасной? – сами людиили точнее то, что в Библии названо грехом. Никакая ФИЛОСОФИЯ НЕ СПАСАЕТ отэтого! Спасти может только Бог, который создал человека, а потом умер и воскресдля его оправдания. Если люди не видят Бога, разве из этого стоит делать вывод,что его нет? Разрешите задать Вам вопрос: «А вы когда-нибудь обращались кБогу?» — большинство людей, которые говорят, что Его нет никогда этогоне делали. Но написано:
«Когда ты взыщешь там Господа,
Бога твоего, то найдешь Его, если будешь
искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею.» [4, Втор.4:29]
и еще:
«Просите и дано будет вам, ищите и найдете,
стучите и отворят вам, ибо всякий просящий
получает, и ищущий находит и стучащему отворят.» [4, Мат.7:7,8]
Оценка, полученная автором при сдаче кандидатского экзамена
по философии: отлично.Литература
1.      Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко // Философскийэнциклопедический словарь, Москва, Инфра-М, 1999г.
2.      И.Кант, Пролегомены ко всякой будущей метафизике.
3.      Г.Г.Кириленко, Е.В. Швецов // Философия- справочник студента, Москва, Слово, 1999г.
4.      Библия
Об авторе:
Ласточкин Андрей Викторович, в настоящий момент (2001 год)– аспирант факультета радиофизики Киевского гос.университета имени Шевченко, член христианской церкви «Голгофа», авторнескольких научных публикаций, посвященных обработке сигналов.
E-mail:airman@ukrpost.net


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.