Реферат по предмету "Философия"


Иррациональное в существовании человека

Содержание
 
Введение……………………………………………………….…………………3
Тема о человеке как центральнаяфилософская тема…………………….........6
Человек особый род сущего. Человеческое вчеловеке……………….….........9
Заключение………………………………………………………………..........15
Список литературы……………………………………………………............16
 

 Введение
 
Ни какое обществореально не существует как нечто вполне самодостаточное, пребывая в гордомодиночестве. И чем дальше развивается то или иное общество, тем больше оновступает во всевозможные контакты с другими государствами, образуя всё болеесложные связи и отношения. Это имело место у первобытных племён. С тех порвзаимные связи сообществ и обществ всё более усиливались и усложнялись.Человек, как по своей биологической природе, так и по вселенским законам, вкоторый он вписан изначально, и по своей социальной сущности – члены единой«планетарной семьи». Каждый из нас, являясь гражданином того или иногогосударства, одновременно в широком смысле гражданин и всего человечества. Ведьв какой-то мере он несёт на своих плечах груз моральной ответственности за всё,что происходит в мировом сообществе.
Как бы ни былагениально богата духовная жизнь того или иного человека, каким фонтаном ни билабы сила его разума во вне, она всё же не самодостаточна и ограничена, если неусвоит духовных ценностей человечества, не почерпнет из кладезя других народови истории. Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства человечествавсегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельногочеловека. По самой сути народы призваны «устроиться» на Земле всемирно.Человечество можно (разумеется, условно) уподобить единому сборному существу:оно росло из поколения в поколение подобно тому, как отдельный человек растётсо сменой своих возрастов. А в своём росте, подчиняясь общечеловеческомупринципу прогрессивного развития, каждое общество и каждая общество и каждаянация призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом в тойили иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь.
Один древний мудрецсказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.
Проблема человека –одна из основных, если не централизованная, во всей мировой философской мысли.Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основныхмировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политикидемократических государств. Д. Дидро [1] считал человека высшейценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумнымцентром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которомувсе должно возвращаться. Фирдоуси писал:
В цепи человекстал последним звеном,
И лучшее всевоплощается в нём,
Как тополь,вознесся он гордой главой,
Умом одарённый иречью благой,
Вместилище духа иразума он,
И мир бессловесныйему подчинён.
У. Шекспир устамиГамлета говорит:
«Что за мастерскойсоздание – человека! Как благороден разумом! Как беспределен в своихспособностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен и действии! Как онпохож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего Бога! Красавселенной! Венец всего живущего!»
При размышлении очеловеке на память приходят и строки В.А. Жуковского:
«При мысливеликой, что я человек,
Всегда возвышаюсьдушою»
Какими бы абстрактными,естественнонаучными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум,все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудноймыслью об их связи с самим человеком – с его внутренней сущностью или егопотребностями. В достижении свободы и блага человека заключён смыслсоциально-политического и научно-технического прогресса, к постижению тайнчеловека стремится искусство, их вдохновляется любое и каждое человеческоедеяние. Если изъять из всего многообразия человеческой деятельности еёориентированный на самого человека стержень, то исчезнет и цель всякойдеятельности, и её движущие силы.

ТЕМА О ЧЕЛОВЕКЕКАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТЕМА
 
Мгновенный опытразвития философии убеждает, что существует центральная философская тема,вокруг которой группируются все другие темы, проблемы, вопросы философии. Этатема о человеке.
«Человек всегда был,есть и будет наиболее интересным явлением для человека», — писалдревнегреческий мыслитель Эмпедокл. С древности люди задумывались надсобственной природой. «Познай самого себя» — это изречение со времён Сократастало повторять, что его интересуют не деревья в лесу, а люди в городах. «Чтотакое человек и каково его истинное назначение. Это основной вопрос – последняяцель всей человеческой мысли», отвечал русский философ С.Л. Франк[2].
Почему основной темойявляется тема о человеке? Очевидно этот вопрос универсального значения, которыеставит и решает философия, имеют смысл не сами по себе, а применительно кчеловеку. Философия решает вопросы о предельных основаниях бытия. Для чего? Чтобыуяснить место человека во Вселенной, разгадать смысл его жизни и егопредназначения в мире (на Земле). Все разделы философского знания прямо иликосвенно служат поискам ответов на вопросы о человеке. К чему бы ни обращаласьфилософия, какие предметы ни попадали в её поле зрения, её взор неизменновозвращается к человеку. Для философии вполне справедливо изречение древнегофилософа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей.
Согласно Сократу,человек есть существо, которое постоянно ищет самого себя, осмысливает,испытывает себя и условия своего существования. Критическая, испытывающаяустановка по отношению к жизни и определяет ценность жизни «А безиспытания…жизнь не в жизнь для человека», говорит Сократ [3].Главной частью души является разум, которому противостоят страсти или аффекты.Последние суть не что иное, как вожделение и желания, влекущие человека кнеумеренности, чрезмерности и тем самым разрушающие равновесие души. Разум жеесть источник того, что Сократ называет «самообладанием[4]».По Сократу свободен тот, кто умеет управлять страстями, умеет их ограничивать.Развивая свои мысли о человеке, Сократ создал стройное этическое умение,поэтому его принять считать одним из основоположников этики – науки о морали инравственности.
С философской точкизрения целесообразно выделить в составе человеческого бытия три части. Этичасти таковы: дух, душа и тело.
Дух – первоначальноимел исключительно религиозный смысл. Дух – это сфера ценностей неутилитарногохарактера. Эта также сфера идеалов. В духе человек поднимается до определения иуяснения высших ценностей. Он мысленно освобождается от непосредственныхпотребностей и рутины повседневности. В то же время человек может быть охваченне только духом добра, но и духом злобы.
Но и в том и другомслучае дух остаётся тем, что выше человека управляет им. Если духовная жизньскладывается благополучно, то человек устремляет свою душу ввысь в поискахвозвышенного смысла и идеалов, способных облагородить его жизнь и его самогочеловека, формирует принципы, которые он считает незыблемыми и во имя которыхон порой готов пожертвовать своей жизнью. Понятие духа фиксирует ориентациючеловека на отыскание устойчивых оснований своего бытия.
Душа – человекподнимается над собой, душа же есть непосредственно данное. Душевная жизнь – сфера непосредственных переживаний, впечатлений,мыслей. В понятии души больше присутствует интимно-личностный аспект.
В связи с ростомвлияния естествознания вновь и вновь возникают попытки исключить понятие души(как и духа) из философии и в целом из культуры. Сторонникам естественнонаучнойориентации эти понятия представляются недостаточно строгими, несоответствующими стандартам научности. В частности, их пытались заменитьпонятием сознания. Однако сознание есть важная, но только одна часть душинаряду с другими. Это стало особенно очевидно с признанием существованиябессознательных структур человеческой психики.
Понятию душидействительно свойственна некоторая неопределённость, отличающая его от многихпонятий естественно – математических наук. Но в этой неопределённости можноусмотреть не только недостаток, но и преимущества. В силу своей неоднозначностипонятия души ассоциативно. Оно вызывает множество ассоциаций художественного,поэтического, религиозного и другого характера. Сохранение в философии понятиядуши поддерживает связь философского знания с другими формами культуры, вкоторых идея души позволяет также не утрачивать связь с историей и с культуройпрошлого, которая немыслима без понятия души.
Тело – отражаетматериально-вещественную сторону человека. Изучением телесных проявленийчеловеческого существа непосредственно заняты конкретные науки: биология,анатомия и физиология, медицина и др. Философию же интересует не столько телосамо по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа.
Конечно, человек неесть бесплодный, т. е не бестелесный, дух. Но очевидно, что тело, или веществочеловека, не есть сам человек. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? Видимо, не всё в человекеявляется собственно человеческим. Целесообразно, следовательно, отличатьчеловеческое в человеке оттого, что таковым не является, но тоже присутствует вчеловеке. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С другой –человеческое не есть «ангельское». Собственно человеческое располагается междуживотной и идеальной сторонами человека. Следовательно, человек – этовозможность стать человеком. Это свобода выбора. Человек может пасть нижеживотного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородстваи духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемойвыбора. Человек как бы не завершён, он есть непрерывное становление. Свободачеловека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными,подвижными, изменчивыми.
ЧЕЛОВЕК – ОСОБЫЙРОД СУЩЕГО. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
 
Для философиихарактерно признание того факта, что человек есть исключительно существо илиособый род сущего. Рядом с человеком просто некого поставить, если даже принятьво внимание всё многообразие известных творений природы; человек кардинальноотличается от всего. Каждый человек осознаёт отличие человеческого рода от иныхсуществ, поэтому это есть факт самосознания, общий всем людям. Он находит своёподтверждение во многих проявлениях. Человек познает и преобразовывает природу,создаёт произведения искусства, планирует и рационально организует своюдеятельность, обустраивает и совершенствует свой быт. Человек создал особый,грандиозный по масштабам мир: общество, культуру, производство. Техническиедостижения поставили его в господствующее над остальной природой положение. Всеэти факты позволили и позволяют говорить о человеке как о существе разумном,думающем, способном к мышлению. Человек есть Homo sapiens — «человек разумный» — таковаизвестная формула, выражающая специфику человека и его особое положение в мире.Вместе с тем легко убедиться, что эта формула неполна, поскольку раскрываеттолько одну сторону дела. Многие факты говорят о противоположном – онеразумности человека.
Современная философияантропология не закрывает глаза на проявления агрессивности, на скрытые итёмные импульсы, на «ночного» человека. Она не рассматривает их как что-тослучайное и второстепенное. Невозможность уклониться от теоретическогопризнания тёмной стороны человеческой природы стала особенно очевидной послепоявления психоанализа – теории, автором которой является известный психолог ифилософ З. Фрейд (1856 – 1939).
Учение З. Фрейдавесьма сложно и имеет множество аспектов. В этом аспекте важно обратитьвнимание на то, что З. Фрейд обнаружил, сколь значительную роль играет в жизничеловека бессознательное.
Согласно Фрейду,бессознательные импульсы и влечения лежат в основе всех проявленийчеловеческого духа, в том числе самых возвышенных и благородных. Человек, посути, постоянно переживает конфликт между сознанием и бессознательнымивлечениями. Особое место среди последних занимает сексуальное влечение, котороеЗ. Фрейд обозначил особым термином «либидо». Именно либидо обуславливает собойтворческую активность человека во всех сферах деятельности: искусстве, научномпознании, в конечном итоге – во всех проявлениях жизни. Действие либидо неосознаётся непосредственным путём, но может быть выявлено специальнымипсихологическими методами через анализ снов и других неконтролируемыхпроявлений психики (отсюда и название теории – «психоанализ»)
Бессознательноевлечение, дающее человеку главный заряд психической энергии, можетфункционировать двумя различными способами. Во-первых, оно можетсублимироваться[5]. Иначе говоря, человексмутно чувствует импульсы влечения, но это толкает его к развитию активности, вкакой либо из сфер культуры и творчества; человек неопознано возвышает(сублимирует) влечение. Благодаря этому он может достичь успехов в избраннойсфере деятельности, в том числе значительных, — в зависимости от силы влеченияи правильности процесса сублимации. Сублимация – это нормальный способфункционирования бессознательных влечений. Другой способ называется«вытеснением». Вытеснение по своей направленности противоположно сублимации.Человек неосознанно загоняет свои влечения в самые дальние уголки психики,накладывает на них жесткий запрет. Но от этого они не исчезают. Они становятсяисточником отрицательной энергии, рождают агрессивность. Вытеснение приводит кразличным психическим расстройствам и нервозам. З. Фрейд разработал специальныеметоды восстановления нормальной психической жизни посредством выявлениянормальной психической жизни посредством выявления скрытых влечений. Будучивыявленными и поставленными на свет сознания, они утрачивают своюразрушительную силу. В последующее время усовершенствованный психоанализ сталво многих странах чрезвычайно популярным средством чрезвычайно популярнымсредством психологической терапии.
Учение З. Фрейда обессознательном показывает, сколь сложен человек и сколь ошибочно рассматриватьего только лишь как сознательное и исключительно разумное существо. Более того,человек склонен к самообману; он неосознанно обманывает сам себя. Фрейдизм сталодним из тех факторов, которые нанесли сокрушительный удар пополоско-рационалистическим представлениям о человеке.
Вместе с тем визображении З. Фрейда человек предстал как существо, руководимое исключительнонизменными устремлениями. Это произошло потому, что его тория производитнизведение (редукцию) всех высших проявлений человеческого духа до низших. УЗ.Фрейда вольно или невольно получается, что всякими возвышенными устремлениямиследует подозревать нечто примитивное и неизменное. Собственно говоря, ничеговозвышенного как такового и не существует: есть только психологическая иллюзияили непроизвольный самообман. Понятие сублимации у З.Фрейда оказывается пустым,ведь если высшее подлинно не существует, то не остаётся того, к чему возможнасублимация. Критики предложили толковать фрейдовскую концепцию не как отражающуюреальность, а как предостережение об опасностях, заложенных в глубинах психикичеловека.
Для философскогопонимания человека концепция психоанализа не прошла бесследно. Стало ясно, чторассматривать человека следует более внимательно и глубоко, чем этопредставлялось ранее. Человек не только рациональное существо. Он скорее есть«точка пересечения двух миров» — мира «горнего», возвышенного и духовного, имира «дольнего», природного. И в этом состоит его специфика как особого родасущего.
Природа человекамногообразна. Не всё в ней может быть отнесено к собственно человеческому.Можно определить человека как политическое (общественное) животное. Именно такопределил его ещё Аристотель
«Человек естьживотное, испытывающее раскаяние» — так определил его З.Фрейд. Человек есть«ещё незавершённое животное» — это определение принадлежит Ф.Ницше (1844-1900).Все эти и иные определения схватывают некоторые черты многообразной природычеловека. Но если идти по такому пути, то придётся каждый раз ограничиваться констанциейчего-то важного, но не исчерпывающего. Кроме того, в этом случае ускользаетсама специфика человеческого. Видимо, в многообразной природе человека следует очертитькруг того, что является «человеческим в человеке», отграничив его от того, чтотаковым не является. Очевидно, что в этом случае нельзя обойти вниманиенравственную сторону в человеке. Тогда определение выглядело бы так: человекесть существо, способное различать добро и зло. Нравственность есть то, чтовозвышает человека на природным миром. Так полагал, например, И.Кант. Вл.Соловьёв (1853-1900) выделял в человеке три качества, составляющие сутьчеловеческого: стыд, сострадание, благоговение перед высшим. Согласно Вл.Соловьёву, человек испытывает чувство стыда перед низшими проявлениями своейприроды. Он обладает способностью сострадать не только другому человеку, но ивсякому живому существу. Наконец, он способен преклонятся перед тем, чтосчитает святым или возвышенным (т.е. ценностями): перед памятью предков,совершениями прошлых поколений, перед истиной, добром и красотой, перед Богом.
По Фрейду личностьразделена на Оно, Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго). Под Оно имеется виду сферабессознательного, подчинённая лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений,противоречий и отрицания. Все инстинкты и связанные с ними влечения Фрейдразделяет на две противоположные группы: первая охватывает влечения Эго,инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая – половые инстинкты жизни.Последние, по мнению Фрейда, являются инстинктами «эроса». Для первой группыхарактерны тенденции, толкающие человеческий организм к возврату в животноесостояние. Конкретным проявлением инстинкта смерти является, например, садизм.Садисту приятно видеть страдание, а причинять его ещё приятнее. Проявлениеминстинкта жизни является эротическая любовь. Фрейд рассматривает сознаниеличности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинноесодержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащееимпульсивные влечения и страсти. Между ними существует постоянный конфликт,причём разум враждебен индивидуальности, он подобен «всаднику, который долженобуздать превосходящую силу лошади, опираясь на заимствование из внешнего мирасилы». Господствующими мотивами поведения являются сексуальные, и лишь черезнеудачи в любви возможна творческая трансформация. Сознание создаёт различногорода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу,являясь для неё цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя тольков областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания идр.) или прямо ненормальных (неврозы, психозы и др.).
Недостаткамифрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психикечеловека, человек понимается в основном как биологическое, сексуальноесущество, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбе с обществом,заставляющим подавлять свои сексуальные влечения.
При психоанализестоит задача:
1.       Воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызываютболезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведениечеловека
2.       Реконструировать прошлое, высвободить подавленную энергию и использоватьеё для конструктивных целей, придать этой энергии новое направление.
ЦЕЛЬ: «превратитьчрезмерные страдания невроза в нормальные обыкновенные невзгоды повседневности»
Заслуга Фрейда в том,что он выделил сферу бессознательного и подверг её профессиональному анализу.Но он явно преувеличил её роль в поведении нормального, здорового человека,который, как правило, в своём поведении руководствуется разумом, адекватноотражающим логику вещей и событий. Человек – это, прежде всего сознательное,разумное существо. Не только мышление, но и эмоции пронизаны сознанием.Конечно, когда человек спасает утопающего, вытаскивает ребёнка из огня, рискуясобственной жизнью, он в этот момент не думает о значимости своего поступка, нерассчитывает, не обобщает, не размышляет – он действует мгновенно, под влияниеминтуитивно-эмоциального порыва. Но ведь сама эта эмоция сформировалась на почвенравственно – воспитанных навыков, разумных стремлений, трудовой и иной помощи.Под этим порывом, казалось бы, безотчётным, лежат глубокие пласты «снятой»сознательной жизни. Но при всём этом, признаёмся сами себе: разум далеко невсегда господствует над остальными силами нашей души.

 Заключение
 
Вдумавшись в сутьжизни общества и в историю человечества как единого целого, мы должны признать,что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется,те, которые оказались достойными быть принятыми в потоке истории человечества.Они вдвойне преобладают над живущими: как их явные образцы и как их тайныепокровители – как глубинный механизм культурного массива, через который«усопший разум» действует в частной и общей истории видимого прогрессирующегона Земле человечества. Значение объективный и субъективный смысл посмертногобытия определяется теснейшим единством с самим существом человечества живущего.Следовательно, и умершие, и живущие имеют свою особую реальность: у первых онаболее достойная и умеренная, а у вторых – более свободная и двойственная. Ноясно, что полнота жизни человечества для тех и для других может состоять тольков их совершенном единодушии и всестороннем взаимодействии: мы поклоняемсяусопшим, помня о них, а они оставленными нам творениями малых и великих делпитают наш опыт, обучают нас жизни и делам нашим.
Человечество, будучимноголиким. В тоже время целостно, И оно было таковым ещё за долго до XX в. Когда цивилизация оказалась в опасности, человекособенно остро чувствовал это, как тесно переплетены её корни. Человек кровнозаинтересован в мирном, деловом и доброжелательном диалоге, в предотвращениивойн, в научно-техническом и культурном прогрессе. В любовно-бережном отношениик природе. В нормальных условиях своей жизни. Человеку есть место на планете, ион должен жить в мире и красоте и неустанно улучшать условия своего бытия, а неухудшать его.
Утверждая принципсамоценности личности, мы не должны забывать, что единичная личность таковая нев состоянии реализовывать всю полноту жизненного бытия. Это в принципенедоступно отдельному человеку.
Человек являетсягражданином в правовом государстве: это член гражданского общества. Настоящим,полным человеком – личностью является только гражданин: он – сын своегоотечества, единичный субъект человечества, ибо человек одинокий, представленныйсамому себе, бессилен против стихий природы, бесчеловечных людей и хищныхзверей. Осуществление нашей индивидуальной жизни невозможно без соответствующейеё интеграции в сфере социально – исторической: за каждым из нас тянетсякультурно – исторический шлейф всемирной истории.
Каждый человек естьиндивидуальность – на Земле нет одинаковых и похожих друг на друга людей.

 Список литературы
 
1. Спиркин А.Г. Философия. – М.:Гардарики, 2000.
2. Шаповалов В.Ф. Основы философии. Отклассики до современности: пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
3. Алексеев П.В. Философия. Учебник. –М.: Проспект, 2001
4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация.Общество. – М.: 1992


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Древние Славяне - наши предки
Реферат Мой выходной день
Реферат Дедуктивное умозаключение
Реферат Оценка целесообразности организации собственного подразделения "Мастер окон"
Реферат Ан проект региональной программы развития малого и среднего предпринимательства на 2012-2014 годы с общим объемом финансирования из областного бюджета 234,1 млн
Реферат Относительные и средние величины, оценка их достоверности. Вариационные ряды. Методика анализа динамического ряда. Стандартизация
Реферат Деякі напрямки підвищення рівня професійної підготовки спеціалістів у вищій школі України
Реферат Роль почки в организме Понятие об обмене веществ Продолговатый мозг
Реферат Экзаменационные билеты по физическим основам психики за весенний семестр 2001 года
Реферат Эвенки как народ, их обычаи и традиции
Реферат Ancient Egypt Essay Research Paper The term
Реферат Детская агрессивность и способы ее коррекции
Реферат Опыт разработки методик оценки усвоения школьниками социальных ролей
Реферат Организация питания учащихся школ
Реферат Thomas Kuhn And Textbooks Essay Research Paper