министерство общего ипрофессионального образования
российской федерации
академия бюджета иказначейства
министерства финансовроссийской федерации
Реферат по философии
на тему: «Концепция человека, общества и государства вфилософии Платона (по работе Платона «Государство»)»
Выполнила:
Группа 1Ф9
Проверил: Кадомцев Г.А.
Москва 2006
План
Введение _________________________________________________________1
ФилософияПлатона________________________________________________2
Платон о государстве_______________________________________________6
Платон о человеке и обществе ______________________________________10
Заключение______________________________________________________15
Список использованнойлитературы_________________________________16
Введение
Платон — первый в Европе последовательныйпредставитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективныйидеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих иродовых понятий.
Платон с редким в истории мыслиталантом создает учение объективного идеализма, которое не только направляетсяпротив достижений материалистических мыслителей и ученых, но также используетсядля обоснования реакционной социальной и политической системы взглядов.Платоновский идеализм потому и называетсяобъективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого отсознания человека, то есть объективного идеального бытия.
Объективный идеализм Платона есть учение осамостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий. Платон являетсяобщепризнанным основателем мирового идеализма. Он впервые дал идеалистическоеобоснование примата идеи над материей. И в этом смысле он, можно сказать, ибыл, и остается главой и учителем всех идеалистов. Но, как мы уже видели, общее не остается уПлатона лишь противостоящим единичному, оно осмысляет всякую единичность итрактуется как принцип единичного, как закон проявления этого единичного, какмодель его построения в статическом и динамическом плане. Не эта липлатоновская теория общего привлекала к себе философские и научно мыслящие умы?Не это ли закономерное построение спутанной чувственной действительностизаставляло вновь и вновь обратится к Платону? История философии показывает, чтоименно эта сторона платонизма имела особенно большое значение для последующихвеков: ведь последующие философы имели свое собственное мировоззрение, иплатонизм как языческая философия интересовал их меньше всего.
Проблемагосударственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных ипротиворечивых проблем, стоящих перед человечеством. Множестволюдей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «видеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособноегосударство с хорошей экономикой, другие — государство, в котором каждыйчеловек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему пониманияблага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам ипосвящен трактат Платона «Государство».
Философия Платона
Можно кратко резюмировать всю философию Платонавместе с формулировкой того, что еще и до сих пор является в платонизменеопровержимым и полностью достоверным, а также и того, что для настоящеговремени является далеко ушедшим в прошлое и что, вообще говоря, признается тольковесьма немногими.
1. Идея вещи есть смысл вещи.
Для того чтобы различать вещи и не оставлять их малопознаваемыми или совсем непознаваемыми во всеобщем хаосе действительности, мыдолжны стремиться относительно каждой вещи ответить на вопрос: что такое даннаявещь и чем она отличается от всех прочих вещей? Идея вещи как раз и являетсяответом на вопрос, что такое данная вещь, и потому идея вещи в первую очередьесть смысл вещи.
2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельныхчастей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещии представляет собою в сравнении с ними уже новое качество.
Одна сторона треугольника не есть весь треугольник. Также и другая, так же третья сторона. Тем не менее из-за определенногообъединения этих трех отрезков получается нечто новое, новое качество, а именнотреугольник. Рука, взятая сама по себе, не есть весь организм (иначе вампутированном виде она все еще продолжала бы быть цельным живым существом). Ито же самое нужно сказать и о ноге, и о сердце, и о легких, и о глазах. Тем неменее, соединение всех этих отдельных частей организма создает нечто целое,что не содержится в каждой такой отдельной части, а именно создает организм. Идеявещи есть целостность всех составляющих ее частей, неделимая на эти части.
3. Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностейи единичностей, которая является законом для возникновения и получения этихединичных проявлений вещи.
То, что идея вещи есть общий закон, осмысливающийпоявление и проявление отдельных ее единичных особенностей, видно на любыхвещах, и чем вещь сложнее, тем более видна ее общая идейная закономерность.Уже простой механизм, как, например, часовой механизм, свидетельствует о том,что составляющие его колесики или винтики расположены согласно некоторой общейидее, без внедрения которой эти колесики и винтики остались бы вполне чуждымидруг другу и никакого часового механизма не образовали бы. Всякое химическоесоединение тоже образовано по определенному общему закону, как, например,соляная кислота возникает по общему закону, согласно которому в нечто целое объединяютсяодин атом водорода и один атом хлора. Идея — есть закон.
4. Идея вещи невещественна.
Это ясно из того, что сама вода может замерзать и кипеть,а идея воды не может ни замерзать, ни кипеть. Сама вода может быть твердым и жидкимтелом, а также может испаряться. Но идея воды не есть ни твердое, ни жидкое, нигазообразное тело и вообще не есть тело.
5. Идея вещи обладает своим собственным и вполнесамостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, илисубстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небеили выше неба.
С этой точки зрения Платон проповедовал триразновидности бытия. Во-первых, это небесные или занебесные идеи, вечные инеподвижные, предельное совершенство всякой отдельной вещи и бытия в целом.Во-вторых, есть наш земной мир, полный всякой неустойчивости, несовершенства,хаотического движения туда и сюда, постоянной мучительной борьбы засуществование и хаоса рождений и смертей. И, в-третьих, это есть космос вцелом, который мы созерцаем в виде небесного свода и который состоит из вечногои неуклонного круговращения и постоянного периодического возвращения небесногосвода к одной и той же устойчивой картине, так что все небесное круговращениеесть наилучшее осуществление высших идей и потому наиболее совершенная красота,то есть необходимый предмет постоянного нашего созерцания и постоянного нашегоподражания.
Что же касается общественно-политической жизни, то тутПлатон вопреки своему учению о вечном возвращении, то есть о вечном движении,не признавал вообще никакого движения вперед, а всю общественно-политическуюжизнь проповедовал в виде неподвижного осуществления мира идей, в той же меренеподвижного, как и самые идеи.
Учитывая эти основные пять пунктов платонизма, мыдолжны с полной достоверностью констатировать, что только последний, пятыйпункт не выдержал критики времени. Что же касается первых четырех пунктов, топосле Платона они остались в философии навсегда, если только эта философияхотела быть до конца реалистической и до конца передовой.
Платон был неисправимый мечтатель. Всю жизнь он стремилсяне только созерцать возвышенные идеи в стенах Академии, но отважно пускался впуть, часто с опасностью для жизни, чтобы претворить свои идеи в образецсправедливого, просвещенного государства. Однако практические усилия Платонауже по одному тому, что они опирались на сиракузскуютиранию, так и остались бесплодными мечтаниями.
Зато для философского творчества Платона эти мечтанияоказались чрезвычайно плодотворными. Они придали его сочинениям совершенноособый, изящный, тонко-художественный оттенок, лишив их профессиональной сухостии узости.
Платон не только философствует строго научно и теоретически,пользуясь всем аппаратом логических категорий и неопровержимой устремленностьюмыслей, но он с каким-то восторгом неожиданно погружается в самую замысловатуюфантастику, вспоминая древние мифы, конструируя новые, наполняет их жгучей дляего современности проблематикой, хочет вернуться в прекрасную поэтическую мечтуи заставляет доверчиво следовать за собой читателя.
В сочинениях Платона настолько тесно переплетаютсяученость и художественность, что разделить их невозможно так же, как немыслимоотделить Платона-философа и Платона-поэта. Можно сказать и так — ученое слово,или «логос», неразрывно связано у Платона с поэтическим словом — «миф». Если влогосе грек выражал свое умение в процессе мысли расчленить, выделить,раздельно исследовать предмет, то в мифе с помощью небывалого воображения этотпредмет представал как живая целостность, в которой сообщались опыт прошлого имечты о будущем.
Миф и логос дополняют у Платона друг друга. Строжайшийаналитизм, присущий рассуждающему логосу, слит уПлатона с вымыслом мифа и его беспредельной изобретательностью.
Платон был настоящим теоретиком и создателем философскихидей, как это понимали именно греки. Их «теория» (theoria)означает не отвлеченное созерцание, а «видение». Слово же «идея» (idea) есть предмет видения. И если герои Гомера «мыслятглазами», так как древний поэт не разделяет процессы умственной или психическойи физиологической деятельности, то классический грек Платон все еще сохраняетнепосредственность и свежесть поэтического мышления древних, занятый как быумственным созерцанием или делая объектом ученого рассуждения не абстрактную, а«видимую» им предметность, то есть идею.
Эта видимая, ощущаемая Платоном предметность наполненажизнью и не боится никакого буйства воображения. Наоборот, мысль, обогащеннаявоображением — а это и есть миф,- чрезвычайно ценится. И совсем не страшно,если вымысел доходит до того, что недалекие люди могут счесть его ложью иливыдумкой.
Недаром Платона укоряли иной раз в том, что онизображал реальных лиц, часто не сообразуясь с фактами. Но придирчивые критикибыли чересчур прозаичны и рациональны, не замечая того, как рядом с ними вырастаетхудожественное произведение и что Платон как поэт и писатель имеет право навымысел.
Таким образом, Платон, с юности тонко чувствующийпоэзию, неизбежно должен был обратиться к мифу. И миф этот не столько был унего беспредметной сказкой и воспоминанием о прошлом, сколько устремлением вбудущее, ибо он был награжден вдохновенным воображением и раздумьем о судьбечеловека и общества.
Здесь несомненно сказался характер Платона-мечтателя,пытавшегося воплотить в жизнь свой идеал высшего Блага и абсолютной истины. Нопоскольку практические попытки Платона неизменно терпели крах, ему оставалосьсозерцать в мысли и свое наилучшее государство, и своего наилучшего правителя,и свои наилучшие законы.
Однако идеал справедливости и добра в человеческойжизни, оказавшись в области платоновских мечтаний, уходит от философа вседальше и дальше. Встает вопрос: а, может быть, Платон отчаялся найти этот идеалв той действительности, которую собираются построить его герои? Если это так,то вполне закономерна попытка найти воплощение высшей справедливости иконечного торжества добра пусть хотя бы в мире потустороннем или на другойземле, не нашей, а занебесной.
Одним из существенных, необходимых элементов диалоговПлатона является миф, причем не просто заимствованный из богатейшего общегреческого наследия, а созданный самим философом какнекое поэтическое слово, завораживающее человека.
Грекам издавна была известна небывалая сила слова, азначит, и мифа и поэзии. Они были убеждены в отдаленные времена, что магияслова заклинает, околдовывает, заговаривает, исцеляет или напускает порчу.Слово, произнесенное с верой и убеждением, небезразлично. Если древние мифыпочитались как священное слово, то поэт, наследник мифотворцев,да еще вдохновленный музами, тоже создавал возвышенные слова, исполненныеглубочайшего убеждения.
Поэтому Платон пишет о мифах, что они очаровываютдушу, что через них можно научить человека добродетели и возвеститьбожественную мудрость. Будучи предметом глубокой убежденности Платона, его мифыне нуждаются в логических доказательствах. Миф говорит сам за себя. В него поэтверит горячо и непосредственно, так как в мифе заключен тот идеал, которыйвыношен и выстрадан Платоном.
Платон, философ и поэт, уверенно возводит здание своеймечты о совершенной красоте, в чем бы она ни воплощалась, в науке, обществе,морали, законодательстве. Его миф устремлен в будущее вопреки всем стародавнимтрадициям, которые всегда мифологизировали и идеализировали прошлое.
Платон о государстве
Вопросам общественно-политическим Платонпосвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: «Государство»и «Законы».
Это два самых больших по объему и самыхважных по значению сочинения Платона, каждое из которых занимает почти поцелому толстому тому. В «Государстве»целых десять частей, или книг, множество действующих лиц. Но большей частью всеэто пассивные слушатели и молчаливые персонажи. Главное лицо этого сочиненияСократ. Рядом с ним родные братья Платона – Адимант иГлавкон, к которым постоянно обращается Сократ икоторые создают видимость беседы.
Форма вопросов и ответов в «Государстве» удобна дляПлатона как проверка собственных мыслей и теорий. И он то и дело заставляетробких собеседников подавать реплики, чтобы создать повод для дальнейшегоразвития идей Сократа. Размышления в «Государстве» с трудом поддаются системе,и поскольку все сочинение есть как бы рассказ Сократа о бывшей давно встрече,то это очень хорошее основание для того, чтобы Сократ один пересказывал всереплики и один вел беседу.
По сути дела, « Государство» — это как бы сценическоепредставление, где участвует один актер, разыгрывающий сразу все роли. Нотолько здесь не театр драматических ситуаций, а драматизм мысли, взятый вчистом виде и из-за сложности этого процесса трудно прослеживаемый,дифференцируемый и иной раз даже неуловимый.
В своей общественной философии Платон проводил своеучение об идеях с такой же верой в человеческий разум, с таким же упованием навсемогущую силу идеального мира и с наивной убежденностью, что достаточнотолько правильно созерцать идеи, как уже вся общественная жизнь тоже станетидеальной.
Всвоих произведениях Платон говорит о модели «идеального», лучшегогосударства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя,системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда небыло, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства,создает проект, утопию. Платона многое в уже существующих государствах неустраивало принципиально. В трактате «Государство» Платон пишет отом, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, вовремена «золотого века» имели «совершенный» строй)заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающихпоступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяетвсе существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения,нарастания «корыстных интересов» в их строе.
· Тимократия — власть честолюбцев. По мнению Платона, ещесохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правителии воины были свободны от земледельческих и ремесленных работи от всех забот материальных. Большое вниманиеуделяется спортивным упражнениям, однакоуже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанскийобраз жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
· Олигархия — это правление, основывающееся на переписи и на оценкеимущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия вправлении. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение набогатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершеннобеззаботную жизнь правящего класса. В олигархическомгосударстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, законэтот в том, чтобы каждый член общества «делал свое» и притом «только свое».Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимаются каждыйсамыми различными делами: и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, волигархии право человека на полную распродажу накопленного им самим имуществаприводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного членаобщества: не составляя части государства, он в нем лишь бедняк и беспомощныйчеловек. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождениюв демократию.
· Демократия — это власть и правление большинства, но правление в обществе,в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее,чем при олигархии.
Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатыхклассов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть.Если восстание заканчивается победой бедняков, то оничасть богачей уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную власть ифункции управления разделяют между всеми оставшимися членами общества.
· Тирания — это власть одного над всеми в обществе. Возникает этавласть, подобно предыдущим формам, как вырождение предшествующей ейдемократической формы правления. По мнению Платона, если некое действиеделается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так издесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства,вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.Тиран, если захочет удержать власть, вынужден будетисподволь уничтожать своих осудителей, «пока неостанется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидатькакой-нибудь пользы».
Всем дурным формам государства Платон противопоставляет утопию, или проект наилучшего государства иправления. Этим государством руководят, как в олигархии, немногие. Но, вотличие от олигархии, этими немногими могут стать только лица, действительноспособные хорошо управлять государством: во-первых, в силу природных к томузадатков и одаренности; во-вторых, вследствие долголетней предварительнойподготовки. С теперешней точки зрения, этопредставляется нам чем-то чересчур консервативным, чересчур непередовым и даже реакционным. Однако у Платона это былапока еще только наивность веры во всемогущество максимально общих, то естьпредельно обобщающих идей-законов. И в своем субъективном построении Платончувствовал себя здесь самым передовым философом, а свою проповедь этойнеподвижной идеальной общественности считал только естественным результатомразумного господства идеи.
Платон высоко оценивает заложенные в человечествесилы, но его мечта — чтобы они творили благо и красоту, проявляя хотя бычастицу своего бессмертного начала. Пока же вокруг себя Платон видел слишком,много несправедливостей и преступлений общественных и частных. Он готов помочьчеловеку избавиться от своего несовершенства, но, как мы уже знаем, его готовностьостается в пределах утопии и мифа.
Основным принципом идеальногогосударственного устройства Платон считает справедливость. Каждому гражданину государствасправедливость отводит особое занятие и особое положение. Господствосправедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства вцелое, запечатленное единством и гармонией. Такое государство, во-первых,должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты,достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, онодолжно осуществлять систематическое снабжение всех членов общества необходимымидля них материальными благами; в-третьих, оно должно руководить и направлятьвысокое развитие духовной деятельности и творчества. Выполнение всех этих задачозначало бы осуществление идеи блага как высшей «идеи», правящей миром. Основнаямысль Платона в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество,разнообразны, но способности каждого отдельного лица к удовлетворению этихпотребностей ограничены. В своем огромномсочинении «Государство» Платон строит модель вот такого исправленного иулучшенного человеческого общества.
Основной закон существования «идеального»государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только тодело, к которому он пригоден.
Всех жителей «идеального»государства автор разделяет на три класса.
Низший класс объединяет людей, которыепроизводят необходимые для государства вещи или способствуют этому; в неговходят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночнымиоперациями, деньгами, торговлей и перепродажей это земледельцы, ремесленники,торговцы. Несмотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенноразличные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступенинравственного развития.
Принадлежность человека ко второму и третьемуклассам, а это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется ужене по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этихлюдей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.
Во главе идеального государства стоятфилософы, созерцатели чистых и вечных идей. По его мнению, правителями«идеального» государства должны быть исключительно философы, для тогочтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философыобуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь имсвойственны "… правдивость, решительное неприятие какой бы то ни былолжи, ненависть к ней и любовь к истине". Не менее важно и то, чтоблагодаря философам правление и вся жизнь «идеального» государствабудет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души ичувствам.Платон считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшитего (нельзя улучшить «идеальное»). Очевидно, что именно философыбудут охранять «идеальный» строй, законы от всяческих нововведений,ведь они обладают "… всеми качествами правителей и стражей идеальногогосударства"1. Именно поэтому деятельность философовобуславливает существование «идеального» государства, егонеизменность. По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любоенововведение в государстве Платона.
Философы и воины не имеютникакой частной собственности и беспощаднокараются за хранение золота и серебра. Собственность — привилегия крестьян и мастеровых,ибо она не мешает работать, будучи губительной для тех, кто предан высокимразмышлениям. В этом государстве нет замкнутой семьи, отягощенной бытом. Здесь совместные брани, и дети воспитываютсяна общественный счет, зная, что их общий родитель — само государство, которомулюди преданы с малых лет. Из идеального города изгнаны размягчающие душу мелодиии песни. Здесь допускается только бодрая, воинственная музыка, душуукрепляющая. И воспитание направлено на укрепление ума и прекрасного тела.
Платон о человеке и обществе
Платон пишет о том, что «идеальное»государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью.
Мудростью не могут обладать все жителигосударства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры ипринимают мудрые решения.
Мужеством обладает большее количество людей,это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые дведобродетели были характерны только для определенных классов людей, торассудительность должна быть присуща всем жителям, она «подобна некой гармонии»,она «настраивает на свой лад решительно все целиком». Под четвертойдобродетелью — справедливостью — автор понимает уже рассмотренное деление людейна разряды, касты: "… заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это есть справедливость"1.
Следовательно, разделение людей на классыимеет для Платона огромное значение, определяет существование«идеального» государства, и нарушение кастового строя считаетсявысшим преступлением. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели,приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая«порочные» государства.
Характерно, что Платон, живший во временавсеобщего рабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В«Государстве» все производственные заботы возлагаются наремесленников и земледельцев. Платон говорит, что война зло, возникающее впорочных государствах «для обогащения», и в «идеальном»государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов."… Класс рабов как один из основных классов образцового государства непредусматривается, не указывается, не называется"3. Это незначит, что автор выступает против угнетениячеловека человеком, просто, по его мнению, высшие разряды (касты) не должныиметь частной собственности, чтобы сохранить единство.
В связи с рассмотренным разделением людей наразряды возникает вопрос: кто же возьмет на себя ответственность определенияспособности человека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в«идеальном» государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие исправедливейшие люди правители-философы. При этом они будут выполнять закон,ведь закон важнейшая составляющая «идеального» государства, и еговыполняют все без исключения. Таким образом, правители-философы вершат судьбывсех остальных людей. Они не только определяют способности человека, но иосуществляют регламентацию брака, имеют право убивать малолетних детей с физическиминедостатками.
Философы, на основах разума, управляютостальными классами, ограничивая их свободу, а воины играют роль«собак», держащих в повиновении низшее «стадо». Этимусугубляется и без того жестокое разделение на разряды. Воины не живут в однихместах с ремесленниками, людьми труда. Люди «низшей» породысуществуют для обеспечения «высших» всем необходимым.«Высшие» же охраняют и направляют «низших», уничтожая слабейшихи регламентируя жизнь остальных.
Можно предположить, что такая всесторонняямелочная регламентация важнейших поступков человека, которые он, по современнымпонятиям, должен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти.Однако в «идеальном» государстве этого не происходит, напротив,единство людей Платон считает основой такого государства. Платон хочет«обобществить» не только людское имущество, но и жен, детей. По идееПлатона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти.Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, ахудших с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям черезнекоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины(в пределах касты) считаются отцами всехдетей, а все женщины общими женами всех мужчин. Как писал В.Асмус, дляПлатона общность жен и детей является высшей формой единства людей.
Такая общность описана им для классавоинов-стражей, которым автор уделяет огромное внимание. По его мнению,отсутствие вражды внутри класса стражей повлечет за собой единство низшегокласса и отсутствие восстаний.
Основное положение Платона «состоит в том,что работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику» (К.Маркс)
В разделении труда он видит не только основу распадения общества на сословия,но также и основной принцип строения государства. Разумное устройствосовершенного государства, по Платону, должно основываться прежде всего напотребностях. Перечисление потребностей доказывает, что в городе-государстве,должны существовать многочисленные отрасли общественного разделения труда нетолько работники, добывающие средства питания, строители жилища, изготовителиодежды, но
также и работники, изготовляющие для всех этих специалистов необходимые для нихинструменты и орудия их труда. Торговля же требует специальности и деятельностипосредников по купле и продаже, по импорту и экспорту. Для полногоосуществления хозяйственной жизни государства Платон считает необходимым такжеспециальный разряд обслуживающих наемных работников, продающих свою рабочуюсилу за плату. Такими «наемниками» Платон называет людей, которые продаютполезность своей силы и именуют ее цену наемной платой. Указанными разрядамиспециализированного общественного труда исчерпываются работники, производящиенеобходимые для государства продукты либо так или иначе способствующие этомупроизводству и созиданию порождаемых им потребительных ценностей.
Таким образом, правящие классы государства Платонасоставляют коммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускаетсреди высших классов бедности или богатства, и, следовательно, по логике автора,уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона это пастух, пасущийстадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в «идеальном» государствепастухи это правители, воины это сторожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец впорядке, пастухи и собаки должны быть едины в своих действиях, чего идобивается автор. Платоновское государство обращается с «человеческим стадом»,как мудрый, но жестокосердный пастух со своими овцами. Это тоталитарнаяпрограмма, при которой кучка людей (пусть даже мудрейших) подчиняет"… жалкие вожделения большинства… разумным желаниям меньшинства"1.
Все заманчивые конструкции государства со времен Платонаоставались несбыточными, утопическими, буквально «не имеющими места на земле»(греч. оу – «нет», topos — «место» ), достоянием великих мечтателей. А сам родоначальник бесчисленныхутопий, находясь на пороге смерти, все еще разрабатывал проекты лучшего в мире государства(«Законы»), которым будут управлять десять мудрых старейшин, установившихсуровое законодательство, чтобы человек полагался только на них, а не на своюволю и страсти. Да и какая может быть своя воля у человека, рассуждал старыйПлатон, если все мы куклы, нити которых приводит в движение божественная рука.Поэтому надо ограничить свои потребности, упразднить богатство и роскошь,думать о пользе общества, воспевая в хороводах мудрость законов. И это еще однаутопия Платона, жестко и насильно ограничивающая человека.
Платон, отчаявшись в практическом преобразованиинесправедливого тиранического государства, то зовет к далекой старине, где всяответственность ложится на плечи мудрых старейшин, а то укрепляет мораль иустои государства насильственным путем, теми же самыми жестокими, что были вобычае у тиранов.
Почтительный страх перед богами и законами, будто бы освещеннымибожественной волей, оказывается основой счастливого общества. Безвыходность такойутопии вполне очевидна. И сам Платон ее великолепно чувствует, когда называети «Государство» и «Законы» не чем иным, как «мифами», осуществление которых онотносит к неведомому будущему, сам неочень-то веря в то, что оно настанет.
В «Государстве» Платон, исходя из самых добрыхпобуждений и намерений относительно идеальной жизни, построил государственнуюсистему, которая настолько идеальна и настолько абсолютна, что в ней не мыслятсяникакие сдвиги, никакое движение вперед, с ней несовместим никакой историзм. Ноесли здесь все принесено в жертву неподвижному и вечному царству идей и философна этом основании еще до некоторой степени мог взывать к постоянству и неподвижности,то в «Законах» дело обстоит гораздо хуже. Здесь уже не проповедуется никакого царстваидеи, которому государство должно было бы служить; Платон сам заявляет, что здесьон намерен строить государство «второе после наилучшего», обещая к тому же,что после этого он намерен построить еще одно государство — «третье посленаилучшего». Это третье государство Платон так и не успел нарисовать, новторому государству после наилучшего он посвятил огромный многолетний труд,так как «Законы» писались все последние семь лет жизни Платона и так иостались незаконченными. Основная мысль его проектов заключалась в том, чтобы повозможности облегчить людям переход к идеальному государству. Ту утопию,которой посвящен диалог «Государство», Платон считает теперь уже слишкомтрудной и неосуществимой. Он хочет несколько приблизить свою новую утопию к действительности.Но как он это делает?
«Законы» поражают мелочной регламентацией всех безисключения проявлений человеческой жизни вплоть до брака и семейных отношений.Редко можно найти в истории человеческой мысли такую страшную утопию, какуюпредлагает здесь Платон. Здесь не только целиком отсутствует теория идей,которая раньше одухотворя