Реферат по предмету "Философия"


Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

1.Философия, ееособенности в сравнении с мифом, религией, искусством, наукой.
Мифология – форма общественного сознания, способ пониманиямира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы заключают всебе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройства мира, омировой гармонии и т.д.
Миф соединял в себе зачатки знаний, религиозных верований,политических взглядов, разных видов искусства. Миф выступал как единая, универсальнаяформа сознания. Своеобразие мифа проявилось в том, что мысль выражалась вконкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологииотсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, идеального и вещественного,объективного и субъективного.
Религия – это такая форма мировоззрения, вкоторой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний ипотусторонний. Специфика религии – в особом характере ее «второго» мира и егосмысловой роли. Основу религ. мировоззрения составляетвера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мирозданиии жизни людей.
Вера– способ существования религиозного сознания. Внешнейформой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов,догматов. Религиозные представления невозможно вывести из чувств и переживанийотдельного человека. Они – продукт исторического развития общества.
Близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-историческиеформы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуясненияи воздействия на создание людей.
Но и велико их различие. Для философской мысли характерносвободомыслие. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения,отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека спозиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.
Философию интересует истина, науки – порода.
До конца 18 века – Ф. Стоит над наукой. Затем наука – самасебе Ф. Наша наука – связана с опытом. Философские положения умозрительны.Сейчас Ф-ия – особая наука. Ф-иясмотрит на мир глазами науки. Наука без ф-ии существоватьне может. Наука выполняет методическую функцию, ф-ияориентирует науки в их подходе к миру.
Философия – «любовб к мудрости».Слово «философ» впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящихся к высокоймудрости и правильному образу жизни.
В отличие от мифологич. и религиозногомировоззрения философская мысль представляла собой принципиально иной мирпонимания, прочным фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта. Сдругой стороны, бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позицийразума, или придается новое смысловое, рациональное истолкование.
Возникновение философии означало появление особой духовнойустановки – поиска гармонии, знаний о мире с жизненным опытом людей, ихверованиями, идеалами, надеждами.
Философия – теоретически сформированное мировоззрение. Этосистема самых общих теоретических взглядов на мир, места в нем человека,уяснения различных форм отношения человека к миру. На фоне стихийно возникавшихформ миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение омудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическуюверу, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное напринципах разума, размышления о мире и чел. жизни.
Мировоззрение– совокупность взглядов, оценок,принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в немчеловека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей.
Мироощущение – эмоционально-психологическаясторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.
Миропонимание– эмоционально-интеллектуальнаясторона мировоззрения.
Философия теоретически осмысливает совокупные данные науки ипрактики, выражает их в виде наиболее объективной картины действительности. Онавыступает как критический анализ и творческое совершенствование суммарного и наиболеецельного опыта людей.
Человек част природы, но в то же время он противостоит природе.
2.Природафилософских проблем, их связь с фундаментальными вопросами человеческого бытия.
Основной вопрос всей философии – это вопрос об отношении мышленияк бытию. Что является первичным: дух или природа?
В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение,они составляли два противоположнвых направления: идеализми материализм.
Но большинство философов посчитало в прошлом и не считаетсейчас своим важнейшим делом решение именно этого вопроса. На первый план вразличных учениях возносились проблемы достижения истинного знания, природынравственного дома, свободы, чел. счастья, смысла чел. жизни.
В свое время Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по егоубеждению, принципиальное отношение для ф-ии: чтоя могу знать? (познавательное отношение человека к миру); что я долженделать? (практическое отношение); на что я могу надеяться?(ценностное отношение).
Вопрос с возможности познания мира – вытекает из кантовскоговопроса «что я могу знать?». Точке зрения познавательного оптимизма противостоятболее пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм.
Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представлялисьфилософам вечными и неизменными. Выявление Ниршом ихисторического характера, привело к переосмыслению этих вопросов.
Отношение «человек-природа» было переосмыслено как историческиизменчивое, зависящее от производственной и иной деятельности людей на том илиином этапе истории.
Классические фил. Вопросы (об отношении «человек – природа»,«природа – история», «личность – общество», «свобода – несвобода») и при новомподходе сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение.
В понимание фил. проблем был внесен историзм, т.е. проходячерез всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечныепроблемы, они приобретают в различные эпохи свой конкретный, неповторимый облик.
В свете историко-материалистического подхода классические фил.проблемы утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем.
Новым было также понимание фил. проблем не как «чистых»проблем познания, а как проблем общественного бытия, которые объективно возникаюти разрешаются в человеческой жизни, практике.
Классическая традиция связывала философию с постижением вечныхпринципов понимания мира и чел. жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием,подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизнилюдей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало переистолкованиепредмета, методов и результатов философии как исторических, принимающих различныйоблик в разные эпохи.
3.Предпосылкифилософии. Особенности античной философии.
В античной Греции философия формируется в тот период, когдасмысл чел. жизни, ее привычный строй и порядок оказываются над угрозой. Онаформируется в тот период (VII в. до н.э.), когда прежние традиционно-мифологические представлениярабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, своюнеспособность удовлетворить мировоззренческие запросы.
Кризис мировоззренческого сознания был вызван рядом причин.Главную роль сыграло экономическое развитие Греции: регулирование торговли исудоходства. Не самым важным было расширение связей и контактов с другими народами,открытие неизвестных прежде обычаев, нравов и верований, что наводило на мысльо ботносительности, условности их собственныхсоциальных и политических установлений. Это вело к кризису традиционного укладаи к утрате прочных нравственных ориентиров.
Социально-экономические изменения требовали от индивидавыработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на этотребование. Она предложила человеку новый тип самоопределения не через привычкуи традицию, а через разум. С одной стороны, философия выступает как критикатрадиции, а с другой – пытается найти фундамент, на котором можно было бывозвести новый тип культуры.
Спецификой греческой философии является стремлениепонять сущность мира в целом. Направления интересов определялись характером мифологии.Миф повествовал о том, кто все сущее, а философия спрашивала, из чего онопроизошло. Философия мыслится как наука причинах или наука о причинах и началахвсего сущего. Для ранних натур философов характерна особого рода стихийнаядиалектика: они рассматривали космос как непрерывное неменяющееся целое.
4.Учение обытие в античной философии.
Становление древнегреческой философии происходит в VII в. до н.э.В это время появляются люди, которые в своей деятельности выражали интересынового общественного класса, формирующегося на обломках родового общества.
Первой философской школой явл. милетская школа. Ее основатель – один из семи «мудрецов» Фалес.В этой школе впервые был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.Различные представители этой школы решали этот вопрос по разному, но в основемира все они видели определенный материальный принцип.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду онпонимал как текущее, аморфное сосредоточение материи. Все возникает путем«сгущения» и «разряжения» первоматерии.
Анаксимандр утверждал, что первоначалом и основойявляется беспредельное и не определял его ни как воду, ни как воздух, ни какчто-либо другое. «Апейрон» являетсябезграничным и неопределенным не только в пространственном, но и во временномотношении.
Анаксименпервоосновой всего считалнеограниченный, бесконечный, не имеющий определенной формы – воздух.Разрежение воздуха – огонь, сгущения – ветры, тучи, вода, земля, камни. Онвпервые вводит понятие взаимного отношения праматериии движения. Воздух как праматерия постоянно колеблется,и если бы он не двигался, то не изменялся бы настолько, насколько он изменяется.
ТераклитЭффеский основой всего считал огонь.Огонь – это праматерия, первооснова и основнойэлемент. Он вечен, несотворен и неучтожим.Огонь является также наиболее адекватным символом динамики развития, постепенностипостоянных изменений.
Пифагор– реальной сущностью всех вещейявляются числа. Начало всему – единица. Пифагорейское учение – попыткапостижения количественной стороны мира.
Единое, по пифагорейскому учению, выше множественности, онослужит началом определенности. А где определенно, там возможно познание,неопределенное – непознаваемо.
5.Античнаянаука и проблема метода познания.
Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться вболее древних обществах (шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение науки относятк V в. до н.э.,когда в Др. Греции сложились соответствующие условия. Формирование наукитребовало критики и разрушения мифологических систем; для ее возникновения былнеобходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественныхотношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самымоткрывающий возможность для систематических занятий наукой.
Полисный характер греческой жизни (с ее ролью народного собрания,публичных ораторских состязаний и т.д.) объясняет доверие греков к разуму,теории, а поклонение безликому абсолюту (природе) – постоянную близость и даженеразделимость физики (учения о природе) и метафизике (учения о первоосновахбытия).
Раннегреческаянатурфилософия– это способ философствования и способ миропонимания, в котором physisиграетключевую роль, интегрируя мироздание: природу с человеком, богов с природой. Ноприрода при этом не обособляется ни как объект самостоятельного и специальногорассмотрения, ни как выражение человческой сущности.Она не отрывается от окружающих человека вещей.
Человек не может и не должен останавливаться на феноменах, онищет подлинной природы и на этом пути обращается к началам мироздания.
Методы познания – метафизика и диалектика.
Метафизика– метод, отражающий качественноесаморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной,статичной и умозрительной картины мира.
Термин «Метафизика» ввел систематизатор произведений АристотеляАндронник Родосский, назвавший так группу трактов о«бытии самом по себе». Метафизика обнаруживается у Платона.
Аристотель построил классификацию наук, в которой первое позначению и четности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началахи причинах всего сущего, названная им «первой философией» (метафизика). Вотличие от «второй философии» (физики) метафизика рассматривает бытиенезависимо от конкретного соединения материи и формы.
Диалектика– метод научного познания. Основныепринципы диалектики – всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаютсяс помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Слово«диалектика» впервые применяет Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог.
Древние мыслители исходили из представления о космосе как мировомзавершенном целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаютсянепрерывные процессы изменения, движения. Всеобщая изменчивость бытияпредставлялась как превращение одного первроначала в другое.
Гераклит – мир внутренне противоречив и мыслится в вечномстановлении, движении, в единстве противоположностей.
Платон понимал под диалектикой знание относительно сущего иистинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивыхчастностей в цельное и общее.
Аристотель развил диалектику дальше – в направлении познанияреально существующего космоса. В своем учении о четырех причинах Аристотель утверждал,что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно скаждой вещью.
В древности наука и философия тождественны. Но уже Аристотельпоставил проблему размежевания философии с другими науками. Различие он видит втом, что собственно философия интересуется истиной, частные науки интересуетпольза. Кроме того философия занята поисками первооснов сущего. Поэтому наукидолжны опираться на философию.
В VI в. до н.э. образовалась элейская школа(рассматривали проблему бытия).
Ксенофенрассматривает бытие как единое, независимо от разнообразия егоконкретно-чувственных форм. Это единое он назвал «богом», отрицая в то же времясуществование конкретных богов.
Парменидсчитал, чток познанию мира ведут два пути – путь мышления и путь догадок, которым соотв. Две картины мира. Первый путь приводит к мируединого, вечного и неизменного бытия. Второй – к видимому миру вещей, началамикоторого явл. огонь и земля.
Зенон Элейскийтакжеразличает два типа познания: чувственное и рациональное. Истинным является рациональное.Зенон отстаивает идеи вечного, неизменного и целостного сущего. Зенон подверг сомнениюдвижение. Для этого представил пять опровержений движения (апоран).
1. Движимое недвижется не в том месте, где оно, ни там, где его нет.
2. Дихотомия –движение никогда не может закончится.
3. Ахилл и черепаха.
4. Стрела,которая летит.
5. Стадион.
У греков подлинное познание возможно только разумом. Цельпознания – познать бытие, которое стоит за миром.
6.Софисты иСократ. Самопознание как цель философии.
Софистами называют древнегреческих философов, выступавших вроли профессиональных учителей «мудрости» и «просторечия». Общее в их взглядах– отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический исоциальный релятивизм. Для них характерно в общем материалистическое пониманиеприроды. Представители этой группы были первыми просветителями – энциклопедистами.В центре их внимания стоял вопрос познания. Некоторые софисты приходилик скептическим выводам относительно бытия и его познания.
Представители: Протогор и Горгий.
Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что длячеловека выступает как непосредственно данное. Они требуют проверки всякогоутверждения.
Главным искусством софистов было искусство слова. В центре ихвнимания человек и психология.
Исходный принцип софистов (Протогор):«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих,что они не существуют».
Индивид со всеми его особенностями – субъект познания.
Все знания о предметах основаны на восприятии через органычувств, так что чувственное восприятие субъективно. Значит, всякое человеческоезнание относительно.
Бытие – это не что иное, как изменчивость чувственного мира,каким является индивидуальное восприятие.
Руководящий принцип – произвол индивида.
Релятивизм (относительность, условность, субъективность человеческогопознания) в теории познания служит обоснованием нравственного релятивизма.
Софисты показывают условность правовых норм, государств иморальных оценок. Человеческое общество – мера справедливого и несправедливого.
Тезисы Горгия:
1)    Ничего не существует.
2)    Если что-то и существует, то его нельзя познать.
3)    Если это и можно познать, то нельзя объяснить ипередать другому.
Мир только и существует, бытие – изменчиво.
Сократ в центре своих философских интересов ставит проблемусубъекта – человека, что такое человека, что такое сознание. Человек не можетпознать природу Þостаетсятолько направить человеческое познание на самопознание, т.е. законы по которымдолжен жить. «Познай самого себя». Задача Сократа – обнаружить не толькосубъективное, но и объективное содержание и доказать, что именно оно должнобыть главным судьей над субъектом. Эта высшая инстанция именуется разумом.Она способна дать не только индивидуальное мнение, а всеобщее знание. Философияпонималась Сократом как познание добра и зла.
Безнравственность – плод познания истины, знание – источникнравственного совершенства.
Философия у Сократа – путь к знанию, т.е. формирование добродетельногочеловека и справедливого государства, а ее главная задача – рациональноеобоснование религиозно-нравственного мировоззрения (мир у Сократа – творениебожества великого и всемогущего, а основа мира – духовный принцип).
Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса»,который был гарантией постижения подлинной истины.
«Демоны», «гении» имеют божественное происхождение. Через нихбоги сообщают смысл всему мирозданию.
Добродетели по Сократу–одержимость, мужество, справедливость. Эти добродетели человек приобретаетпутем познания и самопознания. Их и моральные нормы Сократ считал вечными инеизменными.
Сократовскаяфилософия –начало перехода от идеи просто и от материи просто к их диалектике, то всяфилософия до Сократа – досократовская.
Создает 2 диалектических метода:
1)    Иронию – обнаруживает противоречия в суждениях;
2)    Люйевтика– повевальное искусство – с помощью вопросов направитьчеловека на путь истины к познанию данного явления.
7.УчениеПлатона о идеях и государстве.
Платон– один из наиболее известныхфилософов Древней Греции. С юности был учеником Сократа, много путешествовал, основалв Афинах философскую школу, известную под названием Академии. Одной из главныхпроблем, что возникли перед Сократом, была проблема существования общего. Небыло сомнений относительного существования общего, но никто не знал как оно существует.
Предположив реальное существование идеальных предметов Платонпровозглашает эти идеальные предметы (называя их идеалами) совершеннейшимии поэтому более реальными в своем существовании по сравнению с вещамиповседневного мира. Идеальные предметы – идея – в чистом виде представляет тотили иной смысл или качество («красота» как таковая, «дом» как таковой).Предметы повседневного мира выступают в роли чего-то несовершенного, как этобывает с копией или тенью предмета-оригинала. Идеи, вследствие своего совершенства,претендуют на роль «действительной» реальности, первичной по отношению к вещамокружающего мира. В реальном мире люди, живущие в чувственном мире вещей, не способнывоспринимать ничего кроме этих вещей, которые являются лишь копиями идей. Иесли бы не разум, люди не догадались о существовании настоящей реальности.
Способностью к непосредственному созерцанию идей обладаетчеловеческая душа, которая после смерти покидает тело и находится некотороевремя в бестелесном царстве идей. Затем душа вселяется в новое тело и забываетвсе, что видела в царстве идей. Познание, по Платону, в ходе которого формируетсяобщие понятия, является процессом воспоминания увиденного.
Идеи– вечные, неизменные, совершенные и представляют собойполноту бытия.
Материя, которая является ничем, активно взаимодействует с бытиемидей. Результатом становятся вещи окружающего мира. Идеи у Платона не что иное,как вещи, лишенные пространственно-временного ограничения.
Материя это 0, идеи это ∞. Ихпроизведение дает какое-нибудь число (вещь). Платон ценил философию Пифагора имногое у него заимствовал. В мировоззрении Платона важное место принадлежит еговзглядам на общество и государство. Вопросам общественно-политического плана Платонпосвятил два наиболее обстоятельных своих произведения «Государство» и «Законы».
Отрицательный тип государства выступает в четырех формах:
·  темократия– власть,основанная на господстве честолюбцев;
·  олигархия – господство немногих над большинством,правят богатые, а бедные не имеют участия в правлении;
·  демократия – еще худшая форма правления – власть и правлениебольшинства, но правление в обществе, где противоположность между богатыми ибедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии;
·  тирания – влсать одного надвсеми. Возникает как вырождение демократической формы правления.
Всем дурным формам правления Платон противопоставляет утопиюили проект наилучшего государства. Этим государством руководят немногие. Ноэтими немногими могут стать только способные хорошо управлять: одаренность идолголетняя предварительная подготовка.
Основной принцип идеального государства – справедливость.Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение.
В разделении труда Платон видит фундамент общественного игосударственного строя. Совершенное государство обладает четырьмя доблестями:
·  мудростью – способность дать добрый совет о государствев целом;
·  мужеством – способность хранить в себе правильное исогласное с законном мнение о том, что страшно, а что нет;
·  признание всеми членами общества гос.законов и сдержанностью правительства, сдерживающих дурные порывы;
·  справедливостью – каждый занимается тем делом, ккоторому имеет способность.
В государстве три разряда граждан: правители, воины и работникипроизв. труда.
Война – зло, которое нужно избежать. Но с варварами следуетвоевать со всей беспощадностью и побежденных обращать в рабство.
В «Законах» в отличии от «Государства» хозяйственная деятельностьвозлагается на рабов.
8.Философские исоциально-политические взгляды Аристотеля.
Аристотель– один из самых авторитетных мыслителейДревней Эллады. Ученик Платона, затем учитель Александра Македонского.Основывает в Афинах философскую школу – Лицей.
Аристотель подвергает критике учение  своего учителя Платона.
Аристотель спрашивает, как могут неподвижные идеи служитьпричиной движения и вообще невозможно, чтобы сущность и то, сущностью чего онаявляется существовали отдельно. Как могут идеи – сущности вещей, существовать отдельноот них?
Аристотель категорически утверждает, что общее не можетсуществовать отдельно от одиночных вещей. Действительным, существующим в себесамим бытием может быть только единичное бытие. Мир является совокупностьютаких субстанций, каждая из которых представляет единство формы и материию.
Материя толкуется Аристотелем как пассивный материал бытия и вчистом виде может только представляться. Реально материя существует тольковступив в контакт с формой.
Для ответа на вопрос о том, каимобразом, имея противоположности, материя и форма легко соединяются, творя вещь,Аристотель вводит новые категории – «возможность» и «действительность».
Ъматериястановится носителемвозможности или самой возможностью, которая соединяясь с формой становится тойили иной действительностью.
Отбрасывая Платоновский отрыв общего (идей) от единичного,вследствие чего связь идей с единичными вещами приобретаетмистико-мифологический характер, Аристотель осуществляет аналогичный отрывформы от материи. Источник движения приобретает характер независимой от материи«формы форм», «перводвигателя», который абсолютнологично трансформируется в идею бога, а философия приобретает характер «божественнойнауки».
В трактате «Политика» Аристотель рассматривает различные формыгос. устройства. Государство – это некий вид общения,высшая форма общения между людьми. Природа государства стоит впереди природы ииндивида: необходимо, чтобы целое предшествовало части. В государство входятотдельные лица, семьи, селения, но не входят рабы.
Критерием для определения правильных форм государственногостроя Аристотель признает способность формы правления служить делу общественнойпользы. Существуют три правильные и три неправильные формы правления.
Правильные:
·  монархия – правление одного, превоначальнаяи божественная форма правления;
·  аристократия – правление немногих;
·  полития– правлениебольшинства, когда в интересах общей пользы правит большинство.
В политии верховной властью могутпользоваться люди, имеющие право владеть оружием.
Неправильные:
·  тирания – безответственная власть монарха, не направленнаяна защиту и нтересов подданных;
·  олигархия – господство меньшинства, состоящего избогатых;
·  демократия – господство большинства, состоящего из бедных.
9.Средневековаяфилософия как синтез христианства и античной философии. Учение Августина оприроде и человеке.
Первая фаза формирования христианской философии относится кпериоду, когда становящееся христианство сталкивается и переплетается с философскимисистемами периода распада античного мира. С середины XII в. и до конца XIII в.происходит преворот в христианском восприятии античнойфилософии. Наследие Аристотеля приходит на Запад в латинских преводах с арабского и греческого языков с комментариями.
Философия Аврелия Августинавозникает как симбиоз христианских и античных доктрин. Главным источником длянего был Платон.
Августин сделал Бога центром философского мышления, его мировоззрениебыло теоцентрическим.
Бог является высшей сущностью. Он единственный, существованиекоторого независимо. Все остальное существует лишь благодаря божественной воле.Бог является причиной существования всего сущего. Бог является наиважнейшим предметомпознания, познания приходящих вещей бесмысленно дляабсолютного познания. Бог и причина познания, он помогает людям находитьправду.
Бог – высшее благо и причина всякого блага.
Из принципа, что Бог первичен вытекает положение о превосходстведуши над телом. Душа не содержит в себе ничего материального, она имеет функциюволи, мышления, памяти.
Августин первым сказал, что душа близка к Богу и бессмертна.
Вся философия Августина сосредоточена на Боге.
Бог как единое сущее и истина – содержание метафизики;
как источник познания – предмет теории познания;
как единственное благо – предмет этики;
как особа всемогущая и полная милости – главный вопрос религии.
Как и у Платона, у Августина существует два мира: идеальный вБоге и реальный в мире, возникший благодаря воплощению идеи в литерах.
Целью и смыслом человеческой жизни явл.счастье, которое должно определить философия. Счастья можно достигнуть в Боге –это прежде всего познание Бога и испытание души.
Августин полагал, что познание возможно. Истину о Боге можетпознать не разум, а вера. Августин утверждал единство веры и познания, онивзаимно дополняют друг друга.
10.  Спор о природе универсалий: реализм и номинализм.
Ансельм Кинтебернийский формулируетдоказательство существования Бога. Бог существует поскольку существует понятиевысшего, абсолютно совершенного существа. Такое доказательство могло бытьубедительным только в рамках философской традиции, которая берет начало отПлатона и Августина – представление об объестивномсуществовании общих понятий («универсалий»). Такая позиция получила названиереализма, т.к. призывала реальное существование «универсалий».
Росцелинвыдвинул позициюноминализма, согласно которой «универсалии» это только «имена». Действительноже реальными явл. единичные, индивидуальные предметы.
Спор возник из-за вопроса о степени «реальности» Святой Троицыи ее ипостасей.
Реализм считал реальным существование самого единства триединогоБога. Номинализм реально существующими считал «лики» Троицы – Отца, Сына иСвятого Духа.
Реалисты, говоря о единстве «божественной Троицы», отстаивалитрадиционный объективно-идеалистический тезис о независимом от материальногомира существовании идеального.
Номиналисты отстаивали реальное существование единичного,индивидуальных предметов и явлений, связывая действительно реальное существованиес чувственно-конкретным существованием индивидуальных вещей.
Крайние реалисты – общее – это идеи, которые существуют в формеединичных вещей и вне их (по Платону).
Умеренные реалисты – общее реально существующее в вещах, но нив коем случае вне их (по Аристотелю).
Крайние номиналисты – общее – пустой звук.
Умеренные номиналисты – общее как мысли, понятия, перемириеважную роль в познании (концептуализм).
11.  Философия Фомы Аквинского.
Фома Аквинский – ученик фиминикийскогосхоласта Альберта Великого. Преобразовал философию Аристотеля в мощную философско-мировоззренческуюопору католической церкви – томизм.
Свою философско-теологическую систему Фома Аквинский изложил вмногочисленных трудах. Фома признает отличие между философией и теологией, новидит его лишь в методах достижения результатов. Что касается предмета, то онразличается у философии и теологии незначительно. Он признает, что некоторые издогматов теологии могут быть доказаны философией (бытие Бога, единство Бога, бессмертиечеловеческой души).
Однако большинство догматов не подвластны философии способомпознания. Фома провозглашает «гармонию» веры и знания, что фактически означаетподчинение второго первому.
Он отрицает идею о непосредственном характере познания бытияБожьего и предлагает свои пять доказательств бытия Бога.
1. В мире вседвижется и, следовательно, кто-то является причиной движения.
2. Все в миреимеет свою причину, а Бог – есть первопричина.
3. В мире естьслучайность, а т.к. случайность есть необходимость, то в мире должно существоватьабсолютно необходимое существо.
4. В мире естьразные степени совершенства, значит, есть и абсолютное совершенство.
5. Все объяснитьможет только Бог.
Человек, по Фоме Аквинскому, неповторимое индивидуальноесущество, которое находит свое проявление в неповторимости индивидуальнойчеловеческой души. Индивидуальность сохраняется в бессмертной душе и послесмерти. Но такое бестелесное существование души является неполным. Полнаясубстанция человека требует единства души и тела, что реализуется в «ДеньСтрашного суда».

Деятельность разума Фомаразличает три стадии познания мира:
·  степеньчувствен-
ногопознания;
·  степень рацио-
нальногопознания;
·  религиозная степень познания – вера.
Фома Аквинский отрицает материю, но признает форму.Признает принципы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинговые исследования рынка телекоммуникационных услуг
Реферат Методы конкуренции
Реферат Character Comparison Essay Research Paper Character ComparisonHarold
Реферат Формування культури здоров'я студентів у навчальному процесі університету
Реферат Analysis Of 1984 Essay Research Paper Analysis
Реферат A Black Cloud Essay Research Paper A
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Монтаж, эксплуатация и ремонт технологического оборудования» для направления подготовки 110800 «Агроинженерия» Профиль 3: «Технологическое оборудование для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции»
Реферат Автоматизированный априорный анализ статистической совокупности в среде MS Excel 4
Реферат Impact On Interest Groups On Twentieth Century
Реферат Розвиток сучасної психології
Реферат Имидж и этикет современного делового человека. Имидж и дизайн офиса
Реферат Развитие графических навыков у детей на занятиях кружка росписи по дереву
Реферат Розвиток науки Антропологія в Україні
Реферат О доказательствах бытия Бога
Реферат Театр второй половины XVIII века