Реферат по предмету "Философия"


Индуктивное умозаключение, энтитема, силлогизмы: правила построения

План
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
Список литературы

Упражнение1
1.               Доказательство,полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Данноедоказательство не имеет юридической силы, потому что оно получено с нарушениемзакона.
(E)Доказательство, полученноес нарушением закона(М), не имеет юридической силы(Р).
(A)оно(доказательство)(S) получено снарушением закона(М)
(E)Данноедоказательство(S) не имеетюридической силы(Р)
Субъектзаключения «доказательство» является в силлогизме меньшим термином, а предикат«не имеет юридической силы»-большим. Термин, входящий в посылки, ноотсутствующий в заключении «получено с нарушением закона» является среднимтермином.
Данныйсиллогизм построен по правилам 1 фигуры
В первой фигуре средний термин занимает местосубъекта в боль­шей и место предиката в меньшей посылках.
Модус ЕАЕ..
Нарушено правило посылок:
Правила 1-й фигуры:
1. Большая посылка —общее суждение.
2. Меньшая посылка —утвердительное суждение.
Большая посылка являетсяобщеотрицательным суждением (Е)/> /> /> />  

Меньшая посылка являетсяобщеотрицательным суждением (А)

/> 

Вывод являетсяобщеутвердительным. (Е)
Общая схема в кругахЭйлера.
/>/>
Заключение не следует с необходимостью, так как нарушеноправило фигуры. Следовательно, вывод ложный.
2.Мошенничество — преступление, а поскольку все преступления наказуемы, томошенничество наказуемо.
(А)Всепреступления(М+) наказуемы(Р-)
(А)Мошенничество(S+) есть преступление(М-)
(А)Следовательномошенничество(S+) наказуемо(P-)
Субъектзаключения «мошенничество» является в силлогизме меньшим термином, а предикат«является наказуемым»-большим. Термин, входящий в посылки, но отсутствующий взаключении «преступление» является средним термином.
Большаяпосылка – общеутвердительное суждение (А)
/>

Меньшаяпосылка –общеутвердительное суждение (А)
/>
Заключениетак же типа А.
Общаясхема в кругах Эйлера:
/>
Данныйсиллогизм построен по правилам первой фигуры
Правилафигуры не нарушены, правила терминов и посылок не нарушены. Особые правилапервой фигуры соблюдены: большая посылка общеутвердительная, меньшаяутвердительная.
Модусданного силлогизма-ААА
Заключениеследует с необходимостью. Силлогизм является правильным по строению и истиннымпо содержанию.
2.               Всестуденты юридических вузов изучают логику. Соколов изучает логику. Значит, онстудент юридического вуза
Все студенты юридическихвузов(Р+) изучают логику. (М+)
Соколов(S+) изучает логику. (M-).
Значит, он (Соколов) (S) студент юридического вуза(P)
Субъектзаключения «Соколов» является в силлогизме меньшим термином, а предикат «студентюридического вуза»-большим. Термин, входящий в посылки, но отсутствующий взаключении «изучает логику» является средним термином.
Большаяпосылка –общеутвердительное суждение (А)
/>
Меньшаяпосылка – общеутвердительное суждение (А)
/>
Заключениетак же типа А.
Общаясхема в кругах Эйлера
/>
Данныйсиллогизм построен по второй фигуре. Во второй фигуре средний термин занимаетместо предиката в обеих посылках
Правила 2-й фигуры:
1. Большая посылка —общее суждение.
2. Одна из посылок —отрицательное суждение.
Следовательно,нарушено правило фигур
МодусААА. Такого модуса во второй фигуре нет.
Заключениес необходимостью не следует, так как нарушено правило фигуры.
Упражнение2
 
1. Н. не знает правиласиллогизма, поскольку не может проверить предложенный ему силлогизм.
В данной энтимемеотсутствует большая посылка. А именно:
Кто не знает правиласиллогизма, не может проверить предложенный ему силлогизм.
(А) Кто не знает правиласиллогизма (Р), не может проверить предложенный ему силлогизм (М)
(Е) Н. (S+) не может проверить предложенныйему силлогизм (М+)
(Е) Н. (S) не знает правила силлогизма (Р)
1 посылка –общеутвердительное суждение (А): субъект распределен, предикат не распределен
2 посылка –общеотрицательное суждение (Е): субъект распределен, предикат распределен
Заключение –общеотрицательное суждение (Е).
·                  Больший термин – незнает правила силлогизма.
·                  Средний термин –не может проверить предложенный ему силлогизм.
·                  Меньший термин –Н.
Данный силлогизм построен по правилу 2 фигуры.Вовторой фигуре — средний термин занимает место предиката в обеих посылках.
Правила 2-й фигуры:
1. Большая посылка —общее суждение.
2. Одна из посылок —отрицательное суждение.
Модус АЕЕ.
Вывод: Средний термин распределен в 2 посылке, занимает местопредиката в обеих посылках.
2 посылка являетсяотрицательным суждением. Заключение, следовательно, отрицательное суждение.
Значение следует снеобходимостью.
2.Люди от природы стремятся к знанию. Знание — сила.
В даннойэнтимеме отсутствует заключение. Добавляем:
Следовательно,люди стремятся к силе.
Люди(S) от природы стремятся к знанию(M).
Знание(M) – сила(P).
Следовательно,люди(S) стремятся к силе(P).
Большаяпосылка – знание — сила– общеутвердительное суждение (А)
/>
Меньшаяпосылка – люди от природы стремятся к знанию–общеутвердительное суждение (А)
/>
Заключениетак же типа А.
Общаясхема в кругах Эйлера:

/>
Данныйсиллогизм построен по правилам 1 фигуры
В первой фигуре место субъекта в боль­шей и местопредиката в меньшей посылках
МодусААА.
Заключениес необходимостью совпадает.
3.               Всякаялесть есть умышленное извращение истины, но иногда умышленное извращение истиныприятно.
Здесь, на наш взгляд,отсутствует заключение
А именно: Следовательно,иногда лесть приятна.
(А) Всякая лесть (S+) есть умышленное извращение истины(М-)
(I) иногда умышленное извращение истины(М) приятно(Р).
(I) Следовательно, иногда лесть(S) приятна(P)
Субъектзаключения «лесть» является в силлогизме меньшим термином, а предикат«приятна»-большим. Термин, входящий в посылки, но отсутствующий в заключении«умышленное извращение истины» является средним термином.
Большаяпосылка – общеутвердительное суждение (А)
/>
Меньшаяпосылка – Часноутвердительное суждение (I)

/>
Заключениетак же типа I.
Общаясхема в кругах Эйлера:
/>
Данныйсиллогизм построен по правилам 4 фигуры
В четвертой фигуре средний термин занимает местопредиката в большей и место субъ­екта в меньшей посылке.
Модусданного силлогизма- АII
Такого модусав 4 фигуре нет
Заключениене следует с необходимостью.
 
Упражнение 3
1. Земля(а) имееттвердую поверхность(е). Другие планеты Солнечной Системы (Меркурий(b), Венера(c), Марс(d)) тоже имеют твердую поверхность(e). Значит, все планеты Солнечнойсистемы(f) имеюттвердую поверхность(е).
Логическая схема:
A вызывает Е
BCDвызывает Е
Следовательно Fвызывает Е
((a Ù b Ùc Ùd) ® e) ®(f ® e)
Данное заключениеявляется индуктивным. Логический вывод сделан на основе нахождения общего, этохарактерный признак метода сходства. Данное умозаключение является истинным илогически корректным. Перечислены все возможные причины исследуемого явления,логический вывод приобрел доказательное значение.
2. Работник Джон Nорганизации был отправлен вслужебную командировку в г.Якутск (а). Согласно ТК РФ (ст.168), организация, вкоторой работает Джон, обязана возместить ему расходы, связанные со служебнойдеятельностью (b). Джон получил в бухгалтерии деньги на проезд в г. Якутстк и обратно, N-ю сумму на проживание в гостинице (c). Значит Nорганизации обязана ему возместить и«суточные». (d)
((а —> в) Ùc) —> d
 
Данное умозаключениедедуктивное. Дедукция — это рассуждение, опирающееся на закономерное общееположение, и от него переходящее к тем или иным конкретным случаям приложенияобщего. В данном случае, вывод происходит из уже имеющегося знания.
3. На картине И.Репина «Торжественное заседание Государственного Совета» изображено 82человека. Д.Н. Набоков (a) – член Государственного Совета (b), Д.П. Голицын (c) — член Государственного Совета (b). Д.А. Философ (d), П.А. Макаров (f), Н.П. Петров (g), Н.Н. Обручев(h) – тоже члены ГосударственногоСовета (b). Значит,все персонажи картины (i) — члены Государственного Совета (b).
A вызывает b
C вызывает b
DFGH вызывает b
Следовательно I вызывает b
Данное заключение являетсяиндуктивным. Логический вывод сделан на основе нахождения общего, этохарактерный признак метода сходства. Данное умозаключение является истинным илогически корректным. Перечислены все возможные причины исследуемого явления,логический вывод приобрел доказательное значение.

Списоклитературы
1.               Гетманова А.Д.«Логика» — М.: «Высшая школа» ,1996 – 288 с.
2.               Ивлев Ю.В.Логика: учебник. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1992 – 270 с.
3.               Челпанов Г.И.Учебник логики — М.,2001- 107 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.