ТОМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ ИРАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА № 2
ПО ФИЛОСОФИИ
Вариант 13(V=(20*66)div100=13)
Студента Ерёмина Константина Львовича,
идентификаторBE011EKL, пароль 00494266БЕЛОВО, 2002
1. Какова структурафилософского знания?
Кактеоретическая дисциплина, философия имеет рядразделов:
· Онтология (ontos-бытие, logos-учение) — учение о бытии или о первоначалах всегосущего.
· Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании.Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылкипознания, выявляются условия егодостоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:
- Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессыпознавания.
- Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли,необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическаялогика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)
- Критика познания – анализирует соотношение между элементамиобъективными и субъективными.
- Общая история познания, эволюцияпознания.
· Аксиология (axios – ценность)– учение о ценностях.
Вструктуре философского знания выделяюттак же:
· Социальную философию – анализ, изучение социального устройстваобщества, человека в нём.
· Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.)
· Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность изначение культуры.
· Философию права – учение, наука о наиболее общихтеоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..
· Философия истории.
· История философии.
Самостоятельное,не менее важное значение имеют такие разделы, как:
· Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) — учение о наиболееобщих закономерных связях и становлении, развитии бытия ипознания. Метод познания.
· Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферухудожественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетическоговосприятия, общую теорию искусства.).
· Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как формаобщественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.
Известныпопытки чёткой классификации внутри философского знания, например:
- Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)
- Систематизация данных научного познания.
- Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека).
Современные философы отказываются от построениямногоступенчатых классификаций, поскольку для философии нет запретных тем.
2. Проблема бытия в философии XXвека.В период новой и новейшей истории в философии наметилась и развиласьидея о том, что человека нужно рассматривать как автономного и деятельногосубъекта. Всё окружающее рассматривается как попе человеческой активности.Человеческое бытие в концепциях современнойонтологии – это не абсолютно ''чистое'' мышление. Человек – это местостолкновения бесконечного с конечным; он не может сказать, что из себяпредставляет бытие, оно для него не ''прозрачно'', но он может обнаружить еговоздействие на собственную жизнь.
Варианты современныхфилософских знаний на бытие разнообразны:
· ''Критическая онтология'' — концепция немецкого философа Н. Гартмана.
В основе этой концепции лежит идея структурности бытия. Бытие обнаруживает себя в формах ''онтологического шока'' – столкновениемчеловека с неподатливостью мира, с запредельностью, с границей нашихвозможностей. Человек ощущает, что он не господин собственной судьбы.
Здесь эмоции – есть формыпереживания бытия как времени, неподвластного человеку. В реальном бытииГартман выделяет материю, жизнь психику,дух, — существующие во времени. Существование в пространстве присуще толькоматерии. В идеальном бытии Гартман выделяет сферу познания (восприятие,созерцание, знание) и логическую сферу (понятие, суждение, умозаключение).
По Н. Гартману, — бытие неможет порождаться, возникать, исчезать. Бытие в понимании Н. Гартмана есть пространство.
· Герменевтика (искусство истолкования текстов, иносказаний).Представители этого направления (Х.Гадамер) рассматривают бытие как''вневременность во времени'', как границу столкновения конечного сбесконечным. Бытие представляется в формах временности.
Человек не может свободнодвигаться, перемещаться во времени, но он не может и удержаться в одной точке временного потока.Человек не может властвовать надвременем, но он пытается его освоить. Герменевтика –есть форма освоения времени.
· ''Телесность''. Представителиэтого направления, например, Ф. А. Лосев, считают, что
тело есть последняя осуществлённость личности. Тело –это основа самопознания, это бремя и благо, это постоянное напоминание человекуо его ограниченности, способ, с помощью которого человек преодолевает этуограниченность. Способ бытия жизни, — дается, прежде всего, телом.
· С позиции американского исследователя Г. Саймона действительность представляется как “мир искусственного”и “мирестественного”. Такоеделение бытия на естественное и искусственное отражает коренные условия всякогосуществования.
Взгляды современных философовна бытие как на естественно – искусственную проблему важны в настоящеевремя так, как технологическоемогущество современного человека сопоставимо с естественно – биосферным миром,окружающим его.
3 . Деятельностнаяприрода человека и сознание.
Человек сам по себе, взятый изолированно отколлективных форм своей жизнедеятельности – ничто. Согласно К. Марксу человекявляется историческим и социальным существом. Он “он не есть абстракт,присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупностьвсех общественных отношений “. (Маркс К., Энгельс Ф., Соч. т. 21. с. 265).
Всвоей социальной трудовой деятельности, человек создает искусственныйматериальный мир, мир культурных ценностей. Он создает язык, искусство,религию, науку, философию, нравственность, традиции. Конечно, создает он этотмир не на пустом месте.
Возникновение человека, антропогенез, эволюция человечества,свидетельствует о тесной связи человека и природы. Как социальное существочеловек не просто приспосабливается к природе, он стремится стать ее хозяином.
Рассмотримнесколько этапов освоения человеком природы:
· “Присваивающий”периодначинается с появления человека разумного (первобытная эпоха). Человеквоздействует на природу лишь фактом своего существования. Природа практическиполностью определяет все особенности жизни человека.
Сознанию, по видимому, отводилась роль орудия(подсобного средства) необходимого для оптимизации трудового процесса (трудовыхнавыков).
· Этап “производящей”экономики (от первобытногостроя до буржуазных отношений). Человек начинает активно вмешиваться в природу, вырубать леса, строить ирригационные системы.Постепенно овладевая новыми орудиями труда, осваивая новые территории человек,начинает оказывать разрушительное действие на природу. Переплетение социальныхи природных факторов приводит к появлению войн. Возникают два типа обществ – “традиционные”(воспроизводящий тип производства, устойчивость традиции, образа жизни) и “техногенные”. Для этого этапахарактерно появление мифологического сознания, многобожия. Постепенноерасширение торговли и судоходства, концентрация богатства и егоперераспределения, рост народонаселения и прилив в его города, социальноэкономические изменения, — приводят к кризису мифологического сознания. Переходя крассудочному осмыслению причинности мира, человек должен был по новому увидетьсвое место в мире и предназначения в нем. Ощущая себя в неразрывности скосмосом он уже задумывался о существовании первопричины, первоосновы бытия. Появляется религия единобожия (иудаизм,христианство, мусульманство). Реальностью, определяющей все сущее становится неприрода, а Бог (есть только одно абсолютное начало – Бог;всеостальное – его творение).· Этап техногенных и информационных обществ.
Внешниймир, природа рассматривается как арена деятельности человека. Природаутрачивает самостоятельную ценность. Природа понимается как бесценная кладовая.Человек становится господином природы, и власть его кажется безгранична. Воздействиечеловека на природу приобретает глобальный характер.
ВXXвеке намечается переход от физических моделей мира к биологическим.Формируется новое ''биологическое'' мышление. Академик В. И. Вернадский создаётучение о ноосфере, рассматривая её какобласть слияния законов общества и природы. Современный человек осознаёт в себеединство природы и космоса.
Взаключение можно сказать:
1) Человек впроцессе своей деятельности эволюционирует. Он является результатом эволюционныхпроцессов в природе и в обществе.
2). Человек – деятель. Его деятельная природа непосредственно связана сего сознанием, сосознанием себя в окружающем мире.
3). Деятельность человека, его сознание должны бытьнаправлены на понимание своей роли в окружающейприроде и обществе, постоянное возвышение и нарастание в нём нравственногоначала.
4. Проблема истины и заблуждения.
Важный принцип классического образанаучности заключается в требовании истинности научного познания. Истина должнабыть одновременно и характеристикой отдельного научного положения и одновременно – его целью, идеалом.Истина не может быть пустой и бессодержательной, — иначе нельзя верить в точего нет, стремиться к тому, чего нет.
Взгляды философов различных эпох наданную проблему:
· Классическая (аристотелевская) концепция истины
Согласно данной концепции, — истина есть соответствие наших знаний или утверждений(представлений)- действительности,реальному положению дел. Главным здесьявляется идея соответствия. Знаниясравниваются с фактами. Но так как факты выражаются в некоторых утверждениях,то здесь устанавливается лишь соответствие одних фактов – другим фактам. Этотак называемая теория корреспонденции,соответствия.
· Когерентная теория (концепция) истины.
Выдающие представители,Гегель, В. Соловьев. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. С позиций когерентной теорииистины, — истина понимается как некоторый идеал, к которому нужно стремится, нодостичь и удостовериться в нем невозможно. Теория когеренции этосогласованность одних частей знания с другими, части с целым. Знания оботдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире вцелом.
· Прагматическая концепция истины.
Теория прагматизма отождествляет истину спользой для человека. Прагматическая концепция истины берет свое начало в греческой софистике и древнейкитайской философии. Значительный вклад внесли Ф. Энгельс, В. Ленин. Согласноприверженцам данной концепции, — истинность нашего знания удостоверяетсяпрактической применимостью. Практика есть критерий истины – это типичноинженерный подход к проблеме истины.
· Диалектико – материалистическая концепция истины.
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, советские философы, — считают, что истина этосоответствие субъективного образа объективной реальности. Здесь соответствиянасыщается практическим смыслом. Истина — по определению в субъекте, но она также и вне субъекта. Истина объективна, – истинное содержание человеческихпредставлений не зависит от человека. Истина субъективна — это значит, что онане существует помимо человека.
Марксистскаягносеология исходит из положения о том, что абстрактной истины нет – истинавсегда конкретна. Абстрактная истина есть истина пределы применимости которойне установлены. Поэтому она (абстрактная истина) распространяется нанеопределенную область явлений, превращаясь в свою противоположность –заблуждение.
Чтобыотличить истинное от заблуждения необходимы критерии. В домарксистскихгносеологиях критерий достоверности истинности знания искался в самом знании. Вмарксистской концепции, критерий истины – в понятии практики. Марксистскоеопределение практики включает в себя целеполагающую деятельность человека.
Вкачестве критерия истинности выступает так же аксиологический критерий, то есть обращение к ценностнымнормам и принципам. Ценностные принципы могут определять направление развитиясовременного человечества
Вкачестве критерия истинности может выступать также эстетический критерий.Чувство, гармония, совершенство, красота – играют большую роль при выборе техили иных сценариев развития
5. Смысл существованиячеловека.
Проблема смысла жизни человекаосуждается философами разных направлений, разных эпох. Рассмотрим некоторыефилософские подходы:· Экзистенциализм – философия человеческого существования. Для этого направления характерноисследование состояния человека, проблема отчуждения человека от общества. Помнению философов – экзистенциалистов человек, делает самого себя, обретает своюсущность уже существуя. Никто кроме данного конкретного человека не может занего осуществить его превращения в человека. Именно он несет ответственность,если его превращение в человека так и не состоится. Таким образом, они говорятоб очень важной идее, индивидуальной ответственности человека за всё, чтопроисходит с ним самим и с другими людьми. Смысл жизни – в согласии ссобственной природой, удовлетворении потребностей, получении наслаждения,творческой деятельности для собственного удовольствия и блага общества. · Марксизм. С точки зрения философов – марксистов, смысл жизни человека вприсвоении человеком собственной подлинной человеческой сущности. По мнениюмарксистов, отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности.Чем больше исходных материалов перерабатывает, вырабатывает рабочий, тем большемир предметов ему не принадлежащих, “чуждых” ему.Процесс трудовой деятельности для него, является принудительным, подневольным.Рабочий теряет в условиях отчуждения свою человеческую сущность. Уничтожениеотчуждения, превращение труда в свободную самореализацию человека, и означаетего полную гармонизацию. Смысл жизни с позиции марксистов состоит в признаниинеобходимости участия отдельного человека в коммунистическом движении,устранении унизительных условий труда, в преобразовании собственнойчеловеческой природы.· Религиозная философия.
Смысл жизни изначальноприсущ жизни, в её глубинных основаниях бог создал человека по своему образу иподобию. Смысл жизни для верующих в Бога людей, состоит в служении человеку,своей семьи, своим детям, своей родине, Богу.
Вопрос “Для чего жить?” является наиболее характерным в человеческой жизни. От того, какчеловек относится к этому вопросу, какие цели он ставит перед собой, чемнаполнена его духовная жизнь, — зависит его настоящее и бедующее. Вопроссводится к выбору человека, его свободе выбора жизненного пути. Ясчитаю, что ответственность за себя и свою страну предполагает любовь к природеи людям, веру в будущее. По видимому в этом и заключается смысл жизни.6. Информационно – техническое обществопроблемы и перспективы. Наш век это эпоха научно — технической революции.Рациональное знание, знание научное стало важнейшей составляющей повышениепроизводительности труда и изменения всех форм человеческого бытия. Научно –техническая революция породила надежды, что с помощью новых научных дисциплин иновых техники будут разрешены трудные проблемы и противоречия человеческойжизни. Такие умонастроения получили название “сциентистских”и “техницистских”.Имеются разновидности “кибернетического”, “генетического”, “компьютерного” и т.д.техницизма и сциентизма. Различные виды сциентизма положены в основание концепцийиндустриального, постиндустриального, информационного общества, – которыесменяли друг друга. Между всеми этими концепциями существуетпреемственность, — утверждается культ разума и науки. Возрастающая роль информации и информационных систем,революционное воздействие потока информации на производство, управление,человека, — факт лежащий в основании концепции информационно – техническогообщества. Сегодня сформирована новая среда в жизни человека: — компьютер,интернет, многоканальное телевидение, всевозможные информационные системы исети. Человек получил в своё распоряжение ресурсы доступные, многократному,многостороннему использованию, их быстрому усовершенствованию. У человека появился новый инструмент, партнер по взаимодействию –компьютер. Сложнейшая машина стала предметом повседневного общения человека. Сразвитием компьютерных технологий непосредственно связано появление понятия “виртуальнаяреальность”. В то время, как пользователь персональногокомпьютера отправляется в виртуальную реальность, его тело остается в реальноммире. Его сознание переживает опыт ничего не имеющий с его фактическим телеснымопытом. Расщепляется целостность человека. “Ничто прежде не подвергало таким испытаниям ни самостьчеловека, ни привычные средства ее понимания”(О.Балла, Человек и Компьютер: смыслы взаимодействия., Компьютерра №12. 2001). Естественно скептики и пессимисты не устают предостерегать отопасностей растворения пользователя в “киберпространстве”, отпревращения мира информационного общества вообще в “тотальнуюсимуляцию”. Перед человеком,обществом возникают новые проблемы:1) Развитиетехники ставит человека перед необходимостью пересмотра самого себя ипереосмысливания своих отношений с миром. 2) Неустранимаячужеродность техники человеку. 3) Техникаставит человека в состояние культурного непрерывного шока своим быстрымразвитием. В настоящее времяразрушительная деятельность человека, полагают русские мыслители, носитисторически-временной характер и вызвана неизбежностью построениюискусственного бес природного технологического мира, в котором придется житьчеловеку в ближайшем будущем. Уже сейчас “формируетсяновая научно – инженерная дисциплина – информалогия, которая исследуетзакономерности и специфику производства, преобразование, передачу ииспользование информации в природных и социальных системах. Информгенез будетпроходить на путях автотрофности с учетом ее важнейших качеств: автономности,оптимальности и гармоничности”(А. Д. Московченко., Философия., Учебное пособие.,стр.91., Томск 2001)7. Человечество перед лицом глобальныхпроблем
ЗакончилсяXXвек впечатляющим шествием цифровых технологий. Необычайное развитиеполучили космические, медицинские, физико-биологические и другие технологии.Философия, наука, культура, религия, политология образование достигли такихвершин, о которых человечество могло только мечтать. Но техногеннаядеятельность человека принесла и отрицательные моменты системно-угрожающегохарактера. Перспектива глобального потепления, гибель огромных массивовтропических лесов, угроза экологических взрывов, огромный экономический разрывмежду различными странами, неравномерность социально – экономического и научнотехнического развития, загрязнениемирового океана, сокращение энергетических и сырьевых запасов, — ставит перед человечествомжизненно важные проблемы. Они затрагивают интересы каждого народа и каждогочеловека в отдельности.
Различаютнесколько групп глобальных проблем:
Глобальные (общечеловеческие) проблемы:
· Интерсоциальные проблемы.
- Проблемы мира между народами.
- Проблемы создания нового международногоэкономического порядка.
- Проблемыустранения неравномерности экономического развития разных стран.
- Проблемысвязанные с международным терроризмом.
· Проблемы, как результатвзаимодействия природы и общества.
- Проблемы природных ресурсов.
- Проблемы освоения мирового океаны с космоса.
- Экологические проблемы.
- Продовольственные проблемы.
· Проблемы как результат взаимодействия человека и общества.
- Проблемы народонаселения (демографические).
- Проблемы здоровья человека.
- Проблемы образования.
Решение этих проблем возможно толькосовместными усилиями народов всех стран. В каком направлении будет осуществленоих решение, зависят судьбы всего человечества.
Поиск контуров нового мира, где глобальные проблемысмогут найти свое разрешение, привел к серьезным изменениям в общественномсознании. Появляются различные теории, авторы которых предлагают решить этипроблемы, рассматривая человека в качестве части природы.
В трудах русских космистов (Н. Ф.Федоров, В. И. Вернадский) высказывается идея автотрофности будущегочеловечества. Традиционное представление о мире и человеке в нем исчерпалосебя, свои возможности. На смену идет афтотрофно-созидательное будущее, гдеобщество и природа будут рассматриваться в единстве с бесконечнымкосмосом.
8. Космизм– это философское явление, отражающее проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческойдеятельности. (Русский космизм. Представители: Н. Ф.Фёдоров, В. С. Соловьёв, В.И. Вернадский, П. А. Флоренский, К. Э.Циолковский.).9. Антропология — это наука обиологической природе человека. Философская антропология – рассматривает всю совокупность фактов, гипотез, версий имеющих отношение к человеку. Известные этапы становления философскойантропологии: 1) Доклассический (до середины XIXвека)2) Классический период (К.Маркс, Ф. Достоевский, В.Вернадский, Н. О. Лосский, Н. Бердяев)3) Неоклассический.4) Пост классический.10. Когерентная истина -это взаимосоответствие высказываний, согласованность высказываний, знаний с системой знаний о мире в целом.Литература1. Философский энциклопедический словарь. Издательство “Советскаяэнциклопедия”, 1983.
2. Философия и мировоззрение.В. Н. Ивановский. Понятие философии. Структура философии.), с. 243., М., 1990.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21. с. 265.
4. Философия. Справочникстудента. М. 1999.
5. Введение в философию.Учебник для высших учебных заведений. М. 1989.
6. А. Д. Московченко. Философия. Учебное пособие. Томск. 2001.